Три чуда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» | План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
Цель:
— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
— Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.
— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
Развивающие:
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Воспитательные:
— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока: контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А. С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Ход урока
- Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
- Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
— Что же было дальше?
— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли –
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко.
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Какие это чудеса?
— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).
— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
— Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Пряли поздно …………
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Помаешь корабли –
Не губи ты наши …………:
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Все скорлупки ………
Ядра — чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Великаны …………
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ……….. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
— А что запомнилось вам больше всего?
«Три чуда» из оперы Н.А.Римского
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алданского района
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат Vlll вида»
Открытый урок по музыке
в 5 классе
Тема: «Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Разработала: Е.В. Моисеева
Нижний Куранах
2017 год
Ход урока: 1.Организация класса (музыкальное приветствие).
2.Вступительная беседа (работа с рисунками).
— Обратите внимание на рисунки, нарисованные вами.
— К какой сказке они нарисованы? (Сказка о царе Салтане).
(слайд 2, название сказки)
— О чём или о ком эта сказка?
— Почему это произведение называется сказкой? (Есть превращение человека в насекомое, птицу; богатыри выходят из моря; ребёнок растёт не по дням, а по часам).
— О ком мы с вами говорили на прошлых уроках? (о Р – Корсакове).
— Кто такой Римский – Корсаков? (композитор).
(слайд 3, портрет композитора)
— Кого называют композитором?
— Что вы можете о нём рассказать?
А что такое опера?
3. Сообщение темы урока.
(на доске)
27:9 чудеса в ед. ч. Как называется опера?
3 чудо «Сказка о царе Салтане»
— А теперь попробуйте правильно составить предложение и назвать тему нашего урока.
(слайд 4. Тема «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»)
4. Работа по теме.
(слайд 5. Портрет А.С. Пушкина).
— Кого вы видите на портрете? (А.С. Пушкина).
— Написал эту удивительную сказку великий русский поэт А.С. Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
— На сюжет этой сказки, как мы уже говорили, Р – К написал музыку для оперы. Только название у неё немного сократил, назвав её «Сказка о царе Салтане».
— Композитор в опере использовал несколько русских народных песен. А его собственные прекрасные лирические мелодии, песни – частушки и прибаутки по характеру так похожи на народные, что их даже трудно порой различить.
— Опера открывается праздничной фанфарой.
— Что такое фанфара? ( Фанфара – звонкий голос трубы. Как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»
(слайд 6 звучание фанфары)
— Так в старину перед началом представлений кричали зазывалы, призывая народ к своим представлениям.
-Звонкая фанфара ещё не раз будет звучать на протяжении оперы, возвещая о каждом новом действии, каждой новой картине.
— Итак, «Три чуда» — так назвал Р – К вступление ко 2 картине 4 действия оперы.
— Это произведение можно услышать не только в опере, но и концертном исполнении.
— А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой) рассказали нам о чудесах острова Буяна.
ЧУДО 1 (чтение отрывка детьми)
(слайд 7, Белка)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы – то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».
— Назовите 1 чудо. (Белочка).
— А теперь давай те прослушаем 1 чудо и попробуем изобразить.
(слайд 8. Слушание 1 чуда)
— Какой музыкой изображает белку композитор? (лёгкой, подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде»).
Чудо 2( чтение отрывка детьми)
(слайд 9, 33 богатыря)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— Как назовёте это чудо? (33 богатыря)
— А сейчас, слушая фрагмент, подумайте, что хотел изобразить Р-К этим отрывком и как и определили.
(Слушание чуда 2)
Что же хотел изобразить композитор? (В этом случае создаётся впечатление рокота волн).
— Как определили? (Сигнальные возгласы труб передают маршеобразную поступь 33 богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора).
Чудо 3. (Чтение отрывка)
(слайд 10)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
— Что это за чудо? (Царевна Лебедь)
-Слушая 3 чуда, подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал Р-К?
— Звучание каких инструментов вы услышали?
