За тех, кого с нами нет
Елена Клещенко
«Химия и жизнь» №10, 2022
Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2022 года получил Сванте Паабо — «за его открытия, касающиеся геномов вымерших гоминин и эволюции человека». Геномы неандертальцев, геномы денисовцев, геном «принцессы-полукровки» — Денни, дочери денисовца и неандерталки — практически о всех подвигах Сванте Паабо с коллегами мы писали. И сама наука палеогеномика возникла благодаря Сванте Паабо.
Представьте, что вы нашли в Ясной Поляне неизвестную рукопись «Войны и мира» — исчерканную, изорванную в мелкие клочки. Видимо, не понравилась она автору, увидел он в ней какую-то ложь и порвал, но кто-то сберег ветхие обрывки. Вы, как и все культурные люди, хотите узнать, чем отличался этот вариант от канонического, опубликованного миллионами экземпляров.
С одной стороны, у вас есть для сравнения текст романа, знакомый с детства, и это помогает сортировать кусочки. Тут речь идет про Анну Павловну Шерер — значит, это кладем в начало, здесь про Платона Каратаева — значит, это ближе к концу. Текст очень похож на опубликованный, целые абзацы совпадают слово в слово, но отличия могут поджидать вас в любом месте, поэтому хочется получить и прочитать этот вариант полностью. С другой стороны, мелкие кусочки бумаги хаотически перемешаны, их сортировка и состыковка — сама по себе грандиозная работа, да еще предстоит доказывать, что это действительно рукопись Толстого, что тут нет ошибки или, чего доброго, фальсификации.
Примерно такая задача стояла перед теми, кто планировал прочитать геном неандертальца. «Канонический» вариант, если считать таковым геном человека современного типа, у нас имелся. Еще в 2001 году были опубликованы две статьи о прочтении генома человека (хотя последние сложные участки дочитаны только в этом году). С тех пор число секвенированных человеческих геномов постоянно растет, так что нам есть с чем сравнить «альтернативные версии романа» — геномы других гоминин, то есть представителей рода Homo. Вопрос был в том, как раздобыть эти геномы.
Индиана Джонс и
древняя ДНКОбъявляя имя лауреата, секретарь Нобелевского комитета Томан Перлман с удовольствием подчеркнул, что Сванте Паабо родился в Стокгольме. Но когда его называют «шведским ученым», тут есть доля неточности. Самые знаменитые свои работы он выполнил в Лейпциге, в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка. Он и сейчас живет в Лейпциге с женой Линдой Вигилант, американским приматологом, которая работает в том же институте, у них есть сын и дочь.
А необычную фамилию (которую в русской транскрипции записывают как Пэабо, Пээбо, Пеэбо…) ученый получил от матери-эстонки, которая попала в Швецию во время Второй мировой войны. Карин Паабо работала лаборанткой у его отца, биохимика Суне Бергстрёма. Поразительно, что ровно сорок лет назад, в 1982 году, Бергстрём получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся простагландинов и близких к ним биологически активных веществ» вместе с Бенгтом Самуэльсоном и Джоном Вейном.
У Бергстрёма была другая семья, мать воспитывала сына одна. Ребенок с детства увлекался археологией, и когда Сванте было 13 лет, мама повезла его в Египет. Паабо рассказывал, что в детстве мечтал быть похожим на Индиану Джонса, исследовать мумии, разгадывать загадки и находить сокровища. Но когда он начал изучать археологию в Упсальском университете, она оказалась «не такой романтичной», и студент под влиянием отца переключился на медицину — сменил специализацию, оставшись в университете. В то время медицина в Швеции была самым коротким путем к фундаментальным проблемам биологии. Паабо увлекался клинической медициной, в начале 1980-х некоторое время в группе Пера Петерсена изучал аденовирусы (ту самую группу вирусов, которые прославились как основа для вакцин против коронавируса) и их взаимодействие с иммунной системой.
И все же он не забывал о мумиях. Тогда еще не было очевидно, что в археологических и палеонтологических находках может сохраниться ДНК, пригодная для секвенирования, то есть расшифровки нуклеотидной последовательности. В 1990-е годы, после изобретения полимеразной цепной реакции, поднялась волна публикаций, посвященных древней и супердревней ДНК из находок возрастом десятки и даже сотни миллионов лет. Сейчас к этим результатам относятся скептически, для большинства случаев выяснено, что исследователи «читали» загрязнения; например, «ДНК динозавра», о секвенировании которой было объявлено в 1995 году, оказалась человеческой.
Более скромные результаты лучше выдержали проверку временем. В 1984 году ученые из Калифорнийского университета в Беркли получили последовательности ДНК вымершей в XIX веке зебры квагги из музейного образца возрастом 150 лет. И примерно тогда же Сванте Паабо начал исследовать мумифицированные человеческие ткани, возраст которых исчислялся уже тысячами лет.
