ИЗО 5 класс | alexeeva
Тема урока: Символика древних славян.
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире
человек выражал условными
знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.
Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Д/з: Выполнить рисунок славянского сосуда с солярными знаками.
Книга «Мы славяне».
Тема урока: Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную.
Они делили мир на три части: верхний мир — ПРАВЬ, мир добра и богов, где
хранятся запасы живой
воды. Средний мир — ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, мир зла.
Д/з: Выполнить рисунок русской избы.
Виртуальный музей русской жизни
Тема урока: Полотенце.
Простая вещь — полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца, — солярный знак.
Д/з: Выполнить аппликацию из бумаги края полотенца.
Рушник
Тема урока: Русские прялки.
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми, что свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка — орудие для ручного прядения — состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Д/З: Выполнить рисунок прялки.
Прялки
Тема урока: Интерьер и внутреннее убранство Крестьянского дома.
Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи.
У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом и ручная мельница.Почетное место занимает в избе — «красный угол» — находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада.
Д/з: Выполнить эскиз и макет угловой композиции внутренней обстановки избы.
Интерьер избы
Тема урока: Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
Дизайн — это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды. Разный бывает дизайн.
Вы можете услышать такое: дизайн кухни, дизайн автомобиля, дизайн спальни, дизайн ванной, дизайн кабинета, дизайн офиса… В переводе с английского это слово значит «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, план, рисунок».
Д/з: Эскиз дизайна вазы и рамки.
Please reload
2-я четверть
Тема урока: Синие цветы гжели.
Глиняная посуда — керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, -майолика. Фаянсовая посуда — из белой глины.
А вот фарфор — тонкий, звучащий — делают из необыкновенно белой глины. Гжель — изделия керамических промыслов Московской области.Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
Д/з: Выполнить эскиз посуды с рисунком в стиле «Гжель»
Тема урока: Древние образы, единство формы и декора В народных игрушках.
Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские.
Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.
Филимоновские нарядные игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Заповедная Каргопольская земля в Архангельской области — хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремеслами. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.
Д/з: Выполнить эскизы игрушки и вылепить дымковскую игрушку.
Тема урока: Жостовские букеты.
Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолевкой (подмалевок), вторая — выправкой. Замалевка (подмалевок). В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными красками. Выправка. Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастера работают от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной росписи. Здесь существуют свои приемы. Чертежка — тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев. Привязка — изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.
Д/з: Выполнить рисунок трех цветов для коллективной работы.
Тема урока: Искусство Городца. Роспись разделочных досок.
Птица и конь -главные герои городецкой росписи. Розаны — основные элементы декоративной композиции. Есть здесь и так называемый «бубенчик» и «купавка». Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
Д/з: Выполнить эскиз росписи разделочной доски
Please reload
3-я четверть
Тема урока: Изготовление куклы-берегини.
Внутри одетой бытовой куклы, игрушки-самоделки, скрывается ее основа — идол, дух предка — вечная загадка. Они воплощали образ девы, славянской языческой богини плодородия. К ним обращались с дарами и наговором. Куклы в большинстве своем лишены лица, чтобы не навредить человеку. Кукла оберегала ребенка, приносила достаток в семью, забирала болезни.
История куклы
Тема урока: Народная праздничная одежда.
На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой -епанечкой. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник — род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора — шапочки (сороки).
Д/з: Выполнить эскизы народного костюма.
Народный костюм
Тема урока: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.
Все предметы, входившие в приданое девушки, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Украшение костюма — не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:1. Слава божеству! Праздник.2. Просьба плодородия.3. Благодарность Богу за содеянное.
Д/з: Выполнить по разметке эскиз вышивки.
Тема урока: Русский костюм и современная мода.
«Европейская» одежда демократична и удобна. Женщина, например, в одном и том же костюме, с небольшими вариациями, может пойти и на работу, и в гости, и в театр. Но одновременно такая одежда делает людей похожими друг на друга. Поэтому, современная мода проявляет повышенный интерес к народной одежде. Глядишь, в городской толпе вдруг замелькают то латиноамериканские пончо, то цветастые «цыганские» юбки, то вышитые в русском стиле платья.
Д/з: выполнить эскиз современного костюма с народными русскими мотивами.
Тема урока: Праздничные народные гулянья.
