Статуи и рисунки древних египтян
1. Статуи и рисунки древних египтян
Вмастерской
скульпторы
трудились на передвижных деревянных
подмостках,
которые
позволяли
одновременно
работать
нескольким
мастерам, а также обрабатывать очень
большие статуи. Одни мастера работали
долотом и молоточком, другие шлифовали
камень гладилом. Работали быстро, а
доставка готовой скульптуры в храм
превращалась в настоящий праздник. Вокруг
перевозимой статуи собирались люди,
жрецы окуривали статую благовониями,
танцовщики и акробаты развлекали толпу.
Скульпторов египтяне называли
«санх», что значит «творящий жизнь», ведь
они создавали дом для жизни души. Чтобы
душа не ошиблась, мастер должен был как
можно точнее передать в статуе черты лица.
А для этого он делал гипсовый слепок с лица
умершего, а порой еще живого человека,
если тот заранее заботился о своей гробнице.
Зодчий Хесира.
Саккара.

2700-2600 гг. до н.э.
Традиция создавать скульптуры для гробниц определяла
законы изображения человека:
— статуи и бюсты создавались в расчете на то, что на них
будут смотреть с определенной точки зрения —
спереди;
— фигура стоит или сидит;
— голова поставлена прямо, а взгляд устремлен вдаль;
— ноги сомкнуты, руки прижаты к телу;
— поза скованная, застывшая;
— статуя тесно связана со стеной здания, часто за ее
спиной сохраняется в виде фона часть того
прямоугольного блока, из которого она была высечена;
— условная раскраска (статую мужчины окрашивали
красно-коричневой краской, женщины — светложелтой), позволявшая создать впечатление живого
человека и усилить портретное сходство.
Эти законы помогали создавать величественные образы
людей, умерших и воскресших для новой, вечной, жизни
людей. Они укрепляли веру в незыблемость власти богов,
фараонов и вельмож.
К середине III тысячелетия до н. э. относится статуя
Писца.

него лежит свиток папируса. Главное внимание скульптор
сосредоточил на лице своего героя. Его глаза широко
раскрыты. Белки глаз сделаны из алебастра, зрачки — из
серебра. Однако, взгляд его не поймать, он обращен в
вечность, а легкая улыбка дополняет ощущение незыблемости вечной жизни.
Царский писец Каи.
Сер. III тыс. до н.э.
Спустя столетия в египетском искусстве нарастает
интерес к передаче окружающего мира. Теперь фараона
изображают не только как недоступного владыку, а в
кругу семьи, во время обеда, в колеснице на улицах
города. Портреты людей наполняются дыханием жизни.
Примером
тому
служит
портрет
прекрасной
Нефертити, жены фараона Эхнатона. Его создал
скульптор Тутмес в XIV веке до н. э. Мастер сумел
передать тонкие черты лица, нежный изгиб шеи,
изящество и величавость царицы.
О высоком мастерстве египетских скульпторов
можно судить по золотой маске Тутанхамона.

изображает Тутанхамона милым и благородным
юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лице
мумии, может подтвердить, насколько точно и вер но
передал искусный художник черты усопшего
фараона!».
Помимо скульптуры, для оформления храмо1 и
гробниц создавали рельефы и росписи. В них
применяли в основном красную, желтую, синюю,
зеленую, белую и черную краски.
Кисти изготовляли из травы. Изображение всегда
наносилось так, как если б его рисовали по линейкам
в
тетради.
Такое
изображение
называется
построчным.
Статуя Нефертити
Золотая маска фараона Тутанхамона.
Фивы. XIV в. до н.э.
Рисунки
египтян
также,
как
архитектурные
сооружения,
отличались
симметрией. Рельефы и красочные рисунки
пояснялись надписями.
Ведь главное их назначение состояло в
том, чтобы представить богам умершего,
рассказать о его достоинствах и поступках.

росписях гробниц можно видеть сцены битв,
пиршественные столы, сцены охоты, рыбной
ловли, работы крестьян на полях. Если эти
рисунки на стенах храма, посвященному
кому-либо из богов, они славят этого бога и
рассказывают легенды о нем.
Для того, чтобы зритель не ошибся в определении персонажей, в искусстве рисунка
были выработаны свои законы:
— фигуры
богов изображались крупнее
фараона, фараон — крупнее жены и
придворных, умершие — крупнее живых,
знатные — крупнее слуг;
— людей изображали так, словно на них
смотрели сразу с разных сторон — спереди
и сбоку, поэтому голову и ноги
изображали в профиль, а тело фронтально; глаз рисовали так, как будто
мы смотрим прямо в лицо человеку;
— разнообразие
поз
и
движений
допускалось только в фигурах слуг,
крестьян ремесленников, так как иначе
было невозможно ясно передать, что
делает каждый персонаж.
В рельефе «Плакальщицы» (XIV век до н. э.

