великие художники, изобразившие на своих картинах танцовщиц — Эдгар Дега, Ренуар, Анри Матисс, Никола Пуссен, Боттичелли
Когда человек впервые задумался о том, что переживания, чувства и эмоции можно выражать с помощью жестов и движений, он начал танцевать. Первобытные люди передавали друг другу радости и печали посредством своего тела. Танцем молились, ликовали, гневались, готовились к войне, оплакивали мертвых и встречали новорожденных. А потом взяли в руки уголек и начали все это рисовать сначала на сводах пещер и на березовой коре, а затем на папирусах и бумажных холстах.
Пещерный человек изображал неумелыми и грубыми штрихами преимущественно ритуальные пляски, которые племена выполняли вокруг костров под предводительством шаманов. Как только люди переселились в построенные из дерева и камня жилища, то украсили стены домов картинами. А искусные художники попытались перенести всю красоту и магию танца на бумагу. Получилось ли у них?
Множество рисунков с танцующими женщинами и мужчинами сохранилось на античных амфорах и фресках. Свободные греки и жизнелюбивые римляне изображали человека сильным, уверенным, величественным. В откровенном и естественном танце открывалась людская душа, прекрасная и чистая, и даже физические недостатки или скверный нрав не могли испортить эту красоту.
Постепенно человек погружался в суровую реальность религиозного средневековья. С подачи церковников даже самые невинные и неприхотливые танцевальные движения стали трактовать как дьявольскую пляску тела, попавшего под вредное влияние темных сил. Поэтому на несколько столетий танцевальная тема попала под запрет, ведь никто не хотел сгореть заживо на костре инквизиции.
Зато с приходом эпохи Возрождения художники постепенно стали выходить из оцепенения. Несмелыми были первые попытки изобразить танец, но посмотрите, как прекрасны «Три грации», которые Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) вписал в картину «Весна». Легки и невесомы, невероятно грациозны и очаровательны эти девушки.
В XV-XIX веках редко рисовали профессиональных танцоров, но было несколько персон, заслуживших внимание живописцев. Например, Никола Ланкре (Nicolas Lancret) на картине «Танцовщица Камарго» изобразил Мари-Анн Кюпи де Камарго (Marie-Anne Cupis de Camargo), одну из самых образованных и смелых женщин XVIII столетия. Она укоротила юбку, придумала новые балетные приемы и часто танцевала на сцене без панталон.
На столетие раньше Никола Пуссен (Nicolas Poussin) изобразил «Танец под музыку времени», отправив зрителя в античность. И поэтому вполне логично, что его герои более свободны, эмоциональны и раскрепощены, чем реформаторская танцовщица Камарго.
С появлением импрессионистов полностью преобразилось живописное искусство и вместе с ним изменилось отношение к танцу. В поисках новых форм отображения света, тепла, ветра и запаха художники расширили границы восприятия мира и почти поймали танец в рамки картины. Именно тогда мир увидел хрупких балерин Эдгара Дега (Edgar Degas), насладился изящными танцами на полотнах Ренуара (Pierre-Auguste Renoir).
Но самым знаковым и эмоциональным стал «Танец» Анри Матисса (Henri Matisse). Посмотрите на этих красных обнаженных женщин, влившихся в одно целое с природой — ярко-синим небом, насыщенно зеленой травой. Человек неизбежно возвращается к своим первобытным истокам, сколько бы цивилизационных слоев на нем не было. И мы опять вспоминаем о ритуальных танцах первобытного человека, нацарапанного угольком на каменной стене.
Танцевальные картины всегда можно купить на торгах, которые проводят известные аукционные дома. В каталогах сайта Very Important Lot вы сможете найти яркое и интересное полотно современного художника или известного живописца прошлых столетий, и пополнить свою коллекцию еще одним произведением искусства.
О рисунке в танце
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ:
На сегодняшний день хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, установила связь с музыкой Особое место при создании хореографического образа отводиться рисунку танца. Без него художественный образ не возможен, он окажется неполноценным, эстетически и сценически неприемлемым.
Без рисунка танца не может существовать ни один, даже самый элементарный, танец. Любой простейший рисунок может настолько ярко обогатить и разнообразить танцевальную композицию, что даже самый утонченный зритель окажется в восторге от увиденного. Рисунок танца организует движения танцующих, способствует более яркому выявлению на сцене и других выразительных средств хореографии: танцевальной лексики, музыки, костюма танцора, декораций, светового оформления и др.
