Русский мужской костюм: vera_mysina — LiveJournal
Если наряды русской женщины любого региона, пусть даже совсем небогатой, былы различного кроя, всегда украшены вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшиты кружевом или канителью, подпоясаны лентами-оберегами, а на голове красовались головные уборы от всевозможных кичек до кокошников, то мужской костюм, наоборот, по всей России был однотипным. Возможно, что на это отчасти наложил отпечаток сам уклад жизни русского мужчины, который, между прочим, основывался на самом сложном в мире земледельческом календаре! Поэтому, не смотря на свою однотипность, в мужском костюме жителя России переплетается столько разнообразных, уникальных, а главное практичных решений, что умолчать об этом я просто не могу! Если в женской одежде в большей степени четко прослеживались этнические и местные различия, то в мужском на контрасте выделялись социальные и возрастные.
Самой древней частью костюма, по сути не подвергшейся никаким изменениям и веяниям моды на протяжении всего своего существования, была туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота и ластовицей.
Лишь единожды за всю историю своего существования русская рубаха претерпела изменения небольшое изменение в крое — разрез ворота стал не прямым, а косым. Тут прям хоть загадку загадывай! Как вы думаете, почему и зачем? Все дело в том, что после крещения Руси, нательный крестик постоянно выпадал наружу, мешая при полевых работах и занятиях ремеслами. Ворот сместили влево и крестик перестал выпадать даже с расстегнутого ворота рубахи. А в народе такие рубахи стали называться «косоворотками».
Вообще крещение Руси не было принято повсеместно и без сопротивления, многие из поклонявшихся исконным славянским богам, наотрез отказывались признавать иноземное вероисповедание. Людей ставших носить косоворотки, а значит крещеных, называли «косыми». Существует версия, что в большинстве русских народных сказок (а русские народные сказки своими корнями уходят именно в язычество), к самому глупому персонажу сказки (обычно зайцу), обращаются не по имени, а словами «Эй, Косой!». Тем самым язычниками подчеркивалась ошибочность крещения Руси, а принявшего новую веру они считали человеком недалекого ума.
На спину и грудь рубахи подшивался с внутренней стороны треугольный кусок ткани «подоплека». Мужские рубахи обычно подпоясывались нешироким пояском, заканчивающимся кистями.
Отличие праздничной рубахи от ежедневной заключалось лишь в том, что у первой холст был отбеленным и украшен по рукавам и подолу широким красным узором, который служил оберегом от злых сил. Орнаментальные мотивы и способы их нанесения на мужских рубахах были те же, что и на женских. Лишь мужчины Семипалатинской и Воронежской губерний резко отличались от остальных. У первых праздничная рубаха и на груди, и на спине была пышно расцвечена узором замысловатого геометрического характера из синего и красного цветов, а Воронежские мужчины предпочитали вышивку исключительно черного цвета.
С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой мальчика в теплое время года.
С подросткового периода в комплект одежды мальчика входили штаны-порты. Обычно их шили из полосатой ткани или набойки или из белой домотканины, а для зимнего периода из плотного сукна домашнего изготовления. Порты были полностью однообразны по внешнему виду по всей территории России, и совсем не украшались. Но красавцы-мужчины из Семипалатинской губернии отличились и здесь!:-) Синего цвета, с тамбурным швом, орнаментированные полихромной вышивкой с изображением деревьев и лошадей щеголяли семипалатинцы на праздниках и даже в воскресные дни.
Середина XIX века, взорвавшая Россию капиталистическим производством, стала отправной точкой бурного развития отходничества и новых промыслов, которые оставили серьезный отпечаток на мужском костюме. Традиционная мужская одежда в большинстве мест страны стала обезличиваться и стремиться к костюму городского населения европейских стран. Рубашки стали шиться из доступных фабричных тканей — сатина, ситца, а вяленые или меховые шапки стали заменяется кожаным или матерчатым картузом. Вместо лаптей основной обувью со временем стали сапоги.
А вот формы верхней народной одежды так и остались немногочисленны и также единообразны. В весенне-осенний период мужчины носили кафтаны, армяки, азямы или зипуны. Все они всегда были с глубоким запахом и застежкой на левую сторону, а шились холста, саржи, домашнего сукна. Кафтаны шили преимущественно с цельной спинкой, но были и с отрезной. По верхней одежде было легко понять откуда прибыл мужчина. Если преобладали темно-коричневый и черный цвета, то мужчина был выходцем из южных губерний. Если одежда серого цвета, то скорее всего архангельский, с Вятки или другого севера. Мужчины центральной части Европейской России предпочитали белый или бежевый цвета. Опять же с развитием фабричного производства к концу XIXвека в моду вошла заводская крашенина всевозможных цветов, в результате верхняя одежда мужчины перестала быть своего рода визитной карточкой.
Зимняя одежда абсолютно никаких изменений не претерпевала вплоть до XX века по причине суровой русской зимушки-зимы. Тут любые европейские новшества были бессильны. Все те же овчинные шубы, тулупы и полушубки спасали от холода и носились, как правило, мехом вовнутрь. А те, кто побогаче, отделывали шубы дорогим мехом пушного зверя. На севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири и вовсе носили дохи из шкур животных прям поверх полушубка, шубы или кафтана. А иначе нельзя было. Русский мороз — это не европейская слякоть, проберет и глазом не моргнешь.
Обязательным атрибутом одежды русского мужчины поверх любой одежды был пояс. На него подвешивали гребни, кисеты, огниво, ключи и прочие гаджеты. 🙂 Ведь гламурных «мужских» сумочек, как сейчас, для ношения мелочевки в те времена не знали 🙂
Любой мужской костюм обязательно дополнялся обувью, плетеной или кожаной. Так же, как и одежда, мужская обувь была почти одинаковой, а отличалась лишь размерами и украшениями.
