Топ-5 самых прекрасных и знаменитых натюрмортов
Updated:
Помните великолепный советский мультфильм о пластилиновой вороне? А песенку, предваряющую рассказ о веселых превращениях птички? Ну ту, где поется, что «если видишь на картине… или грушу или торт, или все предметы вместе, значит это — натюрморт»? Наверняка помните и даже, возможно, вам, как и тысячам советских малышей, она послужила наидобрейшим проводником в мир живописных жанров. Так вот, о натюрмортах сейчас и пойдет речь. Точнее, о самых известных, прекрасных, загадочных… в общем, самых-самых — на наш, разумеется, взгляд.
Натюрморт с крабом. Виллем Клас Хеда
Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.
Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.
Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.
Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.
Натюрморт с черепом и пером. Клас
Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».
«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.
Подсолнухи в желтой вазе. Ван Гог
Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.
Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.
Сирень. Петр Кончаловский
А вот известные русские живописцы чаще предпочитали сирень. Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Петров-Водкин, чья «сирень» не так давно установила мировой рекорд на Christie’s (картину продали за £9 286 250), обожали писать пушистые и душистые, белоснежные, розовые и лиловые гроздья нежного садового кустарника.
Многим школьникам довелось писать сочинения по одной из «сиреней» Петра Кончаловского. Художник стал настоящим певцом этого романтичного цветка, а его шедевры с персидской и обычной сиренью вошли и в золотую коллекцию русской живописи, и в школьные учебники. Внучка мастера Екатерина вспоминала, что в сезон ее дед писал цветы ежедневно. Все натюрморты Кончаловского прекрасны, но самый, на наш взгляд, впечатляющий — это «Героическая», на которой изображена корзина с соцветиями множества оттенков.
Откуда такое странное название? Полотно написано в самом начале эпохи сталинских репрессий, а интеллигентный, умный и глубоко порядочный человек, коим был художник, не мог не понимать сути и несправедливости происходящего. На грязноватом фоне, на неопрятного вида столешнице — яркие соцветия в солнечных лучах. Буйство оттенков, торжество жизни. Вопреки всему. Героизм?
Корзина с фруктами. Караваджо
Одним из первых «чистых» натюрмортов искусствоведы называют знаменитую «Корзину с фруктами» Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). В ней нет никаких канонов, по которым написаны композиции более позднего времени — корзина расположена практически у самого края холста так, что у зрителя создается впечатление, будто стоит протянуть руку, и в нее упадет сочный плод.
К слову, этот прием художник использовал, чтобы отвлечь от «бедности» композиции — большую часть холста все же занимает пустое пространство.
Заключение
Сегодня жанр натюрморта не утратил популярности. Тысячи начинающих и маститых живописцев оттачивают кисти, изображая цветы, плоды и иные предметы в самых разных стилях — от классического до кубизма. И, возможно, какие-то из этих произведений тоже когда-то станут классикой, восхищающей потомков.
ТОП-10 самых дорогих натюрмортов – ARTandYou.ru
С конца XIX века натюрморт перестает быть второстепенным жанром в искусстве, напротив он становится своеобразным акселератором наибольших живописных революций 20 века. На рубеже веков интерес к жанру натюрморта у авангардных художников резко возрастает.
Этот интенсивный период в живописи модернизма наиболее востребован на рынке. Пабло Пикассо занимает в списке две строчки. Здесь тут также его современники Анри Матисс и Хуан Грис. Поль Сезан — отец современной живописи оценивается в четыре раза выше разделив с Винсентом Ван Гогом первые места с максимальными 55 млн долларов.
Ван Гог. Ваза с маками и маргаритками (1890) $55,000,000 Продажа: 2014-11-04 Sotheby’s NEW YORK NY


Поль Сезанн. Кувшин и ваза с фруктами. (1893-1894) $55,000,000 Продажа: 2014-11-04 Sotheby’s NEW YORK NY


Живопись Сезанна первой оказалась в совершенно иной системе координат по отношению ко всей живописи постренессансной эпохи. Читать далее.
Натюрморт становится тем островком свободы, в пространстве которого художники экспериментируют с новыми способами изображения и восприятия действительности — фрагментацией цвета и формы, искажением перспективы, исследованием формы и пространства. Художники постоянно исследуют и мультиплицируют изображения одних и тех же предметов: у Сезанна это яблоки, у Ван Гога — цветы, музыкальные инструменты в кубистских картинах периода Пикассо и Гриса.
Хуан Грис. Натюрморт с клетчатой скатертью. (1915) $50,778,000 Продажа: 2014-02-04 Christie’s London


Анри Матисс. Кукушки, голубой и розовый ковер. (1911) $41,046,400 Продажа: 2009-02-23 Christie’s Paris & Pierre Bergé PARIS


Пабло Пикассо. Натюрморт с тюльпанами. (1932) $37,000,000 Продажа: 2012-11-08 Sotheby’s NEW YORK NY
Этот натюрморт Пикассо, изображающий статую музы художника, Марии Терезы Вальтер вместе с букетом цветов, за 12 лет вырос в цене на 11 млн. долларов!


