Русский народный костюм » Перуница
Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.
Праздничный женский костюм из Вологодской губернии.
Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана врос-пуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.
Статью эту можно озаглавить и так: «Одежда русской деревни». На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата.
«Привески» — элемент головного
убора девушки. Томская губерния.
Конец XIX — начало XX века.
Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки. Об этих ансамблях и расскажем.
Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.
Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века.
Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити.
Особенно интересен узор на подоле: Древо Жизни с птицами по бокам.
В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название — проходчица, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю называли на Севере рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю — стан — из обычной домотканины.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями — ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая обушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье…
Юбка «подольница». Олонецкая губерния. Начало XX века.
Удивительно красива эта юбка, почти сплошь покрытая тканым узором. Приглядевшись к нему, можно увидеть, как мерно шествуют вокруг солнечных ромбов олени с ветвистыми рогами. Сюжет выбран не случайно. Такая юбка отделилась от рубахи покосницы, подол которой щедро украшали браным ткачеством. На первый выгон скота молодые женщины надевали по две, а то и три подольницы, показывая солнышку и подружкам свое богатство.
Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник — ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу. Во второй половине XIX века на смену косо-клинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка.
Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие — для верхней одежды и поуже — для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» — искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена…
Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии.
Наряд кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.
Праздничный женский костюм из Рязанской губернии.
Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным»: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок… И совершенно непривычное для нас обилие украшений! Возьмите прямой, как мешок, длинный навершник. Холста, из которого он скроен, не видно — практически весь он закрыт нашивками из тесьмы и позумента. Но что удивительно: немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.
Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами — называлась
Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу — это так называемый «поневный комплекс». И по материалам — здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю — южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.
Праздничный женский костюм из Воронежской губернии.
Это тоже жительница южной Руси — видите, как ярок наряд! Да и состав костюма иной: основа его — клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков.
Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром — гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прдшвой.
Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники — налёты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. Все это вы увидите на иллюстрациях. А вот о головном уборе замужней женщины — кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Кое-где ее называли «сорокой» — по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.. Сначала надевали собственно кичку — холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они свя
заны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники… Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И. С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его… поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»
Праздничный женский костюм. Забайкалье. Середина XX века.
Предки этой женщины переселялись в Сибирь целыми семьями, отсюда и название — «семёйекие Забайкалья». В большой чистоте пронесли они через века старинные обычаи и обряды и едва ли не до сего дня носят традиционную одежду. На рисунке мы видим обычный для Руси ансамбль: рубаха, сарафан, передник, кичка, шаль. Правда, все это с подробностями, свойственными именно семейским. Скажем, шаль повязана особым образом — наподобие чалмы, а на груди несколько ниток янтарных бус. Порой их набиралось до двенадцати, а отдельные янтарины были столь массивны, что получили название фунтовых.
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами, свято храня обычаи отеческой старины.
Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны — недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались — синеполосые.
Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии.
Примерно так одевались крестьяне по всей России: рубаха, порты и пояс.
На голове грёшневик— широко распространенный убор из валяной шерсти.
Иногда его украшали лентами и цветами.
Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центральночерноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы : удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную — сапоги, полсапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой — что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями — обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти — представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!
Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Весьма красочной была мужская одежда так называемых «бухтар-минских старообрядцев», живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской: кумачовые ластовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышком и украшали бисером.
Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: Женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине… Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.
Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, «бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.
Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
Мужской и женский костюмы для зимних поездок. Центральные губернии России.
На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его: у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое-делъекая валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку — и пошел!
Передник с земледельческими календарями-«месяцами». Олонецкая губерния. Конец XIX века.
Затейливые узоры, вышитые на каргопольском переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис-Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род». Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству.
А. ЛЕБЕДЕВА,
кандидат исторических наук
Рисунки Н. Виноградовой, Г. Вороновой
Русский национальный костюм — Википедия
Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812 Wahlen A. Moeurs. «Русские крестьяне Тверской губернии», 1844 г.Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды[1].
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[2]. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.
Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.
Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного[3].
Мужская одежда
Рубаха-косовороткаОсновной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI — XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.
Зепь — вид кармана.
Штаны. Гачи. Порты.
Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.
Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом[4].
Верхняя одежда
Зипун. Вид спереди и сзади Порты. Вид спереди и сзадиПоверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.
Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.
Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными
исторический костюм и современный сценический образ
Как русский народный сарафан выглядит сегодня, когда носят его только на выступлениях народных коллективов. Какие исторические конструктивные черты сохранил современный сценический сарафан, как видоизменился под влиянием хореографии, экономики и технологий производства и почему сарафан для выступления не имеет ничего общего с исторической реконструкцией. Как сшить русский народный сарафан своими руками.
Содержание:
1. История сарафана: конструктивные особенности
2. Цвет и росписи народного сарафана и сценического сарафана
3. Типы народных сарафанов для выступлений на сцене
4. Народный сарафан для девочки
5. Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткани
История сарафана: конструктивные особенности
Сарафан в качестве горничной женской одежды впервые упоминается в текстах 17 века, — это цельное платье с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевается через голову, кроме того юбка с лямками в то время также называлась сарафаном.
Сарафан, холщовая рубаха, кокошник — таков женский костюмный комплекс для всех сословий России. Когда по указу Петра I дворяне начинают носить европейское платье, сарафан остается одеждой небогатых купцов, крестьян и ремесленников вплоть до начала 20-х годов 20 века. Сарафаны с 18 по 19 век носили девушки и женщины всей России.
Основные типы сарафанов:
• Глухой косоклинный сарафан — самый древний тип
• Распашной косоклинный сарафан
• Круглый или прямой сарафан
• Сарафан с лифом
Цвета и росписи народного сарафана и сценического сарафана
Исторически сарафаны как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашенной нити. Также костюмы украшали вышивками, чем богаче была вышивка, тем дороже наряд. К вышивкам пришивали бусины и другие украшения. Позже, во времена появления мануфактур на ткани научились набивать узоры красителями.
Сарафаны из народных костюмных ансамблей содержали палитру глубоких естественных цветов: белый цвет льна, темно-красный, черный, темно-синий цвета. На протяжении развития технологии красители становились все лучше — давали насыщенные оттенки и долго сохраняли яркость.
Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на сарафанах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.
Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на сарафаны одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты вписаны не только в детали сарафана, но и на других элементах костюма.
Типы народных сарафанов для выступлений на сцене
Сценические сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют сарафаны разных фасонов.
Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте сарафаны длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные сарафаны с узорами народных промыслов — русский павловопосадский расклешенный сарафан и русский хохломской приталенный сарафан — яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.
Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных сарафанах, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Расклешенные сарафаны из русской павловопосадской и русской хохломской коллекции скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене. Распашные сарафаны-накидки с гжельской и хохломской росписью также подходят для подобных выступлений. Эти модели удобно надеваются через голову на длинную белую рубаху и завязываются по бокам.
Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте сарафан любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества сарафан и накидка из русской фольклорной коллекции. На этом сарафане принт изображает сотканные нити и тонкую вышивку яркими нитками.
Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Народный сарафан с городецкой росписью выполнен в двух цветах — в оранжевом для коллекции Осень и в светло-зеленом для коллекции Весна, для зимних праздников артисты чаще всего используют сарафаны с гжельской росписью голубым на белом. Гжельские сарафаны в зеленом и красном цветах подойдут для летних и осенних выступлений.
Народный сарафан для девочки
Костюмный ансамбль с народным сарафаном для девочки функционально повторяет женский комплекс. Исторические гардеробы женщин разных возрастов отличались таким образом, что во внешнем виде отображался статус женщины: девица она, замужняя ли, пожилые женщины также одевались особым образом. Для маленьких детей до 20 века не шили особые фасоны, вся одежда ребенка повторяла взрослую, просто была маленького размера.
Сарафаны в русском народном стиле становятся нужны девочкам уже в детском саду. Так как по образовательным стандартам дети с этого возраста начинают изучать русскую культуру, народные промыслы и творчество русского народа: песни и танцы.
Для выступлений на утренниках и чтобы познакомиться с культурными особенностями на занятиях в группе существуют два базовых фасонов сарафанов:
• Распашной сарафан — это сарафан-накидка, который легко надевать через голову, он без размера, подходит разным детям.
• Расписные сарафаны — сарафаны на лямках, у этого сарафан регулируется объем планки и длина лямок.