У древних славян было пантеон богов, которые отвечали за различные стихии природы. Богом солнца почитался Дажбог, богом — покровителем скота — Велес, богом грома и молнии — Перун. И боги становились главными действующими лицами праздничных ритуалов. Им возносились молитвы, делались жертвоприношения: ведь в тот или иной хозяйственный момент особенно важно было заручиться их покровительством. Отголоски тех верований мы находим в праздновании Рождества, Масленицы, Ивана Купалы, Троицы.
Славянские праздники
Тема урока: Народные промыслы родного края
Наиболее конкретное определение промысла можно найти у В. Даля: «Промысел — действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». Визитной карточкой Владимирской области является Мстерская лаковая миниатюра.
Так же славятся вышивальщицы и стеклодувы. Владимирщины.
Д/з: Подготовится к празднику искусства, повторить промыслы России.
Please reload
4-я четверть
Тема урока: Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только ее отделка означает разницу между отдельными общественными классами.Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы
Д/з: выполнить традиционный египетский костюм . Подготовить красный картон, черную бумагу, клей ножницы.
Тема урока: Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика.
В VI веке в Греции доминирует чернофигурная вазопись, с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий. К V веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.
Д/з: Оформить аппликацию вазы орнаментом.
Тема урока: Декоративное искусство Древней Греции. Греческий костюм.
Греки достигли многого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство души. Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. Узоры орнамента связаны с природой, имеют стилизованный геометрический или растительный характер. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это особенно четко и выразительно подчеркивает красоту и пластику движений. Д/з: Композиция по мифам Древней Греции.
Тема урока: Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья.
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей, крестьяне — грубую, износостойкую. Однако теперь возник новый класс — класс преуспевающих горожан, стремившихся превзойти в щегольстве своих правителей. Люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков.
Д/з: Герои сказок Шарля Перро и Братьев Гримм. Приготовить цветной картон и бумагу.
Тема урока: О чем рассказывают гербы.
Герб — это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину — рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне — инвентарь и скот. Д/з: Выполнить эскиз герба семьи.
Тема урока: Что такое эмблемы, зачем они нужны людям?
Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Рисунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи сообщения, информации.
Д/з: Знаки обозначения кабинетов и школьных помещений.
Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Повторение пройденного материала.
Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей (например, глиняная игрушка-свистулька или хохломская деревянная посуда, лаковая роспись Палеха или ткачество, или кружевное дело…)
Федоскино
Please reload
1-я четверть
Открытые уроки ИЗО «Русский быт в прошлые века» – выполнение эскиза декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы на русском Севере. 6-й класс
Цели уроков:
Учебные:
- Повторить законы перспективного рисунка.
- Познакомить ребят с бытом русского народа (историческая справка)
- Сделать эскизы и макеты интерьера крестьянской избы (среднего достатка).
- Формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта, практические навыки работы с пластилином, умение работать в коллективе.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине, к её прошлому и народной культуре.
Развивающие:
- Формировать правильное выполнение перспективного рисунка, совершенствовать художественные способности.
- Развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование: книги по архитектуре и истории России, открытки, иллюстрации к русским сказкам и загадкам, репродукции картин русских художников, раздаточный материал, загадки, частушки, ножницы, клей, таблица «Интерьер русской избы», картон, пластилин, компьютер, диск «Русские народные песни».
- Постановка цели. (1 мин.)
- Посещение школьного музея «Самородки». (10 мин.)
- Беседа о русском деревянном зодчестве и интерьере русской избы. (8 мин.)
- Знакомство с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой и жизненно важными центрами, предметами быта и труда. (7 мин.)
- Постановка художественной задачи. (1 мин.)
- Практическая работа «Вы входите в новый дом». (10 мин.)
- Подведение итогов. (2 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Организационный момент, проверка домашнего задания, формирование групп. (3 мин.)
- Постановка художественной задачи по лепке макета интерьера русской избы. (2 мин.)
- Работа в группах над выбранной композицией. (30 мин.)
- Защита коллективных работ, подведение итогов. (5 мин.)
П о с е щ е н и е ш к о л ь н о г о м у з е я (приложение 1).
У ч и т е л ь . Ребята, давайте познакомимся с традиционным русским жилищем – избой. На Руси наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Его архитектура, постоянно обновлявшаяся, рождала все строительные и композиционные приемы деревянного зодчества. В.И.Маковецкий по этому поводу писал: «Здесь формировались и основные принципы построения архитектурных форм. Здесь складывались прочные основы плотничного искусства, позволяющие народным мастерам свободно и смело воплощать свои строительные замыслы».