Лапти русского косого плетения из разных типов лыка или бересты были самой распространенной обувью в европейской части нынешней России, а вот Поволжье и Заволжье предпочло остальным видам лаптей именно те, что плелись с круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами. Лапти северных губерний отличались от остальных оборниками по бокам. А вот в Нижнем Новгороде, Пензе и Рязани по душе пришлись лапти с трапециевидной головкой, плетение которых заимствовали у мордвы. Первый вопрос к русским лаптям обычно бывает таким: «Как же их в дождь и зимой носили? Ноги небось мерзли и промокали?» На самом деле лапти использовались во все времена года. Для сохранения тепла лапти надевали поверх прямоугольных полос ткани — онучей, оборачиваемых вокруг ног. Онучи закреплялись на ноге специальными шерстяными или пеньковыми веревками — оборами или одевали паголенки. Домашние лапти (чуни), плетенные из конопляных или льняных веревок естественно промокали, но дальше избы в них и не ходили, а вот берестяные лапти, смазанные дегтем, воду не промокали и не пропускали. Ну а на время полевых работ надевали лапти с широким плетением лыка, которые намеренно пропускали воду в угоду тому, чтобы при покосе ноги не скользили на мокрой траве.
Кроме плетеной, в крестьянском обиходе широко использовалась и кожаная обувь. Наиболее примитивными были поршни, сшитые из одного или двух кусков грубой кожи и закреплявшиеся на ноге продетыми в прорези веревками, которые служили в качестве рабочей обуви на сложных работах. Князья и богатые купцы могли позволить себе сапоги ручной работы, изготовленные из высокосортной кожи.
В XIX веке валяная обувь уверенно вытеснила лапти и меховую обувь на весь зимний период. И даже суровый Русский Север и Сибирь по достоинству оценили и полюбили новое русское изобретение.
Сегодня я рассказала лишь мало-мальскую долю о том, каким был русский национальным мужской костюм. На самом деле, русская одежда это лишь часть целого пласта общей культуры нашей Родины, которая простирается от Балтийского до Чукотского моря, от Северного Ледовитого океана до высоких хребтов Кавказа. Все это наши корни и традиции, которые надо знать, любить, уважать и сохранять.
Живая нить народного костюма. Русский костюм на полотнах российских художников
Виртуальное заседание в клубе «Берегиня»Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. Это ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – все это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты и гармонии.
Одежда – это своеобразный исторический документ, по которому мы можем узнать о прошлом наших предков. В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», – писал художник Иван Билибин.
Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси: вышивка, ткачество, кружевоплетение, ювелирное искусство. Женский костюм во все времена был венцом моды. В разных губерниях он иногда сильно отличался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и была, как правило, мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в отношении костюма. Женский наряд отличался большим изяществом, мажорностью, живописностью и роскошью убранства от мужского. Он удивительно многообразен по покрою, орнаменту и колориту. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой. Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях. Женщины носили прямопокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы человеческого тела, с длинными, иногда доходившими до пола рукавами. Принято было одновременно надевать несколько одежд одна на другую, верхнюю – распашную – накидывали на плечи, не вдевая в рукава. П.И. Савваитов, исследователь быта Древней Руси, насчитал более сотни (!) оттенков в русском платье и столько же сочетаний, поскольку наши предки прекрасно разбирались в гармоничном сочетании цветов и знали, что тёплые цвета нужно уравновешивать холодными тонами, тёмные – светлыми и пр. Сохранились описания старинных тканей: «на але шолке бел с золотом реки и листье»; «на багреце шолк бел с золотом круги без связок, розвода золота»; «на вишнёве шолк червчат с серебром мелкой узор»; «на рудожолти шолк червчат да чорн круги». Вестфальский путешественник Август Гакстгаузен был поражен тем, что «есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин…» Ещё он описывает такое поразившее его зрелище. Однажды в воскресный летний день по дороге, пролегавшей мимо имения, где он гостил, медленно и плавно двигалась группа женщин, молодых и пожилых, одетых так нарядно, так великолепно и так не похоже на всё, виденное им ранее, что шествие показалось барону скорее видением, нежели явью. «Что это?» – спросил он и был удивлён ответом хозяина имения, вологодского помещика: «Бабы из моей деревеньки к праздничной обедне в церковь идут…» Большинство иностранцев, посещавших Московию, единодушно сходились во мнении, что мало что сравнится с великолепием и разнообразием русских женских головных уборов. Искусно вышитые золотой нитью, отделанные камнями и жемчугом, они поражали воображение невиданными растениями и фантастическими птицами. Настоящей энциклопедией народного костюма стали картины художников XIX века. Они с любовью передали дух ушедшего времени. Костюмные жанровые картины писали и прославленные К. Брюллов, А. Венецианов, В. Суриков, В. Васнецов, М. Нестеров, и почти забытые сегодня Г. Седов, К. Лебедев, И. Куликов, и многие другие. Поскольку нас интересует не просто историческая живопись, а история народного костюма, то мы будем говорить именно о тех художниках, на чьих полотнах словно остановилось время, сохранив красоту русского народного костюма. Народный женский костюм в живописи русских художников сохранился так, как он не может сохраниться в музеях. В музее костюмы настоящие, но люди их могут видеть редко, в музее их никто не носит, костюмы живут отдельно от людей. А для костюма это большая потеря. Костюм на полотнах художников так же «разговорчив», как лицо человека. Чаще всего под их кистью рождались образы боярышень, царевен, девушек знатного происхождения. Их богато украшенные наряды всегда вызывали восхищение и не раз поражали великолепием иностранцев. И всё же, создано немало полотен, на которых со скрупулезностью изображали простых женщин, девушек и девочек в народных костюмах. Первой картиной на крестьянскую тему в истории русского искусства стал «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Художник изобразил красавицу в нарядном кокошнике, белой рубашке и сарафане с галунами. Такой костюм был традиционным у русской девушки: Нижней одеждой (а у крестьянок и верхней) служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Она была основой женского костюма. Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т. п. Рубахи шились из белого льняного или конопляного полотна, линобатиста и кисеи, щедро расшивались тамбурным швом белыми нитями, шелковые рубахи – из сарафанных тканей. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. Иногда рубаху расшивали жемчугом. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. Рубахи, в которых женщины косили, назывались сенокосицы. Их носили без сарафана. Девушки до замужества могли ходить в одних нарядных рубахах, подпоясанных узеньким пояском, концы которого украшались по-разному. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью. Наряду с отделкой золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, одним из основных способов украшения сарафанов была вышивка. Расположение декора отвечало традиции окаймлять все края одежды и линии разрезов. Кстати,
Не менее живописны работы другого русского художника Алексея Гавриловича Венецианова. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян. А.Г. Венецианов изображает быт и труд поселян несколько идеализированно, но народный костюм он воссоздает со всей точностью. На картине «На пашне. Весна» изображена девушка в белой рубахе и розовом сарафане с неяркой вышивкой, похожем на греческий хитон, и в кокошнике.
