Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников
Автор: Пиюкова Валентина Михайловна
Научный руководитель: Юденкова Ирина Викторовна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.
Дата публикации: 03.07.2021 2021-07-03
Статья просмотрена: 264 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:
Пиюкова, В. М. Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников / В. М. Пиюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82983/ (дата обращения: 20.12.2022).
В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществляется контроль сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: культура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьников.
The article talks about control as an important function of managing the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, and gives recommendations for conducting diagnostics in this direction. The paper considers the conditions under which the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren is monitored.
Keywords: healthy lifestyle culture, indicators and criteria for the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, diagnostics of the level of healthy lifestyle culture in younger schoolchildren.
Воспитание культуры здорового образа жизни на сегодняшний день является государственной задачей. Она определена в паспорте приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», входящего в национальный проект «Образование». Стратегия направлена на «увеличение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью и ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом…» [2].
Особенное значение проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет в начальной школе. Это связано, прежде всего, со снижением уровня здоровья подрастающего поколения, снижением интереса детей к здоровому образу жизни. Вырастить человека, заботящегося о своем здоровье, — такова конечная цель воспитательной системы российской школы в направлении формирования культуры ЗОЖ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет содержание формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников:
— формирование у учащихся положительного отношения к ЗОЖ, к окружающим людям, к самому себе;
— формирование в учащихся желания вести здоровый образ жизни;
— формирование у детей навыков ЗОЖ;
— формирование у учащихся активной жизненной позиции;
— формирование у учащихся уважительного отношения к спорту и физкультуре.
Исследователь, В. Д. Иванов говорит о том, что «здоровым образом жизни школьника можно назвать такой образ жизни ребёнка, когда он стремится по максимуму удовлетворить свои основные возрастные потребности организма — в правильном питании, в режиме сна и отдыха, в общении, в двигательной активности, в познании мира» [5, с. 80].
Исследователь И. С. Артюхова выделяет три компонента ЗОЖ:
- Осознанное отношение человека к своему здоровью, к своему психическому и физическому состоянию.
- Комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий соблюдать правила здорового образа жизни.
- Умение применять на практике знания, умения и навыки, относящиеся к здоровому образу жизни и позволяющие самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения [3, с. 65].
Исходя из трех компонентов, о которых говорит исследователь И. С. Артюхова, мы можем выделить три компонента работы по формированию у младших школьников культуры здорового образа жизни:
- Эмоционально-оценочный компонент, который позволяет сформировать у учащихся понимание важности здорового образа жизни и стремление соблюдать правила ЗОЖ.
-
Познавательный компонент, в рамках которого у учащихся формируются знания, необходимые для применения на практике правил и основ здорового образа жизни.
- Поведенческий компонент, который отвечает за формирование привычек здорового образа жизни у обучающихся.
Таким образом, контроль за формированием у младших школьников культуры ЗОЖ также целесообразно осуществлять по трем компонентам:
- Познавательный компонент.
- Эмоционально-оценочный компонент.
- Поведенческий компонент.
На их основании мы выделили критерии сформированности культуры здорового образа жизни у учащихся:
- Критерий по познавательному компоненту — сформированность знаний школьников о ЗОЖ.
- Критерий по эмоционально-ценностному компоненту — сформированность чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре.
- Критерий по поведенческому компоненту — сформированность нравственной позиции школьников, выражающейся в выборе здорового образа жизни.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня знаний школьников, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни можно использовать тематические анкеты.
- Что такое здоровый образ жизни?
- Каковы правила здорового образа жизни?
- Почему нужно соблюдать правила здорового образа жизни?
- Как ты соблюдаешь правила здорового образа жизни?
- Какие виды зарядки ты знаешь?
- Какие виды закаливания ты знаешь?
- Что такое правильное питание?
- Что такое режим дня?
- Тебе нравится соблюдать правила ЗОЖ?
- Почему нужно заниматься спортом?
- Какие виды спорта ты знаешь?
- Кто такой здоровый человек?
- Хотели бы вы больше заниматься физкультурой?
- Какие правила ЗОЖ ты знаешь?
- Считаешь ли ты себя здоровым человеком?
Анкетирование проводится по выбору педагога — в устной или письменно-устной форме. Важно, чтобы дети не просто ответили на вопросы, но и высказали свое мнение, поделились своим опытом. Исходя из беседы, подводятся итоги.
Результаты об уровне сформированности знаний учащихся, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни, следует подводить по числу правильных и обоснованных ответов:
— Высокий уровень — 15–12 баллов (15–12 верных ответов).
— Средний уровень — 11–8 баллов (11–8 верных ответов).
— Низкий уровень — 7 и меньше баллов (7 ответов или меньше).
