Художник Жорж-Пьер Сёра. — Искусство
Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.
Жорж Пьер Сёра (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).
Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера — замкнутость, независимость и скрытность.
В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров.
У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
Голова девушки 1879
Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.
В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.
Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них («Портрет Аман-Жана»), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.
Камнедробильщики 1883
Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом — наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.
Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.
Купание в Аньере
На «Купание в Аньере» Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.
После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или — «дивизионизму») Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.
Точка. Точка. Рядом точка. Вышел облака кусочек. Синий цвет на землю тенью Лег в среде земных растений. Точки в небе. Точки в почве. Точки в солнце, В черной ночи. Этот радостный "Канкан" - Был художник, видно, пьян. Он игру придумал эту. Сам судьбу свою сыграл. Стал поэтом средь поэтов - Точкой жизнь нарисовал. Рвутся связи. Рвутся нити. Все друзья ушли в обитель, Где нет красок, Нет кистей Для разлития страстей По холсту И на палитре, Нервной нотой на пюпитре Точка в точке расцвела. Оказалось - Жизнь прошла…
Александр Макаренков
Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт
Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером — как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.
«Гранд-Жатт» произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра — он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.
Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей».
Белая собака 1884-1885
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».
Поле люцерны в Сен-Дени 1885-1886 Мост в Корбевуа1886-1887 Парад-алле 1888Воскресенье в Порт-ан-Бессен 1888 Эйфелева башня 1889Пудрящаяся женщина 1889-1890
Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.
В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра «сгорел» — как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.
Цирк1890-1891 В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.
После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой «мишле». Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу «мишле» ценил за ее фактуру. Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка.
На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.
Сёра, Жорж
Античная голова
Около 1875
310 x 240 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Сэмюелс
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Античная статуя: Сатир с козой
Около 1877
636 x 484 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Розенберг
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Обнаженный
Около 1877
213 x 118 мм
Перо и коричневыe чернила на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Женщина с ребенком
Около 1880-1881
159 x 102 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Льюит
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Полулежащая женщина
Около 1880-1881
180 x 230 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Вуднер
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Мужчина возле дерева
1884-1885
615 x 475 мм
Соус на бумаге
Вупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графики
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Стоящая мoдель
Около 1887
297 x 225 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисунка
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Портрет Поля Синьяка
1890
345 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Маленький Форт Филипп
1890
220 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Райский концерт
1887
297 x 229 мм
Соус на бумаге
Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-Мюллер
Неоимпрессионизм
Франция
Ужин. Портрет отца (Жорж Пьер Сёра)
Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88
|
Жорж-Пьер Сёра картины
Художник Жорж-Пьер Сёра биография
Жорж-Пьер Сёра (Georges Seurat, 1859-1891) — великий французский художник, импрессионист. Родился 2 декабря 1859 года в Париже. Стал одним из самых известных художников неоимпрессионизма. Жорж-Пьер Сёра прославился тем, что стал основателем нового стиля в авангардной живописи, который был назван «пуантилизм». Пуантилизм — рисование точками.
Жорж Сёра родился в богатой семье и с детства увлекался рисованием. Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств. Во время своих занятий живописью постоянно находился в поисках нового, тяготел к импрессионизму и разрабатывал новые методы, которые послужили созданию нового направления в неоимпрессионизме. Художественный приём, изобретённый талантливым художником, заключался в том, что вместо мазков он стал использовать точки разных цветов. Отдельные цветовые точки создают оптический эффект. Зритель, который смотрит на эти картины с некоторого расстояния, ощущает воздействие оптической иллюзии. Точки сливаются в одно единое целое, делая ясным тот или иной сюжет, однако за счёт необычной фактуры картин, которые написаны исключительно разноцветными точками, они приобретают особое настроение и вызывают восхищение.
Над теорией дивизионизма (разложение цвета) и совершенствованием пуантилизма Жорж-Пьер Сёра работал совместно с другим известным французским художником Полем Синьяком (Paul Signac, 1863-1935). Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками. Первой картиной в стилистике пуантилизм считается «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), которая и сегодня считается бесценным достоянием мирового искусства.
Жорж-Пьер Сёра картины
Жорж-Пьер Сёра
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Гавань в Онфлёре
Камнедробильщик и тачка
Анжелика у скалы
Канкан
Купальщики в Аньере
Мать художника
Мост и набережная в пор-ан-Бессене
Натурщицы
Ожидание у берега
Остров Гранд Жатт
Парад-алле
Порт-ан-Бессен, воскресенье
Порт-ан-Бессен
Пудрящаяся женщина
Сена близ Курбевуа
Сена в Гранд-Жатт, весна
Утес
Цирк
Хотите украсить свой дом произведением искусства или сделать красивый подарок? Отличным выбором для этого станет портрет на заказ недорого. Заходите на сайт художественной мастерской Gulyaeva, чтобы ознакомиться подробнее.
Жорж-Пьер Сёра – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge
Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, Париж) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».
После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».
Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, Париж) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».
После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».
Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
Сохранитьсуть творчества, картины Сёра, фотопортрет, биография живописца
Updated:
Жорж Сёра (Georges-Pierre Seurat; 2 декабря 1859 — 29 марта 1891 гг.) — французский художник-живописец конца XIX века, прославившийся как основатель неоимпрессионизма. Творчество Жоржа Сёра развивает уникальную в то время технику, заключавшуюся в нанесении на холст множества близкорасположенных точек чистых цветов. При рассматривании картины на расстоянии точки сливались, образуя сложные цвета в глазах зрителя. Метод получил название «пуантилизм», также он известен как «дивизионизм». Этот прием оказал большое влияние на современников художника и представителей разных течений в XX веке.
Художник Жорж Сёра: биография и творчество
Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже. Он был третьим ребенком в обеспеченной семье и никогда не знал финансовых затруднений. Любые увлечения мальчика поощрялись, а его желание всерьёз заняться творчеством не вызвало возражений.
Жорж Сёра без труда поступил в Школу изящных искусств и хорошо освоил академическую технику письма, но проучился только два года. Однако это обучение оказалось важным для его дальнейшего развития. Директор школы был автором теоретического труда, в котором рассматривались законы цвета и света. Из этой и других научных работ художник в последствии вывел стиль пуантилизм.