Нежный весенний колорит «На пашне» в следующей картине «На жатве. Лето» сгущается, и сарафан уже ярко-красный, и кокошник с «донцем», как и положено замужней женщине.
Но одежда, как и на предыдущей картине, нарядная, праздничная, хотя, выходя в поле на работу, крестьянки кокошник не надевали. Дорогие кокошники были большой семейной ценностью. Крестьяне бережно их хранили, включали в приданое дочерям, передавали их по наследству, так что один кокошник мог использоваться на протяжении нескольких поколений. Сколько внутренней красоты в этих простых нарядах! Проникновенная картина «Портрет М.А. Венециановой в русском костюме» с исключительной точностью показывает ржевский парадный костюм горожанки, о котором исследователи говорят, как о самобытном и уникальном образце женского убранства.
А головной убор – так называемая «ржевская ряска» – представляет собой неповторимый, более нигде не встречающийся предмет редкой красоты. Состоит он из расшитого кокошника-каблучка и дополняется спереди ажурной, низко спускающейся на лоб сеткой из жемчуга или перламутра, которая называлась «рефедь». Считалось, что такое обрамление успешно скрадывает возраст, отвлекая внимание от немолодого лица. «Ржевская ряска» изготавливалась из волжского речного жемчуга редкого цвета и, прежде всего, использовалась в качестве женского оберега Одним из самых известных русских художников – коллекционеров, который воспел красоту русского костюма XVII века в своих полотнах, является Константин Маковский. В начале 1870-х годов он увлёкся идеями народничества и начал собирать народные костюмы, роскошные, богато расшитые бисером и драгоценными камнями. Некоторым из костюмов уже тогда было несколько сотен лет. К началу ХХ века за К.Маковским прочно закрепился статус крупнейшего коллекционера. Он начинал свою собирательскую деятельность как художник, увлечённый красотой предметного мира, а заканчивал – как знаток и крупный специалист в области русской старины, стремившийся сберечь художественное достояние России. Долгое время занимаясь собирательством, общаясь с крупными историками и коллекционерами, он приобрёл обширные познания в этой области. Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени, что способны заменить десятки учебников К.Маковского особенно занимал древнерусский мужской и женский костюм княжеской знати. В картине «Поцелуйный обряд» мы видим старинные боярские костюмы: парча, разноцветные сарафаны, жемчугом унизанные поручи, кокошники в мелких жемчужных кружевах.
Наряды того времени были действительно невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены богатства и шикарного вкуса: «Подол и рукава обшивались широкими золотыми тесьмами, ожерелье вышивалось узорами шелками, серебром и золотом, унизывалось жемчугами. Жемчугом украшали ворот и подол платья. А ткани были с золотыми узорами на серебряном поле, или по золоту шли серебряные чешуйки и фигурки, реки, водопады, змейки, птицы. Блестело все! В ушах огромные серьги, на шее – ожерелье из самоцветов и жемчугов, золотые цепи». Верхние рубашки были из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами – опашень. Хозяйка в жёлтом шелковом летнике, верхней накладной одежде состоятельных женщин, застёгивавшейся до горла, и с пристегнутым воротом (ожерельем), держит в руке кубок. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Внизу их украшали вошвами – треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий и богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине К. Маковского боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья. Тафью в основном носили высшие слои русского общества и представители опричнины во времена Ивана Грозного. В картине «Под венец» тщательно выписаны костюмы персонажей, аксессуары, детали.
Палата богатого терема полна пышно и нарядно одетых и украшенных женщин. Чудно светятся, цветятся узорчато роскошные уборы, поблёскивают матово-голубым, розово-золотым шёлком и серебром… Русский боярский костюм допетровского времени отличался большим количеством декора в виде вышивки бисером, мелким жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Всё это покрывалось душегреями или телогреями, шугаями и шубами. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15-20 килограммов. Художник подробно, но очень свободно выписывает богато украшенные одежды, сарафаны, душегрейки, шушуны, расшивные кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением, отделанные меховой оторочкой, шитые из дорогих шелковых и бархатных тканей. Удивителен и красив цикл картин К.Маковского «Боярышни». Каждый портрет неповторим, и это не удивительно, ведь каждый элемент костюма мастерицы вышивали и украшали вручную. Как живые, смотрят на нас с полотен красавицы-боярышни в богатых праздничных народных костюмах. Грустные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями – они составили целую галерею русских красавиц. «Боярышня с подносом», «За чаем»(1914), «Боярышня»(1884), «Русская красавица», «Невеста» и других его красавицы настолько живые и их наряды настолько точны и гармоничны, что воодушевляет, и хочется любоваться и узнать поближе наследие наших предков. Особенно интересны и разнообразны головные уборы. Головной убор мог сказать, из какой губернии она прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное – замужняя ли это женщина или девица на выданье. Лукаво улыбается девушка с картины К. Маковского «У околицы».
На ней белая рубаха с пышными рукавами, собранными у запястья и красный сарафан. Поверх него – короткая душегрея на плечевых лямках из дорогих узорчатых тканей, обшитая по краю декоративной каймой. Голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.
Удивительной красоты женские головные уборы видим мы на этих картинах. Коруна на грустной боярышне, венец на картине «Чаша меду», кокошник на боярышне с подносом и сборник на боярышне с картины «За чаем» помимо чисто утилитарных функций исполняли роль оберега, защиты и в народных представлениях были связаны с небом. И если в мужском костюме высота головного убора ограничивалась определенной высотой, то женский кокошник мог достигать и полуметровой высоты. Сверху кокошник украшали орнаментом с символами солнца, звезд, дерева, птиц или искусственными, или живыми цветами, парчой, позументом, бусами, фольгой, стеклом, у богатых – драгоценными камнями. Украшались они золотным шитьём и бисером, а также жемчугом в технике «сажение по бели». Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. Женские образы в русском народном костюме Константина Маковского, были способом национальной идеи в искусстве XIX века и стали утверждением идеала русской женской красоты. «Карамзин русской живописи» – так оценивали Федора Солнцева современники. Он прошел путь от крепостного до потомственного дворянина, застал четырех императоров и пережил многих вдохновленных его творчеством младших коллег. Кажется, сама фамилия предопределила выдающийся талант художника, историка, реставратора, специалиста по художественной археологии Федора Григорьевича Солнцева. Федор Григорьевич участвовал в многочисленных экспедициях по старинным русским городам, церквям и монастырям, целью которых была фиксация культурно-исторических памятников, старинных предметов, традиционных костюмов. Солнцев приобретает широкую известность как один из талантливейших мастеров своего времени и непревзойденный знаток художественных древностей. В 1836-1837 годах по рисункам Солнцева в Московском Кремле были возобновлены Грановитая палата, царские терема и дворцовые храмы. Федор Солнцев принял участие во всех реставрациях памятников средневековой живописи. Творчество Солнцева всецело находится в русле той общеевропейской художественной тенденции второй четверти XIX — первой половины XX века, которую можно обозначить как национал-романтизм. Альбом «Одежды Русского государства» 1869 г. содержит акварели Ф.Г. Солнцева, на которых изображены аутентичные одежды людей разных сословий и губерний в России.
