Национальные костюмы народов России: картинки с названиями
Еще со школы известно, насколько национальные костюмы народов России поражают своим разнообразием. Ведь в этой стране проживают люди более 190 национальностей, каждая из которой отличается своими традициями и культурой. Такие особенности не могут не отразиться на костюмах народов многонационального государства. Традиционная одежда различается покроем, цветом, орнаментом, элементами декора, видами головных уборов и другими деталями. Наглядно отображают национальные костюмы народов России красочнее картинки с названиями.
Русский национальный костюм
История русского народного костюма сохранилась до наших дней практически без изменений, ее знает даже ребенок. В нарядах сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходят для будней.
На заметку! Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. По ней можно было узнать, к какой губернии относится человек. Обычно при помощи вышивки старались украсить рукава и подол.
Мужские национальные костюмы у русского народа состояли из штанов, рубахи и пояса. На голове носили грешневик, пошитый из валяной шерсти. На ноги обували лапти, а с приходом зимы переобувались в валенки. Праздничная традиционная обувь у русского народа – сапожки из натуральной кожи.
Женские национальные костюмы у русских совмещали в себе сорочницу, сарафан и передник. В период правления Ивана Грозного девушки надевали три платья сразу, один поверх другого. В противном случае их считали непристойными.
Детские традиционные костюм в большинстве случаев повторяли одежду взрослых, но часто их шили более свободными.
Украинский национальный костюм
Украинская национальная одежда пополняет список костюмов народов России. Для ее пошива использовались плотные простые ткани. Украинские костюмы – вышиванки, то есть, украшены вышивкой. При оформлении убранства приветствуются черные, белые и красные цвета. Голову украшали цветочным венком с сине-желтыми лентами, символизирующими флаг страны. Пример национального украинского костюма представлен на фото ниже.
На заметку! В каждой области Украины предусмотрены разные костюмы. Различия наблюдаются в крое, декоративных вставках и других элементах. При помощи этого украинцы стараются выделить этнические особенности.
Башкирский национальный костюм
На сегодняшний день миру известно семь разных вариантов национальных костюмов башкир, в зависимости от места проживания. Один из видов народной башкирской одежды представлен на фотографии.
Основная особенность национальной одежды башкир – многослойность, за счет которой удается сохранить тепло в период холодов.
Чеченский национальный костюм
Еще в прошлых веках чеченцы активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготовлены из кожи и шерсти этих животных. Элементы костюмов отображают особенности культуры и традиций жителей Чечни (изображение ниже).
Женщина носят платья в пол, расклешенные книзу. Национальный костюм мужского населения Чечни состоит из папахи, бешмета (полукафтан) и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.
Мордовский национальный костюм
Если посмотреть на картинку с названием ниже, можно догадаться, что мордовский костюм по внешнему виду напоминает целое произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи.
Национальный костюм народа России состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха мужчин напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче.
Женский мордовский народный костюм поражает своей красотой. Для его изготовления используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.
Чукотский национальный костюм
Жители северных регионов подбирают для себя теплую и удобную одежду. Национальные костюмы этих народов России отлично приспособлены для согрева тела при низких температурах, а также обеспечивают подвижность.
На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда пошита из такого же материала, как и мужская, но для ее изготовления используются другие покрои.
Татарский национальный костюм
Как и национальные костюмы других народов России, традиционная одежда татар также имеет свою историю.
Поскольку большая часть татар придерживаются ислама, они считают, что после смерти душа человека повидает тело через отверстия и дыры, в том числе и на одежде. Стараясь сохранить жизнь магическим оберегом, люди создавали различные орнаменты на краях и вырезах предметов гардероба.
Цыганский национальный костюм
То, как привыкли одеваться цыгане, знают многие. Этот народ России любит выделиться из толпы. Женщины носят разноцветные юбки, надетые в несколько слоев, а также кофты с расклешенными рукавами. Любят украшения, поэтому на пальцах и в ушах цыганок часто можно увидеть кольца и серьги.
