Конкурс эссе «Россия будущего глазами ребенка»
Конкурс эссе «Россия будущего глазами ребенка»
Друзья!
Приглашаю вас принять участие в конкурсе эссе «Россия будущего глазами ребенка»!
Почему я решил учредить этот конкурс?
Во-первых, глубоко убежден, что создание условий для творческого развития каждого человека – важнейшая государственная задача. Ведь творчество, созидание делают человека счастливым, дают ему веру в свои силы, преумножают умения и таланты. Только счастливые люди могут построить то самое светлое будущее России, о котором мы все мечтаем!
Во-вторых, как депутат постоянно нахожусь в диалоге со своими избирателями. Мне важно знать и понимать, что здесь и сейчас заботит людей больше всего, о чем мечтают дети и взрослые. Задача любого законодателя – воплощать эти мечты в реальность с помощью законопроектов, направленных на повышение качества жизни людей. Как известно, «устами ребенка глаголет истина». Уверен, дети искренне и честно сформулируют мечты о будущем, о том, какой они хотят видеть свою Родину, свою Россию.
Удачи всем участникам конкурса в творческой борьбе за главный приз – путешествие в северную столицу России – город Санкт-Петербург!
С добрыми пожеланиями,
депутат Законодательного Собрания Вологодской области, учредитель конкурса эссе «Россия будущего глазами ребенка»
Евгений Шулепов
Прием работ на конкурс завершен 30 сентября 2021 года
Анна Романовна Альшаева
«Россия будущего глазами ребенка»
Вересова Алёна Леонидовна
Без прошлого нет будущего
Шувалова Юлия Николаевна
Россия будущего глазами ребенка
Ашурилов Рабадан Магомедрасулович
Россия будущего глазами ребёнка
Фаткуллова Анжела Радиковна
Я — президент моей России!
Соколов Александр Валерьевич
С верой в сильную державу
Свиридова Арина Сергеевна
Россия будущего глазами ребёнка.
Клевцова Елизавета Александровна
Будущее моими глазами
Вохмина Варвара Андреевна
Развитие России
Полоротова Арина Руслановна
Россия будущего глазами ребенка
Петухов Ярослав Сергеевич
Эссе на конкурс «Россия будущего глазами ребенка»
Федорчук Валерия Алексеевна
Россия — страна счастливых людей
Талашева Мария Алексеевна
Россия будущего глазами ребенка
Воробьева Елена Алексеевна
Каким я вижу будущее России
Иовлев Константин Александрович
«Россия будущего глазами ребенка»
Хорошев Иван Александрович
Будущее России
Кузьминская Варвара Александровна
Проблемы экологии и их решение.
Копосова Юлия Евгеньевна
Важнейшие проблемы России
Шарыгина Екатерина Александровна
Россия в будущем глазами ребёнка
Кокина Александра Алексеевна
Россия в будущем глазами ребёнка
Лобашева Ксения Михайловна
Будущее России в наших руках
Ключинский Дмитрий Александрович
«Россия будущего глазами ребенка»
Дубышев Иван Владимирович
Россия в будущем глазами ребёнка
Минина Анастасия Алексеевна
Россия в будущем глазами ребёнка
Баева Василина Алексеевна
Моя Россия
Кундин Данил Романович
Будущее России
Соловьев Алексей Олегович
«Россия будущего глазами ребенка»
Беляева Елизавета Алексеевна
Россия будущего
Баева Василина Алексеевна
Моя Россия
Никитинский Игорь Сергеевич
Будущее — это мы
Полягошко Тимофей Александрович
«Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Демьянов Иван Сергеевич
Российским званием горжусь. ..
Армеева Анастасия Дмитриевна
«Россия будущего глазами ребенка»
Трофимов захар Максимович
Россия будущего глазами ребенка
Белова Ксения Сергеевна
Школа будущего.
Старовский Марк Алексеевич
Моя страна- моя Россия.
Немиров Кирилл Олегович
Анисимова Варвара Владимировна
Путешествие во Времени
Медведев Максим Сергеевич
Россия будущего глазами ребёнка
Аксеновская Инна Сергеевна
Россия будущего
Рушников Александр Алексеевич
Россия будущего
Боровинская Ксения Денисовна
Россия в будущем моими глазами
Лукин Кирилл Александрович
Моя Родина.
