Натюрморт 🔥 история, суть, виды, техники, современное представление
Не нужно быть языковедом, чтобы понять значение и происхождение слова «Натюрморт». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа».
Не нравится такой перевод? Тогда воспользуйтесь другим толкованием, более точно отражающим суть этого термина, — «застывшая жизнь».
С точки зрения семантики, слово «Натюрморт» имеет два близких по смыслу значения.
- С одной стороны, это жанр изобразительного искусства, в котором представлены обычные окружающие нас неодушевленные предметы, вещи или растения. Натюрморт, как и любое другое станковое произведение, формируется по определенных художественным законам, с опорой на зрительное восприятие. Это означает, что предметы не просто переносятся с натуры на лист бумаги рандомно, а подбираются и располагаются в определенном порядке, образуя единую, органически завершенную картину.
- Второе значение слова «Натюрморт» — это сама картина, выполненная в соответствующем жанре.
Кроме объектов неживой природы, вещей из нашего бытового окружения и различных аксессуаров художники в натюрмортах изображают цветы, добытую на охоте дичь, предметы научной деятельности. Люди, животные или птицы редко появляются на картинах, причем чаще являются дополнением, нежели выходят на первый план. В некоторых случаях натюрморту пытаются дать символическое толкование.
Изображенные на картине предметы соответствуют определенным философским категориям.
Так, к примеру, стекло символизирует хрупкость чего-либо, а зеркало означает тщеславие, щетка является символом чистоты, а яблоко намекает на грехопадение человека.
СЧ помощью таких приемов художник не только может зафиксировать элементы натуры, но и вовлечь зрителя в игру воображения, пряча в картине содержательные смыслы.
Натюрморт считается сложным жанром, благодаря обилию различных элементов и деталей.
Не стоит забывать и про украшательскую функцию картин. Характер элементов натюрморта обычно передает черты той эпохи, в которую картина была создана.
Содержание
- История натюрморта
- Типы и поджанры натюрморта
- Цветочный поджанр
- Поджанр «Ванитас, Суета сует»
- Завтраки, банкеты, сервированные столы
- Ученый натюрморт
- Охотничий натюрморт
- Винный натюрморт
- Восточный натюрморт
- Гирлянда
- Кухонный натюрморт
- Натюрморт с животными
- Натюрморт в современном искусстве
- Техника создания натюрморта
История натюрморта
Не сразу натюрморт стал обособленным жанром живописи. Это произошло только в XVII веке, хотя люди еще в древности старались запечатлеть предметы окружающего мира сначала на скалах и стенах, а затем уже и на картинах.
Храмы и гробницы египетских фараонов были украшены сюжетными картинами, где изображался процесс подношения богам различных даров. Не секрет, что многие фрески дошли до наших дней в первозданном виде, причем некоторые изображенные вещи оказались легко узнаваемыми. Древние художники, имена которых, естественно, неизвестны, не уделяли внимание реалистичности вещей, однако они старались подчеркнуть их важность.
Древнеримские мозаики и росписи, дошедшие до наших дней, отличаются тем, что элементы прорисованы более детально. Римские и греческие художники проявляли настоящее мастерство в живописи, работая с разными оттенками, однако сюжетная линия их картин практически отсутствовала. Творчество имело декоративное значение. Изображения отдельных цветов или фруктов украшали стены и ниши зданий, как жилых, так и общественных.
В Европе к XV-XVI веку было представление о натюрморте, как о приеме, однако он не являлся полноценным жанром живописи. Окружающие предметы являлись лишь второстепенной частью какой-либо картины, в сюжете которой просматривалась историческая или религиозная тематика.
Отдельные предметы являлись своеобразным декором и оформлением мебели или обстановки дома. Коренной перелом в искусстве произошел лишь к началу XVII века, когда натюрмортная живопись была признана художниками, как полноценный и самостоятельный жанр. Начало этой эпохи ассоциируется с именами голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа, являвшихся представителями школы «малых голландцев».
Естественно, предметы природного происхождения встречались и в работах более ранних мастеров, однако именно они сделали на этих предметах основной акцент.
Существует еще одно мнение относительно первопроходца в новом жанре. Речь идет о Микеланджело да Караваджо и его знаменитой картине «Корзина с фруктами».
