НАТЮРМОРТ | Энциклопедия Кругосвет
НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть».
Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу). На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс). Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Имеется много других примеров олицетворения раздумий над смыслом человеческого существования.
Историческое разнообразие натюрмортов определяется тем, что они фигурируют как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.
Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например, имитацией книг для «ложных шкафов». С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов). Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий). Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К. Маковский). Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан). Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей.
В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.
В 20 в. происходит размывание границ вещей внутри натюрморта и размывание границ самого жанра. Он часто сближается с пейзажем, интерьером, картиной. И наоборот, в пейзажах, портретах наблюдается тенденция к «натюрмортизации».
Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.
Евгений Басин
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Натюрморт жанр живописи — кратко
Натюрморт – один из жанров живописи, посвящённый изображению неодушевлённых объектов.
Но самостоятельным жанром он стал только в XVII в., а до этого считался вспомогательным, помогая украшать содержание картин других жанров. Натюрмортные мотивы включались в сюжет картин уже в Древнем Египте. А в эпоху Раннего Возрождения вновь возрастает интерес к вещественному миру.
Самостоятельность этот жанр обрёл в Италии в XVII в. благодаря развитию принципов Караваджо: использование светотени, скульптурности формы и натурализма. Но наибольшим разнообразием форм натюрморт отличался в голландском искусстве XVII в.
Значение термина
C французского языка слово «натюрморт» переводится как «мёpтвaя пpиpодa» (nature morte). Предметом жанра становятся только неодушевлённые вещи: посуда, книги, скатерть, дичь. Если это овощи или фрукты, то они обязательно должны быть срезаны – так же, как и цветы. Живые растения в природе – это уже пейзаж.
Любые неодушевлённые предметы могут стать темой для натюрморта при условии, что это не документальное, а художественное изображение. Создавая натюрморт, художник сознательно группирует предметы по своему замыслу.
Иногда натюрморт может нести в себе какую-то скрытую аллегорию (иносказание) – вещи превращаются в символы и несут в себе определённую идею, чаще всего философскую.
Виды натюрморта
Натюрморт – продуманная художником композиция, а не бессмысленное нагромождение различных предметов.
Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Ванитас (vanitas)в переводе с латинского – «суета, тщеславие».
Главной отличительной деталью таких натюрмортов является изображение черепа, чтобы напомнить о том, что жизнь быстротечна, жизненные радости и удовольствия – тщетны и преходящи, а смерть – неизбежна. Рассматривая такой натюрморт, человек поневоле задумается о смысле своей жизни.
Термин «ванитас» заимствован из Библии: «Cуeтa cуeт, cκaзал Εκκлecиaст, cуeтa cуeт, – вcё cуeтa!».
Раздумья над смыслом и целью человеческого существования олицетворяют и другие предметы, изображённые в натюрмортах.
Нидерландский (голландский) натюрморт
Голландские художники видели особую, скрытую жизнь в неодушевлённых предметах, но она была тесно связана с жизнью людей, их бытом, интересами, привычками. Обычные люди этого не замечают, а художники видят мир не только глазами, но и чувствами, сердцем. И тогда созданный таким чутким художником натюрморт обостряет внимание, затрагивает чувства и пробуждает различные воспоминания или ассоциации.
Голландские мастера обладали острым чувством красоты, они видели её в любом жизненном явлении, даже самом будничном. Создателем фламандского натюрморта был Ф. Снейдерс,
Голландский натюрморт был тесно связан с религиозной и аллегорической живописью. Но в XVIII в., в искусстве рококо, эта связь была утеряна, большое распространение получили эффектные натюрморты с изображением экзотических вещей, предметов роскоши для украшения богатых интерьеров особняков.
Натюрморт цветочный
Этот вид натюрморта – самый распространённый. Именно цветочный натюрморт стал первым, выделившимся в отдельный жанр.
Голландия всегда славилась своими садами и цветочными полями. Цветочный натюрморт и должен был возникнуть там как естественное продолжение жизни страны.
Учёный натюрморт
Если натюрморт с цветами вызывает у зрителей эстетическое чувство, то учёный натюрморт побуждает к размышлениям по поводу изображённого. Это уже интеллектуальный труд, способствующий развитию кругозора, знаний. К этой категории натюрмортов относится и ванитас, но его тематика более узкая; в учёном натюрморте могут присутствовать книги, старинные рукописи, письменные принадлежности, музыкальный инструменты, посуда и т.д.
Русская натюрмортная живопись
В качестве самостоятельного жанра натюрморт в России стал популярен в начале XVIII в., но почти до конца XIX в. считался низшим жанром. Основной темой были только цветы, овощи и фрукты. Самым известным русским художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.
Новый интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру проявился у русских художников рубежа XIX-XX вв.: Врубеля, Борисова-Мусатова, Серова. Расцвет русского натюрморта относится к началу XX в., когда этот жанр по-разному проявлялся в различных художественных течениях и объединениях. В России он стал развиваться интенсивно и быстро завоевал равноправие среди других жанров живописи.
Самыми известными художниками этого жанра были К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, И. Машков. Их поддержали художники нового поколения: Е. Скуинь, П. Альберти, С. Осипов, Е. Антипова, М. Копытцева, Я. Крестовский, В. Стожаров, Б. Шаманов и др.
Натюрморт в других странах и стилях
Натюрморт, как и всё изобразительное искусство рубежа XIX-XX вв., не избежал экспериментов. Известными экспериментаторами в этой области стали Матисс, Гоген и особенно Сезанн.
Известный художник-сюрреалист Сальвадор Дали в 1931 г. создал аллегорический натюрморт «Постоянство памяти», который заставляет размышлять об относительности и необратимой текучести времени.
