Живи, Земля! Книги о нашей планете и о том, как ее сберечь
Наша планета — наш общий дом, и за порядок в нем отвечаем все мы.
Выйдем за порог, оглянемся вокруг: высокое небо, ясное солнце, птицы поют, трава зеленеет. Эх, хорошо! Планета дарит нам свою любовь. А мы? Так ли внимательны мы к ней? Ведь в один момент все может измениться. Земля давно бьет тревогу! Мы постоянно получаем предупреждения: ураганы, наводнения, природные катастрофы, изменение климата, но по-прежнему ничего не делаем.
Помните, что говорил Маленький принц: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Давайте прислушаемся к нему и начнем меняться прямо сейчас! Не знаете, с чего начать? Не беда, было бы желание!
«… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся». Сергей Петрович Капица
Мы собрали для вас книги, которые помогут начать разговор с детьми об экологической культуре.
Из книг ребенок получит больше знаний о нашей планете, о ее секретах и тайнах, полюбит Землю и станет ей настоящим другом. Он узнает много нового об окружающем мире, о животных и растениях, о биосфере и об изменениях планеты, которые произошли по вине человека.
Для начала дадим слово самой Земле. В книге «История Земли, рассказанная ею самой», которую выпустило издательство «Питер», главной героиней и рассказчиком является наша планета. Благодаря ярким цветным картинкам дети смогут представить Землю как доброго персонажа, своего друга, с которым можно поболтать обо всем на свете. Земля расскажет о своем рождении, характере, привычках, о своей температуре, о существах, ее населяющих, о рельефе, климате и многих других вещах.
Серия «100% экокнига». Издательство «Самокат»
Издательство «Самокат» не так давно выпустило серию под названием «100% экокнига». Книги напечатаны на картоне из переработанных бумажных отходов. На обложке надписи: «При изготовлении этой книги не пострадало ни одно дерево!» и «Благодаря использованию экокартона 11 деревьев на этой планете не были срублены». Серия адресована дошкольникам. Это первая экскурсия в мир природы, знакомство с флорой и фауной. Но одновременно это и первый акцент на вопросе экологии: издательство обращает внимание самых маленьких читателей на проблему охраны природы. Увидев слоганы на обложке, ребенок надолго их запомнит. Ну а суть серии — рассказать детям о лесе, саде, море, джунглях c помощью веселых рисунков, тем самым развивая фантазию, воображение, мышление и речь.
Еня и Еля — забавные и милые енотики. Они хорошо знакомы читателям по серии обучающих книг «Сказки и рассказы о животных». В очередном выпуске «Еня и Еля. Волшебная экология» полюбившиеся герои расскажут малышам о том, что такое экология и почему нужно бережно относиться к природе. В книге семь сказок объединены общей темой. Автор предлагает не скучную лекцию, а веселое приключение по миру природы. При этом ему удается сохранить баланс: рассказывать просто, но не примитивно, используя дополнительную информацию, стихи, загадки и предлагая посильные задания. Юные читатели узнают, что такое заповедник, заказник, как сортируют мусор, как нужно относиться к воде и многое другое. Прекрасный вариант для первого знакомства дошкольников с экологическими вопросами.
Книга «Спаси лес!» от издательства «Ранок» поможет малышам закрепить изученный материал. Автор предлагает увлекательный квест, проходя который следует отвечать на вопросы, выполнять задания и собирать экопамятки. А в результате у ребенка появляется возможность стать суперэкогероем. Как вариант развивающих книжек с заданиями — «Пластилиновая лаборатория Чевостика — 2». Здесь ребенку предлагается слепить рельеф Земли, слои почвы, дно океана и многое другое. Естественно, дети лучше запомнят информацию, если сами изготовят «наглядное пособие».
Рекомендуем также обратить внимание на новинку издательства «Поляндрия» — невероятную историю под названием «Цветочный лес», которая вот-вот появится в продаже. Маленькая героиня книги переезжает в город, где кругом огромные дома, каменные дорожки, картонные коробки. Девочка очень скучает по своему родному саду, тропинкам, цветам, но не может найти ничего похожего в городе. Однажды лес передает ей привет, и вот уже малышка устроила у себя дома настоящий сад и сумела увлечь садоводством своих друзей. Прочитав эту книгу, малыши наверняка тоже захотят выращивать цветы или деревья. Так что готовьте место на подоконнике и заранее покупайте красивые цветочные горшки.
Книга «Шагни за порог. Путеводитель по природе». Издательство «Самокат»
Книгу «Шагни за порог. Путеводитель по природе» написали португальские ученые-биологи. Это путеводитель в широком смысле слова, книга, способная изменить взгляд ребенка на мир и научить видеть чудеса в обычных вещах (деревья, цветы, насекомые, животные, природные явления — мы спешим и не замечаем, насколько природа прекрасна и совершенна!). В книге есть практические рекомендации, как и что можно исследовать, с чего начинать свое путешествие по миру природы, советы и предостережения. Авторы часто подшучивают над читателями, вставляя среди вполне серьезных советов юмористические предостережения: не забудь надеть шапку и т.д. Также в книге можно найти ответы на необычные и нестандартные вопросы: есть ли нос у червяка? Как кроты ухитряются сохранять свою пищу свежей? Чем отличаются жаба и лягушка? Что будет, если поцеловать лягушку? и т.д. Читать и рассматривать книгу можно часами. Она из тех, которые можно изучать с конца, с середины, с начала, отдельными блоками или полностью — по вашему выбору! Целевая аудитория: от рождения до бесконечности.
Как появилась наша планета? Почему именно на ней возникла жизнь? Какими были первые живые существа на Земле? Что нужно знать о горных породах? Что собой представляют вулканы и гейзеры, землетрясения и цунами? Ответы можно найти на страницах «Самой невероятной книги о нашей планете». Разнообразная информация о странах и континентах, о чудесах планеты и современном ее состоянии. Увеличенный формат, много цветных фотографий, благодаря дополнительному иллюстративному материалу ребенок лучше запомнит прочитанное. Книга способствует развитию мышления, фантазии, воображения, расширению кругозора и повышению уровня знаний.
В книге «Планета Земля. Мир вокруг нас в инфографике» собрана вся самая важная информация о планете, и материал подан при помощи наглядных графиков, таблиц, схем, карт и т.д. Книга поможет родителям и учителям объяснить детям, что представляет собой планета, на которой мы все живем, рассказать о строении Земли, об атмосфере, животном мире, морях и океанах, реках и озерах, горах, полях, лесах и пустынях.
Книга «Планета Земля. Мир вокруг нас в инфографике». Издательство «Пешком в историю»
Небольшая, но информативная книга «Земля. Голубая планета» из серии «Библиотека школьника» от издательства «ОЛМА Медиа Групп», где также вышли книги «Земля. Планета океанов» и «Земля. Подвижная твердь». Это справочное издание, которое рассказывает о географии нашей планеты. Отдельные главы посвящены месту Земли в Солнечной системе, магнитному полю, материкам и океанам. Интересны разделы, посвященные геохронологии, эрам и периодам истории планеты, характеристикам атмосферы, климата, внутреннему строению Земли. Книги серии — увлекательное чтение и серьезные учебники одновременно.
Канадская писательница Эрика Файви и художник Билл Славин поставили перед собой цель объяснить ребенку всю полноту проблемы мусора в нашей жизни и его влияния на экологическую ситуацию. Каждая глава книги «Мусорная революция. Свалка о двух концах» посвящена определенному типу мусора, его отрицательному воздействию на нашу жизнь и тому, как минимизировать это воздействие. В книге много полезной информации, которая изложена в простой и доступной форме. Юные читатели узнают, как бороться с загрязнением водоемов, какие существуют системы очистки воды, почему нужно экономить воду и не лить ее попусту, получат представление о негативной роли бумажных, пластиковых, стеклянных и металлических отходов. Особое внимание авторы обращают на «электромусор» — использованные лампочки, батарейки, мобильные телефоны, — с которым также связан ряд проблем. В книге множество ярких картинок и схем.