Мужчины одеваются более скромно, чем женщины. Особенности их национального костюма отражена на картинке ниже.
Национальные костюмы других народов
В России проживает много народов, поэтому описать все национальные костюмы достаточно тяжело. Выше речь шла об убранстве самых многочисленных национальностей.
Вот еще несколько фото костюмов народов России с названиями.
В национальных костюмах калмыков преобладают черные и синие цвета.
Одежда бурятов подобрана таким образом, чтобы она не мешала находиться в седле, и защищала от морозов и ветров.
Национальный костюм узбеков выделяется среди других одеяний народов России необычным сочетанием цветов узора.
Существует еще множество народов, проживающих на территории России, со своими традициями и культурой.
Видео
Еще больше национальных костюмов народов России можно увидеть на видео.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ «Национальные костюмы народов России»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ
Национальные костюмы народов России
Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить.
«По одёжке встречают…». Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды — имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
Башкирский национальный мужской костюм.
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун). Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Башкирский национальный женский костюм.
На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток. Головной убор женщины прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек).
Основой татарского орнамента является цветочно- растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема цветочного букета, символизирующая»древо жизни» или степного куста-источника благополуия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Чаще всего это тюльпан, ромашка, астра, причем, форма и цвета арнамента разнообразны, могут варьироваться. Самые распространенные цвета в татарских национальных узорах: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой, белый и прочие.
Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.
Традиционный повседневный мужской костюм во второй половине XIX в. включал белую льняную (встречалось, с кумачовыми вставками-ластовицами под мышками) или пестрядиновую рубаху. Разрез ворота делали как слева, справа, так и посредине. Праздничные льняные рубахи украшались полосками тканья, вышивкой, плетеными тесьмами («вязанками», «плетешками»), а сшитые из покупных материалов и галуном. Украшения располагались по вороту, низу рукавов, подолу. Повседневные рубахи и праздничные, носили навыпуск в комплексе с льняными или пестрядиновыми штанами, низ которых заправляли в голенища «обуток», «чирков» (самодельной обуви) или покупных сапог.Праздничные рубахи было модно одевать с широкими, как юбки, штанами — «шароварами» из плиса, сукна, сатина и т.д.
Повседневно крестьянки носили льняную или ситцевую одежду, известную также под названием «дубасы», «поморники», «халадаи», «перемитники», «горбуны» и т.д. Праздничные сарафаны из покупных тканей назывались «сарафанами» или типу используемых тканей — «моркашниками», «дабинниками», «парицкими» и т.п. В зависимое ти от назначения подбирали материал и для рубах, которые, как правило, шили из двух частей — верхней и нижней. При этом на видимую из под сарафана, верхнюю часть рубахи брали более дорогие, красивые материалы, совпадающие или гармонирующие с тканью сарафана.
По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто за, канчивались пышными кистями. По, верх носили передник («запон», «фартук»), который к праздникам изготавливали из покупньх тканей, соответствоваших виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни’ из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники ( рукавами или без, которые одевались через голову («нарукавники», «крылатики» и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу.
Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.
Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.
Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.
Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди.
Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру.
Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.
Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из легкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта).
Распашное платье — гIабали, напоминавшее халат или накидку, надевалось сверху нижнего. Оно было раскрыто до пояса, чтобы было видно нагрудники, и застегивалось на талии на маленькие крючки, обтягивая и подчеркивая фигуру. Распашное платье обычно шилось из бархата, атласа, парчи и сукна. Здесь проявлялось многообразие цветов, фасонов и материалов. Часто они украшались золотыми вышивками, тесьмой, оборками, складками.
Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru
Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями.
Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.
Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.
Русский национальный костюм
Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.
Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.
Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.
Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.
Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Татарский национальный костюм
Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.
Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Башкирский национальный костюм
Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.
Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.
Якутский национальный костюм
Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.
Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.
Дагестанский национальный костюм
Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.
Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.
Костюмы других народов России:
Адыгейцы
Буряты
Калмыки
Марийцы
Мордовцы
Цыгане
Чеченцы
Чуваши
Чукчи
Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев
Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.
Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.
Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.
Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.
Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!
г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.
Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.
Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.
Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.
Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.
Такую шапочку прям очень хочется 🙂
Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.
Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.
Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.
Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.
Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.
Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.
(Прям как у царевны Лебедь).
Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.
Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.
Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.
Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.
Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.
Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.
Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.
Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂
Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.
Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.
Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.
Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.
Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.
Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.
Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.
Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.
Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.
Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.
(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)
Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.
Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.
И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).
Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.
Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.
Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.
Традиционная русская одежда — Открой Россию
Оригинальная русская одежда.
Традиционная русская одежда отличается от одежды других стран мира и даже стран ближнего зарубежья. Традиции сохранились прежде всего внутри крестьянства.
Во время правления Петра I русский царь издал указ, запрещавший ношение традиционной русской одежды в пользу иностранной одежды. Это было внешнее проявление всех нововведений Петра I.
Крестьяне этот указ не коснулся. Крестьяне — настоящие консерваторы, которые редко меняют одежду. Традиции одежды на Руси у крестьян передавались из поколения в поколение. А одежду шили в основном дома из различных материалов собственного производства.
Наряду с крестьянами традиции одежды сохраняли казаки, вольники, старообрядцы и другие слои русского общества.
Россия — большая страна с разнообразными климатическими поясами: от субтропического до арктического.В каждом регионе огромной России появились разные стили одежды.
Неизменный образ жизни крестьян, сдержанность и верность традициям сказались на типичном женском костюме. Традиционная русская женская одежда практически полностью скрывала женскую фигуру и акцентировала внимание на лице с помощью головного убора, полностью скрывавшего волосы. При этом мужская одежда была предельно простой и практически одинаковой по всей России.
Крестьянская девушка с теленком (1820-е) / Алексей Венецианов
Традиционно русская одежда имеет два основных цвета — натуральный цвет материала — белый и красный.«Красный» — то же слово, которым в старину называли все красивым. То есть красные элементы в одежде стали красивыми элементами. Взаимодействие с другими народами привело к появлению очень интересных новых цветов в русской одежде: желтого, золотого, синего и др.
Женщина с мальчиком у колодца (первая половина 19 -х гг. века) / Неизвестный художник
Для южных регионов России обычным явлением были растительные и геометрические узоры, а для Русского Севера — геометрические узоры, зоологические узоры и узоры, связанные с жизнью человека: фигуры павлинов, леопардов, лошадей; древо жизни, кресты, сложные ромбовидные формы и так далее.
Пояс — обязательная часть традиционной русской одежды как для мужчин, так и для женщин. Пояс считался обладателем защитных сил, выступал в роли амулета. Девочки носили на поясе карманы-лакомки, а женщины — кошельки для денег и мелочей. Женщины привязывали ремни под грудью или под животом. Мужчины носили на поясах (домотканых или кожаных) курительные принадлежности.
Удивительно, но верхняя одежда была одинаковой и у мужчин, и у женщин. Это были кафтаны, домотканые пальто, крестьянские шинели и так далее.Основное сходство в одежде — глубокая складка на левой стороне.
Зимняя одежда для мужчин и женщин также была похожа. Это были дубленки, заячьи шубы, полушубки — все с мехом внутри.
Одежда праздничная (начало 20 -го века) / Северная Россия, Тверская губерния / Фото из коллекции Натальи Шабельской
Снаружи также украшалась зимняя одежда.
Одежда стягивалась на талии поясами-кушаками.
Развитие отрасли и снижение цен на ткани и одежду, городское развитие оказали влияние на традиционную русскую одежду. Постепенно среди консервативных крестьян стали появляться такие предметы женской одежды, как «юбка-блузка» и даже платье.
Такие изменения быстрее происходили в центральных регионах России, вблизи крупных городов, медленнее — в отдаленных селах.
.Русский народный костюм | Посетите Россию в Аризоне!
