Рисунки представителей народов России в национальных костюмах, XIX век — NoNaMe
Рисунки представителей народов России в национальных костюмах, XIX век — NoNaMeНа протяжении всей своей деятельности Русское географическое общество уделяло много внимания этнографическим исследованиям. В архиве РГО хранятся уникальные материалы по этнографии, ценность которых со временем все более возрастает. Это рисунки, сделанные во время экспедиций или присланные из разных концов России корреспондентами Русского географического общества.
В конце XIX — начале XX веков готовилось к печати уникальное издание «Живописная Россия», для которого со всех концов России собирались фотографические и акварельные альбомы, коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц. Это был беспрецедентный по своему размаху проект издания сочинения, заключающего в себя подробное, всестороннее художественно-научное описание Российской империи и народов ее населяющих. Титанический труд по редактированию материалов для 19-томного издания взял на себя вице-председатель географического общества П.П. Семёнов.
Литографии из книги «Этнографическое описание народов России» Т. Паули, 1862 г.
Литографии из книги «Этнографическое описание народов России» Т. Паули, 1862 г.
Литографии из книги «Этнографическое описание народов России» Т. Паули, 1862 г.
Костюмы и типы города Галича. Художник А. Шевяков, 1870 г.
Костюмы и типы города Галича. Художник А. Шевяков, 1870 г.
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века
Татары. Рисунок с натуры В. Ситникова
Татары. Рисунок с натуры В. Ситникова
Первая экспедиция Русского географического общества под руководством А. Шёгрена. Семейство Ливов из с. Колкен (Курляндия)
Первая экспедиция Русского географического общества под руководством А. Шёгрена. Семейство Ливов из с. Колкен (Курляндия)
Первая экспедиция Русского географического общества под руководством А. Шёгрена
Одежда крестьян Московской губернии, 1851 г
Одежда крестьян Московской губернии, 1851 г
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО
«Русский север» этнографические рисунки корреспондента РГО
Продолжение и дополнительные фотографии
Статьи по теме:
Женский крестьянский костюм Воронежской губернии
Мужская народная одежда
Как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru
Посещая наш сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
© 2020-2023 NoNaMe
«Национальные костюмы народов России» (осетинский национальный костюм).

- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Презентация
- Наградные документы
Годжиева Д.У. 1Халилова С.Р. 1
1МБОУ СОШ №4
Томаева Г.В. 1
1МБОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителяДиплом участника II этапаДиплом за подготовку участника II этапаДиплом лауреата II этапаДиплом за подготовку лауреата II этапа
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
В проекте изучив костюмы всех народов,
Мы перейдем к важнейшему из них.
Мы осетины, осетинского народа
И наш костюм велик для нас одних.
Нам, осетинам, осетинского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека.
Актуальность темы: Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В которых отразились многие факторы:- это климат, местные традиции и иностранные заимствования.
Гипотеза: Служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа.
Цель: Исследовать, как костюм отражает национальную принадлежность человека.
Задачи:
Изучить костюмы разных народов России;
Изучить национальный костюм своего народа (осетинского).
Провести сопоставление народного костюма.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей.
1.Национальные костюмы народов России.
1.1 Костюмы разных народов.
Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить.
«По одёжке встречают…». Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды — имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
Башкирский национальный костюм.
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун). Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Башкирский национальный женский костюм.
На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.
1.1.2.Татарский национальный костюм.
Основой татарского орнамента является цветочно- растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции.
Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток.
Калмыкский национальный костюм.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми,
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку.
Русский национальный костюм.
