Как нарисовать церковь карандашом поэтапно
В преддверии великого православного праздника Пасхи мы хотим дать вам урок, как поэтапно нарисовать церковь. Скоро прийдет к нам этот большой День — Праздник Воскресения Христова. В этот день, а вернее, в ночь перед ним, во всех храмах и церквях проводятся праздничные богослужения. Они длятся всю ночь, до самого утра.
Многие прихожане считают своим долгом побывать на такой службе. Потом люди расходятся по домам, кушают праздничную еду после соблюдения долгого поста и восхваляют Христа. К этому празднику все красят яички, пекут куличи и делают творожные пасхи. Это всегда должно быть на столе. Если вы хотите нарисовать к этому празднику рисунок, то церковь может стать одним из элементов вашего рисунка. Итак, к делу!
Этап 1. Рисуем основание церкви. Строим внизу длинный прямоугольник. От него по обе стороны также чертим одинаковые выступы основания.
Этап 2. На этом основании рисуем уже части церковного фасада. В центре делаем полукруг, и по обе стороны от него симметрично рисуем боковые части и основания колонн.
Этап 3. Поднимаем постепенно как бы переднюю часть здания вверх. Над полукругом строим прямоугольник, по обе стороны от него маленькие полукруги с радиальными линиями на них и столбики над ними.
Этап 4. Теперь по основанию фасада вверху чертим несколько сплошных линий. И потом на маленьких частях фасада рисуем дугообразные вертикальные линии. А на крупных частях фасада рисуем такие своеобразные «шапки» — купола.
Этап 5. Обозначим еще раз линию низа фасада. На куполах рисуем красивые узорные кресты на башенках, которыми заканчиваются эти купола.
Этап 6. Рисуем оконные проемы.
Этап 7. Внизу рисуем вертикальные линии на стенах нижней части фасада.
Этап 8. Там же рисуем окна.
Этап 9. Получился черно-белый вариант рисунка церкви.
Этап 10. Раскрасьте его. У нас церковь белого цвета, крыша и купола яркого зеленого. Основной купол и маленькие купола на башенках приятного золотистого цвета. Вот так сияет праздничными красками пасхальная церковь!
ПОХОЖИЕ УРОКИ
Картины и иконы Пасха, Воскресение Христово
Воскресение Христово — центральное событие евангельского благовестия, один из главных иконографических сюжетов.
Воскресение Христово
Интересно, что в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах.
Воскресение Христово. Сербская икона
Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу.
В Православной Церкви иконой Пасхи считается икона, называемая «Ανάστασις» – «Воскресение Христово», к которой в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад».
Воскресение Христово. Сербская фреска
Воскресение Христово. Греческая икона
Воскресение Христово.
Воскресение Христово. Греческая икона
Воскресение Христово. Китайский образ
Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, является такой же зримой реальностью, как и свет Фаворский в иконографии Преображения Господня.
Икона архимандрита Зинона
Воскресение Христово 1-я половина XV века. Нижний Новгород, художественный музей.
Коптская икона
Коптская икона
Китайская икона
Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии
Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г.
Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора
Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. М. А. Врубель. 1887 г.
Воскресение Христово. Рафаэлино дель Гарбо
Robert Anning Bell. Жены-мироносицы
Гюстав Доре. Жены-мироносицы
Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)
Джотто ди Бондоне. Noli me tangere — явление воскресшего Христа Марии Магдалине (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя)
Уверение Фомы Греция. Начало XI в.
Сошествие во ад Начало XI в, мон. Осиос Лукас, Греция
Сошествие во ад Средиземноморье. Середина XV в.
Уверение Фомы Дионисий и мастерская. 1500 г.
Воскресение Христово с праздниками Михаил Фунтусов. 1761 г.
Воскресение Христово Плащаница. Россия. Конец XIX в.
Явление Христа после Воскресения Сергей Карпычев 1910 г.
Уверение Фомы Афины. Греция. Начало XI в.
Ангел и жены-мироносицы. Витраж
Эдвард Берн-Джонс. Воскресение
Елена Черкасова. Ангел и мироносицы
Читайте также:
Как нарисовать Икону карандашом поэтапно
Иконы — это нарисованные изображения различных святых. Иконы украшают все церкви и храмы. Святым на иконах молятся прихожане, прося о своих насущных нуждах. Правильно рисовать иконы учат в специальных художественных школах. Можно попытаться поучиться рисовать икону Богородицы с младенцем Иисусом Христом, чем мы и займемся на этом уроке.