Поль Сезанн. Яблоки. (1889-1890) $37,000,000 Продажа: 2013-05-07 Sotheby’s NEW YORK NY


Поль Сезанн. Натюрморт с фруктами и имбирем. (1895) $33,000,000 Продажа: 2006-11-07 Sotheby’s NEW YORK NY


Рост благосостояния Китая настолько высок, равно как и количество потенциальных покупателей, а китайские планы по поводу возведения новых музеев так амбициозны, что я не вижу, как цены могут быть не высокими. Читать далее.
Одним из последних детонаторов в связи с увеличением арт-рынка Азии, стал франко-китайский художник начала века. Сан Ю рдившийся в 1901 году в провинции Сычуань, 1920-х живший на Монпарнассе и бывший страстным поклонником живописи Матисса и Пикассо, стал своеобразным мостиком между европейской и китайской культурой. Цены на этого китайского художника в последние 10 лет выросли более чем на 200% в результате сильного спроса на этого художника в Китае.
Сан Ю. Цветы. (1940) $30,077,283 Продажа: 2013-10-28 Shandong Chunqiu International SHANDONG


Из современных авторов в список вошел также Джеф Кунс и его тюльпаны.
Джеф Кунс. Тюльпаны. (1995-2004) $30,000,000 Продажа: 2012-11-14 Christie’s NEW YORK NY


Пабло Пикассо. Натюрморт с тюльпанами. (1932) $26,000,000 Продажа: 2000-05-09 Christie’s NEW YORK NY


Ван Гог. Ваза с маками и маргаритками (1890) $55,000,000 Продажа: 2014-11-04 Sotheby’s NY
5 натюрмортов «Бубнового валета»
Ранний русский авангард вошел в историю искусства картинами «Бубнового валета». Это художественное объединение появилось в самом начале 1910-х годов, его участники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж. В основу их творчества легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт. Вспоминаем краткую историю «Бубнового валета» и известные картины его участников.
«Тузы» русской живописи

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского (фрагмент). 1910. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Художественное объединение «Бубновый валет» официально сформировалось в 1911 году. Но выставка его участников прошла чуть раньше — в 1910-м. Название выставки, а впоследствии и объединения провоцировало почтенную публику: «бубновыми тузами» до 1917 года называли каторжников из-за нашивки в виде кумачового ромба на тюремной одежде, а «валетами» именовали мошенников и плутов.
Объединяло художников «Бубнового валета» увлечение французской живописью, кубизмом и русским народным искусством. Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и другие живописцы отказались от традиций реалистического искусства XIX века, от наследия академизма и передвижников. Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете. Так, любимым жанром бубновалетцев стал натюрморт.
В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Давид Бурлюк и многие другие. В 1916 году из «Валета» вышли основатели Илья Машков и Петр Кончаловский, а в 1917 году прошла последняя выставка объединения, после чего оно распалось.
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»

Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». В его раннем творчестве проявлялись детали, характерные для полотен Винсента Ван Гога. У мастера постимпрессионизма Кончаловский перенял экспрессию, темпераментность и некоторые художественные приемы.
В 1910-х годах живописца особенно заинтересовал натюрморт. Нередко главным героем полотна у Кончаловского становился яркий поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции, художник писал его с фруктами, овощами, посудой и даже бытовыми предметами. Например, на картине «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» Петр Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный поднос, который придал повседневному полотну декоративное звучание. Особую гармонию создают округлые формы предметов, на которые зритель смотрит как бы немного сверху.
Еще больше работ Петра Кончаловского
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. Эксперименты ранних лет сменились ценностями социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора власти, однако полотна строго оценивала супруга — Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова. Если она не одобряла произведение, то Кончаловский загрунтовывал холст под новую картину.
Аристарх Лентулов, «Самовар»