Традиционный повседневный мужской костюм во второй половине XIX в. включал белую льняную (встречалось, с кумачовыми вставками-ластовицами под мышками) или пестрядиновую рубаху. Разрез ворота делали как слева, справа, так и посредине. Праздничные льняные рубахи украшались полосками тканья, вышивкой, плетеными тесьмами («вязанками», «плетешками»), а сшитые из покупных материалов и галуном. Украшения располагались по вороту, низу рукавов, подолу. Повседневные рубахи и праздничные, носили навыпуск в комплексе с льняными или пестрядиновыми штанами, низ которых заправляли в голенища «обуток», «чирков» (самодельной обуви) или покупных сапог. Праздничные рубахи было модно одевать с широкими, как юбки, штанами — «шароварами» из плиса, сукна, сатина и т.д.
Повседневно крестьянки носили льняную или ситцевую одежду, известную также под названием «дубасы», «поморники», «халадаи», «перемитники», «горбуны» и т.д. Праздничные сарафаны из покупных тканей назывались «сарафанами» или типу используемых тканей — «моркашниками», «дабинниками», «парицкими» и т.п. В зависимости от назначения подбирали материал и для рубах, которые, как правило, шили из двух частей — верхней и нижней. При этом на видимую из под сарафана, верхнюю часть рубахи брали более дорогие, красивые материалы, совпадающие или гармонирующие с тканью сарафана.
По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто заканчивались пышными кистями. По, верх носили передник («запон», «фартук»), который к праздникам изготавливали из покупньх тканей, соответствующих виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни’ из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники ( рукавами или без, которые одевались через голову («нарукавники», «крылатики» и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу.
Чеченский национальный костюм.
Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.
Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.
Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.
Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди.
Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру.
Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.
Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из легкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта).
Распашное платье — напоминавшее халат или накидку, надевалось сверху нижнего. Оно было раскрыто до пояса, чтобы было видно нагрудники, и застегивалось на талии на маленькие крючки, обтягивая и подчеркивая фигуру. Распашное платье обычно шилось из бархата, атласа, парчи и сукна. Здесь проявлялось многообразие цветов, фасонов и материалов. Часто они украшались золотыми вышивками, тесьмой, оборками, складками.
Национальный костюм осетинского народа.
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия. Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Мужской костюм Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон — пояс. Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах. Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины. Бешмет Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона. Верхняя одежда осетин Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.
Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна. Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ. К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому — карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши. Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками. Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью. На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом. Осетинский костюм в современности Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации. В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко. До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой. Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Заключение
Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В этой работе мы хотели узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришли к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
Цель нами достигнута, задачи решены, а гипотеза о том, служит ли национальный народный костюм неотъемлемой частью культуры народа, подтверждена.
Современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.
Список используемой литературы.
ru.wikipedia.org/wiki/категория Национальный костюм.(октябрь, ноябрь 2010)
www.kostumernaya.ru/natsionalnie_kostumy.htm (октябрь, ноябрь 2010)
www.costumehistory.ru (октябрь, ноябрь 2010)
М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
Калоев, Б. А. Осетины: историко-этнографическое исследование. — М., 2009. — С. 268-281.
Тменов, В. Х. Обувь, головные уборы, одежда // Тменов В. Х. «Город мертвых». — Орджоникидзе, 1979. — С.117-126.
Приложение.
Просмотров работы: 2032
Русский народный костюм | Посетите Россию в Аризоне!
Крестьянство – хранители эстетических понятий и традиций в народном костюме
После петровских указов европеизации подверглись как русские дворянские, так и городские костюмы. Это изменило эстетические представления о красоте среди горожан высшего сословия. Русское крестьянство, напротив, оставалось хранителем традиционных национальных идеалов и стилей. Формы, виды покроя, красивые украшения и расцветки, головные уборы Древней Руси существовали у крестьян до 18-19 вв.вв. Во второй половине XIX – начале XX века крестьянская одежда стала испытывать влияние индустриализации, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, со временем изменив сами формы одежды. одежда.