Втайне от научного руководителя, который мог не одобрить авантюру, Паабо с помощью одного из своих бывших профессоров египтологии получил образцы тканей из немецкого музея и сумел выделить из них ДНК. Его работа, подтверждающая, что в ядрах клеток некоторых египетских мумий сохранилась ДНК, была опубликована в 1984 году в небольшом восточногерманском журнале — а год спустя попала на обложку журнала «Nature». (Правда, впоследствии сам Паабо признавал, что эти данные, вероятно, пострадали от современных загрязнений.)
Это достижение впечатлило руководителя работы по зебре квагге — молекулярного биолога-эволюциониста Аллана Уилсона из Калифорнийского университета в Беркли. Уилсон написал Паабо, чтобы узнать, может ли он, Уилсон, провести творческий отпуск с обучением и работой в лаборатории Паабо. «Это было еще до Интернета, — со смехом рассказывал Паабо журналистам в 2013 году, когда получил престижную премию фонда Грубера в области генетики. — Он никак не мог знать, что у меня нет лаборатории, что я всего лишь аспирант». В 1987 году Паабо сам стал постдоком в лаборатории Уилсона. (Перед этим, в 1986–1987 годах, он также работал в Цюрихском университете.)
Сванте Паабо и Аллан Уилсон решили проанализировать ДНК из человеческого мозга возрастом 7000 лет. Но необходимо было решить проблему загрязнения — прежде всего избавиться от ДНК многих поколений людей, которые касались экспонатов во время хранения. Лучше дело пошло с образцами древних животных, таких как мамонты, гигантские ленивцы и сумчатый волк. Эти исследования помогли усовершенствовать методы анализа древней ДНК — а заодно установить, что гигантские нелетающие птицы моа, которые были уничтожены в Новой Зеландии около 500 лет назад, приходятся более близкими родственниками страусам эму, чем птицам киви.
Уже тогда Паабо сформулировал важные принципы работы с древней ДНК: чистые помещения, которые позволяют минимизировать загрязнения, необходимость воспроизведения результатов в других лабораториях. (Ошибки могут происходить, но в двух лабораториях в разных городах маловероятны одинаковые ошибки.) Совершенствовались методы выделения. Были детально изучены типичные повреждения древней ДНК, например характерные окислительные изменения нуклеотидов на концах фрагментов. Эти повреждения могут быть даже полезными: по их наличию можно отличить истинно древнюю ДНК от современных примесей.
Также были разработаны методы оценки наиболее перспективных древних образцов, в которых с максимальной вероятностью хорошо сохранилась ДНК. Один из простых признаков — содержание аминокислот в образце (чем больше, тем лучше) и их рацемизация, то есть переход из L-формы, свойственной нормальным белкам, в D-форму. Если уровень рацемизации превышает некоторый порог, надежды найти ДНК немного.По составу коллагена, основного белка костей, который хорошо сохраняется и в древних образцах, можно отличить кости животных от костей гоминин. Сохранности ДНК способствует холод: самая древняя известная на сегодня ДНК — из зубов мамонтов— имеет возраст около миллиона лет.
Неандертальцы и
мыВернувшись в Европу в 1990 году, Паабо стал профессором общей биологии в Мюнхенском университете, где занялся неандертальцами.
Это был еще один шаг в прошлое. Неандертальцы появились в Европе и Азии примерно 400 000 лет назад, а вымерли 30 000 лет назад.Анатомически современные люди (Homo sapiens) впервые появились в Африке около 300 000 лет назад, а 60 000–70 000 лет назад начали мигрировать из Африки на Ближний Восток и заселять Евразию.Таким образом, Homo sapiens сосуществовали с Homo neanderthalensis в Евразии не менее 20 000 лет, и возникал вопрос о том, как далеко могли зайти контакты между ними. Могли наши виды (подвиды?) скрещиваться? Удастся ли найти следы подобных событий в геномах?
Паабо успешно секвенировал участок митохондриальной ДНК из кости неандертальца — Того Самого Неандертальца, типового образца, найденного в долине Неандерталь недалеко от Дюссельдорфа в 1856 году. Этот неандерталец жил примерно 40 000 лет назад. Но митохондриальная ДНК — гораздо более простой объект, чем ядерная (то есть основной геном организма).
Митохондрии — органеллы клеток, которые снабжают ее энергией и имеют собственные геномы. В клетках их тысячи, при этом длина митохондриального генома около 16,5 тысяч пар нуклеотидов, тогда как длина ядерного генома человека или неандертальца — около 3 млрд нуклеотидов.
Эту работу, результаты которой были опубликованы в 1997 году, можно считать началом палеогеномики.
Полученная последовательность существенно отличалась как от мтДНК современного человека, так и от мтДНК шимпанзе. Оценка этих различий показала, что с момента существования общего предка неандертальца и человека современного типа должно было пройти 550 000–690 000 лет — намного больше, чем считалось ранее. (Это оценка и сейчас не сильно скорректирована.)
