Урок 5. Светотень — продолжение. Как рисовать фрукты
В этом уроке мы вновь поработаем со светотенью, но теперь для предметов округлой формы, подобных шару, конусу, цилиндру, а также для тех, которые сочетают в себе несколько таких форм.
Для начала вернемся к тону. Тональное разнообразие, существующее в природе, очень широко. Наш глаз способен различить не все тона, но с практикой художник видит больше тональных нюансов. Однако художественные материалы не справляются со всеми теми изменениями тона, которые мы наблюдаем. В рисунке мы имеем дело с более узким тональным диапазоном, упрощенной версией. Например, мы не можем иногда передать всю яркость блика или черноту самых темных участков теней. Таким образом в рисунке важно выстраивать свой тональный диапазон. Например, если тень получается более светлой, чем в натуре, то относительно нее смещаем полутень и свет к более светлым тонам.
Содержание:
- Тональная шкала
- Светотень на предметах округлой формы
- Рисуем яйцо
- Рисуем грушу
- Подсказки при работе со светотенью
- Проверочный тест
Тональная шкала
Давайте начнем с упражнения, которое учит замечать тональные нюансы, а также передавать их в рисунке. Это определяет, насколько объемными будут получаться наши работы. Например, если тени нарисованы недостаточно темно, а свет – недостаточно светло, если затененные области проработаны без тональных нюансов (равномерно), то изображение будет выглядеть более плоским.
Давайте нарисуем тональную шкалу от белого к темно-серому.
Начнем с прямоугольника, состоящего из 7-8 сегментов.
А теперь начнем заполнять его тоном. Первый сегмент оставим белым, последний будет наиболее насыщенный по тону. Слева направо тон постепенно нарастает (каждый последующий сегмент должен быть чуть-чуть темнее предыдущего). Сначала заполняем тоном крайние сегменты, а потом постепенно двигаемся к центру. Для первых сегментов удобно использовать твердый карандаш (например, 2Н или Н), для средних – НВ, а для последних – 2В и мягче. Регулируем степень нажима на карандаш. Для светлых используем более легкий и наоборот. Сложно сразу угадать тон. Поэтому по мере появления новых сегментов придется корректировать тональную насыщенность ранее заштрихованных. Высветлять тон сложнее, поэтому важно не штриховать сразу в полную силу, а затемнять тон постепенно (слоями), по мере появления новых сегментов и возможности сравнивать.
Старайтесь тонировать сегменты равномерно, чтобы они были одного тона на всем своем протяжении. Периодически смотрите на шкалу с расстояния – так проще видеть разницу в тоне.
Это очень непростое упражнение, но ценное. Важно не спешить с ним. Его можно начать и с более простой шкалы, состоящей из 5-6 сегментов. А потом перейти к 8 и далее. Кстати, эту шкалу можно использовать, чтобы сравнивать друг с другом разные участки в рисунке. Например, чтобы проверить, не слишком ли светел рефлекс, сравнив его с полутенью.
Светотень на предметах округлой формы
Как будет выглядеть светотень на подобных предметах? Представьте, что у нас есть яблоко. Мы разрезаем его, при этом держим нож под наклоном – перпендикулярно лучам света. Справа показаны линии разрезов. Они имеют округлые очертания из-за округлой объемной формы яблока. Форма элементов светотени соответствует этим линиям разрезов.
Вот как это выглядит на примере реальной объемной формы (бледно-голубым показаны невидимые части линий «разрезов»). Здесь видно, что граница тени и рефлекса параллельны линиям разреза.
Рисуем яйцо
Давайте для разогрева сделаем несложное задание – нарисуем яйцо. Предлагаем работать со светотенью цветным карандашом, так как благодаря его мягкости мы сможем довольно быстро покрыть изображение тоном. Лучше взять более темный карандаш. Не тратьте много времени на точность контура. Здесь нам важно в первую очередь закрепить информацию о форме светотени и потренироваться накладывать штрихи на подобные округлые предметы.