Лукина Вера Александровна
Россия будущего
Филатов Максим Михайлович
Полет в будущее
Серков Александр Александрович
«Россия будущего глазами ребенка»
Немирова Карина Олеговна
эссе на тему: «Россия будущего глазами ребенка»
Верещагина Полина Алексеевна
Путешествие в будущее
Коптяева Ульяна Артемовна
Наша Россия
Теребова Юлия Дмитриевна
Великая страна
Коробицын Никита Олегович
Россия будущего
Ксенофонтова Елизавета Сергеевна
Мы — будущее России!
Сочинение на тему Будущее России
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- Про Родину
- Будущее России
Наша страна всегда была и есть великим и могущественным государством, со своей культурой, традициями и многовековой историей. Мы родились и живём в России и каждый по своему проявляет к ней свою любовь.
Будущее нашей страны — это прежде всего, будущее наших детей и внуков. Как сложится их жизнь, во многом зависит от направлений развития страны. Благодаря разного рода научным открытиям и разработкам в будущем у народа будет больше перспектив и возможностей. Нам необходимо делать всё, чтобы наша держава продолжала нести звание великой страны. На каждом из нас лежит доля ответственности за будущее, но некоторые склонны полагать, что от них ничего не зависит. На самом деле это не так. Подобное попустительское отношение всегда приводит к упадку. Каждому жителю необходимо быть патриотом если не всей страны, то хотя — бы той части, где он родился. Ведь нет ничего роднее того места, где прошло детство.
В будущем не должно быть большой пропасти в финансовой составляющей жизни населения. Это разобщает народ, приводит к злобе и вражде. Россия — огромный дом и каждому его жителю следует вносить свой элемент поддержки. Чтобы каждый чувствовал себя в безопасности, следует поступать справедливо и согласно совести, тем самым подавая пример будущему поколению, от которого во многом будет зависеть и будущее России.
Будущее России — это здоровая нация, исходя из этого должны уйти проблемы беспризорности, пьянства и наркомании доставляющие России сегодняшней массу осложнений. В перспективах развития не должно быть места военным действиям, всех должно объединить братское расположение друг к другу.
Необходимо помнить, что будущее России так же зависит и от действий каждого из нас. Только объединившись можно строить процветающее будущее, где не будет места злу, войне, насилию и унижению. Если мы, жители России, будем уважать свою страну, то и жители других стран также станут проявлять уважение.
Будущее России — это сохранение статуса великой державы, со сниженным уровнем преступности и растущим уровнем образования, которая уверенно двигается вперёд, заслуживая уважение других государств.
Вариант 2
Очень многое можно сказать о будущем России. Каким будет будущее России, во многом зависит от нас, нового поколения людей. Молодое поколение – будущее общества, от того, в какой мере сейчас молодые люди будут здоровыми, интеллигентными, образованными – зависит наше будущее.
Спустя несколько лет или десятилетий, нам предстоит руководить державой. И в какой мере мы будем готовы к этому, зависит перспектива страны.
Если люди будут делать смелые поступки в стране, поступать справедливо, то страна и будет процветать. Надо преклоняться Родине и боготворить её. Ведь будущее складывается из наших поступков.
Я полагаю, что каждый человек на земле должен уважать место, где он родился. Наиболее приятное и радостное время жизни проводим как раз в том крае где родились и живем.
Россия страна огромная, поэтому доказывают, что просто в ней не может быть порядка. Те изменения, что случаются в нашей стране, несравненно зависят особенно от нас и нашего участия к ним.
Я думаю, что в недалеком будущем общество нашей страны перестанет делиться на бедных и богатых. Мы все подобаем вести себя честно и идти навстречу друг к другу.