Этап 1. Рисуем овал на весь лист бумаги. В нем начинаем рисовать очертания фигуры Богородицы: показываем линию плея, шеи, головы и лица.
Этап 2. Потом возле головы Богородицы намечаем контуры головки младенца Иисуса, его тела, руки и ножек.
Этап 3. Рисуем детали лица. Красивый нос, четкие брови, глаза, рот. Вокруг головы дополняем линии покрывала, оно ниспадает с головы на шею и далее на плечи. Эти линии рисуем очень плавными и нежными. У младенца также показываем аккуратный нос и ротик.
Этап 4. Теперь очень важный этап в рисовании икону. Это прорисовка глаз. Глазам святых уделяется особое важное внимание. Они всегда рисуются очень выразительными, смотрящими на стоящего перед ним человека с какой стороны ни посмотри. Глаза Богородицы рисуем очень красивыми, миндалевидными с четкими зрачками. У Иисуса также довольно большие глаза с не по-детски серьезным их выражением. Брови чуть сдвинуты к переносице.
Этап 5. Украшаем покрывало Богородицы. Рисуем красивые узоры в полосе надо лбом. Также добавим узоры в линию горловины и чуть сзади шеи. По волосам младенца нанесем волнистые линии.
Этап 6. Вокруг головы Богородицы рисуем круг — обозначение ее принадлежности к лику святых. У младенца Иисуса так же вокруг головки есть круг, в котором пересекаются крестообразные линии. Дорисовываем ручку его, выглядывающую в прорезь одежды. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови.
Этап 7. На одеянии младенца покажем несколько плавных линий складок, дорисуем вторую ручку. Здесь же показываем правую руку Богородицы.
Этап 8. Добавим линии на одежде святых.
Этап 9. Черно-белый вариант иконы получился вот такого вида:
Этап 10. Икону можно раскрасить так, как это сделали мы. Попытайтесь и у вас получится собственноручно нарисованная икона.
ПОХОЖИЕ УРОКИ
Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики
Крещение Господне: иконы и картинки
Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.
Фреска из римских катакомб. III в.
Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.
Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.
В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.
В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.
Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент
Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.
В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).
Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.
В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Крещение Господне: иконы, иконография
Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.
На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.
Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград
В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент
Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва
Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.
Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.
Икона. Русский Север. Конец XVI — нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII — нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания
Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия
Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция
Крещение Господне: картинки, рисунки
Крещение Господне: картинки
Крещение Господне: рисунок
Крещение Господне: рисунок
Как нарисовать Иисуса Христа карандашом поэтапно
Иисус Христос — Единородный сын Бога и Сын Человеческий. Он совмещает в себе человеческую и божественную природу. Это центральная личность в религии Христианства. Иисус Христос родился от Девы Марии и Святого Духа. Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. О его жизни и его учении рассказывает Библия. А мы с вами попытаемся нарисовать Иисуса Христа.
Этап 1. Строим вначале крест. Выбираем на листе в верхней его трети точку и от нее проводим вниз одну прямую до самого конца. И две прямые в верх и в стороны под определенным углом к нижней прямой. Вдоль нижней прямой строим нижнюю часть креста, делаем это под линейку. Между двумя верхними прямыми строим поперечную линию креста. Немного закруглим концы вверху и по бокам.
Этап 2. Под серединой крестовины рисуем голову Иисуса Христа. Его лицо, обрамленное волосами опущено немного вниз. Над головой рисуем крест-накрест веревки, которыми он был привязан к кресту.
Этап 3. Здесь мы показываем тело Иисуса. Оно рисуется вдоль нижней прямой. По боковым прямым рисуем его руки. Прорисовываем плечи, мускулатуру рук, безвольно висящие кисти. Ниже от шеи рисуем его грудь, живот, бедра и ноги: одна перед другой. На бедрах изобразим повязку из ткани.
Этап 4. Потом показывае линии волос на голове, ободок из веревоки на лбу. Рисуем глаза, нос, скулы, губы. Волосы ниспадают прямо на щеки. А внизу лицо обрамляет борода, также есть и усики.
Этап 5. Теперь дополним на руках потеки крови. А поверх кистей рук пририсуем веревки, которыми он был привязан к Кресту.