Наиболее распространенным типом жилища являлась односрубная четырехстенная изба с сенями. Она устанавливалась на высоком подклете, использовавшемся для хозяйственных нужд, чтобы изолировать ее от сырой почвы и наметаемых зимой снежных сугробов. Жилая клеть и сени рубились из сосновых бревен, в пазы которых закладывался мох. С внутренней стороны бревна гладко затесывались. Потолком служил бревенчатый настил, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол устраивался из пластин, пригнанных друг к другу. Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство! Но сруб станет домом только тогда, когда его согреет тепло очага. Поэтому главной частью любого дома была комната с печью – «изба» («истопка» — «истьба» — «изба»).
Русская пословица гласит: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Недаром на Руси печь называли ласково: «Матушка!». Она и поила, и кормила, и согревала, и лечила. Русская печь благодаря своей многофункциональности была основной частью каждого жилого дома. Высокая ее теплоемкость обеспечивала равномерный обогрев избы в течение суток, позволяла долго поддерживать в горячем состоянии пищу и воду, сушить и обогревать одежду, а зимой спать на полатях около печи. С печью связано немало преданий и обычаев. Считалось, что за печью живет домовой. А во время сватовства за печкой прятали невесту. Упоминание о печи часто встречается в русских народных сказках.
Планировку избы определяло расположение печи. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Здесь она готовила пищу. У печи стояли: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная мельница, ступа с пестом, коромысло и другие предметы быта.
Ребята, внимательно рассмотрите экспонаты, находящиеся в музее, и попробуйте их назвать (дети отвечают на вопросы учителя).
Рядом с печью висел рукомойник, под которым стояла деревянная лохань для грязной воды. На стене висело вышитое полотенце. На надлавочницах вдоль стен располагалась деревянная и глиняная посуда: горшки, крынки, утицы, чашки, миски, ложки. Их долгими зимними вечерами делал хозяин. Также он плел из лыка корзины, лукошки, короба. Для работы у него был свой угол напротив печи.
Почетное место в избе занимал «красный угол» — самое освещенное место, находившееся по диагонали от печки. Здесь на специальной полке стояли иконы, перед ними горела лампада. Гость, входивший в избу, находил глазами красный угол, снимал головной убор, трижды крестился и низко кланялся образам, а после этого здоровался с хозяевами.
В красный угол сажали почетных гостей, а во время свадьбы – жениха и невесту. Главный предмет мебели – обеденный стол – стоял в красном углу. В обычные дни во главе стола сидел глава семьи. В определенное обеденное время за столом собиралась вся семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки и скамьи. На них сидели и спали. Ребята, а знаете, чем отличались лавки от скамьи? (дети отвечают).
Действительно, лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обивали для прочности
железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Для девочек с малых лет в отдельном сундуке собирали приданое. Чтобы собрать приданое к свадьбе, девочки с шести — семи лет начинали прясть.
У ч и т е л ь. А теперь вернемся в класс и еще немного поговорим о русском деревянном зодчестве.
Главное при строительстве жилища – единство пользы и красоты. Это учитывалось и при строительстве избы и амбара, и при изготовлении прялки и лавки, вышитого полотенца или глиняной посуды. Недаром в порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, которое заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами – заказчиками какого-либо села), нередко указывалось: «… а строить высотою, как мера и красота скажет». Пример – музей-заповедник в Кижах (приложение 2) на Онежском озере в Карелии (храмы и крестьянские дома).
Наиболее развитые типы русских крестьянских домов создавались на Русском Севере, т. к. крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, имели экономически крепкие хозяйства и располагали достаточным количеством лесоматериалов. Всё это также способствовало развитию народного творчества.
В Иркутской области тоже есть музеи деревянного зодчества: в Тальцах и Братске (приложение 3).
В нашем районе в г. Бодайбо много лет работает музей, где собраны материалы о жизни простых людей на берегах золотой Лены. Много лет отдал этой работе Верещагин Владимир Федорович – краевед, создатель краеведческого музея. Сегодня музей по праву носит имя своего основателя (приложение 4).
Ребята, если у вас будет возможность, обязательно посетите наш музей.
П о с т а н о в к а з а д а ч и .
У ч и т е л ь . А теперь давайте посмотрим иллюстрации, которые вы принесли (это было домашним заданием к уроку) –
Многие русские художники изображали на своих полотнах убранство крестьянской избы.
