Русская изба. История создания и внутреннее убранство
Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции – это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.
Что такое русская изба?
Русская изба – это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. В то время предки русских были людьми домашними, поэтому вся их жизнь проходила в стенах этого уникального сооружения. Слово “изба” происходит от “истьба”, что в переводе с древнеславянского языка означает дом или баня.
История создания русской избы
До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.
Внешнее и внутреннее убранство русской избы
В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
КрыльцоАрхитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
СениСени – это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печьВокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной уголПечной угол или как его еще называют “бабий кут” – это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой. Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название – коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное – здесь мужчина спал и отдыхал.
Красный уголКрасный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.
«Культура Руси! Интерьер русской избы»
Вид занятия: бинарный урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.
2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.
3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.
4. Развивать воображение, фантазию.
5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.
Оборудование урока:
а) Для учителя. Репродукции образцов предметов народного быта, в классе оформлен уголок русской избы, выставка литературы: “Русская изба” Н. И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”; учебник истории за 8 класс; журнал “Народное творчество” (1990 г., № 2), магнитофон, кассета.
б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.
Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.
Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.
План урока:
1. Организационная часть — 1–2 минуты.
2. Сообщение темы, цели и задач урока — 1–2 минуты.
3. Мини-сценка — 6 минут.
4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” — 5 минут.
5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) — 5 минут.
6. Практическая работа — 20–25 минут.
7. Выставка детских работ. Анализ — 2–3 минуты.
8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.
I.
Организационный моментУстановить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.
II. Мини-сценка
Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.
Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.
Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?
Третья девушка: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!
Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки! Давайте работать!
Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.
Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).
Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.
Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.
Песня:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.
Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).
Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.
III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”
С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:
A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.
Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).
В. Столы — приделанные, передвижные.
Г. Стольцы — табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.
Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).
Е. Умывались из лохани.
Ж. На поставцах ставили разную посуду:
- Миси — блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.
- Тарелки — из меди, серебра до 300 грамм.
- Различных форм туяса.
- Клали ложки, которые были подписаны (помечены).
- Вилки двузубые.
- Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.
Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:
“Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. ” (Пол и потолок.)
“Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)
Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.
IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)
Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:
1. Что представляет из себя внешний вид избы?
2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).
3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?
4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?
5. Назвать этапы работы?
6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?
7. Какие загадки вы нашли и подобрали по теме: “Русская изба”.
V. Практическая работа
Учащимся предлагается выполнить эскиз интерьера русской избы. В работе можно использовать готовые эскизы, выполненные в карандаше, необходимо их только выполнить в цвете.
По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.
VI. Выставка детских работ. Анализ.
Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. С чего начинали свою работу?
3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?
4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
5. Применялся ли закон перспективы при построении комнаты и как?
6. Ваше впечатление от данной работы?
Оценка учителем. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.
При анализе можно выбрать хорошую и плохую работу, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.
VII. Завершение урока и задание на дом
В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке. И следующая тема будет “Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы”. Подобрать иллюстративный материал по народной мебели, народной посуде, народной вышивке.
В конце урока звучит народная музыка “Во поле березка стояла”.
Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.
Работы учащихся
россиян, чей ребенок нарисовал антивоенный образ, получили срок, но сбежали | Российско-украинская война Новости
13-летнюю дочь Алексея Москалева поместили в детский дом после того, как российские ракеты обрушились на украинскую мать и ребенка.
Россиянин, чья дочь нарисовала в школе антивоенный рисунок, приговорен к двум годам колонии строгого режима по обвинению в дискредитации вооруженных сил.
Представители суда, однако, заявили, что Алексей Москалев не присутствовал на оглашении приговора во вторник, так как ночью сбежал из-под домашнего ареста. На 54-летнем мужчине был браслет, который отслеживал его движения, но, по-видимому, он снял его, и его местонахождение осталось неясным.
Отец-одиночка разлучен со своей 13-летней дочерью Машей, поскольку в начале этого месяца его поместили под домашний арест, а ее перевели в детский дом в их родном городе Ефремов на юге Москвы.
Его адвокат Владимир Билиенко сказал, что не видел своего клиента с понедельника и не знает, скрылся ли он.
«Сейчас, если честно, я в шоке», — сказал Билиенко агентству Reuters. Он добавил, что защита обжалует приговор, а Маша пока останется в детском доме.
Москалева обвинили в неоднократной дискредитации российской армии, что было объявлено вне закона вскоре после того, как президент России Владимир Путин ввел войска в Украину, и за это ему грозит несколько лет тюремного заключения.
Расследование началось после того, как в апреле прошлого года Маша нарисовала картинку, на которой российские ракеты обрушиваются на украинскую мать и ребенка.
