нетрадиционные техники рисования виды и приемы — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
Рисование имеет огромное значение в системе дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции.
Монотипия получается при оттиске цветового пятна на бумажном листе при его складывании вдвое или наложением листа на цветовые пятна на палитре.
Монотипия – это графическая техника. В переводе с греческого «монотипия» означает – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток.
Соединение – наложение цветовых пятен (красок) на влажную или сухую бумагу.
Разбрызгивание цветов кисточкой или другим инструментом производится по влажной или сухой бумаге.
Пальцеграфия
Рисование кончиками пальцев часто воспринимается как занятие для малышей. Действительно, крохам нравится размазывать краски. Но эта техника рисования подходит и для старших дошкольников.
Пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой, рисование линий и точек — успокаивающие действия.
В подготовительной группе пальчиковые краски заменяют гуашью — она дешевле, а палитра богаче. И дети умеют смешивать необходимые по замыслу цвета и оттенки.
Рисование ладонями
Детям седьмого года жизни рисовать одними ладошками может быть неинтересно.
Свободное выливание на влажную или сухую бумагу из какого-либо сосуда выливаются жидкие краски.
Свободное дуновение (Кляксография) на жидкую краску, предварительно нанесённую на бумагу, можно подуть в разных направлениях. Чтобы получить спонтанные формы, можно использовать любую трубочку, например, пустой корпус шариковой ручки.
В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. Ведь, благодаря данной технике рисования усиленно развивается творческое воображение. Казалось бы, что полезного можно почерпнуть из обычной кляксы? На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать интересный образ.
Ниткография — монотипия полученная с помощью цветовой нити. нитка, пропитанная краской, фиксируется на бумаге, которая потом складывается. конец нитки остаётся за пределами сложенной бумаги, а при вытягивании оставляет цветовой след на её поверхности.
Наложение форм на скомканную бумагу, пропитанную краской, производится оттиском (как от печати) на рабочую поверхность. Можно научиться лучше воспринимать спонтанные формы, замечая их в природе или создавая, применяя разные художественные приёмы. Это поможет придать экспрессивность и оригинальность твоим композициям.
ЭБРУ – это техника рисования на воде для которой необходимы специальные натуральные краски и загуститель для воды. Краски ложатся на поверхность воды и не смешиваются, что дает нам возможность рисовать всевозможные картины.
Рисование мыльными пузырями улучшает творческую фантазию, помогает видеть сходства между на первый взгляд, ничем не похожими предметами.
Граттаж это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Фроттаж — Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Штампинг
Создание изображения из отпечатков (штампинг) — знакомая детям техника рисования. Отпечатывать можно самые разнообразные предметы, чтобы получить необычные узоры:
сухие листья,
пекинскую капусту,
половинки фруктов и овощей,
кусочки поролоновой губки,
ватные диски,
комок бумаги.
In Education through Art, Акварель, Живопись, Мастер-классы живописи, Обучение искусству, Секреты живописи, Художественная Школа, Школа Искусств Tags Монотипия, Разбрызгивание, Наложение форм, Монотипия как вид нетрадиционной техники рисования, кляксография, Нетрадиционная техника рисования, ниткография, ЭБРУ, Нетрадиционная техника рисования эбру, Рисование мыльными пузырями, граттаж техника, Техника рисования Граттаж, нетрадиционные техники рисования виды и приемы, Виды нетрадиционных техник рисования, Приёмы получения спонтанных и управляемых форм, уроки рисования, что нарисовать, как научиться рисовать, как рисовать, как нарисовать, необычные способы рисования, рисование необычным способом, Лайфхаки для рисования, Самые необычные техники рисования, интересные техники рисования, виды нетрадиционных техник рисования, виды нетрадиционных техник рисования в детском саду, рисование нетрадиционными техниками, нетрадиционные техники рисования, темы нетрадиционных техник рисования, тема нетрадиционные техники рисования, нетрадиционные техники рисования в детском, нетрадиционные техники рисования для детей, нетрадиционные техники рисования в саду, рисование детский сад, рисование группа, подготовительный группа рисование, конспект рисование нетрадиционный рисование, Пальцеграфия, Рисование ладонями, Штампинг
Разные техники рисования
I. Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов:
1. чтобы получить размытые контуры, капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками;
3. хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге;
4. рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии;
5. интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги;
6. проявляющийся «второй» слой возможен при многослойном изображении. Нарисуйте
7. «выцарапывание» картины по краске. Нарисуйте что-нибудь мелками или свечой на бумаге (или просто закрасьте лист цветными мелками). Теперь покройте лист бумаги с изображением плотным слоем краски (гуашью) и дайте высохнуть. После высыхания краски можете приступать к выцарапыванию изображения. В тех местах, где есть мелок, краска будет сходить хорошо, в остальных местах она будет оставаться ровным фоном;
8. ещё один интересный способ рисования мелками и гуашью можно назвать «мятое изображение«.