(Слушание музыки. Царевна Лебедь).
— Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Царевну Лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка).
— какие инструменты вы услышали? (струнные. Скрипка).
— Кроме скрипки Римский – Корсаков в 3 чуде использовал арфу.
(слайд 11, Арфа).
— Арфа – это один из видов древнейших музыкальных инструментов.
— Шли годы, десятилетия, века.
— К прежним струнам прибавлялись всё новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны.
(слушание звуков арфы)
5. Обобщение.
(слайд 12 с вопросами)
6. Итог урока.
— Прикрепите магнитики к герою, который вам больше всего понравился и на кого больше всего вы хотели бы быть похожи.
7. Д/з: Рассказать о «Трёх чудах».
8. Оценки за урок.
Сказка о царе Салтане
Пролог
Зимний вечер в деревне, три сестры сидят дома и пряжу прядут. Старшая и средняя сестры хвастаются своей красотой и умениями, а младшая молчит.
Сестры считают ее дурой за такую кротость и скромность и оставляют работу ей.
Каждая мечтает о том, как бы она была счастлива, если бы на ней женился Царь. Старшая хвастается пиром, который она устроит, такого, какого еще никогда не видели; второй соткал бы большое количество полотна; а младшая обещает, что родит царю храброго сына. Царь Салтан, стоявший у окна, подслушивает разговор. Он входит в комнату и объявляет свое решение — все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачом, а младший — его женой. Царь уходит с младшей сестрой, а две оставшиеся сестры начинают планировать, как им разрушить счастье своей глупой сестры. Они замышляют обмануть Салтана.
Акт I
Царь ушел на войны, а между тем царица Милитриса родила сына. Жизнь в царском дворце спокойна. Только Царица смущена: ее беспокоит, что Посланник давно не приходил с письмом от Салтана. Напрасно шут пытается развлечь ее своими фокусами; ее не трогают рассказы Старика и притворная доброта ее сестер, которые приносят ей подарки. Внезапно появляется бесцеремонный и нескромный Вестник; заговорщики, напоив его, сумели подменить письмо Салтана. Народ как бы колеблется, но поддается торжествующим угрозам сестер и Бабарихи — Милитрису и юного царевича запечатывают в бочку и бросают в море.
Акт II
Голый берег острова Буян. Услышав молитвы Царицы, волна вымыла бочонок на берег. Милитриса оплакивает свою судьбу, а цесаревич, уже молодой человек, забавляется, наслаждаясь окружающим миром. Он делает лук и отправляется на охоту на какую-то дичь, но вдруг видит огромного коршуна, гоняющегося за лебедем; прицелившись, он пускает стрелу в коршуна и убивает его. К великому удивлению царевича и царицы, из моря выходит Лебедь-птица и начинает с ними говорить. Она обещает отплатить за доброту добротой и исчезает. Наступает ночь. Мать и сын спят. С первыми лучами солнца они видят, что из тумана волшебным образом появился город. Под веселый звон колоколов и пушечные выстрелы у городских ворот появляется праздничное шествие. Жители волшебного города Леденца восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем.
Акт III
Сцена первая
Гвидон стал народным принцем, но с тоской думает об отце. Его грустный взгляд следует за кораблем, который направляется к королевству Салтана. Лебедь-птица появляется на зов Гвидона.
Услышав причину его горя, она превращает принца в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть своего отца.
Вторая сцена
Корабль прибывает в королевство Салтана. Царь приветствует корабельщиков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, виденных ими в кругосветных путешествиях. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех морских рыцарях и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом. Салтан изумлен – он хочет увидеть этот чудо-город;
Ткачиха и Повариха тревожно пытаются его отговорить. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого нет в городе Леденце, — о царевне неописуемой красоты, живущей далеко за морями. Разгневанный происками заговорщиков, шмель жалит каждого из них по очереди и улетает, оставляя после себя хаос и неразбериху.