В то же время историки утверждают, что первым полноценным натюрмортом можно считать картину Якопо де Барбари «мюнхенский натюрморт», где изображена куропатка, латная рукавица и арбалетный болт. Картина была написана в 1504 году.
Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс обособления натюрморта, как жанра происходил постепенно, поэтому достаточно сложно говорить о том, кто стоял у истоков его развития.
Можно лишь отметить первых последователей. Помимо Питера и Виллема Клас натюрмортом увлекались Виллем Калф, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум.
На распространение натюрморта как жанра в XVI — начале XVII века оказало существенное влияние становление и развитие естественных наук. В связи с этим, у художников сформировался повышенный интерес к быту людей и окружающим предметам.
Яркими последователями того времени считаются нидерландец П. Артсен и фламандец Я. Брейгель Бархатный. В мировой живописи к XVII веку новый жанр достиг по популярности своего апогея. Появились первые национальные реалистические школы, на профиль которых оказывали идейное влияние именитые мастера. Благодаря этому натюрморт подразделяется на формы и типы.
Голландские и испанские натюрморты в станковой живописи занимают особе место. В них излюбленные тематики посвящены цветам, овощам, фруктам рыбе и морепродуктам, а также кухонной посуде. Причем считается, что испанские натюрморты выполнялись в более строгом стиле. Данная эпоха отождествляется с именами таких мастеров, как М.Кампидольо, П.П. Бонци, Дж. Рекко.
Голландские натюрморты отходят от строгости и получают определенную долю интима. В них прослеживается точность передачи света и тени, фактуры, а также изящество цвето-тональной линии.
Следует также подчеркнуть разнообразие композиционного строя и множество сюжетных жанров.
Это и скромные по колориту картины В. Хеды, и полные насыщенных цветов картины с десертами В. Калфа, и изображения рыб А. Бейерена, и картины Я. Венике, на которых нарисована битая дичь. Голландские натюрморты отличаются малыми форматами, так как картины покупали для украшения небольших домиков.
Покупателями были не только аристократы, но и бюргеры с зажиточными крестьянами.
Также следует отметить тщательность прорисовки и детализацию композиции.
Некоторые предметы обладают символизмом. К примеру, карманные часы олицетворяют ход времени.
Фламандский натюрморт можно отличить от голландского по ряду признаков. Он более выразителен, более пышный и яркий. Не даром такими натюрмортами украшались парадные залы и монастырские трапезные. Представителями данного жанра являются Питер Пауль Рубенс, Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс. Жанр натюрморта в Германии и Франции в эпоху классицизма развивался по несколько иному пути. Композиции художников тех лет отличались характерной строгостью, но, в то же время, элегантностью и изяществом.
Живопись средневековья выдвигает на первый план исторический жанр, батальный жанр и портрет. Таким образом, популярность натюрморта несколько снижается. Но к XIX веку художники, работавшие с сюжетными композициями, словно воскресили жанр натюрморта, придав его развитию новый виток. К ним относятся Эжен Делакруа, Густав Курбе, Франциско Гойя, А. Фантен-Латур и У. Харнет (США).
В работах художников-постимпрессионистов натюрморт приобретает вторую жизнь. Ван Гог, Гоген, Сезанн – это лишь яркие примеры тех, кто считал, что основа понимания бытия состоит из окружающих нас вещей. В начале XIX века натюрморт приходит и в русское творчество. Однако в большинстве картин известных художников он играет лишь эпизодическую роль. В виде самостоятельного жанра натюрморт сформировался только в XX веке в работах Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.
Типы и поджанры натюрморта
Многообразие сюжетных линий натюрморта настолько велико, что возникла необходимость классифицировать жанр. Различают типы и поджанры натюрморта. Тип совершенно не зависит о того, что будет изображено на картине, а, скорее всего, указывает на способ подачи композиции.
Условно все картины делят на два типа. К первому типу относят те, на которых изображены вещи, принадлежащие конкретному лицу, причем по этим вещам зритель может косвенно охарактеризовать владельца. Натюрморты второго типа наполнены самоценными вещами. Они ценны сами по себе и являются акцентом декоративности изображения.
Что же касается поджанров, то их гораздо больше, нежели типов. Некоторые из них могут объединяться между собой. Другие же, наоборот, в современных реалиях целесообразно разделить. Именно поэтому в разных источниках перечень поджанров может несколько разниться.
