Еда как вдохновение: топ-10 натюрмортов в истории живописи
Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.
В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.
Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569
Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, StockholmВ XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.
Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.
Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615
Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615 © Rijksmuseum, Amsterdam«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис Ван Дейк был одним из первых, кто начал рисовать эти «части завтрака», столы, сервированные на одного человека, при этом еда на них столь обильна, что ею вполне можно было накормить большую компанию: пирамида из сырных голов возвышается в центре стола, накрытого восточной скатертью; рядом стоят корзины с фруктами и хлебами, тарелки с маслинами и орехами, кувшин и бокалы с вином. Иллюзия реальности поразительна; недаром в XVII веке Теодор Шревелиус писал: «Это Флорис ван Дейк, который может заманить и поймать страстных женщин и даже птиц своей художественной кистью».
Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621
Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621 © Государственный Эрмитаж«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами: «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение: и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка, и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин со всеми мыслимыми фруктами. Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.
Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573
Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573 © Musée du Louvre, ParisИтальянский живописец, декоратор, маньерист, Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых замечательных насмешников своего времени. Он создавал портреты, но так, как прежде никто не делал. Его портреты смело можно назвать и натюрмортами, ведь «лица» на них собраны, наподобие мозаики, из фруктов, овощей, птичьих перьев, рыбьих плавников, грибов и травы. Люди эпохи Возрождения любили головоломки, загадки и всевозможные странности, так что Арчимбольдо не был более странным, а просто потакал вкусам своего времени.
«Лето» — одна из четыре картин цикла «Времена года», символизирующая этапы человеческой жизни: юность, молодость, зрелость и старость. Юность жизни у Арчимбольдо состоит из сочных и спелых фруктов, овощей и ягод — айвы, персиков, вишни, винограда, малины и ежевики, огурца, помидора и баклажана, в обрамлении колосьев пшеницы.
При жизни Арчимбольдо бы невероятно популярен, но после смерти на долгие годы впал в забвение. Интерес к его творчеству снова появился в 30-е годы ХХ века и уже не ослабевал. Картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, в парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.
Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763
Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, ParisВ эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.
Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838
Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838 © Киевский национальный музей русского искусстваИван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров. «Грибы, рыба и овощи» по настроению, цветовому решению и стилю максимально близки к голландскому натюрморту XVII века.
Предметный мир натюрмортов Хруцкого лишен особого символического значения, но говорит о многом. Незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы, ягоды и фрукты показывают жизнь в небольшом сельском поместье второй трети XIX столетия, все напоминает о летнем приволье и домашнем уюте.
Глядя на «Грибы, рыба и овощи», можно почти физически ощутить свойства каждого из изображенных предметов: шершавость лукошка, замшевую мягкость грибных шляпок, прохладный бок рыбины и гладкость медного блюда. Можно даже почувствовать запах леса, еловой хвои, реки, жизни рядом с природой, в гармонии с ней.
Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881
Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 © Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, WilliamstownНатюрморт в творчестве импрессионистов занимал не главную роль, но, тем не менее, встречается почти у всех художников этого направления. Ренуар — не исключение, за жизнь он написал 1880 натюрмортов!
Фруктово-овощные миксы Ренуара не всегда реалистичны с точки зрения гастрономической совместимости, но всегда восхитительны по цвету, свету и «вкусу». Он писал натюрморты сразу по окончании очередного портрета, чтобы отдохнуть и перезагрузиться, отчасти поэтому все они такие очаровательные и легкие. Натюрморт «Лук» прост и аскетичен. Шесть луковиц и две головки чеснока выписаны мастерски, текстура всех предметов выписана виртуозно, круглые луковые бока кажутся лакированными. Несмотря на простоту, в натюрморте ощущается жар и яркость Средиземноморья — картина была написана Ренуаров во время путешествия по Италии.
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 © Государственный Русский музейТрудно представить, что душевное и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но художника, по его же словам, спасала «чудесная страна воспоминаний» — сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о пышных красавицах, о теплых лазоревых вечерах, о ритуалах торжественных чаепитий, о жизни такой прекрасной в ее неторопливости и размеренности.