Современных людей с «неандертальской» мтДНК не было обнаружено. «Не мать он нам! Отец ли — пока не знаем», — прокомментировал этот результат в одной из своих лекций Николай Казимирович Янковский. (Напомним, что митохондрии каждый человек получает только от матери, в яйцеклетке.) Выражаясь более строго, среди современных людей не найдены прямые потомки неандертальцев по материнской линии, дети дочерей дочерей дочерей… Но чтобы детальнее исследовать отношения между нашими видами, нужна была ядерная ДНК неандертальцев, полный геном. Если у праматери нашей неандерталки были только сыновья, то ее мтДНК могла исчезнуть, но участки «большого» генома — сохраниться.
В 1997 году Паабо пригласили стать директором отделения генетики в новом Институте эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге. (Каждый из директоров отделений по очереди выполняет обязанности исполнительного директора института в течение пяти лет.) Именно там был секвенирован ядерный геном неандертальцев.
Параллельно продолжались (и продолжаются по сей день) исследования неандертальской мтДНК. В 2000 году британская группа опубликовала вторую последовательность мтДНК неандертальца из Мезмайской пещеры на Северном Кавказе, группа Паабо получила образцы неандертальцев из пещеры Виндия в Хорватии и секвенировала их мтДНК. Эти и другие исследования позволяли строить родословные деревья самих неандертальцев, узнавать новые подробности о том, как они заселяли Европу. Но конечно, все ждали ядерного генома.
Чтобы покорить эту новую высоту, Паабо с коллегами использовали одну из ранних технологий высокопроизводительного секвенирования от компании 454 Life Sciences, которую впоследствии купила Roche1. Технология позволяла эффективно прочитать множество мелких обрывков неандертальской ДНК. (Другое знаменитое достижение 454 Life Sciences — проект «Джим», получение персонального генома Джеймса Уотсона.) Сотрудники компании стали соавторами статьи Паабо и его коллег, которая вышла в 2006 году и сообщила о прочтении первого миллиона нуклеотидов неандертальского генома2.
Нужно было больше костей и зубов. Команда Паабо проверила более 70 образцов неандертальцев из разных местонахождений в Европе и Западной Азии, чтобы оценить биомолекулярную сохранность и уровень загрязнения современной ДНК. Одна кость из пещеры Виндия была замечательна тем, что более 90% сегментов ее мтДНК оказались неандертальскими. Ее и другие образцы из Виндии и выбрали для секвенирования полного генома. Секвенированы были также образцы из долины Неандерталь, Мезмайской пещеры на Кавказе и пещеры Эль-Сидрон в Испании. Полученные последовательности сравнивали с геномами человека, шимпанзе или мыши (помните, что мы говорили в начале об изданной «Войне и мире», с которой можно сверяться?) и выбирали наиболее сходные с человеческим геномом.
Исследователи еще усовершенствовали технологии выделения ДНК, нашли новые способы избавления от микробной ДНК (обидно тратить средства на то, чтобы секвенировать геномы почвенных бактерий вместо неандертальского) и новые подходы для поиска современных загрязнений. Начали использовать более совершенную технологию секвенирования от компании Illumina, поэтому для обработки данных потребовался новый биоинформационный инструментарий.
Публикация полного генома неандертальца состоялась в 2010 году3. Наиболее полную последовательность удалось получить для неандертальца из Виндии, для «испанского», «германского» и «кавказского» — меньшие, но достаточные, чтобы их было интересно сравнивать.
Тогда же оказалось, что неандертальцы более сходны с современными европейскими или азиатскими популяциями, чем с африканскими. Простейшее объяснение — скрещивание неандертальцев и людей современного типа, которое происходило в Европе и Азии, но не в Африке. Получалось, что неандертальцы и современные люди имеют 1–4% общих генных последовательностей (сегодня называют уточненные цифры: 1,5–2,1%). В геномах африканцев, не ходивших в Европу, неандертальская примесь обычно отсутствует, за исключением случаев, которые могут быть вызваны обратной волной миграции из Европы в Африку.
Третий человек
В том же 2010 году был опубликован еще более яркий результат: открытие нового вида гоминин по результатам ДНК-анализа4.
Большинство костей древних гоминин найдено в экваториальных и тропических регионах, где слишком жарко для сохранения ДНК. Однако в северных регионах Евразии, как мы теперь знаем, тоже обитали наши родственники. В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае (Россия) нашли конечную фалангу мизинца руки молодого представителя рода Homo. Возраст слоя, где была сделана находка, составлял 30 000–48 000 лет назад.
Из этой кости группа Паабо получила удивительно хорошо сохранившуюся ДНК и секвенировала полную последовательность мтДНК. Оказалось, что эта последовательность принадлежит не человеку современного типа и не неандертальцу, а новому представителю рода, которого назвали денисовским человеком, или денисовцем.