Этап 6.На тело нанесем линии мускулатуры. Покажем точки сосков и пупка. На повязке вокруг бедер также добавим несколько линий, дающих фактуру ткани. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови.
Этап 7. Осталось заштриховать крест, показывая материал из которого он состоит: дерево. Чертим много линий, имитирующих поверхность дерева.
Этап 8. Таков черно-белый вариант этого рисунка.
Этап 9. Раскрасим наш рисунок.
ПОХОЖИЕ УРОКИ
В стиле советского плаката. Искусствоведы, священник и иконописец — о храме Вооруженных сил России
Убранство храма Воскресения Христова, больше известного как главный храм Вооруженных сил России, общественность должна была увидеть после его официального открытия 9 мая 2020 года — к 75-й годовщине Победы. Но в сеть попали фотографии мозаичных композиций, которые разрабатывал Василий Нестеренко. Накануне стало известно, что изображение Владимира Путина из мозаики убрали, а открытие храма отложили на неопределенный срок из-за ситуации с коронавирусом.
Победное шествие на Красной площади, с портретом Сталина (позднее в соцсетях появилась информация, что Сталина не будет), над шествием — Богородица с Младенцем; портреты современных политических деятелей… Интересно, что некоторые члены Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации узнали об этих композициях непосредственно после их появления в интернете.
Понятно, что пока храм не открыт, трудно давать общий анализ его внутреннему убранству. Но какие-то общие впечатления можно сформулировать.
«Кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько»
Искусствовед Ирина Языкова, специалист по современному церковному искусству, член Экспертного совета, которая ранее не видела эскизов, считает, что трудно оценивать убранство храма с точки зрения искусства, поскольку он весьма далек от него. Но можно оценить его с церковной точки зрения.
Ирина Языкова
— В этом храме видно прежде всего непонимание, что храмовое пространство — это литургическое пространство, а значит, там все должно быть организовано вокруг определенного центра — вокруг Христа, вокруг Евхаристии, а не расползаться на второстепенные вещи, — говорит Ирина Языкова. — Военная тематика могла бы спокойно разместиться вне храмового пространства, рядом, в подклете, например. А здесь видно, что иерархия ценностей нарушена: построен не храм, а военный мемориал с идеологическими и патриотическими целями. Это яркий пример того, что у нас все еще Церковь неофитов, которые не понимают разницы между церковным и светским.
По мнению Ирины Языковой, задача священников и экспертов — объяснять, где проходит эта грань. Поэтому претензии не к заказчикам. Они могут быть далеки от церковной культуры и не обязаны знать все нюансы традиций и канонов. Претензия к тем, кто их консультировал, кто не объяснил, что храмы так не строят и так не украшают.
“Бабушки не поймут”. Иногда заказчики храма держат прихожан за дураков, а страдает художник— На самом деле, заказчики, даже самые высокопоставленные, готовы слушать, — считает Языкова, — только им часто никто не возражает, все боятся. Иконописец Александр Соколов постоянно говорил, что заказчика надо воспитывать, с ним надо беседовать, он сам иногда не понимает, что он хочет. Можно же со всем уважением объяснить принципы церковного искусства, его возможности и задачи. В данном случае явно такого разговора не было.
Самое опасное в этой ситуации — не просто появление данного храма, а возникновение прецедента, после которого и подобное отношение к храмовому пространству начнут тиражировать.
— Если одним можно, почему другим нельзя? У нас ведь именно так понимается традиция. Появилась, к примеру, в свое время «Троица» Андрея Рублева — так, как до него никто не писал, и все стали писать именно так. Но это великий образ, — объясняет Ирина Языкова. — А бывает, что возникает какой-то немыслимый сюжет в иконописи и он начинает распространяться, тиражироваться. Поэтому на тех, кто занимается церковным искусством, всегда большая ответственность, и не только за один храм, одну икону, а за то направление, которое потом будет развиваться. Ведь за каждое слово дадим ответ. Отец Зинон говорит так: «Веру можно исказить не только словом, но и через образ». К сожалению, люди не понимают всей глубины ответственности.
Защищающие возможность появления политических деятелей в храмовом пространстве кивают на Византию — там изображали императоров. Изображали, и не только императоров, но просто жертвователей. Другой вопрос — как изображали.