В этом натюрморте Кустодиева всего в избытке, всего вдосталь, но эта избыточность не кажется вульгарной. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный сверкающим самовар, очевидно пышущий жаром, истекающий сахарным соком арбуз соседствует на столе с выпечкой и фруктами, кот, ластящийся к хозяйке, — это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, которая могла бы быть такой.
Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918
Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918© Государственный Русский музей
Предметный мир натюрмортов Петрова-Водкина, как некая внутренняя вселенная, очень точно показывает настроение окружающего мира. Глядя на неодушевленные предметы, лежащие на столе (единственным «живым» персонажем картины является собака, но ее замечаешь в последнюю очередь), сразу чувствуешь настроение этого утра. Кажется, за столом кто-то только что сидел и отошел на минуту, оставил недопитый стакан с чаем, не притронулся к еде. Впереди целый летний день, в котором, возможно, будет небольшое путешествие, может быть даже приключение — на столе мы видим фонарик и спички. Верный пес не отходит от стола, в ожидании хозяина и, возможно, какого-то лакомства.
Возможно, за границами этого идиллического фрагмента, находится что-то более суровое, не видимое нам, и можно бесконечно фантазировать на тему предполагаемых событий этого летнего дня, очевидно лишь то, как мастерски Петров-Водкин простым языком вещей смог рассказать жизнь, со всеми ее радостями и тревогами.
Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923
Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 © Музей изобразительных искусств, Нижний ТагилЗинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семейные портреты представлены как жанровые сцены, в которых большую роль играет натюрморт. «На кухне» — не исключение.
Самое сложное в детском портрете — не скатиться в кукольность и сентиментальность. Серебряковой удалось избежать этого, дети на ее картинах не играют какую-то определенную роль, навязанную взрослыми, а живут своей важной жизнью, в которой множество разных серьезных и интересны дел. Именно так изображена на картине и младшая дочь художницы, Катя. Привычный быт здесь возведен в ранг красоты и гармонии, все настолько пронизано любовью и теплом, что даже рыбины на переднем плане не кажутся холодными. То, с какой почти идеализированной реалистичностью выписаны все детали натюрморта, говорит нам: в домашнем, семейном кругу не бывает неважных мелочей, все значимо и ценно.
Также читайте в журнале:
Моне, Климт, Ренуар и другие: самые красивые сады в живописи
От Брейгеля до Кустодиева: Нарушители социальной дистанции в искусстве
10 малоизвестных течений современного искусства: Египетский сюрреализм, Негритюд, AfriCOBRA
Теги: Живопись Натюрморт
Карта сайта
Карта сайта- В начало
- Новости
|
|
версия для печати
Натюрморт Живопись и то, как она пережила тысячи лет
Эдуард Мане однажды назвал
Здесь мы исследуем старинный жанр, прослеживая его историю и рассматривая известные произведения, чтобы ответить на вопросы: что такое натюрморт и как он развивался с течением времени?
Что такое натюрморт?
Натюрморт (также известный под французским названием nature morte ) картина представляет собой произведение, в котором в качестве сюжета используется расположение неодушевленных предметов. Обычно эти предметы ставятся на стол и часто включают в себя органические предметы, такие как фрукты и цветы, а также предметы домашнего обихода, такие как стеклянная посуда и текстиль.
Термин «натюрморт» происходит от голландского слова s illeven , получившего известность в 16 веке. Хотя именно в это время натюрморт получил признание как жанр, его корни уходят в глубокую древность.
видов натюрмортов
Якопо да Эмполи, «Натюрморт», ок. 1625 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Большинство натюрмортов можно отнести к одной из четырех категорий : цветы, банкет или завтрак, животные и символика. В то время как большинство этих типов не требуют пояснений — цветочные композиции, как правило, сосредоточены на букетах или вазах с полными цветами, а банкетная работа включает в себя множество продуктов питания — символические натюрморты могут сильно различаться.
В большинстве случаев в символических картинах используются разные объекты для передачи более глубокого смысла или повествования.