9. интересный эффект получается от рисования губкой. Предложите ребёнку «нарисовать» губкой крону деревьев или море;
10. придать «пушистость» изображению можно при помощи марли или целлофана. Хорошо получается использовать этот эффект с трафаретом. Вырежьте из картона фигуру животного и приложите к листу бумаги. Теперь опускаем марлю или целлофан в краску, разведённую водой, и легкими движениями проходим по контуру трафарета. Когда трафарет уберёте, увидите чёткую фигуру животного, а его контур будет выглядеть мягким и пушистым (например, как медведь, нарисованный при помощи марли Корявиковой Валерией).
Рядом рисунок, выполненный по этому же принципу, только без трафарета, а вместо марли использовался полиэтиленовый кулёк;
11. попробуйте использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки. Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия;
Источник
12. удивительные красочные круги получаются, если рисовать не кисточкой, а электрической зубной или массажной щёткой.
Источник
II. «Штампование»: ребенку может понравиться «штамповать» предметы или таким способом «нарисовать» что-нибудь. «Штамповать» можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша:
Отпечатки можно делать и природными материалами, например, еловой веткой или большим листом от растения:
Источник
III. Малышу может понравиться рисовать на листе, если тот лежит на какой-нибудь выпуклой поверхности. Можно сделать самим фигурный трафарет для «отпечатывания», например, так:
IV. Если по влажному рисунку с акварелью провести обратной стороной кисточки, то получатся «бороздки«, как на рисунке с деревьями.Так «рисовать» по мокрому можно и ножницами, в таком случае «бороздки» будут получаться одинаковые и сразу по две.
V. Брызги: интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет «точечный фон», а изображение предмета будет бесцветным.
При помощи брызг можно написать целую картину:
VI. Кляксы: капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными, если сначала сложить лист пополам (или скрутить его), затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали. Ниже — зеркальный рисунок из кляксы Юлии Митко.
VII. Монотипия. Эта техника хорошо подходит для открыток. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.
VIII. Рисование пеной.
1. Взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть.
2. Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.
IX. Рисунки с клеем
1. Клеевая обводка. Нарисуйте на листе карандашом какой-нибудь предмет. Через маленькое отверстие в тюбике с канцелярским клеем выдавите по контуру изображения клей и оставьте его высыхать. Затем пространство внутри контура закрасьте.
2. Капельки клея. На рисунок с невысохшей акварелью посыпьте соль, что даст интересные разводы, а затем покапайте канцелярским клеем.
X. Рисование по разным поверхностям
1. по стеклу: смешайте клей ПВА с гуашью в соотношении 2 к 1. Стекло положите на понравившееся изображение и перерисуйте его получившейся смесью;
2. по фольге: художник Gabriel Burchman выполняет работы на золотой или серебряной бумаге;
3. по бересте: художник Сергей Сурин создаёт берестяную живопись;
4. предложите ребёнку разрисовать камни. Используйте для этого акриловые краски. Раскрашивать можно произвольно (с заходом одной краски на другую), а можно «сюжетно»;
5. в качестве основы для рисования можно использовать также деревянные бруски, щепки и спилы.
- Назад
- Вперёд
Методы и техники рисования Питера Пауля Рубенса
Главная > Очерки > Методы и техники рисования Питера Пауля Рубенса
Сиюань Дэвид Чжоу к | 14 января 2021 г.