Общий характер русского народного костюма формировался на протяжении многих поколений, соответствуя внешнему виду, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития с XII – XIII века определили наиболее характерные формы разделения русского костюма на север и юг. В XIII–XV веках северные области (Вологодская, Архангельская, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.), в отличие от южных, были опустошены набегами кочевников. На Севере начнут интенсивно развиваться ремесла, расцветет внешняя торговля. С XVIII века Север отвернулся от развивающихся промышленных центров и, таким образом, сохранил целостность национальной жизни и культуры. Вот почему черты русского национального костюма Севера имеют глубокое отражение иноземных влияний. Южнорусский костюм (рязанский, тульский, тамбовский, воронежский, пензенский, орловский, курский, калужский и др.) гораздо разнообразнее по формам одежды. Неоднократные переселения за кочевьями, а затем и при образовании Московского государства влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) способствовали более частой смене форм и многообразию видов.
В самых общих чертах образуют разделы северного и южнорусского костюма, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже деревни. Одежда людей различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, поминальная), возрасту, семейному положению. Наиболее распространенными признаками различия были не покрой и тип одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и тканых узоров), использование шелковых, золотых и серебряных нитей. Самая нарядная одежда шилась из красного сукна. Понятия «красный» и «красивый» были в отечественном представлении неповторимы.
Ткани, цвет и орнамент
Рис. парча с узорами пышных цветочных гирлянд и букетов, красная бязь, ситец, атлас, кашемировый цвет. Основными приемами орнаментации бытовых тканей были узорное ткачество, вышивка, набивка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и цвету. Техника народного узорчатого плетения и вышивки нитками подряд обусловила прямые, геометрические очертания, отсутствие округлых форм в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кусты, стилизованные фигуры женщин, птиц, лошадей, оленей (рис. 1). Узоры, сотканные и вышитые, выполнялись льняными, пеньковыми, шелковыми и шерстяными нитями, окрашивались растительными красителями, придающими приглушенные оттенки. Гамма красочных цветов: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многоцветное решение, часто основанное на белом, красном и синем (или черном) цветах. С середины XIX века домотканые ткани на фабрике заменили набивными цветочными, клетчатыми, полосатыми узорами.
Народные костюмы с красными розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы встречаем на картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающие яркое национальное своеобразие русского народного быта этого времени.
Рис. 2
Основные виды форм одежды
Различают элементы, русские национальные костюмы северных и южных районов содержат общие основные черты, а в костюмах более характерны для женщин – различия.
Костюм
Мужской костюм состоял из рубашки с низким приемом или без, и нешироких штанов из парусины или крашенины. Рубаха из белого или цветного полотна, надетая поверх брюк и подпоясанная ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение рубашки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 2, слева). Вышивка часто сочетается со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало фасон рубахи (совпадение передних и задних швов, ластовица, окантовка горловины, линия, соединяющая рукава с проймами). Верхней одеждой служила шуба или куртка из домотканого сукна, распаханная на левую сторону, с липучками или пуговицами (рис. 2, справа), зимой – тулуп. Мужская обувь – сапоги или сандалии с онучками и экипировкой.
Пальто и юбка
Женский костюм в северных и южных районах различают отдельными деталями, местом отделки. Но главным отличием было преобладание у северных костюмов сарафанов, у южных – их юбок. Основными частями женского национального костюма были рубаха, фартук или занавеска, сарафан, юбки, нагрудник, шушпан. Женская рубашка, как и мужская, была прямого кроя, с длинными рукавами. Белая холщовая рубашка украшена красной узорной вышивкой, расположенной на груди, манто, по низу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубашки было традиционное орнаментальное решение.
Рис. 3
В южных районах прямой крой рубахи был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемого поликома – частей кроя, соединяющих полочку и спинку через плечо. Павлик мог быть прямым и косым. Павликом прямоугольный кусок ткани соединял четыре холста шириной 32-42 см каждый (рис. 3). Косой паулик (в виде трапеции) сочетался с широким донышком рукава, узкий – с горловиной-раковиной (рис. 4). Оба подчеркнуты декоративными дизайнерскими решениями.