Цель: Актуализировать значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии.
Задачи:
• Охарактеризовать хореографию как вид искусства, основные выразительные средства хореографии.
• Охарактеризовать рисунок танца как одно из выразительных средств хореографии.
ГЛАВА I ХОРЕОГРАФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей, обогащает духовный мир человека, помогает раскрыться личности. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме. Также ее особенностью является непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо — ритмичное построение. При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор — исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Мазепа В.И. утверждает, что именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства. [3, стр. 37]
Отразить основную идею композиции или образ героя в танце балетмейстеру помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, пластическая выразительность и мимика, темп и ритм, пространственный рисунок, композиция танца – рисунок танца и хореографический текст, костюм, театральный реквизит.
ГЛАВА II РИСУНОК ТАНЦА КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ
2.1 Истоки возникновения рисунка танца
На сегодняшний день толкований понятия «рисунок танца» в современной литературе существует не так много, как хотелось бы. Известный артист балета и хореограф Захаров Р.В. дает нам определение понятия «рисунок танца», который в хореографии имеет двоякий смысл: «рисунок — это перемещение танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя возможные танцевальные фигуры и формы передвижения по сцене». [2, стр. 85]
В работе Н.А. Александровой «Балет. Танец. Хореография» «рисунок танца» трактуется как «схема передвижения в пространстве». [1,стр.235]
Существует еще одно определение термина «рисунок танца» — «это расположение и перемещение танцующих на площадке, т.е. рисунок танца рассматривается как композиционный рисунок и композиционный переход.
Композиционный рисунок — это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене, а композиционный переход — это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок. [7]История говорит нам о том, что возникновение рисунка танца произошло еще несколько лет до нашей эры, когда человек только учился жить на нашей планете и основным средством его существования были охота и собирательство. В те времена человек был глубоко религиозен, и он поклонялся богам, прося у них удачи на охоте, защиты от диких зверей или хорошей погоды. Обычно сам процесс поклонения богам нес ритуальный характер и сопровождался молитвами, жертвоприношениями и, конечно же, танцами. Несомненно, танцы древности, в наши дни, было бы трудно назвать танцами, скорее они походили на обрядовые пляски, несущие практическое применение. Танцами первобытные люди проходили телесную и душевную подготовку к охоте, к бою. Своими движениями в танце человек передавал свои впечатления от окружающего мира, выражал свои чувства и эмоции.
Также рисунок круга можно было встретить в одном из основных жанров русского народного танца — в хороводе. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция означала движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь». Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. В далекие языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно хоровод стал освобождаться от языческих элементов и со временем вообще утратил значение обряда. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои определенные правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. [4, стр.
32]Затем рисунок танца из времени обрядов и поклонений божествам перешел в Средневековье (XII-XV века). Влияние эпохи Средневековья в развитии рисунка танца неоднозначно. С одной стороны мораль не признавала танца, в них виделось выражение низменных сторон человеческой натуры. С другой стороны танец продолжал жить, как в народе, так и в аристократических кругах. Придворные танцы носили подчеркнуто-сдержанный, величавый характер и смысл их заключался в демонстрации себя и своих богатых костюмов. Основные движения и рисунки, придворные танцы брали из народных, только для бального исполнения они видоизменялись в соответствиями правилами этикета. Во время раннего средневековья основным рисунком танца был хоровод, который сопровождался шагами, изредка прыжками и пением самих танцоров. В более позднее средневековье появляется парный танец, рисунок усложняется, к шагам и легким прыжкам добавляются более высокие и сложные, развивается игровой элемент в танце. Характерными танцами эпохи Средневековья являются: Карола, Мореска, Сальтарелло.
Далее, по ходу истории на смену Средневековью приходит Возрождение (XV — XVII века). Эпоха Возрождения или Ренессанс характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности, что способствовало расцвету танцевального искусства и танцевальной музыки. Кардинально меняется отношение к танцу: из греховного, недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков. Танцевальные движения усложняются, меняется и рисунок танца. На смену композиции с хороводным или линейным рисунком танца приходят бальные или дуэтные танцы: они строятся на более сложных движениях и фигурах. Основой рисунка танца становится быстрая смена эпизодов, меняется характер движений и число участников. Самыми распространенными придворными танцами эпохи Ренессанса являлись: Бас-данс, Мориско, Павана, Гильярда, Тарантелла и другие.