Распашные сарафаны из разных коллекций
Детские сарафаны для девочек также как и во взрослых коллекциях украшены росписями по канонам народных промыслов: хохломской сарафан, гжельский сарафан, сарафаны с гжелью коллекций Осень и Весна, сарафан с городецкой росписью, московский сарафан, сарафан с жостовской росписью, сарафан с петербургской росписью.
Расписные сарафаны с росписями народных промыслов
Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткань
Если вы задумали шить русский народный сарафан, наверняка у вас есть цель — надеть его на сценическое выступление. От типа выступления зависит выбор конструкции сарафана, материалов и украшений. Костюм для вокального выступления на сцене отличается от костюма для утренника в детском саду.
Определите заранее не только бюджет на пошив, но и такие моменты:
1. Цель выступления: для кого вы выступаете, где, сольно или в коллективе.
2. Как часто вы будете выступать в этом сарафане.
3. Как часто придется стирать сарафан.
4. Насколько важно соблюсти тонкости черт русского народного костюма.
5. Насколько быстро вы хотели бы надевать костюм или это не имеет значения.
6. Как готовый сарафан будет сочетаться с базовой рубахой.
От цели выступление зависит декор сарафана и выбор ткани, для сценического выступления выбирайте ткань и декор, ориентируясь, на бюджет и личные предпочтения, но если шьете костюм для работы с детьми, выбирайте синтетические ткани с напечатанными узорами и декором, чтобы стирать его как можно чаще и проще. Ту же рекомендацию можно дать, если вам нужен танцевальный сарафан и вы активно двигаетесь, а также если гастролируете и костюм нужно быстро стирать и сушить.
Продумывайте детальный декор для хорового или сольного выступления с русскими народными песнями. Если вы работаете с детьми, для детского праздника с активными играми, хороводами, выбирайте более простые конструкции сарафанов, которые легко снимать и надевать.
Прежде чем шить сарафан, подумайте о рубахе, которую наденете под него, от ее длины зависит фасон сарафана. Если выбираете удобный распашной сарафан в виде накидки с завязками по бокам, рубаха должна быть длинная. Блузки обычной длины подходят под остальные сарафаны.
Для того, чтобы сшить русский народный сарафан своими руками, можно:
• Купить понравившуюся выкройку.
• Найти бесплатную выкройку и перестроить ее под нужный размер.
• Построить выкройку с нуля по нашей инструкции.
• Сшить сарафан из набора для пошива.
Подробнее рассмотрим последние два пункта. Показываем, как построить выкройку для взрослого женского сарафана на примере модели «Аленушка». Это однотонный сарафан на лямках, украшен лаконичными полосами с орнаментом. Такой сарафан просто сшить, и в сочетании с белой рубахой и кокошником он выглядит как канонический народный сарафан.
Сарафан Аленушка в зеленом и красном цветах, с русской рубахой и кокошником
Этапы построения выкройки:
1. Снять мерки: обхват груди, высоту проймы, длину изделия.
2. Перенести на бумагу по нашей инструкции.
Снимаем следующие мерки для построения выкройки сарафана: ОГ1, ВПРЗ, ДИ.
ОГ1 — обхват груди первый: измеряйте горизонтально по лопаткам, касаясь верхним краем сантиметровой ленты задних углов подмышечных впадин, спереди — над основанием грудных желёз на уровне передних углов подмышечных впадин.
ВПРЗ — высота проймы сзади: измеряйте от основания шеи до уравня заднего угла подмышечной впадины.
ДИ — длина плечевого изделия: измеряйте от седьмого шейного позвонка до желаемой длины изделия.
Линии замеров с буквенными сокращениями для построения выкройки
При построении выкройки учитывает такие детали:
• Прибавка на свободу облегания по груди — 5 см.
• Длина сарафана — на 5 см выше от уровня пола.
• В конструкцию всех деталей уже заложены припуски.
• Ширина припусков — 1 см.
Мы тоже сняли мерки и строим выкройку для женского сарафана размера 50 на рост 164 см.
Размеры основного полотна сарафана строятся на мерках ДИ и ОГ1.
Снимите мерки и постройте детали на бумаге на их основе:
• отложите ширину изделия по длине ОГ1 с припусками на сборки.
• отложите высоту изделия вдоль долевой нити от основания шеи до высоты 5 см от пола.
На схеме №1 отражены:
• 121 см, это ДИ — длина изделия от линии основания шеи до высоты 5 см от пола.