На первой акварели мы видим ферязь. Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Именно отсюда и пошла поговорка «работать, спустя рукава». Ферязь носили и зимой, и летом. Летние были на тонкой подкладке, а зимние на меху. Шили ферязи и из парчи и бархата, и из самых простых тканей. Богатые ферязи украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые как завязывались, так и застегивались. По краю ферязь обшивалась галуном или золотым кружевом. Костюм серпуховской крестьянки состоит из рубахи, синей поневы, – традиционной шерстяной юбки из домотканого полотна, состоящей из 2-3 полотнищ, завязывающихся на поясе, вышитого навершника, который носили по праздникам и шушпана. На голове – кичкообразный головной убор типа сороки. Разнообразная цветовая гамма, сочетание синего и красного цветов, небольшие вкрапления золотисто-желтого, золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничный вид даже в хмурые зимние будни. Среди учеников Солнцева выделялся еще один живописец русского костюма и быта, художник-передвижник Андрей Рябушкин. Живописца интересовали в первую очередь наряды и народный быт XVII столетия, которые стали для него одной из главных и любимых тем. В его картинах «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве», «Сиденье царя с боярами» – поиски в народном костюме поэтического образа, красота русского национального колорита. Смотришь на картину «Семья купца XVII века» или «Шуба с царского плеча», – и ты веришь, что именно такими были купцы и бояре, что именно такую носили одежду – из парчи и шелка, такую обувь, которую шили из сафьяна, обязательно цветную: красные сапоги, голубые, лазоревые, расшитые цветами и узорами золотом и серебром, украшенную жемчугом. Иногда кажется, что интерес художника к отдельным деталям – головным уборам, одежде, прическам, ритмике орнаментов, – доминирует над живописной цельностью. И конечно, рассматривая живую толпу, исторически правдивые костюмы, мы начинаем верить, что перед нами настоящая Московская жизнь, которая открывается нам из-за завесы времени как яркое зрелище. В картине «Сидение царя Михаила Федоровича» мы видим наряды, богато покрытые орнаментом, узорочьем, шитьем.
Особенностью костюма XV-XVII столетий было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого. Мужчины поверх рубахи надевали зипун – распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками. К сожалению, практически забыт сегодня художник Клавдий Лебедев, писавший картины в духе реализма на темы русской истории X-XVII веков. Его любимым учителем был В.Перов, ближайшим другом – В. Маковский, брат К. Маковского и тоже известный художник, который высоко ценил К. Лебедева за «щепетильную добросовестность, с которой он штудировал каждую мелочь – узор на платке бабы или боярском костюме, складки на тулупе мужика, орнамент на старинной чаре…». Художник оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из домашнего быта княжеской и боярской Руси. Ему нравилось воссоздавать колорит далекого времени, архитектуру старинных городов, прописывать красочные костюмы. Он не пренебрегал ни одной деталью, и оттого его картины особенно ценны. «Купец Калашников» написан по мотивам «Песни о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова.
Одежда купца Калашникова добротная: темный кафтан, подпоясанный красным кушаком, синий малахай с меховой оторочкой. Самая яркая деталь одежды – кушак. С древнейших времен пояс рассматривался как оберег, способствующий благополучию и удаче. В быту и обрядах поясу придавалось большое значение. До сих пор в нашем языке сохраняются выражения, связанные с этим предметом одежды. Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. Мужчине без пояса считалось находиться в обществе крайне неприличным. «Распоясать» человека означало обесчестить его. На Калашникове пояс завязан крепко, по всем правилам: полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 метров позволяли сложить его вдвое, дважды обернуть вокруг талии поверх кафтана и завязать чуть ниже живота, опустив концы. Именно так и повязан пояс купца, значит, его чести ничего не угрожает. Пояс у наших предков был необходимой частью мужской одежды и своеобразным знаком отличия. Носили его и знать, и крестьяне, но от состояния, звания и положения хозяина зависели материал и техника, в которой была изготовлена «поясница». А рядом с «Купцом Калашниковым» картина «Боярыня». Но так и хочется сказать, что это Алена Дмитриевна Калашникова в своем узорном платке и в великолепном голубом штофном сарафане. Тканый узор сарафана представляет собой русский вариант западноевропейских рисунков парчовых и шелковых тканей с многоцветными букетами садовых цветов в окружении гирлянд и лент на голубом фоне. Узоры этого типа в народе называли «пукетами». Штофные и парчовые сарафаны стоили очень дорого и потому передавались по наследству от матери к дочери, что определило их бытование в крестьянской среде вплоть до 80-х годов XIX в. Парчовый платок густо заткан золотой сканью, надет «в роспуск». Завязанная концами назад косынка охватывала всю голову, словно шапочка, ее вышитые углы покрывают, словно ковром, плечи. Композиция такого платка имеет центрический характер, по краям пышная кайма. Глядя на картину К. Лебедева «Сокольничий», мы видим, что и мужской русский костюм был великолепен.