Цветочный поджанр
Цветочный натюрморт пришел в мир живописи из Голландии. Она, как известно, в середине XVII века стала крупнейшим центром торговли тюльпанами, что и определило направление в живописи. Цветы на картинах раскупались по всей Европе, так как купить реальную луковицу тюльпана мог себе позволить только состоятельный человек.
Картина с роскошным букетом вполне заменяла экзотические на тот момент цветы. Достаточно трудно приходилось художникам, так как собрать букет цветов, чтобы писать с них картину, они физически не могли. Приходилось цветы рисовать по памяти.
Поджанр «Ванитас, Суета сует»
Этот натюрморт отражает аллегорию эпоха барокко. Для его толкования зритель должен знать определенные религиозные символики и быть знакомым с Библией. Само слово «Ванитас» с латинского переводится, как суета, тщеславие. Основная идея картин – неизбежность смерти и быстротечность жизни. Данный поджанр стал популярным в Нидерландах и во Фландрии. Отдельные его проявления встречаются в искусстве Франции и Испании в XVII веке.
Автором первого натюрморта ванитас по праву считается Якоб де Гейн младший. Традиционные предметы, которым приписывается определенная символика, подчиняются циклу о конечности бренного человеческого существования. Череп напоминает, что смерть неизбежна в любом случае, несмотря на мирские суеты. Хлеб символизирует тело Христа, как и сказано в Библии. Вино же является его кровью, а в сочетании они означают основное таинство Евхаристии, то есть, причастия. Мыльные пузыри говорят нам о том, что жизнь может быть короткой, а смерть – внезапной. О бренности человеческого тела в картинах ванитас напоминают медицинские инструменты. Они же являются главным символом болезней.
Достаточно противоречиво в поджанре трактуются монет, драгоценности, кошельки и ларцы. С одной стороны, лейтмотивом картины выступает женская красота и привлекательность. С другой стороны, — это основной признак самовлюбленности и смертного греха высокомерия. Для того, чтобы показать власть и могущество, художники использовали изображение оружия и доспехов. Подобно тому, как оружие нельзя с собой забрать в могилу, власть человека кончается по истечении его жизненного пути.
Завтраки, банкеты, сервированные столы
Одна из разновидностей жанра, ставшая популярной в голландском натюрморте XVII века, отличается наличием изображения домашней утвари на столе и утренней трапезы. Картины могли отличаться богатством яств, однако общая тематика все равно прослеживается. Центром зарождения данного поджанра считается Харлем.
Именно там был создан первый натюрморт «Накрытый стол» Николаса Гиллиса, где он запечатлел утренний завтрак. На столе можно увидеть фрукты, сыр и вино. Существует даже перечень элементов, которые должны быть включены в натюрморт. Изначально туда входили: булочки, ветчина, сыр. Затем виды несколько изменились.
Связано это с тем, что зажиточные горожане стали заказывать картины с изображением дичи или вина. Впоследствии в натюрморт вписалась дорогая посуда, морепродукты и прочие диковинные элементы. Изображенные на картине ступа с пестиком символизировали мужчину и женщину. Пустой бокал означал смерить, а бокал, наполовину наполненный вином, — умеренность.
Ученый натюрморт
Считается, что ученый натюрморт является разновидностью поджанра ванитас. На картине можно встретить такие предметы, как глобус, карты, книги. Поджанр зародился в университетском Лейдене. Нередко применяются специальные эффекты, вызывающие обман зрения.
Но такие картины со временем образовали самостоятельное направление, в котором применяются «обманки».
Так же как и ванитас, ученый натюрморт требует от зрителя умения абстрактно мыслить, а также знаний Библии. Все вышеперечисленные предметы являются символами науки. Кисти и краски, естественно, символизируют живопись или поэзию. Музыкальная труба и горн являются вестниками славы.
Охотничий натюрморт
В среде богатой буржуазии охота была излюбленным и чрезвычайно модным занятием. Она уже превратилась из способа добычи пищи в досуг, поэтому считалось, что состоятельный аристократ просто обязан похвастать своими трофеями.
Альтернативой настоящим трофеям стали картины с изображением битой дичи, а также живых зверей. Сочетание зелени парков и лесов с окрасом шести животных или оперения птиц, которое реализовывалось яркими и теплыми тонами, делало картину необычайно выразительной. Такие натюрморты размещали в рабочих кабинетах и гостиных. Наиболее выдающимися мастерами, работающими в этом жанре, являются Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс.