Аристарх Лентулов. Самовар. 1913. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Аристарх Лентулов родился в многодетной семье священника в провинции, в Пензенской губернии. На его творчество повлияла дружба с поэтом-футуристом, авангардным художником Давидом Бурлюком и учеба в парижских студиях, где Лентулов познакомился с французскими кубистами. Некоторые их стилистические приемы живописец позаимствовал и для своих полотен. Многие картины Лентулова напоминали витражи: художник раскладывал формы на цветовые плоскости, которые соединяются в декоративную композицию. Одним из таких полотен был натюрморт «Самовар», который художник создал в 1913 году с изображением мозаичного, словно составленного из геометрических фигур чайного столика.
Зритель с трудом способен опознать стоящий самовар, стакан на блюдце, вазу и блюдо с фруктами, ибо его взгляд прикован к различным оттенкам «цветного сладкого», разложенного по холсту или по столу вокруг самовара, — то это размазанное розовое, то светло- или темно-лиловое, то зелено-голубое.
Читайте также:
Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»

Александр Куприн. Натюрморт с синим подносом. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Куприн писал пейзажи и насыщенные сочным глубоким цветом натюрморты. Художник вспоминал об увлечениях бубновалетовцев: «Французское искусство овладело нашими устремлениями, нашими помыслами, и французы стали нашими учителями. Позднее… глаза наши раскрылись на наше русское искусство (древнее), так как оно живо до наших дней и будет жить впереди веков, так как несет в себе элементы «большого искусства».
Как и что писать — несколько советов художникам от Павла Чистякова
Куприн изображал в натюрмортах подносы и посуду, книги и статуэтки, бутылки и цветы. Иногда художник сам создавал нужные для постановок предметы, включая муляжи фруктов и искусственные цветы. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы — разной формы и цвета. Картину с синим чайным аксессуаром художник написал в 1914 году. Экспрессию полотну придают глубокие резкие тени и чистые краски доминирующих предметов — подноса и перцев. О картинах тех лет Александр Куприн писал: «Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии». Он выбирал большие холсты, писал с размахом, хотя перед работой масляными красками всегда продумывал и наносил на рабочую область карандашный набросок.
Илья Машков, «Синие сливы (Фрукты на блюде)»

Илья Машков. Синие сливы (Фрукты на блюде). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Машков происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. В период «Бубнового валета» художник увлекался творчеством Поля Сезанна. Предметы в натюрмортах Машкова обобщены, для изображения посуды и фруктов художник использовал прием красочной обводки силуэтов. На картине «Синие сливы» художник изобразил фрукты с черным контуром. Нейтральный серый фон делает яркие пятна плодов — апельсина, слив, яблок и персиков — особенно эффектными. В натюрмортах Илья Машков отражал не реальный цвет натуры, а кричащий оттенок чистой краски — оранжевой, синей, лиловой.
Как и Петр Кончаловский, с годами Илья Машков пришел к реалистическому искусству. В 1924 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал полотна в духе соцреализма, создавал портреты героев труда, партизан, колхозные пейзажи.
Роберт Фальк, «Бутылки у окна»