Рисунок, на котором был изображен украинский флаг с надписью «Слава Украине» и российский триколор с лозунгом «Нет войне», побудил директора ее школы вызвать полицию.
Российские власти начали проверку активности Москалева в социальных сетях, и первоначально он был оштрафован на 35 000 рублей (460 долларов США) за комментарии, критикующие российскую армию.
В декабре в его квартире был проведен обыск, а в этом месяце против него было возбуждено уголовное дело. Его поместили под домашний арест, а дочь у него забрали и поместили в детский дом.
На суде в понедельник Москалев отверг обвинения и заявил, что не имеет никакого отношения к обсуждаемым постам в социальных сетях.
На следующей неделе Москалев должен был снова явиться в суд на слушание дела о лишении его родительских прав.
Адвокат Билиенко сообщил, что во вторник навещал Машу в детском доме, официально именующемся «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 5».
Он ушел с рисунками, которые она сделала для своего отца, и ему разрешили сфотографировать письмо, которое она написала ему, в котором говорилось: «Папа, ты мой герой».
Дело вызвало бурю негодования среди российских правозащитников и развернуло онлайн-кампанию за воссоединение отца и дочери.
Отец из России бежит от осуждения, которое может оставить его дочь в приюте
Европа|Отец из России бежит от осуждения, которое может оставить его дочь в приюте.
https://www.nytimes.com/2023/03/28/world/europe/moskalyov-verdict-russia-daughter-custody. html
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Алексей Москалев был осужден за антивоенные комментарии в социальных сетях, которые стали известны после того, как его дочь нарисовала рисунок в школе.
Алексей Москалев выглядывает из окна своей квартиры в Ефремове, Россия, примерно в 150 милях к югу от Москвы, на прошлой неделеМОСКВА — Отец 13-летней девочки во вторник был осужден местным судом в России за «дискредитацию Вооруженных сил России» и приговорен к двум годам лишения свободы. его дочь, если не опрокинут.
Но отец-одиночка Алексей Москалев не дождался приговора: он сбежал из-под домашнего ареста, сообщила местным СМИ пресс-секретарь суда города Ефремова в 150 милях к югу от Москвы.
Дело 54-летнего Москалева, чья дочь Мария находится в государственном приюте с момента его ареста в этом месяце, привлекло широкое внимание из-за пугающей перспективы долговременной разлуки отца и ребенка. Правозащитники говорят, что это также представляет собой новый уровень репрессий в стране, где протесты фактически запрещены, действует цензура, а репрессии, кажется, обостряются с каждой неделей.
Дочь г-на Москалева по прозвищу Маша была передана под опеку государства в начале марта после того, как он был задержан в городе Ефремов в 150 милях к югу от Москвы за антивоенные заявления в социальных сетях. По словам его адвоката, с тех пор она не могла с ним поговорить.
Федеральная служба исполнения наказаний России сообщила, что г-н Москалев покинул свою квартиру в 4:41 утра во вторник, примерно за 11 часов до оглашения приговора. В ведомстве заявили, что не располагают информацией о его местонахождении.
Г-н Москалев занимается разведением декоративных птиц и имеет небольшую ферму. Мать Маши не видно с тех пор, как ребенку исполнилось 3 года, а других близких родственников, которые бы о ней заботились, нет, говорит адвокат г-на Москалева.
Сообщения г-на Москалева в Одноклассниках, российской социальной сети, привлекли внимание властей после того, как Маша попала в беду из-за того, что сделала проукраинский рисунок во время школьного мероприятия в апреле прошлого года, призванного заручиться поддержкой российских военных. Девушка нарисовала картину, на которой мать и дочь держат флаг «Слава Украине» и стоят на пути российской ракеты. Внизу она написала: «Нет войне».
На следующий день г-на Москалева и его дочь забрали из школы сотрудники милиции, сообщает ОВД-Инфо, российская наблюдательная группа. Ему сказали, что он находится под следствием за публикацию, которая гласила: «Российская Армия. Преступники рядом с нами».
Его оштрафовали на 32 тысячи рублей, около 400 долларов. Он забрал Машу с занятий и перевел ее на домашнее обучение.
30 декабря, как он сообщил ОВД-Инфо, следователи провели обыск в их доме и избили его. Дочь он увез в другой город Тульской области, примерно в 60 верстах от Ефремова.
Тысячи россиян были обвинены в критике войны России в Украине после полномасштабного вторжения в прошлом году, сообщает ОВД-Инфо.
В Дальневосточном регионе Бурятии независимый журналист и активист Наталья Филонова была заключена в тюрьму после прошлогоднего протеста против мобилизации сотен тысяч мужчин в российскую армию.