Винный натюрморт
Тайные смыслы, которые вложены в натюрморты с изображением винограда и вина, тесно переплетаются с библейскими сюжетами. Картины на первый взгляд кажутся самыми обычными, однако вино практически всегда символизирует кровь Христову, а хлеб – его плоть. Нередко натюрморты с вином добавляются фруктами. Клубника символизирует Рай, а вишня – страсти Христовы.
Пролитое вино указывает на кровь, пролитую ради спасения человека. Если же присутствует омар, то зритель должен понимать это, как акцент на воскрешение Христа. Искусствоведы могут толковать натюрморты и по-другому. В современной живописи вино ассоциируется с красочностью жизни и с весельем.
Восточный натюрморт
Восточный натюрморт выступал и выступает в виде обособленного поджанра. Его с легкостью можно узнать по стилю композиции, а также по цветовой гамме. Ключевыми элементами натюрморта считаются кувшины и кальян.
Дополняют картины ковры с характерной вышивкой, меха, кинжалы ручной работы. Такие натюрморты передают быт и особенности религиозной культуры стран Индокитая и Востока.
Гирлянда
Гирлянда является разновидностью цветочного поджанра. Она спиралеобразно оборачивается вокруг центрального изображения. В такую гирлянду художники тоже вкладывают сакральный смысл. Змея во многих культурах считалась символом мудрости и вечности.
В центре композиции размещаться может что угодно, но обязательно присутствовали белые лилии и хлебные колосья, как символ Девы Марии и Христа.
Картина говорит об их чистоте. Цветы, овощи и фрукты могли также указывать и на время года (цветы – весна, виноград – осень, лимон – зима). Гирлянда обвивает портреты, часы, евхаристическую чашу, бокал вина.
Кухонный натюрморт
Кухонные натюрморты пришли к нам, благодаря таким художникам, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. Подобно тому, как цветочный натюрморт называют голландским, кухонный считается нидерландским. Здесь люди уходят на второй план. В центре композиции может быть кухонная утварь, мясо, рыба, овощи.
Слуги, кухарки, домохозяйки играют исключительно эпизодические роли. Что касается символики, то в данном отношении поджанр ничем не отличается от натюрморта в общем смысле. Композиции просто пропитаны символами. К примеру, стекло олицетворяет хрупкость, фарфор – чистоту, серебро – богатство, бутылка – грех пьянства, осколки посуды – смерть, нож – предательство.
Натюрморт с животными
К основоположникам данного поджанра смело можно отнести Отто Марсеуса ван Скрика и Маттиаса Витхоса, творивших в начале XVIII века. Звери, насекомы или птицы представлены на картинах в произвольных композициях. Они могут быть подобраны или объединены в одну картину произвольно.
Примечательно то, что каждому животному наделяется определенное человеческое качество, поэтому в любой картине зритель может увидеть подтекст.
Белка обладает трудолюбием, заяц – отличным слухом и робостью, попугай – красноречием, рак или омар – благоразумием.
Натюрморт в современном искусстве
В начале XX столетия натюрморт, как отдельный жанр изобразительного искусства, пережил свой очередной расцвет. Преобразованию подлежали языки цвета, а также принципы построения композиции картины. В какой-то степени, натюрморт становится жанром художественного эксперимента.
Надо отметить, что любое новой художественное течение вносило в натюрморт изменения и особенности.
Жанр служил и служит основой демонстрации зрителю выбранного стиля. Картины с изображением цветов или фруктов становились настоящей визитной карточкой многих известных художников. Даже Пабло Пикассо задействовал натюрморт в стиле кубизм, сюрреализм и постимпрессионизм. Естественно, одни и те же предметы в разных стилях интерпретировались по-разному.
Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджо Моранди, известные сюрреалисты, использовали натюрморты при написании реалий фантастических миров. В современном мире на развитие жанра большое влияние оказала реклама. Желание привлечь внимание покупателей идеализирует предметы. В настоящее время очень востребованы художники, участвующие в продвижении и рекламе товара. Хотя мир знает несколько красочных примеров (Энди Уорхол и Джеймс Розенквист), когда натюрморт позволил высмеять безрассудный потребительский ажиотаж.