Чтобы ученики хорошо могли рассмотреть иллюстрации и репродукции картин, я вывожу их на большой экран при помощи компьютера.
У ч и т е л ь . Обратите внимание на то, как на этих картинах тщательно прорисована печь – матушка (приложение 6).
А на этих полотнах изображен красный угол избы (приложение 7).
Эти картины (приложение 8) рассказывают нам о быте крестьян.
А теперь давайте повторим и запишем основные термины (приложение 9):
— Матица – основная несущая балка деревянного перекрытия.
— Изба – отапливаемый жилой бревенчатый дом.
— Волоковые окна – вырубались в смежных брёвнах на полбревна вверх и вниз.
— Косящатые (от слова «косяк») окна («красные») – основные, обрамлялись косяками с 3-х сторон (с XVII в. – оконные коробки и наличники).
— Повалуша («повальный – общий») – общее помещение для всей семьи, а также для приёма гостей.
— Опечек – деревянный помост, на который ставилась глинобитная печь.
— Голбец — дощатый короб, скрывающий лестницу в подклет (для хозяйственных нужд и чтобы изолировать избу от сырой почвы и наметаемых зимой снежных сугробов).
— Красный угол – противоположный от печи и наиболее освещённый угол (божница и обеденный стол).
Ребята, отгадайте русские народные загадки:
- Стоит бычище – проклёваны бочища (Изба).
- Дедушка старый – весь белый; лето придёт – не глядят на него. Зима настанет – обнимают его (Печь).
- Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват (Печка, огонь, дым, кочерга).
- В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (Стол).
- Медный бес на стол залез (Самовар).
- Два братца хотят подраться, да друг друга достать не могут (Вёдра на коромысле).
- Щука в воде, а хвост – наружу (Ковш).
Молодцы! Вы, наверное, догадались, что все загадки были о предметах крестьянской избы? Не забудьте об этих вещах, когда будете выполнять самостоятельную работу.
А сейчас мы будем работать в группах. Задание называется «Вы входите в новый дом». На эскизе крестьянской избы нужно расставить печь, лавки, надлавочницы, стол, божницу, стол-шкаф и т. д. Для этого необходимо на подготовленный лист А3 приклеить предметы быта (это задание я готовлю заранее на 5 – 6 групп сама). Ребята выполняют задание.
Посмотрим, что у вас получилось! (приложение 10)
У ч и т е л ь . Ребята, используя знания, которые вы получили сегодня, придумайте свою композицию интерьера крестьянской избы. Это будет вашим домашним заданием. На следующем уроке по вашим эскизам мы будем создавать макеты внутренней обстановки русской избы, используя пластилин.
Р а б о т а н а д в ы б р а н н о й к о м п о з и ц и е й .
На втором уроке учащиеся демонстрируют эскизы интерьеров избы (приложение 11). После внимательного изучения материала выбираем 3 – 4 эскиза. Класс по желанию делится на группы по 3 – 4 человека.
У ч и т е л ь . Ребята, сейчас вы будете выполнять коллективную работу – лепить из пластилина макеты внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда. Постарайтесь в своих работах применить все знания о русском народном творчестве. (Напоминаю детям об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символике (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет), жизненно важных центрах (печное пространство, красный угол), круге предметов быта, труда, о единстве пользы и красоты).
Желаю успеха!
Каждый учащийся в группе выполняет индивидуальное задание. Затем выполненные предметы дети выставляют или приклеивают в заранее подготовленной для макета коробке (приложение 12). При сборке важно учитывать угол зрения, композиция должна хорошо смотреться с разных сторон.
Учитывая, что работа требует от ребят большой усидчивости, концентрации внимания, напряжения мышц рук, на уроках каждые 20 минут провожу физминутки (можно танцевать под русские народные песни).
П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а .
В конце урока каждая группа защищает свою работу. Дети рассказывают, кто живет в их избе. Можно придумать «свою» сказку. А самое главное то, что оценки друг другу будут выставлять сами дети (приложение 13).
Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися:
- Почему русский народ «очеловечивал» свое жилище? Какие элементы избы это доказывают? (Чело, причелина, полотенце, наличники и др.)
- Почему главное место в избе занимала печь?
- Дайте определение слову «утварь». Перечислите утварь крестьянского дома.
- Какую часть избы называют красным углом? Что находится в красном углу?
- Как вы понимаете русскую пословицу «Хозяйкой дом стоит»?
У ч и т е л ь . Какие замечательные работы у вас получились! Такие макеты можно поставить для экспозиции в школьном музее.