На поиски новых выразительных средств Сёра вдохновила четвертая выставка импрессионистов, прошедшая в 1879 году в Париже на авеню Опера. Работы Клода Моне (Claude Monet) и Эдгара Дега (Edgar Degas) особенно впечатлили молодого живописца. Однако разработанный им пуантилизм кардинально отличается от живописи импрессионистов. Последние работали быстро и интуитивно, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение. Техника Жоржа Сёра — кропотливая и трудоемкая, а изображение выглядит незыблемым и скорее напоминает вечность, чем мгновение. На подготовительном этапе автор тоже выходил на пленэр, но основная часть работы проходила в мастерской.
Первой выставленной на суд зрителей картиной в жанре пуантилизма стало «Купание в Аньере» 1883 года. Официальный Салон отклонил эту работу, и Сёра больше никогда туда не обращался, примкнув к независимым художникам. В это же время произошло его знакомство с Полем Синьяком (Paul Signac), который увлекся новым направлением и опубликовал его теоретические основы.
Настоящая слава пришла к Жоржу Сёра на восьмой парижской выставке импрессионистов, прошедшей в 1886 году. А наполненная множеством мельчайших деталей работа «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», представленная на ней, до сих пор считается высшим достижением мастера. В дальнейшем автор оставался верным своей технике. Все последующие его работы выполнены согласно принципам пуантилизма.
Жизнь художника оборвалась внезапно и преждевременно, произошло это 29 марта 1891 года. Жорж Сёра умер от острого инфекционного заболевания, на тот момент ему исполнился всего 31 год. В личной жизни этот человек был настолько закрытым, что лишь за несколько дней до смерти близкие узнали о существовании его сына, рожденного натурщицей Мадлен Кноблох (Madeleine Knobloch). Ее портрет можно увидеть на картине «Пудрящаяся женщина». К сожалению, мальчик умер через две недели после отца от той же болезни.
Хотя неоимпрессионизм просуществовал недолго, он оказал значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. В технике пуантилизма некоторое время писали:
Позднее его влияние признавали кубисты и абстракционисты.
Картины Жоржа Сёра
Картины Жоржа Сёра отличаются свойственной для разработанной им техники монументальностью. Даже пляшущие канкан танцовщицы не кажутся подвижными, как у Дега, — они будто застыли. Вот несколько самых известных произведений автора:
- «Купальщики в Аньере» (1884). Первая картина, написанная точками чистых и охристых цветов. Огромный холст не сразу нашел путь к сердцам зрителей, но сейчас — это гордость Лондонской национальной галереи.
- «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886). Картина размером два на три метра — одно из наиболее важных произведений в живописи второй половины XIX века. Работа вызвала противоречивые отклики и у представителей разных художественных групп, но равнодушным не оставила никого.
- «Натурщицы» (1886-1888). Некоторые критики утверждали, что в технике пуантилизма нельзя передать красоту обнаженной натуры. Сёра продемонстрировал, что это не так. Он изобразил одну модель в трех положениях, а заодно выписал интерьер с фрагментом другой своей картины.
- «Цирк» (1891). Эта работа — последняя в творчестве Сёра, она осталась незавершенной. Ее можно считать частью серии, посвященной представлениям, куда относятся также «Парад» и «Канкан».
Самый удобный способ приобретать произведения искусства русских или зарубежных мастеров — принимать участие в аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Также на онлайн-портале можно недорого купить картины и скульптуры талантливых современных художников.
Жорж-Пьер Сёра | Artifex.ru
В сообществе молодых художников Парижа он был одним из немногих, кто молчал и иронично улыбался, наблюдая за собратьями по цеху. Душа компании, загадочный и непостижимый Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat) всю свою недолгую жизнь рисковал быть отверженным и не страшился этого. Он шел собственной, избранной однажды дорогой, и подарил миру основы неоимпрессионизма, навсегда изменившие облик живописи.
В картинах Сёра при жизни одни находили вдохновение, другие придирчиво искали недостатки. Современные исследователи пытаются отыскать таинственные шифры на основе его наиболее знаменитых произведений, таких, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Создатель жанра пуантилизма старался вложить в свое творчество как можно больше души, словно знал, что отведенного на земле времени остается ничтожно мало.
Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра. Быть может, корни скрытности уходили далеко в детство, где Жорж-Пьер, младший ребенок в семье, находился словно между молотом и наковальней. С одной стороны, уставшая, отчасти равнодушная мать, с другой – отец, министерский чиновник, в последние годы жизни со всей страстью отдавшийся религиозному чувству. Старшие брат и сестра вращались в той же атмосфере отсутствия душевной близости и рано покинули отчий дом. Лишенный сильной привязанности к кому бы то ни было мальчик начал интересоваться искусством. Лишь оно могло заставить его прервать молчание и вдохновенно вести беседы с тем, кто готов был выслушать и поддержать. Родители не видели в этих наклонностях дурного, равно как, впрочем, и хорошего – свои обязанности они почитали исполненными, ведь у семьи имелся капитал, обеспечивавший детям безбедное будущее.
Начало творческого пути художника было обыкновенным: в классе местной школы живописи Жорж-Пьер Сёра с другими учениками корпел над воспроизведением очертаний гипсовых бюстов и картин старых мастеров.
Едва достигнув 19 лет, он был принят в Школу изящных искусств. Здесь также отдавали предпочтение копированию классических образцов мастерства, но Жорж-Пьер уже обнаружил зачатки собственных творческих методов. В самое сердце поразили молодого человека увиденные работы импрессионистов. Даже Энгр, которым он так увлекался ранее, был отодвинут под воздействием этого мощного впечатления.
Сёра не оставлял своих творческих экспериментов, даже когда родина потребовала отдать воинский долг. Его полк подолгу простаивал расквартированным, и времени почти всегда было в избытке. По истечении года Жорж-Пьер Сёра вернулся в Париж и засел в своей маленькой студии, восполняя пробелы в технике. В этот период он считал первостепенной задачей постигнуть природу света в картине, для чего выполнял большую часть эскизов обыкновенным мелом. Продолжалось изучение творчества импрессионистов, но в системе координат Сёра появилась еще одна звезда.