Крестьянство — хранители эстетических представлений и традиций в народном костюме
После указов Петра и русское дворянство, и костюмы в городах подверглись европеизации. Это изменило эстетические представления о прекрасном среди горожан высшего класса. С другой стороны, русское крестьянство оставалось хранителем традиционных национальных идеалов и стилей. Формы, виды огранки, красивые украшения и цвета, головные уборы Древней Руси существовали среди крестьян до XVIII — XIX веков.Во второй половине XIX — начале XX века крестьянская одежда начала ощущать влияние индустриализации, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, что со временем изменило сами формы одежды. одежда.
Общий характер русского народного костюма формировался на протяжении многих поколений, соответствуя внешнему виду, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития с XII — XIII веков определили наиболее характерные формы разделения русского костюма на север и юг.В XIII — XV вв. Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.), В отличие от Юга, были опустошены набегами кочевников. На Севере начали интенсивно развиваться ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII века Север отвернулся от развивающихся промышленных центров и, следовательно, сохранил целостность национальной жизни и культуры. Вот почему в русской национальной одежде Севера глубоко отражены иноземные влияния.Южнорусский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орёл, Курск, Калуга и др.) Намного разнообразнее по формам одежды. Многократные переселения с целью кочевых набегов, а затем и во время образования Московского государства влияние соседних народов (украинцы, белорусы, народы Поволжья) способствовали более частой смене форм и разнообразию видов.
В самых общих чертах, образующих сечениях северных и южных русских костюмов, определенные черты характерны для каждой провинции, уезда и даже села.Одежда людей различалась по назначению (банальность, праздник, свадьба и похороны), возрасту и семейному положению. Наиболее частыми признаками отличия были не крой и тип одежды, а ее цвет, количество декора (вышитые и тканые узоры), использование шелковых, золотых и серебряных нитей. Самая изящная одежда была из красного сукна. Понятия «красное» и «красивое» были в национальной презентации уникальны.
Ткани, цвета и орнамент
Рис.1
В качестве традиционной крестьянской одежды использовались домотканый лен и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX века фабричные шелк, атлас, парча с узорами пышных цветочных гирлянд и букетов, красный бязь, ситец, атлас, цвет кашемира . Основными способами орнаментации бытовых тканей были узорное ткачество, вышивка, набивка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и цвету. Технология народного узорного плетения и вышивки нитками в ряд привела к прямым геометрическим очертаниям, отсутствию округлых форм в узоре.Наиболее распространены элементы орнамента: ромбики, диагональные кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елки, кусты, стилизованные фигуры женщин, птиц, лошадей, оленей (рис. 1). Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитями, окрашенными растительными красками, придавая приглушенные оттенки. Гамма красочных цветов: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многоцветный решается, часто на основе белого, красного и синего (или черного) цветов. С середины XIX века фабрика домотканых тканей заменила набивным цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Народные костюмы с красными розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркую национальную самобытность русского народного быта на этот раз.
Фиг.2
Основные виды форм одежды
Выделяющие стихии русские национальные костюмы северных и южных районов содержат общие основные черты, а в костюме, более распространенном у женщин, — различия.
Костюм
Костюм мужской состоял из рубашек с низким или нулевым приемом и довольно узких штанов из холщовой ткани или крашенины. Рубашка из белого или цветного льна, надеваемая поверх брюк и подпоясываемая поясом или длинным шерстяным поясом. Декоративное решение рубашки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 2, слева). Вышивку часто комбинируют со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало дизайн рубашки (совмещение передних и задних швов, ластовица, окантовка горловины, линия, соединяющая рукава с проймами).Верхней одеждой служили пальто или куртка из домотканого полотна, вспаханные с левой стороны, на липучках или пуговицах (рис. 2, справа), зимой — дубленка. Мужская обувь — сапоги или сандалии с онучей и экипировкой.