Царь Алексей Михайлович был страстным почитателем соколиной охоты, которая была красочным зрелищем. Поскольку главным действующим лицом царских охот был государь, то именно он являлся законодателем охотничьей моды, которой следовал весь двор. Наряды царских сокольников поражали роскошью. Красные кафтаны, расшитые двуглавыми орлами и окантованные золотым газом или шнуром, шапка из бархата с оторочкой соболем. На ногах – сапоги с высокими носками, загнутыми вверх, из красного или золотого сафьяна. Невероятно красивая перчатка, инкрустированная драгоценными камнями на одну руку. Каждый из охотников получал «ежегодно по портищу сукна, камки или атласа, смотря по положению охотника в составе царской охоты, на шапки выдавались бархатные верхи и на опушку соболи, на сапоги – кожа и сафьян». Если в царской охоте принимали участие иностранные гости, то эффектные наряды сокольников усиливались за счет особых «крыльев», украшенных разноцветными лентами из шелка. «Крылья» крепились при помощи ремня на поясе. Костюм сокольничего состоял из зипуна, кафтана (одевавшегося поверх зипуна или ферязи), однорядки, шапки и сапог, представляя, таким образом, полный комплект для любого времени года. Для своих сокольничих царь Алексей Михайлович приказал сделать кафтаны на основе западных. Для этого было, вероятно, несколько причин. Такие кафтаны оказались динамичнее, что было кстати для труда сокольничих. Кроме того, покрой этих кафтанов позволял на середине груди и на середине спины вышить герб. Голубой с золотом кафтан молодого сокольничего, алый цвет одежд окружающих его людей делает картину праздничной и нарядной. Григорий Седов – еще один русский живописец XIX века, писавший картины на темы русской истории. Сегодня для нас от всего творческого наследия Григория Седова остался огромный список написанных художником картин и очень небольшое количество сохранившихся работ: «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов», «Царь Иоанн Грозный любуется на Василису Мелентьевну», «Царь Алексей Михайлович выбирает невесту». Этот талантливый художник прожил короткую жизнь – он ушел из жизни неполных 50 лет. Его работы уже в те годы были достаточно популярны и замечены многими специалистами художественного искусства. Немало полотен он создал для церквей. Картины Седова – истинные шедевры, они предоставляют нынешнему поколению уникальную возможность окунуться в мир истории, живой, яркий. «Курская мещанка в старинном костюме» – блестящая по технике письма и по интересному сочетанию световых эффектов картина.
Перед нами молодая девушка в пышной, праздничной одежде, привлекающей внимание многоцветием различных тканей, роскошными и невероятными деталями одежды, которые так бережно воспроизвел художник в своей картине. Сарафанный комплекс состоит из рубахи с кисейными рукавами, распашного сарафана, парчовой золотой душегреи-коротены, пояса и головного убора. Женский головной убор, который называют «златоглав-седло» или «шеломок» по-видимому, является видоизмененной сорокой, которую носили практически во всех уездах Курской губернии. Поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеются два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый. Этот тип кокошника известен только на юге России. Такой головной убор был сложносоставным, в него входили волосник, позатыльник, и непосредственно сам «златоглав». Зимой сверху надевали платок. Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Декор созвучен белому цвету декора рубахи с пышными рукавами из тончайшей кисеи, собранными в сборки под неширокие манжеты, украшенные оборочками и золотому цвету коротены, косоклинной нагрудной одежды на узких лямках, которая в разложенном виде имеет форму почти полного круга. Наряд выглядит необычайно красочно и даже экзотично. Это один из вариантов южнорусского костюма, который чрезвычайно многосоставен. Основными цветами являются белый, черный и богатые вариации разного по тону красного цвета. Считалось, что орнамент на одежде обладает магической силой. Спереди и по подолу сарафан украшали кумачными вставками, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, позументом. Иногда ширина узоров на подолах достигает 30 сантиметров – это искусная вышивка и пришитые полоски из другой ткани. Особенно интересны черные шерстяные сарафаны с богатой плотной вышивкой красными, зелеными и желтыми шерстяными нитями.
Еще одним интересным архетипом русского народа являются старообрядцы. Они сохранили в нетронутом виде не только свою веру, но и обычаи, традиции, иконы, предметы культа и быта, и, конечно, одежду. Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев. Обычно, когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Традиционная одежда для старообрядцев имеет исключительное значение. Это связано с тем, что старообрядцы используют её для богослужений. Именно обрядовой функцией традиционной одежды обусловлена её сохранность в старообрядческой среде. Еще одним важным фактором формирования комплекса традиционного костюма и представлений о нём в старообрядческой среде является религиозность. Традиционная одежда старообрядцев является внешним выражением религиозных принципов. Еще в ранний период творчества Нестеров увлекся национальной романтикой, понятой им как костюмированная историческая сцена. На него оказало влияние тесное общение с Василием Суриковым. Он очень высоко ценил умение Сурикова тщательно подбирать яркие и колоритные костюмы для своих персонажей, на контрастном сопоставлении с одеждой раскрывать глубину эмоционального состояния своих героев и стал применять это и в своих картинах. Одна из них «В скиту».
По двору скита идут две сестры. Только души у них разные; у одной душа радостная, вольная, а у другой – она сумрачная, черная. Одна одета в белый платок и темный сарафан. Она тянет сестру к себе, устремив взгляд, исполненный грусти, в землю. Вторая одета в красный, цвета пасхальной радости, платок и сарафан. Она улыбается и машет букетом, приветствуя невидимого зрителю человека. Судя по вербе в руках грустной сестры, празднуется Пасха. У староверов для каждого церковного праздника избирается определенная цветовая гамма. Для пасхальных одежд это белый, красный, черный (различают до 7 оттенков), фиолетовый (цвет царского пурпура). Хотя цвета праздничной одежды у девушек разные, покрой и манера повязывать платок — одинаковые. Женский старообрядческий костюм состоит из рукавов (самое распространенное название женской рубахи), сарафана, головного убора, платка и пояса. «Рукава» чаще всего шились из богатой ткани, например, из шелка или кашемира, с воротником-стойкой. Могли быть украшены кружевом. В покрое и пошиве одежды были строгие каноны: для молитвы сарафан был только косоклинным, отделанным позументом по обе стороны переднего шва и с определенным количеством пуговиц, чаще всего 17 и 22: число 17 связано с 17-ю ветхозаветными пророчествами о Христе; 22 — количество книг Ветхого Завета. Подол должен быть подрублен, то есть с внутренней стороны по подолу должна быть пришита полоса ткани — подштаферка. Одной из самых сложных значимых и разнообразных деталей традиционного женского костюма старообрядцев является головной убор. Именно по нему определялся семейный статус женщины. Девичий головной убор состоял из одной косы, заплетенной до конца косоплёткой, девичей повязки и платка. Женский головной убор был трехчастным и надевался на основу из двух кос, сверху надевалась шашмура (волосник), поверх которой надевался повойник или сорока, поверх которой надевался платок. Он надевался в роспуск, закалывался на булавку. Платок должен был полностью скрывать линию волос. Для Нестерова интерес к народному костюму носил отнюдь не игровой характер. Художник напряженно искал свою тему в искусстве и относился к изображению деталей одежды своих персонажей очень внимательно. В его картинах появляется современный старообрядческий костюм, в канонах которого Нестеров видел воплощение живой допетровской традиции, бережно сохраненной сквозь века и выражавшей особенности русского национального характера – спокойствие, доброту, смирение перед жизненными невзгодами, согласие с собой и природой, добровольный отказ от бытовой суеты в пользу душевной гармонии и покоя. Аскеза, скромность, простота, труд и молитва – такое существование представляется художнику идеальным. Одна из самых известных картин М.Нестерова из старообрядческого цикла « За Волгой».