Шаг 1. Наметим общие габариты для яйца и падающей тени. Проведем оси и нарисуем яйцо. Пробуйте сделать это на глаз, без поиска наклона основных отрезков, образующих контур, или касательных. Нарисуем границы собственной тени и рефлекса.
Шаг 2. Заштрихуем собственную тень, не в полную силу. Обратите внимание на штрихи. Они не длинные, слегка скруглены и повторяют форму контура яйца и границы собственной тени. Темнее заштрихуем падающую тень, работая в горизонтальном направлении.
Шаг 3. Легкой штриховкой создадим полутень. Потом еще затемним собственную тень, обращая внимание на неравномерность ее тона. Она наиболее насыщена на границе с более освещенными участками. Ее нижняя половина светлее, особенно самая нижняя часть, которая касается падающей тени. От собственной тени делаем плавный переход к полутени. Для этого штрихуем от более темного участка к светлому, постепенно снижая нажим на карандаш и частоту штриха.
Шаг 4. Штрихами с очень легким нажимом покроем область света, не трогая блик. Сделаем еще темнее собственную тень на границе с полутенью. Создаем плавные переходы от более темных участков к более светлым. Падающую тень (особенно рядом с яйцом) и рефлекс тоже затемним. Рисунок готов!
Рисуем грушу
Давайте разберем, как выглядит светотень на предметах, в основе которых заключено несколько форм. Например, для груши это усеченный конус (ее верх) и шар (основание). От верха груши часть тени падает на ее основание. А в остальном здесь действует вышеописанный принцип распределения светотени по линиям разрезов.
Приступим к рисованию:
Шаг 1. Начнем с общих параметров: соотношение ширины к высоте для груши и ее падающей тени. После того как отметили габариты, найдем оси для груши и направляющую для тени. Методом визирования найдем наклоны отрезков, образующих линию контура.
Шаг 2. Уточним контур, сделаем его более плавным и смягчим линии построения.
Шаг 3. Наметим контур собственной тени. Затем заполним ее штриховкой по форме, то есть ориентируясь на очертания груши и контур собственной тени. Пока набираем тон не в полную силу. Поработаем также с падающей тенью. Сделаем ее немного темнее собственной.
Шаг 4. Слегка заштрихуем полутень и свет на груше, а потом усилим собственную тень, при этом рефлексы слева оставляем немного светлее.
Шаг 5. Сделаем темнее полутень. От собственной тени создадим плавный переход к более освещенным участкам. При этом граница падающей тени от верхней части груши на ее основание будет более жесткой.
Шаг 6. Поработаем с плодоножкой и сделаем ее темнее слева. Нарисуем фрагмент ее падающей тени сверху на груше. Выделим тоном основание плодоножки. Усилим собственную и падающую тени груши. Ластиком можно высветлить блики.
Шаг 7. Теперь переходим к очень важному этапу – будем уточнять светотень. Смотрите на свою грушу и натуру (или фотографию) с расстояния, прищурив глаза. Сравнивайте расположение и темноту/светлоту тональных пятен, их форму. По необходимости уточняйте рисунок. Здесь рефлексы выглядят слишком светлыми на контрасте с тенями, поэтому сделаем их темнее. Затемним еще самые темные участки груши и падающую тень рядом с ней. Почему только рядом с ней, а не целиком, как на фото? Чтобы выделить грушу сильнее, для нее и рядом с ней используем наиболее контрастные пятна, а остальное делаем менее выразительным.
Шаг 8. Финальные штрихи: давайте сделаем намек на фактуру. Мягким карандашом с легким нажимом поставим немного точек в полутени, и несколько на свету. Не делаем их слишком выраженными – так они будут смотреться живее.