При подведении результатов анкетирования следует ориентироваться не только на правильные ответы учащихся. О высоком уровне знаний школьников свидетельствуют активность в разговоре, отмечается стремление познать что-то новое о здоровом образе жизни. О среднем уровне можно говорить, когда школьники не на все вопросы дают верные ответы, их интерес к познанию правил и норм здорового образа жизни не высок и не устойчив. Низкий уровень фиксируется в том случае, если учащиеся на большинство вопросов беседы не знают ответов, а интерес к ЗОЖ у них не сформирован.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня сформированности чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре по эмоциональному компоненту некоторые исследователи предлагают провести методику «Нарисуй здоровую семью» [4]. Цель диагностики — уточнить представления школьников о себе и своем здоровье, а также выявить, какие чувства вызывают у учащихся упоминания о ЗОЖ.
Задание для школьников — нарисовать себя, свою семью, каким они сами себе представляют свой образ жизни и образ жизни своей семьи. При подведении итогов диагностики анализируются:
— содержание рисунка — что изображено, какие символы ЗОЖ, физкультуры, спорта;
— расположение на листе символов;
— цвета, которыми пользовались учащиеся в процессе рисования.
Результаты диагностики следует проводить по следующей схеме:
Высокий уровень — ребенок изобразил на листе более 5-ти символов ЗОЖ, объяснил их значение. Символы расположены в центре рисунка или на значимых его местах, занимают ведущее место в композиции рисунка. Рисунок выполнен в яркой, радостной, разнообразной цветовой гамме.
Средний уровень — учащийся изобразил на листе не более 2-х символов ЗОЖ, объяснил их значение. При рисовании школьник использовал одни и те же цвета.
Низкий уровень — учащийся не изобразил на листе никаких символов ЗОЖ, а нарисовал что-то другое, отвлеченное от темы. Школьник использовал при этом невыразительные цвета.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы по поведенческому компоненту и проведении диагностики на определение наличия или отсутствия у школьников нравственной позиции по отношению к здоровому образу жизни можно использовать методики, основанные на сюжетных картинках. Цель диагностики — определить проявление интереса школьников к нравственно правильному выбору.
При проведении диагностики учащимся могут быть предложены на выбор сюжетные картинки с примерами разных жизненных ситуаций. На каждую ситуацию — по две картинки с разным поведением героев на них. Учащиеся должны были выбрать одну картинку из пары.
При определении уровня сформированности нравственной позиции учащихся следует ориентироваться на такие показатели:
Высокий уровень — школьник выбирает с первого раза положительные примеры, внимательно рассматривает их, объясняет свой выбор.
Средний уровень — школьник выбирает положительные примеры не с первого раза, но потом исправляется, проявляет интерес к другим картинкам, иногда объясняет свой выбор.
Низкий уровень — школьник не выбирает «положительные» картинки, предпочитает им другие изображения.
Таким образом, под культурой здорового образа жизни следует понимать направление общей культуры учащихся, характеризующейся определенным уровнем знаний о ЗОЖ, мотивационно-ценностных ориентаций на ЗОЖ, приобретенных в результате образования, воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности учащихся. Исходя из этого определения, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников и контроль за этим процессом должны проходить по трем основным компонентам:
- Эмоционально-оценочный компонент.
- Познавательный компонент.
- Поведенческий компонент.
Литература:
- Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
-
Артюхова, И. С. Методические рекомендации и система занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Журнал педагогических исследований. — 2018. — Т. 3. — № 4. — С. 62–78.
- Бурцева, Е. Д. Деятельность педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / Е. Д. Бурцева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2017. — № 1 (11). — С. 103–106.
- Иванов, В. Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / В. Д. Иванов, З. И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. — № 1. — С. 79–89.
- Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. — М: Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, поведенческий компонент, учащийся, младший школьник культуры, начальная школа, познавательный компонент, школьник, высокий уровень, контроль процесса формирования культуры, эмоционально-оценочный компонент.
Ключевые слова
культура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьниковкультура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьников
Похожие статьи
К вопросу о совершенствовании организационно-педагогических.

Эмоционально—оценочный компонент, который позволяет сформировать у учащихся
Познавательный компонент, в рамках которого у учащихся формируются знания
Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у младших…
Формирование здорового образа жизни у детей младшего…
Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.
Составляющие
здорового образа жизни младшего школьниказдоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.
младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная…
Социально-педагогические аспекты
формирования здорового…Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное…
Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной…
культура здоровья, формирование культуры здоровья, начальная школа, класс, здоровый образ жизни, Здоровье детей, здоровое питание, индивидуальное здоровье, коммуникативная культура, личная гигиена.