• 73,5 см — это половина обхвата груди ОГ1, +21,5 см для создания сборок сарафана под планкой.
Схема №1: Основное полотнище сарафана состоит из двух деталей, основанных на мерках длины изделия и обхвата груди
На схеме №2 построены выкройки планки и лямок сарафана.
• 104 см — длина ОГ1 +5 см на свободу прилегания.
• 6 см — высота планки.
• 50 см — длина лямки, это 2 длины ВПРЗ + по 1 см на припуск.
• 10 см — ширина лямки, из которых 2 см на припуски, ширина готовой лямки — 4 см.
• 18 см (9 см и 9 см)— длина подмышкой между концами одной пришитой лямки.
• 20 см (10 см и 10 см) — та же длина с припуском для сшивания.
Схема №2: построение планки и лямок сарфана
2. Строим планку:
• отложите длину ОГ1 и прибавьте 5 см.
• откладываем высоту планки в 6 см.
• размечаем расположение лямок шириной 4 см
• расстояние между лямками на груди примерно равно трем расстояниям от лямки до бокового шва, ориентируйтесь на свои размеры, а на нашей схеме: между лямками 25 см, сами лямки шириной по 4 см, от лямки до бока — 10 см с припуском.
Расстояния для сарафна размера 50 на рост 164 см
3. Строим лямку:
• откладываем длину лямки: отмеряем ВПРЗ, умножаем на 2.
• откладываем 10 см ширины лямки.
Вырежьте выкройки из бумаги, накладывайте их на ткань, обведите мелом и обведите.
Вырезайте детали будушего сарафана из ткани. У вас получится:
• 2 детали для планки.
• 2 детали для лямок.
• 2 детали основного полотна сарафана.
Сначала сшивайте лямки и планку вместе, затем детали основного полотна сарафана, а после пришейтк подол сарафана к планке.
Народные сарафаны в комплектах для пошива
Если вы не нашли подходящую выкройку или не хотите ее выстраивать под свой размер, выберите сарафан в наборе для пошива и сшейте профессиональный костюм сами. Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия.
Детали сарафана напечатаны на ткани, остается их только вырезать и сшить по инструкции
Все вышеперечисленных сарафаны существуют в готовом виде и в виде комплекта для пошива. В набор также входят аксессуары, если они есть в модели. Разберем, как сшить расписной сарафан для девочки из набора для пошива на примере расписного сарафана с хохломским узором.
В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями сарафана и подробная инструкция, как сшить изделие
⠀
Инструменты:
• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг
Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущего сарафана:
⠀
1. Вырежьте детали из ткани.
2. Сшейте лямки с потайными петлями для пуговиц.
3. Сшейте планку и соедините ее с лямками.
4. Вшейте внутрь планки резинку с перфорацией.
5. Пришкйте пуговицы для регулировки длины лямок и резинки в планке.
6. Сшейте части подола.
7. Соедините верхние и нижние детали — планку и лямки с подолом.
На нашем youtube-канале в рубрике Шьем Сами показываем, как шить костюмы из комплектов для пошива. В этом видео показываем, как шить расписной срафан:
✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.
Ткани для пошива сарафанов
Если вы построили выкройку и шьете сарафан с нуля, выбирайте для него непрозрачную нерастяжимую ткань. Для сарафана для выступлений советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.
Таблица: ткани с росписями для пошива сарафанов
Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати спокойно стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.
А ПРАЙМЕР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ
Какой сувенир вы бы хотели из России?
Если вы предпочитаете традиционные ремесла, а не советскую атрибутику, вы, вероятно, выберете одну из этих деревянных матрешек или яркий шарф babushka . Почти каждый может вызвать в воображении образы этих двух объектов — вот насколько прочно они стали ассоциироваться с Россией. Но можете ли вы вспомнить какие-нибудь другие традиционные русские предметы? Мир русских народных промыслов на самом деле невероятно разнообразен.Вот краткое изложение 16 наиболее заметных стилей и предметов русского ремесла, которые варьируются от функциональных до чисто декоративных.
МАТРЁШКА
Как я мог начать этот список с чего-нибудь еще ?! Эта деревянная матрешка — такой же символ России, как водка (тьфу) и красные кремлевские стены. Итак, как вы думаете, как давно датируется изготовление матрешек? Пару сотен лет? 500? Больше? На самом деле, эта барышня действительно довольно молода — первая была создана всего 120 лет назад!