Фото: «МБХ медиа»
— Что касается изображения политических деятелей в храмовом пространстве, это большая проблема, — говорит искусствовед. — Часто ссылаются на Византию. Но вспомним, что раннехристианские воины были мучениками за Христа, а не за родину. Посмотрите, как изображали императоров — всегда перед Христом или Богородицей с дарами или в молитве. Лев Великий в Софии Константинопольской изображен вообще коленопреклоненным перед Христом.
Политические деятели в пространстве храма никогда не изображались как триумфаторы, на первом месте всегда изображался Христос, – заключает Ирина Языкова:
«В храме мы прославляем Его триумф, Его Воскресение, победу Жизни над смертью. Здесь же все посвящено земной победе».
— Я ничуть не преуменьшаю победу в Великой Отечественной войне, я благодарна всем воевавшим, среди которых — мои близкие, и о них как раз мы можем молиться в храме. Но все-таки Главный в храме — Христос, а никак не генералы, вожди и прочие деятели. К сожалению, в нашей стране патриотизм стал религией, люди поклоняются Родине, государству, победам, а Христа — отодвинули, Он словно бы постольку-поскольку. Когда-то кроткое христианство победило воинственный и гордый Рим, а теперь, кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько.
«Этот храм — обнуление всего, что мы делали 30 лет»
Иконописец Александр Солдатов, преподаватель Иконописной школы при МДА — тоже член Экспертной комиссии. И для него появление фрагментов внутреннего убранства тоже стало сюрпризом.
Александр Солдатов
— Когда увидел фотографии композиций впервые, я был шокирован, — говорит Солдатов. — И первое, что мне попалось на глаза, — изображение Божьей Матери в стиле советского плаката с партийно-комсомольским суровым пафосом. Потом я стал смотреть и другие работы. Понятно, мое мнение предварительное, в храме я не был после его украшения. Первая мысль, что этот храм не совсем христианский.
Солдатов говорит о существовании двух противопоставленных друг другу онтологий: мирной тринитарной христианской онтологии и онтологии войны Гераклита. Гераклит так и говорил: «Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными». Иконописец считает, что эта фраза Гераклита очень уместно бы там смотрелась. Ведь, по его мнению, в новом храме все вопиет войной, причем не только в символике. Все формы, начиная с самой архитектуры и заканчивая внутренним убранством, свидетельствуют об этом духе войны.
Фразе Гераклита Солдатов противопоставляет другую цитату — Евгения Трубецкого об архитектуре и живописи православного храма: «Во храме утверждается то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, — такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре, и в живописи».
Интерьер храма. Фото: hram.mil.ru
— Кроме обсуждаемых мозаик, я вижу отвратительное фактурное сочетание материала, колористическое, стилистическое и пластическое решение внутреннего убранства, свидетельствующее о богатстве, о роскоши, о блеске мира сего, — какая-то тотальная безвкусица, — рассказывает Александр Солдатов. — За иконостасом совершенно неимоверных размеров — скульптура Христа, больше похожая на изображение языческого бога.
Вообще кажется, что храм скорее посвящен громовержцу Зевсу, чем Распятому и Воскресшему Богу.
Как и у Ирины Языковой, у Александра Солдатова нет претензий к заказчикам: они не должны быть специалистами и понимать, что такое литургическое храмовое пространство.
— Я не хочу плохо говорить и про работавших там художников, — поясняет Солдатов. — Они были зажаты короткими сроками. Главный мой вопрос к авторам проекта благоукрашения. Вообще непонятно, почему на такой масштабный проект не было конкурса, почему мозаиками в итоге руководили не Евгений Николаевич Максимов или Александр Давыдович Корноухов — признанные мастера-монументалисты?
Появление этого храма, как считает Солдатов, делает бессмысленными все профессиональные дискуссии по поводу церковного искусства.
Чтобы икона была современной, традиция должна быть живой. В чем ее главный смысл и задача?— Этот храм — полная девальвация, обнуление всего, что мы делали за последние 30 лет. Всех наших споров, дискуссий по поводу храмовых росписей, стилей, форм, разговоров об изысках цвета, колорита, вопросов канона. После этого храма все дозволено, и никто уже не посмеет тебя упрекнуть. Все разговоры закрыты, в них уже нет смысла.