Формирование культуры здорового питания в младшем…
В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться в последствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как…
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни…
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в…
Формирование валеологической позиции школьников
Важный компонент валеологической сознательности обучающихся
Таким образом, процесс формирования валеологической позиции школьников включает
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.
Изучение готовности
младших школьников к переходу…Когнитивный компонент готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе определяется знаниями, представлениями об особенностях и условиях учебной деятельности. У младших школьников должны быть достаточно сформированы основные…
Похожие статьи
К вопросу о совершенствовании организационно-педагогических…
Эмоционально—оценочный компонент, который позволяет сформировать у учащихся
Познавательный компонент, в рамках которого у учащихся формируются знания
Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у младших. ..
Формирование здорового образа жизни у детей младшего…
Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.
Составляющие
здорового образа жизни младшего школьниказдоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.
младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная. ..
Социально-педагогические аспекты
формирования здорового…Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное…
Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной…
культура здоровья, формирование культуры здоровья, начальная школа, класс, здоровый образ жизни, Здоровье детей, здоровое питание, индивидуальное здоровье, коммуникативная культура, личная гигиена.
Формирование культуры здорового питания в младшем…
В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться в последствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как…
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни…
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в. ..
Формирование валеологической позиции школьников
Важный компонент валеологической сознательности обучающихся
Таким образом, процесс формирования валеологической позиции школьников включает
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.
Изучение готовности
младших школьников к переходу…Когнитивный компонент готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе определяется знаниями, представлениями об особенностях и условиях учебной деятельности. У младших школьников должны быть достаточно сформированы основные…
Школьники вытягивают советы по профилактике и контролю диабета
Опубликовано: 14 ноября 2011 г. на Арогья Мир
Нью-Дели. Триста школьников примут участие в недельном общегородском конкурсе по созданию плакатов в выбранных школах по всему городу, начиная с сегодняшнего дня, организованном HRIDAY и Arogya World по случаю Дня защиты детей и Всемирного дня борьбы с диабетом (ВДД). ). В связи с темой WDD в этом году «Обучение и профилактика диабета» дети будут создавать плакаты с сообщением о том, что «Диабет можно и нужно предотвратить с помощью упражнений и здорового питания». Ежегодно 14 ноября отмечается Всемирный день борьбы с диабетом, чтобы повысить общую осведомленность об опасностях диабета, который стал серьезной глобальной проблемой здравоохранения. Индия занимает 9-е место в мире0003 « столица диабета» стало необходимо информировать людей, особенно детей, об опасных последствиях диабета. Индийцы заболевают как минимум на 10 лет раньше, чем их западные коллеги. Поскольку 50% индийцев моложе 25 лет, на Индию приходится тревожная доля мировой проблемы диабета. Случаи детского диабета увеличились в три раза за последние 30 лет в результате влияния общества и изменения образа жизни.
Сегодня в государственной школе Салван (после полудня) в Олд-Раджендер-Нагар состоялось мероприятие, в котором около 70 учеников с энтузиазмом и рвением приняли участие в конкурсе и разработали креативные плакаты, чтобы привлечь внимание общественности к этому очень важному делу.
“ Хотя Индия является мировой столицей диабета, существуют убедительные доказательства того, что люди могут защитить себя от диабета, соблюдая здоровую диету и занимаясь физической активностью в течение дня. Особенно важно защищать детей и подростков, поскольку модели поведения формируются в раннем возрасте, а пропаганда здорового образа жизни в школах создает благоприятную среду для принятия практик здорового образа жизни, которые могут оказывать долгосрочное и пожизненное воздействие на отдельных лиц и их семьи s», — сказала д-р Моника Арора, старший директор HRIDAY
.
«Каждый год мы отмечаем Всемирный день борьбы с диабетом специальными мероприятиями в Индии. Победившие плакаты будут выставлены в школах, и в этом году мероприятие по созданию плакатов станет попыткой мобилизовать все школьное сообщество на борьбу с диабетом посредством здорового образа жизни», — сказала д-р Налини Салиграм, основатель и генеральный директор Arogya World.
«Маленькие дети могут понимать проблемы и в дальнейшем использовать искусство для передачи четких и кратких сообщений, таких как роль здорового питания и физической активности в профилактике диабета. Привлекая детей к таким конкурсам, можно донести информацию до гораздо большей аудитории, поскольку дети унесут ее домой и расскажут о ней своим друзьям и семье». сказала г-жа Шалини Басси, руководитель отдела программ, HRIDAY
«S Tudents должны быть обучены и осведомлены о выпуска , которые CAN Положительно Intlue NCE Health и предотвращают некоммутируемые заболевания, такие как диабет . Такие программы играют активную роль в обеспечении того, чтобы детей выбрали здоровый и активный образ жизни», сказала г-жа Ранджана Шарма, координатор учителей государственной школы Салвана.