По моему мнению, мы должны быть добрее друг к другу. Не нужно излучать негатив, всегда говорить правду. Необходимо быть более гостеприимными для того кто к нам приехал и оказать поддержку.Народ должен быть защищен от невзгод и ненастий. Нельзя допустить, чтобы наша страна разрушилась на части. Конфликты могут привести к войне. У нас у всех должно быть дружеское отношение к людям. Найдем в себе силы и сумеем создать перспективное будущее, сделаем его лучше. Мы всегда должны помнить о том, что от наших настоящих дел, зависит будущее России.
И в конце своего сочинения мне хотелось бы напомнить, что родным местом считается не то, где ты родился, а где ты вырос. Мы — Россияне, а значит всегда должны боготворить свою страну и делать все для ее процветания.
Сочинение рассуждение Будущее России
Еще каких-то пару десятков лет назад Россия, впрочем, как и все страны бывшего постсоветского пространства, находилась на грани краха. Упадок в экономике, отсутствие социальной линии поддержки граждан, анархия и утрата государственных ценностей.
Все изменилось, с установлением жесткой вертикали власти. Теперь же Россия, это главный и ведущий «игрок» на политической арене, государство, имеющее и выполняющее огромный перечень социальных, налоговых, оборонных и высокотехнологических программ. Именно эти программы формируют будущее страны, и выражается это в следующих аспектах:
— Социальные программы.
Дети это будущее государства, именно в повышении процента рождаемости и финансово-льготном стимулировании репродуктивного населения выражается это понимание государством. Уже сейчас созданы и функционируют тысячи центров развития, помогающие выявить и развить талант ребенка и в будущем увидеть в его лице специалиста высокого уровня с огромным потенциалом для страны.
— Налоговые и иные льготные программы финансового сектора.
Кроме того, что на территории Российской Федерации налоги значительно ниже, чем в ряде зарубежных стран, созданы и работают различные льготные программы стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций. Что в обозримом будущем приведет к еще большему развитию экономики.
— Оборонные и высокотехнологические программы.
В реабилитацию и развитие оборонной и высокотехнологической промышленности были инвестированы колоссальные средства. Это привело к тому, что уже сейчас вооруженные силы обладают оружием для защиты целостности и безопасности государства, аналогов которому в мире нет.
Учитывая вышесказанное, принимая во внимание различные точки зрения аналитиков, уже сейчас с уверенностью можно говорить, что будущее России, это социально защищенное население, культурно развитое общество, стабильная экономика и безопасность.
Также читают:
← Что такое Родина ← Дагестан мой край родной↑ Про РодинуКрасная площадь в Москве → Россия, устремлённая в будущее →
Картинка к сочинению Будущее России
Популярные сегодня темы
- Сочинение Планета должна быть чистой
Все мы привыкли воспринимать окружающую среду как должное, выдвигая на первый план совсем другие приоритеты в нашей жизни. Но со временем люди начинают понимать, что природа просит всех нас о помощи
- Сочинение на тему Футбол
Я начала заниматься футболом, когда мне было десять лет. Возможно, для девочки это странное увлечение, но я ничего не могла с собой поделать. Мама долго уговаривала меня заняться танцами или музыкой, но мне всегда был интересен только футбол.
- Сочинение Телеграмма от Насти (анализ эпизода рассказа Телеграмма)
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» написан в 1946 году и относится к наиболее известным и популярным в читательской среде.
Внимание он привлекает проблемами, которые писатель поднимает и выносит на обсуждение
- Сочинение Сербский сражатель в рассказе Старый гений Лескова
Сербский сражатель — важный герой в рассказе «Старый гений» талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны
- План к стихотворению Есенина Лебедушка
Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Международный конкурс детского рисунка МВЦ Электросталь
Итоги Третьего Международного конкурса детского рисунка «Прошлое, Настоящее и Будущее в творчестве детей» 2002-2004 г. г.
Третий Международный конкурс детского рисунка «Прошлое, Настоящее и Будущее в творчестве детей» проводился в городе Электросталь Московской области в 2002-2004 г.г.
Учредителями Третьего Конкурса явились Администрация города Электросталь Московской области в лице отдела культуры и общественная благотворительная организация «Электростальское городское объединение «Путник».
Конкурс организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Московской области, Комитета по делам молодежи Московской области, Комитета по образованию (Министерства образования) Московской области, Аппарата Уполномоченного по правам человека Московской области.