Роберт Фальк. Бутылки у окна. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Роберт Фальк получил художественное образование в студии у Ильи Машкова, а позднее, как и многие бубновалетцы, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он много путешествовал по Европе, где изучал работы известных художников. Фальк писал тонкие лирические портреты и пейзажи, а в начале 1910-х создал серию натюрмортов.
На полотнах художник изображал простые повседневные бытовые предметы: посуду, фрукты, горшки с цветами, выпечку и бутылки. Для его картин периода «Бубнового валета» характерны элементы кубизма, при этом формы были мягкими и пластичными. Художник работал долго и вдумчиво, тщательно подбирал цвет для каждого мазка. Он писал: «Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской». Натюрморт 1917 года будущая жена Роберта Фалька Раиса Идельсон назвала «поющими бутылками».
«Бутылки у окна» сам Фальк в свое время называл «поющими». Эта поэтическая условность названия соответствовала сути художественных исканий: Фальк любил одушевлять предметы, делать их способными выражать «чувство».
А здесь рассмотрите гипнотические картины Врубеля, Куинджи и других художников
В Советском Союзе Роберт Фальк не был популярным. Какое-то время он жил в Париже, в 1937 году вернулся на родину, где его обвинили в формализме. Лишь в 1950-х годах творчество Фалька стало объединяющим между авангардом 1920-х годов и второй его волной в годы хрущевской оттепели.
Автор: Маргарита Ковынева
Самые известные натюрморты
06.02.2016Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.
«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).
Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта — создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон – внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.
«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).
Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть – сбоку, маленький столик – снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.
«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954).
В живописи 20-го века Анри Матисс занимает особое место – среди своих многочисленных коллег он практически единственный художник-оптимист, который через свои жизнерадостные полотна стремился дать людям покой. Именно таков натюрморт «Голубая скатерть», где Матисс при помощи своего любимого приёма, ниспадающей ткани, делает пространство картины практически плоским, двумерным. Взгляд невольно любуется игрой синего орнамента на скатерти, причудливыми линиями предметов натюрморта. Художник словно обобщил формы кофейника, графина и румяных яблок, и они потеряли свою объёмность и подчинились ритму ткани
«Сирень» (1939) Петр Кончаловский (1876-1956).
П. Кончаловский в своей живописи пытался соединить праздничность цвета, характерную для русского народному творчеству и конструктивность цвета Поля Сезанна. Известность Кончаловскому принесли натюрморты, выполненные в стиле, близком фовизму и кубизму. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Хотя кисти сирени изображены достаточно обобщённо, воображение автоматически дорисовывает очертание каждого цветочка, делая изображение максимально реалистичным.
«Ягоды на фоне красного подноса» (1910) Илья Машков (1881-1944).
Эта работа оказалась в этом списке не из-за своей значимости для жанра, а благодаря уникальному чувству радости от каждого мгновения. Хотя все изображенные здесь предметы хорошо всем знакомы, но художнику удалось передать свое восхищение щедростью природы и богатством окружающего мира.
Неожиданные натюрморты в русской живописи — Искусство
Исаак Левитан. Одуванчики
Статья из блога художницы Елены Поповой:
Неожиданные натюрморты — это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: «А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!». Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.
НАЧНЕМ С НАШИХ:
Марк Шагал «Белые цветы на красном фоне». 1970.У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался — хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.
Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников — нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.
Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века, в наибольшей степени — у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).
Виктор Васнецов «Букет». Сказочный или былинный сюжет — пожалуйста, Киевский Владимирский собор расписать легко, а вот с натюрмортами у художника не густо. Однако они есть!
Конечно, и среди импрессионистов есть исключения — очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. «Оторвались» на натюрмортах постимпрессионисты — Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать — мы охотимся за редкими работами «нелюбителей» натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали — буржуазно и патриархально, без любимого пленэра — скукота! Даже Берта Моризо — единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного «девчоночий» жанр.
Илья Репин «Яблоки и листья», 1879. Натюрморт — не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку — все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.
Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:
Валентин Серов «Сирень в вазе», 1887.
На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта — персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.
Исаак Левитан. «Лесные фиалки и незабудки», 1889. Гений русского пейзажа иногда писал и чудесные натюрморты. Но очень редко!Есть еще кувшин с одуванчиками — прелестный!