Подростки любят читать о катастрофах, и данное издание обязательно привлечет их внимание. Книга «Удивительная экология» из серии «О чем умолчали учебники» от издательства «ЭНАС-КНИГА» написана о нашей планете и о нас: о нашей недальновидности и ошибках, ведущих к катастрофам, о природных и техногенных катастрофах, о борьбе ученых за сохранение окружающей среды. Авторы призывают людей остановиться и начать исправлять свои ошибки, пока планета не погибла окончательно.
Популярный вариант издания «Красная книга Земли» специально адаптирован для юных читателей. Что такое Красная книга, известно каждому, но держать ее в руках доводилось далеко не всем. Тем не менее, эта книга должна быть на нашей полке, ведь она — одно из важнейших свидетельств, подтверждающих преступное равнодушие человека и его отрицательное воздействие на экосистему. В книге собраны сведения о тех представителях фауны, которым грозит исчезновение. Информация дополнена интересными фактами и подробностями из жизни охраняемых животных. Подача материала структурирована. О каждом животном даются краткие сведения о его признаках, образе жизни, почему этот вид занесен в Красную книгу. Упоминается 200 различных видов животных. В конце — словарь терминов.
Так как же сберечь нашу планету? Экологичный образ жизни — это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно. Предлагаем вам десять простых, но действенных экосоветов. Начните придерживаться их прямо сегодня, сейчас, не откладывая в долгий ящик!
- Откажитесь от пластиковых пакетов. Заведите специальную экосумку, например тканевую.
- Долой пластиковые бутылки для воды! Прекрасная альтернатива — термокружки, термосы, металлические бутылки и т.п.
- Забудьте про пластиковые трубочки для коктейля.
- При покупке товара в магазине обращайте внимание на упаковку. Старайтесь выбирать упаковку, которую можно потом сдать в переработку: бумагу, картон, стекло и т.д. Меньше упаковки — меньше мусора!
- Сортируйте мусор и по возможности сдавайте в переработку.
- Отдавайте старую одежду и обувь нуждающимся.
- Синтетика — тот же пластик! Старайтесь выбирать одежду из натуральных тканей.
- Берегите воду и электричество!
- Обращайте внимание на состав моющих средств и стиральных порошков.
Ваш выбор — растительные компоненты.
- Делитесь экосоветами со своими друзьями. Таким образом вы повысите уровень экокультуры в обществе.
Имея перед глазами положительный пример в вашем лице, дети автоматически станут за вами повторять, а все вместе мы намного быстрее добьемся результата. Давайте думать о нашей планете постоянно, каждый день! Иначе получится, как в стихах Валентина Берестова:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься!
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Читайте также:
- «Лето, море, я – лучшие друзья. Герои детских книг на каникулах»
- «На краю травинки: знакомим детей с насекомыми»
- «На краю травинки: про жучков, пчел и бабочек»
- «На языке пернатых: энциклопедии и книги о птицах»
«Планета Земля» | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: Планета Земля
Цель: дать представления о планете Земля
Задачи:
- Познакомить с глобусом и физической картой Земли;
- Обогатить словарь: планета, земная ось, Северный и Южный полюса, Западное и восточное полушария, экватор;
- Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение;
- Формировать представление о внутреннем строении земли.
Материал и оборудование: глобус, физическая карта полушарий Земли, фотоснимок из космоса, картинка с изображением внутреннего строения Земли, модель автомобиля (игрушка), фигурка человека, мяч, пластилин, заостренные тонкие палочки (зубочистки).
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,
«Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Ход:
— Ребята, посмотрите какой у меня есть фотоснимок. Его сделали из космоса. Как вы думаете, что на нем изображено? (Планеты)
— Посмотрите на фотографию и попробуйте самостоятельно найти нашу планету. Почему вы думаете, что именно это наша планета?
— А как наша планета называется? (Земля)
— Как, вы думаете, выглядит Земля из космоса, когда на нее смотрят космонавты? (Предположения детей)
— Посмотрите на фотоснимок. На нем видно, что земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – это вода на нашей планете, светлые – суша, самые светлые – облака.
— Наша планета – огромный шар. Чтобы ее объехать вокруг, нужно много месяцев.
— Давайте посмотрим на глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный автомобиль – уменьшенная модель настоящего автомобиля (показ). Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз.
— Мы живем примерно вот здесь (показ на глобусе). Поставим сюда игрушечного человечка (пытаемся установить на глобусе фигурку человечка).
— Почему человечек все время падает? Ведь мы, живем на такой же круглой планете, но не падаем с нее! (Предположения детей).
— Давайте проведем опыт. Подбросим мяч вверх. Он, упал вниз? (Да)
— Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает? (Предположения детей).
— Да потому, что на предметы действует сила земного притяжения. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с земли, как этот человечек упал с глобуса.
— Теперь, посмотрите, как устроен глобус (объяснение сопровождается показом). Его можно повернуть в одну и в другую сторону, покрутить вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля – это тоже крутящийся шар, поэтому у нее есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называется земная ось.
Верхняя точка, куда «воткнута» ось Земли – Северный полюс, а нижняя – Южный полюс. Глобус, как и нашу планету, можно разделить на две части: верхняя часть – Северное полушарие, нижняя – Южное полушарие.
— Давайте проверим, насколько вы внимательны. В каком полушарии находится Северный полюс? В каком Южный полюс? (Ответы детей)
— Линия, которая делит глобус на Северное и Южное полушария, называется экватором. Он как бы опоясывает Землю.
Представьте себе, что мы разрезали глобус вдоль на половинки, разгладили их утюгом и наклеили на бумагу. Получится вот такая карта (показ физической карты полушарий Земли). Картой пользоваться удобней, чем глобусом. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)
— Да, ее можно свернуть, положить в сумку, взять с собой в путешествие. Она занимает места меньше, чем глобус.
— На карте изображение Земли разделено на Западное полушарие и Восточное полушарие. Проверяем, кто у нас самый внимательный. Покажите на карте Северный и Южный полюса, экватор, земную ось, Северное, Южное, Восточное и Западное полушария (Дети поочередно работают у карты).
Физкультминутка
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Взрослые и дети шагают по планете.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли!
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора!
— Вам интересно узнать какая Земля внутри?
Если можно было разрезать нашу планету пополам, как яблоко, то внутри она выглядела бы так (показ картинки): в самом центре находится раскаленное ядро (в середине оно твердое, а сверху жидкое), далее следует толстый слой, который называется мантия, ее покрывает тонкая земная кора, по которой мы ходим.
— Ребята, вы хотите иметь свою модель планеты Земля?
Тогда давайте ее слепим. Садитесь за столы. С чего начнете свою работу?
(С ядра)
— Верно. Только будьте осторожны, не обожгите руки, ведь этот слой очень горячий! Будем лепить его из пластилина какого цвета? (Желтого)
— Какой слой идет за ядром? (Ответы детей)
— Правильно, мантия. А какого цвета мантия? (Красного)
— Значит налепим на ядро слой красного пластилина. Не забудьте, что этот слой самый толстый!
— Какой слой следующий? (Земная кора)
— Верно. Какой цвет пластилина нам понадобится? (Синий)
— Не забудьте, что этот слой самый тонкий.
Дети самостоятельно лепят модель планеты Земля.
— А что нужно, чтобы наша планета вращалась? (Предположения детей)
— Надо сделать для нее ось – ведь мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси. Для этого мы проткнем пластилиновый шарик тонкой заостренной палочкой и раскрутим его, удерживая палочку за длинный конец. (Дети выполняют задание)
— Теперь вы можете представить, как вращается Земля вокруг своей оси. Ребята, посмотрите на свои работы, все справились с заданием?
— Молодцы! А чтобы пластилиновые шарики стали похожи на глобус или планету Земля, вы дома налепите сверху маленькие пятна пластилина коричневого, зеленого и желтого цвета.
— Что эти пятна будут изображать? (Землю, горы, леса, пустыни).
— Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о планете, на которой мы живем? (Ответы детей)
— Молодцы, ребята! (Обобщение ответов детей)
В заключение послушайте стихотворение о планете Земля
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(И. Петросян)
Земля
Издревле наша планета Земля — это начальный пункт для развития любой вселенской науки, будь то философия, астрономия или физика. И хотя Земля давно уже не считается центром Вселенной, она остается центром нашего познания — все, что удается найти на космических объектах, ученые связывают с привычными нам объектами и веществами с нашей планеты. Однако так ли много мы знаем о нашем доме? В этой статье пойдет речь о многогранности Земли, которая служит нам верным инструментом изучения космоса.
Содержание:
- 1 Физические характеристики Земли
- 1.1 Форма Земли
- 1.2 Масса Земли
- 1.3 Орбитальные характеристики Земли
- 2 Состав Земли
- 2.1 Железо
- 2.2 Кислород, кремний и магний
- 3 Топографическая карта Земли
- 4 Структура Земли
- 5 Земля и космос
- 5.1 Ближайшее окружение Земли
- 6 Роль Земли в астрономии
Физические характеристики Земли
Фото «Pale Blue Dot». Крошечная точка посередине коричневой линии справа — это Земля.
Те, кто хоть раз представлял себе исполинские масштабы Вселенной, точно чувствовали всю крохотность нашей планеты. Как тут не вспомнить знаменитое фото «Pale Blue Dot» (с англ. «Бледно-голубая точка»), снятое в 1990 году зондом «Вояджер-1» из внутреннего края Солнечной системы. На снимке наша планета и правда выглядит как микроскопическая точка — на расстоянии 6 миллиардов километров она занимает на снимке всего 0,12 пикселя! Так как мощности телескопов растут, и границы обозримой Вселенной расширяются, Земля кажется нам все меньше и ничтожнее среди пустого и холодного космоса.
Однако не стоит забывать, что Земля — это уникальная по многим параметрам планета. Она является самой большой среди внутренних, «скалистых» планет Солнечной системы, куда входят еще Меркурий, Венера и Марс. На орбите Земли находится один из наиболее массивных спутников Солнечной системы — Луна. А еще на нашей планете сочетается несколько феноменальных явлений — жидкая вода, плотная атмосфера, активные недра и жизнь. Вместе эти компоненты создают такое химическое и геологическое разнообразие на Земле, достичь которого не смогло еще ни одно известное планетное тело.
А еще вполне закономерно, что Земля есть и будет наиболее детально изученным космическим телом в истории человечества. Смельчакам, которые стремились к истине, пришлось пройти путь в тысячи лет — от вычисления массы и породы слонов, поддерживающих земной диск, до запуска высокоорбитальных спутников. На сегодняшний день известны следующие характеристики — а именно:
Форма Земли
Земля обладает формой эллипсоида — сферы, приплюснутой со сторон, что приводит к несоразмерности линейных измерений планеты. Скатайте шарик из пластилина, прижмите его слегка пальцами со сторон — и у вас в руках уменьшенная модель земного шара! Диаметр Земли от Северного полюса до Южного составляет 12 712 километров, когда на экваторе — 12 756 км.
Очертания Земли без воды по данным спутника GOCE.
Большие планеты приобретают сферическую форму благодаря воздействию гравитации — она заставляет вещество равномерно отдаляться от центра массы космического тела. Почему же тогда Земля не представляет собой идеальный шар? Все дело в центробежной силе, возникающей из-за вращения планеты вокруг собственной оси. Из-за нее Земля шире в плоскости вращения и уже по оси, то есть на полюсах.
К слову, истинно-научное определение формы Земли — референц-эллипсоид. Это связано с тем, что поверхность планеты отличается от поверхности идеальной геометрической фигуры — материки пересекают высокие горы и глубокие долины, а сами континенты возвышаются над мировым океаном. Такое видение фигуры нашей планеты используется в точных науках — например, в геодезии.
- Интересный факт: Неправильная форма нашей планеты создает забавный феномен. Когда самой большой горой является Эверест (Джомолунгма), возвышающийся над уровнем моря на 8848 метров, от центра Земли наиболее отдален 6310-метровый вулкан Чимборасо. Секрет в том, что он находится ближе к экватору, из-за чего выигрывает пару десятков километров у Эвереста.
Вулкан Чимборасо.
Масса Земли
Обладая линейными параметрами Земли, нетрудно высчитать ее объем — 1083207000000 км3, больше триллиона кубических километров! Это невероятно много для человека. К примеру, в мире ежегодно варится около 200 миллиардов литров пива, самого популярного алкогольного напитка — но чтобы создать из пива сферу, равную по размеру Земле, пивоварам пришлось бы работать 541 миллиардов лет!
С помощью наблюдения за гравитационными взаимодействиями объектов Солнечной системы, знаменитый британский ученый Исаак Ньютон рассчитал среднюю плотность нашей планеты. По его изысканиям, Земля в 5 с половиной раз гуще воды — и обладает плотностью в 5,48 г/см3. Итоговая масса нашей Земли составляет примерно 5,98×1024 килограмм.
- Интересный факт: Наша Земля является самым плотным объектом Солнечной системы — даже Солнце обладает меньшей плотностью, всего в 1,4 г/см3. А Уран, самая «воздушная» из планет, обладает консистенцией в 0,68 г/см3 — даже меньше, чем у обычного картона! Многие феномены нашей планеты объясняются столь высокой концентрацией вещества.
Между Землей и Луной помещаются все планеты Солнечной системы. Однако стань они так в реальности — и не плотный, но массивный Юпитер поглотит их всех.
Изменение массы Земли
Массивность Земли постоянно меняется — например, масса планеты уменьшается за счет испарения водорода в космос. Он получается из воды, расщепляемой ультрафиолетовым излучением. Также массу планеты уменьшают потери гелия. А в глубинах постоянно идет преобразование материи в энергию за счет ядерных процессов. В сумме, за год космос «улетает» около 98 тысяч тонн вещества! Одновременно Земля наращивает массу — глобальное потепление и поглощение космической пыли с метеорами позволяет впитать до 40 тысяч тонн каждый год.
Итоговый баланс таков — масса нашей планеты уменьшается на 50–60 миллионов килограмм в год. Однако не стоит из-за этого волноваться — для того, чтобы истаять до опасной черты, Земле понадобится больше триллиона лет. Столько не проживет даже наше Солнце.
Орбитальные характеристики Земли
Процесс движения нашей планеты в Солнечной системе определяет многое на Земле — от смены времен года до интенсивности нагрева ядра нашей планеты. Кроме того, они являются отправной точкой многих физических формул, которые позволили точно вычислить массу нашей планеты.
Орбита Земли вокруг Солнца
Перигелий и афелий — точки удаления от Солнца
Первое, с чего стоит начать — это расстояние Земли от центра планетной системы, Солнца. В среднем оно составляет 149 597 870,7 километра. Эту величину еще называют астрономической единицей, a.u. (с английского «astronomical unit») и часто используют для выражения расстояния от Солнца других планет нашей системы.
Однако надо учесть, что орбита Земли вокруг Солнца не является правильным кругом. Как и у других космических тел, она эллиптическая — значит, в одних местах Земля подходит к светилу ближе, а в других, наоборот, отдаляется.
- Точка максимального сближения планеты с Солнцем называется перигелий (греч. префикс «peri» — «около» и корня «gelios» — «Солнце»). У нашей планеты этот показатель равен 147 098 290 километрам — 0,98 астрономической единицы. По земному календарю, этот период наступает между 2 и 5 января.
- Точка максимального отдаления Земли, афелий (греч. префикс «а» — из, от и «gelios» — Солнце» находится на расстоянии в 152 098 232 километров от Солнца. Наступает он 2–5 июля.
Земля в афелии и перигелии
Таким образом, колебание расстояния нашей планеты от Солнца составляет 5 миллионов километров — почти 17 световых секунд! Точки отдаления и приближения в астрономии называют еще апоцентром и перицентром, а конкретно Земли — апогеем и перигеем.