Жюри Третьего Международного конкурса детского рисунка возглавил Владимир Петрович Панов, заслуженный художник России, профессор Московского государственного института имени В.И. Сурикова.
В Конкурсе приняли участие дети и подростки в возрасте до 17 лет из 40 стран мира. Россия представлена 79-ю субъектами Федерации, Московская область – 43-мя городами и районами.
Всего на Конкурс поступило 16 164 работы. Итоги Конкурса подводились в три тура, отдельно в каждой возрастной группе (до 7 лет; 8-10 лет; 11-12 лет; 13-14 лет; 15-17 лет), в каждой номинации: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», «Триптих», «Монотриптих» (отражение трех времен в одном рисунке).
После проведения первого тура Конкурса жюри было отобрано 2000 работ для дальнейшего рассмотрения. Их авторы стали Лауреатами Конкурса.
Во втором туре из числа работ, прошедших первый тур было отобрано 365 рисунков. Их авторы стали Лауреатами Конкурса с присвоением звания «Надежда Будущего».
Из числа этих работ были выбраны рисунки для дополнительной наградной номинации «За яркое отражение темы конкурса», их оказалось 65, а также призеры.
Золотые, серебряные и бронзовые медали присуждены 49 участникам.
Лучшей работой признан рисунок «Мир» Сурена Альфреда Андерсона из города Коломбо Шри-Ланка. Автору присуждается Гран-при Конкурса.
Список участников
Третьего Международного конкурса детского рисунка «Прошлое, Настоящее и Будущее в творчестве детей»
Страны | Субъекты Российской Федерации | Города и населенные пункты Московской области, из которых получены детские рисунки на Третий Международный конкурс детского рисунка «Прошлое, Настоящее и Будущее в творчестве детей» | ||
1. Азербайджан 2. Албания 3. Англия 4. Армения 5. Белоруссия 6. Болгария 7. Венгрия 8. Венесуэлла 9. Германия 10. Греция 11. Грузия 12. ![]() 13. Индия 14. Индонезия 15. Иран 16. Канада 17. Казахстан 18. Кипр 19. Китай 20. Латвия 21. Литва 22. Македония 23. Мексика 24. Молдова 25. Монголия 26. Намибия 27. Польша 28. Россия 29. Румыния 30. Сирия 31. Словакия 32. Словения 33. США 34. Туркмения 35. Турция 36. Узбекистан 37. Украина 38. Шри-Ланка 39. Эстония 40. Югославия | 1. Адыгея республика 2. Алтай республика 3. Башкортостан республика 4. Бурятия республика 5. Дагестан республика 6. Ингушская республика 7. Кабардино-Балкарская республика 8. Калмыкия республика 9. Карелия республика 10. Коми республика 11. Мари Эл республика 12. Мордовия республика 13. ![]() 14. Татарстан республика 15. Удмуртия республика 16. Хакасия республика 17. Чеченская республика 18. Чувашская республика 19. Алтайский край 20. Краснодарский край 21. Красноярский край 22. Приморский край 23. Ставропольский край 24. Хабаровский край 25. Амурская обл. 26. Архангельская обл. 27. Астраханская обл. 28. Белгородская обл. 29. Брянская обл. 30. Владимирская обл. 31. Волгоградская обл. 32. Вологодская обл. 33. Воронежская обл. 34. Ивановская обл. 35. Иркутская обл. 36. Калининградская обл. 37. Калужская обл. 38. Камчатская обл. 39. Кемеровская обл. 40. Кировская обл. 41. Костромская обл. 42. Курганская обл. 43. Курская обл. 44. Ленинградская обл. 45. Липецкая обл. 46. Магаданская обл. 47. Московская обл. 48. ![]() 49. Нижегородская обл. 50. Новгородская обл. 51. Новосибирская обл. 52. Омская обл. 53. Оренбургская обл. 54. Орловская обл. 55. Пензенская обл. 56. Пермская обл. 57. Псковская обл. 58. Ростовская обл. 59. Рязанская обл. 60. Самарская обл. 61. Саратовская обл. 62. Сахалинская обл. 63. Свердловская обл. 64. Смоленская обл. 65. Тамбовская обл. 66. Тверская обл. 67. Томская обл. 68. Тульская обл. 69. Тюменская обл. 70. Ульяновская обл. 71. Челябинская обл. 72. Читинская обл. 73. Ярославская обл. 74. Г. Москва 75. Г. Санкт-Петербург 76. Ненецкий а.о. 77. Ханты-Мансийский а.