Попытавшись совместить несовместимое — тринитарную онтологию христианства и гераклитову онтологию войны, сделав огромное сооружение за невероятно короткое время, мы получили то, что получили. Причем как музей боевой славы это сооружение было бы неплохим вариантом, и хорошо бы, если бы оно таковым и стало, — заключает Александр Солдатов.
Можно ли воцерковить язык соцреализма
Протоиерей Федор Бородин напоминает об образце храма воинской славы — Храме Христа Спасителя. С точки зрения каноничности там не все безусловно, поскольку в центральном куполе изображен Бог Отец. С другой стороны — восстановление храма было своего рода реконструкцией, в том смысле, что иконографическую программу современные мастера не придумывали.
В этом храме тоже отдается дань воевавшим — во время войны 1812 года. Но их имена — на огромных пилонах, там не встречается никаких изображений, никаких триумфов. То есть, прецедент создается сейчас.
На примере этого храма отец Федор разбирает общую проблему, характерную для нашего времени:
Протоиерей Федор Бородин
— Христианское храмовое искусство служит человеку, входящему в храм для того, чтобы ему, человеку, было легче приблизиться к Богу, познать Бога и молиться Ему. И поэтому церковное искусство сильно зависит от того, какой человек сейчас ходит в храм.
Современный человек совершенно не понимает имперской роскоши. Ярко и обильно расписанные, богато украшенные поверхности воспринимаются им как избыточность, как лицемерная помпезность, отмечает он.
— Можно провести параллель с архиерейским богослужением литургии — оно более близко к древнему и поэтому мы его так любим. Но современный человек этого не понимает, — объясняет протоиерей Федор Бородин. — Один раз, когда у нас служил на престольный праздник архиерей, я поймал взгляд нашего прихожанина — доктора физико-математических наук, с огромным количеством регалий. Так вот, на его лице было написано полное недоумение. Этот умнейший человек не прочитывает обрядовую сторону архиерейского богослужения как поклонение Христу. Он сейчас ее прочитывает, из сегодня, из своего культурного эстетического опыта, как неумеренное восхваление личности архиерея.
Отец Федор считает, что византийская символика утеряна, люди перестали ее понимать или прочитывают ее совершенно по-другому, если не иметь в виду стилистический язык иконы.
— Например, на Пасху священник должен целовать в уста всех прихожан и прихожанок, такая была традиция. Эту часть устава мы нарушаем, почему? Потому, что если я начну целовать в уста всех прихожанок, что скажут их мужья? А если я начну целовать прихожан, за кого меня примут? Сейчас это будет не обращение к древней традиции, а колоссальный вызов, оскорбление и искушение для людей, — объясняет отец Федор.
Времена меняются, меняются культурные парадигмы. В течение последних 30 лет общий тренд мирового искусства — это лаконизм. Если в 90-е годы богатые люди ходили в малиновых пиджаках, демонстрировали золотые цепи и дорогие машины, то сейчас кичиться богатством неприлично. И сейчас люди, приходящие в церковь, не понимают, что ее украшают ради Христа. По мнению протоиерея Федора Бородина, сейчас время эстетически выверенного прекрасного рисунка, который, как простая мелодия на дудочке, расскажет душе больше, чем та же мелодия, исполненная симфоническим оркестром:
— Мне кажется, что сейчас пришло время храмов с белыми стенами, с большими и очень молитвенными иконами, на которых — большие лики, чтобы человеку было просто молиться. Сегодня человек перегружен образами информации, ему это мешает, ему надо прийти в храм и увидеть лик Господа и лик Божьей Матери. Его отвлекает разглядывание тысячи деталей храмового украшения. Образно говоря, сейчас есть запрос на ризы преподобного Сергия, из простого холста, которые хранятся в Троице-Сергиевой лавре, а не на золотые, расшитые жемчугом, — считает отец Федор.
Строящийся храм вооруженных сил. Фото: mil.ru
Он убежден, что пышность и помпезность никому не нужны.
— Церковь Покрова на Нерли может о Боге сказать больше, чем какой-нибудь огромный собор XIX века. Потому, что она совершенна, гармонична. Как у Мандельштама: «И храма маленькое тело / Одушевленнее стократ / Гиганта, что скалою целой / К земле, беспомощный, прижат!» — цитирует он. — Помню, как в девятом классе я попал в Софию Киевскую. Внешний барочный, перестроенный вид не произвел на меня большого впечатления. А внутри, при том, что я ничего тогда не понимал, я увидел пространство храма, в его простой гармонии, как рай. Друзья просто не могли меня вытащить оттуда.