Две фигуры на берегу реки – мужчина и женщина. На женщине – сарафан глубокого синего цвета с
«Мужской русский народный костюм» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация на тему: «Мужской русский народный костюм» (5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Мужской русский народный костюм Ермишина Лариса Геннадьевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №12 г. Бердска Новосибирской области
2 слайд Описание слайда:Цель: познакомить с историей русского национального к мужского костюма и особенностями внешнего вида Задачи: воспитывать интерес и уважение к русской культуре; способствовать расширению словарного запаса; учить делать выводы.
3 слайд Описание слайда:Культура одежды является наиболее индивидуальной материальной культурой народа. В одежде находит отражение и его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души, окружающего мира.
4 слайд Описание слайда:На протяжении всей своей истории люди создавали одежду, и каждый, живущий на земле человек, внес вклад в этот многовековой процесс.
5 слайд Описание слайда:участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок) Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении
6 слайд Описание слайда:Основу мирского костюма составляла рубаха Рубаха происходит от слова «руб», что означало на языке предков кусок, обрывок ткани.
7 слайд Описание слайда:Рубахи носили и мужчины, и женщины — различались они лишь покроем.
8 слайд Описание слайда:Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
9 слайд Описание слайда:Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. Украшением чаще всего служила вышивка.
10 слайд Описание слайда:Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков.
11 слайд Описание слайда:Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
12 слайд Описание слайда:Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
13 слайд Описание слайда:ПЛЕТЁННАЯ ОБУВЬ — лапти, которые были распространённой летней, иногда и зимней обувью. Плелись они из липы, лыка или бересты.
14 слайд Описание слайда:КОЖАНАЯ ОБУВЬ – сапоги. Эту обувь не все имели возможность носить и была она не у всех крестьян.
15 слайд Описание слайда:Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
16 слайд Описание слайда:Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Одевался кафтан во все времена года, смотря по погоде. Кафтан застёгивался на крючки и подпоясывался кушаком.
17 слайд Описание слайда:Ферязь — старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Ферязи были разделены на три разряда: золотые, бархатные и объяринные (шёлковые). Охабень. Название происходит от охабить — охватить. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень.
18 слайд Описание слайда:Армяк — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани. С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время. Крестьянской верхней одеждой был армяк.
19 слайд Описание слайда:КУШАК — мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате , по верхней одежде.
20 слайд Описание слайда:Под кафтан-зипун одевалась ПОДДЁВКА. Поддёвка поддевалась под более тёплую верхнюю одежду. Этот элемент мужского народного костюма шился из более тонкого домашнего сукна- льна и шерсти.
21 слайд Описание слайда:Верхней нарядной одеждой во все времена были ШУБЫ И ПОЛУШУБКИ. У крестьян они были овчинными, изредка на заячьем, собачьем или кошачьем меху. Овчинная шуба ТУЛУП означала семейное благополучие.
22 слайд Описание слайда:Головные уборы Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.
23 слайд Описание слайда:Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы.
24 слайд Описание слайда:Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.
25 слайд Описание слайда:Ещё один вид шапки — грешневик (гречник) пришёл на Русь от монголо-татар в конце XIII в. Шился он из поярка — шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. Этот пирог пекли во время поста, он имел форму столбика высотою в 2 вершка (около 8 см), широкий сверху и чуть сужающийся снизу, такой формы была и шапка. В XIX в. гречник станет излюбленным головным убором московских извозчиков.
26 слайд Описание слайда:Треух — «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов — малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две — уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке.
27 слайд Описание слайда:Третьим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор.
28 слайд Описание слайда:И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Шили её из целого меха горла животного—«душки». Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу. Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя.
29 слайд Описание слайда:Русский народный костюм в произведениях известных художников Иван Яковлевич Билибин
30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:Виктор Михайлович Васнецов
34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда:Алексей Гаврилович Венецианов
39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда:Василий Иванович Суриков
44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда: 46 слайд Описание слайда: 47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда: 49 слайд Описание слайда:Создать эскиз мужского русского народного костюма
50 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-614452
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Русский костюм. Мужская одежда. — История красоты — LiveJournal
Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц — в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде.Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.
Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. «Первым делом — самолёты!»
Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения — яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся «бугак» — признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала — её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.
Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка — котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья — мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях — в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.
Ворот был невысоким — 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам — чехам и полякам.
В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота — «голошейки» с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.
Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам — ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь — и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения — помещиков и сельской интиллигенции — фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова «Наш маленький Париж» — о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык — в одну рубаху, но отец сказал ему :»Нет. Раз женился — надо в штанах ходить!»
А вообще — первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет — после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин — колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.
На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: «держать в загашнике». Карманы — явление болеее позднее. Впрочем — в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления — из льняного, или конопляного холста и понитчины — так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.
Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами — в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.
В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами — в Сибири, на Урале, в Поволжье — были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь — торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался «черкеской».
Согласно представлениям русских — мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине — весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что «от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки — дымом».
Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа — «коник». На фото — группа крестьян-«коновалов». Моих коллег))) Коновал — так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху — знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.
Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.
К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.
Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. «Без пояса ходить — грех» — говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение «распоясаться». Это значит — перейти всякие границы приличия.
Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены — гребешок и копоушка — палочка для чистки ушей.
Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах — особенно это было у старообрядцев распространено — ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.
Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.
Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.
Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям — лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго — недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два — прямое, или «русское» плетение — такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и «косое», или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами — мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее «прямых». Кстати — лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая — «моршни» — это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная — сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались «опойковые» — на них шла кожа молочных телят п
Мужской русский народный костюм | Творческие проекты и работы учащихся
1.4. Мужской костюм
Наименьшие затруднения при изучении представляет мужской костюм, который в большей или меньшей степени был однотипным по покрою во всех великорусских областях.
Это было связано с положением мужчины в обществе. Он был и в экономическом и в юридическом отношении более самостоятельной и мобильной фигурой, нежели женщина.
В виду нехватки хлеба, крестьянин в свободное от полевых работ время должен был отправляться на заработки, иногда довольно далеко и надолго. При этом он тесно общался с обитателями других губерний и с горожанами, становился более терпимым к чужим традициям, приобрел более широкий взгляд.
К тому же мужской костюм был более функционирован, его покрой диктовался условиями тяжелой физической работы под открытым небом, а она была в разных местах одинаковой. Отсюда вытекает сравнительное единообразие состава и покроя мужской одежды.
Различной оказывается орнаментация, а также терминология, которая вообще более устойчива, нежели покрой.
Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканного холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка – ромбический кусок такой же ткани и собирались в талии на гашнике.
Никаких ограничений в цветовой гамме, видимо, не существовало: шились порты из нетбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.
Праздничный костюм дополнялся появившимися позже штанами, которые отличались от портов отсутствием ширинки, более широкими штанинами во внутренние швы которых вставлялись полосы ткани и поясом вместо галиника, застегивавшиеся на пуговицы, а также вшивавшимися по бокам карманами.
При штанах порты стали исполнять роль исподнего белья.
Русская рубаха
Мужская рубаха в разных областях России различалась по покрою незначительно. Это туника образная одежда, т.е. в её основе лежит перегнутое на плечах полотнище с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу налево.
Это так называемая косоворотка. Поскольку домотканный холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста – «бочки».
Они бывали прямые, либо косые и в некоторых местностях для расширения подола вставлялись клинья между прямыми или сужающимися к низу рукавами без манжет и «бочками» под мышками вставлялись ромбические куски ткани – ластавицы.
Зачастую ластавицы делались из кумача, китайки, пестряди. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и щироких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые.
Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая ее более долговечной.
Неширокие полосы орнамента – чаще всего вышивки красной нитью – располагались по подолу. Кроме того на праздничных рубахах орнамент мог располагаться по швам подоплеки на груди, плечах, спине, яркие кумачные листовицы также вносили свою долю в орнаментацию рубахи.
Орнаментированная мужская рубаха могла быть не только с вышивкой, но и затканной с узкими лентами с геометрическими узорами, тесьмой, галунами, вышивкой бисером и блестками.
Рубаха носилась на выпуск, подпоясанная шнуром с кистями, завязанными сбоку, либо покромкой, тканым длинным поясом, в несколько раз обернутым вокруг талии; концы пояса с обоих боков затыкались под пояс и свешивались вниз.
Основным традиционным видом верхней мужской одежды был кафтан, а также его разновидности, либо производные от него: полукафтанье, поддёвка, казакин, зипун.
Кафтан
Кафтан представлял собой приталенную одежду до колен, с выкройными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником, с запахом на правую сторону на крючках или пуговицах. Он мог быть с цельной спиной, со сборами на боковых швах.
Подкладка могла отсутствовать. С боков прорезывались вертикальные карманы. Обычно это была праздничная одежда из домотканного или покупного синего, коричневого, черного сукна либо из плиса.
Полукафтанье – укороченный кафтан выше колен, как и казакин, примерно того же покроя.
В широком употреблении была сибирка, напоминавшая городской сюртук и, возможно, появившаяся под его влиянием. Это была длиннополая, обычно синего цвета двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами.
Самой распространенной верхней мужской одеждой был полушубок. Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одежда из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или черный цвет, либо покрытая сукном.
Длина полушубка — до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам.
Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.
Поверх кафтана, зипуна, полушубка и других видов верхней одежды в холодное время года, особенно в ненастье и в дорогу, надевалась халатообразная одежда, в разных местностях именовавшаяся армяком, чапаном, азямом, балахоном или просто халатом.
Она была длиной значительно ниже колена, с глубоким запахом налево, без застежек расширяющаяся книзу, с широким рукавом, с большим шалевым, простроченным для жесткости воротником, без подкладки, и надевалась с кушаком.
Такая одежда шилась из домотканого сукна, чаще коричневого цвета, либо из поскони.
Тулуп
Тулуп, имевший аналогичный покрой, шился из дубленой овчины и также надевался поверх другой верхней одежды.
Довольно разнообразны были мужские головные уборы.
Основным типом головного убора была валяная из овечьей шерсти шляпа, имевшая около десятка разновидностей, в основном различавшихся высотой и формой тульи.
Это был головной убор с узкими полями, с тульей низкой или высокой, в форме усеченного конуса, цилиндра, либо с перехватом посередине. Разнообразны были и названия таких шляп: шпилек, грешневик и т.д.
Во второй половине XIX в. из города пришел в деревню картуз со сравнительно высоким околышем и кожаным лакированным, круто опускавшимся на лоб небольшим козырьком.
Картузы носила молодежь, а также зажиточная, преимущественно торговая часть деревни, а степенные крестьяне оставались верны дедовской шляпе.
Зимой носили меховой треух, мехом внутрь, с небольшим меховым стоячим козырем спереди и широким меховым же козырем сзади и с боков, в ненастье отворачивавшимся.
Наиболее распространенной обувью были лапти, имевшие несколько разновидностей, включая орнаментально плетеный праздничный лапоть. Лапти надевались зимой и летом, с холстинами или суконными белыми онучами, которыми обматывалась голень ноги.
Закреплялись они на ноге лыковыми сборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Более зажиточные крестьяне зимой ходили в валенках, а также грубых, смазанных дегтем кожаных сапогах.