Сейчас мы знаем, что географический ареал денисовцев был обширен и охватывал Восточную и Южную Евразию. По оценкам группы Паабо, неандертальцы и денисовцы разошлись 380 000–470 000 лет назад, а предки человека современного типа отделились от общих предков неандертальцев и денисовцев 550 000–760 000 лет назад.
Следов денисовцев в геномах современных европейцев (пока?) не нашли. Однако они внесли значительный вклад — до 4–6% — в ДНК людей, живущих сегодня в Меланезии и некоторых других близких регионах. Интересно, что «денисовская» версия гена EPAS1, которая дает преимущество в высокогорных условиях, обеспечивая адаптацию к гипоксии, распространена среди современных тибетцев.
На Алтае неандертальцы скрещивались с денисовцами. Самое бесспорное тому доказательство — образец Денисова 11, фрагмент кости возрастом около 90 000 лет, который принадлежал девочке — дочери денисовца и неандерталки5. «Неандертальцы и денисовцы, вероятно, имели не так много шансов встретиться. Но раз уж это произошло, они должны были скрещиваться часто — намного чаще, чем мы думали», — сказал Сванте Паабо.
Открытия продолжаются, публикации идут одна за другой. Среди результатов много поражающих воображение и просто забавных. Но важно то, что пока накапливаются знания о древних геномах, наше понимание эволюции человека приобретает новое изменение. Оказывается, еще не так давно на Земле жили как минимум три более-менее разумных вида. Оказывается, они обменивались генами. Один из видов вытеснил два других — потому ли, что он был умнее? Некоторые геномные данные вроде бы подтверждают этот лестный для нас ответ, но до полной разгадки все еще далеко.
Блестящий результат, о котором мы писали совсем недавно, — группа Сванте Паабо разработала методы обогащения и анализа митохондриальной и даже ядерной ДНК человека из почвы на «полу» пещеры6. Буквально только что опубликованы результаты исследования геномов 13 неандертальцев из пещер Чагырская и Окладникова на Алтае; это исследование выявило тесные родственные связи между индивидами и дало намек на то, что у неандертальцев женщины переходили в группу брачного партнера из родительской, причем, вероятно, чаще, чем это делали мужчины.
Не могу промолчать об исследовании 2020 года, в котором не участвовал сам Сванте Паабо, но участвовали сотрудники его института: похоже, что неандертальцы на позднейших этапах своей эволюции потеряли свою Y-хромосому (которую мужчины получают от отца) из-за скрещиваний с людьми современного типа. У всех мужчин-неандертальцев, у которых удалось секвенировать Y-хромосому, она оказалась более похожей на нашу, чем, например, на Y-хромосому денисовцев. Он нам не мать, а вот мы ему — отец…
Так или иначе,«неандертальские» сегменты можно найти в большинстве областей генома человека.Во время пандемии был опубликован ряд интересных работ, в которых рассматривалось, как влияют эти следы дружбы между народами на тяжесть протекания COVID-19 и других инфекционных заболеваний. Были найдены «неандертальские» варианты, увеличивающие риск дыхательной недостаточности при COVID-19, и вариант, связанный с меньшей тяжестью протекания коронавирусной инфекции.
Все эти и многие другие результаты было бы невозможно получить без упорной работы Сванте Паабо и его коллег. Тот случай, когда спорить о правомерности присуждения Нобелевской премии не хочется.
1 Клещенко Е. Читаем ДНК: в сто раз быстрее, в тысячу раз дешевле. «Химия и жизнь» №1, 2006 год.
2 Клещенко Е. Гены брата. «Химия и жизнь» №1, 2007 год.
3 Клещенко Е. Неандертальцы в наших генах. «Химия и жизнь» №6, 2010 год.
4 Клещенко Е. Третий брат. «Химия и жизнь» №5, 2010 год.
5 Клещенко Е. Палеогеномика и принцесса-полукровка. «Химия и жизнь» №9, 2018 год.
6 Клещенко Е. ДНК вокруг нас. «Химия и жизнь» №5, 2022 год.
Заклятые сокровища: народные поверья о кладах
Публикации раздела Традиции
В народе всегда бытовали поверья и легенды о кладах: найти сокровище было непросто, но еще сложнее — сохранить его и самому остаться невредимым. Рассказываем, где в старину искали спрятанные богатства, как снимали с них заклятия и почему часть денег из тайника нужно было обязательно отдать на благотворительность.
Зачарованные богатства
Борис Забирохин. Медное, серебряное и золотое царства (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Иван Ефимов и Нина Симонович-Ефимова. Иллюстрация к пьесе Александра Пушкина «Скупой рыцарь» (фрагмент). Из серии рисунков-набросков иллюстраций в силуэтной технике к произведениям Александра Пушкина. 1935. Магнитогорская картинная галерея, Магнитогорск, Челябинская область
Борис Забирохин. Медное, серебряное и золотое царства (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Клады — это сокровища, которые люди прятали в земле или в тайниках, например в стенах дома. Когда наступали враги или хозяин надолго уезжал, нажитое нужно было надежно скрыть. Сбережения закапывали, а рядом ставили памятный знак, клали камень или сажали дерево. Некоторые суеверные люди прятали деньги, потому что верили, что смогут пользоваться ими после смерти на том свете.