Следом за эпохой Ренессанса пришел Классицизм (XVII — XVIII века). Танец, в данной эпохе, становится одним из главных развлечений, с другой стороны функций танца становится шире: танец выступает как средство общения, способ решения самых разных вопросов, вплоть до политических. Развивается как бытовой, так и сценический танец, что способствует появлению первых проявлений балетного сюжетного спектакля, которые характеризуются присутствием драматургии, средствами пантомимы и других выразительных средств. Танцы XVIII века отличаются своей элегантностью и строгой красотой форм — данную особенность можно было заметить в танцах высших сословий, на придворных балах. В эпоху Классицизма танец не отличался особым разнообразием танцевального рисунка: популярный в вышеупомянутых эпохах рисунок круга встречается все реже и ему на смену приходят пары, образующие колонну, места в которой строго за регламентированы в зависимости от сословия. Помимо колонны, также присутствуют похожие виды линейного перестроения: линия, шеренга, до-за-до, «расческа» и другие. Популярные танцы эпохи Классицизма: «Гаввот», «Куранта», «Сарабанда», «Жига» и «Экосез».
Следующая эпоха Просвещения (XVIII — нач. XIX века) характеризуется появлением смелых новаторов, каждый из которых по-своему искал новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декораций и костюмов. Новаторы эпохи Просвещения пытались освободить балет от однообразия и штампов. Следовательно, в след за возникшими изменениями, рисунок танца также совершенствовался: появлялись интересные варианты фигур, разнообразились версии применения танцевального рисунка в танцевальных композициях. Рисунок танца, в свою очередь, мог сопровождаться различными акробатическими трюками (Джон Рич), пантомимой (Джон Уивер), народной пластикой (Франц Хильфердинг), ярким музыкальным сопровождением (Гаспаро Анджолини) и конечно эмоциональным и действенным сюжетом (Жан Жорж Новерр).
Следующее название исторической эпохи — это Романтизм (XIX век). В балетах эпохи Романтизма, как и во всех сферах искусства того времени, противопоставлялись два мира — мир реальный и мир фантастический, мир мечты.
Начало XX века в танцевальной культуре можно охарактеризовать словами: «в поисках стиля», так как в то время все старое разрушалось, а новое было туманно и неясно. Русский балет пытается сломать застаревшие формы классического балета, начавши настоящую революцию. Артисты стали обращать внимание на личность, выразительность, эмоциональность, на ритуальные и религиозные аспекты. Появилась новая свобода, люди стали допускать в это искусство всё больше и больше нововведений. Большинство танцоров и хореографов стали относится к балету негативно. Словом, двадцатый век полностью отрицает и отменяет всё то, на что опирается балет. Новое творчество шокировала публику, изменяла их представление о танце, делая его более глубоким.
Во второй половине XX века интенсивно развивается постмодернизм, который делает уклон на простоту, красоту мелких вещей и безыскусственность. «Проводятся манифесты против простых «показух», костюмов, «сырых» выступлений, в которых очередной раз показываются надоевшие всем сюжеты». К сожалению, отсутствие этих же костюмов, бутафории и сюжета никак не способствуют развитию танцевального искусства, потому спустя недолгое время на устах хореографов современного танца и на сцене снова появляется то, против чего они боролись — художественное оформление, декорации, костюмы, «уровень шока» и т. д. Также совершенствуется и танцевальный рисунок.
К восьмидесятым годам классический танец возвращается в свой прежний облик, а современный танец становится достоинством профессионалов, высокотехничным и признанным искусством. «Сегодня искусство танца проникнуто жесткой конкуренцией и хореографы борются за то, чтобы именно их творчество назвали самым шокирующим. Однако при этом танец не потерял своей красоты и легкости и до сих пор восхищает силой, гибкостью, профессионализмом, которых не было доныне».