В наше время обычным способом рисования является использование прямых линий. Процесс обычно состоит из использования прямых линий для определения формы нарисованного объекта, а затем их пересечения или наложения прямых линий в том же направлении. Это влияет на плотность за счет использования секций наложения для создания другого диапазона значений на чертеже. Использование значений создает тени, которые еще больше улучшают перспективу рисунка (рис. 1).
Рис. 1. Norman Rockwell , Al (Dorne) Norman , н.д.
Глядя на работы художника Питера Пауля Рубенса (бельгиец, 1577-1640) вживую, всегда возникает вопрос, как он рисовал таким образом, что изображал формы и формы, используя только линии. Его особый метод рисования называется стилем рисования контурных линий. Этот стиль рисования контурных линий сосуществует с прямыми линиями, но в нынешнюю эпоху он менее популярен из-за долгого обучения и необходимости интенсивного обучения. Эта статья будет посвящена изучению метода рисования Питера Пауля Рубенса.
Чтобы полностью понять метод рисования Рубенса, важно понять, как он развивал свой стиль рисования в молодости. Его мышление и процесс обучения одинаково важны для анализа рисунка Рубенса по частям.
Рис. 2. Питер Пауль Рубенс, Портрет художника , 1623.
Питер Пауль Рубенс (рис. 2) родился в 1577 г. и скончался в 1640 г. Его жизнь началась в конце эпохи Северного Возрождения и в середине Реформации католической церкви. Он родился в умеренно богатой семье, что позже предоставило ему доступ к широкому кругу возможностей при выборе карьеры.[1] После смерти отца Рубенса (Яна Рубенса) художник вернулся в Антверпен, где служил учеником Тобиас Верхахт (1561–1631).[2] Самая ранняя из существующих работ Рубенса является копией после г. Ганса Гольбейна Младшего г. (1497-1543) изданного эстампа «Пахарь и смерть» (рис. 3).[3]
Рис. 3. Питер Пауль Рубенс, Пахарь и смерть , н.д.
Можно видеть, что стиль гравюры на дереве Северного Возрождения уже оказал влияние на молодого Рубенса. Его копия рисунка также демонстрирует тщательный подход художника к изучению рисунка путем нанесения чернил по оригинальному деревянному отпечатку. Поскольку Рубенс копировал работы Ганса Гольбейна Младшего, на которые повлияло Северное Возрождение, нетрудно представить, что на него могли также повлиять гравюры на дереве немецких художников 16 века, таких как Альбрехт Дюрер (1471–1528), Маттиас Грюневальд (1470–1528) и Лукас Кранах Старший (1472–1553).[4] Отпечатки на дереве было относительно легко получить. Есть интересный пример такого легкого распространения: в 16 веке даже император Священной Римской империи Максимилиан Первый (1459-1519) распространял свои хорошо напечатанные портреты Альберхта Дюрера и Ганса Вейдица Младшего (1495-1537) ) для его масштабной рекламной цели. Эти гравюры печатались большими тиражами и пользовались популярностью по всей Европе.
Область Италии часто считается центром эпохи Возрождения. Художники ездили в Италию изучать искусство. Например, Дюрер за свою жизнь дважды учился в Италии, чтобы улучшить свои художественные работы, сначала с 1494 по 1495 год, затем с 1505 по 1507 год.[7] Ганс Гольбейн Младший отправился в Италию в 1517 году и вернулся в 1519 году, чтобы развить свой художественный стиль. После того, как Питер Пауль Рубенс закончил свое ученичество в 1598 году, он также отправился в Италию, где пробыл восемь лет (1600-1608). За это время он изучал классические статуи и картины. Он также делал рисунки по мотивам картины Микеланджело для Сикстинской капеллы. В своем неопубликованном латинском трактате Рубенс описал свои намерения рисовать статуи. Он избегал узнавать в них каменные статуи с каменной текстурой, а видел в них живые фигуры[9].] В своих набросках он изучил итальянский стиль скетча, сочетая коричневую заливку с коричневыми чернилами. Этот стиль рисования также использовался учителем Питера Пауля Рубенса Отто Ван Вином (1556-1629), когда Рубенс служил учеником в мастерской Ван Вин с 1594 по 1598 год.