Василий Суриков «Букет».
Автор «Утра стрелецкой казни» любил размах и драматизм. Но сохранилось и это — немного наивные и очаровательные розочки.
Борис Кустодиев. «Натюрморт с фазанами«, 1915. Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты — он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств. Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.
Виктор Борисов-Мусатов «Сирень», 1902.
Мне очень нравятся его самобытные плотна, ни на чьи больше не похожие. Его всегда можно узнать, и в этом натюрморте — тоже.
Михаил Врубель «Цветы в синей вазе», 1886
Какой талант! Как до обидного мало успел!Цветы тоже шикарны, как и демоны.
Василий Тропинин «Дупель и снегирь», 1820-е.
Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите — даже не полноценное полотно, а этюд.
Казимир Малевич. «Натюрморт». А вы думали, и яблоки у него квадратные?
Иван Крамской «Букет цветов. Флоксы», 1884
Прямо на дачу захотелось — у меня там тоже летом были флоксы.
Василий Кандинский «Рыба на голубой тарелке».Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!
Натан Альтман «Мимоза», 1927
Мне нравится. Что-то в этом есть.
Иван Шишкин, 1855.
А где же мишки и лес?!
Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.
5 известных в мире фотографов, снимающих фотонатюрморты
5 известных в мире фотографов, снимающих фотонатюрморты
09 мая 2019 год
Автор: Вадим Закиров
Рубрика: Блог
Комментариев нет
Прежде чем я перейду (в следующей статье) к рецепту красивого натюрморта, предлагаю Вашему вниманию подборку интересных фотографов со всего мира, работающих в жанре фотонатюрморта.
Полетт Тавормина (http://www.paulettetavormina.com/ или @paulettavormina)- американка, известный во всем мире фотограф, работающий в жанре натюрморта. Ее фотографии — продолжение классики натюрморта времен голландцев 16-17-го веков Питера Класса и Виллема Хеды. Черепа, рыба и затухающие свечи — все это можно встретить на натюрмортах Полетт.
Впрочем, много работ у Полетт и с вполне позитивным настроем. Фотографии этого автора характеризуются большим количеством используемого в съемке реквизита — еды и посуды. Не ищите у нее минимализм — все равно не найдете. Тем не менее, все предметы гармонично сочетаются в кадре:
Если Полетт — адепт классического натюрморта, то Шерон Кор (http://www.sharoncore.net/new-gallery), тоже американский фотограф и художник, нашла себя в том, что в своих фото попыталась доподлинно воспроизвести работы живописца Уэйна Тибо 1960-х годов, а также реконструировала натюрморты американского художника 18-го века Рафаэля Пила. Ее даже пытались обвинить в плагиате, что, однако, не помешало приобрести две ее работы из серии Тибо Музеем Соломона Р. Гуггенхайма — одним из старейших и самых посещаемых собраний современного искусства в мире. Ниже — одна из работ, приобретенная музеем:
И еще одна фотография Шерон:
Теперь перенесемся через океан, прямиком в Париж. Там живет и работает еще один интересный автор — Шарль РУ (https://www.charlesroux.com/albums/fictitious-feasts-1/ или @roux_charles). Его натюрморты интересны тем, что имеют прямую связь с произведениями мировой классической и не только литературы. В своих сложных работах он пытается воспроизвести атмосферу трапезы литературных героев. К примеру, ниже — натюрморт, снятый по мотивам романа Льва Толстого Анны Каренина:
А вот эта фотография, на мой взгляд, одна из самых лучших у Шарля (работа снята по мотивам постмодернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Ули́сс»):
Но не только у них, «за бугром», имеются мастера натюрморта. Классический цветочный натюрморт — это то, что привычно нашему глазу. Нашему — в смысле воспитанному на советском и пост-советском пространстве. Так вот, говоря о «нашем» натюрморте, нельзя не упомянуть Татьяну Скороход (https://500px.com/tskorokhod), украинского фотографа.
Большинство её натюрмортов выполнено в строгом академическом стиле, но в то же время они привлекают внимание яркой игрой красок и фактур. В её натюрмортах много красивых цветов, сочных и вкусных фруктов, аппетитных булочек и бокалов с вином, играющих переливами на свету. Глядя на всю эту красоту и изобилие так и хочется устроить пир души. В общем, если любите классический «натюрмортный» сюжет с пышными букетами — фотографии Татьяны Вам придутся по нраву. Вот такие, к примеру:
И, наконец, пятый фотограф, о котором тоже следует упомянуть — это Джулия Сент (https://juliasentphotography.com/). Ее фотографии выполнены в низком ключе и открывают нашему взору, казалось бы, обычные предметы (еду) с необычной стороны. Минимализм, потрясающая игра со светом и тенью — это то, что выделяет Джулию среди многих:
Натюрморты в живописи художников 17-19 веков: kolybanov — LiveJournal
Натюрморты в живописи художников 17-19 веков
Амбросиус Босхарт
Albertus Jonas Brandt
Albertus Jonas Brandt
Мигель Парра
Петер Фаес
Яков ван Хюльсдонк
Ян Брейгель
Ян Франс ван Даль
Ян Франс ван Даль
Eelke Jelles Eelkema
Georgius Jacobus Johannes van Os
Harmanus Uppink
Jacob van Walscapelle
Jan Evert Morel
Pieter Snijers
Rachel Ruysch
Абрахам Миньон
Абрахам Миньон
Абрахам Миньон
Абрахам Миньон
Андреа Бенедетти
Иозеф Лаунер
Иозеф Лаунер
Лукас Веласкес
Маргарета Хаверман
Осиас Беерт
Педро де Кампробин
Педро де Кампробин
Пьер Жозеф Редут
Филипп ван Коуэнберг
Франс Снейдерс
Хуан ван дер Хамер и Леон
Якоб ван Валскапелл
Ян ван Кессель
Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем
Северин Розен
Северин Розен
5 известных художников-натюрмортов и картины натюрморта