Период вращения Земли вокруг оси
Наша планета вращается не только вокруг звезды, но и вокруг собственной оси. Полный оборот (сидерические сутки) происходит за 23 часа 56 минут 4,1 секунды. Абсолютная скорость вращения, измеряемая у экватора, составляет 1670 километров в час. Скорость вращения Земли не является постоянной — она напрямую зависит от расстояния к Солнцу. В афелии сутки укорачиваются на 10 секунд, а в перигелии — удлиняются.
Почему указанная длина суток короче наших, обычных на 4 минуты? Дело в том, что сидерический период вращения определяется по звездам — а точнее, по положению поверхности планеты относительно них. Из-за того, что далекие звезды неподвижны по сравнению с Солнцем, последнему требуется дополнительные 4 минуты для занятия прежней позиции.
С наступлением ночи города на Земле меняются до неузнаваемости
- Интересный факт — Всем известно, что Луна создает на водных поверхностях Земли приливные волны. Однако эти волны не ударяются о материки — наоборот, континенты сами ударяются об них из-за быстрого вращения планеты. Это тормозит Землю, что приводит сразу к двум эффектам — Луна отдаляется, а дни на Земле удлиняются. Так, во времена динозавров в сутках было всего 16 часов!
Важно помнить о том, что при удалении от экватора относительная скорость вращения падает. Так, на средней полосе России Земля вокруг оси движется со скоростью 1275 км/ч — а на полюсах и вовсе стоит «неподвижно». Высокая скорость вращения вокруг оси используется в космонавтике — космодромы строят ближе к экватору для того, чтобы использовать разгон Земли и сэкономить топливо.
Вращается Земля против часовой стрелки — как и все другие планеты Солнечной системы, за исключением Венеры и Урана. Первичной силой, которая заставила планеты вращаться, была аккреция — зародыши планет набирали вещество с остатков туманности вокруг молодого Солнца, раскручиваясь все сильнее под воздействием растущей массы и прибывающего вещества. Также на характер вращения влияли массовые столкновения, произошедшие миллиарды лет назад после первичного планетообразования.
Формирование планет из туманности вокруг звезды в представлении художника
Ученые считают, что именно столкновения способны развернуть вращение планет вспять. Для того чтобы раскрутить Землю в обратном направлении, сегодня понадобится удар очень большого астероида — настолько большого, что под неправильным углом касания он может разрушить нашу планету на обломки. Необходимая для изменения вращения энергия является одной из главных проблем терраформирования — создания на других планетах земных условий.
Последствия вращения
В статье уже упоминалось о том, что из-за центробежной силы вращения Земля вширь больше, чем вдоль. Какие еще последствия имеет вращение Земли вокруг оси?
Во-первых, сила притяжения на экваторе меньше, чем где-либо еще. Ускорение свободного падения там 9,78 м/с2 — на одну сотую часть меньше эталонного g, которое составляет 9,81 м/с2. Именно из-за этого мореплавателям старины были так ценны механические часы — маятниковые хронометры начинали идти быстрее при приближении к экватору, что сильно мешало навигации.
Во-вторых, направление вращения планеты влияет на самостоятельное движение всех тел на Земле. Так как планета вращается с запада на восток, пушечные снаряды на большой скорости неизменно отклоняются в Северном полушарии вправо (в Южном — налево). Это явление проявляется повсеместно и в природе: на севере планеты реки размывают правые берега больше, чем левые, а циклоны закручиваются справа налево. Сила вращения Земли, которая влияет на движения жидкостей и газов на планете, называют силой Кориолиса — в честь французского физика Гюстава Кориолиса, впервые опубликовавшего статью на эту тему.
Циклон из космоса. Угадайте, на каком он полушарии Земли.
В Интернете и прессе часто упоминают еще одно проявление силы Кориолиса: вода в сливах ванн и раковин на Северном полушарии закручивается против часовой стрелки, а на Южном — по часовой стрелке. Это, однако, не совсем так. В лабораторных условиях, где вода была равномерной температуры и плотности, а место слива находилось по центру уравновешенного сосуда, сила Кориолиса действительно закручивала водную воронку «по правилам». Но в быту на стекающую воду действует много других факторов — от положения слива относительно ванной до шероховатости поверхности самой ванной. Поэтому на практике воронка воды в сливе может вращаться как и справа налево, так и слева направо.
Наклонен оси вращения Земли — причина смены сезонов
Если ось вращения Земли не будет наклонена, по всей планете восцарят несменные сезоны — ибо Солнце равномерно освещало бы всю планету. Благодаря вытянутости Земли по экватору, на стыке полушарий царило бы вечное и очень жаркое лето — а на полюсах навсегда бы наступили холодные сумерки.
Поэтому наклон оси Земли — одна из наиболее важных для живых существ орбитальных характеристик. Измеряется наклонение в градусах и зависит от центрального тела, от которого угол наклонения строится. Относительно экватора Солнца угол составляет 7,15°, а относительно плоскости орбиты Земли — 23,5°.
Наклон орбиты Земли
В итоге Земля никогда не освещается равномерно Солнцем: во время движения вокруг светила, полушария планеты поочередно нагреваются больше, что и приводит к смене сезонов. По этой же причине лето на Северном полушарии наступает одновременно с зимой на Южном. Из-за особенностей угла наклона земной орбиты на экваторе жарко даже «зимой», которая технически там не наступает — а на полюсах стоит вечная стужа, и день и ночь меняются раз в полгода.
- Интересный факт. Как читатели уже знают, ближе всего к Солнцу Земля подходит в январе — именно тогда, когда на Южном полушарии наступает разгар лета. Поэтому лето на Юге всегда жарче по сравнению с летом на аналогичных широтах Севера — близость Земли к светилу дает на 6-8% больше энергии.
Наклонение, подобно другим орбитальным характеристикам, претерпевает изменения со временем — как и благодаря гравитационным взаимодействиям с Луной, так и возможными крупными столкновениями. Последние будут катастрофическими для жизни на Земле не столько из-за изменения наклона оси вращения, сколько из-за их сил. Для того чтобы изменить наклонения планеты на 1 градус, понадобится удар астероида массой с сотни тонн — он оставит кратер радиусом больше тысячи километров, а импульс от столкновения раздробит литосферные плиты.
Состав Земли
Наша планета — один из немногих объектов в Солнечной системе, геологическая активность которого продолжается по сей день. Вода, воздух и солнечный свет вступают в реакцию с веществом на поверхности, недра нашей планеты до сих пор раскалены — все это приводит к созданию разнообразных химических соединений, которые не встречаются на соседних планетах.
Впрочем, большинство материала нашей планеты скрыто под землей. Человечеству пока доступна только тысяча километров нашей атмосферы, а глубина самой большой скважины составляет 12 262 метров — из 6371000 метров расстояния до центра Земли! Многие прогнозы остаются чисто теоретическими и со стремительным развитием науки изменяются каждый день — теория тектоники плит, по которой сегодня рассчитывают движение континентов, землетрясения и местоположение ресурсов, была принята всего 50 лет назад.
Гипотетический состав Земли
Современный состав Земли ученые распределяют следующим образом:
- Железо (Fe) — 32,07%
- Кислород (O) — 30,12%
- Кремний (Si) — 15,12%
- Магний (Mg) — 13,90%
- Сера (S) — 2,92%
- Никель (Ni) — 1,82%
- Кальций (Ca) — 1,54%
- Алюминий (Al)— 1,41%
Давайте рассмотрим самые распространённые вещества на планете и разберемся, откуда они взялись и где их найти.
Железо
Этот тяжелый элемент лидирует по концентрации в Земле среди других веществ — его массовая доля в Земле составляет 32%, что почти третья часть общей массы планеты! «Почему тогда, — спросите вы, — железо приходится добывать из-под земли, раз его так много?» Все дело в неравномерности его распределения — и в особенностях его химического состояния.
Прежде всего, львиная доля железа на Земле содержится в ядре планеты — по современным оценкам, ядро состоит из него не менее чем на 85%. К этому привела дифференциация недр, произошедшая во время жидкого этапа эволюции Земли — под действием гравитации, тяжелые элементы стремились к центру планеты, а более легкие выталкивались наружу.