После того, как Рубенс открыл свою мастерскую в Антверпене в 1609 году и стал уважаемым мастером, он сосредоточил свою карьеру на живописи. Рубенс использовал свои методы рисования как идеи для рисования и руководил своим учеником и своим назначенцем. (Питер Пауль Рубенс почти никогда не показывал свои рисунки публике, даже своим ученикам. Предполагаемая причина этого в том, что его рисунки в то время были больше связаны с эскизами к его картинам. Такой художник, как он, не захотел бы показывать свой оригинал идеи, опасаясь, что их скопируют другие художники).[11] Питер Пауль Рубенс делал гравюры в дополнение к карьере художника. Как и большинство мастеров эпохи Возрождения, он не делал гравюры сам, а сотрудничал с мастерскими других граверов или пользовался помощью своих учеников. Он также сотрудничал в течение тридцати лет со своим другом и гравером Бальтазар Моретус (1574-1641) от Plantin Press. Известно, что Рубенс полностью контролировал свои работы. Он строго заставлял своего художника-гравера или своего помощника следовать его линиям и переводить свою живопись в рисунок, не выдавая ни одного личного художественного стиля гравера. После того, как копия была сделана, он просто исправлял ошибку или ту часть рисунка, которая ему не нравилась. По этой причине интерпретация опубликованных гравюр Рубенса может помочь нам задуматься о прогрессе его мышления в рисовании.
В последние годы жизни Рубенс снова начал интересоваться гравюрами на дереве. В сотрудничестве с Кристоффелем Егером (1596–1652) около 1628 года он создал большое количество гравюр, таких как Геракл, борющийся с яростью, Отдых на пути в Египет, и Сад любви .[13] На этих гравюрах изображены мода на одежду 17 века и стиль рисования лиц Рубенса, но техника следовала духу стиля Северного Возрождения 16 века. Кажется, будто Питер Пауль Рубенс путешествовал во времени, и то, над чем он работал, переносит зрителей в воспоминания о подростковой жизни Рубенса.
Чтобы понять технику рисования, которую использовал Рубенс, можно посмотреть на его рисунок Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье (рис. 4), выбранное здесь из-за его четко видимых отметин. Это эскизный рисунок, сделанный Рубенсом примерно в 1600–1605 годах во время его пребывания в Италии. Эта работа сейчас находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Рис. 4. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье г., ок. 1600–1605 гг.
В начале этого анализа нанесение меток на этом изображении можно упростить до трех различных методов рисования, основанных на движении правой руки при рисовании линий: «указание точками, рисование линий по часовой стрелке и рисование линий против часовой стрелки» (рис. 5а) Метод точечной наводки виден в верхней центральной части кадра, по краям бликов, близких к полутону, создаваемому лучевым разгибателем запястья левой руки (рис. 5б). Методы рисования линий по часовой стрелке и против часовой стрелки являются доминирующими способами рисования Рубенса, используемыми в этом произведении. Наглядные примеры находятся в верхней части рисунка.
Рис. 5а. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Рис. 5б. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Объединение этих трех методов позволило создать три новых стиля рисования: ромбовидная штриховка в том же направлении по часовой стрелке, ромбовидная штриховка в том же направлении против часовой стрелки и точки в прямоугольниках. Эти примеры можно найти в большинстве разделов этого произведения искусства. Для наглядного примера, в нижнем левом углу Рубенс использовал штриховку в том же направлении по часовой стрелке в верхнем левом углу. На заднем плане над мышцей левой руки он использует штриховку в том же направлении против часовой стрелки (рис. 6а). Наконец, оказывается, что Рубенс использовал и другую технику. Он указал одну-две точки в каждом поле, созданном перекрестной штриховкой. Этот метод можно увидеть в верхнем правом отделе, на концевом отделе локтевого разгибателя запястья левой руки. Большинство этих точек точно расставлены в центре каждой ячейки штриховки. Описанная здесь форма ромба основана на угле вставленных контурных линий друг в друга; в этом произведении также используются разные углы, например, кубическая форма большего угла пересекается, но на этом рисунке использование ромбовидных нижних углов более глубокое. Невозможно иметь точки в центре каждого прямоугольника, что означает, что эти точки заштрихованы после нанесения линий штриховки. Следовательно, Рубенс намеревался создать эффект среднего значения, чтобы плавно переходить от полутона к краю тени (рис. 6b).