Первый набор матрешек состоял из 8 штук, представляющих русскую крестьянскую семью.Сегодня существуют буквально миллионы вариаций, от традиционных ярко раскрашенных русских крестьянок до советских лидеров и персонажей Диснея. Сами традиционные воплощения имеют бесконечное количество интерпретаций: в одном наборе могут быть сцены из русского фольклора, в другом — достопримечательности Москвы. А сами наборы могут быть от 3-х до 50-ти штук! При таком большом разнообразии, я думаю, что сложнее всего будет выбрать, какой из них вы хотите забрать домой.
ХОХЛОМА (или ХОХЛОМА)
Хохлома — это очень яркий орнаментальный стиль росписи деревянных предметов: в основном посуды, предметов домашнего обихода, а иногда и мебели.На черный фон наносится красная и золотая краска, а затем изделие покрывается лаком, что придает ему почти металлическую отделку. Стилизованные цветы, ягоды и птицы-фениксы — самые распространенные темы. Полученная посуда функциональна — правда, для сервировки еды и напитков, а не для ее приготовления. Искусство хохломской росписи восходит к 1600-м годам, и большинство предметов, созданных в этом стиле, воссоздают традиционные предметы этого стиля, такие как ладья — предшественник чаши для пунша, из которой каждый пил из деревянного черпака.Не пугайтесь странных на вид ложек и чашек (и нажмите на эту ссылку или фото выше, чтобы увидеть больше захватывающих примеров хохломы)!
ПАЛЕХ МИНИАТЮРА
Это вы, возможно, видели раньше. Черные лаковые шкатулки изысканно расписаны тщательно продуманными миниатюрными сценами, обычно изображающими сцены из русской истории и крестьянской жизни, фольклора и сказок. Преобладающие цвета — красный и золотой. Техника очень причудливая, очень точная, она выросла из иконописной традиции Палеха в 1800-х годах.Собственные палехские миниатюры очень дороги: от 30 долларов за крошечную коробочку, в которую поместится пара колец, до десятков тысяч долларов за сундук с реликвией. Правильно, эти миниатюры бывают довольно больших размеров — для тех, кто может себе это позволить!
МИНИАТЮРЫ FEDOSKINO…
… иногда путают с Палехом — но только для тех, кто думает, что все русские лаковые шкатулки, раскрашенные в миниатюру, созданы равными (не расстраивайтесь — в том числе и большинство россиян). В отличие от Палеха, федоскинские миниатюры имеют светлый люминесцентный фон, часто создаваемый с помощью светоотражающей металлической пудры или инкрустации из перламутра.Стиль более живописный и натуралистический, больше похож на иллюстрацию из книги или, ну, на обычную картину, а не на более плоские, более иконописные изображения Палеха. Чтобы увидеть более потрясающие картины Федоскино, посетите ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Серьезно, СДЕЛАЙТЕ ЭТО!
Я считаю, что и Палеха, и Федоскино просто потрясающие! И поскольку они очень популярны, сувенирные магазины предлагают печатные версии самых популярных дизайнов — намного дешевле, чем обычные, но почти такие же красивые.
ПАВЛОВО-ПОСАДСКАЯ ПЛАТКА
Это знаменитый бабушечный шарф, который носят русские девушки и женщины всех возрастов. Шарф (по-русски платок ) изготовлен из высококачественной шерсти. Шали производятся одним и тем же производителем с конца 1700-х годов. Они были выставлены на Всемирной выставке 1927 года в Париже и получили золото на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Хотя сегодня с павлопосадской шалью чаще всего ассоциируются узоры, представляющие собой очень русские яркие цветочные гирлянды на столь же ярком фоне, на оригинальные рисунки повлияли «восточные» или «турецкие» мотивы — вспомните пейсли.У меня три павлопосадских платка: красный (он ОГРОМНЫЙ, больше похож на одеяло), темно-синий и кобальтовый. У моей сестры как минимум вдвое больше. Да, мы их носим. Много.