Многовековой опыт, балетмейстеров прошлых лет, позволяет современным хореографам пользоваться имеющейся информацией и обогащать свои танцевальные композиции различными средствами хореографии: новой лексикой (движения и трюки), вариантами перестроений в танце или танцевальным рисунком (все виды рисунка танца), световым оформлением, средствами пантомимы и артистической игры танцора, музыкальным сопровождением костюмами и декорациями. Посмотрев различные постановки современных хореографов, можно увидеть, что рисунок танца остается прежним, изменяются лишь только вариации их применения в современной хореографии. Большее внимание современный танец уделяет графике движения, ритму и ракурсу исполнения. [5]
2.2. Виды рисунка танца
На сегодняшний день видов рисунка танца существует достаточно много. Спектр их разнообразия и применения балетмейстером порой поражает даже самого утонченного зрителя. Из истории мы видим, что ни один исторический этап в жизни человека, начиная с первобытного времени и заканчивая сегодняшним днем, не может обойтись без танца. Каждому танцу определенной национальности присущи свои виды рисунка танца. И приступая к работе над новой композицией, хореограф должен сам знать характерный рисунок данного танца и отличать их от рисунков других наций. Также существуют самые простейшие виды танцевального рисунка, такие как круг, квадрат и линия, которые могут использоваться в любом танце, любого народа.
Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:
Стандартные:
• Линейные — в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.
• Круговые — данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.
• Комбинированные — в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.
Без геометрических форм, по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это мы используем в танцевальном рисунке.
Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:
• Диагональ
Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. п., — все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.
• Круг
Круговые танцы — движение танцующих по кругу — берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [2,стр. 85-86]
Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:
• Одноплановый рисунок — это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.
• Многоплановый рисунок — это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.
Самым ярким примером разнообразия видов танцевального рисунка служит русский народный танец — хоровод. Хоровод (от греч. Хорос групповой танец с песней) древний народный массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.
Бывают два вида хоровода: игровой и орнаментальный. В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Орнаментальные хороводы отличаются от игровых тем, что в них более преобладает элемент изобразительности, который выражается в разнообразии танцевальных фигур. Весь орнаментальный хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. [4,стр. 42-43]
В хороводе рисунок танца называется фигурой. Климов А.А. предлагает нам следующую классификацию основных фигур хоровода:
• «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.
• «Два круга рядом». Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.
• «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.
• «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов — круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу танцующие поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг — «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.
• «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.
• «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения
• «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.
• «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».
• «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.
• «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив, в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Существуют и другие варианты этого танцевального рисунка.
Таковы основные перестроения русских хороводов, их основные фигуры. [4,стр.40-42]
Основные линейные фигуры:
«Книжечка». Исполнители выстраиваются в одну линию. От центра начинают движение, имитирующее открытие книги, правая сторона — движется вправо, а левая сторона — влево. Так же движение можно начинать с крайне стоящих людей, сходится к центру.
«Клин». Является линейным рисунком, состоит из двух линий, соединенных крайними участниками.
«Крест». Фигура образуется из двух линий, которые пересекаются в центре. Далее можно двигаться по ходу, или против хода движения. Так же с фигуры крест можно перестроиться на две линии, участники которой выстраиваются лицом к зрителю. Переход обозначен пунктирными линиями, выполнить можно простым шагом на носочках или переменным. [6]
Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен подробно изучить фольклорный материал данной области — разновидности танцевальных рисунков, характер и манеру исполнения движений, и многое другое. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и, следовательно, взаимовлияние культур различных народов.
Ярким примером удачного применения танцевального рисунка, в хореографической композиции, служит хоровод «Реченька». В своем хороводе хореограф Мира Кольцова отражает прекрасный образ «чистой» речки. Можно часами любоваться этой картиной гармоничного сочетания музыки, рисунка и движений. «Реченька плавно движется по кругу с платочком в руке, помахивая им из стороны в сторону, может покружиться вокруг себя как бы показывая, какая большая она выросла» [9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В своей работе я подробно раскрываю тему значения рисунка танца при создании художественного образа в хореографии. Отмечая уже выше, рисунок танца имеет двоякий смысл:
· это некая невидимая траектория передвижения одного или нескольких танцоров по сценической площадке в процессе всей танцевальной композиции;
· это композиционное построение большого количество танцоров в какой-либо рисунок на сценической площадке.
Кроме того разделяют два таких понятия, как «композиционное построение» и «композиционное перестроение». Под «композиционным перестроением» подразумевается логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.
На мой взгляд, «композиционных построений» существует довольно ограниченное количество: различные круги и их вариации, линии, колонны, диагонали. А вот «композиционные перестроения» — это та область, в которой каждый хореограф волен творить и придумывать бесконечное количество вариантов. Классифицировать и описать все возможные варианты «композиционных перестроений» невозможно. Нами выявлены и описаны основные перестроения, которые издревле существовали в танцах разных народов: «ручеек», «гребень», «улитка», «до-за-до», «звездочка», «змейка» и т.д. Изучение и сохранение знаний о построении рисунка танца, интересных находках в композиционном перестроении позволит усовершенствовать, обогатить и разнообразить хореографическую культуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография. Издательство: Лань, Планета Музыки, 2008.