История натюрморта
Древнее искусство«Натюрморт, найденный в гробнице Менны» (Фото: The York Project через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Самые ранние известные натюрморты были созданы египтянами в 15 веке до нашей эры. В древних захоронениях были обнаружены погребальные изображения еды, в том числе урожая, рыбы и мяса. Самый известный древнеегипетский натюрморт был обнаружен в 9 в.0003 Гробница Менны , место, стены которого были украшены чрезвычайно подробными сценами повседневной жизни.
Древние греки и римляне также создавали подобные изображения неодушевленных предметов. Хотя они в основном использовали натюрморты для мозаики, они также использовали их для фресок , таких как Натюрморт со стеклянной чашей с фруктами и вазами , настенная живопись I века из Помпеи.
«Натюрморт со стеклянной чашей с фруктами и вазами», 63–79 гг. н. э. (Фото: The York Project через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Средневековье
«Часы Екатерины Клевской», 1440
В Средние века художники приспособили натюрморт для религиозных целей. Помимо включения символических аранжировок в изображения библейских сцен, они также использовали их для украшения иллюминированных рукописей. Такие предметы, как монеты, ракушки и бушели фруктов, можно найти на полях этих книг, в том числе искусно украшенных « часов Екатерины Клевской» 9.0014 15 века.
Ренессанс
Ян Брейгель Старший, «Цветы в деревянном сосуде», 1606–1607 гг. (Фото: Google Art Project через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Художники Северного Возрождения популяризировали натюрмортную иконографию своими цветочными картинами . Эти произведения обычно демонстрируют красочную флору «из разных стран и даже разных континентов в одной вазе и в один момент цветения» (Метрополитен-музей) и часто не содержат других предметов. Эти картины приобрели известность в начале 17 века, когда художники Северного Возрождения все больше интересовались созданием реалистичных этюдов предметов повседневного обихода.
Питер Клас, «Ванитас — Натюрморт», 1625 г. (Фото: «Память Нидерландов» через Викисклад, общественное достояние)
Голландские художники Золотого века продвинули этот интерес к детальному цветочному искусству на шаг вперед, разработав свои vanitas картины. Картины Vanitas вдохновлены memento mori , жанром живописи, латинское название которого переводится как «помни, что ты должен умереть». Подобно memento mori изображениям , эти произведения часто сочетают срезанные цветы с такими предметами, как человеческие черепа, гаснущие свечи и перевернутые песочные часы, чтобы прокомментировать мимолетную природу жизни.
Однако, в отличие от memento mori искусства, vanitas картины «также включают в себя другие символы, такие как музыкальные инструменты, вино и книги, чтобы явно напоминать нам о тщеславии мирских удовольствий и благ» (Тейт).
Современное искусство
Винсент Ван Гог, «Подсолнухи», 1889 г. (Фото: Национальная галерея через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Натюрморт оставался популярной чертой многих направлений современного искусства. В то время как художники-импрессионисты, такие как Пьер-Огюст Ренуар, пробовали себя в этом жанре, он сделал свой крупный современный дебют в период постимпрессионизма, когда Винсент Ван Гог использовал цветочные вазы в качестве своего предмета, а Сезанн написал знаменитую серию натюрмортов с изображением яблок, винных бутылок. и кувшины с водой на перевернутых столешницах.
Поль Сезанн, «Корзина яблок» (ок. 1895 г.) (Фото из Wikimedia Commons Public Domain)
Некоторые из изображений Сезанна даже отдают дань уважения жанру vanitas , используя черепа.
Поль Сезанн, «Натюрморт с черепом», ок. 1895–1900 гг. (Фото: работа только на Викискладе, общественное достояние)
Помимо постимпрессионистов мастера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак и пионер поп-арта Рой Лихтенштейн также отдавали предпочтение предметам повседневного обихода, от ваз с фруктами до технологических изобретений.
Жорж Брак, «Натюрморт с метрономом», 1909 г. (Фото: Метрополитен-музей, Wikimedia Commons, общественное достояние)
Современное искусство
Тьялф Спарнаай, «Здоровый бутерброд», 2013 г.