В середине прошлого века натюрморт стал трехмерным. Так появились инсталляции, то есть, пространственные композиции. Но современным трендом все-таки является натюрморт на керамике. Кухонная посуда и изобразительной искусство всегда были тесно связаны. Но если раньше художники рисовали кухонную утварь, то сегодня каждый мастер-керамист желает пополнить свою коллекцию расписным панно или декоративными тарелками, декорированными при помощи натюрморта.
Вполне естественно, что на декоративных тарелках изображаются чаще всего продукты питания. Но от этого стереотипа вскоре отказались, вспомнив, что керамические тарелки сегодня служат больше украшением, нежели имеют практическое применение. Практически любой поджанр может быть воплощен в реальность, если того захочет художник-керамист.
Важно, что данная работа под силу только тем мастерам, которые работают с глиной и специальными красками.
Процедура оформления усложняется тем, что в процессе обжига глиняного изделия краски меняют свои оттенки, поэтому художник должен наперед угадать, какие пигменты нужно использовать.
Техника создания натюрморта
Любой художник, рисующий натюрморт, прежде всего, должен решить основную задачу, то есть, передать форму и цветовое сочетание всех объектов композиции. Картина при этом обязана соответствовать следующим требованиям:
- Все элементы композиции образуют единую группу;
- Цвета участвуют в расстановке оттенков, а также определяют расположение предметов;
- Натюрморт обладает высокой эстетичностью.
Для работы с натюрмортом художник должен уметь прорисовывать фактуры и формировать поверхности. На первом этапе происходит подготовка нужных инструментов. Понадобится полотно, кисти разного размера, карандаши, ластик, точилка и краски. В качестве бумаги хорошо подойдет ватман.
Простым карандашом художник делает контуры.
Начинающим любителям рекомендуется все материалы приобретать в специализированных магазинах, где можно будет получить необходимую консультацию.
Рисование натюрморта начинается с построения композиции. Сначала выбирается нижний (нулевой) уровень. Обычно им является поверхность, на которой будут лежать предметы. Если элементы располагаются на столе, то его плоскость отчерчивается горизонтальной линией.
Также следует определить высоту рисунка, углы перспективы. Только после этого можно определить зону, где лежат предметы. Постепенно формируется скатерть и имеющиеся на ней складки. Важно соблюдать не только форму объектов, но и взаимное расстояние между ними.
Не у каждого начинающего художника сразу получается композиция в центре листа. Именно поэтому рекомендуется прорисовать углы комнаты, как ориентиры.
Раскрашивать картину нужно начинать с тех элементов, которые будут наиболее яркими. Здесь можно использовать краски с максимальной интенсивностью. Далее укладывается полутень.
Не стоит делать резкий переход от света к полутени и от полутени к тени. Зоны разной освещенности могут перекрывать друг друга.
Заканчивается натюрморт наложением штриховки. Светотень распределяется по форме предметов так, чтобы при удалении они мягко прорисовывались. Особе умение потребуется для рисования ткани. Венцом данного элемента являются складки. Форма ткани образуется за счет того, что она наброшена на какой-либо предмет. Форма этого предмета и является формой ткани. К примеру, можно посмотреть картины новгородской художницы, и отметь для себя все важные моменты.
youtube.com/embed/8Le8x5TAnhM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Ошибка начинающих художников заключается в том, что они не придают ткани форму. С учетом формы художник определяет направление складок. Общий алгоритм выглядит следующим образом:
- Эскиз простым карандашом;
- Определение местоположения каждого элемента;
- Рисование элементов при помощи простейших геометрических фигур;
- Обозначение контуров;
- Удаление ненужных линий;
- Создание теней;
- Раскрашивание.
НАТЮРМОРТ.
- ВСЕ
- А
- Б
- В
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
марта 12, 2019 21:24
Константин Коровин. Сирень. 1915г.
Натюрморт — от франц. nature, итал. natura morta — дословно “мёртвая природа”; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life — дословно “тихая жизнь”.
1). Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, демонстрирующий изображение предметов, вещей, иногда растений, цветов и др., окружающих человека в реальной жизни. Как и любое преимущественно станковое произведение искусства, натюрморт строится по законам композиции с учётом особенностей зрительского восприятия, то есть предметы не переносятся на лист или холст механически с натуры, а соотносятся, подбираются друг к другу, организуются в единый ансамбль по размерам, цвету, смыслу, фактурам и т. д. при помощи постановки и композиционных законов и правил.