Джесс
14.08.2018 ∙ Время чтения 7 минут
Натюрморт — жанр искусства, насчитывающий тысячи лет, из древних египетских фресок натюрморта резчиком и расписан анонимными художниками голландским художникам шестнадцатого века , которые сделали натюрморт законным видом искусства, и французским художникам девятнадцатого века, которые положили начало импрессионистскому движению.
Натюрморт продолжал оставаться популярным видом искусства и был возрожден в 1950-х годах такими художниками, как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн , а позже такими художниками, как Джуди Чикаго и Кит Харинг.
Мы выбрали некоторые из самых известных и влиятельных произведений натюрморта с начала 17 века до 1950-х годов.
«Корзина фруктов» Караваджо
Микеланджело Меризи Караваджо был итальянским художником, родившимся в Милане в конце шестнадцатого века. Он известен тем, что написал одни из самых критически оцененных религиозных картин своего времени или после. Его стиль во многом основывался на использовании техники светотени , с использованием очень темного фона и очень четких и ярких лучей света для освещения персонажей на его картинах.
Его стиль, который позже стал известен как тенебризм, оказал значительное влияние на следующее поколение художников, и этот стилистический элемент можно увидеть в работе голландского художника Рембрандта , хотя Рембрандт никогда не ездил в Италию, чтобы изучать итальянских мастеров живописи.
Корзина с фруктами была написана около 1599 года и выделяется в творчестве Караваджо как один из двух натюрмортов.
Одним из приемов, которые Караваджо часто использовал в своей карьере, был trompe l’oeil .На этой картине квази-фотографический реализм показывает, что наши глаза и мозг обманывают наши глаза и заставляют думать, что плоды почти выскакивают из холста.
С Натюрморт с фруктами на каменном выступе, Караваджо положил начало римскому натюрморту, хотя для того, чтобы оно действительно началось, потребовалось некоторое время.

