Царевна — лягушка — Русские сказки: читать с картинками, иллюстрациями
Страница 1 из 3
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт — там и сватайтесь.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла её боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла её купеческая дочь.
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка…
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашёл в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит. Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.
Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала. Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:
— Бери квакушку, ничего не поделаешь!
Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жёны хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.
Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
— Как мне не печалиться? — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу. Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым. Принял у среднего, взглянул и сказал:
— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!
Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть! И тут же дал сыновьям новый приказ:
— Хочется мне знать, как умеют ваши жёны рукодельничать. Возьмите шёлку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим жёнам, передали им царский приказ. Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шёлком. А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе? — Как мне не кручиниться? — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковёр узорчатый!
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковёр ткать.
Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят…
Какие странности и культурные коды сказки «Царевна-лягушка» расшифровываются древними обычаями славян
Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский вариант поражает фантастическими и очень нелогичными подробностями: жена-земноводное, стрела как залог брачных обязательств, странный танец с вылетающими из рукавов костями-птицами. Как и многие другие старинные сказки, «Царевна-лягушка» несет в себе множество «культурных кодов», которые уже непонятны нам сегодня.
Первой «несуразностью» сказки с современной точки зрения является очень ненадежный способ выбора невест для царских сыновей с помощью стрелы: «Куда стрела упадет, там и невест себе ищите» — кажется, что для продолжения царского рода можно было бы отнестись посерьезнее к подобной задаче. Однако археологические находки показывают, что стрелы были частым атрибутом свадебных обрядов древних славян. Они не только защищали от нечистой силы, но и символизировали плодородие, поэтому стрелы и наконечники часто дарили новобрачным. Дольше всего этот обычай сохранялся в Белоруссии.
Иллюстрация И. Я. Билибина
Кроме того, выстрел, произведенный с соблюдением всех обрядовых моментов, освященный волей самого отца семейства, конечно, отдавал важный выбор на волю высших сил, и дальнейший ход событий в сказке это подтверждает: невесты находятся именно такие, какие братьям и нужны. Этот факт, кстати, всегда подчеркивали кинематографисты и мультипликаторы, создающие свои версии старинной сказки – невесты старших братьев, хоть могут быть и неказисты, но всегда «под стать» своим женихам.
Что же касается младшего, то он после долгих блужданий оказывается на болоте, где и находит свою суженую. В более старинном варианте сказки, который называется «Сказка о лягушке и богатыре», после трехдневных скитаний Иван находит лягушку, и она сразу показывает ему свои магические способности. Перекувырнувшись, бойкая невеста наколдовывает сначала «разукрашенную беседку», а затем и «стол со всяким кушаньем и напитками». После такого не жениться на ней, конечно, нельзя!
«Царевна-лягушка». Иллюстрации И. Билибина стали классическими для этой сказки
Интересно, что в двадцатые годы XX века археолог А. Н. Лявданский обнаружил на Смоленщине целый ряд городищ, расположенных в болотистой местности. Все они представляли собой круглые площадки. Так как следов постоянной жизни и укреплений вокруг у построек не было, ученые пришли к выводу, что имеют дело с древними храмами. По распространенным представлениям, религиозные сооружения древние славяне создавали на возвышенностях, однако, судя по этим находкам, болота также были объектами поклонения:
«Видна несомненная связь с культом воды и подводно-подземным «нижним миром», лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок. (…) Возникает предположение, что болотные городища могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает ящер.» (Б. А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси»)
Так что земноводное, привечающее богатыря на болоте в особом строении, становится загадочной, но доброй и прекрасной повелительницей сил воды, которая волею богов выбирает себе в мужья человека. Этот образ рассматривается в науке как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной.
Иллюстрация Виктора Васнецова к сказке «Царевна-лягушка»
Ученые считают, что подобные танцы, названные в летописях «многовертимым плясанием», исполнялись девушками во время русалий – весеннего праздника, посвященного силе природы, плодородию и водным божествам. Русалии отмечали и после принятия христианства. Важным элементом танцев были длинные рукава, которые превращались в настоящие «крылья» плясуний. Так что, скорее всего, сцена на царском пиру описывает древний славянский весенний ритуал, во всяком случае, его внутреннюю сущность – возрождение природы — то, что видели и чувствовали наши предки, глядя на танцующих девушек.
Изображение пира и ритуальной пляски на средневековом браслете-наруче
Интересно, что не так давно и Царевна-лягушка обрела в нашей стране конкретную «прописку». Все больше сказочных персонажей вслед за Дедом-Морозом получают официальные «резиденции». Местом рождения Квакушки решили объявить город Шадринск Курганской области, ведь именно там местный краевед и просветитель Александр Никифорович Зырянов записал эту сказку и предоставил ее затем для публикации собирателю русского фольклора А. Н. Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», вышедший под его редакцией в 1855—1863 годах, был в свое время самым известным и полным.
Самыми известными иллюстрациями к «Царевне-лягушке» стали работы художника Ивана Билибина, который рисовал по-настоящему страшные сказки и «прожил» 7 творческих жизней
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Бесплатная репродукция принцессы, целующей лягушку, иллюстрацию к сказке.

Чтобы разблокировать скидки и открыть коды купонов: Зарегистрируйтесь
Экономьте на художественных принтах и холстах!
Сэкономьте 10% на любом заказе > $25
Код купона *****
Скидка 15% на любой заказ > $100
Код купона *****
Скидка 20% на любой заказ > $200
Код купона *****
Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.