художник передал разную степень отчаяния и горя по умершему.
Одни фигуры припали к земле, другие стоят на коленях, воздев
руки к небу, третьи стоят, исполненные печали.
Египетское искусство развивалось почти 3000 лет, и всегда в нем
ведущей была архитектура, все остальные искусства подчинялись
ей. До сих пор египетское искусство волнует людей своей
грандиозностью, масштабностью и загадочностью.
Плакальщики. Сер. XIV в. до н.э.
Вопросы
1.
2.
3.
4.
5.
Что по-твоему характеризует мастерство
древнеегипетского скульптора?
Как изображали фараона по жестким канонам
древнеегипетского искусства? Как со временем
меняются приемы изображения фараона?
Какой вид искусства был ведущим в Древнем
Египте и что для него характерно?
Назови
самые
знаменитые
произведения
скульптуры в Древнем Египте. Опишите их.
Расскажи о рельефе «Плакальщицы».
Угольный рисунок головы статуи Геракла — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
Геракл Фарнезе — самый известный тип статуи, изображающей древнегреческого героя Геракла, отдыхающего после поединка с Немейским львом, — левой рукой он опираенее шкурой убитого льва. Сохранилось 25 мраморных реплик римского времени, восходящих к древнегреческому бронзовому оригиналу работы скульптора Лисиппа из Сикиона (ок. 320 г. до н. э.). Одна из реплик хранится в Национальном музее в Неаполе, она происходит из собрания Палаццо Фарнезе в Риме, отсюда — название. Статуя найдена в 1546 году в Риме при раскопках, организованных Папой Римским Павлом III (Александром Фарнезе, 1534—1549), в термах Каракаллы. На базе статуи — сигнатура (надпись), сообщающая, что ее выполнил скульптор Гликон из Афин (начало III в. н. э.). Другая античная реплика находится в парижском Лувре. На повторении из Флоренции можно прочесть надпись, свидетельствующую об авторе оригинала — Лисиппе. Известно также, что около 440 г. до н. э. статую Геракла создал Поликлет из Аргоса. В Герайоне на о. Самос рядом с фигурами Зевса и Афины на одном постаменте стояла статуя Геракла 1. Предполагается, что ее фрагмент — голова Геракла, хранящаяся в Британском музее в Лондоне, относится к этой группе. Страбон также сообщает, что в г.
Таренте, в Южной Италии, основанном жителями Мессении, на Акрополе находилась колоссальная бронзовая статуя Геракла работы Лисиппа. Римский диктатор Фабий Максим около 210 г. до н. э. увез эту статую в Рим и водрузил ее на Капитолии 2. По другим данным, статуя Геракла оставалась на месте, а в 325 г. н. э. перевезена императором Константином I в Византий (с 330 г. — Константинополь). Далее о ней ничего не известно. Другой, близкий тип стоящей фигуры Геракла, правой рукой опирающегося на палицу, а в левой держащего шкуру льва, восходит к оригиналу скульптора Мирона, созданному им для жителей Мессены (середина V в. до н. э., вероятно, эта статуя и находилась в Герайоне на Самосе). Геракла Мирона много раз повторяли на медалях и в небольших статуэтках. Тип, созданный Лисиппом (насколько можно судить по позднейшим повторениям), отличается гипертрофированной мускулатурой и диспропорциями — маленькой головой и огромной левой рукой — нарушениями гармонии, типичными для кризисного периода поздней классики и начала эллинизма (сравн.
Апоксиомен; «Фарнезский бык»). В 1787—1788 гг. в Петербурге в литейной мастерской Академии художеств по модели скульптора Ф. Г. Гордеева, использовавшего хранившийся в Академии слепок с Геракла Неаполитанского музея, отлили из бронзы фигуру «Геракла Фарнезского». Вместе со статуей Флоры фигура Геракла была установлена на пилонах лестницы галереи в Царском Селе, возведенной по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона и названной позднее Камероновой галереей. В правой руке, за спиной, Геракл держит яблоки Гесперид. В 1799 г. распоряжением императора Павла I, стремившегося уничтожить Царское Село, напоминавшее ему о матери, Екатерине II, статуи Геракла и Флоры перевезли в Петербург и установили перед северным фасадом Михайловского замка. Позднее, при императоре Александре I, в 1808 г. их вернули на место, в Царское Село, а у Михайловского замка были поставлены гипсовые копии. В 1997 г. эти копии заменили новыми бронзовыми отливками. Колосс (увеличенная реплика) Геракла Фарнезского находится в парке г.
Касселя (Германия).
Здесь представлены рисунки с натуры гипсовых слепков с античных скульптур деталей головы человека.
Эта подборка предназначается студентам художественных вузов и тем кто хочет научиться рисованию самостоятельно для копирования.
Если Вы хотите обучаться живописи и рисунку, получая удовольствие от занятий, и при этом добиваться отличных результатов, то добро пожаловать на мои занятия!
Хотите начать обучение?
Свяжитесь с нами!
Записаться также можно по тел.: 054 344 9543
Рисунок статуи — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
- Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
- Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Рисунок греческой статуи — Etsy.