Самые известные натюрморты в истории искусства
A Натюрморт — это произведение искусства, предметом которого являются неодушевленные, обычно искусно расположенные предметы повседневного пользования, такие как еда, цветы, книги, украшения, растения и даже мертвые животные. Искусство натюрморта восходит к средневековью и греко-римской эпохе. Однако самые известные натюрморты появились в западной живописи в конце 16 века. Пик жанра пришелся на нидерландскую живопись 16-17 веков.Фактически, английский термин
Жанр натюрморта позволяет художнику экспериментировать с композицией или расположением элементов на одной картине. Дополнительные объекты могут быть расположены в приятной гармонии, а диссонирующие объекты могут сходиться, создавая контраст. Различные объекты могут служить символами или ссылками на различные академические дисциплины, политику или истории. В этой статье Singulart рассматривает некоторые из самых интересных и известных натюрмортов из истории искусства.
Стол десертов Ян Давид де Хем

Этот знаменитый натюрморт голландского художника Яна Давидза де Хема представляет собой поразительный синтез типичной голландской точности и стиля фламандского барокко. Сложный натюрморт с обильным обедом был очень модным во время его создания. Рассматриваемый стол украшен прекрасной стеклянной посудой и посудой, большим ассортиментом продуктов и даже недоеденным пирогом.Прислонившись к нагруженному столу, мы видим лютню и магнитофон, явные признаки праздника и праздника. Хотя объекты на картине могут выглядеть случайно собранными, Де Хим тщательно продумал их расположение. Съедобные предметы представляют собой удовольствия чувств, а маленькие синие часы на краю стола — напоминание о быстротечности времени и призыв следить за потреблением.
Натюрморт с фруктами в фарфоре , Якоб Ван Эс

La Raie , Жан-Батист Симеон Шарден

Парижский художник и академик Жан-Батист Симеон Шарден, вероятно, наиболее известен своей картиной La Raie , знаменитым натюрмортным маслом на холсте, созданным в 1728 году и впоследствии выставлен в Лувре. Скопированный Сезанном и Матиссом, он на протяжении многих лет восхищался многими выдающимися французскими художниками, включая Дидро, который подверг сомнению его точку зрения на «спасение отвращения определенных натур с помощью таланта», другими словами, как сделать красивым то, что не является чем-то большим, чем обычное. ,
Натюрморт с черепом , Поль Сезанн

Преувеличенные объемы, цвета и размеры, как пустые, так и полные, вездесущи в этом натюрморте vanitas Сезанна. Это было в 1898 году, когда импрессионист написал «Натюрморт с черепом », одну из самых известных его работ на сегодняшний день. Картина резко контрастирует с другими известными натюрмортами, рассматриваемыми в этой статье. Стиль Сезанна импрессионистский, поэтому он явно менее реалистичен, чем работы Ван Эса или де Хема.Что еще более важно, сюжет Сезанна прямо контрастирует с символами чувственного удовольствия фламандского художника. Картина Сезанна vanitas призвана напомнить зрителю о смерти и мимолетности земных удовольствий.
Натюрморт с кларнетом , Жорж Брак