Земля в разрезе. Большой огненный шар в центре — ядро
Железо присутствует также в мантии и коре Земли — 5,8% и 4,2% массы соответственно. Однако в чистом виде оно приносится только метеоритами — а на Земле преимущественно состоит в связи с другими элементами. Выплавлять металл возможно только с нескольких видов минералов, преимущественно оксидов железа — таких как гематит (Fe2O3) или магнитный железняк (Fe3O4). Есть и другие известные минералы, содержащие железо — например, драгоценные камни гранат и нефрит.
При этом всем, железо — лидер среди металлов по концентрации в земной коре; его количество сравнимо только с количеством алюминия. Кроме того, железо важно в процессе обмена веществ живых организмов — оно входит в состав гемоглобина в крови, благодаря чему тот обретает способность переносить кислород. А еще именно железо придает крови красный цвет. Так как железо является важной составляющей ДНК, ученые считают, что без него жизнь на Земле могла бы и не сформироваться.
Железная колона в Дели, Индия — уникальный артефакт древних времен. Она состоит из чистого железа, стойкого к коррозии, аналогичного самым современным сортам стали — и это при том, что он была сделана еще в начале столетия1
Во Вселенной образование железа является долгим и сложным процессом — оно синтезируется исключительно в ядрах сверхмассивных звезд на самом конце их эволюции. Избыток железа является одним из факторов, превращающих звезду в черную дыру. Когда массивное светило превращается в нейтронную звезду, железо мутирует в более тяжелые вещества, вроде урана или золота. Присутствие таких тяжелых элементов в составе Земли объясняется тем, что Солнце сформировалось с остатков старого светила звездного населения I, взорвавшегося миллиарды лет назад.
Кислород, кремний и магний
Эти три элемента являются самыми распространенными на Земле: в ее массовом составе 30% O (кислорода), 15,1% Si (кремния) и 13,9% Mg (магния). Более того, вместе они составляют 89% массы мантии планеты. Кора Земли почти на половину состоит из кислорода, и более чем на четверть — из кремния. Кислород является химической основой для воды и большинства сложных органических соединений.
Кислород
Хотя кислород составляет 21% объема (и 23% массы) атмосферы Земли, больше всего его находится в твердых веществах — 47% массы земной коры приходится на его твердые соединения, преимущественно с кремнием. Почти весь газообразный кислород был произведен живыми организмами. Также кислород, будучи самым тяжелым химическим элементом в молекуле воды, создает 85,8% массы всей гидросферы.
- Интересный факт: кислород составляет почти 1% Солнца. Его масса в 3329 раз больше всей массы Земли.
Круговорот кислорода в природе
Занимательно влияние кислорода на живые организмы — чем его больше, тем больших размеров достигает живое существо. Поэтому животные древних времен были такими большими — так, концентрация кислорода в атмосфере 300 миллионов лет назад доходила до 35% массы воздуха. Внезапный контакт с большим количеством кислорода вызовет интоксикацию у сформировавшегося организма, в том числе у человека. Но существа попроще, вроде насекомых, действительно испытывают на себе акселерационный эффект.
Личинки жуков, выращенные в герметических террариумах с кислородной подпиткой, могут вырасти в разы больше собственных родителей. Подобный эксперимент можно провести и на дому, напитывая террариум кислородом при помощи обычной перекиси водорода — однако эффект непосредственно зависит от контроля кислородного режима.
Кремний
С кремнием мы часто сталкиваемся в природе: это песок, гранит и кварц. Также он часто встречается в соединении с серой — а порой и в виде самородков. Он формирует как и мелкий пустынный песок, так и громадные горные кряжи.
Гранит — распространенный на Земле камень на основе кремния, уникальный в Солнечной системе
Более того, кремний является основой современной промышленности. Он входит в состав сложных электроприборов вроде микросхем и солнечных батарей, а также является базой для создания различных бытовых и строительных материалов, таких как стекло, кирпич, фаянс. Важен он также в природе: соединения кремния используются в создании опорно-защитных покрытий и тканей растений и животных.
Разумеется, доли состава различных сфер Земли различается — когда доля тех же благородных газов в литосфере составляет тысячные части процента, в атмосфере один аргон занимает целый процент! Подробнее о компонентах нашей планеты и истории их появления читайте ниже.
Топографическая карта Земли
Структура Земли
Разнообразие химического состава и активные геологические процессы привели к тому, что Земля имеет сложную многослойную структуру. Здесь космология тесно переплетается с космогонией — узнавая о том, как устроена наша планета, люди постигают глубины ее истории. На сегодняшний момент, Земля как астрономический объект разделяется на следующие компоненты:
- Планетная часть Земли — это твердая составляющая планеты, земля под нашими ногами. Без нее Земля с трудом бы существовала как космический объект — в тверди заложена самая большая часть ее массы.
Кроме того, вращения ядра в центре Земли порождает магнитосферу — магнитное поле вокруг планеты. Наличие у Земли сильной магнитосферы выделяет ее среди всех внутренних планет Солнечной системы.
- На литосферу, верхнюю часть земной тверди, опираются два поверхностных слоя. Гидросфера, вся вода на планете, занимает больше 75% площади Земли, и заполняет громадные впадины между континентами, а также составляет многочисленные реки, озера и громадные ледники. Атмосфера, газовая оболочка, простирается на сотни километров ввысь над землей, и обеспечивает защиту от метеоритов и излучения. Кроме того, вода и воздух, переносимые атмосферой, постоянно меняют облик Земли.
- Особой составляющей Земли, распространенной во всех сферах планеты, является биосфера — общность всех живых организмов на планете. К ней принадлежим и мы с вами. Хотя в масштабах Вселенной жизнь кажется чем-то хрупким и недолговечным, она существует на Земле уже почти 3,8 миллиарда лет, серьезно изменив состав и облик планеты.
В статьях часто изображают Землю в разрезе. Но что будет, если планету и правда разрезать пополам?
Это разделение хотя и очевидное, но совсем молодое и неустойчивое — только в середине XX века ученые дошли до того, что материки двигаются. Поскольку глубина проникновения исследователей в тайны мира растет, революция в представлениях о Земле может произойти в любую минуту.
Земля и космос
Не надо быть ученым, чтобы знать основные координаты нашей планеты — каждый день видна звезда Солнце, вокруг которой вращается Земля. В темное время суток можно увидеть Луну, наш единственный и пятый по размеру в Солнечной системе спутник. А в безоблачные летние ночи ярко сияет Млечный путь — видимая часть галактики, в рукаве Ориона которой движется наше Солнце вместе с миллионами других звезд.
Точные координаты нашей планеты во Вселенной таковы:
- Планетарная система: Солнечная
- Местное межзвёздное облако
- Галактический рукав Ориона
- Галактика: Млечный Путь
- Скопление галактик: Местная группа
- Сверхскопление галактик: Местное сверхскопление (Девы)
- Сверхскопление галактик: Ланиакея
- Стена: Комплекс сверхскоплений Рыб-Кита
Земля во Вселенной. Смотреть картинку в полном размере
Что означают эти обозначения, и как выглядит наш дом издалека, вы можете узнать в статье о крупномасштабной структуре Вселенной. Однако в местоположении нашей планеты есть очень много других особенностей, которые астрономические обозреватели не спешат упоминать. И зря — дьявол кроется в мелочах, как говорится в одной старой пословице. Поэтому давайте посмотрим вместе, что находится совсем рядом с Землей — так близко, что мы даже не обращаем внимание.
Ближайшее окружение Земли
Самое близкое к Земле космическое тело — это наша Луна. Расстояние к ней составляет «всего» 384 400 километров — в 9,6 раза больше экватора Земли! Для человека это уже немало. Управляемый полет на Луну занял 3 дня 3 часа и 49 мину. В то же время зонд «Новые Горизонты» справился с подлетом к нашему спутнику всего за 8 часов. Но стоит помнить и о цели полетов — «Новым Горизонтам», в отличие от американских астронавтов, не нужно было тормозить для «прилунения».
Хотя Луна и спутник Земли, расположены они далеко
Луна — это необычный во всех отношениях спутник. Его «знакомство» с Землей было тесным и горячим: планета-родитель врезалась в нашу планету, выбив из нее громадный кусок — так и родилась наша Луна. Развиваясь вместе с Землей, она приобрела свой неповторимый облик, которым человек любуется уже не одну тысячу лет.