ДЫМКА
Дымковские игрушки — это фигурки из глины, которые созданы скорее для украшения, чем игры. Исключение составляет очень популярный свисток Дымка, обычно имеющий форму птицы. Статуэтки сделаны из горожан и крестьян, а также животных реальных и фантастических. Фигурки очень стилизованы, основными элементами которых являются большие оборки и яркие точки и круги, нарисованные на белом фоне.Да, у вас может быть олень с оборками на голове и большими красными кругами по всему телу. Нет, олень не болен — это просто Дымка.
ГЖЕЛЬ
Гжельская керамика — это российский ответ на делфтскую керамику из Нидерландов и вазы Мин из Китая, с собственной торговой маркой — росписью сине-белого цвета. В районе Гжели на протяжении веков производят высококачественную глину и, как следствие, фарфор. Украшение обычно не слишком детализировано и снова включает цветы, особенно стилизованные розы, как один из самых популярных элементов.Обеденный набор из 41 предмета на 6 человек обойдется вам всего в 300-500 долларов.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕЕ
Кружева из Вологодской области России на севере не уступают кружевным изделиям известных фламандских ткачей. И поскольку это объем моих знаний, и я ничего не понимаю в крючках и иглах, на помощь приходит Wiki: «Лента изготавливается из бобин одновременно с остальным шнурком, изгибаясь сама по себе. и соединены крючком. Узоры русского кружева имеют абстрактную форму.Узкие ленты или тропы следуют по лабиринтному пути через глубокие гребешки, чтобы снова слиться и перейти в следующий ». Мой вывод: это супер-особенное.
САМОВАР
Сегодня этот металлический чайник-самокип в форме урны нечасто встречается на русских кухнях, но, тем не менее, он является культовой частью русской чайной церемонии. Русские любят свой чай! Мой британский друг на самом деле сказал мне, что, хотя британцы пьют много чая, они на самом деле не знают чая, но русские знают, и наслаждаются им, наслаждаются им.Тем не мение. Старые версии самовара топили углями или сосновыми шишками; новые электрические. Если вы хотите, чтобы самовар был декоративным (но еще действующим!) Предметом, вы можете совместить этот традиционный русский предмет с выбранным стилем ручной работы: самовары, расписанные а-ля Хохлома, Гзель или Жостово, легко найти в ремесленных на рынках или на заказ, особенно для клиентов, готовых выложить более 10 000 долларов. Конечно, классические металлические варианты намного доступнее — а лучшие из Тульской области.Теперь остается только подумать, как эту вещь уместить в багаже…
ФИНИФТ ’
Finift ’- это техника, используемая для создания красивых ювелирных изделий и небольших декоративных предметов. Цвета в картинах Finift особенно яркие и полупрозрачные, потому что в процессе производства используется какой-то стеклянный порошок, который полностью меняет правила игры. Этой пудрой наносится на покрытый эмалью металл, расписывается цветами, а иногда и птицами и пейзажами.Получившиеся винтажные украшения — это то, что понравится вашей бабушке. #NoDisrespectToGrandma
БЕРЕСТА
Это весело! Россияне LOOOOOOVE крафтинговые вещи из береста , или бересты. Он легкий, гибкий и прочный, поэтому отлично подходит для изготовления самых разных товаров для дома. А поскольку его легко вырезать и раскрашивать, он также отлично подходит для украшения. На протяжении веков россияне даже ткали из бересты туфли — они называются лапти и тоже продаются в качестве сувениров.Ящик из бересты, форма для хлеба или фляжка — одно из самых привлекательных, практичных и недорогих русских поделок, которые можно взять с собой домой. Шемогодские березовые промыслы особенно известны своим кружевным узором.
ЖОСТОВО
Принесите БОЛЬШЕ цветочной живописи! На этот раз это яркие букеты на подносах из черного металла. Этому стилю мастерства около двухсот лет. Цветы написаны особым образом: видимыми мазками, множеством цветов и глубиной штриховки.Преобладание садовых сортов над полевыми цветами в букетах заставляет их выглядеть так, как будто они принадлежат масляной картине той эпохи, возможно, акцентируя внимание на портрете одной из придворных дам. Этот стиль рисования теперь применяется не только на подносах, но и на некоторых предметах, включая женские брошки.
МАЛАХИТ И ЯНТАРЬ
Эти два камня родом из двух очень разных уголков России: Уральских гор далеко к востоку от Москвы и Калининградского эксклава на Балтийском море.Оба они ОЧЕНЬ популярны в ювелирном деле в России. Если вы придерживаетесь более мужских убеждений и фенечки вам не по душе, резной малахитовый стационарный набор или пресс-папье будет респектабельно смотреться на тяжелом столе из красного дерева в самых серьезных исследованиях. Или вы можете сделать как российский император и заказать целую комнату, украшенную малахитом — это ваше дело, правда.