о. 78. Чукотский а.о. 79. Ямало-Ненецкий а.о. | 1. Высоковск 2. Высоцк 3. Дмитров 4. ![]() 5. Егорьевск 6. Железнодорожный 7. Жуковский 8. Запрудная пос. 9. Кашира 10. Климовск 11. Клин 12. Коломна 13. Котельники пос. 14. Красково пос. 15. Красноармейск 16. Красногорск 17. Краснознаменск 18. Люберцы 19. Медвежьи Озера пос. 20. Мещерино пос. 21. Можайск 22. Московский пос. 23. Мытищи 24. Непецино с. 25. Ногинск 26. Одинцово 27. Павловский Посад 28. Пироговский пос. 29. Подольск 30. Покровское-Шереметьево 31. Свердловский пос. 32. Сергиев-Посад 33. Серебряные пруды 34. Серпухов 35. Скоропусковский пос. 36. Солнечногорск 37. Талдом 38. Химки 39. Черноголовка 40. Чехов 41. Щелково 42. Электрогорск 4 3. Электросталь |
Фьючерсы на Россию: три траектории | Центр стратегических и международных исследований
4 мая 2022 г.
Скачать отчет
ВведениеНачиная с 2018 года в рамках программы «Европа, Россия и Евразия» CSIS был запущен исследовательский проект по изучению сценариев, связанных с будущим развитием России, и рассмотрению трансатлантических последствий каждого сценария. Проект, который щедро финансировался Министерством иностранных дел Норвегии, был призван дать политикам понимание того, как внутриполитическая ситуация, экономические перспективы, военная деятельность и внешняя политика России могут развиваться в ответ на современные вызовы, включая изменение климата, растущая конкуренция в Арктике и напряженные отношения между Китаем и коллективным Западом.
На основе оригинальных исследований и семинаров с участием американских, норвежских и европейских экспертов CSIS определила три возможных сценария будущего развития России. Первый сценарий предусматривал путь преемственности, на котором российские лидеры стремились сохранить статус-кво. Второй сценарий предусматривал тенденцию снижения рисков в принятии решений Кремлем, что привело к частичной нормализации отношений с Западом. Третий сценарий рассматривал более мрачное будущее, в котором российские лидеры шли на более высокий риск, чтобы справиться с растущими проблемами внутри страны и за рубежом, что привело к устойчивой конфронтации с Западом и дальнейшему отчуждению российского правительства от своего народа.
Эти сценарии готовились к публикации, когда 24 февраля президент России Владимир Путин начал новое вторжение в Украину и открыл период глубокой неопределенности для европейских и мировых дел. Практически сразу же акт агрессии России превратил страну в глобального изгоя, вызвав международные санкции, выходящие далеко за рамки ожиданий Кремля, и укрепив трансатлантическое единство до такой степени, которую трудно было представить в напряженные месяцы, непосредственно предшествовавшие вторжению. По мере того, как ортодоксии подвергались сомнению, а ожидания пересматривались, непредвиденные обстоятельства, которые считались невозможными, — от эмбарго на российские углеводороды до потенциального применения Кремлем ядерного оружия — начинают фигурировать в разговорах политиков и аналитиков.
Война высветила ключевую проблему, связанную с политическим прогнозированием: предмет исследования постоянно развивается, поэтому некоторые предположения, сделанные в начале оценки, могут оказаться более или менее жизнеспособными к моменту окончания периода исследования. В данном случае кардинальные изменения, произошедшие за последние два месяца, изменили контекст изложенных ниже сценариев. Например, с учетом безрассудного подхода Путина к реализации своих геостратегических амбиций третий сценарий представляется новой базой для аналитических оценок дальнейшего курса России, тогда как предусмотренная вторым сценарием возможность сближения представляется нежизнеспособной до тех пор, пока Пока Путин остается у власти.