Жанр натюрморта не стареет, он сохранился до наших дней и продолжает развиваться.
Натюрморт | Massage
Это совместный релиз Mt.St.Mtn., Tear Jerk и Bobo Integral Records.
—
Музыка, издаваемая массажем — солнечная, горько-сладкая, нежная — относится не столько к надлежащему жанру, сколько к второстепенному почтовому индексу, вложенному в гитарную поп-музыку. Возьмите немного «Вот она идет» от «Ла», немного «Если вам нужен кто-то» от «Полевых мышей»; пропитанные медом гитары из «Friday I’m In Love» The Cure, бэкбита Jesus & Mary Chain, и вы почти дошли до конца. Инди-поп, джэнгл-поп, пауэр-поп — как бы вы это ни называли, слишком сильный толчок пугает дух прямо из этой сладкой, застенчивой музыки, а массаж настолько легок, что песни, кажется, формируются спонтанно, как кривые улыбки.
Тем не менее, в своей второй работе, Still Life, им удалось сделать качественный скачок вперед в написании песен, производстве и глубине, и все это каким-то образом без особых усилий. Эти 12 ловких песен полны солнечного света позднего лета и глубоких теней, болезненных улыбок и общих шуток, застенчивых признаний в любви и тихого вынашивания горя. Still Life воскрешает краткий романтический момент конца 80-х, сразу после пост-панка и непосредственно перед альтернативным роком, когда казалось, что любая задиристая инди-группа может наткнуться на хит.
В то время как песни для Oh Boy часто писались на месте, в тренировочных залах Still Life был более обдуманным. Романо, Найдус и Феррер разделили обязанности по написанию песен, отправив друг другу демо по электронной почте, и эта договоренность стала постоянной, когда начался карантин. Песни вызвали конкуренцию, даже если Романо дразнит Найдуса за то, что тот отрицает это. «Он принадлежит мне. Мне он нравится», — говорит он.
В результате получилась лучшая партия песен, которую они когда-либо создавали. От трибьюта Найдуса для JAMC «Half A Feeling» до трибьюта Феррера Let It Be-era «The Double» с оттенком «Замены» до «In Grey & Blue» Романо — это жемчужины инди-попа золотого стандарта от начинающих мастеров музыки. форма. Лирика унылая, чуткая и тихая, маленькие наброски портретов мимолетных чувств. «У меня есть наполовину чувство / ты не тот, кто действительно жив», — поет Найдус в первом сингле «Half A Feeling», в то время как перегруженная гитара взбивает грязные облака, а барабанный бой «до-ду-до» заставляет песню мчаться. к закату. «На краю света/Где ты был?» он задается вопросом о «На краю света», простой, трогательной мольбе о чистом товариществе и любви, когда снаружи рушатся большие и маленькие структуры.
Группа записала «Still Life» с Льюисом Песаковым (Fool’s Gold, Foreign Born, Peel’d), тестируя и пробуя новые звуки в его уютной студии на заднем дворе в Эхо-парке. Для микширования Massage отправил песни Джеду Смиту, автору инди-поп-музыки и гению лоу-фай, чей талант воссоздавать почти любую мыслимую эпоху написания песен или производства в одиночку в своей спальне стал легендой андеграунда. Смит взял маленькие огоньки этих песен и распространил их свет достаточно широко, чтобы осветить поле. «То, что он сделал, вышло далеко за рамки микширования», — сказал Найдус. Когда они решили, что барабаны в «Anna» звучат метрономно, недостаточно свободно или кувыркаясь, Смит просто сел за установку и сыграл новую партию ударных — вуаля, теперь в песне была та самая неряшливая, стремительная точность, которую они желали. «Мы могли бы сказать ему, что хотим, чтобы песня казалась более яркой и извилистой — например, два прилагательных и, возможно, название группы», — смеется Найдус. «Он просто работал с этим, и когда мы снова слушали песню, в ней была эта идеальная, закручивающаяся новая гитарная контрмелодия. Это все Джед». Романо соглашается: «Нет никого, чью чувствительность я уважаю больше».
В результате всей этой заботы и внимания, Натюрморт светится искренностью и неподдельным теплом эпохи, которую они так любовно передают. Как и лучший припев Gin Blossoms, который вы до сих пор помните, песни из альбома «Still Life» пробуждают большие, чистые эмоции, но непростые истины о взрослой жизни остаются чуть ниже поверхности. Может быть, точное сочетание звенящих гитар и гармоний из двух частей может прогнать эти чувства или искупить их, по крайней мере, на минуту или три. — Джейсон Грин
Часть разума Iron Maiden: 13 вещей, которые вам нужно знать
16 мая 1983 года
1. Piece of Mind был первым альбомом группы с участием барабанщика Нико Макбрейна , который пришел из французской хэви-метал группы Trust для замены Клайва Бёрра , покинувшего Maiden из-за личных и гастрольных проблем.
2. Мейден написала песни для Piece of Mind в Джерси, Англия, в отеле Le Chalet. Они репетировали в ресторане отеля.
3. Часть разума была записана в Нассау, Багамы.
4. Пластинка стала первой записью Maiden, названной не в честь песни из альбома. Вместо этого он получил свое название от лирического «душевного спокойствия» в песне «Натюрморт».
5. Рабочее название альбома: Пища для размышлений .
6. Примечания на обложке включают измененный отрывок из Книги Откровения . Там сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их; и не будет больше Смерти. Ни печали, ни плача. Не будет больше и мозга; ибо прежнее прошло». Второй трек на альбоме — «Revelations».
7. На обратной стороне обложки альбома написано: «Никаких синтезаторов или скрытых мотивов».