Жорж Брак, которого часто затмевал его друг Пикассо, был пионером движения кубизм. Брак создал множество известных натюрмортов, на которых часто изображены музыкальные инструменты, такие как вышеперечисленное, завершенное в 1927 году.Настоящая кубистская картина «Натюрморт с кларнетом» отражает традиционную тему натюрморта, передавая его сюжет в полуабстрактной форме, перенося натюрморт в 20-й век.
,Объяснение картин и рисунков натюрморта — Искусство — это развлечение
О чем эта картина? Что ж, давайте рассмотрим подробнее. На картине четыре объекта: игрушечная утка, конфета в прозрачной пластиковой обертке, Тутси Поп и блестящий мрамор. Что у них общего? Что ж, наиболее очевидной общей чертой, также отраженной в названии произведения, являются преобладающие цвета: желтый и оранжевый . Это множество разных объектов, которые имеют одинаковую цветовую схему, поэтому они хорошо сочетаются друг с другом визуально.
Это все, что у них общего? Давайте рассмотрим их функцию — для чего они используются в повседневной жизни? Две леденцы и две игрушки … Хм, эти предметы означают детское веселье! Конфеты доставляют огромное удовольствие, а игрушки — большую радость … когда их используют, то есть. На этой картине они представляют собой набор предметов, неподвижно сидящих на совершенно белом фоне. Они символизируют потенциала для будущих развлечений , а также вызывают в воображении воспоминаний из прошлых развлечений .В нынешнем они просто есть. Просто означает .
А как насчет этого совершенно белого фона … что это значит? Что ж, спросите себя: что белый фон заставляет делать мои глаза и разум? В основном белый фон заставляет вас сосредоточить ваше прямое внимание на объектах. Они почти, но не совсем летают в космосе — у них все еще есть тонкие тени, которые определяют их место в космосе. На мой взгляд, белый фон помогает этим предметам стать более знаковыми.То есть представляют собой стереотипные эмблемы детства. Они вне времени и не привязаны к определенному месту. Они могли быть где угодно. Они могут даже плыть в белом облаке вашего воображения.
Это один из способов интерпретации картины. Я мог бы сказать больше об этом, но пока этого достаточно. Помните, что это всего лишь одна интерпретация. Можно сказать, что это интерпретация ; что, поскольку я художник, мое слово — последнее слово, дело закрыто.Однако это не так. Искусство предназначено для совместного использования. Это форма общения, и поэтому история не заканчивается, когда кисть покидает холст. Это только начало.
Когда зритель смотрит на произведение искусства, он приносит с собой весь свой жизненный опыт, все свои уникальные воспоминания, все свои знания и понимание Вселенной на данный момент. Их разум взаимодействует с произведением искусства, когда их взгляд перемещается по нему. То, что я испытываю, когда смотрю на определенное произведение искусства, не будет точно таким же, как то, что испытывает кто-то другой, глядя на то же произведение.Поэтому то, что я создаю, не всегда будет интерпретироваться другими так, как я задумал. Между намерением и интерпретацией всегда есть загадочный разрыв, и в этом красота общения.
Подробнее
Узнайте, почему художник Джорджио Моранди — самый известный итальянский художник-натюрморт 20 века! Посмотрите натюрморты Джорджо Моранди, неподвластные времени качества которых очаровывают любителей искусства.
Научитесь рисовать цветы вместе с замечательным художником-классиком-реалистом Дельмусом Фелпсом! Прочтите подробное интервью и просмотрите его захватывающие цветочные картины с розами, нарциссами, магнолиями и многим другим.
Готовы нарисовать свой натюрморт? Посмотрите этот урок фотореалистичного искусства и узнайте, как нарисовать мрамор цветным карандашом!
.Ученик Дэвида Байи и один из Лучшие натюрморты голландской реалистической школы, Ян Давидс де Хем сочетал прекрасное рисование с выдающимся чувствовать цвет. Он был известен своими великолепными цветочными композициями, загруженные столы, композиции из тропических фруктов, омаров и устриц, бутылки кружки, улитки и морские ракушки, бабочки, жуки и мотыльки.Его композиции варьировались от традиционных натюрмортов до Мадонн в окружении гирляндами из фруктов или цветов. Такова была его репутация и популярность и в Фандерсе, и в Голландии, что он едва успевал за спросом. В его семье было несколько других художников, например, его сыновья Корнелиус. де Хем (1631-95), Ян Янс де Хем (1650-1700) и его внук Давид де Хем (1663-1701). Среди его других учеников и последователей были Александр Коземан, Томас де Клерк, Абрахам Миньон, Сенаерд Ругге и Мишель Verstylen. Знаменитые картины Яна Давидса де Хема Виллем Кальф был одним из величайших голландских мастеров « pronkstilleven «. стиль натюрморта, в котором использовались показные массивы материала вещи, такие как золото и серебро, венецианское стекло, китайское фарфоровые, перламутровые сосуды и турецкие ковры.Сын Богатый торговец тканью из Роттердама, Кальф обучался в Голландии, прежде чем потратить 4 года в Париже (1642-6), где писал натюрморты из латуни и меди. судов, которые позже оказали влияние на Жана Шардена и других французских художники. С 1651 года Кальф поселился в Амстердаме, где производил роскошные pronkstilleven натюрмортов, которыми он знаменит. Он также был арт-дилером и смог включить ряд прекрасных произведений искусства в его работы.Например, бело-голубая чаша Мин появляется в 16 его натюрморты, чаша ювелира Аугсберга в 13 году! Эти более поздние работы классифицируются как принадлежащие к героической или классической фазе голландского Реализм 17 века. Для ведущих исполнителей vanitas жанр, известный как «кусочки завтрака» ( ontbijt или ontbijtjes ), который осуждал человеческое обжорство и чувственные пристрастия, см .: Виллем Клас Хеда (1594-1680) и Питер Клас (1597-1660). Знаменитые картины Виллема Кальфа Сын плотника, у которого без сомнения, он приобрел чувство прилежания и порядка, Жан Шарден был величайшим художником натюрморта 18 века.Его мелкомасштабные картины отразили лучшие качества Эпохи Разума — правда, гармония, трезвый цвет и спокойствие — атрибуты, весьма отличные от преобладающий стиль рококо с его громкими формами и показными завитками. Как член престижной Королевской академии в Париже, его часто критиковали. за свое «не амбициозное» искусство, но Шарден придерживался того, что знал лучше всего, особенно пристальное наблюдение за жизнью. От него мы узнаем скрытый характер обугленной поверхности древнего кофейника, или блестящая белизна луковицы чеснока.Он постоянно стремился достичь гармония тона, цвета и формы. Он бы уравновесил контрастирующие геометрические формирует и создает тонкие контрасты — прозрачные с непрозрачными, блестящие с матовый, теплый с холодным — и модулируйте его фон для создания идеального баланс тональных значений. Даже символизм был отброшен, чтобы достичь цель полной гармонии и порядка. Знаменитые картины Жана-Симеона Шардена Один из первых голландских старых мастеров, Франс Снайдерс был бесспорным мастером барокко. натюрморты и животные сюжеты в Северной Европе.Очень плодовитый, его способность изображать широкий спектр текстур, таких как кожа, мех, стекло и металл был непревзойденным. Он также был выдающимся анималистом (анималистом), и часто включал мертвых животных, таких как дичь, в свои натюрморты. Также, в его композициях часто присутствует намек на действие — нюхающая собака, кошка, человек, собирающий виноград. Эти особенности добавляют элемент напряжения и волнение к картине. Снайдерс также писал натюрморты для других художников: например, иногда он добавлял натюрморт в работа, которую пишет Питер Пауль Рубенс.Позже Снайдерс стал официальным художником эрцгерцога Альберта. Австрии, и выполнил некоторые из своих лучших работ для этого мецената. Он остается один из величайших представителей натюрморта в истории искусства. Известные картины Франса Снайдера Дублированный «il monaco» (монах) из-за его затворнического образа жизни итальянский художник-натюрморт Джорджо Моранди, пожалуй, величайший мастер Natura Morta (натюрморт). ХХ века.Испытал влияние как классических, так и современных художников, в том числе Уччелло, Пьеро делла Франческа, Жан Шарден и особенно Карло Карра — см. Пьяный джентльмен (1916) — Натюрморт с композициями Моранди отчетливо ссылаются на его визуальное наследие. Он сознательно выбирает ничем не примечательную пыльную бутылки, кувшины, кувшины и вазы, которые были бы повседневными достопримечательностями в его дом. Затем он обезличивает их, чтобы исследовать их абстрактные качества и визуальные отношения.В использовании света его натюрморты некоторые эксперты сравнивают с серией «Стога сена». картин Клода Моне. И, как и Поль Сезанн, Моранди старательно созерцательный стиль работы, часто требуются недели, чтобы выбрать точный макет его композиций, цель которых прежде всего — передать смысл спокойствия и уединения. Знаменитые картины Джорджо Моранди Сурбаран возможно, более известен своей строгой религиозной живописью мертвых святых и живые монахи, но он также был одним из величайших художников натюрморта.Хотя их немного и они расписаны строго в испанских традициях, его натюрморты обладают вневременным качеством и безупречной простотой. Обычно в них три или четыре объекта подряд, которые выделяются сильно перед затемненным фоном. Большинство предметов выбрано для их символическое значение: картины Сурбарана, как правило, содержат тонкие религиозные символизм, относящийся (например) к Деве Марии, Страстям Христовым и другие библейские ссылки.Изучая нарисованные им предметы, можно было говорят, что они обладают почти религиозным качеством, как если бы они были объектами почитание. Совершенно изысканно. Знаменитые картины Сурбарана ДЛЯ ПОИСКА КОНКРЕТНОГО ХУДОЖНИКА, |