Сегодня многие художники придают современный вид вечной традиции, рисуя натюрморты с современной едой и предметами в гиперреалистичном стиле. Как и произведения, которые их вдохновляют, эти картины в высоком разрешении доказывают, что даже самые обыденные предметы можно превратить в шедевры.
Эта статья была отредактирована и обновлена.
Статьи по теме:
Причудливые диеты знаменитостей воссозданы как классические натюрморты
Изысканные цветочные и пищевые композиции напоминают красоту изобразительного искусства натюрмортов
Красочные натюрморты с вышивкой причудливых комнатных растений и современный дизайн интерьера
Художник придает старым кистям новую жизнь и индивидуальность в виде барочных персонажей
Искусство изобилия: во славу натюрморта
Бартоломео Бимби. Груши. 1699. Холст, масло. Вилла Медичи. Изображение и данные предоставлены SCALA, Florence/ART RESOURCE, NY
Каждый год тема еды поднимается в наших мыслях и становится все более и более яркой, поскольку нас захлестывает волна планирования, подготовки и потребления для каникулы. В преддверии и праздновании наших роскошных банкетов и украденных угощений Артстор предлагает праздник гурманских натюрмортов. Воспринимайте это блюдо как закуску: монументальные 9 бартоломео бимби с горкой фруктов.0051 Pears ( 1699) знаменует крайность жанра.
Во-первых, давайте признаем, что термин «натюрморт» на самом деле является оксюмороном, основанным на голландском Stilleven – неподвижная жизнь (в академическом понимании жизни, как и в природе – все традиционные произведения naer het leven означают после или с натуры). Придуманная в семнадцатом веке этикетка была адаптирована на французском языке nature morte и итальянском языке natura morta буквально мертвая природа, что усугубляет противоречие.
Джованна Гарцони. Натюрморт с чашей цитронов. Конец 1640-х гг. Пергамент, темпера. Изображение и данные предоставлены музеем Дж. Пола Гетти.
От античности до импрессионистов художники-натюрморты высоко ценили натурализм, вплоть до иллюзионизма. Знаменитое обращение Плиния к Зевксису, изображающему виноград настолько реальным, что птицы ощипывают его, проникло в этот жанр со времен Римской империи. В семнадцатом столетии при дворе Медичи во Флоренции, где Бимби было поручено украсить целые комнаты фруктами и овощами, его коллега Джованна Гарцони нарисовала тонкую роспись темперой на пергаменте.0051 Натюрморт с чашей цитронов (конец 1640-х гг.) — настолько прекрасен, что чувствуется одинокая оса, пересекающая бугристую поверхность фрукта. Независимо от масштаба, в студиях по всей Европе цели научного наблюдения и технического совершенства были объединены в стремлении к реализму.
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633. Холст, масло. Изображение и данные предоставлены музеем Нортона Саймона.
В Испании Франсиско де Сурбаран и другие разработали свой собственный вариант, известный как 9.0051 bodegones (после слова tavern), который выделял тему, придавая драматический, даже мистический свет, как показано здесь в Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой (1633).
Ян Давидс. де Хем. Натюрморт с фруктами и лобстером. 17 век. Масло на холсте. Фотограф: Йорг П. Андерс. Изображение и данные предоставлены Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz.
Жанр достиг апогея в Нидерландах во время процветания и эксцессов Золотого века с новаторством pronkstilleven ( pronk , что означает показ или показ), здесь проиллюстрировано натюрмортом Яна Давидса де Хема с фруктами и лобстером (17 век). На полотне размером почти 3 на 4 фута художник изобразил ослепительное зрелище: пирамиду из сочных фруктов и багрового омара, увенчанную сверкающей посудой и блестящими панцирями. В верхнем углу — блеск задернутой занавески — еще одна отсылка к Плинию, который рассказывает не только о винограде Зевксиса, но и о занавеске, нарисованной его соперником Парразием так обманчиво, что Зевксис перехитрил его, попытавшись отодвинуть. Картина и ее 9Тип 0051 pronk приводит к яркому описанию английским послом Уильямом Темплом его командировки в Голландскую республику: «Склад мира, обитель роскоши, место встречи богатств».