Хотя крайне динамичный характер войны создает проблемы для изучения долгосрочного развития России, авторы считают, что эти сценарии по-прежнему служат полезной аналитической основой для информированного читателя. Во-первых, они дают возможность рассмотреть, насколько путь России будет отклоняться от довоенных условий. Понимание того, какие пути закрылись, а какие остаются открытыми, могло бы помочь улучшить и ускорить разработку новой политики в отношении России. Во-вторых, некоторые аспекты этих сценариев уже разыгрываются в реальном времени; в некоторых случаях результаты, которые рассматривались как долгосрочные, с большей вероятностью произойдут в ближайшем будущем. Разработчикам политики было бы полезно понять потенциальные последствия этих изменений, несмотря на изменение временных рамок.
По мере того, как Европа и Соединенные Штаты, похоже, приближаются к периоду затяжной конфронтации с Россией, формируется новый статус-кво. Программа CSIS для Европы, России и Евразии надеется, что эти сценарии прольют свет на возможные ответные меры политики на меняющийся геополитический ландшафт.
Траектория 1: «Базовый уровень»/«Путь непрерывности»Обзор
- Противостояние с Западом продолжается, но открытого конфликта удается избежать; партнерство с Китаем становится более неравномерным; Российская внешняя политика руководствуется концепцией «Большой Евразии» и статус-кво партнерства с мозаикой евразийских держав
- Кремль планирует длительную стагнацию; политика не позволяет «корректировать курс» внутри страны
- Социальные волнения растут, но сдерживаются силой
Последовательные крупномасштабные протесты по всей России за последние три года, кульминацией которых стали крупнейшие за десятилетие в январе 2021 года, были симптомами того, что остается самой большой уязвимостью Кремля: его неспособность обеспечить последовательный экономический рост и улучшение качества жизни для русский народ. Вялый экономический рост и растущие свидетельства бесхозяйственности продолжают подрывать скрытую сделку, лежащую в основе путинизма: молчаливое согласие с авторитарным правлением и ограничение политических свобод в обмен на повышение уровня жизни. В сочетании со снижением политической легитимности во время четвертого, а затем и пятого сроков Путина (в результате все более заметной фальсификации выборов) нерешенные экономические проблемы России постепенно подрывают популярность президента Путина до 50–60 процентов, хотя он остается в значительной степени неоспоримой политической фигурой. фигура. Режим продолжает идти по пути конфронтации с Западом, но растущее осознание внутри российской элиты того, что карательные экономические санкции не являются устойчивыми, мешает Москве вступить в открытый конфликт для достижения своих целей. В Украине Москва использует подпороговые действия, чтобы получить рычаги влияния на страну, не ставя под угрозу ее роль поставщика энергии в Европу. Россия избегает политических уступок Западу в вопросах европейской безопасности или в попытках «урегулировать» точки напряженности в других частях мира (например, в Сирии, Ливии), что поддерживает образ России как великой державы внутри страны.
Эконом
Кремль планирует длительную стагнацию. Экономическая политика остается консервативной, направленной на то, чтобы оградить Россию от внешних потрясений, таких как санкции или колебания цен на сырьевые товары, а не стимулировать инвестиции и технологические инновации. Эта управляемая государством модель роста обеспечивает небольшой ежегодный прирост ВВП в размере 1-2% и стабильные макроэкономические условия, но это достигается ценой больших человеческих жертв. Реальные доходы по-прежнему отстают от сопоставимых регионов России и остаются ниже уровня 2013 года, в то время как имущественное неравенство углубляется из-за сочетания недостаточного инвестирования в периферийные регионы России, ухудшения качества государственных услуг, укоренившейся коррупции и усиленного направления ренты элитам для поддержания их лояльности. Все больше и больше россиян полагаются на социальную поддержку, но регулярных ежегодных выплат недостаточно для повышения их уровня жизни, а правительство не смогло справиться с целым рядом кризисов в области общественного здравоохранения, связанных с низкими доходами, включая повышенный уровень злоупотребления психоактивными веществами и депрессии. В результате относительно низкой себестоимости добычи Россия остается крупнейшим в Европе поставщиком природного газа и значимым экономическим партнером, но отсутствие значимых государственных инвестиций, направленных на увеличение доли возобновляемых источников энергии в российском экспорте, в сочетании с хронически низкими темпами внутренних инвестиций, ставит под сомнение устойчивость российской экономической модели. Мировой спрос на нефть резко упадет к 2035 году, а потребление газа резко сократится к середине века, поскольку мировая экономика выполняет (хотя и несовершенно) обязательства по Парижскому соглашению, а новые частные инвестиции в энергетику в подавляющем большинстве случаев направляются на возобновляемые источники энергии. Даже в 2030 году этот приближающийся обрыв спроса является основным источником беспокойства элиты в России, но материальные стимулы и системные ограничения способствуют преемственности.