Квазиспутники.
Нет ли у Земли других естественных спутников кроме Луны? На самом деле их тысячи. Множество пылинок и камешков вращаются вокруг нашей планеты, и их число с каждым годом растет. Однако читателя наверняка интересуют более крупные тела — раз не такие большие, как Луна, то хотя бы размером с увесистую скалу.
Но таких, увы, больше нет. Исключение составляют квазиспутники — космические тела, орбиты которых на определенных секторах движения проходят очень близко к Земле. Самый большой из них, астероид Круитни, имеет в обхвате 5 километров. Орбита Круитни вокруг Солнца вытянута настолько, что в перигелии он приближается к Меркурию, а в афелии долетает до Марса — полноценным спутником его не назовешь. Тем не менее, он достаточно близок к Земле, и она регулярно меняет направление его движения.
Траектория годового движения Круитни
Проблемой Круитни и многих квазиспутников вообще является то, что их орбиты очень нестабильны. Влияние на такие астероиды оказывает не только Земля, но и другие планеты и космические тела — в итоге они могут как и стать полноценными спутниками Земли, так и попросту врезаться в нее.
Последнее хоть и маловероятно, но опасно. Недавний метеорит в Челябинске был размером всего в 17 метров — но сумел натворить дел в городе и нанести милионный ущерб. А вдруг столкновение произойдет с астероидом вроде Круитни? Даже если он упадет в океан, на 600 километров вокруг разойдутся волны в 500 метров высотой. А гул громкостью в 60 децибелл — как у загруженной дороги в утренний час пик — будет слышен даже на обратной стороне Земли.
Искусственные спутники
Однако больше всего в населении орбиты Земли преуспел человек. С начала космической эры 4 октября 1957 года, когда в СССР был запущен первый искусственный спутник «Спутник-1», прошло уже немало лет — и уже сейчас Земля окутана целым облаком из более чем 18 тысяч спутников.
Околоземные спутники используются в самых разных целях — от научных исследований и предоставления услуг связи до размещения орбитального оружия. Однако стоит учитывать, что искусственным спутником считается вообще любой объект, запущенный человеком на земную орбиту. По этому критерию искусственные спутники Земли делятся на две главных категории: собственно спутники и космический мусор.
Спутник 1
Спутником считается любой аппарат, который может (или мог в прошлом) выполнять какие-либо действия на орбите. Поэтому в их число входят и орбитальные станции с космонавтами, оснащенные разнообразной научной аппаратурой, и любительские радиоустановки, которые только и могут что сообщать о своем существовании в радиодиапазоне. Поэтому всего спутников насчитывается около 6 тысяч — активно же действующих не больше 600. Остальные же болтаются вокруг Земли, оставаясь «условно-функционирующими» — по сути, тот же космический мусор.
«Полезные» спутники
Настоящие, полезные спутники известны всем: это аппараты связи, метеорологические спутники и космические станции — сотни их. Благодаря спутникам можно получить телефонную связь и доступ в Интернет в любой точке земного шара, отслеживать перемещение воздушных масс и даже контролировать созревание урожая! Спутники телевизионной ретрансляции и геонавигации уже стали неотъемлемой частью жизни во всем мире — даже в отсталой африканской Либерии, где нет линий электропередач, смотрят спутниковое телевидение.
С совершенствованием технологий услуги спутников становятся все дешевле и эффективнее — однако остается одна проблема: медленность. В ее корне лежит банальная физика: для того, чтобы оставаться на геостационарной орбите и находится постоянно на одной точке земного неба (обязательное условие для спутника связи), аппарату необходимо выбираться на высоту около 37 тысяч километров над поверхностью Земли. Сигналу необходимо достичь спутника, обработаться на нем — ведь большинство протоколов связи подразумевают шифрование и сжатие — и долететь обратно до планеты.
Спутник связи
Если приравнять скорость прохождения радиоволны со скоростью света, средняя задержка составит 2-3 секунды — это не критично, если вы просто смотрите видео с YouTube, но создает проблемы во время телефонного разговора. Поэтому когда ваш навигатор долго ищет сигнал GPS, не спешите винить производителя — скорее всего, проблема в неумолимости законов физики.
Космический мусор
Появление большого количества отработавших свое спутников на орбите связана с историческими трудностями космонавтики. Поначалу государства и частные компании разрабатывали технологии, позволяющие вывести чем больше спутников за один раз, да подешевле. В результате появились PocketSat’ы, с англ. «Карманные спутники», доставляемые на орбиту всего за 10 тысяч долларов — теперь вместо покупки нового автомобиля можно организовать свою личную станцию спутниковой связи. И лишь потом осваиватели космоса озаботились проблемой свода спутников с орбиты. Сегодня почти все орбитальные космические аппараты рассчитаны на сход с орбиты и сгорание в атмосфере после выработки ресурса — однако «экологически-чистых» спутников существует пока не так много.
Ядро PocketSat
Однако куда большую проблему представляет так называемый «классический» космический мусор — ступени космических ракет, обломки космических аппаратов и твердая пыль — шлак от твердотопливных разгонных ступеней. На орбите Земли такого мусора насчитывается больше 13 тысяч объектов. Думаете, это немного? Взгляните на карту космического мусора — он равномерным слоем покрывает пространство вокруг Земли, создавая угрозу для других, работающих спутников.
Каковы шансы столкнуться с космическим мусором на земной орбите? На самом деле, они достаточно высоки. Даже два спутника могут врезаться друг в друга — так, «спящий» российский спутник военных коммуникаций «Космос-2251» в 2009 году был протаранен французским спутником «Iridium-33», предоставляющим услуги мобильной связи. Скорость каждого из них составляла больше 24000 км/с — удар вышел таким, что спутники разлетелись на сотни осколков. Даже шлакопыль от двигателей ракет может быть опасной — собираясь в скоростные облака, они попадают на солнечные панели и оптические приборы аппаратов, засоряя и повреждая их. Поэтому той же Международной Космической Станции приходится регулярно маневрировать, уклоняясь от снарядов.
Роль Земли в астрономии
Волей случая наша планета является своеобразным атласом построения других планет — на Земле были или существуют поныне большинство планетарных физических и химических процессов. Это и атмосфера, в которой идет обмен веществом с жидкостной оболочкой и поверхностью; недра, где продолжается геологическая активность, а ядро создает магнитное поле — эти явления встречаются на других объектах Солнечной системы по отдельности, но никогда вместе. Кроме того, Земля содержит как и универсальный для всех планет и астероидов скальный материал, так и свои собственные, уникальные минералы — механизмы их формирования позволяют предсказать обнаружение новых веществ на экзопланетах.
Ландшафт и атмосфера Марса сформировались и функционируют по тем же законам, что и на Земле
Изучение Земли не прекращается ни на секунду, позволяя нам взглянуть на нашу и другие планеты по-новому. Так, в октябре 2015 года физики выдвинули гипотезу о том, что ядро Земли совсем не железное, как считалось ранее — исходя из его плотности и радиоактивности, оно скорее состоит из чистого урана. А новые геологические находки меняют представление о том, что в начале своей истории Земля была расплавленным адом — может быть, что континентам и воде на планете уже больше 4 миллиардов лет! Эволюционируют даже классические схемы формирования гор и долин — оказалось, что обычные муравьи способны разрушать скалы в 170 раз быстрее ветра и воды.
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 59874
Запись опубликована: 30.01.2016
Автор: Виталий Патинскас
Нарисовать картинку на тему планета наш дом. Тематическая непосредственно-образовательная рисовальная деятельность «Земля – наш общий дом»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества №4»
Глобус – макет земного шара, планеты Земля, на которой мы все живем Учитель: А кто еще живет на планете, кроме людей? Дети: Животные, птицы, растения, рыбы…
Учитель: Правильно, поэтому можно сказать, что Земля – наш общий дом!
2. Теоретическая часть.