Акт IV
Сцена первая
Гвидон снова грустно гуляет у моря. Он не может выкинуть из головы рассказ Бабарихи.
Он с тоской зовет Птицу-Лебедь и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красавице, просит ее о помощи. Птица-лебедь тронута тяжелым положением Гвидона, и она превращается в прекрасную принцессу, о которой он мечтал. Царица Милитриса благословляет молодых.
Вторая сцена
Гвидон и Милитриса ждут прибытия Салтана в радостном трепете. Под звон колоколов народ приветствует царя и ведет его и его свиту во дворец. Показаны чудеса Леденца. Царь и гости удивляются, когда видят волшебную белку в хрустальном домике, тридцать три морских рыцаря и прекрасную Царевну-Лебедь; наконец входит любимая жена Салтана Милитриса. В слезах царь обнимает ее и сына и в радости отдает двух завистливых сестер. Начинается большой праздник.
Наверное, всем известна виртуозная пьеса Полет шмеля , яркий образец музыкального вечного двигателя . И все же это лишь один из ярких моментов блестящей оперы Римского-Корсакова — маэстро и поэта оркестра. В «Сказке о царе Салтане » есть и сцены моря, ночного леса, рассвета, приложенные композитором к каждому действию. Зрителям запомнятся пленительные мелодии Царевны-Лебедь в оркестре и зловещий марш шумных морских рыцарей. Сам композитор не без гордости назвал партитуру «путеводителем по фокусам».
Насколько русские зрители знают сюжет от и до, либреттист Владимир Бельский и композитор, в очередной раз рассказывая сказку, усложняют интригу новыми персонажами и ситуациями, дают обилие деталей: безымянная жена Салтана называется Милитриса, царство Салтана известно как Тмутаракань, а на острове Леденец правит царевич Гвидон. В то время как, однако, Пушкин замечает, что сказочная белка, грызя орехи, «поет перед всеми честными людьми «И в огороде ли в огороде», Римский-Корсаков не отказывает себе в удовольствии процитировать это песня. А встреча Гвидона с жителями острова Буян иллюстрируется хором на мотив известного припева, ибо поэт утверждает, что в этот момент «хор церковный славит Бога». Признание этого открывает большую часть удовольствия от оперы: для юной публики это волшебная сказка, оживающая на сцене, для более искушенной публики это пример условного театра, художественный комментарий одного художника, «волшебника»-композитора, на текст другого — поэта-«сказочника».
Спектакль — один из самых красочных в Мариинском театре. Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр для детей Зазеркалье Режиссер Александр Петров обычно стремится занять внимание зрителей яркими сценами. Здесь ему помогает сценограф Владимир Фирер. Не случайно в декорациях и костюмах можно увидеть знаменитые книжные иллюстрации Ивана Билибина: постановка задумывалась как признание любимой с детства сказки Пушкина. Анна Петрова
Мировая премьера: 21 октября 1900 года, Опера Мамонтова на сцене Солодовниковского театра, Москва
Премьера в Мариинском театре: 2 марта 1915 года
Премьера спектакля: 8 марта 2005 года
Продолжительность 3 часа
Спектакль с одним интервалом
Das purpurrote Segel (1961) — Das purpurrote Segel (1961) — Отзывы пользователей
Das purpurrote Segel (1961)
Пересмотреть это название «. ..чудеса делаются своими руками.»
Galina_movie_fan15 Август 2005
«Алые паруса» или «Алые паруса» (1962) — экранизация одной из самых красивых романтических, поэтических и очаровательных книг, когда-либо написанных (ссылка на книгу «Алые паруса» автора Александр Грин указан на доске объявлений для этого фильма) один из моих любимых фильмов с детства. Прошло много лет с тех пор, как я смотрел «Алые паруса», но он все еще имеет надо мной ту же власть. Пересмотрев его недавно, я понял, насколько он невероятно красив, как прекрасно поставлен «Уолт Дисней Советского Союза», Александр Птушко, создавший такие шедевры, как «Каменный цветок», «Садко» (1953), «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Новый Гулливер» и многие другие. В фильме рассказывается история маленькой девочки по имени Асоль, которая однажды встречает волшебника. Он рассказывает ей, что когда-то в будущем прибудет корабль с красными парусами — чтобы увезти ее в новую, счастливую жизнь.