Захаров Р.В. «Сочинение танца: Страницы педагогического опыта» — Москва: Искусство, 1983 — с.224
Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры, балетмейстеров факультетов театра институтов и учащихся хореографических училищ. – Москва: Искусство.
Мазепа В.И. Художественная реальность в составе культуры. Искусство: художественная реальность и утопия. – К., 1992.
Киенко. М.А. Рисунок и схемы танцев в детской хореографии. [Видеозапись, мастер-класс].
О.Л. Киенко «Секреты Терпсихоры» Рисунок и схемы танцев в детской хореографии. 2015 [Методическое пособие к видео курсу].
https://studfiles.net/preview/2973912/page:4/
https://tanci-palitra.com.ua/risunok-i-shemy-tancev-v-detskoy-horeografii
http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st008.shtml
Рисунок танца.
Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения на сцене». Далее приводятся основные типы рисунков: диагональ, круг, прямая линия и т. д.
Еще во времена Пифагора начались исследования различных построений и перестроений. Различались спокойно-статический характер горизонтального построения, возвышенный — вертикального построения, возбуждающе-динамический — диагонального построения. Уже в то время задумывались над соотношением переднего, крайнего и заднего планов, необходимых для создания глубины пространства.
«Чтобы хореографическое сочинение состоялось, недостаточно придумать драматургию танца (сюжетную или передающую настроение) и найти пластику, соответствующую характеру музыки и хореографическому образу. Существует еще важнейший компонент, которому, как показывает практика многих хореографов-профессионалов, уделяется значительно меньше внимания. Имеется в виду рисунок танца или, иными словами, его решение в сценическом пространстве. Если этот рисунок найден правильно, то он обладает такой самостоятельностью, что способен донести и характер и смысл задуманного, даже если пластика (движение рук, ног, корпуса) еще не до конца разработана, сочинена».
Рисунок танца зависит и от образа, который задумал хореограф, от музыки, если она существует, от идеи произведения, однако самое главное, рисунок танца должен создавать определенный пространственный образ, который должен восприниматься зрителем независимо от лексики, т. е. движений и поз. Рисунок танца аналогичен мизансцене в драматическом спектакле и в какой-то степени искусству архитектуры.
Современная хореография более разнообразно и насыщенно использует сценическое пространство, и классические нормы восприятия очень часто не действуют, поскольку само понятие «сценическое пространство» давно стало условным. Спектакли современных хореографов проходят в церквах, цирках, на стадионах, поэтому понятие «рисунок танца» стало более широким и объемным и включает в себя не только линии перемещения танцоров по горизонтали, но и перемещение по вертикали и позы, которые принимают исполнители.
Статуарные положения или позы, очень важные аспекты презентации танца, они являются продолжением движения, мгновенное замирание еще более подчеркивает его динамику. Движение в позе продолжается, живет и умирает, и постановщик должен использовать каждое значение позы в зависимости от контекста хореографии. Каждая поза имеет свой фокус, из которого рождается движение, каждая поза должна иметь динамику и перспективу развития. Используя позу, постановщик, как скульптор, должен четко представлять трехмерное восприятие позы зрителем. Зачастую гармоническая и значимая поза, воспринимаемая так из центра зала, становится совершенно неприемлемой в профиль или в три четверти. В отличие от классического балета, где существуют определенные, зафиксированные позы, современный танец использует все вероятные сочетания частей тела в позе. Наиболее рациональным путем поиска является путь импровизационного сочетания различных частей тела и затем дальнейшее изменение с точки зрения ракурсов и уровней. Понятие уровня как расположения тела танцора относительно земли также очень важно в формообразовании позы, поскольку современная хореография очень часто использует положения танцора на полу и в подвешенном состояний в воздухе.