Бытует мнение, что именно под влиянием работ Эжена Делакруа он в итоге пришел к собственным цветовым решениям. Немало способствовала совершенствованию навыков уникальная память юноши – все, вплоть до малейших нюансов цвета и света, увиденное однажды, Сёра мог впоследствии легко вспомнить, а затем и воспроизвести. Но главным открытием молодого живописца стали вовсе не картины, а солидный научный труд, принадлежавший перу Мишеля Эжена Шеврёля. Тот, посвятив половину жизни изучению химических свойств материалов в красильной мастерской, вывел законы контраста цветов, согласно которым различные цвета, расположенные рядом, давали определенный эффект.
С того момента, как Сёра приобщился к труду Шеврёля, отправной точкой в его картинах стал свет. Чтобы понять природу сочетания красок и создаваемого им впечатления, он неустанно наблюдал, и вместе с тем все больше отдалялся от манеры импрессионистов. Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. Он работал на пленэрах, изъездив в поисках вдохновения все окрестности Парижа, столь популярные у местной творческой молодежи. Почти ежедневно для своих упражнений он изводил дощечки, которые использовал вместо холста. Сам он называл их «крокетонами». Это были зарисовки, этюды, где Сёра все еще пытался постичь природу контраста, странные взаимоотношения света, тени и цвета. Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках. Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом.
Весной 1883 года вместе с друзьями, преуспевшими в академической живописи значительно больше, Жорж-Пьер Сёра решился выставить свою работу в ближайшем Салоне. Эрнест Лоран и Аман-Жан, приятели живописца, не прогадали, представив жюри картины на традиционные сюжеты – оба получили высокие награды. Жорж-Пьер, в свою очередь, получил весьма прохладный отзыв о своем портрете Аман-Жана, а другая работа, изображавшая его мать за вышиванием, и вовсе не была допущена к участию.
Такой прием ничуть не охладил пыла Сёра, практически сразу он приступил к масштабной работе над полотном размером два на три метра. Из «крокетонов», набросков в блокноте, бесконечных наблюдений за гуляющей публикой родилось «Купальщики в Аньере».
Жорж-Пьер Сёра был верен себе и своим учителям – композиция, которой пренебрегали многие импрессионисты, выдержана до мелочей, картина разделена на математически выверенные зоны, цвет разъят на составляющие и собран вновь, чтобы излиться на зрителя потоком солнца над берегами Сены.
Парадоксально, какими неподвижными предстают в итоге на его полотнах места, едва ли знавшие летнюю скуку, как статична природа, лица, позы, и даже крик, кажется, замер на губах купальщика в правом углу. Один из самых людных уголков парижского пригорода в ясный летний день погружен в абсолютное безмолвие.
Отказ жюри стал сокрушительным ударом. Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными», и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном. Тем самым он переметнулся на сторону отверженных – художников, чьи картины также не были признаны критикой. Здесь судьба столкнула молчаливого юношу с Полем Синьяком, и встреча эта стала судьбоносной. В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»).
В благодатной атмосфере «Салона отверженных» Сёра вновь ощутил потребность творить. Почти два года ушло на грандиозную по своим масштабам и тщательности исполнения «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». На восьмой, ставшей последней, выставке импрессионистов картина произвела фурор.
Помимо отрицательных отзывов зазвучали новые голоса, предвещающие эпоху новой школы живописи. С легкой руки критика Сёра стал считаться лидером течения, которое получит впоследствии название «неоимпрессионизм».
Впоследствии многие художники считали себя его последователями. Но первые годы неоимпрессионизм был представлен в основном подражателями Сёра, которого подобная слава, скорее, нервировала. Он замкнулся в себе, как в школьные годы. Даже о романе с белошвейкой, от которой в 1890 году у Жоржа-Пьера появился сын, названный «зеркально» Пьером-Жоржем, не знали большинство его друзей и родных.
Потрясающий успех «Воскресного дня» и последовавший период затворничества художника привели к тому, что более поздние работы были едва знакомы публике. Среди них картины «Кабаре», изображение Эйфелевой башни и самая модернистская из работ – «Цирк».
Тяжелая болезнь настигла Сёра, когда он готовился нарушить молчание и принять участие в новой выставке. Всего за три дня не стало обаятельного молчаливого завсегдатая «Салона отверженных», стремившегося постичь тайны Вселенной в масштабах холста.
Жоржу-Пьеру Сёра был 31 год.
Жорж Сера — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, картины
Биография
Жорж Сера был великим французским художником-постимпрессионистом, который изобрел творческие методы пуантилизм и хромолюминаризм. Его работы считались иконами живописи конца XIX века, поскольку положили начало течению, известному как неоимпрессионизм.
Детство и юность
Биография Жорж-Пьера Сера началась 2 декабря 1859 года после рождения в образованной и богатой многодетной французской семье. Отец, бывший родом из Шампани, озолотился на спекуляциях с недвижимостью и мог регулярно выписывать содержание троим отпрыскам и жене.
В детстве Жорж изучал искусство в муниципальной мастерской скульптуры, а потом учился у Анри Лемана, преподававшего в школе изящных искусств. Академическая подготовка подростков включала рисование тела с натуры и копирование знаменитых полотен с передачей настроя и чувств.
Жорж Сера — «Пудрящаяся женщина»Young Woman Powdering Herself, 1890
Опубликовано Georges Seurat Вторник, 17 декабря 2019 г.
На уроках по колористике Сера овладел теорией контрастов, которая позже легла в основу большинства известных работ. Образованным молодым человеком, полным идей и гениальных замыслов, он был послан отцом в военную академию, когда наступил 1879 год.
Режим и служба не понравились Жоржу, и он предпочел заняться творчеством, скооперировавшись с Эдмоном Аман-Жаном, чтобы снять студию на двоих. В первые годы самостоятельной жизни Сера изучал технику монохромного рисунка и рассматривал работы французских романтиков, сверяя увиденное с теорией из книг.
Личная жизнь
Сера скрывал романтические отношения, присутствовавшие в его личной жизни, но признал сына от натурщицы, которую звали Мадлен Кноблох. Пара жила в доме по соседству со студией и воспитывала здорового мальчика, которого крестили зимой 1890 года под французским именем Пьер-Жорж.
Живопись
В 1883 году французский художник начал работу над картиной, которая под названием «Купальщики в Аньере» была занесена в фотокаталог. Монументальное полотно изображало юношей, отдыхавших на берегу Сены, а на заднем плане были трубы заводов, из которых поднимался прозрачный дымок.