2). Картина, фотография, иллюстрация, изображающая неодушевлённые предметы.
Мартирос Сарьян. Московский натюрморт. Холст, масло, 1956г..
Помимо “неживых” объектов: предметов быта, элементов одежды и аксессуаров, предметов культа или научной деятельности, в натюрмортах часто изображают битую дичь, растения и цветы, изолированные от живой природы (срезанные или в горшках). Реже дополняют изображения натюрмортов фигуры людей, животных, птиц и насекомых (например, Жан Батист Симеон Шарден “Натюрморт с рыбой, устрицами и кошкой”).
Часто натюрморт имеет символическое истолкование — предметы символизируют некоторые философские категории, христианские или любовные условно-знаковые обозначения, например, стекло олицетворяло хрупкость, зеркало — тщеславие и т.д.. Таким образом, художник в натюрморте не просто фиксирует знаки реального мира, но и включает зрителя в своеобразную интеллектуальную игру, пряча одни смыслы за другими, а натюрморт имеет несколько содержательных уровней.
Илья Иванович Машков. Синие сливы 1910г. 80х116см
Жанр натюрморта специфичен обилием деталей, повышенным вниманием к структуре, объёмам, фактурам. Цель искусства натюрморта не только символическая загадка, точная фиксация реального мира или декоративно-украшательская функция — посредством натюрморта художник создаёт яркий многослойный художественный образ со сложным смыслом.
Характер предметов в натюрморте, а также композиционное, цветовое, стилистическое, символическое решение картины данного жанра выражает характерные черты эпохи и передаёт авторскую идею.
Якопо де Барби
История натюрморта. Натюрморт в истории искусств
Натюрморт в Древнегреческом искусстве.
Натюрморты включены в сюжетные изображения (росписи Помпеи).
Искусство Древнего Востока.
Натюрморт присутствует как часть композиции.
Натюрморт в Эпоху Возрождения.
Появление натюрморта как самостоятельного жанра. Это связано с вниманием художников к материальному миру. Появляются так называемые “обманки” — “trompe l’oeil” — жанр иллюзорно точно воссоздающий предметы (Якопо де Барби).
М.Кампидольо
Натюрморт в XVII веке.
Натюрморт распространяется как жанр в конце XVI — начале XVII веков. На это повлияло развитие естественных наук, повышенное внимание к бытовой составляющей жизни людей (нидерландец П. Артсен, фламандец Я. Брейгель Бархатный и другие).
В XVII веке натюрморт получает наивысшее развитие в мировой живописи — становление национальных реалистических школ живописи и влияние ведущих художников эпохи (например, Караваджо в Италии и Испании) способствуют развитию жанра. Появляется множество типов и форм натюрморта.
Особенно выделяются в станковой живописи этого времени голландские и испанские натюрморты, в которых излюбленными темами стали цветы, фрукты, овощи, кухонная посуда, рыба и морепродукты. В испанских натюрмортах предметы особо строги и значительны (П.П. Бонци, М.Кампидольо, Дж. Рекко и другие).
Дж. Рекко
Голландские натюрморты характерны особой интимностью, тщательной передачей освещения предметов, богатством живописных фактур, изяществом цвето-тональных отношений. Композиционный строй голландских натюрмортов разнообразен, а сюжеты и типы жанра разноплановы: от ограниченных по колориту завтраков В. Хеды до мощных, насыщенных по цвету десертов В. Калфа, от изображения рыб А. Бейерена до битой дичи Я. Венике, от “цветов и фруктов” Я. Д. де Хема до аллегорического “vanitas” М.Б. де Стомме. Характерные отличия голландского натюрморта — малый формат (картины покупали бюргеры, аристократы и даже зажиточные крестьяне для украшения сравнительно небольших домов), повышенная детализация, тщательность прописки, малофигурность. Только в голландских натюрмортах присутствует изображение карманных часов, олицетворяющих ход времени.
Фламандский натюрморт разительно отличается от голландского. Для фламандских натюрмортов характерно — декоративная выразительность композиции, пышность (такие натюрморты писались для украшения парадных залов, монастырских трапезных (Амброзиус Босхарт Старший, Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс).