В. Никитин
Мастерство хореографа. Рисунок танца — PDF Free Download
1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Хореографический факультет Кафедра хореографии Мастерство хореографа. Рисунок танца Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения по специальности «Народное художественное творчество» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» специализации «Хореография (народный танец)» Барнаул 2010
2 ББК 85.32я7 М327 Утверждена на заседании кафедры хореографии г., протокол 6 Рекомендована к изданию советом хореографического факультета г., протокол 3 Составитель: доцент Н.А. Герасимова Рецензент: доцент Г.П. Молявко М327 Мастерство хореографа. Рисунок танца: методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения по специальности «Народное художественное творчество» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» специализации «Хореография (народный танец)» / сост. Н.А.Герасимова; Алтайская государственная академия культуры и искусств, кафедра хореографии. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, с. В работе представлены план сцены, раскрыты основные понятия «рисунок», «переход», виды и типы рисунков танца, даны задания для самостоятельной работы студентов. ББК 85.32я7 Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2010
3 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка… Устройство сцены План сцены… Рисунок танца.. Виды танцевального рисунка Типы рисунков русского танца.. Работа балетмейстера с рисунком танца.. Список литературы
4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение сценического пространства и построение танцевального рисунка одна из важнейших задач учебного процесса и самостоятельной работы студента по дисциплине «Мастерство хореографа». Методическая разработка «Рисунок танца» адресована студентам I II курсов для самостоятельной работы по теме «Рисунок танца». В издании рассматривается устройство сцены и план сцены для работы над рисунком танца. Методическая разработка раскрывает основные понятия «рисунок», «переход», виды рисунков танца, типы рисунков русского танца и содержит задания для СРС. 4
5 УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ В V в.до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон и скену. Орхестра (от глагола орхеомай — «танцую») круглая утрамбованная площадка, на которой происходило действие. Театрон (от глагола теáомай «смотрю») места для зрителей, которые располагались ступенями. Скена (от слова скенэ «палатка») деревянное или каменное строение располагалось по касательной к орхестре. Передняя стена скены имела вид колоннады, храма, дворца и могла служить обозначением места действия. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. Они служили местом для хранения декорации и другого театрального имущества. В античном театре уже использовались театральные механизмы, постановочная техника. Наиболее известными были эккиклема и эорема или механэ. Эккиклема деревянная площадка на маленьких колесах, которая по ходу действия выдвигалась из центра скены и показывала зрителю, что происходит внутри помещения. Эорема или механэ (т.е. машина) представляла собой подъемник, с помощью которого герои оказывались наверху, попадая к божествам на гору Олимп. Планировка античного театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды, занавеса в древнегреческом театре не было, хотя части проскения временно закрывались от зрителя. Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь не слабым развитием техники. В театре классической поры внимание зрителя сосредотачивалось на развитии действия, на судьбах героев, а не на внешних эффектах. Современный театр состоит из зрительного зала и сцены. Устройство сцены значительно усложнилось. Сцена прямоугольная деревянная площадка, которая возвышается над полом зрительного зала и имеет небольшой наклон в сторону зрителя. Часто планшет сцены (плоскость сцены) имеет небольшие квадратные люки, которые могу опускаться вниз или подниматься вверх. Кроме этого на планшете сцены есть круг, который может вращаться. Сценическая площадка ограничена для зрительского восприятия по задней стенке занавесом, который называется «задник», по правой и левой сторонам кулисами. Кулиса это занавес, который располагается по диагонали к сценической площадке и образует пространство для входа и выхода артистов на сцену и со сцены. 5
6 Часть сценической площадки, которая выступает за занавес в сторону зрительного зала, называется авансцена и имеет дугообразную форму. Сценическую площадку со стороны зрителя закрывает занавес, который с началом представления раздвигается и открывает сцену. По бокам сцены имеются «карманы», где хранятся декорации и сценический инвентарь. Перед сценической площадкой имеется пространство для оркестра оркестровая яма. Места музыкантов располагаются на уровне пола зрительного зала и скрыты от зрителя передней стенкой сцены. По правой и левой сторонам, сверху, по линии авансцены располагаются осветительные приборы и другая световая техника. ПЛАН СЦЕНЫ В творчестве балетмейстера сценическая площадка условно делится на три плана сцены по горизонтали: I план сцены уровень I кулис, II план сцены уровень II кулис, III план сцены уровень III кулис. Нумерация кулис начинается от зрительного зала вглубь сцены. Все обозначения на сценической площадке даются «со стороны зрителя». От соединения правого верхнего угла с левым нижним углом и от соединения левого верхнего угла с правым нижним углом образуются две диагонали, при пересечении которых находится центр сцены. От середины 6