На цветовую гамму и стиль произведения повлияла манера импрессионистов, а неоклассические тенденции проявились в текстуре и форме фигур. Позже автор отказался от такой техники рисования и перешел к своеобразному искажению и утрированию натур.
Перед тем как начать работать над масштабными картинами, Жорж делал десятки набросков, выверяя свет и тон. Но, несмотря на такие старания, ранние картины были раскритикованы, и их не принял на выставку ни одни парижский салон.
Разочарованный неудачей живописец вместе с коллегами организовал объединение — Общество независимых художников. В первых показах участвовали знаменитые скульпторы, графики и живописцы: Поль Синьяк, Луи Вальта, Хуан Миро и Винсент ван Гог.
Для того чтобы заинтересовать и эпатировать публику, Жорж придумал новую технику рисования, которая предполагала мазки и точки и получила название пуантилизм. Ею пользовались некоторые европейские художники, познавшие истинную природу цвета и принадлежавшие к французской школе, известной как неоимпрессионизм.
Жорж Сера — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»A Sunday on La Grande Jatte -1884, 1886
Опубликовано Georges Seurat Вторник, 4 февраля 2020 г.
Ярким примером новаторского стиля, ознаменовавшего конец XIX столетия, стала картина 1886 года «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Публика по-разному отзывалась о сюжете и композиции, и эти противоречивые мнения породили ряд художественных шуток и забавных присказок и цитат.
Уникальность полотна состояла в том, что зрители замечали эффект смешения красок и плавно перетекавших цветов. Позже автор неоднократно копировал оригинальное изображение, и уменьшенные версии находятся в музеях ряда городов.
В 1890-х годах Сера сформулировал собственную теорию искусства и создал язык оттенков, названный хромолюминаризм. Он считал, что свет и яркость создают веселое настроение, а тянущиеся вверх фигуры и линии вселяют уверенность и оптимизм.
На практике утверждения отразились в рисунках и картинах маслом «Канал в Гравелине, вечер», «Канкан» и «Парад-алле». Они сделали понятие живописи доступным для самостоятельной интерпретации и увековечили имя создателя в мировом зарубежном искусстве.
Смерть
Живописец скончался в 31-летнем возрасте 29 марта 1891 года, но причина его смерти до сих пор остается неясной. Биографы предполагали, что это могли быть инфекционная ангина, пневмония, дифтерия или острая форма менингита.
Похороны постимпрессиониста состоялись в столице Франции, он нашел последнее пристанище на знаменитом кладбище Пер-Лашез. На богослужении в католической церкви Святого Викентия де Поля присутствовали друзья, родители и десятки сочувствующих людей.
Картины
- 1878 – «Анжелика у скалы»
- 1884 – «Купальщики в Аньере»
- 1884–1886 – «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
- 1886–1888 – «Натурщицы»
- 1886 – «Беоег Ба-Бютен, Онфлер»
- 1888 – «Порт-ан-Бессен, воскресенье»
- 1888 – «Корабли в море»
- 1888 – «Парад-алле»
- 1888 – 1890 – «Пудрящаяся женщина»
- 1889–1890 – «Канкан»
- 1890–1891 – «Цирк»
Жорж Пьер Сёра: жизнь и творчество художника
«Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ.»
Оноре де Бальзак
Сёра прожил всего тридцать два года и написал всего семь больших картин. Но сила его убеждения не только породила новую манеру живописи, но и позволила ей утвердиться как художественному направлению — пуантилизму.
Новаторство и классика
Жорж Пьер Сёра
Жорж Сёра родился в семье министерского чиновника, благополучной и зажиточной. Еще в детстве заинтересовавшись искусством, в местной школе живописи он осваивал технику традиционного рисунка, копируя гипсовые слепки и репродукции разных художников у скульптора Жюстена Лекьена. В 1878 году Сёра поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Анри Лемана ,ученика Энгра.
Материально обеспеченный благодаря содержанию, выделенному отцом, Сёра имел возможность экспериментировать, не страшась умереть от голода. Очень скоро он стал живо интересоваться новейшими течениями в живописном искусстве. Полотна Моне и Дега, которые ему довелось увидеть на Четвертой выставке импрессионистов, поразили Сёра. Обладавший строго организованным методичным мышлением юноша стал искать собственный путь в огромном пространстве, открытом для художников импрессионистами. Не упускал он из виду и новейшие научные исследования в области физики, в частности оптики. Соединив свет, воздух и оптические законы, Сёра разработал ранее не применявшуюся технику письма, основанную на разделении тонов. Его в высшей степени индивидуальная манера, состоявшая из нанесения на полотно равновеликих мазков, круглых, квадратных или прямоугольных, состоящих из чистых, не смешанных цветов, получила название «пуантилизм».
Первыми же работами, выполненными углем и мелом, художник объявил свой творческий манифест. Его полотна продолжали традиции импрессионизма, хотя радикально отличались техникой. Стремясь научно обосновать эмпирические опыты «впечатлистов», Сёра предложил графический аналог их поисков — отражение «атмосферных» эффектов на полотне. Более того, молодой художник пытался не только систематизировать достижения импрессионистов, но и соединить их открытия с достижениями классических мастеров и даже искусством Древнего мира (Египет, Греция), выведя единую формулу света, цвета и гармонии. Удалось ли ему это?
Нет пророка в своем отечестве
Первые полотна Жоржа Сёра были выставлены в Салоне 1883 года, а также на Первой выставке Общества Независимых художников, где судьба свела его с Полем Синьяком, который стал преданным последователем Сёра. Работая вместе в новой манере, они окончательно дорабатывали технику пуантилизма. Картины, написанные в этом стиле, представляют собой своеобразную мозаику из небольших мазков чистого цвета. Рассматривать вблизи их нельзя — изображение словно «рассыпается» на кусочки. Но с определенного расстояния человеческий глаз компенсирует отсутствие линий, и зритель распознаёт изображенный объект.