Франс Снейдерс
Натюрморт с виноградом и добычей
Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Также получает развитие жанр натюрморта в Германии (Г. Флегель, К. Паудис), Франции (Л. Божен, Ф. Депорт, Ж. Б. Моннуайе). Выдающимся мастером натюрморта эпохи Классицизма является Жан Батист Симеон Шарден. Его работы отличает характерная строгость и элегантность композиции, изящество колорита и особая “человечность” художественного образа.
Жан Батист Симеон Шарден
Натюрморт в XVIII веке.
В середине века складывается академическая иерархия жанров и натюрморт отходит на второй план по отношению к историческом, батальному жанру и портрету, предпочитаемым художниками.
В России натюрморт появляется в виде картин-”обманок” Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова, Т. Ульянова.
Г.Н. Теплов
Натюрморт в XIX веке.
“Воскрешают” жанр натюрморта в своих картинах художники, пишущие сюжетные композиции (Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Густав Курбе, Эдуард Мане). Признанными мастерами натюрморта ХIХ века являются А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
Второе своё рождение натюрморт получает в искусстве художников-постимпрессионистов, для которых мир человеческих вещей становится основой понимания бытия (Ван Гог, Гоген, Сезанн).
В России искусство натюрморта проявляется лишь в начале ХIХ века в картинах И.Т. Хруцкого, акварелях Ф. П. Толстого и художников школы А. Г. Венецианова. Позже натюрморт лишь эпизодически появляется в творчестве художников И.Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Поленова и других, нося скорее этюдный характер. Как самостоятельный жанр натюрморт не востребован в художественной системе передвижников, отдающих предпочтение сюжетной картине.
И.Н. Крамской
Натюрморт в XX веке.
С появлением и развитием множества художественных течений натюрморт претерпевает изменения, связанные с поисками новых художественных форм и средств выражения (Анри Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо и другие). Социальный характер носят натюрморты Диего Риверы, Ренато Гуттузо, Альфаро Сикейроса.
В русском искусстве натюрморт становится самостоятельным жанром, благодаря творческим поискам Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова. Расцвет искусства натюрморта в России приходится на период существования объединения “Мир искусства”. Художники объединения и ближнего круга — К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь — работающие на границе исторического и бытового жанров, придают натюрморту особую атмосферность, лёгкость, импрессионистическую выразительность.
Художники объединения “Голубая роза” — П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян создают особо выразительные декоративные натюрморты. А мастера “бубнового валета” — И. И. Машков, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский — объединяют в своих картинах линии натюрмортов Сезанна с традициями русского народного творчества. Их натюрморты колористически богаты и насыщены.
И. Э. Грабарь
Натюрморт в советском искусстве.
Метод социалистического реализма нашёл своё отражение и в жанре натюрморта. Это философские натюрморты Петрова-Водкина, наполненные революционной патетикой натюрморты Ф. С Богородского. Появляются экспериментальные по цвету и фактурам натюрморты Н. И. Альтмана, Д. П. Штеренберга. Тонким колористическим построением и новизной сюжетов выделяются натюрморты Ю. И. Пименова, В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы.
Повышенной материальностью отличаются натюрморты А. Ю. Никича, В. Ф. Стожарова. Крупные мастера натюрморта союзных республик — М. А и Е. А. Асламазян (Армения), Т. Ф Нариманбе (Азербайджан), Л. Свемп, Л. Эндзелина (Латвия), Н. И. Кормашов (Эстония).
Характерен повышенный интерес художников 70-80-хх годов к жанру натюрморта. В их картинах основное внимание сосредоточено на повышенной эстетизации мира вещей, окружающего человека (О. В. Булгакова, Я. Г. Анманис и другие).
Е. А. Асламазян
Литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.
3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; — Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
5. Большой энциклопедический словарь. 2000;
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
7. Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1969-1978;
8. Б. Р. Виппер. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей), Казань., 1922.
9. Ю. И. Кузнецов. Западноевропейский натюрморт. -Л.-М., 1966.
10. Ю. Я. Герчук. Живые вещи. — М., 1977.
11. М. И Щербачёва. Натюрморт в голландской живописи. -Л., 1945.
12. В. И. Пушкарёв, И. Н. Пружан. Русский и советский натюрморт. -М.-Л., 1971.