Так появились поверья о скрытых богатствах. Иногда крестьяне объясняли ими внезапное обогащение: говорили, что нашли клад, а на самом деле скрывали воровство или грабеж. В самых древних преданиях происхождение кладов не объясняется: люди верили, что они лежат в земле сами по себе испокон веков, никто их туда не прятал. Позднее тайные сокровища стали связывать с грабителями: якобы они нападали на купцов, а потом закапывали добычу. Клады, которые находили или искали, приписывали историческим личностям, разбойникам или героям. Писатель и этнограф Владимир Даль писал об этом: «В восточных губерниях клады принадлежат Пугачеву, на Волге — Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в средней России — Кудеяру…» Многие тайники относили ко временам войн и вражеских нападений, например в северных районах клады приписывали Александру Невскому и времени войны со шведами.
Скрытые сокровища можно разделить на две категории — «чистые» и «зачарованные». Чистые клады мог найти и забрать любой человек, для этого не нужны были особые ритуалы. Однако чаще в фольклоре упоминаются клады зачарованные, или заклятые, — так называли тайники, на которые владелец наложил заклятие. Считалось, что искателей отпугивает от них нечисть или дух хозяина, если он уже умер. Найти и присвоить такие ценности могли только люди с магическими знаниями.
Владелец сокровища мог наложить заклятие с условиями — тогда клад становился доступен только конкретному человеку или после определенных действий. Например, клад заклинали на «сорок голов»: он мог достаться только искателю под номером 41, а предыдущим были уготованы беды и смерть. Другой вариант заклятия — на семидневный пост, после которого клад нужно было выкопать только голыми руками.
Клады в рассказах «очевидцев»
Иван Хохлов. Огниво (фрагмент). По мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Огниво». 1981. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк» (фрагмент). 1899. Государственный исторический музей, Москва
Василий Игнатов. Приметы клада разбойников. Три березы (фрагмент). 1978. Музейно-выставочный центр «Вортас», Усинск, Республика Коми
Тайные сокровища — популярный сюжет быличек, рассказов о встречах с нечистью. Героем былички обычно становился знакомый рассказчика или его родственник, свидетель мистических происшествий. Клады, по поверьям, показывались искателям в разных образах: в том месте, где спрятано богатство, горел огонь или свеча. Зачарованные клады являлись в виде животных, человека, кикиморы или других мифологических персонажей. Обычно в рассказах отмечали, что эти существа возникают внезапно: из стены выпрыгнул заяц, из леса вышла девушка. Сокровище могло принять вид необычного животного: золотого петуха, красного быка или серебряного козленка. Считалось, что если ударить такого зверя палкой, то он обернется кувшином с монетами.
Когда покажется в ночное время или в день одному какое животное или теплющаяся свеча, то должно по той вещи легохонько ударить и сказать: «Амень, амень, рассыпся!» — которая и оборотится котлом или кубышкой с деньгами, а сие называется клад; котлы обыкновенно находят по явлению какого-нибудь животного на поле, в лесу или в саду, и такая экспедиция бывает опасна и сопряжена со многим страхом; ибо в то время, как вынимают котел, выбегают из лесу черти и кричат: «Режь, бей, губи!» — при таком случае берут всегда в помощь колдуна.
В рассказах упоминалось, какие сокровища находят в кладах: серебро и золото, монеты, посуду, церковную утварь, драгоценные камни, украшения или бумажные деньги. Обычно они хранились в бочонке, кувшине, сундуке или горшке. Иногда кладом проверяли человека на жадность. Черт соблазнял легкими деньгами и уговаривал искателя что-то сделать. А после следовала расплата: внезапная смерть, болезни или нищета.
В быличках встречался и такой мотив: клад сам просил человека, чтобы тот его нашел. Он мог появиться в образе котенка или жеребенка, играть с детьми, говорить жалобным голосом. Однако человек не всегда распознавал уловку и отказывался от своего счастья. В фольклоре упоминался и другой мотив: клад попадал в руки тем, кто его заслужил, — ребенку или бедной женщине.
Читайте также:
- География фольклора: место действия мифов и сказок
- Сон и сновидения в фольклоре
- Реки, озера и моря в славянской мифологии
Как найти и получить сокровище
Борис Смирнов. Иллюстрация к сказке Е. Смирновой «В царстве папоротника» (фрагмент). Санкт-Петербург: «Издательство товарищество М.О. Вольф», 1912
Борис Смирнов. Иллюстрация к сказке Е. Смирновой «В царстве папоротника» (фрагмент). Санкт-Петербург: «Издательство товарищество М.О. Вольф», 1912
Витольд Прушковский. В купальскую ночь (Цветок папоротника) (фрагмент). 1875. Национальный музей, Варшава, Польша
Считалось, что кладоискателям нужно знать условия, на которых хозяин «заговорил» клад. Иначе сокровище нельзя было ни найти, ни забрать. Иногда эти условия владелец вносил в завещание или отмечал на карте с местом тайника. Также в преданиях говорилось, что самый простой способ овладеть кладом — подслушать заклятие. Затем заговор можно было изменить: самому прочитать заветные слова после владельца и поменять условия на более легкие. Якобы силу имело именно последнее слово.