Стремление Кремля сохранить технологическую независимость как от Запада, так и от Китая вынуждает его способствовать значительным государственным инвестициям в 5G и искусственный интеллект (ИИ). Российские университеты и исследовательские центры, безусловно, справятся с этой задачей, но безудержная коррупция и расширяющееся влияние государства на экономику сдерживают частные инвестиции, и Россия по-прежнему не может производить эти технологии в больших масштабах. В результате Россия продолжает импортировать ключевые технологии из-за рубежа — Китая, Японии, Южной Кореи, Европейского Союза и Соединенных Штатов, — обеспечивая определенную степень экономической взаимозависимости, несмотря на разговоры Москвы о «технологическом суверенитете». Основой экономики России остаются полезные ископаемые и ископаемое топливо.
Тем временем влияние изменения климата на экономические перспективы России и внутреннюю политику становится все более очевидным. В Арктике разработка сжиженного природного газа (СПГ) продолжается быстрыми темпами, и клиенты в Европе и Китае будут готовы по крайней мере до 2035 года, поскольку крупные экономики продолжают полагаться на газ для снижения некоторых рисков, связанных с быстрым переходом на возобновляемые источники энергии (включая сезонные колебания). , проблемы, связанные с масштабным хранением электроэнергии и колебаниями цен на энергию). Однако экономические выгоды от разрекламированного Северного морского пути так и не материализовались; таяние морского льда открывает проход на более длительные периоды года, но рыхлые ледяные щиты создают новые препятствия для безопасного судоходства, в то время как экологическая повестка дня в Европейском союзе и международное экологическое давление на судоходные страховые компании ослабляют коммерческий интерес. Настойчивое требование Кремля о том, чтобы российские военно-морские эскорты находились на борту торговых судов, является непривлекательным предложением для крупных компаний. На суше всплеск экстремальных погодных явлений — аномальной жары, засух, лесных пожаров, наводнений — приводит к увеличению человеческих жертв и измеримым экономическим издержкам, нарушая сельское хозяйство в продуктивных регионах России и создавая новые локальные кризисы в области общественного здравоохранения из-за частых случаев загрязнения воздуха к вспышкам малярии, связанным с таянием вечной мерзлоты.
Перед лицом общественного гнева Кремль перекладывает вину за плохое управление охраной окружающей среды на региональных чиновников, которые, за немногими исключениями, не имеют достаточных ресурсов и плохо подготовлены для реализации планов по адаптации к изменению климата. Это бюджетное давление усиливает разделение России между центром и регионами и начинает снижать рейтинги одобрения Путина на национальном уровне.
Внешняя политика и политика безопасности
Противостояние с Западом продолжается. Отказ США и Организации Североатлантического договора (НАТО) предоставить «гарантии безопасности» побуждает Россию к эскалации ситуации в Украине путем массированных кибератак и усиления поддержки сепаратистским силам на Донбассе, где активизируются боевые действия вдоль существующих линий фронта. . Действия России остаются ниже порога прямой агрессии, что осложняет единый ответ Запада и приводит к неравномерному применению санкций и других карательных мер. Тем временем Кремль оказывает достаточное давление, чтобы заставить украинское правительство реализовать некоторые непопулярные политические аспекты Минских соглашений (например, предоставление ограниченного самоуправления Донецкой и Луганской областям, предложение амнистии бывшим боевикам), что спровоцировало волну беспорядков в страну, но предоставляя России рычаг влияния на принятие решений в Киеве. Россия сохраняет повышенное военное присутствие вдоль границы с Украиной, в Крыму и в Беларуси в течение длительного периода на том основании, что она должна поддерживать повышенную готовность на случай, если ситуация выйдет из-под контроля.