Рис. 4
По сравнению с нижним рядом севернорусские рубашки в южных орнаментированы скромнее. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник или занавеска, закрывавшая женскую фигуру спереди. Фартук обычно изготовляли из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными декоративными вставками, узорчатыми шелковыми лентами. Окружные украшения фартука для зубов, белые или цветные кружева, бахрома из шелковых или шерстяных нитей, оборки по ширине (рис. 5).
Рис. 5
Белые льняные рубахи и фартуки северная крестьянка надевала на джемпер. В XVIII веке и в первой половине XIX века сарафаны шили из плотных, однотонных тканей: синего льна, бязи, красной цветной, черной домотканой шерсти. На темном гладком фоне сарафана выиграны множественные узорчатые и пестрые вышиванки и фартуки. Косоклинный крой сарафана имел несколько вариантов. Самым распространенным был сарафан со швом посередине транса, обшитый узорчатыми лентами, мишурой и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Этот сарафан имеет силуэт усеченного конуса с большим расширением вниз (до 6 м), придающим фигуре стройную фигуру.
Рис. 6
На Рис. 6 Слева показан костюм девушки Московской губернии середины XIX века. Он состоит из цветной рубашки с широкими рукавами и зауженного книзу косоклинного сарафана, украшенного цветной полоской и оловянными пуговицами. Вышитый жемчугом головной убор, кокошник и колье. На рис. 6, справа – прямой плиссированный сарафан более позднего времени. Его изготавливают из четырех-восьми прямоугольной ткани, собранной в верхней части малой складкой, отстроченной на 5-3 см от края спереди и на 10-20 см сзади. Прямые сарафаны шились из набивных тканей: пестрия, бязи, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубашка для него и выполнена из яркой цветной ткани.
Рис. 7
В одежде Русского Севера от старинного костюма сохранились «епанечки» и безрукавки, стеганые на вате, с рукавами. На рис. 7, слева – костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая кофточка и нарядный кокошник. В южнорусском костюме вместо сарафана более широкое распространение получили юбки – поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на брезентовой подкладке. Ткань для юбок – чаще темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) рисунком. Юбки повседневные скромные: шерстяная домотканая узорчатая тесьма (пояс) по низу. Праздничные юбки богато украшены вышивкой, узорчатой лентой, вставками из бязи, крашениной, безвкусным кружевом, пайетками. Широкая юбка в горизонтальную полоску сочетается с прошвами, вертикальными цветными вставками. Выбор цветов юбок был особенно ярким и красочным из-за их темного фона. На рис. 7 справа – костюм крестьянина-орловца: домотканые полотняные рубашки с вышитыми сплошь узорчатыми рукавами, богато украшенный фартук – занавеска; Синие клетчатые юбки с яркими полосками и узорчатым кружевом по подолу; головной убор – «сороковка» с платочным верхом.
Рис. 8
Покрой их юбок из трех – пяти полотен ткани, сшитых по краю. Но широкий тяга за счет кружева (гашника), закрепленного на талии. Юбки могли быть глухими и распашными. Свободные юбки иногда носят с «подтыком подол» (рис. 8, слева). В этом случае юбки украшены орнаментом внутри. В юбках женская фигура теряла величавое изящество придаваемого ей сарафана. Линия талии, открытые юбки, обычно маскируются притачной рубашкой или фартуком. Нередко поверх рубашки, юбки надевали нагрудник и передник – накидку или распашную одежду из шерсти или льна (прямого силуэта). Нагрудник обшит тканой или плетеной тесьмой по горловине, боку, низу изделия и низу рукавов (рис. 8, справа). Стратифицированность костюма, имеющая разную длину, одновременно надетые рубашки, юбки, передник, нагрудники создают горизонтальную сегментацию силуэта, зрительно расширяют фигуру. В русском народном костюме сохранились старинные шапки и сам обычай для замужних женщин прятать волосы, для девушек – оставлять непокрытыми. Этот обычай обусловлен формой женского головного убора в виде закрытой шапочки, девушки – в виде накидки или повязки. Распространенные кокошники (рис. 9, слева) Ноттс (рис. 9, справа), разнообразные повязки и коронки.