Наши предки верили, что находить богатства помогает цветок папоротника. По легенде, он распускался ночью на Иванов день (в ночь с 6 на 7 июля) именно там, где лежали спрятанные сокровища. Его следовало сорвать, после этого человек получал ключ к любым тайникам с ценностями. Другое нужное растение — плакун-трава, которая, по преданиям, отгоняла нечисть.
Если не знать магических ритуалов, то можно было погибнуть самому или навлечь беду и болезни на близких. Владимир Даль писал: «Если и возьмешь клад и унесешь, то сколько ни носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад: вся семья сподряд вымрет». По другим поверьям, без магических обрядов золото уходило глубоко в землю или вовсе исчезало. Охраняемые клады обычно лежали далеко от жилых мест, в глухом лесу, у озера или под горой. Такой клад следовало раскапывать молча, как бы сильно ни пугала нечисть, а само место обвести горящей свечой.
Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то же число монет меньшей ценности.
Хозяин заговаривал клад на определенное время, например на 100 или 500 лет. Когда срок истекал, сокровища якобы сами поднимались на поверхность и не причиняли людям вреда. В такой важный момент искателю мог присниться вещий сон: какой-то человек или мистический персонаж рассказывал, где появились сокровища и что нужно сделать, чтобы их получить.
Однако считалось, что, даже если соблюсти все требования, клады часто приносили несчастья, болезни и смерть в семью. Поэтому часть найденных денег счастливые искатели сокровищ обычно жертвовали церкви.
Автор: Маргарита Ковынева
Теги:
Древняя РусьСлавянская культураПубликации раздела ТрадицииТрадиции
Как нарисовать волка (бегущий) ВИДЕО и пошаговые изображения
Страница 1 из 5 -шаг. Волки охотятся стаями и преследуют добычу. Волки могут бегать со скоростью 34–43 мили в час короткими рывками, преследуя добычу!
Следите за дальнейшими бесплатными уроками рисования:
Лайкните нас на Facebook>>
Подпишитесь на YouTube. com>>
Подпишитесь на нас в Instagram>>
Все уроки на How2DrawAnimals.com хороши как для начинающих, так и для опытных художников. Онлайн-уроки просты в использовании; они учат вас основам рисования, показывая вам, как рисовать животных шаг за шагом. У каждого животного есть вариант видеоурока по рисованию, а также пошаговые фотографии и письменный текст.
Замедленная съемка (ускоренное рисование) видео:
Чтобы нарисовать бегущего волка шаг за шагом, следуйте инструкциям в видеоуроке ниже и останавливайте видео после каждого шага, чтобы рисовать в своем собственном темпе. Возможно, вам будет проще следовать пошаговым рисункам под видео. Новые линии на каждом шаге показаны красным, так что вы точно будете знать, что рисовать дальше. Вы можете открыть видео в новой вкладке и использовать оба метода рисования. Не торопитесь и рисуйте в своем собственном темпе.
Написано Пошаговое видеоруководство:
Первые несколько шагов не нажимайте слишком сильно на карандаш. Используйте легкие, плавные штрихи, чтобы начать.
Шаг 1: Нарисуйте круг посередине листа бумаги в качестве ориентира для передней части тела волка. Сначала сделайте четыре маленькие отметки, чтобы обозначить высоту и ширину круга. Затем соедините отметки изогнутыми линиями. Если вы изо всех сил пытаетесь нарисовать круг, обведите внешний край монеты, крышки или любого другого объекта с круглым краем. Более подробное руководство по различным способам рисования круга можно найти в этом руководстве: Четыре простых способа рисования круга.
Шаг 2: С левой стороны нарисуйте меньший круг в качестве ориентира для задней части тела. Волк будет вытягиваться во время бега, поэтому не рисуйте круги слишком близко друг к другу, иначе тело волка будет слишком сморщенным.
Шаг 3: Нарисуйте еще один круг с правой стороны в качестве ориентира для головы. Этот круг должен быть немного меньше, чем круг для задней части тела волка. Край этого круга должен едва касаться первого круга, и он должен быть расположен немного выше.
Шаг 4: На правой стороне головы нарисуйте небольшую U-образную дугу в качестве ориентира для морды. Обратите внимание на размер этой дуги по отношению к остальной части головы волка.
Шаг 5: На макушке нарисуйте два маленьких треугольника в качестве направляющих для ушей волка. Эти направляющие должны иметь форму, похожую на букву М.