Подсказки при работе со светотенью
1 | Обращаем внимание на форму пятен тени, света, полутени, бликов, а также на четкость или размытость их границ. |
2 | Также важна форма пятен внутри элементов светотени, ведь они часто неравномерны по тону. |
3 | Прищуриваем глаза, чтобы сравнить тональные пятна в натуре и на рисунке. |
4 | Можно использовать белый лист бумаги как ориентир: поднести его к натюрморту и сравнивать с ним освещенные участки изображаемых объектов.![]() |
5 | Часть тени, расположенная на границе с освещенными участками, наиболее темная. |
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Юлия Отрубянникова
← 4 Светотень6 Фактура →
КАКОГО ЦВЕТА ТЕНЬ | Наука и жизнь
Всего каких-то сто с небольшим лет назад художники изображали тени серыми или чёрными, и это казалось единственно правильным: нет освещения, нет и цвета. Впервые цвета у теней появились на картинах импрессионистов. От чего же зависит цвет тени и каким он может быть? Этим вопросом заинтересовался московский школьник Филипп Костякин. Он заметил интересную закономерность в образовании цветных теней, исследовал её в серии опытов и систематизировал их результаты.
«Мост через Сену». Художник Густав Кайлеботт подметил, что при дневном (белом) свете тень от моста, падающая на воду, цветная.
Филипп Костякин, ученик 4 класса из Москвы. Свою работу «Какого цвета тень» он представил на шестой ежегодный Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». И занял второе место в московском региональном туре в своей возрастной категории (научный руководитель — Галина Фёдоровна Туркина).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Основные и дополнительные цвета удобно изображать в виде цветового круга. Сектора круга окрашены в цвета в порядке расположения их в спектре, причём пурпурный связывает крайние цвета (красный и фиолетовый). Цвета на противоположных сторонах круга и будут дополнительными. Голубой цвет дополнителен к красному, жёлтый — к синему, пурпурный — к зелёному.
Таблицы, составленные по результатам экспериментов с предметом, освещённым двумя источниками света разных цветов. Видно, что цвет тени на экране является дополнительным, а цветной свет окрашивает экран и смешивается с исходным цветом тени от цветной лампы. Происходит смешение дополнительного цвета тени с цветом экрана.
‹
›
Открыть в полном размере
Гуляя как-то зимним вечером, я увидел на снегу две тени: два уличных фонаря — две тени, ничего удивительного. Однако одна тень была жёлтая, а другая — фиолетовая. Я задумался: разве тени не серые, даже если лампочка цветная? Пошёл домой экспериментировать.
Как образуется тень
Я взял лампочку и направил её свет на экран. Если между источником света и экраном поместить, например, карандаш, то на экране появляется его серая тень. Она появляется там, где лучи света, закрытые карандашом, не попадают на экран. Причём из-за того, что лучи расходятся, тень тем больше, чем ближе карандаш к источнику света.
Тень от источника цветного света при отсутствии других источников света
Логичным кажется предположение: если тень — место на экране, куда не попадает свет, то цвет тени не зависит от цвета лампы и всегда должен быть серым. Так ли это? Какие тени получатся, если освещать предмет в темноте разным цветным светом?
Сначала я осветил предмет красной лампой и увидел, что он отбрасывает тёмную тень зеленоватого оттенка. При освещении предмета зелёной лампой получается также тёмная тень, но с пурпурным оттенком; при освещении синей лампой предмет даёт тень с жёлто-оранжевым оттенком, а при освещении жёлтой лампой возникает очень тёмная фиолетовая тень. Однако один цветной источник света в отсутствие дневного или любого другого белого света даёт едва различимые оттенки теней.
Тень от источника цветного света при наличии дневного света
Я решил провести эксперименты днём, когда в комнате не так темно. Если освещать предмет цветным светом при дневном рассеянном свете из окна, то тени получаются цветные и намного ярче. При зелёном свете тень будет пурпурной, при красном — зелёно-голубой, при жёлтом — фиолетовой, при синем — жёлто-оранжевой. Появилась и вторая тень, менее контрастная, но всё же заметная и окрашенная в тот же цвет, что и цвет лампы, а вовсе не серая.
Тень от двух источников света: цветного и белого
Следующий эксперимент я вновь проводил в темноте. Вместо дневного света использовал обычную белую лампу. Мне было интересно, изменится ли цвет теней предмета при освещении его цветным светом. И какого цвета будет тень от белой лампы?