13. К. С. Кнабе. Язык бытовых вещей// Декоративное искусство СССР, 1985. № 3. -С. 743.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Натюрморт | Тейт
Художественный термин
Один из основных жанров (типов сюжетов) западного искусства – по существу, предметом натюрморта или скульптуры является все, что не движется или мертво
Натюрморт включает в себя все виды искусственных или природных объектов, срезанных цветов, фруктов, овощей, рыбы, дичи, вина и так далее. Натюрморт может быть прославлением материальных удовольствий, таких как еда и вино, или часто предупреждением об эфемерности этих удовольствий и краткости человеческой жизни (см. memento mori).
В иерархии жанров (или типов сюжетов) искусства, установленной в XVII веке Французской академией, натюрморт занимал самое последнее место – пятое место после исторической живописи, портретной живописи, жанровой живописи (сцены быта) и пейзажа. Натюрморт и пейзаж считались непритязательными, потому что они не включали человеческий сюжет.
В современном искусстве простые аранжировки натюрмортов часто использовались в качестве относительно нейтральной основы для формальных экспериментов, например, Полем Сезанном, художниками-кубистами, а позднее в двадцатом веке Патриком Колфилдом.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Левый Верно
Кубизм был революционным новым подходом к изображению реальности, изобретенным примерно в 1907-08 годах художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком. …
Memento mori — произведение искусства, призванное напомнить зрителю об их смертности, краткости и хрупкости …
Извините, изображения нет
Найденный предмет — природный или искусственный предмет, либо фрагмент предмета, найденный (или иногда купленный) …
Жанры – это виды живописи.
Они были кодифицированы в семнадцатом веке как (в порядке убывания важности) история, портрет, …
Исследуйте этот термин
Левый Верно
ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ В КОЛЛЕКЦИИ
Левый Верно
1790–1830 гг.
1890–1964
1915–2012
1936–2005
1893–1981
1879–1959
1881–1955
Избранные произведения искусства из коллекции
Левый Верно
c.
1760–70
c.1938–43
c.1910–12
Натюрморт в Тейт
Путеводитель по натюрморту
Эта тема больше, чем кажется на первый взгляд.

В натюрморте есть что-то особенное. Это особенно созерцательно — даже фраза натюрморт кажется медитативной. Давайте немного поговорим о том, что делает искусство натюрморта таким особенным, прежде чем углубиться в несколько ресурсов для создания собственного.
Бубновый валет (холст, акрил, 36 × 36) Kenneth HershensonThe Extraordinary Ordinary
сам писатель, это заставляет мое сердце петь). Известно также высказывание Свифта: «Видение — это искусство видеть то, что невидимо для других». Это мнение бьет в самую точку, когда речь идет об изобразительном искусстве в целом. Я бы сказал, что это особенно верно для натюрморта.
Любой другой художественный объект пропитан чувством движения: пейзажи, фигуры, портреты, дикая природа, даже абстрактное искусство. Жизнь этих предметов действительно сложно запечатлеть на бумаге или холсте. Но искусство передачи сущности неодушевленных предметов — совсем другое животное, так сказать. То, чего может не хватать в движении, определенно не лишено смысла. По словам художницы Мелиссы Хефферлин, «натюрморт — это любовное письмо, написанное в коде».
Независимо от того, является ли искусство натюрморта вашим хлебом насущным или вы хотите освежить свои навыки в новом предмете, следующие профили художников, художественные демонстрации и учебные пособия помогут вам двигаться вперед. Желаю вам увидеть новое в повседневных, «безжизненных» предметах вокруг вас, и удивить себя тем, как много «жизни» появляется в ваших работах. Приятного творчества!
Пекарня Альянса (акрил на холсте, 24 x 30 ″) от Марти УокераНатюрморт. Life Paintings
The Essentials
- Подготовка удачного натюрморта
- Элементы натюрморта | Пошаговое руководство от Шелдона Тэпли
- Основные приемы рисования: нарисуйте привлекательный натюрморт за 5 шагов
- Учебник по акварели | Натюрморт Кэрри Уоллер за 6 шагов
- Создайте выигрышный натюрморт шаг за шагом
Special Techniques
- See the Light! В натюрморте это
- Насколько важны фоны для картин?
- Техника рисования натюрморта: четкие и мягкие края
- Проявите остроту: рисование четких и мягких краев
- Демонстрация захвата отражений в прозрачной акварели
Выйдите на новый уровень
Готовы поднять свои навыки рисования натюрморта на ступень или три? Вот наши самые популярные загрузки видео в категории «Натюрморт».