Богатый многословный имперский художественный язык отвлекает современного человека от Бога, молитвы, а уж язык соцреализма, который воцерковить еще сложнее, тем более.
Эскиз мозаики. Фото: «МБХ медиа»
— И, конечно, Сталина я бы не изображал точно — это сознательный богоборец, палач. Если все-таки его изображение решили убрать, это хорошо. Но все сказанное о художественном убранстве храма — сугубо мое личное мнение, я не специалист, — заключил протоиерей Федор Бородин.
«Там будут молиться не Богу, а победительной власти»
Искусствовед-византолог Алексей Лидов не часто обсуждает современное церковное искусство: его основная тема — это Византия, и ему гораздо интереснее думать о Софии Константинопольской, чем о современной архитектуре, которая пока не потрясает большими открытиями. Но проект храмового комплекса Воскресения Христова в Кубинке, задуманный как главная церковь Вооруженных сил, он не мог обойти вниманием.
Алексей Лидов
— Если сформулировать в самой короткой форме впечатление от этого проекта, то приходят в голову такие слова, как «грандиозно», «символично». Это храм не про Бога, а про триумф обожествленной власти, — говорит Алексей Лидов. — Да, видимо, у создателей храма был замысел сделать нечто, потрясающее воображение. И я должен признать: это во многом им удалось. По высоте храм занимает третье место в России, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Петербурге. Огромная территория, включающая так называемый парк «Патриот» — 11 тысяч квадратных метров. Колоссальное внутреннее пространство, способное вместить около 6 тысяч человек — примерно дивизию одновременно. О нем говорят как о самом дорогом храмовом проекте в истории современной России.
Потрясает, по мнению Лидова, и символика храма. Начиная с того, что в него заложено огромное количество разнообразных и иногда сложносочиненных смыслов. В частности, диаметр огромного купола равен 19 метрам 45 сантиметрам, что символически говорит о годе победы —1945 год. Также в храм заложены и другие числовые символические темы, например, в диаметре одного из малых куполов заложена дата, которая совпадает с числом дней Великой Отечественной войны.
Вид на храм с высоты птичьего полета. Фото: mil.ru
— Как это может прочитать православный верующий или просто человек, заходящий в храм, совершенно непонятно, если ему эту тайную символику не объяснит экскурсовод или он не прочитает специальную инструкцию, — говорит искусствовед. — У меня подобные тайные числовые символизмы вызывают в значительно большей степени историческую ассоциацию с масонской символикой, чем с византийской православной традицией.
Вызывает удивление у Алексея Лидова и другая деталь — железные ступени вылиты из переплавленных трофейных орудий поверженного врага.
— Это сильно напоминает языческую практику, нечто из культа военного бога Марса. В Византии была другая традиция: в стены, своды, в купол храма закладывали мощи святых, чтобы само тело храма стало священной реликвией и органической частью сакрального пространства, — отмечает он. — Самому облику храма тоже придан милитаризированный вид, подчеркиваемый необычной для русской церкви окраской, напоминающей цвет оружия.
При этом столпы храма напоминают огромные снаряды или боевые ракеты. Только вот куда собираются выстрелить эти ракеты? В небо?
И вообще, насколько уместно уподоблять храм даже Вооруженных сил — боевому оружию? Еще один вопрос без ответа.
В решении внутреннего пространства Лидов видит сознательный шаг в сторону от Византии в направлении своеобразного модернизма. Это касается, в том числе, технологий, где применено сочетание бетона и стекла, что можно рассматривать не только как стилистическое, но и как технологическое новшество. Вместо же Византии предлагается странная эклектика, смешение разных архитектурных стилей и традиций, из которых берутся отдельные элементы и компонуются, как в детском конструкторе.
Фото: ТАСС
— О художественном качестве мозаичных панно, два из которых стали объектом скандальных дискуссий в соцсетях, я говорить не буду, поскольку меня больше волнует смысловая наполненность, — говорит Алексей Лидов. — Многих православных людей покоробило, что на одном из панно, изображающем победный парад на Красной площади, появляется образ Сталина. Авторы программы настаивают на том, что они не имели в виду ничего, кроме историчности. Но здесь возникает другой вопрос, связанный с историзмом: в данном триумфальном контексте речь идет о прославлении в храме тирана и серийного убийцы, на котором кровь миллионов невинных людей, в том числе 85 тысяч православных священнослужителей, уничтоженных, по сохранившимся документам, в год Большого террора.