Рис. 6а. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Рис. 6б. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Для создания разных диапазонов значений используется усиленная штриховка. Это делается путем добавления дополнительных линий поверх контурных линий штриховки в форме ромба (максимальное количество сосуществующих линий в одном пересечении — четыре). Чтобы применить эти линии к большим значениям, как только Рубенс закончил свои контуры, он затем применил перекрестную штриховку к базовой штриховке в форме ромба. Эти линии часто толще, чем те, которые он использует в своем базовом слое штриховки в форме ромба. Лучший пример этого метода можно увидеть в центральной правой части обсуждаемой иллюстрации, основной тени и отбрасываемой тени под левым запястьем (рис. 7).
Рис. 7. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Процесс рисования Рубенса, как и большинства современных рисунков, начался с подрисовок. Хотя их трудно различить на этом рисунке, две отмеченные светло-серым цветом линии повторяют окончательную форму мышц-сгибателей (выше локтя). Неясно, что именно Рубенс использовал для создания этих серых линий, возможно, это была серебряная игла или графит. Затем художник использует тонкую коричневую линию, чтобы обвести свой рисунок под эскизом (одной или двумя линиями), это также можно увидеть в верхнем левом кадре, когда он рисует длинный лучевой и плечелучевой разгибатель запястья. У него были небольшие трудности с выделением этих двух мышц. Эти три согласованные линии имеют одинаковую толщину линий, но не имеют таких же толстых контуров, как линии коррекции. Тем не менее, эти три линии значительно тяжелее, чем другие параллельные линии штриховки. (Рубенс, должно быть, понял, что допустил ошибку, но поскольку это коричневые чернила, он не мог стереть их с бумаги. Вместо этого, чтобы скрыть свою ошибку, он использовал линии, которые шли в одном направлении вместе с линиями штриховки. ) (рис. 8). После того, как был нанесен тонкий контур, Рубенс покрывал его штрихом или двумя взвешенными линиями, чтобы отличить объект от тяжелого затенения тени и сплошной формы контура. В центре этого произведения искусства под левой лапой было создано большое негативное пространство. Если Рубенс хотел продемонстрировать свой гордый линейный рисунок, ему нужно было ограничить количество линий в одной области. Без толстого контура для разделения двух теневых областей просто недостаточно места для теней окклюзии, чтобы изобразить форму и форму. Рубенс использует свою смекалку, чтобы создать тяжелый контур, чтобы проиллюстрировать основную тень и описать форму и форму левой лапы.
Рис. 8. Питер Пауль Рубенс, Анатомические исследования: левое предплечье в двух положениях и правое предплечье [фрагмент], ок. 1600–1605.
Наконец, Рубенс использовал упомянутый выше метод рисования для создания формы и формы кисти и руки. Гравюра на дереве «Сад любви » — произведение, созданное Рубенсом и его мастерской совместно с Кристоффелем Йегером. Существуют три копии этой работы; один был нарисован коричневой тушью и хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (рис. 9).). Другим вариантом была печатная версия, выполненная Рубенсом в сотрудничестве с Кристоффелем Егером (рис. 10) на основе рисунка коричневой тушью, также находящаяся в коллекции Метрополитен-музея. Последняя картина написана маслом и хранится в музее Прадо в Мадриде.
Рис. 9. Питер Пауль Рубенс, Сад любви , 1633–1635.
Это произведение искусства (рис. 9) представляет собой празднование второго брака Питера Пауля Рубенса с шестнадцатилетней Еленой Фурмен (1614–1673).[14] На заднем плане изображен дом Рубенса в Антверпене. На переднем плане две пары стоят вместе. Стоящий мужчина держит свою молодую жену как драгоценный камень. С такой же козьей бородой и приподнятым кончиком, но распущенными имперскими усами, курчавыми, но частично лысыми волосами, это вполне может быть сам Питер Пауль Рубенс, как изображен на его автопортрете (рис. 2). Сад на заднем плане можно понимать как символ плодородия. Размещение Рубенса и его жены на переднем плане, а часть здания на заднем плане имитирует традиционную структуру средневековья и эпохи Возрождения, предполагая, что эти фоновые здания и сады являются собственностью Рубенса и его жены. Слева от жены Рубенса изображен ангел в форме купидона «Херувим», положивший левую руку на правую ногу Рубенса, а правую руку на ногу Елены. Этот жест можно рассматривать как благословение для брака Рубенса и Елены Фурмен. На картине Рубенс изображен с рапирой на левой талии. Ношение меча предполагает его рыцарское благородство, титулованное как Филиппом IV Испанским, так и Карлом I Английским.