Чтобы зритель не поддался соблазнам такой картины, она содержит множество предостережений: под их мягким румянцем гниет виноград, а омар, столь вездесущий в этих произведениях, был символом непостоянства и непостоянства в современной литературе. — характеризуется своенравными движениями назад, вперед и в стороны (более современные взгляды на лобстера см. у Сальвадора Дали и Энди Уорхола).
Адриан Коорте. Натюрморт со спаржей. 1697. Холст, бумага, масло. Изображение и данные предоставлены Рейксмузеумом. Общественное достояние (CC0 1.0).
Эдуард Мане. Спаржа. 1880. Холст, масло. Музей Орсе. Изображение и данные предоставлены Архивом культуры и изящных искусств Эриха Лессинга, ART RESOURCE, NY
Из многих голландских художников той эпохи особенная фигура Адриана Корта возникла примерно в конце века. Его ответ этому жанру: миниатюрные, затемненные композиции с отдельными сюжетами, например Натюрморт со спаржей (1697) крошечная светящаяся дань уважения овощу. Картина примерно в натуральную величину написана маслом на бумаге, наложенной на холст, невидимыми мазками. Белая спаржа, тогда известная как белое золото, ценилась (и до сих пор ценится), поскольку ее стебли нужно было прикрывать во время выращивания, чтобы предотвратить фотосинтез. Если картина Корта — это ода спарже, то единственный стебель Эдуарда Мане, «Спаржа » (1880) — это сама ее суть.
Кардуций Плантагенет Реам. Натюрморт с виноградом. в. 1850-1917 гг. Масло на холсте. Изображение и данные предоставлены Метрополитен-музеем. https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/
Уильям Меррит Чейз. Натюрморт: Рыба. 1908. Холст, масло. Изображение и данные предоставлены Метрополитен-музеем. https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/
Американец, неизвестно. Рыба Trompe l’oeil в прессованном стекле. в. 1870. Прессованное стекло, краска, дерево, бархат. Изображение и данные предоставлены Институтом искусств Миннеаполиса.
Малоизвестный, но с царственным именем американский художник Кардуциус Плантагенет Реам создал полностью цзюексийский натюрморт с виноградом в конце девятнадцатого века. Весь румянец и без пятен, плод оживляется безупречной каплей воды, которая украшает идеальную иллюзию. Подобно Риму, художники Нового Света стремились к натурализму более ранних европейских школ, что подтверждается и натюрмортами Уильяма Меррита Чейза, который обладал особым умением изображать рыб. Чейз Натюрморт: Рыба (1908 г.) воплощает в себе концепцию только что пойманной рыбы. По словам критика и коллекционера Лео Штейна: «Чейз, кажется, получает огромное удовольствие от взмахов и покачиваний толстой рыбы с мягким телом». Кульминацией иллюзии является T rompe L’oeil Fish in Pressed Glass (ок. 1870 года) – анонимная работа, в которой блестяще воссозданы рыбные мотивы из прессованного стекла, краски, дерева и бархата.
Рене Магритт. Комната для прослушивания (La chambre d’écoute). 1952. Холст, масло. Изображение и данные предоставлены The Menil Collection, Хьюстон. © 2018 C. Herscovici, Брюссель / Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк.
Предоставьте фокуснику и обманщику-сюрреалисту Рене Магритту возможность использовать свои иллюзорные способности в упражнении в двусмысленности. В The Listening Room (1952) он изобразил идеальное яблоко. Это сама сущность яблочности, и все же это не так. Масштаб невозможен: как этот сенсационный фрукт мог доминировать в комнате (или комната просто крошечная)? Обычно художник дает лишь намек на ответ. Яблоко, которое буквально плывет по его работам, иногда скрывая лицо, является распространенным мотивом. Он заявляет: «Те из моих фотографий, на которых изображены очень знакомые предметы, яблоко… вызывают вопросы». Возможно, менее двусмысленным является живописный ответ художника, работа 19 века.64: полотно с безукоризненным изображением фрукта и знакомой надписью — «Ceci n’est pas une pomme (Это не яблоко)».