Ребята, мне было интересно с вами работать. Спасибо!
Литература:
- Вульф Р., Грег А., Основы рисования. Мн.: ООО «Попурри», 2001.
- Городу на Витиме – 100 лет. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2003.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.- сост. О.В.Свиридова. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 8 классы. Книга для учителя /сост. Фомина Н.Н. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995.
- Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Быт, хозяйство, семья: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель», 2003
- Коринфский Аполлон. Народная Русь. М.: Белый город, 2008.
- Неменский Б. М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
- Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры, 1984.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы». М.: Просвещение, 2008.
- Путешествие по Сибири. — Фотопутеводитель. М.: Изд. «Планета», 1981.
- Сокровища России. – Энциклопедия. М.: «Росмэн», 2004.
на Украине: Могла ли Россия применить тактическое ядерное оружие?
Published
Related Topics
- Russia-Ukraine war
Image source, Getty Images
Russia’s President Vladimir Putin has said he’s ready to use nuclear weapons to defend Russian территории, вызывая опасения, что он может применить маленькое или «тактическое» ядерное оружие в Украине.
Президент США Джо Байден предупредил его, что это станет самой серьезной военной эскалацией со времен Второй мировой войны.
Что такое тактическое ядерное оружие?
Тактическое ядерное оружие представляет собой небольшие ядерные боеголовки и системы доставки, предназначенные для использования на поле боя или для нанесения ограниченного удара.
Предназначены для уничтожения вражеских целей в определенной зоне, не вызывая широкомасштабных радиоактивных осадков.
Наименьшее тактическое ядерное оружие может весить одну килотонну или меньше (производит эквивалент тысячи тонн взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте). Самые большие из них могут достигать 100 килотонн.
Стратегическое ядерное оружие больше (до 1000 килотонн) и запускается с большей дальности.
Для сравнения: мощность атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 году, составляла 15 килотонн.
Какое тактическое ядерное оружие есть у России?
По данным разведки США, Россия имеет около 2000 единиц тактического ядерного оружия.
Его тактические ядерные боеголовки могут быть размещены на различных типах ракет, которые обычно используются для доставки обычных взрывчатых веществ, таких как крылатые ракеты и артиллерийские снаряды.
Тактическое ядерное оружие также может быть запущено с самолетов и кораблей — в виде ПКР, торпед и глубинных бомб.
США заявляют, что Россия недавно вложила значительные средства в это оружие, чтобы улучшить его дальность и точность.
- Сколько ядерного оружия у России?
- Каковы ядерные риски?
Применялось ли ранее тактическое ядерное оружие?
Тактическое ядерное оружие никогда не применялось в конфликтах.
Ядерные державы, такие как США и Россия, обнаружили, что с одинаковой эффективностью можно уничтожать цели на поле боя с помощью современных обычных боеприпасов.
Кроме того, ни одна страна, обладающая ядерным оружием, до сих пор не желала рисковать развязыванием тотальной ядерной войны, применяя тактическое ядерное оружие.
Тем не менее, Россия может быть более склонна использовать меньшее тактическое оружие, чем более крупные стратегические ракеты.
«Возможно, они не увидят в этом переступления большого ядерного порога», — говорит доктор Патрисия Льюис, руководитель программы международной безопасности аналитического центра Chatham House.
«Они видели его как часть своих обычных сил.»
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,Российские силы могут стрелять небольшими ядерными боеголовками с использованием обычной артиллерии, такой как самоходная артиллерийская установка «Малка»
Ядерные угрозы Путина — реальная причина для беспокойства?
В феврале 2022 года, незадолго до вторжения в Украину, президент Путин привел российские ядерные силы в «особую боевую готовность» и провел громкие ядерные учения.
Совсем недавно он сказал: «Если территориальная целостность нашей страны окажется под угрозой, мы, без сомнения, используем все доступные средства для защиты России и нашего народа. Это не блеф».
Россия планирует аннексировать области юга и востока Украины, которые она оккупировала после проведения самозваных референдумов. Президент Путин заявляет, что готов защищать «территориальную целостность» регионов «всеми средствами».
Разведка США видит в этом угрозу Западу не помогать Украине пытаться вернуть себе эти территории, а не как знак того, что он планирует ядерную войну.
Но другие опасаются, что у России, если она потерпит дальнейшие неудачи, может возникнуть соблазн использовать меньшее тактическое оружие в Украине, чтобы «изменить правила игры», чтобы выйти из тупика или избежать поражения.