Никто не предлагает выбрасывать главнокомандующего из истории, но прославление его в любой форме представляется недопустимым, — продолжает искусствовед. — Интересно, что это понимали еще в Древнем Риме, где в отношении императоров-преступников действовал закон «забвения памяти», предполагающий запрет на любые публичные изображения, но при этом историки подробно описывали их деяния, включая и военные победы.
Целенаправленно отходят, по мнению Лидова, от византийской стилистической традиции и, соответственно, от древнерусского понимания образа мозаичные панно, в том числе «Присоединение Крыма». Пусть они и располагаются в притворе, все равно это храмовое пространство. Вместо византийских образцов — обращение к хорошо известным образцам искусства соцреализма прошлого века. Например, к мозаикам московского метро — самым популярным и общеизвестным образцам сталинского «большого стиля».
Фото: «МБХ медиа»
— Такой вот неожиданный возврат к советскому искусству с точки зрения стиля, к художественным моделям соцреализма. Любопытно, что авторы замысла предпочли именно такую стилистику для изображения народного ликования. Абсолютно в духе этой стилистики появляются и портреты руководителей страны. Здесь важно принципиальное заявление президента, который сказал, что он считает появление своего портрета в центре этого ряда несвоевременным. И с этим можно только согласиться.
В итоге получается не православный храм, считает Лидов.
— Это храм, в котором речь идет не о Боге, а о триумфе сакральной власти, при этом власти, отнюдь не обязательно христианской, как не была христианской ни в коей мере власть Сталина, — объясняет он.
По мнению Алексея Лидова, перед нами — интересное явление с точки зрения и социальной психологии, и культурологии. Поскольку возникает вопрос, а где главная тема православия и христианской веры? Тема, в которой звучит покаянное «Господи, помилуй» и ключевое из пасхального тропаря «Смертью смерть поправ», напоминающее об образе страдания и смерти как непременном условии триумфа. В данном случае она выхолащивается полностью.
А ведь это — важная составляющая христианской иконографической традиции — трагедия, которая оборачивается триумфом. Это то, что верующие ощущают по проживанию Страстной седмицы, которая оканчивается Светлым Христовым Воскресением.
— Это христианское содержание, на мой взгляд, имеет принципиальное значение и в празднике Победы, — говорит Лидов. — С пониманием того факта, что большинство советских солдат были неверующими. Война — это величайшая трагедия в истории России, унесшая десятки миллионов жизней, не торжество в жанре «можем повторить», но оплакивание жертв в исторической победе Добра над злом.
В военном храме христианские смыслы Победы оказались вторичными, доминирует идея триумфа и единения власти и народа, — продолжает искусствовед. — Такой подход можно обсуждать, только при чем здесь православие? Это про другую систему ценностей. Да, этим ценностям можно придать некий православный покров, стилизовать их в соответствующем духе, добавить несколько привычных христианских символов, но от этого они не станут православными.
И люди, приходящие в этот храм, будут молиться не страдающему Богу, а победительной власти, своего рода «небесному генералиссимусу».
И интересно с точки зрения социальной психологии, что многим людям такое понимание христианства оказывается удобным, любовь к Богу комфортно оборачивается почитанием власти.
Построенный храм, как считает Алексей Лидов, претендует на то, чтобы стать памятником эпохи и остаться в традиции как отражение современной ситуации в российском религиозном сознании.
Фото: mil.ru
— Думаю, эту двусмысленность и неадекватность почувствовали очень многие православные люди, и именно поэтому военный храм вызвал такую взрывную реакцию, подчас даже глубокое неприятие, несмотря на невиданную популяризацию проекта в государственных масс-медиа. Это, конечно, останется неким памятником эпохе. Но также, на мой взгляд, несомненно, что предложенный путь – тупиковый и разрушительный, он точно не должен стать примером для подражания.
Церковь Нового Творения
- Фаза 2 после автоматического выключателя для NCC
- Песня People Of Singapore теперь доступна
- Пригласите друга в наши английские онлайн-услуги: загрузите наше электронное приглашение!