7 задника сцены, через центр сцены, до середины авансцены проходит условная линия оси симметрии, которая делит сцену на правую и левую стороны. Зрительный зал состоит из нескольких ярусов: Партер — (par terre от франц.яз. на земле) зрительские места располагаются на полу зрительного зала и находятся ближе к сцене. Бельэтаж (belle от франц.яз. красивый) зрительские места приподняты над плоскостью пола и располагаются амфитеатром. Балкон зрительские места, которые находятся над полом, места располагаются амфитеатром. Балкон крепится вдоль стены противоположной сцене и захватывает часть боковых стен. Ложа отдельные балконы, которые имеют боковые стенки и потолок, а также отдельный вход. Зрительские места находятся внутри ложи. Ложи располагаются вдоль боковых стен зрительного зала, ближе к сцене. В некоторых театрах есть центральные ложи, которые располагаются в центре стены, напротив сцены (императорская ложа). Зрительный зал театра имеет несколько проходов, для удобства посетителей. Зрительный зал украшается люстрами, светильниками, росписью и лепниной, позолотой и бархатом. Занавес, как правило, украшается золотым шитьем по бархату, бахромой или символикой театра. Для успешной работы балетмейстер должен умело пользоваться сценическим пространством и учитывать устройство зрительного зала, так как зритель с разных мест зала воспринимает сцену с разных ракурсов. Особенно важно это учитывать при работе над рисунком танца, при построении переходов от одного рисунка к другому. РИСУНОК ТАНЦА В глубине веков, когда все виды искусства еще находились в синкретическом единстве, а ритуалы и обряды сопровождали основные сферы деятельности человека: поклонение божествам, охоту, брак, рождение детей, земледелие, защиту этнической территории — уже тогда ритуальнообрядовые действия развивались в пространстве и во времени, значит, они имели рисунок и ритм. Ритуально-обрядовое действие разворачивалось в пространстве и символической форме отражало образ божества, к которому было обращено действие. Обращение к богу Солнца представляло собой круговое движение, что олицетворяло круг солнечного диска. В русском фольклоре хороводы, посвященные Яриле, несут название «Ярилины круги». Обрядовые движения, связанные с аграрным циклом были направлены и к солнцу, и к воде, и к земле. Отсюда и символическое отображение этих божеств в рисунках рус- 7
8 ских хороводов. Волнистая линия символизирует воду (богиня Макош), прямая линия символизирует линию горизонта, линию распаханной борозды (богиня Мать сыра Земля). Танец, как и другие виды искусства, выделился из синкретического единства ритуально-обрядового действия и обрел самостоятельность. На протяжении веков искусство танца развивалось и усложнялось. Развивались все составляющие композиции танца, рисунок танца становился разнообразнее
Скульптура человека и сердца танцующий человек с сердцем на белом
Скульптура человека с сердцем — это латунь, фигура человека и скульптура сердца на белом мраморном камне. Это арт-объект золотого человека и сердца, скульптура сердца и человека на камне, который является довольно плоским, овальным камнем и полностью естественным, поэтому Каждый раз она будет немного отличаться по размеру и форме. Это самая драгоценная и изысканная, скульптура любви ко Дню святого Валентина
Эта скульптура танцующего человека и сердца была создана нашим сотрудником магазина А. Две отдельные маленькие скульптуры в виде фигуры мужчины и сердца были изготовлены из твердой латуни с помощью метода потерянного воска, который требует очень много времени, но дает мельчайшие детали и отделку для небольших скульптур. Этот метод изначально использовался в ювелирном деле. .
На этой скульптуре «Человек и сердце» изображена фигура человека с раскрытыми руками, поднятыми вверх и расставленными ногами, одна нога за другой, как в танцевальном движении.
Перед человеком и сбоку медное сердце, примерно в два раза больше его головы.
Итак, это не оставляет сомнений в том, что мужчина влюблен и влюблен. Сердце на коротком медном стебле, выходящем из земли в виде цветка. Скульптура человека подписана рукой на его ногах, а камень также подписан Золотые чернила. Фигура и сердце отполированы до прекрасного бледно-золотого цвета и отбрасывают прекрасные тени друг на друга, в зависимости от вашей точки зрения или того, где вы их размещаете, рядом или вдали от света.
Арт-объект этого человека и сердца имеет размеры 13,5 см в высоту x 9,5 см
(5. 31 x 3,74 дюйма) в ширину. Высота всегда будет одинаковой, но длина и ширина могут измениться из-за того, что каменное основание каждый раз представляет собой разную гальку. Он весит чуть больше полкилограмма. Из таких маленьких скульптур получаются замечательные бумажные гири.