ORENBURG ШАРФ
А вот и объект с совершенно увлекательной историей.Оренбургские шали белого, кремового или светло-серого цвета вяжутся из пуха особенных оренбургских коз, мех которых очень особенный из-за холодных сибирских зим (Оренбургская область находится в Сибири), и шелка. Оренбургская пряжа — самая тонкая (тончайшая) в мире, поэтому шали получаются невероятно тонкими, тонкими, но при этом очень прочными и теплыми. На создание больших шалей одной вязальщице может уйти до месяца. Платок Оренбургский платок иногда называют «платком-кольцом» из-за тонкой вязки, даже большой (1.5 х 1,5 метра) можно протянуть через обручальное кольцо. Еще одна проверка оренбургского мастерства — проверить, поместится ли шарф внутрь гусиного яйца. Я предполагаю, что они используют реплику яйца, которое можно открывать и снова открывать?
ГОРОДЕЦ
Городецкая роспись первоначально применялась на прялках и прялках в Городецком районе; сегодня он украшает более крупные предметы домашнего обихода и мебель, такие как разделочные доски, санки и сундуки для хранения вещей. Цветовые сочетания почти ослепительно яркие, а стиль рисования двухмерен.Популярны жанровые сцены — подумайте, семейный ужин или прогулка по городу, наряду с птицами, лошадьми и цветами. Городецкий предмет станет отличным дополнением кухни или детской комнаты.
ВАЛЕНКИ
И напоследок валенки . Эти буквально свернутые валенки — то, что я называю «настоящими уггами». Валенки были традиционной русской зимней обувью крестьян на протяжении веков и недавно пережили возрождение: красиво раскрашенные, ослепленные или отделанные мехом валенки завоевывают популярность среди модников.В сочетании с резиновыми галошами валенки могут быть самой практичной вещью, которую можно надеть, чтобы пережить русскую зиму!
Какие из этих предметов вы бы взяли с собой домой? А если вы русский, я что-нибудь серьезное пропустил? Кстати, чтобы вы не подумали, что это все для туристов и что-то в этом роде: между мной, мамой и сестрой у нас в доме есть все из этого списка, кроме валенков. В кратных.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Русская Масленица, Традиции Руси
Традиционные обычаи во время Масленицы
Пожалуй, самый веселый праздник в России — Масленица.Считается, что этот праздник пришел с дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину Масленица проводилась в память о погибших. Так сожжение фигуры Масленицы означает ее похороны, а блины (блины) — колифию. Но со временем россияне, жаждущие веселья и развлечений, превратили грустный праздник в веселую Масленицу с блинами — круглыми, желтыми и горячими, как солнце, катанием на санях и санях, кулачными боями и тещей.Ритуалы Масленицы очень необычны и интересны, потому что они сочетают в себе завершение ритуалов зимних праздников и открытие новых весенних праздников и обрядов, которые должны были способствовать сбору урожая.
Масленица празднуется в течение недели, предшествующей Великому посту. Каждый день Масленицы был посвящен особым ритуалам.
Понедельник, Масленица
В понедельник встречали Масленицу. В тот день люди сделали набитую соломой фигуру Зимы, одели ее в старушки и с песнями возили на санях по деревне.Затем фигуру поставили на заснеженный склон, который люди использовали для катания на санях, что считалось не просто развлечением, а древним обрядом, потому что считалось, что тот, кто спускается с холма более одного раза, скорее всего, будет иметь высокий лен в лето.
Вторник, Масленица
Вторник назывался «заигрыш» (игровой день). С этого дня по всей деревне начались всевозможные мероприятия: катание на санях, народные гуляния, скоморох (странствующие артисты) и кукольные представления.Улицы заполнились людьми в карнавальных костюмах и масках, которые посещали дома своих соседей и устраивали импровизированные концерты. Крупные компании катались на тройках и простых санях.
Масленица в 18 веке Москву трудно было представить без медвежьих шоу. Медвежьи забавы были очень популярны среди всех слоев населения больших и малых городов, поселков и деревень. Дрессированные медведи развлекали публику, имитируя девушек, накрашенных перед зеркалом, или женщин, пекущих блины.