Ruscico DVD великолепен. свежо и радостно. DVD включает русскую версию с субтитрами и дублированную на английскую и французскую версии. 16-летняя Анастасия Вертинская, которую вы, возможно, помните по роли Офелии в Козинцевском Гамлете, играет Асоле – это была ее первая роль в жизни. Василий Лановой играет Артура Грея, молодой дворянин, с детства мечтавший стать капитаном дальнего плавания и осуществивший мечту Асоле, сотворив для нее чудо, единственное чудо, которого она ждала всю свою жизнь:
«Я пришел к человеку, который ждет только меня. Я хочу только ее, может быть, именно по той причине, что благодаря ей я смог понять одну простую истину, что так называемые чудеса делаются собственными силами. Руки.»
«Но есть и другие чудеса: улыбка, радость, прощение и слово, которое нужно и вовремя сказано. Пережить их — значит владеть всем. Что же касается нас с Асоль, то мы навсегда останемся в сиянии алого паруса, созданные в глубине сердца, знающего, что такое любовь…»
21 из 21 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Один из моих абсолютных фаворитов от Ptushko
TheLittleSongbird29 May 2013
Мне понравилось все, что я видел у Александра Птушко, три его фильма, которые были показаны на МСТ3К, намного лучше, чем их изображают, потому что оригинальные версии красивы, но значительно испорчены дабами. «Алые паруса» — один из его абсолютных лучших фильмов, и если бы у меня была тройка лучших, я бы почти наверняка поставил ее туда вместе с «Каменным цветком» и «Сказкой о царе Султане». Как и во всех фильмах Птушко, он визуально ошеломляет фотографией, которая имеет простой размах, который держится ненавязчиво, и захватывающие дух декорации и декорации, от которых хочется оказаться в России. Любые видимые детали, такие как корабль, также настолько хорошо сконструированы, что вы убеждены, что они реальны.
7 из 7 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
красивая история и фильм
laj456 июль 2005
Случайно наткнулась на этот фильм, и какая прекрасная случайная встреча! Стоимость постановки была высока, так как легко было поверить, что увиденное действительно является маленькой русской деревней у моря. Корабль, должно быть, настоящий, с не чем иными, как настоящими, алыми шелковыми парусами! История представляет собой простую сказку, рассказывающую о авантюрном герое и грациозной героине из детства.
К сожалению, это может не дойти до аудитории, которой оно заслуживает. Возможно, так же, как западные студенты-искусствоведы пересматривают советские творения без политических предубеждений прошлых времен, так и эти замечательные фильмы должны выйти на свет. Я бы порекомендовал это всем, кто ценит классическое повествование.
24 из 24 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Очень красиво и романтично
starpeople3 январь 2005
Внимание: спойлеры
«Алые паруса» — одна из самых красивых и романтичных сказок, которые я знаю. Фильм идеально следует роману Александра Грина. В нем представлена история о том, как может произойти чудо, когда вера и любовь соединяются. Однажды маленькой девочке сказали, что за ней приедет благородный принц на корабле с алыми парусами. Она поверила этой истории и сохранила эту веру, даже когда выросла. Ее считали странной, горожане смеялись над ней, и ее жизнь была нелегкой, но ей удалось сохранить золотое сердце и чистые глаза ребенка. И когда ее увидел отважный молодой капитан, он влюбился в нее и решил осуществить ее мечту.