Жорж Пьер Сёра «Купальщики в Аньере» (1884)
Несмотря на то, что эксперименты с разделением цвета проводил еще Эжен Делакруа, такое новаторство не встретило понимания у большинства французских художников. Сёра, Синьяк и примкнувшие к ним Кросс и Люс были вынуждены бороться за признание их метода искусством. Вскоре к неоимпрессионистам присоединились Камиль Писсарро и его сын Люсьен. И только покровительство папаши Писсарро и его авторитет помогли юным бунтарям участвовать в Восьмой выставке импрессионистов, так как Моне, Ренуар и Сислей были категорически против соседства полотен пуантилистов со своими работами.
На этой выставке Сёра представил свою картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886). В течение полугода художник ежедневно выезжал туда на этюды, а потом еще почти полтора года работал над самим полотном в мастерской. Техника пуантилизма оказалась не только сложной, но и очень трудозатратной, работа шла медленно.
Жорж Пьер Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886)
Критики и публика были в смятении. Они не могли различить, где чья картина (на выставке демонстрировались работы Сёра, Синьяка и обоих Писсарро, Камиля и Люсьена). Да что там, они толком даже не могли разглядеть изображение, ведь для этого требовалось пространство между полотном и зрителем, а в тесноватом зале, заполненном любителями живописи, такой возможности не было. На фоне «Воскресного дня» работы импрессионистов, выставленные в соседних залах, показались зрителям едва ли не классикой! Отныне у них появился новый объект осмеяния и издевок…
Но Сёра не обращал на это внимания. Он продолжал эксперименты не только с цветом, но и с размером «точки», его мазок менялся от работы к работе — от небрежно нанесенных прямоугольников до совсем маленьких кружков, придающих картине странное «механическое» звучание. Кто знает, каких еще высот смог бы достичь беспощадно логический разум Сёра, выводивший формулы из самых мимолетных наблюдений, но в тридцать два года он скоропостижно скончался.
Жорж Пьер Сёра «Эйфелева башня» (1889)
С его смертью развитие пуантилизма как теоретического направления, к сожалению, прекратилось. Не признанный на родине, Сёра имел преданных последователей среди живописцев других стран, но сам пуантилизм остался всего лишь оригинальной и сложной техникой.
Поделиться ссылкой
Жорж Сёра | Французский художник
Жорж Сёра (родился 2 декабря 1859 года, Париж, Франция — умер 29 марта 1891 года в Париже), живописец, основатель французской школы неоимпрессионизма XIX века, чья техника для изображения пьесы свет с использованием крошечных мазков контрастных цветов стал известен как пуантилизм. Используя эту технику, он создавал огромные композиции с крошечными обособленными мазками чистого цвета, слишком маленькими, чтобы их можно было различить при взгляде на всю работу, но заставляя его картины сиять блеском.Работы в этом стиле включают Une Baignade, Asnières (1883–84) и A Sunday on La Grande Jatte — 1884 (1884–86).
Британская викторина
Это или То? Художник против архитектора
Луиза Бланшар Бетюн
Жорж был сыном Антуана-Хрисостома Сёра, 44-летнего собственника, родом из Шампани, и Эрнестины Фэвр, парижанки.Его отец, необычная личность, бывший судебный пристав, большую часть времени проводил в Ле-Рейнси, где у него был коттедж с садом (в котором Сёра часто рисовал). Молодой Сёра жил в основном в Париже со своей матерью, братом Эмилем и сестрой Мари-Берт. Во время Парижской Коммуны в 1871 году, когда Париж восстал против французского государства и создал собственное правительство, благоразумная семья временно перебралась в Фонтенбло.
Еще в школе Жорж начал рисовать, а с 1875 года взял курс у скульптора Джастина Лекьена.Он официально поступил в École des Beaux-Arts в 1878 году в класс Анри Лемана, ученика Энгра, который рисовал портреты и обычные обнаженные тела. В школьной библиотеке Сёра обнаружил книгу, которая должна была вдохновлять его на всю оставшуюся жизнь: Essai sur les signes inconditionnels de l’art (1827; «Очерк безошибочных знаков искусства») Гумберта де Супервилля. , художник-гравер из Женевы; он имел дело с будущим курсом эстетики и отношениями между линиями и изображениями.Сёра также впечатлила работа другого женевского эстетика, Дэвида Саттера, который объединил математику и музыковедение. На протяжении своей короткой карьеры Сёра проявлял необычайно сильный интерес к интеллектуальным и научным основам искусства.
В ноябре 1879 года, в возрасте 20 лет, Сёра отправился в Брест для прохождения военной службы. Там он нарисовал море, пляжи и лодки. Вернувшись в Париж следующей осенью, он жил в студии с другим художником, Эдмоном-Франсуа Аман-Жаном, который затем присоединился к нему в классе Леманна.Но Сёра и Аман-Жан отошли от политики Школы изящных искусств, любуясь теплыми пейзажами Жана-Батиста Милле в Лувре. По вечерам друзья часто посещали танцевальные залы и кабаре, а весной они отправились на пассажирском пароходе на остров Ла Гранд Жатт, где будут создаваться будущие картины Сёра. Сёра впервые участвовал в официальном Салоне — ежегодной выставке, спонсируемой государством — в 1883 году. Он показал портреты своей матери и своего друга Амана-Жана, и в том же году он начал свои исследования, эскизы и панно для Une Baignade, Аньер .Когда в 1884 году жюри Салона отклонило эту картину, Сёра решил участвовать в создании Groupe des Artistes Indépendants, ассоциации «без жюри и призов», где в июне он показал свой Baignade .
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняВ этот период он увидел и испытал сильное влияние монументальных символических картин Пюви де Шаванна. Он также встретился со 100-летним химиком Мишелем-Эженом Шеврёлем и экспериментировал с теорией Шеврёля о хроматическом круге света и изучал эффекты, которые можно было достичь с помощью трех основных цветов (желтого, красного и синего) и их дополнений.Сёра присоединился к Полю Синьяку, который должен был стать его главным учеником, и нарисовал много черновых набросков на небольших досках, готовясь к своему шедевру «Воскресенье на Гранд-Жатт» — 1884 . В декабре 1884 года он снова выставил Baignade вместе с Société des Artistes Indépendents, которое должно было иметь огромное влияние на развитие современного искусства.