Рис. 9
Из украшений использованы жемчуг, бусы, янтарь, кораллы, ожерелья, подвески, ожерелья, серьги. Дамской обувью были кожаные туфли-кошки, отороченные вверху из красного сукна или кожи, и сандалии с онучами и экипировкой. В конце XIX века в традиционной одежде, наряду с фабричными тканями, постепенно утвердились и формы городской одежды, более единообразные и стандартизированные. Это юбка и блуза прямого или прилегающего силуэта с баской, плечевыми платками. Эта одежда была очень яркого цвета. Шили из атласа, атласа, переливчатой тафты, насыщенно-оранжевого, верескового, изумрудно-зеленого, малинового. Отделано белым машинным кружевом, воланами и пуговицами. Самыми яркими оказались платок, блузка и более приглушенного цвета – юбка. Широкое распространение в крестьянской одежде конца XIX века получает вышивка по набивным рисункам, специально приготовленным для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.
Подготовила Н. Каминская. История костюма
Традиционный русский костюм
Нравится:
Нравится Загрузка…
Традиционный сибирский костюм, культура и обычаи разных регионов.

История костюма Расине — бесценный справочник для студентов, дизайнеров, художников, иллюстраторов и историков; и богатый источник вдохновения для всех, кто интересуется одеждой и стилем. Первоначально опубликованная во Франции между 1876 и 1888 годами, книга Огюста Расине «Исторический костюм» была в свое время самым всесторонним и проницательным исследованием одежды, когда-либо предпринятым.
Охватывая всемирную историю костюма, одежды и стиля с античности до конца 19-го века, этот шеститомный труд остается совершенно уникальным по своему объему и деталям. «Некоторые книги просто кричат, чтобы их купили; Это один из них.» ― Vogue.com
Саха (Якутия) — республика в северо-восточной части азиатской части России.
Подано под XIX век, Азия, Россия, Сибирь, Якутия
Tagged Огюст Вален, Русская таможня, Сибирская таможня, Якутия
Татарка из Томской Сибири 19 века. Женский татар из Томска. Азия. Галерея: азиатские костюмы Огюста Валена. Нравы, обычаи и костюмы всех народов мира. Похожие сообщения:Россия Сибирь… Подробнее
Рубрика: 19 век, Азия, Россия, Сибирь, Татары
Tagged Огюст Вален, Русские обычаи, Сибирские обычаи, Татарские национальные костюмы
История костюма Расине — бесценный справочник для студентов, дизайнеров, художников, иллюстраторов и историков; и богатый источник вдохновения для всех, кто интересуется одеждой и стилем. Первоначально опубликованная во Франции между 1876 и 1888 годами, книга Огюста Расине «Исторический костюм» была в свое время самым всесторонним и проницательным исследованием одежды, когда-либо предпринятым.
Охватывая всемирную историю костюма, одежды и стиля с античности до конца 19-го века, этот шеститомный труд остается совершенно уникальным по своему объему и деталям. «Некоторые книги просто кричат, чтобы их купили; Это один из них.» ― Vogue.com
Россия Сибирь Семья чукчей в 19 веке. Семья Чукче. Галерея: азиатские костюмы Огюста Валена. Нравы, обычаи и костюмы всех народов мира. Похожие сообщения:Россия Казахстан Татарская семья… Подробнее
Подано под XIX век, Азия, Россия, Сибирь
Метки: Огюст Вален, Русская таможня, Сибирская таможня
The Textile Manual — это энциклопедия информации о текстиле, от материала до пряжи, от структуры ткани до процесса отделки. Это сверхдоступное руководство, содержащее практические советы по различным тканям и подробным изображениям, станет идеальным компаньоном для поклонников моды и начинающих модельеров.