Дама в длинном платье с короной на голове целует лягушку, принцессу и жабу из сказки. Сняв проклятие, заколдованный принц превратился в амфибию. Личные или рассказы для детей. Вектор в плоском стиле
Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей работе
Артикул: fa86891685
Еще арт от csp_sonulkaster
- Ключевые слова:
- лягушка,
- принцесса,
- принц,
- поцелуй,
- вектор,
- трансформация,
- очарование,
- сказка,
- волшебное искусство,
- корона,
- 4
- любовь,
- веселье,
- жаба,
- романтика,
- мультфильм,
- король,
- красивая,
- история,
- забавная,
- валентинка,
- амфибия,
- персонаж, красивая, 9 44 жен.,
- жен.,
- романтика,
- платье,
- лицо,
- губы,
- держа,
- фантазия,
- воображение,
- 0 9090 5 0 90445 9 44 человека,
- сказка,
- комикс,
- Там талисман,
- Молодежь,
- Royalty,
- Froggy,
- Изменение,
- Отношения,
- Счастье,
- Dream,
- Wildlife,
- Привлекательный,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
- , 0045
- иллюстрация,
- принцесса целует лягушку,
- иллюстрация к сказке,
- дама в длинном платье с короной на голове целует лягушку,
- принцесса и жаба сказка.
снятие проклятия,
- заколдованный,
- превращенный,
- интерьер личный,
- или,
- этаж,
- детский,
- квартира, отделка
- стиль,
- настенные фотографии,
- для печати,
- фотопечать,
- картина на холсте,
- плакаты,
- плакат,
- картины для комнаты,
- картины,
4 репродукции изобразительного искусства Принт:
Рамка и коврик:
Итого:
Художественные репродукции
Холст
- 4 «х 4» БЕСПЛАТНО
- 8″ х 8″ БЕСПЛАТНО
- 10″ х 10″ 4,99 доллара США
- 12 «х 12» 19 долларов
- 16 «х 16» 29 долларов
- 20 «х 20» 49 долларов
- 28 «х 28» $69
- 34 «х 34» 99 долларов
- 42″ х 42″ 149 долларов
- 50″ х 50″ 199 долларов
- Пользовательский размер печати
Посмотреть другие размеры
Самые популярные рамки
Печать:
Рамка и коврик:
Всего: Отпечатки действительно бесплатны
Добавить в корзину
Печать действительно бесплатна
Рамка
- Показать изображение целиком
Отделка
Бумага с блеском.
— $1,99
Варианты
Черно-белыйНасыщенныйСепияВинтажТеплыйПеревернуть изображениеХудожественное произведение Название
Любимое изображение
Читать:Sonulkaster
Быстрая доставка
Безопасный онлайн-заказ
2022-02-28
Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!
28.02.2022
Отличный выбор и достойные скидки.
27.02.2022
27.02.2020
Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt
24.02.2020
Хорошая картинка по такой цене…
FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Стоимость доставки всего 2,9 доллара США.9 ($0,99 за каждый дополнительный) вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества.
Большинство отпечатков отправляются на следующий рабочий день, и мы предлагаем гарантию возврата денег в течение 30 дней после покупки.
Принц-лягушка или Железный Генрих — История сказки0311) — сказка, наиболее известная благодаря письменной версии братьев Гримм. Традиционно это первый рассказ в их сборнике
«Детские и бытовые сказки» ( Kinder und Hausmärchen, 1812).Братья Гримм (Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859)) были немецкими учеными, культурологами, лексикографами и авторами, которые вместе собирали и публиковали фольклор. Это было частью более общей тенденции девятнадцатого века, когда народные сказки вызывали значительный интерес, поскольку считались чистой формой национальной литературы и культуры; простые люди ( Волк ). Между 1812 и 1857 годами они пересмотрели и переиздали свой ныне знаменитый сборник « сказок братьев Гримм ».
ИЗБРАННЫЕ КНИГИ
Это течение, известное как «романтический национализм», обеспечило возрождение сказки не только в Германии, но и во всей Европе.
Сегодня рассказы, впервые собранные в Kinder und Hausmärchen , невероятно хорошо известны, часто дополняются другими авторами, а также являются источником бесконечного вдохновения для иллюстраторов. Выдающиеся художники, такие как Артур Рэкхэм, Кей Нильсен и Энн Андерсон, предоставили изображения для текста.
***
для волшебства в вашем почтовом ящике
на нашу электронную почту Pook Press
В исполнении Гримма Принц-лягушка, История начинается с того, что избалованная принцесса неохотно подружилась с принцем-лягушкой, который волшебным образом превращается в красивого (человека) принца! Она встретила его после того, как бросила золотой шар в пруд, пытаясь вернуть свой ценный предмет.
Хотя в современных версиях трансформация неизменно запускается принцессой, целующей лягушку, в оригинальной версии истории братьев Гримм чары лягушки были разрушены, когда принцесса с отвращением швырнула ее в стену.
В других более ранних версиях лягушке было достаточно провести ночь на подушке принцессы. Популярная фраза, связанная с этой историей, используется для поощрения тех, кто ищет настоящую любовь; что «вы должны поцеловать много лягушек, прежде чем найдете своего прекрасного принца». Однако неясно, когда в историю был добавлен этот романтический элемент. Мария Татарская The Annotated Brothers Grimm просто приписывает это «современным версиям истории», не вдаваясь в подробности.
Первые тома Гримма подверглись большой критике, потому что, хотя они назывались «Детскими сказками», они не считались подходящими для детей; как для включенной научной информации, так и для предмета. Таким образом, многие изменения были внесены в более поздние издания, например, превращение злой матери из первого издания в Белоснежка 9.