Рисунок линии волка — иллюстрация и векторная графика0001
Grafiken
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Видео
Durchstöbern Sie 2.
333 . Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.Sortieren nach:
Am beliebtesten
waldtiere auf weißem hintergrund. вектормустер. — рисунок линии волка — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символWaldtiere auf weißem Hintergrund. Вектормустер.
satz от многоугольника wilde tierer symbole. geometrische köpfe eines bären, löwen, elefanten, hirsches, adlers und wolfes. линейный стиль векторного набора иллюстраций. — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыSatz von Polygon wilde Symbole. Geometrische Köpfe eines Bär
wolf geometrische — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleWolf geometrische
Wolf geometrische Illustration handgezeichnet
deutsches hirtenporträt — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символы Deutscher Schäferhundkopf schwarze lineare Skizze isoliert auf weißem Hintergrund.Wolf Line Art Vektorillustration isoliert auf weißem Hintergrund.
Predators’illustrationen-tiger, löwen, wolf, fox, hyäne, leopard, coyote — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символPredators’Illustrationen-Tiger, Löwen, Wolf, Fox, Hyäne, Leopard ,
иллюстрация лисы. einzeil-grafik. durchgehende линии минималистский вектор. Линия лисы Кунст, Уайлд Тиер. — рисунок линии волка стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символFox einfache Illustration. Einzeil-График. durchgehende Line…
Fox einfache Illustration. Einzeilige Grafik. Минималистский вектор Durchgehende Linee. Fox Line Kunst, Уайльд Тиер. Вектор-иллюстрация
Уровень абстрактных иконок дизайн — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ Уровень абстрактный дизайн иконка иллюстрация der wolf linie kunst — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символИллюстрация der Wolf Linie Kunst
Иллюстрация der Wolfskopflinienkunst und der wilden Umgebung
wolf — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolemalvorlagen. мультяшный многоуровневый алфавит. w ist für wolf. — рисунок линии волка — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символМальворлаген. Мультфильм Tiere Alphabet. W ist für Wolf.
уровень графика иллюстрации вектор искусства дизайн футболки — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ штриховой рисунок сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символWilde Tiere und Vögel dünne Linie Kunst Symbole festlegen
Wölfe heben Der Vollmond am Fels
Wölfe, die bei Vollmond auf dem Felsen schleppen, springen und rennen, Wolfsjunge, Kopf und Rudel. Thin Line Art Symbole gesetzt. Moderne schwarze Symbole, die für Infografiken oder die Verwendung im Internet auf Weiß isoliert sind.
Wilde Tiere in Europa — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleWilde Tiere in Europa
Набор из 11 антиквариата Gravuren von wilden Tieren Europas. Veröffentlicht в Systematischer Bilder-Atlas zum Conversations-Lexikon, Ikonographische Encyklopaedie der Wissenschaften und Kuenste (Брокгауз, Лейпциг) 1844.
wald tiere illustration, zeichnung, gravur, tinte, strichzeichnungen, vektor — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Wald Tiere Illustration, Zeichnung, Gravur, Tinte,… wolf head vector — wolf штриховой рисунок, графика, клипарт, мультфильмы и символыВектор головы волка
Многоуровневая векторная иллюстрация
wolfskopf. handgezeichnete старинные иллюстрации. — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыWolfskopf. Handgezeichnete старинные иллюстрации.
wolf und mädchen-viktorianischen stahl gravur — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleWolf und Mädchen-viktorianischen Stahl Gravur
Wolf in Kleidung Liegt neben dem Mädchen im Bett — Viktorianischer Stahlstich 1879.
. . символы для векторного контура. Zoo line tiere konzepte, набор иконок — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыTierische Ikonen. Векторумрис-Символсац. Зоопарк
wolf heulen auf dem mond berge wald grafik schwarz weiß landchaft skizze illustration vektor — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole , национальный, вальд, зоопарк, катце, хунд, волк, фукс, тигр, рыба, бар, пферд, дино, носорог, affe linie symbole, zeichen. abbildung вектор konzept. editierbare striche — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыTierwelt Afrikas, Meer, National, Wald, Zoo-Tiere, Katze, Hund,…
nahtlose muster canadiana wild — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символNahtlose Muster Canadiana Wildlife
мальбух (волк) — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символMalbuch ( волк)
wolf-eigenschaft — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символWolf-Eigenschaft
rotkäppchen trifft den wolf im wald — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символRotkäppchen trifft den Wolf im Wald
Rotkäppchen trifft im Wald auf den großen bösen Wolf und macht sich auf den Weg zu Omas Haus. Aus «Крестьянин и ремесленник, 1873 г.», herausgegeben von der Religious Tract Society, Лондон.