Джеймс Актон, эксперт по ядерной энергии из Фонда Карнеги за международную поддержку в Вашингтоне, округ Колумбия, говорит: «Я обоснованно обеспокоен тем, что в этих обстоятельствах Путин может применить ядерное оружие — скорее всего, на территории Украины, чтобы запугать всех и получить его путь. Мы еще не в том пункте».
Как отреагировали США?
Президент США Джо Байден предупредил Россию не использовать ядерное оружие в войне на Украине.
Выступая в интервью CBS News, г-н Байден сказал, что такие действия «изменят лицо войны в отличие от всего, что было со времен Второй мировой войны», добавив: «Это будет иметь последствия».
Трудно предсказать, как США и НАТО отреагируют на любое использование ядерного оружия. Они могут не хотеть дальнейшей эскалации ситуации и рисковать полномасштабной ядерной войной, но они также могут захотеть подвести черту.
Однако Россия может быть удержана от применения тактического ядерного оружия другой державой — Китаем.
«Россия сильно зависит от поддержки Китая, — говорит доктор Хизер Уильямс, эксперт по атомной энергии из Королевского колледжа Лондона.
«Но у Китая есть ядерная доктрина о неприменении ядерного оружия первым. Поэтому, если бы Путин их применил, Китаю было бы невероятно трудно поддерживать его.
«Если бы он их применил, он, вероятно, потерял бы Китай.»
Война в Украине: Больше репортажей
- ПРЯМОЙ ЭФИР: Последние новости из Украины и соседних стран
- КИЕВ: Украинские генералы о том, почему Киев не падет легко
- ПРОТЕСТ: Обнажены трещины в военном послании Кремля
- МАРИУПОЛЬ: Зараза и голод, сотни прячутся в подвалах
- IN ГЛУБИНА: Полное освещение конфликта
- Российско-украинская война
- Военные
- 2014 Украинский конфликт
- Украина
Выпуск выходного дня Суббота: NPR
Неделя в политике: Демократы побеждают в Грузии; Кирстен Синема отказывается стать независимым
В штате Мэн приводится к присяге самый разнообразный законодательный орган, в том числе первый черный динамик
ЛОНДОН, АНГЛИЯ — Робот Ай-Да, ультрареалистичный художник-гуманоид, рисует во время пресс-конференции в Британской библиотеке 4 апреля 2022 года в Лондоне, Англия. Холли Адамс / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Холли Адамс / Getty Images
Мнение: Машинная поэзия здесь
Нигерийские военные проводят секретную программу массовых абортов с 2013 года
Молли Айдл и Хуана Мартинес-Нил / Holiday House Publishing, Inc.
«Мне все равно» — это книга о том, что важно в дружбе, иллюстрированная лучшими друзьями
.Самые неправильно произносимые слова в прямом эфире в этом году
Почему издатели изо всех сил стараются напечатать отчет от 6 января, который находится в открытом доступе
Hermanos Gutierrez на их новом альбоме «El Bueno Y El Malo»
Encore: Федеральное правительство помогает племенным общинам на Аляске переселиться на возвышенность
Как сенатор Кирстен Синема становится независимой рассматривается в ее родном штате
Бритни Гринер возвращается домой в США
Картина британского уличного художника Бэнкси среди разрушенных домов на Бородянке в субботу. На изображении изображен мальчик, бросающий мужчину на пол. Оба в костюмах для боевых искусств. Многие считают, что этим человеком является российский лидер Владимир Путин, энтузиаст дзюдо. Натали Кейссар для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Натали Кейссар для NPR
Жизнь в украинском городе: бесчинствующие русские, отключения электричества, визит Бэнкси
Представитель штата Мичиган Дебби Дингелл о формировании фракции демократов Хартленда в Палате представителей
Кевин Пауэлл о своем новом сборнике стихов «Покупки продуктов с моей мамой»
Encore: Является ли леканемаб лекарством от болезни Альцгеймера, которое, наконец, изменит ситуацию?
Наблюдательный совет гражданской полиции Питтсбурга получил наименьшее количество жалоб за всю свою историю
Суббота Спорт: 1/4 финала ЧМ; движения игроков в MLB
На бис: писатель Джамиль Ян Кочай воссоединяется со своим учителем 2-го класса, который учил его английскому языку
Ищете песню, которую слышали между историями? Мы удалили музыкальные кнопки на этих страницах.