Сёра провел зиму 1885 года, работая на острове Ла Гранд Жат, а лето — в Грандкампе в Нормандии.Мастер-импрессионист Камиль Писсарро, временно перешедший в технику пуантилизма, был представлен Сёра Синьяком в этот период. Сёра закончил картину La Grande Jatte и выставил ее с 15 мая по 15 июня 1886 года на выставке группы импрессионистов. Эта картина, демонстрирующая его технику, вызвала большой интерес. Главными соратниками Сёра в то время, художниками, также занимавшимися влиянием света на цвет, были Синьяк и Писсарро.Неожиданность его искусства и новизна его замысла взволновали бельгийского поэта Эмиля Верхарена. Критик Феликс Фенеон высоко оценил метод Сёра в авангардном обзоре. А работы Сёра выставлял выдающийся дилер Дюран-Рюэль в Париже и Нью-Йорке.
Seurat, Georges: Grandcamp, Evening Grandcamp, Evening , холст, масло Жоржа Сёра, 1885, нарисованный бордюр c. 1888–89; в Музее современного искусства в Нью-Йорке.66,2 х 82,4. Фотография Стивена Сандоваля. Музей современного искусства, Нью-Йорк, поместье Джона Хэя УитниВ 1887 году, когда он временно жил в чердачной мастерской, Сёра начал работу над Les Poseuses . Эта картина должна была стать последней из его композиций в большом масштабе Baignade и La Grande Jatte ; он подумал о добавлении Place Clichy к этому номеру, но отказался от этой идеи. В следующем году он завершил Les Poseuses , а также La Parade .В феврале 1888 года он отправился в Брюссель с Синьяком для частного просмотра экспозиции «Двадцати» (XX), небольшой группы независимых художников, в которой он показал семь полотен, в том числе La Grande Jatte .
Сёра участвовал в Салоне Независимых 1889 года, выставляя пейзажи. В это время он писал портрет Синьяка. Его резиденция на тот момент находилась в районе Пигаль, где он жил со своей 21-летней любовницей Мадлен Кноблох. 16 февраля 1890 года Мадлен подарила ему сына, которого он официально признал и занес в регистр рождений под именем Пьер-Жорж Сёра.В этом году Сёра завершил работу над картиной Le Chahut , которую отправил на выставку «Двадцать» (XX) в Брюсселе. В этот период он также написал Jeune Femme se poudrant , портрет своей любовницы, хотя он продолжал скрывать свою связь с ней даже от самых близких друзей. Это лето он провел в Gravelines, недалеко от Дюнкерка, где написал несколько пейзажей и спланировал то, что должно было стать его последней картиной, Le Cirque .
Словно предчувствуя неминуемую смерть, Сёра показал недостроенный Cirque на восьмом Salon des Indépendants.Как организатор выставки он изнурял себя презентацией и развешиванием работ. Он простудился, заболел инфекционной стенокардией и умер до окончания выставки в пасхальное воскресенье 1891 года. На следующий день Мадлен Кноблох явилась в ратушу своего района, чтобы представиться матерью Пьера-Жоржа Сёра. , Ребенок, заразившийся заразной болезнью отца, умер 13 апреля 1891 года. Сера был похоронен в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.Помимо семи монументальных картин, он оставил 40 картин и эскизов меньшего размера, около 500 рисунков и несколько альбомов. Несмотря на скромное количество произведений, они показывают, что он был одним из выдающихся художников одного из величайших периодов в истории искусства.
.Жорж Сёра Онлайн
Институт искусств Чикаго NEW!Мини-сайт для выставки 2004 года Сёра и создание «La Grande Jatte»
Art Institute of Chicago NEW!
Жорж Сёра из Детройтского института искусств, Мичиган
Вид на Ле Кротуа с восходящего потока , 1889
Музеи изящных искусств Сан-Франциско NEW!
Музей Фицуильяма Кембриджского университета, Великобритания
Rue St.Винсент , 1884
Гуггенхайм Берлин
Это пространство сейчас закрыто, но некоторая информация о прошедших выставках остается в сети.
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Нажмите «Просмотреть все», чтобы увидеть в сети 5 работ
Эрмитаж Museum, Санкт-Петербург, Россия
Вид на Форт Самсон , 1885
Музей Дж. Поля Гетти, Лос-Анджелес
3 работы онлайн Сёра
База данных графического искусства Лувра, Париж (на французском языке)
Метрополитен-музей Art, Нью-Йорк NEW!
Musée d’Orsay, Paris
Museum of Fine Arts, Boston NEW!
Онлайн-коллекция рисунков
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Включает биографическую информацию о художнике
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Информация о выставке 2007-08 гг .: «Жорж Сёра — Рисунки» «
Национальные галереи Шотландии, Эдинбург NEW!
Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Национальная галерея искусств, Вашингтон Д.C. НОВИНКА!
Большинство, но не все художники в базе данных NGA имеют работы в Интернете.
Национальная галерея Австралии, Канберра
Этюд для Ле Бек дю Хок, Грандкемп
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния
Национальное объединение музеев, Франция (на французском языке)
Le Cirque , 1891
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут
L’Echo (этюд для Ун-Беньяд, Аньер)
Художественный музей Экленда в Университете Северной Каролины
Кливлендский музей искусств, Огайо
Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания
13 работ художника или связанных с ним
Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Окс, Вашингтон, округ Колумбия.C.
Голова девушки
E.G. Bührle Collection, Zurich
(Щелкните название, чтобы увидеть конкретную работу, затем щелкните изображение, чтобы увеличить)
Эскиз «Приглашение на аттракцион» , 1887
Этюд для «Воскресный полдень на острове Ла-Гранде» Jatte «, 1884-85
Художественные музеи Гарвардского университета, Массачусетс
В коллекциях Гарварда есть работы, но, к сожалению, вы должны сами ввести поиск.
Художественный музей Гайд-Коллекшн, Гленс-Фолс, Нью-Йорк
Банки оф Сена возле Курбевуа , 1883
Художественный музей Индианаполиса, Индиана
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Художественный музей Базель, Швейцария
По алфавиту под буквой «S»
Музей искусств округа Лос-Анджелес NEW!
Миннеаполисский институт искусств, Миннесота
Порт-ан-Бессен , 1888
Музей современного искусства, Нью-Йорк — Исследовательский проект происхождения
4 работы Сера
Филадельфийский музей искусств НОВИНКА!
Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
Подход к мосту в Курбевуа , 1886
Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
Медсестра с детской коляской
Каталог Королевских музеев изящных искусств Бельгии (в French)
La Seine la Grande-Jatte , 1888
Saint Louis Art Museum, Missouri
Port-en-Bessin: The Outer Harbour (Low Tide) , 1888
Музей искусств Колледжа Смита, Массачусетс
Фонд Барнса, Пенсильвания
Models , 1886-88
Сущность линии: французские рисунки от Энгра до Дега
Музей Ван Гога, Амстердам
Женщина поет в кафе Chantant , 1887
Музей Ван Гога, Амстердам
Сена в Курбевуа , 1884
Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия (в основном на немецком языке)
Национальные базы данных по искусству и Mu Запасы seum:
Художественный фонд музеев Великобритании
4 работ в Интернете при последней проверке
База данных Joconde французских музейных коллекций (на французском языке)
Национальный реестр живописи континентальной Европы Великобритании (NICE)
Жорж Сёра | Купальщицы в Аньер | NG3908
Эта большая картина была первой крупной композицией Сера, написанной, когда ему еще не исполнилось 25 лет. Он намеревался сделать это громким заявлением, которым он отметится на официальном Салоне весной 1884 года, но она была отклонена.
Несколько мужчин и мальчиков отдыхают на берегу Сены в Аньер и Курбевуа, промышленном пригороде к северо-западу от центра Парижа. Изображенные в профиль, они неподвижны, как скульптуры, и каждый кажется поглощенным своими мыслями, не взаимодействуя ни друг с другом, ни с нами.Залитая ярким, но туманным солнечным светом, вся сцена имеет почти жуткую неподвижность, как если бы время остановилось, а все движения временно остановились. На заднем плане виден железнодорожный мост, который частично скрывает параллельный автомобильный мост, а также трубы газового завода и заводов в Клиши, где некоторые из мужчин могут работать.
Эта большая картина была первой крупной композицией Сера, написанной, когда ему еще не исполнилось 25 лет.Он намеревался сделать это грандиозным заявлением, которым он отметится на официальном Салоне весной 1884 года. На нем изображены несколько мужчин и мальчиков, отдыхающих на солнце на берегу Сены, между мостами в Аньер и Курбевуа. к северо-западу от центра Парижа. На заднем плане — железнодорожный мост, который частично скрывает параллельный автомобильный мост, а также трубы газового завода и заводов в Клиши, где некоторые из мужчин могут работать. На реке можно увидеть прогулочные парусники.
Когда Сёра изучал это место при подготовке к картине, там была тропинка вдоль набережной, а также ветхие дома и виллы, верфи, мастерские и низкопробные кафе и рестораны.Открытый песок посреди берега реки слева является причиной того, что картину иногда называют Une baignade («место для купания»). Этот термин не означал представления среднего класса об отдыхе у воды, а вместо этого обозначал место работы. Его использовали, например, на картах реки, чтобы указать места, где можно было купать и поить лошадей и собак. Именно эта практика и перетаскивание лодок в воду и из воды сформировали песчаный овраг.
Хотя Сера часто привлекали те же предметы и места, что и импрессионисты, и использовал те же теории цвета, его подход был радикально другим.Эта картина не только намного больше, чем большинство картин импрессионистов, но и была выполнена в студии, а не на открытом воздухе, всего за одну или две сессии. В отличие от спонтанности произведений импрессионистов, картина Сёра была тщательно спланирована. Он выполнил серию подготовительных масляных набросков этого места и многочисленные рисунки фигур, нарисованных мелком. Из них сохранилось 13 набросков маслом и 10 рисунков. Два масляных этюда для купальщиков в Аньере также находятся в коллекции Национальной галереи.
Мужская одежда (котелок, ботинки и жилет без рукавов) и манера поведения (например, небольшая сутулость сидящего мальчика и его тупой профиль) позволяют предположить, что некоторые из них либо рабочие, либо представители низшего среднего класса. Однако никто из них не занимается традиционно «мужскими» видами деятельности, такими как труд или спорт — даже двое в воде, похоже, не плавают. В качестве социального контраста, буржуазная пара в комплекте с зонтиком и цилиндром переправляется через реку на лодке с триклорным флагом.Их гребец — единственный человек на фотографии, который работает. Хотя картина не передает очевидного политического заявления, изображение отдыха рабочего класса Сёра — в отличие от импрессионистских сцен буржуазного досуга (о которых напоминают парочки на лодках) — было вызовом художественной традиции, так как грандиозный масштаб был больше подходит для истории и академической живописи.
Мужчины и мальчики на берегу реки неподвижны, как скульптуры. Сёра также показывает их в профиль, как на фризе, их гладкие тела обозначены сплошными очертаниями.Хотя они занимают один и тот же небольшой участок берега реки, каждый кажется погруженным в свои мысли, не взаимодействуя ни друг с другом, ни с нами. Залитая ярким, но туманным солнечным светом, сцена имеет почти жуткую неподвижность, как будто время остановлено, а все движения временно заморожены. Сёра усилил этот эффект, не показывая действий, которые можно было бы ожидать увидеть — например, лошадей не купают (хотя некоторые из подготовительных исследований включают их) — и представив этот участок реки, как если бы это был колодец. ухоженный парк.
Сёра получил традиционное академическое образование в Школе изящных искусств в Париже, где он научился рисовать с классических скульптур; несколько поз купальщиц отражают это. Крайний справа мальчик, стоящий в воде с руками, прижатыми ко рту, вызывает в воображении греческого бога воды Тритона, дующего в свою раковину. Сёра также изучал картины в Лувре, и на этой картине простота форм, использование правильных форм, определяемых светом, и бледные, почти алебастровые тона кожи напоминают картины художника эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа, особенно его фрески в Ареццо.
Но есть и более современные ассоциации. Сёра восхищался Пюви де Шаванном (с которым его сравнивали), и аспекты его живописи также характерны для работы Пюви: ее масштаб (который напоминает фреску, а не станковую картину), полуобнаженные фигуры, расположенные в боковых плоскостях, как классический рельеф и композиция, основанная на четких геометрических принципах. Картина Пюви «Ду платит» («Нежный пейзаж») (Musée Bonnat, Bayonne), выставленная в Салоне 1882 года, представляет собой особенно ожидаемые элементы картины Сёра.Однако, в отличие от Пувиса, который держал современность на расстоянии, Сёра нашел в современном мире порядок, гармонию и, возможно, даже героическое величие.