Пальто и юбка
Женский костюм Северного и Южного регионов различают отдельные детали, место отделки. Но главным отличием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — юбки. Основными частями женского национального платья были рубашка, фартук или занавеска, сарафан, юбки, нагрудник, шашлык.Рубашки женские, как и мужские, были прямого покроя, с длинными рукавами. Белая парусиновая рубашка декорирована красной узорной вышивкой, расположенной на груди, мантии, по низу рукавов и по низу изделия. Снизу изделия расположены сложнейшие, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигурки, сказочные птицы, деревья), достигавшим ширины 30 см. Для каждой части рубашки было традиционное орнаментальное решение.
Рис.3
В южных районах прямой крой рубашек был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликонов — частей кроя, соединяющих полочку и спину через плечо. Павлик мог быть прямым и косым. Лапкой прямоугольного куска ткани соединили четыре полотна шириной 32-42 см каждое (рис. 3). Косой паулик (в виде трапеции) сочетается с широким основанием рукава, узкий — с горловиной-ракушкой (рис. 4). Оба подчеркнули декоративные дизайнерские решения.
Рис.4
По сравнению с нижней линией северных русских рубашек, в южных орнаментированных более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма как северных, так и южных женщин был фартук или занавеска, закрывающие женскую фигуру впереди. Фартук обычно изготавливается из канвы и украшается вышивкой, тканым узором, цветными декоративными вставками, узорными шелковыми лентами. Окружные украшения передника под зубы, белое или цветное кружево, бахрома из шелковых или шерстяных ниток, ширина оборки (рис. 5).
Рис.5
Белые льняные рубахи и передники для северной крестьянки носили джемпер. В XVIII веке и в первой половине XIX века сарафаны шили из твердых однотонных тканей: синего льна, бязи, красного цвета, домотканой шерсти черного цвета. Множественные узорчатые и красочные вышитые рубашки и фартуки выигрывают на темном гладком фоне сарафана. Сарафан косоклинного кроя имел несколько вариантов. Самым распространенным был сарафан со швом посередине транс, отороченный узорными лентами, блестящим кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц.Этот сарафан имеет силуэт усеченного конуса с большим удлинением вниз (до 6 м), придающим фигуре стройную фигуру.
Фиг.6
На рис. 6 Слева изображен костюм девушки Московской губернии середины XIX века. Он состоит из цветных рубашек с широкими рукавами и зауженного книзу косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Вышитый жемчугом головной убор, кокошник и колье. На рис. 6, справа — прямой плиссированный сарафан более позднего периода.Состоит из четырех — восьми тканей прямых ножек, собранных на верхушках мелких складок, зашитых на 5,3 см от переднего края и на 10-20 см сзади. Платья прямого солнца изготавливались из набивных тканей: пестряд, бязь, атлас, кашемир, парча с цветочным узором. Рубашка для него сделана из ткани яркого цвета.
Фиг.7
В одежде Русского Севера от старинного костюма сохранились «эпанечки» и безрукавки, стеганые на хлопке, с рукавами. На рис.7, слева — костюм крестьянина Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая кофточка и нарядный кокошник. В южнорусском костюме вместо сарафана чаще используются юбки — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для юбок — чаще всего темно-синяя черная, красная, с клетчатым или полосатым (при поперечном расположении полос) узором. Юбки на каждый день скромнее: по низу — шерстяная домотканая тесьма с узором (пояс). Праздничные юбки богато украшены вышивкой, узорной лентой, вставками из бязи, крашенины, безвкусного кружева, пайеток.Широкая юбка в горизонтальную полоску в сочетании с прошвами, цветными вертикальными вставками. Выбор цветов юбок был особенно ярким и красочным из-за темного фона. На рис. 7 справа — костюм орловского крестьянина: рубахи домотканые льняные с вышивкой целиком с узорными рукавами, витиеватый фартук — занавеска; Голубые клетчатые юбки с яркими полосками и узорчатым кружевом по низу; головной убор — «сорок» с платком сверху.