Русские и народные костюмы для мужчин
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французский язык

Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Эл. адрес
Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную записьвойти в систему
Запомнить меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб.00
Посмотреть корзину Проверять, выписываться Главная- Меню
- Одежда
- Русская Одежда
- Сарафан Платья
- Косоворотка Рубашки
- Кокошник Диадемы
- Русские Блузки
- Украинская Одежда
- Польская Народная Одежда
- Болгарская народная одежда
- Венгерская Одежда
- Румынская Одежда
- Другие национальные костюмы
- Театральные костюмы
- Маскарадные костюмы
- Танцевальные костюмы
- Русский балет
- Повседневная одежда
- Льняные платья
- Льняные блузки
- Шапки ушанки
- Трикотаж
- Обувь
- Валенки валенки
- Театральная обувь
- Русская Одежда
- Шали и платки
- Шерстяные шали
- Платки 58 «x58» (148×148см)
- Шерстяные шали
Краткий справочник по традиционной русской одежде
Константин Маковский, «Наряд русской невесты», 1884 | © WikiCommons
Русские традиции костюма имеют долгую историю, и даже несмотря на то, что многие элементы были забыты с годами или отмечены как «старый стиль» и «непривлекательный», некоторые элементы сумели вернуться к жизни. Несколько лет назад Dolce & Gabbana напомнили миру о византийских корнях моды и показали, что это действительно может быть сексуально. Следуя примеру известного модного магната, мы рассмотрим традиционную русскую одежду, уходящую корнями в византийский стиль.Мы посмотрим, сможем ли мы найти привлекательные элементы, которые могут вдохновить нас на внешний вид двадцать первого века.
Точной даты рождения традиционного русского костюма нет, хотя логично предположить, что его рождение совпало с той же эпохой, когда была основана страна, примерно в X и XII веках. Есть записи, свидетельствующие о том, что северная и южная мода довольно сильно отличались по стилю и убранству, хотя основная одежда оставалась довольно похожей.Все русские стили одежды существовали в вариантах «на каждый день» и «для особых случаев», различались материалами, цветами и украшениями. Общим элементом было несколько слоев ткани.
Традиционный русский костюм был частью истории страны вплоть до начала XVIII века, когда Петр Великий объявил русскую одежду «крестьянской и непрогрессивной». Он ввел закон, который штрафует всех, кто въезжает в город в традиционной национальной одежде, а также всех с бородой.Горожане, аристократия, купцы и другие влиятельные члены общества перешли на европейскую одежду, в то время как традиционная русская одежда была полузабыта и носилась только в деревне и среди членов религиозных организаций.
В наши дни традиционную русскую одежду носят только церковные чиновники и во время некоторых национальных праздников. Многие элементы теперь утеряны, хотя есть еще несколько элементов, которые стали знаковыми для русской традиционной одежды.
Рубаха (рубашка oversize)
Базовым элементом любого традиционного русского гардероба была рубаха, которую могли носить как мужчины, так и женщины.По сути, это вариант современной рубашки в старинном стиле. Рубахи носили как уличную одежду среди бедных и как домашнюю одежду среди богатых. Общий вид был то, что сейчас называется «oversize», поскольку у него не было определенного силуэта. В зависимости от материального положения для изготовления и пошива рубахи использовались разные материалы, от дешевого льна или хлопка до дорогого импортного шелка.
Мужская рубаха, начало ХХ века © Исторический музей Шебекина / WikiCommons
Сарафан (длинное платье)
Основным элементом женского гардероба был сарафан.Длинное платье, которое часто надевали поверх рубахи, составляло «повседневную» одежду и одежду «для особых случаев». Самыми распространенными цветами сарафанов были красный, голубой или темно-синий, винный и белый. Платья-сарафаны часто украшались замысловатой вышивкой.
Молодые русские крестьянки перед традиционным деревянным домом, сфотографированные Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в рамках его работы по документированию Российской Империи с 1909 по 1915 год. © Собрание Сергея Михайловича Прокудина-Горского / WikiCommons
Кокошник
Украшения для головы и волос также были частью общего гардероба.В случае с женщинами способ укладки волос мог многое рассказать о гражданском статусе: молодые женщины могли хвастаться своими волосами, собранными в единую косу, украшенную цветами и другими элементами. Замужним женщинам не разрешалось обнажать волосы на публике, поэтому они покрывали голову разными украшениями. Одним из самых знаковых и замысловато украшенных примеров этого был кокошник.
«Девушка в кокошнике» Константина Маковского © WikiCommons
.российских мужчин и женщин в национальных костюмах. Вектор.
. Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим спонсорам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Другие стоковые иллюстрации
Люди в русских национальных костюмах
Мужчины и женщины в различных национальных костюмах векторная иллюстрация
Русские мужчины и женщины в традиционных костюмах и головных уборах
Персонажи-эскимосы, мужчины и женщины в национальных костюмах с этническим оружием животные северный олень белый волк
Набор рисованной векторной каллиграфии на русском языке к Международному женскому дню.
Набор 8 марта русские рукописные праздничные надписи на открытку, плакат международный женский день
Две русские сельские женщины
Симпатичная открытка на 8 марта с русским текстом. Международный женский день
С 8 марта в стиле русского розового женского дня
Открытка на 8 марта на русском языке.Международный женский день.
Колоритные фигурки русских женщин
Традиционная русская национальная одежда женская и макет мужской белой рубашки.
С 8 марта. Русская каллиграфия: С женским днем. Дизайн на белом фоне. Векторная иллюстрация. Женский день
Открытка на 8 марта на русском языке.Международный женский день. Красивые красные розы и золотое конфетти. Вектор
.Традиционная румынская одежда — национальные народные костюмы
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французский язык

Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Эл. адрес
Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную записьвойти в систему
Запомнить меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб.00
Посмотреть корзину Проверять, выписываться Главная- Меню
- Одежда
- Русская Одежда
- Сарафан Платья
- Косоворотка Рубашки
- Кокошник Диадемы
- Русские Блузки
- Украинская Одежда
- Польская Народная Одежда
- Болгарская народная одежда
- Венгерская Одежда
- Румынская Одежда
- Другие национальные костюмы
- Театральные костюмы
- Маскарадные костюмы
- Танцевальные костюмы
- Русский балет
- Повседневная одежда
- Льняные платья
- Льняные блузки
- Шапки ушанки
- Трикотаж
- Обувь
- Валенки валенки
- Театральная обувь
- Русская Одежда
- Шали и платки
- Шерстяные шали
- Платки 58 «x58» (148×148см)
- Шерстяные шали