Я включал по-очерёдно те же самые лампы, но уже вместе с белой, и на экране появлялись две тени. При освещении предмета красным светом он отбрасывал зелёно-голубую тень, белым — красную.
Получается, что тени предмета, освещённого цветным светом, — цветные и отличаются от цвета лампы, а тень предмета, освещённого белой лампой, всегда остаётся того же цвета, что и включённая вместе с ней цветная лампа, так как она окрашивает экран, на который падает тень.
Как получается белый свет
Проделаем следующий опыт. Осветим белый экран одновременно красной, синей и зелёной лампами. В том месте, куда попадает свет всех трёх ламп, экран остаётся почти белым, поскольку белый свет можно составить из красного, зелёного и синего — эти цвета называют основными.
Тень от двух источников цветного света
Проделав опыты с цветной лампой и белой подсветкой, я получил яркие цветные тени. А какие тени получатся, если заменить белый свет на цветной? Я провёл эксперименты, используя сначала красную и зелёную лампы, а затем синюю и жёлтую. Осветил предмет красной и зелёной лампами и получил две тени: от красной лампы — изумрудно-зелёную, а от зелёной — красно-алую. На фотографии хорошо видно, что цвет тени отличается от того, который получался, когда в качестве подсветки я брал белую лампу. Сам по себе белый свет не даёт цвета, а лишь делает тень от цветной лампы светлее. Цветной же свет влияет на цвет тени: он окрашивает экран и смешивается с исходным цветом тени от цветной лампы. Так, синяя лампа даёт жёлтую тень, а жёлтая лампа — синюю.
Дополнительные цвета. Цветовой круг
Образование основных и дополнительных цветов представлено на рисунке внизу. Если линзами собрать лучи каждой из указанных на схемах третей части спектра в отдельности, можно получить основные цвета — синий, зелёный и красный. А если собрать лучи основных цветов попарно, то есть синие и зелёные, зелёные и красные, синие и красные, получим голубой, жёлтый и пурпурный цвета, следовательно, в образовании каждого из них участвуют лучи двух третей спектра. Эти цвета называют дополнительными к основным.
Оказалось, что тень предмета, освещённого цветным светом, всегда получается либо чисто дополнительных цветов, либо смешанных с цветом подсветки. Мне удалось получить следующие пары дополнительных цветов: красный — зелёно-голубой, зелёный — пурпурный, синий — жёлто-оранжевый.
Затем я решил проделать опыты с другой цветной лампой и подсветкой белым светом, а также с другими комбинациями цветного света. Было интересно, получу ли я тени дополнительных цветов. И получил. Тени от цветных ламп действительно оказались дополнительных цветов. А тень от белой лампы всегда окрашена в цвет лампы, освещающей экран. Все результаты я занёс в таблицы, три из них представлены на фото внизу.
Когда я направил на предмет свет от двух красных ламп, тень неожиданно оказалась серой. Но и этому нашлось объяснение. Например, если освещать предмет красным светом, тень, отбрасываемая им, будет голубой (цвет дополнительный к красному и составляет две трети спектра). Если же направить на предмет свет от второй красной лампы, она окрасит экран в красный свет (ещё одна треть спектра). Произойдёт смешение голубого и красного цветов, что соответствует полному спектру. Поэтому тень будет серой, бесцветной (ахроматической).
Если осветить предмет тремя и более источниками цветного света, возникнет множество теней. Их цвет будет дополнительным к цвету ламп с учётом подсветок других ламп. В зависимости от расстояния, на котором расположен предмет, на его тени можно увидеть ещё и дополнительные оттенки, которые получаются от смешанного света.
Проделав множество опытов, я убедился, что тени предметов, освещённых цветным светом, — цветные и окрашены в цвет, дополнительный к цвету освещения с учётом подсветок. Исключение составляет случай, когда предмет освещён двумя источниками одинакового цветного света.