Фиг.8
Дизайн их юбок — это три — пять полотен, сшитых по краю ткани.Зато широкая тяга по стоимости кружева (гашника), закрепленного на талии. Юбки могли быть глухими и распахнутыми. Юбки-распашонки иногда носят с «подтыком» (рис. 8, слева). В этом случае юбки орнаментированы внутри. В юбках женская фигура теряла величественную элегантность прикрепленного к ней сарафана. Линия талии, открытые юбки, обычно маскируются рубашкой или фартуком внахлест. Нередко поверх рубашек, юбок носили нагрудник и фартук — купальную или распашную одежду из шерсти или льна (прямой силуэт). Нагрудник обшит тканой или плетеной тесьмой на шее, боках, низе изделия и низу рукавов (рис.8, справа). Стратификация представляет собой костюм, имеющий разную длину одновременно надетые рубашки, юбки, фартук, нагрудники, создают горизонтальную сегментацию силуэта, зрительно расширяют фигуру. В русской народной одежде сохранились старые шляпы и сам обычай замужних женщин скрывать волосы, для девушек — оставлять непокрытыми. Этот обычай связан с формой женского головного убора в виде закрытой шапки, девичьего — в виде повязки или повязки. Распространены кокошники (рис. 9, слева), нотки (рис. 9, справа), разнообразные повязки и коронки.
Фиг.9
Из бижутерии использован жемчуг, бусы, янтарь, коралловые ожерелья, подвески, ожерелья, серьги. Женская обувь была кожаной, кошачьей, окаймленной сверху красной тканью или кожей, и сандалиями с онучей и экипировкой. В конце XIX века в традиционной одежде, наряду с утвержденными фабрикой тканями, постепенно и формы городской одежды становятся все более единообразными и стандартизированными. Это юбка и блузка прямого или прилегающего силуэта с баской, плечевые платки.Эта одежда была очень яркой по цвету. Он был выполнен из атласа, атласа, переливающейся тафты, насыщенного апельсина, вереска, изумрудно-зеленого, малинового цветов. Отшит белым машинным кружевом, рюшами и пуговицами. Самыми красочными оказались платок, кофточка и более приглушенный цвет — юбка. Широкое распространение в крестьянской одежде конца XIX века получает вышивка по набивным рисункам, специально подготовленным для сельской местности: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.
Подготовила Н. Каминская.Исторический костюм
Нравится:
Нравится Загрузка …
.Традиционная русская одежда | RusClothing.com
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французский язык
Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Эл. адрес
Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную записьвойти в систему
Запомни меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб.00
Посмотреть корзину Проверять, выписываться Домой- Меню
- Одежда
- Русская Одежда
- Сарафан Платья
- Косоворотка Рубашки
- Кокошник Диадемы
- Русские Блузки
- Украинская Одежда
- Польская Народная Одежда
- Болгарская народная одежда
- Венгерская Одежда
- Румынская Одежда
- Другие национальные костюмы
- Театральные костюмы
- Маскарадные костюмы
- Танцевальные костюмы
- Русский балет
- Повседневная одежда
- Льняные платья
- Льняные блузки
- Шапки ушанки
- Трикотаж
- Обувь
- Валенки валенки
- Театральная обувь
- Русская Одежда
- Шали и платки
- Шерстяные шали
- Платки 58 «x58» (148×148см)
- Шерстяные шали
других национальных костюмов | RusClothing.com
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французский язык
Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Эл. адрес
Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную записьвойти в систему
Запомни меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб.00
Посмотреть корзину Проверять, выписываться Домой- Меню
- Одежда
- Русская Одежда
- Сарафан Платья
- Косоворотка Рубашки
- Кокошник Диадемы
- Русские Блузки
- Украинская Одежда
- Польская Народная Одежда
- Болгарская народная одежда
- Венгерская Одежда
- Румынская Одежда
- Другие национальные костюмы
- Театральные костюмы
- Маскарадные костюмы
- Танцевальные костюмы
- Русский балет
- Повседневная одежда
- Льняные платья
- Льняные блузки
- Шапки ушанки
- Трикотаж
- Обувь
- Валенки валенки
- Театральная обувь
- Русская Одежда
- Шали и платки
- Шерстяные шали
- Платки 58 «x58» (148×148см)
- Шерстяные шали