Рис. 10. Питер Пауль Рубенс, Сад любви , 1630-е гг.
Для наших учебных целей вариант рисунка «Сад любви» (рис. 9) является отличным индикатором этапов рисования Рубенса. Кроме того, Garden of Love (гравюра на дереве, рис. 10) использует ту же технику линий, что и рисунок тушью, и, кроме того, имеет четко переданные детали на линиях. Совместное изучение этих двух работ поможет лучше понять технику рисования Рубенса. Перед нанесением рисунка тушью Рубенс сделал легкий набросок, используя серебряную иглу или тонкий графит. Несмотря на то, что этот набросок в основном покрыт коричневыми чернилами, его остатки все еще существуют в верхнем левом углу, вокруг ветвей деревьев. Изучая предыдущие работы Рубенса, Битва обнаженных мужчин , Часть толпы на Ecce Homo и Венера, оплакивающая Адониса , видно, что у художника была привычка работать от фигур к фону. Сцену Garden of Love можно разделить на три части, сгруппировав фигурки вместе. На переднем плане поставлена очевидная первая группа с тремя фигурами (Рубенс, Елена и Херувим). Затем на среднем плане видна вторая группа юноши с мечом и молодой женщины, смотрящей на зрителя. На заднем плане видна третья группа из шести фигур.
Группы фигур на переднем плане
Глядя на рисунок Рубенса и Елены Фурман, можно сразу заметить различные методы контурных линий: по часовой стрелке, против часовой стрелки, ромбовидные линии в том же направлении по часовой стрелке и ромбовидные контурные линии против часовой стрелки. Почти каждая контурная линия, которую использовал Рубенс, соответствует направлению и форме объекта. Например, лицо Фурмента упрощено до трех эллипсов, каждая линия описывает свою форму, создавая негативное пространство. Затем Рубенс применил элементы волос в форме буквы «S» вместе с контурными линиями, чтобы создать негативное пространство. Применяя линии, которые повторяют формы и формы, художник создает ощущение трехмерности и реалистичного изображения фигуры или объекта, не жертвуя красотой каждой отдельной линии.
Фигура херувима представляет собой великолепный образец техники Рубенса. Здесь художник использовал сильно утяжеленные линии в определенных областях, таких как нижняя часть правой руки, передняя часть живота и груди херувима или правое бедро и нога. Эти части тела Херувима находятся ближе к зрителю. Следовательно, сильно взвешенный контур создает пространство и размеры, чтобы продемонстрировать положение фигуры в кадре. Используя ранее упомянутые контурные линии по часовой стрелке и против часовой стрелки, Рубенс затем создал пухлую плоть херувима, точно так же, как художники до него, такие как Микеланджело, Дюрер или Ганс Гольбейн, делали в своих рисунках.
Средние группы фигур
Предполагается, чтоФигуры среднего плана менее важны для зрителя, чем фигуры переднего плана, и это хорошо видно в языке рисования Рубенса. Рубенс использует иерархию, чтобы привлечь внимание зрителя к Рубенсу и Елене, а затем к двум фигурам на среднем плане.
Молодой мужчина на среднем плане полулежит на земле с мечом на ноге, однако правильный способ ношения меча — на левой талии носителя. Полностью обезоружить меч с пояса — это знак признания более низкого профиля и проявления смирения. Рисунок Рубенса этой молодой мужской фигуры отличался от того, что он сделал в первой группе фигур. По сравнению с тем, что он сделал с головой молодой женщины, с богатым разнообразием контурных линий, он использовал больше контурных линий по часовой стрелке в негативном пространстве, все в одном направлении и не всегда повторяя форму фигуры. Использование контурной линии против часовой стрелки в негативном пространстве дает зрителю ощущение плоскостности.