Русские в Сибири. Этнические группы в 18 веке. Тунгузиец принимает торжественную присягу. Русские путешествуют на собачьих упряжках по Сибири. Монгольская дама и священник. Охота на буратов. Из книги: Navigantium atque Itinerantium… Подробнее
Поданный под 1745, 18 век, Церковный, Монголия, Россия, Сибирь
Tagged Монгольские обычаи, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи
Литература
Кутюр: тогда и сейчас Одежда определяет человека . Одежда человека, будь то сари, кимоно или деловой костюм, является важным ключом к его или ее культуре, классу, личности или даже религии. Киотский институт костюма признает важность понимания одежды с социологической, исторической и художественной точки зрения.
Ткань цивилизации: как текстиль создал мир в мягкой обложке — 7 декабря 2021 г.
Вирджиния Пострел (автор)
От неандертальской нити до трехмерного вязания, «обширная» глобальная история, которая подчеркивает, «как текстиль действительно изменил мир (Уолл Стрит Джорнал)
Россия Самоеды, ненецкий костюм 19 века. самоеды. Похожие сообщения:Россия Сибирь Семья чукчей в 19 веке. Россия Курецкая женщина в 19 веке. Татарка из Томской Сибири.
Подано под XIX век, Азия, Россия, Сибирь
Метки: Огюст Вален, Русская таможня, Сибирская таможня
Задняя фигура якутской девушки, традиционный народный костюм саха 1803 г. Передняя фигура якутанской девушки Une Fille Yakoute, par derrière. САМЫЙ УЧЕННЫЙ И ПОЧИТАЕМЫЙ ЯКУТАН… Подробнее
В подшивке 1803, XIX век, Азия, Россия, Сибирь
Tagged Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи
Сзади Фигура якута Саха в охотничьем костюме 1803. Спереди якута Саха в охотничьем костюме. Un Yakout en Habit de Chasse, par derriere. ХОТЯ… Подробнее
В подшивке 1803, XIX век, Азия, Россия, Сибирь, Якутия
Tagged Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи, Якутия
Якутанская девушка, саха в традиционной народной одежде 1803 г. Назад фигура якутанской девушки. Une Fille Yakoute. ШАМАНИЗМ — единственная религия, известная якутам. Они признают два… Подробнее
В подшивке 1803, XIX век, Азия, Россия, Сибирь
Tagged Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи
Якутка, саха, в традиционной народной одежде 1803 г. Республика Саха (Якутия). Une Femme Yakoute. Одежда якутских женщин похожа на мужскую; но в целом их одежда… Подробнее
В подшивке 1803, XIX век, Азия, Россия, Сибирь, Якутия
Tagged Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи, Якутия
Назад Фигурка Шаманки, или Красноярской Волшебницы.
Поданный под 1803, XIX век, Церковный, Россия, Сибирский
Tagged Церковное платье, Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи
История костюма Расине — бесценный справочник для студентов, дизайнеров, художников, иллюстраторов и историков; и богатый источник вдохновения для всех, кто интересуется одеждой и стилем. Первоначально опубликованная во Франции между 1876 и 1888 годами, книга Огюста Расине «Исторический костюм» была в свое время самым всесторонним и проницательным исследованием одежды, когда-либо предпринятым.
Охватывая всемирную историю костюма, одежды и стиля с античности до конца 19-го века, этот шеститомный труд остается совершенно уникальным по своему объему и деталям. «Некоторые книги просто кричат, чтобы их купили; Это один из них.» ― Vogue.com
Ткань цивилизации: как текстиль создал мир в мягкой обложке — 7 декабря 2021 г.
Вирджиния Пострел (автор) текстиль действительно изменил мир» (Wall Street Journal)
Fashionpedia — Визуальный словарь дизайна одежды
FASHIONPEDIA — это визуальный словарь моды, охватывающий все технические термины от стиля до материала и производства с иллюстрациями и инфографикой.