Беседа воспитателя с детьми о празднике «День Земли»
воспитатель : Ребята, на какой планете Солнечной системы есть жизнь?
Дети : На земле. Беседа воспитателя с детьми о планете Земля, как единственной планете Солнечной системы, на которой есть жизнь.
учитель : А теперь посмотрите на глобус, что вы на нем видите — сушу и море, океаны. Показ детям земного шара, закрепление знаний о том, что на планете есть материки, острова, океаны, моря, реки.
Учитель: Ребята, на нашей планете Земля живут не только люди. Посмотрите на изображения и ответьте на вопрос — кто еще живет на нашей планете на разных континентах, плавает в морях, океанах, летает по воздуху?
Дети: Животные — птицы, животные, насекомые, рыбы…, растения.
учитель : Есть ли люди, растения и животные на других планетах?
Дети: №
Учитель: Почему люди, животные и растения не живут и не могут жить на других планетах?
Дети : Потому что нет воздуха, нет почвы, нет воды, очень холодно или жарко, нет еды…
учитель : Можно сказать, что на нашей планете есть все условия, необходимые для жизни людей, животных и растений. Беседа воспитателя с детьми о том, какие условия есть на планете, необходимые для жизни, о том, кто живет на планете: люди, разные виды животных, растений, что нельзя жить друг без друга.
Наглядные иллюстрации с видами животных, птиц, рыб и растений. Музыкальная линия:
«Как прекрасен этот мир, посмотри»
Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова
Ты проснешься на заре
Мы встретим тебя вместе
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Нельзя не заметить —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
учитель : Итак, мы отдохнули, полетели в космическую невесомость, а теперь возвращаемся на свои места, продолжаем работать. Дети садиться.
Учитель: Теперь нам нужно раскрасить пространство. Ребята, посмотрите на изображения космоса (воспитатель показывает иллюстрации), каким цветом его можно нарисовать? Вы можете покрасить его в фиолетовый или черный цвет, так как в космосе темно. Раскрашивайте пространственные объекты как хотите, но так, чтобы их было хорошо видно. Дети раскрасить.
Дети можно творчески подходить к выбору космических объектов для рисования, также можно раскрашивать пространство по-своему, стараясь подобрать цвет мелков так, чтобы планета и космические объекты были хорошо видны на рисунке.
4. Заключительная часть. Отражение.
Учитель: Вот, работа готова! Покажите друг другу, какая у вас красивая, большая планета — настоящая планета — Дом! Места хватило всем — людям, животным, птицам и растениям.
Ребята, вам понравился урок?
Куда мы отправились?
Какой предмет сегодня помог нам в нашем путешествии по планете Земля?
Что нового вы узнали на уроке?
К какому празднику вы рисовали рисунки, что на них изображали?
Почему мы говорили о планете Земля как об общем доме?
Нужно ли беречь и защищать природу и Землю? Почему?
Дети ответить на вопросы, высказать свои впечатления об уроке, посмотреть рисунки друг друга.
(Рисунки некоторых детей можно увидеть в Приложении №1.)
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, что вы будете настоящими помощниками планеты Земля, защитите и защитите наш общий дом. До свидания.
Заявка №1
Рисунок 1. Рисунок выполнен на занятии, в соответствии с его содержанием и этапами рисования, предложенными учителем. Ребенок рассказал по рисунку, что на планете Земля живут люди, животные, растения. Земля должна быть защищена, так как на ней нет другой планеты для жизни. Земля – наш общий дом. Цель урока достигнута.
Рисунок №2. На уроке творчество детей не ограничено, что можно увидеть на этом рисунке в особенностях раскрашивания космического пространства, изображении не только материков, но и островов на картине планеты. Ребенок также выбрал способ рисования круга не по шаблону, а от руки, что делает процесс рисования более сложным, но интересным. Главное, чтобы был передан смысл урока — Земля наша общая дом!
Рисунок №3. Здесь ребенок использовал смешанную технику выполнения работы — роспись (цветные восковые мелки) и аппликацию. Еще ребенок решил нарисовать планету с материками, где цветет много цветов и других растений, чтобы было больше кислорода. И изображена прозрачная вода в океанах. Результат понимания необходимости защиты и сохранения природы и планеты.
Рисунок 4. Промежуточный этап работы над чертежом. Ребенок может выбирать средства художественной выразительности для самовыражения. В данном случае вместо цветных восковых карандашей была выбрана гуашь. Рисунок был оставлен на доработку, так как ребенок сам увидел, что выбрал тот же цвет для раскрашивания космоса, что и вода на планете, которая сливает изображение. Ребенок решил закончить работу на следующем уроке, внеся изменения в цветовую схему для раскрашивания пространства.
Минюкова Виктория
Конспект воспитательной работы по рисованию «Земля — наш общий дом»
Задача : развивать инициативу и самостоятельность в ходе продуктивной деятельности .
Задания :
Научиться использовать разные средства выразительности рисунка;
Для развития творческих способностей детей;
Воспитывать любовь к окружающей среде, желание заботиться о ней.
материалы : цветные карандаши, листы бумаги формата А4, карандаши.
Ребята, 22 апреля Всемирный день Земля . Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха — всего необходимых для жизни людей и животных.
Посмотрите на глобус — это уменьшенная копия нашей планеты. Как прекрасна наша Земля , особенно весной, когда вся природа оживает и все расцветает.
Ребята, а вы знаете, что такое природа?
Дети : Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.
Конечно, природа – это не только то, что сделано руками человека.
А сейчас поиграем в игру «Природа или нет» когда я назову предмет природы — вы аплодируете, а если я назову предмет, сделанный руками человека — вы сидите прямо, руки на парте (Дерево , стул, лопата, ромашка, машина и др. )
Чтобы спасти нашу планету, мы должны любить природу, знать ее. Мы должны быть очень осторожны со всеми объектами природы.
А для этого надо быть добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Ведь недаром пословицы говорят :
Берегите птиц зверей — никогда не обижайте.
Кто умеет быть добрым — тот природу не разрушит.
Враг природы тот, кто ее не защищает.
Люби лес, люби природу, ты всегда будешь добр к людям.
Срубить дерево — посадить десять.
Сейчас мы поиграем в игру «Аплодисменты» : Я вам скажу некий знак, те у кого этот знак встают с поднятыми руками, а все остальные ему аплодируют. Если этот знак есть у всех, то мы все встаем и хором аплодируем.
Stand Up Wear That, кто :
Loves Nature
Любите, чтобы отправиться на пикник
помет в лесу
любит свою семью
лайки животных,
перерывы деревья
любит ловить насекомых
. кто хочет защитника природы,
Кто любит болеть? Да, ребята, никто не любит болеть. Все хотят быть здоровыми. И наша планета начинает болеть, смотрите, что с ней происходит. (карта Земля с нарисованным запретительным действием.)
Ребята, как вы думаете, как выглядит наша планета зависит от человека?
Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала красивой и здоровой.
Ответы детей.
Молодец! Вот мы его очистили от мусора, но смотрите, он все такой же безжизненный. Что может быть сделано?
Ответы детей.
Как мы можем возродить нашу планету? (украсьте его растениями, животными)
Физкультура минутка :
здравствуй голубое небо
здравствуй золотое солнце
здравствуй мама — земля ,
привет друзья мои
А теперь давайте подумаем и каждый скажет, что он даст нашей планете?
Самостоятельная работа детей.
Ребята, посмотрите во что превратилась наша планета?
Детские ответы.
Сохраним планету
Если мы будем беречь природу, то наша планета всегда будет такой красивой, а мы всегда будем здоровыми!
Связанные публикации:
Конспект к открытому уроку «Земля — наш общий дом» Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. Конспект подготовлен воспитателем старшей группы. Дадаян Сусанна Валерьевна.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» Цели: — расширить представление о том, что Земля – это общий дом всех людей и всех живых существ, проживающих рядом с человеком; — создавать стремления.
Конспект образовательной деятельности «Земля – наш общий дом» в старшей группе Цель: расширить представление детей о том, что Земля – это общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, Задачи :.