Этот человек и сердце, скульптура Валенина — идеальный свадебный подарок, самый прекрасный подарок ко Дню святого Валентина, но также действительно крутой и подходящий для различных случаев, таких как дни рождения, юбилеи, подарки танцорам, давно потерянным друзьям или семье и т. Д.
Если вы хотите узнать больше об этом человеке и сердце, латунной скульптуре, вы всегда можете связаться с нами. Пожалуйста, внимательно прочтите наши правила. Спасибо, что заглянули.
Сценарий Танцующих мужчин
Скрипт «Танцующих мужчин» — это секретный алфавит, используемый бандой Американские преступники в рассказе Шерлока Холмса «Приключение» танцующих мужчин », который появляется в году: Возвращение Шерлока Холмса, Собрание приключений Холмса сэра Артура Конан Дойля.
Письмо представляет собой заменяющий шифр, в котором каждая буква латиницы алфавит заменен на изображение танцующего человека. Информация о сценарии внутри история ограничена, и кажется, что нет никакой связи между позы мужчин и буквы, которые они обозначают, и в оригинале На иллюстрациях некоторые символы совпадают от одного сообщения к другому.
17 символов задокументированы в рассказе и исследователями Шерлока. ломали голову над оставшимися символами много лет.Датский ученый, Оге Рик Соренсен обнаружил скрытый узор в сценарии, хотя а некоторые символы пришлось отредактировать, чтобы они соответствовали шаблону.
Примечательные особенности
- Тип системы письма: алфавит
- Направление письма: слева направо горизонтальными линиями
- Используется для записи: Английский
- Текст пишется без пробелов между словами
- Нет эквивалентов прописных букв и знаков препинания
- Мужчины в конце каждого слова имеют флаг
Сценарий танцующих мужчин
На этой диаграмме показаны исходные символы в первой строке и Версия Оге Рика Соренсена, включая недостающие символы, во втором ряду.
Примеры текстов
Транслитерация
Иди сюда немедленно.
Транслитерация
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Oни
наделены разумом и совестью и должны действовать по отношению друг к другу
в духе братства.
(статья 1 Всеобщей декларации прав человека)
Ссылки
Информация о скрипте Dancing Men
http: // xneb.org / tedbe / sh / files / dancingmen.html
http://www.geocachingtoolbox.com/index.php?lang=en&page=dancingMen
Приключение танцующих мужчин
http://www.gutenberg.org/files/108/108-h/108-h.htm#linkh3H_4_0003
Сконструировал скрипты для: Айну | Арабский | Китайские языки | Голландский | Английский | Гавайский | Японский | Корейский | Русский | Санскрит | Испанский | Тагальский | Таино | Турецкий | Вьетнамский | Валлийский | Другие естественные языки | Цветные скрипты | Фонетические / универсальные шрифты | Сконструированные скрипты для сконструированных языков | Адаптации существующих алфавитов | Вымышленные алфавиты | Магические алфавиты | Индекс от А до Я | Как отправить сконструированный скрипт
Почему бы не поделиться этой страницей:
Если вам нужно печатать на разных языках, вам может помочь Q International Keyboard. Это позволяет вам печатать практически на любом языке, который использует латинский, кириллический или греческий алфавиты, и это бесплатно.
Если вам нравится этот сайт и вы находите его полезным, вы можете поддержать его, сделав пожертвование через PayPal или Patreon, или внося вклад другими способами. Омниглот — это то, чем я зарабатываю на жизнь.
Примечание : все ссылки на этом сайте на Amazon.com, Amazon.co.uk и Amazon.fr являются партнерскими ссылками. Это означает, что я получаю комиссию, если вы нажимаете на любой из них и что-то покупаете.Таким образом, нажав на эти ссылки, вы можете помочь поддержать этот сайт.
|
Stickman Games
Категории
- Конфиденциальность
- Условия
- Карта сайта
- Stickman Escape Игры
- Stickman Fight Игры
- Игры Стикмен
- Stickman Убийственные игры
- Игры Stickman Ragdoll
- Stickman Стрелялки
- Stickman Снайперские игры
- Stickman Игры с пытками
- Stickman Военные игры
Последние
- Последний
- Самые популярные
- Лучшие оценки
- Конфиденциальность
- Условия
- Карта сайта