Научитесь рисовать — урок рисования натюрморта
Урок для начинающих | ||||||||||||||||||
Яблоко. Вы можете думать о яблоке как о сфере — скорее всего, у вас будет прожектор там, где яблоко наиболее яркое (наиболее отражающее), одна часть уйдет в тень, а другая выйдет на свет, и если вы посмотрите внимательно вы должны заметить отраженный свет в отбрасываемой тени (см. фото с метками ниже). Попробуйте работать с натуры, а не с фотографии, так вы лучше поймете форму. Если рисование для вас в новинку, у вас может возникнуть соблазн сделать это. Сопротивляться! К сожалению, не существует волшебного заклинания, чтобы стереть из памяти знакомое яблоко, поэтому вам придется очень сильно сконцентрироваться и все время спрашивать себя: «Я рисую то, что вижу, или я рисую то, что вижу». Когда я сказал думать о своем яблоке как о чем-то вроде сферы, я не ожидал, что сфотографирую его настолько сферическим! К сожалению, это был единственный оставшийся в вазе с фруктами, который я не съел, хотя перспектива моего рисунка немного отличается от угла камеры, и на самом деле он не такой сферический, как может показаться выше. Как обсуждалось в разделе о фотографии, тени на фотографии, как правило, слишком темные, поэтому рисование с натуры может быть полезным. Для этих двух набросков я использую карандаши H и 2B на листе бумаги для рисования формата A4, прикрепленном к тонкому листу оргалита для поддержки.
КонтурыНачните рисовать яблоко с довольно легкого прикосновения; рисовать округлые объекты от руки легче сказать, чем сделать. Я начинаю с контура, добавляю небольшой кружок, чтобы знать, где будет располагаться блик, а затем начинаю с верхней части яблока. Ищите мелкие детали, такие как то, как верхняя часть яблока переходит в углубление, где выступает стебель, также обратите внимание на тень стебля. Тени помогают придать объектам ощущение места, а когда о них забывают, они могут сильно испортить потенциально хороший рисунок или набросок. ЗатенениеВажно, чтобы при затенении вы следовали форме вашего объекта. Если вы поместите темные области в темные области, а светлые области в светлые области, это само по себе сработает, но для создания большей четкости и лучшего ощущения жестов и динамизма изгиб ваших линий в форме яблока значительно улучшит ситуацию. . Я беру карандаш по-разному, используя небольшой угол наклона и хват сверху для области тени, где мне нужно больше давления. Меняйте хват в зависимости от удобства вашего запястья и направления затенения. До сих пор мы следовали контурам яблока в вертикальной плоскости сверху вниз, но вы также можете отметить в плоскости горизонта, предполагая кривизну яблока в другом направлении. Когда вы съедите яблоко в его нетронутом виде, откусите большой кусок прямо до сердцевины; не ешьте косточки — мы хотим их нарисовать! Яблоко со следом от укусаНаше яблоко осталось тем же яблоком, поэтому, когда вы делаете первоначальный контур, нарисуйте его так, как если бы яблоко было здесь целиком; затем вы можете отметить эллиптическую область, представляющую кривизну отсутствующего яблока (теперь он счастливо переваривается и способствует тому, чтобы вы стали здоровым человеком), и у вас есть основа, из которой вы можете вырезать и переопределить его форму. Все остальное почти то же самое. Я слегка намечаю линии, которые определяют вертикальную кривизну яблока, и этим направленным контурам можно следовать при штриховке, чтобы придать яблоку его форму. Шипы вставляются, чтобы заполнить пустоту следа от укуса. Если какая-либо из ваших областей выглядит потерянной среди затенения — например, скажем, вы начинаете со стебля и добавляете больше затенения к яблоку, и в результате ваш стебель трудно различить — вернитесь к этой области с более темной линией, переопределение края, чтобы он снова обрел ясность. ЗатенениеЗатенение имеет тот же формат, что и раньше. В более темных областях, где требуется большее давление, я использую хват сверху и использую край карандаша. Ранее я обнажил графит карандаша с помощью скальпеля, и это даст вам более широкий край для работы и сделает обычный карандаш более эффективным инструментом для рисования, чем механический. Открытое яблоко имеет форму и некоторую тень, хотя на моем рисунке эта область освещена самым ярким светом. Подойдите к нему легким прикосновением, хотя, если вы потратите слишком много времени на набросок, сердцевина вскоре потемнеет и подрумянится. Обратите внимание, что мои шипы начинают немного терять свою четкость, когда я начинаю затенять области следа от укуса; им снова придают фокус и доминирование, повторяя очертания — им нужен более резкий край, чтобы выделиться, но если вы переусердствуете, можно сделать их слишком доминирующими.