Среда, Масленица
Среда — гурман — открыла застолье в домах с блинами и другими блюдами. В каждом доме были столы с вкусной едой, печеными блинами и сваренным пивом. Повсюду появились палатки, торгующие всевозможными продуктами. Продавали горячий сбитень (напитки из воды, меда и специй), орехи, медовые пряники и разливали чай из кипящих самоваров.
Четверг, Масленица
В четверг — разгул — наступил апогей игр и веселья.Именно тогда произошли самые жаркие кулачные бои.
Пятница, Масленица
Если в среду зятья угощали блинами в доме свекрови, то в пятницу была их очередь устраивать вечера с блинами. Накануне свекрови должны были разослать по домам зятьев все необходимое для приготовления блинов: сковороды, половники и т. Д., А свекровь прислала мешок гречки и немного масла. Неуважение к традиции со стороны зятя считалось бесчестьем и оскорблением; это был повод для пожизненной вражды.
Особое внимание во время Масленицы уделялось супружеским отношениям: чествовали и чествовали пары, заключившие предыдущий брак. Молодоженов в деревнях ставили в тупик: приставляли друг к другу на публике, бросали старыми лаптями и соломой, иногда приходили в дом молодоженов и целовали молодую жену. Традиция требовала, чтобы они нарядно одевались и ходили в публичные места на расписных санях, звонили всем, кто был на их свадьбе, и спускались по ледяному склону под аккомпанемент торжественной песни.Масленица была временем взаимных визитов семей, которые в последнее время стали родственными.
Суббота, Масленица
Суббота была посвящена визитам родственников к молодым женам.
Воскресенье, Масленица
Воскресенье было названо «прощением». В этот день люди просили друг у друга прощения за все обиды и беды; вечером люди ходили на кладбища и «прощались» с умершими. В последний день Масленицы наступает самое интересное событие — прощание с Масленицей — торжественное сожжение чучела зимы.Люди бросали остатки блинов и еды в огромный костер, объясняя своим детям, что вся сытная еда исчезла в огне, чтобы подготовить их к Великому посту.
Конец Масленицы
Масленица завершилась первым днем Великого поста — Чистым понедельником, который считался днем очищения от греха и поста запретной пищи. В Чистый понедельник обычно мылись в ванне; женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков запрещенной пищи.
Дополнительная информация о Масленице
Топ-7 самых популярных русских народных песен
Эти песни родились более века назад. Но и сегодня они входят в репертуар все большего числа российских исполнителей, снимаются в кино, звучат по радио и просто исполняются друзьями у костра.
Сегодня появилась информация, что песня написана Иваном Ларионовым около 150 лет назад. Популярность песни в России и за рубежом объясняется тем, что она входит в репертуар многих музыкальных коллективов.Популярность песни настолько велика, что название «Калинка-Малинка» стало нарицательным для русских ресторанов за рубежом.
Пожалуй, это самая известная русская «народная» песня:
Эту песню еще называют казачьим романсом. По легенде, текст песни придумал Степан Разин (Стенька Разин) — предводитель казачьего восстания на юге России в доимперский период.
Эту русскую народную хоровую песню знали как минимум 2 человека.5 веков назад, когда он вошел в сборник русских народных песен, но, скорее всего, родился еще раньше. Музыкальная тема песни пользовалась популярностью у российских и зарубежных композиторов.
Эта песня исполняется как частушка (народные рифмованные пословицы), причем слова исполнитель часто меняет.
Самая распространенная песенка:
«Эй, яблочко, а куда ты катишься?
Ты попадешь мне в рот — и никогда не выйдет! »
Или, например, шуточный вариант частушки:
«Эй, яблочко, ты на тарелке,
Моя жена надоедает мне — пойду найду девушку.»
В известном матросском танце использована мелодия« Эй, яблочко »:
Отважная русская солдатская песня, исполняемая в строю солдат:
Русская народная песня рассказывает историю любви и верности и часто исполняется во время застолий:
Эта русская народная песня также популярна на свадьбах и праздничных застольях.
Куплет из песни:
Вот, кто-то спускается с холма,
Возможно, идет мой любимый.
Он одет в служебную рубашку цвета хаки,
И это сводит меня с ума.
См .