Hund-Bänder Symbol mit Heraldischen Dekorationen, Hölle Tor und Vignette auf alte textur-hintergrund — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleHund-Bänder Symbol mit Heraldischen Dekorationen, Hölle Tor und…
satz von 12 zeichnungen von wildtieren im ethno-stil — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSatz von 12 Zeichnungen von Wildtieren im Ethno-Stil
Schwarz-weiße Linie Kunst des Wolfskopfes Gute Verwendung für…
mondmonat januar wolfsmond — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Штернбильдхинтергрунд. векторные каракули waldtiere satz. — рисунок линии волка сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символВекторные каракули Waldtiere Satz.
Handgezeichnete Sammlung für Kinder Malbücher, Einladungen, Karten und Poster. Хирш, Фукс, Игель, Эйле, Хазе, Вашбер, Шнеке, Айххёрнхен, Бьен, Пильц, Баум.
8 уровней иконок. геометрические векторные иллюстрации диких животных. — рисунок линии волка — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ 8 Tierköpfe Ikonen. Геометрические векторные иллюстрации дер… mono-line des tierkopfes — рисунок линии волка стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символMono-Line des Tierkopfes
вектор. satz von linearen vektor waldtiere — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыVektor. Satz von linearen Vektor Waldtiere
Wölfe greifen im winter einen pferdewagen an — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleWölfe greifen im Winter einen Pferdewagen an
Illustration aus dem 19. Ярхундерт.
Wilde Tiere Lineie Symbole — рисунок линии волка сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыWilde Tiere Line Symbole
wolfskopf im zentangle stil. erwachsenen антистрессовый мальворлаген. черно-белая рука рисует каракули для мальбуха. этническое собрание, орнамент — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыVektorillustration
linie kunst design eines wolfskopfes — рисунок линии волка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символLinie Kunst Design eines Wolfskopfes
wolf vektor-illustration-vektor — wolf line drawing Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole графика, клипарт, мультфильмы и символыSatz von Vintage Alkohol Etikettengestaltung
Set aus Vintage-Alkohol-Label-Design с этническими элементами в Thin-Line-Stil. Эмблема Brennereiindustrie, Destillationsgeschäft. Monochrom, schwarz auf heller Farbe. Платц для текста
satz von 24 tierköpfen. векторный набор значков зоопарка в геометрических стилях и модных изображениях. zeichnungen von exotischen, wilden und heimischen tieren im gefüllten umriss — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыSatz von 24 Tierköpfen. Vector Zoo-Icon Sammlung in…
Vektor eps10
wolf-illustration, zeichnung, gravur, tinte, strichzeichnungen, vektor — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleWolf-Illustration, Zeichnung, Gravur, Tinte, Strichzeichnungen,…
Иллюстрация, была окрашена в белый цвет, а также в цифровую форму.
begegnung mit einem wolf — wolf line drawing Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole gute verwendung für symbol, maskottchen, символ, аватар, татуировка, дизайн футболки, логотип или другой дизайн. — рисунок линии волка — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символdreifarbige schwarze Gold- und Silberlinienkunst des Fuchskopfes.
волк
Вектор-линия-Волк. Handgezeichnete векторные иллюстрации. Kann für Grafikdesign, Textildesign или Webdesign verwendet werden.
elche im kampf gegen wölfe — рисунок линии волка стоковая графика, клипарт, мультфильмы и символыElche im kampf gegen wölfe
Иллюстрация из 19. Jahrhundert.
волк — рисунок линии волка стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -symboleaquarell nahtloses muster von wald, bergen, hirschen und vögeln. Handgemalte абстрактные и золотые линейные иллюстрации изолированы на фоне дальнего края. для дизайна, печати, stoff oder hintergrund. — рисунок линии волка — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символAquarell nahtloses Muster von Wald, Bergen, Hirschen und Vögeln….
wolf kopf tattoo illustration isoliert auf weißemhintergrund. schwarzes wildtier-symbol zum druken — рисунок линии волка сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыWolf Kopf Tattoo Illustration isoliert auf weißem Hintergrund….
вектор. установить линейный векторный фон и wüste tiere — рисунок линии волка сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символVektor. Set von linearen Vektor Wald und Wüste Tiere
zwinkern wolf — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыZwinkern Wolf
http://csaimages.com/images/istockprofile/csa_vector_dsp.jpg
логотип волков. — рисунок линии волка, графика, клипарт, мультфильмы и символыLogotyp des Wolfes.
wolf heulen logo-design-vorlage. geeignet für moderne tattoos, dekorationen, logos, sportclub-designs, FitnessStudios, aufkleber, icons, druck auf t-shirts. icon line art vector — рисунок линии волка сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символWolf Heulen Logo-Design-Vorlage. Geeignet für moderne Tattoos,…
schöne wolf vector-illustration mit ethnischen elementen auf бежевый фон. stammes-tier-symbol im vektor — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleSchöne Wolf Vector-Illustration mit ethnischen Elementen auf…
wolf — wolf line drawing stock-grafiken, -clipart, — мультфильмы и символы kopf eines fuchswolfs.