- Новинка у нас?
- Связаться с DARE
- Онлайн-классы и вебинары
- Интернет-службы исцеления и прорыва в китайском служении
Plaza Church Of Christ — «Говоря истиной и любовью…» Ефесянам 4:15
1402 Camden Rd / Hwy 521
Sumter, SC 29153
803-905-3163
Добро пожаловать!
Приходите и послушайте истинное библейское учение и познакомьтесь с нашими членами, которые любят Бога.
Правила возврата
Мы просим наших участников и гостей соблюдать следующие правила:
1) Каждый входящий в здание должен носить маску. Если у вас нет маски, церковь предоставит вам ее.Маленьким детям запрещено носить маски (младенцы до 4 лет).
(2) Дезинфицирующие средства для рук находятся в фойе для вашего использования, когда вы входите в здание.
(3) При входе в здание подносы для причастия и сбора будут находиться в фойе. Каждого члена попросят забрать свое личное причастие и положить свою коллекцию на специально отведенный поднос.
(4) Аудитория и зал для стипендий будут доступны для сидения в соответствии с принципами социального дистанцирования. Все скамьи будут привязаны, а стулья в зале для собраний будут расставлены на расстоянии шести футов друг от друга.Семьи просят сидеть вместе, а родителей просят присматривать за своими детьми ради их безопасности и безопасности всех.
(5) По окончании службы причастия чашки будут поставлены на стойку позади скамеек для сидящих в зале. В зале стипендий мусорные баки будут использоваться для сбора пустых чашек.
Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы сохранять дистанцию в обществе, находясь на территории церкви. Давайте проявлять доброту, внимание и заботу друг о друге.Если у вас есть вопросы, обратитесь к одному из старейшин. Мы с нетерпением ждем встречи со всеми.
График работы
Воскресенье
Библейский класс | 10:00 |
Утренняя сборка | 11:00 |
Вечернее собрание | 18:00 |
Первое воскресенье
октябрь — июнь
Библейский класс | 10:00 |
Утренняя сборка | 11:00 |
Обед для стипендий | 12:30 |
Послеобеденная сборка | 13:30 |
среда
Вечер в среду Библейский урок | 19:00 |
Почтовый адрес:
Plaza Церковь Христа
P.О. Box 1385
Sumter SC 29150
христианство | Описание, история, доктрины и традиции
Сущность и идентичность христианства
По сути, христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на образе Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Традиционно христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Это также породило культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство является одновременно живой традицией веры и культурой, которую вера оставляет позади. Агент христианства — это церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.
Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции по отношению к исторической личности. Однако немногие христиане согласятся оставить эту ссылку чисто исторической. Хотя их религиозная традиция историческая — i.д., они верят, что взаимодействие с божественным происходит не в царстве вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивают свою веру в Иисуса Христа как на человека, который также является действительностью настоящего. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назвали бы христианами, если бы они не привлекли к себе внимание в первую очередь и последний к Иисусу Христу.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодняВ этом сосредоточении на Иисусе как центральной фигуре есть что-то простое, но есть и что-то очень сложное. Эту сложность раскрывают тысячи отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроектировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить поразительное разнообразие. Изображать людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в их тихом богослужении или в их напряженных усилиях по изменению мира — значит предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как приверженцы традиции, так и те, кто ее окружали, предпринимали попытки упрощения. Это можно сделать двумя способами: сосредоточиться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемыми элементами, или на «идентичности» традиции и, следовательно, на границах ее исторического опыт.
Современные ученые определили фокус этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий.Христианство обращается к исторической личности Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом старается оставаться верным ему. Он последовательно отвергал политеизм и атеизм.
Второй элемент религиозной традиции христианства, за редкими исключениями, — это план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя находящимися в тяжелом положении, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении.Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих творений Божьих к их источнику в Боге. Агент этого искупления — Иисус Христос.
Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центральной направленности своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то его индивидуальность и лежат в основе того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало нечто внутреннее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей характер и, таким образом, отделяло от всего другого. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к соглашению с тем, что подразумевает слово сущность .Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его действующей стороне и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировались внутри религиозной традиции, также помогли придать ей ее индивидуальность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обращая внимания на то, как ее идеальные качества обсуждались на протяжении веков. Тем не менее, можно последовательно рассматривать отдельные темы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.
,