Сёра вскоре приступил к созданию пуантилизма — техники, в которой использовались крошечные точки дополнительных цветов. Эта картина не написана в стиле пуантилистов его более поздних работ, таких как «Канал гравелинов», хотя он действительно перекрашивал ее части, используя эту технику — например, оранжевая шляпа была позже переработана желтыми и синими пятнами.Несмотря на классические черты картины, Сера применяет краски современно. Например, он использовал широкие мазки для воды. Это следует за прецедентом Моне и Ренуара, которые оба нарисовали эту часть реки — железнодорожный мост на заднем плане такой же, как в картине Ренуара «Скиф», картине, также основанной на дополнительных цветах.
Картина Сёра была отклонена при представлении в Салоне, и впоследствии он выставил ее во вновь созданном Салоне независимых художников.Его вторая монументальная картина, «Воскресный полдень на острове Ла Гранд Жатт» 1885 года (Институт искусств Чикаго), изображает тот же участок реки, но смотрит на нее с другой стороны. Группа деревьев справа за парой буржуа в лодке (которая, возможно, была добавлена позже в качестве связующего звена между двумя фотографиями) — это оконечность острова. La Grande Jatte был местом досуга среднего класса, от которого работники, которых мы видим здесь, отделены как пространственно, так и социально. Два этюда маслом для La Grand Jatte также находятся в коллекции Национальной галереи.
,Жорж Сёра — Биография — IMDb
Жорж Сёра, один из членов «Салона отказов», который учился на классическом образовании и современном искусстве и был отвергнут официальным салоном, стал основателем пуантилизма (дивизионизма) в искусстве.
Он родился Жорж-Пьер Сёра 2 декабря 1859 года в Париже, Франция. Он был младшим из трех детей в семье богатого юриста Хризостома-Антуана Сера. Его мать, Эрнестин Фэвр, происходила из зажиточной парижской семьи.В начале 1870-х годов молодой Сера брал частные уроки рисования у своего дяди, художника Поля Омонте, который брал его с собой в регулярные художественные экспедиции. С 1875 года учился рисованию у скульптора Джастина Лекьена. В 1878-1879 годах Сёра изучал искусство в Школе изящных искусств в Париже. Его учитель Анри Леманн был учеником великого художника неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра, ученика Жака-Луи Давида. Это обучение послужило основой для его кропотливой работы, которую Сёра развил в своих зрелых работах.Проработав год в Брестской военной академии, он вернулся в Париж и продолжил учебу в искусстве.
В 1883 году Сёра работал над своей первой большой картиной «La baignade a Asnieres» (Купальщицы в Аньере, 1883), которая была отклонена официальным салоном. Однако картина была выставлена Societe des Artistes Independants, которая была организована как второй «Salon des Refuses» (Салон беженцев). На первой выставке в 1884 году «Купальщицы в Аньере» Сера были выставлены вместе с работами Поля Гогена, Поля Сезанна, «Винсента Ван Гога» и Поля Синьяка.Это было началом дружбы Сёра с Синьяком, который связал его с авангардной группой Les Vingdt в Брюсселе. Здесь Сёра выставил семь своих работ в 1887 году. Его сотрудничество с Синьяком привело к основанию и развитию неоимпрессионизма, художественного движения, также известного как пуантилизм или дивизионизм. Сам Сёра предпочитал термин дивизионизм.
Сёра был человеком скромного достатка и скромного образа жизни. Он воздерживался от алкоголя и других веществ и оставался полностью преданным своему искусству.Он был известен как тихий и временами подавленный, но крепкий и щедрый человек. Он всегда помогал своим друзьям, устраивал их выставки и развешивал картины. Он жил в своей художественной студии со своей молодой моделью Мадлен Кноблох, с которой познакомился в 1889 году. Она происходила из рабочей семьи и не была полностью принята постоянными друзьями Сёра. В феврале 1890 года она родила сына Пьера-Жоржа. Сёра скрывал свою личную жизнь — черта, которую он унаследовал от своего отца.Он получил травму, узнав о смерти Винсента Ван Гога в 1890 году. Сёра представил свою молодую семью своим родителям всего за несколько дней до того, как он был «задохнулся» от инфекции горла с диагнозом дифтерия, которая также убила его маленького сына. через несколько недель и убил своего отца еще через месяц. Сёра умер 29 марта 1891 года и был похоронен в Симитьер-дю-Пер-Лашез в Париже, Франция.
Жорж Сёра написал большинство своих работ в 1880-х годах, которые считаются одним из самых значительных периодов эстетических изменений.Он выставил свою последнюю грандиозную работу «Цирк» (Цирк 1891), пока она еще не закончена. Это был визуальный пересказ Сёра истории романа Эдмона де Гонкура «Freres Zemgano». За свою короткую жизнь Сёра написал всего семь больших картин, работая над каждой по год и более. В то же время он сделал около пятисот меньших картин и рисунков. Сёра произвел сильное стимулирующее действие на своих коллег-художников. Позже к неоимпрессионистам присоединились Анри Матисс, Пьер Боннар, Анри Руссо и другие художники, которые развили идею пуантилизма (или дивизионизма) в других художественных движениях, таких как фовизм.
Многие художники пытались разделить цвета для создания спецэффектов. Сёра был первым, кто тщательно заполнил каждый сантиметр своих картин клубами маленьких разноцветных точек, которые представляли желаемый цвет, когда за картиной смотрели издалека. Качество его работ достигло такой художественной высоты, что привлекло массу последователей и оказало неизгладимое влияние на поколения художников, дизайнеров, архитекторов, фотографов, кинематографистов и даже на современных разработчиков передового цифрового программного обеспечения.Влияние Сёра на модный дизайн проявилось в некоторых успешных модных коллекциях таких признанных кутюрье, как Олег Кассини, чья цветовая гамма намекала на модели Сёра, а также Вячеслава Зайцева и Пьера Кардена среди многих других.
Визуальный язык Сёра, его новаторская и продуманная игра цветов обладает способностью настраивать наш разум на особое состояние осознания, которое позволяет нам видеть полноту образов в визуальном пиршестве этого чудесного мира.
— Мини-биография IMDb Автор: Стив Шелохонов
,