Справа от этого молодого джентльмена находится хорошо одетая девушка. Хотя большинство техник рисования, применимых к этой фигуре, уже обсуждались выше, женское платье дает прекрасное представление о том, как линии, идущие в одном направлении, могут отображать форму объекта, но изменять его расстояние и кривизну. (Формы, изображающие Купидона и/или женские фигуры с пухлой плотью, существовали задолго до того, как Рубенс создал это произведение искусства; например, существуют римские статуи Кентавра и Купидона, датируемые 1–2 н.э. признак богатства и достатка). В нижней части платья Рубенс использует сочетание длинных одиночных линий или набор коротких линий, чтобы подчеркнуть плоскость платья и складки. Художник также использовал расстояние между строками, сокращая расстояние между строками, чтобы создать отрицательное пространство, или увеличивая расстояние между строками, чтобы создать положительное по цвету пространство.
Фоновые группы рисунков
Фоновые рисунки существуют в основном для экологических целей. В Garden of Love они призваны доставлять удовольствие зрителю. Поскольку эти фигуры не так важны, как упомянутые выше, они не содержат большого количества деталей, потому что чрезмерное описание их линиями может привести к путанице с фигурами среднего и переднего плана. Почти все шесть фоновых фигур нарисованы с использованием одних и тех же техник. Однако женщина слева — интересный пример. Рубенсовское правило использования линий, следующих за формой, почти отменено, и почти каждая линия, используемая здесь, представляет собой штриховку контура по часовой стрелке. Это помогает выровнять фигуру.
Заключение
Метод рисования Рубенса может показаться трудным для понимания при анализе его рисунков в целом, но его легче объяснить, когда у нас есть возможность изучить эти работы по частям. Как писал китайский философ Лао-цзы (600–400 гг. до н. э.), «Дао произвел Единого; Один произвел Два; Два произвели Три; Трое произвели все». [16] От основных контурных линий до «точки в рамке» мастерство основного метода рисования линий, используемого художником, позволяет нам в дальнейшем интерпретировать сложные формы рисунков Рубенса.
[1] Чарльз Скрибнер, «Питер Пауль Рубенс», Британская энциклопедия. 24 июня 2020 г. По состоянию на 18 декабря 2020 г. https://www.britannica.com/biography/Peter-Paul-Rubens
[2] Там же.
[3] Кристин Лозе Белкин, «Латинские надписи Рубенса на его копиях после «Пляски смерти» Гольбейна». Журнал институтов Варбурга и Курто 52 (1989): 245-250.
[4] Виктория Чарльз, Искусство эпохи Возрождения (Нью-Йорк: Parkstone International, 2012), 65–79..
[5] Эндрю Робисон и Клаус Альбрехт Шредер, Мастерские рисунки, акварели и гравюры Альбрехта Дюрера из Альбертины (Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея, 2013).
[6] Ларри Сильвер, Маркетинг Максимилиан: визуальная идеология императора Священной Римской империи (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2008).
[7] Генрих Теодор Муспер, Альбрехт Дюрер (Кельн, Германия: DuMont-Literatur-und-Kunst-Verl, 2003), 5-7.
[8] Анн-Мари Логан, Питер Пауль Рубенс: Рисунки (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2013), 5.
[9] Там же, 6.
[10] Скрибнер, «Питер Пауль Рубенс».
[11] Логан, Питер Пауль Рубенс: Рисунки , 4.
[12] «Рубенс и его граверы» (выставки Getty Center). 24 сентября 2006 г. https://www.getty.edu/art/exhibitions/rubens_printmakers/#
.[13] Логан, Питер Пауль Рубенс: Рисунки , 257-267.
[14] Там же.
[15] Скрибнер, «Питер Пауль Рубенс».
[16] Джеймс Легге Лао-цзы и Чжичао Гао, Дао Дэ Цзин: Дао Дэ Цзин (Чжэнчжоу Ши: Чжун Чжоу гу цзи чу бань шэ, 2016).