Этот фильм для всех, у кого романтическая душа и кто верит в чудеса. Сам воздух наполнен красотой, мечтой и поэзией, в нем много христианских мотивов, хотя это может показаться странным, когда речь идет о советском кино. Но это так, потому что вечные добродетели, о которых идет речь в этом фильме, свойственны всем людям, независимо от того, русские они или нет. Я очень рекомендую «Алые паруса» для семейного просмотра и для тех вечных романтиков, без которых мир был бы таким скучным.
Оценка: 10/10
12 из 12 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Романтическая сказка
BirnbergLb9 Февраль 2013
«Алые паруса» лучше всего можно описать как романтическую сказку.
О стремлении к истинной любви, несмотря ни на какие препятствия. Александр Грин создал мир волшебный, красивый, сентиментальный и пленительный.
Жалко, что он неизвестен за пределами России, и поколения там любили его классический роман за авантюрный дух, за веру в волю, преодолевающую испытания моря, времени, человеческого скептицизма и исполнение человеческого счастья в самой идиллической настройки.
Василий Лановой отлично сыграл Грея, а несравненная Анастасия Вертинская блистала Ассоль, и они выделяются на киноэкране как несчастные влюбленные. Александр Птушко воплотил роман в жизнь, и вы попадаете в мир, который вне времени, как сказка, но который никогда не упускает из виду человеческую стихию и стремления главных героев.
Я не буду раскрывать красивый финал, замечу лишь, что он стоит того, чтобы посмотреть этот фильм. Он настолько популярен, что в Санкт-Петербурге ему посвящен целый фестиваль.
Это семейное развлечение высочайшего уровня, которое настоятельно рекомендуется!
6 из 6 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
самый романтичный
zemba7-817-6908026 Июль 2012
Это просто самый красивый и романтичный фильм из когда-либо созданных. Что еще более странно, его поставил Александр Птушко, известный своими фантастическими фильмами и пространственными эффектами. Я предполагаю, что он хотел изменить темп от своих раздутых очков. У него это прекрасно получается.
Эта повесть начала 20-го века стала классикой в России, но, как и «Волшебник страны Оз», фильм намного лучше книги. Две главные роли великолепны, а девушка, играющая Ассоль, просто потрясающая! Партитура должна быть записана. Жаль, что об этом не знают на Западе.
Если вам нравятся «Призрак и миссис Мьюир», «Случайный урожай», «Жена епископа», «Путешествие в один конец» и «Где-то во времени» — и вы верите в чудеса — это жемчужина в короне.
3 из 4 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
красный уходит глубоко
lee_eisenberg2 Март 2017 г.
Западная аудитория может узнать Александра Птушко по риффам отредактированных версий его фильмов (например, «Сампо» под названием «День, когда Земля замерла») в «Таинственном научном театре 3000». Я понимаю, что оригинальные версии этих фильмов стоит посмотреть, а не те фильмы, которые MST3K будет ругать. Его «Алые паруса» («Алые паруса» по-английски) впечатляют. Он основан на романе Александра Грина «19».23 одноименного романа, и я понимаю, что творчество Грина пережило ренессанс во время хрущевской оттепели. В фильме не самый сложный сюжет, но он достаточно приятный для своих полутора часов. Можно интерпретировать это как взгляд на желание вырваться из своих уз, будь то крестьянский мир Ассоль или аристократический мир Артура.
Так что, не шедевр, но рекомендую. Наверное, самое интересное в фильме — это места съемок вокруг Черного моря.
Ассоль. Это имя должно заставить многих англоговорящих хихикать.
1 из 2 считает это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Романтическая сказка встречается с морскими приключениями
Leofwine_draca17 Февраль 2017
Внимание: спойлеры
АЛЫЕ ПАРУСА звучит как обычный головорез 1961 года, но на деле оказывается совсем другим. Он начинается, как типичная русская сказка, с красивой молодой женщины, тоскующей по своей пустой жизни и обнаруживающей, что лихой авантюрист уносит ее, чтобы отправиться в какое-то морское приключение на титульном корабле.
В фильме привычная смесь советских идеалов, морализаторства, социальной драмы и фэнтези.