«Наша школа является школой укрепления здоровья и активно участвует в проведении различных оздоровительных мероприятий. Организация подобных соревнований, связанных с осложнениями со здоровьем, такими как диабет, расширяет знания учащихся в плане повышения осведомленности об этом заболевании и его различных осложнениях», — сказал Мокшита Батра, ученик 6-го класса государственной школы Салвана.
HRIDAY (Распространение информации о здоровье среди молодежи) — это базирующаяся в Дели добровольная организация, состоящая из специалистов в области здравоохранения, социологов и юристов, занимающаяся защитой интересов и исследованиями, направленными на повышение осведомленности о здоровье и информированную активность в области здравоохранения среди молодежи и сообщества в Индии. HRIDAY работает над укреплением здоровья и профилактикой неинфекционных заболеваний (НИЗ) и направлен на повышение осведомленности и принятие здоровых привычек жизни среди школьников, молодежи и общества. Программа стартовала 19 июня.92, как ответ на изменения в здравоохранении в Индии, когда изменение привычек приводило к увеличению бремени сердечных заболеваний, диабета, рака и других расстройств, связанных с образом жизни (www.hriday-shan.org).
Arogya World — это некоммерческая организация, базирующаяся в США, стремящаяся изменить течение хронических заболеваний в каждом сообществе за раз. В Индии AROGYA World придерживается трехстороннего подхода к профилактике диабета посредством профилактики и пропаганды в школах, на рабочих местах и в обществе. (www.arogyaworld.org). В дополнение к школьному обучению осведомленности о диабете и профилактике диабета, проводимому в 6 школах Дели, Arogya World в настоящее время реализует мобильную программу профилактики диабета для здоровья по всей Индии. Конкурс плакатов школ Дели поддерживается образовательным грантом от Salesworth India Pvt. ООО (www.arogyaworld.org).
СКИДКА 20% Школьники Обед Кафетерий Картинки Дети едят
Этот набор клипартов для школьного обеда в кафетерии полон забавных элементов, которые сделают возвращение в школу более красочным! Его элементы можно использовать по отдельности или комбинировать для ваших творческих целей: школьные проекты, преподавание, учебная деятельность, приглашения, детские поделки, изделия из бумаги, праздничные украшения, печатные издания, поздравительные открытки, плакаты, канцелярские товары, скрапбукинг, наклейки, т- футболки, веб-дизайн, разработка плакатов и декора детской комнаты и многое другое.
:::::::::: В эту коллекцию входит ::::::::::
60 элементов:
— 9 детей с едой (все в виде отдельных файлов jpg и png), 4 детей с едой на тарелках и без, вариации с одним, двумя или тремя детьми за столом.
— стол
— 3 стула
— 3 варианта подносов
— еда (бутерброды, овощи, фрукты и сладости)
— напитки (молоко и сок)
:::::::::::: Формат файла :: ::::::::::
Растровые файлы: PNG-файлы (файлы с прозрачным фоном) можно открыть в большинстве программ для редактирования фотографий — проверьте совместимость вашей программы. Я также предоставил файлы JPEG, которые будут плоскими, а не многослойными. Все файлы имеют разрешение 300 dpi.
::::::::::::::: Ваша загрузка ::::::::::::::
На купленных вами файлах водяной знак не появится. Вы получите 2 zip-файла. (Как использовать: вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши Zip-файл и выбрать «Извлечь все…» или «Извлечь сюда». «Извлечь все» позволит вам указать путь для извлеченной папки, а «Извлечь сюда» распакует папку и оставьте его в том же месте, что и ZIP-файл.)
Если у вас возникнут проблемы с доступом к файлам, сообщите мне. Большое спасибо!
Обратите внимание, что цвета при печати могут незначительно отличаться от того, что вы видите на мониторе компьютера. Это цифровой продукт, физический продукт не будет отправлен.
:::::::::::::: Политика возврата денег ::::::::::::::::
Из-за характера цифровых продуктов все продажи являются окончательными, и я не могу оформить возврат. Цифровые товары не могут быть отправлены обратно, и я не могу предотвратить загрузку файлов случайными покупателями после возврата средств. Поэтому, пожалуйста, убедитесь, что вы внимательно прочитали все списки, чтобы убедиться, что файлы, которые вы покупаете, соответствуют вашим требованиям.
::::::::::::::: Условия использования :::::::::::::::
Вы можете использовать мои работы в личных или некоммерческих проектах без коммерческой лицензии и кредит.
Кроме того, если вы планируете создать что-то с моими произведениями искусства для менее чем 100 продуктов, вам не нужна коммерческая лицензия, но вы должны указать мое авторство: Авторство графики должно быть предоставлено RainbowArtByKristina, включая URL-адрес, который ссылается на www.