Авторские права на учебник принадлежат ArtGraphica.0015 В этом уроке я проведу вас по созданию красного яблока от начала до конца. Эталонное фото (сделанное мной) принадлежит вам, и вы можете делать с ним все, что захотите. Обязательно скачайте ссылку на яблоко. Нажмите кнопку выше. Использование отдельных цветов значит гораздо меньше, чем подход к композиции. Кроме того, выбор цвета перевешивает то, как мы обращаемся с формой, ценностью и применением среды. Творчество — это решение проблем, в котором задействовано множество органов чувств. Думайте о диалоге в своей голове, пока вы работаете над своим рисунком. Рисование — это видение и наблюдение света, линий и значений. Забудьте о том, что вы знаете, и вместо этого рисуйте то, что видите. Постарайтесь определить, в каком направлении падает свет, наблюдая за углом объекта. Начнем! Нажмите здесь, чтобы загрузить фотографии!Этап 1 — Рисование линии. Я бы использовал либо светло-зеленый, либо оранжевый с очень легким оттенком. Рисунок линии — одна из самых важных вещей в создании реализма в рисунке или живописи. Обратите особое внимание на референсное фото, пространство и перспективу. Может быть проще (особенно если вы новичок) обвести внешний край рисунка на бумаге. Шаг 2. Затенение зеленым цветом. Почему зеленый? Потому что противоположным красным цветом является зеленый. Итак, чтобы создать контур и форму круглой формы с тенями, я должен использовать противоположный цвет. Шаг 3 – Затенение желтым цветом. Самыми яркими областями яблока будут те маленькие области, где вы видите отраженный свет. Будьте уверены и защищайте эту область. Окружение этой области также будет очень ярким, поэтому я хочу использовать желтый цвет в этих областях. Обратите особое внимание на направление штриха, когда наносите цвет. Шаг 4. Добавьте больше светло-зеленого. Пройдите поверх существующей зелени, а затем сгладьте переходы желтого в зеленую область. Шаг 5 — Раскрасьте стебель и добавьте красный цвет. Я решил использовать больше зеленого цвета в штриховке стебля, чтобы придать моему рисунку больше жизни. Думайте о контуре даже в стебле. Шток в основном представляет собой цилиндр. Затем, слегка надавливая, начните добавлять на яблоко слой красного цвета. Шаг 6 – Закрасьте оранжевым цветом. Начните затенять оранжевым цветом большую часть яркой части яблока, не забывая сохранить самую светлую область, на которую будет направлен блик. Шаг 7 – Добавьте больше красного. На этот раз со средним давлением добавьте больше красного. Шаг 8 – Добавьте апельсин в середину яблока. Добавьте сильный конический слой оранжевого цвета от темного к светлому на вершине яблока. Это та область, где самый большой обхват тела яблока. Прямо под этой областью начинается тень яблока. Шаг 9 – Добавьте апельсин. Покройте все яблоко апельсином. Но только с легким нажимом в области тени. Шаг 10. Добавьте синего цвета тени. Вы хотите сначала добавить синий цвет в область, ближайшую к яркой области, и сделать ее самым сильным темным значением. Шаг 11. Добавьте темно-зеленый цвет тени. Добавьте зеленый цвет в область тени и используйте легкое или среднее давление. Шаг 12 – Полируйте красным. Полировка, очень просто, означает использование сильного давления. С очень острым кончиком и сильным нажимом вы сможете заполнить всю белую часть бумаги. Эта последняя техника полировки придает глянцевый вид кожуре яблока. |