Основные приемы рисования
Теперь рассмотрим некоторые основные приемы рисования. Во-первых, как вы держите инструмент для рисования (карандаш, перо, кисть, уголь и т. д.). У всех нас есть опыт письма карандашами и ручками. Удерживая инструмент для рисования так же, как если бы вы писали, вы ограничиваетесь областью от одного до двух дюймов в любом направлении, что приемлемо, если область, которую вы рисуете, не больше этой. Но когда вы хотите рисовать большие фигуры, не держите инструмент для рисования таким образом, потому что ваша рука будет загораживать вам часть рисунка. Это может привести к ошибкам в пропорциях и размещении. Рисуя глаза на портрете, например, я сначала начинаю с левой стороны листа, потому что я правша. Если бы я сначала нарисовал правый глаз, моя рука закрыла бы мне этот глаз, пока я рисовал левый. Тогда я не смогу сравнивать глаза во время рисования.
Проще всего сначала визуализировать большие фигуры вашего рисунка. При рисовании этих больших областей (или при создании больших рисунков) полезно переключить управление с кончиков пальцев на запястье, плечо или, если вы стоите, на все тело. Я предлагаю вам начать с того, что держите карандаш за конец ластика. Или держите его большим и остальными пальцами напротив, тыльной стороной пальцев к бумаге. Вы можете держать палочку угля кончиками большого, среднего и указательного пальцев. Другой метод заключается в том, чтобы расположиться достаточно далеко от бумаги, чтобы иметь возможность использовать свое тело, чтобы влиять на отметки, которые вы делаете. Эти методы сделают ваш рисунок легким, свободным и сфокусированным на крупных формах, а также устранят или подавлят склонность слишком рано вдаваться в детали.
Удерживание инструмента для рисования таким образом подходит для небольших рисунков или небольших областей рисунка.
Держать инструмент таким образом удобно для создания на чертеже больших свободных фигур.
Этот метод удержания инструмента для рисования переносит управление с пальцев на руку, что помогает упростить начальные этапы рисования.
Такой способ удержания инструмента для рисования также переносит управление с пальцев на руку.
Нет ничего плохого в том, чтобы видеть детали или делать рисунок, в котором много деталей. Важна последовательность, в которой это происходит. Начните с больших общих форм, затем добавьте более конкретные формы, затем их свет и тени, а затем детали. В конце вашего рисунка, на этапе детализации, уместно держать карандаш так, как вы держите его во время письма, потому что теперь вас интересуют области не более одного или двух дюймов в любом направлении. Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают учащиеся, — несоблюдение этой последовательности. Помните: если вы сначала рисуете большие и простые предметы, а маленькие и сложные в последнюю очередь, ваш рисунок будет развиваться легко и естественно.
Удобно рисовать на большой бумаге; 18 x 24 дюйма (45,7 x 61 см) — это удобный размер. Ваши отдельные рисунки не обязательно должны быть такими большими, но вы не хотите, чтобы у вас закончилась бумага, как только вы доберетесь до интересной части. Независимо от того, какой размер вы выберете , рекомендуется использовать бумагу большего размера, чем размер предполагаемого чертежа. Впоследствии всегда можно обрезать бумагу до идеального размера для рисунка. Также полезна доска для рисования, немного превышающая размер бумаги. Если доска имеет заметная текстура, рекомендуется подложить дополнительные листы бумаги под рисунок во время работы, чтобы предотвратить любые неожиданные удары или неровности на поверхности доски, которые будут мешать вашему рисованию. 0003
Когда вы рисуете, расстояние от вашего глаза до верхней части бумаги должно быть равно расстоянию от вашего глаза до нижней части бумаги. В противном случае могут возникнуть нежелательные искажения. Если, например, вы рисуете бумагой на столе, расстояние от ваших глаз до верха бумаги больше, чем до низа бумаги, и в результате верхняя часть вашего рисунок будет иметь тенденцию быть больше пропорционально нижней части. Чтобы избежать этой проблемы, положите чертежную доску на край стола и на колени для лучшего угла.
Когда вы кладете руку на бумагу во время рисования, это может вызвать проблемы: карандаш, уголь или влажные чернила могут размазаться, а масло с ваших рук может повлиять на то, как бумага впитывает чернила. Простое решение — во время работы подкладывать под руку чистый лист бумаги.
Начните с больших простых фигур, затем меньших, более конкретных форм. Сохраните детали до конца. Когда вы работаете от простого к сложному, от большого к маленькому, от свободного к плотному, ваш рисунок развивается быстро и легко.