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию в соответствии с ФГОС к «Земля — наш общий дом» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. «Космическо-математическое путешествие» в подготовительной группе «Земля.
Конспект организованной образовательной деятельности «Земля – наш общий дом. Традиции разных народов» Конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с окружающим миром и развитию речи Программа «Земля – наш общий дом».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием ИКТ — технологий Тема:.
Конспект занятия «Земля – наш общий дом» Занятие: Земля – наш общий дом Цели: — закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их Особенности.
Прошло более сорока пяти лет с тех пор, как на нашей планете впервые отпраздновали День Земли. Детские рисунки, поделки и их щедрые пожертвования из собственной копилки помогают привлечь внимание взрослых всего мира к важности сохранения мира и сплоченности населения всех стран.
Чаще всего дети готовят рисунки в школу. Но еще в детском саду малыши уже умеют рисовать простые пейзажи или плакаты, привлекающие внимание общественности к этому празднику. Рисунки ко Дню Земли в детском саду отличаются непередаваемой непосредственностью и искренностью, а простота их только украшает.
Интересный рисунок на тему «День Земли» можно выполнить восковыми мелками и акварельными красками.
Для начала нам понадобится какой-нибудь круглый предмет подходящего размера. Это может быть одноразовая тарелка, которую не страшно давать в руки даже самым маленьким детям. Ставим тарелку в центр большого белого листа и обводим ее простым карандашом.
Теперь нужно вооружиться линейкой и провести прямые линии от получившегося круга к краю листа. Таких линий проводим не меньше десяти – двенадцати, отчего наш круг становится похожим на солнце, окруженное ореолом лучей.
Обводим все контуры, нанесенные простым карандашом, черным восковым мелком.
В центре круга делаем наброски силуэтов материков и островов. Белым восковым мелком рисуем разные символы в пространствах, ограниченных «лучами» солнца.
Вооружаемся акварельными красками и кистью.
И мы превращаем наше солнце в планету Земля.
Острова и континенты покрыты зеленью.
А пространство между ними синее, как воды океанов.
Постепенно ваш эскиз приобретет сходство с изображением Земли из космоса.
Теперь самое интересное: яркими красками вам нужно будет закрасить пространство между «лучами», где мы ранее наносили символы белым восковым мелком.
В этом случае мелкие символы станут четкими. И наш рисунок превратится в настоящий постер, посвященный Дню Земли.
Осталось только нанести необходимые штрихи более темными оттенками краски.
И картинка будет просто неотразимой!
В День Земли можно рисовать Землю и Космос. Детям будет очень интересно вспомнить, что наша планета окружена завораживающими космическими телами.
Несмотря на свою простоту, он привлечет внимание зрителей и выразит желание детей заботиться о своей планете.
Как Интернет помогает людям
Правила взбивания белков
Фото со стока — Дети абстрактный фон с планетой Земля и детьми. Клипарт Рисунок gg57922130
Фото со стока — Дети абстрактный фон с планетой Земля и детьми. Клипарт Рисунок gg57922130
Связанные ключевые слова
- искусство
- мальчик
- мультфильм
- ребенок
- концепция
- разнообразие
- земной шар
- друг
- девочка
- Глобальный
- глобус
- группа
- рука
- счастливый
- держа
- иллюстрация
- Дети
- любовь
- мир
- люди
- планета
- силуэт
- стилизованный
- команда
- вместе
- Мир
- ребенок
- Аннотация
- облако
- солнце
- вертеть
- радуга
- бабочка
- цветок
- фон
- с
- а также
- дети
- бесплатные иллюстрации
- графика
- клип арт
- стоковый клипарт
- фондовая иллюстрация
- логотип
- штриховая графика
- картина
- графика
- Рисование
- рисунки
- произведение искусства
Больше ключевых слов
Сохранить до 50% при покупке с Кредиты
Подробнее
Сэкономьте более 50% с MIGHT
963 90677967967967967967967967967967967967967967963 с MIGHT
963
963
. Добавить в избранное
Удалить из Избранного
Как дети могут сравнивать размеры планет плюс бесплатная версия для печати
Мои дети знают названия и порядок расположения планет в Солнечной системе, но я решил, что должен научить их сравнивать размеры планет. Я хотел ответить на их постоянные вопросы. «Насколько велика Земля по сравнению с Юпитером?» «Земля больше Марса?» «Какая планета самая большая?» И так далее.
Моя цель состояла в том, чтобы они поняли относительные размеры восьми планет в нашей Солнечной системе: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Вот два замечательных способа, которыми я научил своих детей узнавать и сравнивать размеры планет.
3D как сравнивать размеры планет: Если бы Земля была помидором черри
Меня побудила сравнить размеры планет в результате покупки книги Профессор Астро-Кот на границе космоса доктора Доминика Уоллимана и Бена Ньюмана.
В книге Астрокота был рисунок, показывающий разные размеры планет и сравнивающий их с перцем, большой черникой, помидором черри, горохом, арбузом, большим грейпфрутом, яблоком и лаймом. Так круто!
Что мне понравилось в таком подходе к планетарному масштабу, так это то, что он дал моим детям возможность увидеть и сравнить в 3D планеты разных размеров.
Мы также обсудили некоторые атрибуты планет. Например, мы говорили о том, что Юпитер — самая большая планета в Солнечной системе, но это просто большой газовый шар. Итак, хотя мы использовали тяжелый арбуз, чтобы показать его размер, как объясняет Astro Cat, «если бы вы попытались посадить космический корабль на Юпитер, вы бы провалились сквозь поверхность».
Они знали, что Меркурий находится ближе всего к Солнцу, но обнаружили, что это самая маленькая планета в Солнечной системе. Как перчинка.
Книга «Границы космоса профессора Астро Кэт» доступна на Amazon в США и Великобритании.
2D как сравнить размеры планет: если бы Земля была рисунком
Затем я решил, что моим детям нужно узнать относительные размеры планет творческим путем. Везде, где я смотрел, объяснения и сравнения были для взрослых или детей постарше, поэтому я создал для них свой собственный метод, чтобы узнать, насколько велика Земля по сравнению с семью другими планетами в нашей Солнечной системе. Я вычислил приблизительную шкалу для каждой планеты, используя информацию из диаграммы НАСА об относительном размере планет по отношению к Солнцу и по сравнению с Землей. (Бесплатная распечатка моего графика доступна ниже)
С помощью шаблона круга для самых маленьких планет, компаса и линейки я нарисовала каждую планету, чтобы мои дети могли раскрасить и вырезать. Дети постарше могут сделать это сами — на самом деле это отличный способ попрактиковаться в измерении и использовании компаса.
Они оба сказали мне, что собираются раскрасить планеты в правильные оттенки.
Бесплатная печатная таблица с размерами планет
Я включил бесплатную печатную таблицу с размерами в сантиметрах (британское правописание!) И дюймах для рисования планет. Эти PDF-файлы доступны в форматах Letter (США) и A4 (Великобритания).
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ -> Как рисовать планеты Солнечной системы в масштабе (Letter)
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ -> Как рисовать планеты Солнечной системы в масштабе (A4)
(Примечание – можно использовать печатные формы и схемы только для личного использования. Не коммерческое использование, так как я сохраняю авторские права. Не стесняйтесь обращаться ко мне, если вы хотите использовать эту диаграмму — мне нужно будет указать, а также ссылку на этот пост)
Хотите узнать больше about Профессор Астро Кэт Граница Космоса доктора Доминика Уоллимана и Бена Ньюмана? Я написал рецензию на книгу этого ребенка по астрономии и космосу, которую очень рекомендую.
Профессор Астро Кэт Границы Космоса доступен на Amazon в США и Великобритании.
Вероятно, мне следовало сначала использовать 2D-метод. Мы узнали, например, что Венера и Земля были близки по размеру (Земля немного больше). Уран и Нептун также похожи по размеру (Уран больше). Если бы я увидел планеты в масштабе сначала на бумаге, я бы попытался выбрать фрукты ближе к нужным размерам. Но, опять же, моей целью было не сделать точные копии планет, а скорее помочь моим детям понять, как планеты соотносятся по размеру друг с другом.