Удовлетворенная тем, что путь Украины к западной интеграции фактически заблокирован, Россия объявляет о победе в противостоянии. Попытки России оказать влияние в других регионах, таких как Западные Балканы, и неразрешенные расхождения во взглядах на порядок европейской безопасности вызывают сохраняющуюся обеспокоенность возможностью будущих конфликтов между Россией и Западом, подрывая доверие инвесторов к России. Кремль пропагандирует старый нарратив об окружении России Западом, подпитываемый усилением присутствия сил НАТО на восточном фланге альянса в ответ на события на Украине. Политические стимулы для Кремля остаются в силе, чтобы разжигать напряженность, гарантируя, что регионы Балтийского и Черного морей останутся активными зонами соперничества, где облеты, а иногда и опасные морские маневры становятся нормой. Поскольку белорусский лидер Александр Лукашенко изолирован на международном уровне и зависит от помощи России для поддержания внутреннего контроля, Кремль способствует (и оплачивает) более тесную политическую и экономическую интеграцию с Беларусью, даже устанавливая постоянное военное присутствие в стране. Он не останавливается перед созданием полноценного политического союза в пользу сохранения государства-клиента, которое может «независимо» оказывать давление на Западную Европу, когда это необходимо.
Отношения России с Китаем углубляются, но становятся более неравномерными. Доля Китая во внешней торговле России продолжает расти, достигнув 30% к концу десятилетия (с 18% в 2020 г.), главным образом за счет продажи в Китай ископаемого топлива и тяжелой техники. Попытки Кремля уравновесить отношения с Китаем с помощью внешнеполитической концепции Большой Евразии, подчеркивающей активное дипломатическое взаимодействие с Индией, Ираном, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Турцией, являются половинчатыми и лишенными смысла, ограничиваясь переменная тройка государственных визитов, продажа оружия и малоэффективные торговые сделки, которые не в состоянии существенно компенсировать растущую зависимость России от Китая как источника экономического роста. Однако, несмотря на их тесные экономические связи, идеологическое единство и растущее сотрудничество в области безопасности, ни Москва, ни Пекин не принимают мер для официального оформления своих отношений с военным альянсом.
Россия вооружается, чтобы действовать в более распространенном мире, где она открыто конкурирует с Западом. Переговоры между Соединенными Штатами и Россией о контроле над вооружениями зашли в тупик в разгар напряженности вокруг Украины, но в конечном итоге привели к ограниченным, не имеющим обязательной силы соглашениям, запрещающим использование кибероружия против ядерных систем управления и контроля или инфраструктуры здравоохранения. Обострение напряженности в отношениях с Западом вынуждает Россию вести переговоры об ограниченных мерах по контролю над обычными вооружениями, возрождая аспекты Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и модернизируя Венский документ. Однако они не приводят к значительному сокращению ядерных арсеналов или формальных договоров, регулирующих постоянные источники дестабилизации: противоракетную оборону, нестратегическое ядерное оружие, обычные ударные системы и гиперзвуковые ракеты. Россия продолжает делать упор на разработку экзотических новых систем, но вынуждена отказаться от своих самых амбициозных проектов из-за финансовых ограничений на фоне вялой экономики. Россия продолжает полагаться на свои исключительные кибервозможности для достижения целей Кремля в области национальной безопасности. Жесткая конкуренция в киберпространстве приводит к тому, что Россия исследует и проникает в системы США, используя все более изощренные методы и привлекая внимание третьих сторон. Там, где возможна атрибуция российского государства, Соединенные Штаты отвечают тем же, но никакие санкции или киберответы не мешают России полагаться на этот рентабельный и, как правило, отрицаемый инструмент для ослабления своих противников. Российская милитаризация Арктики ускоряется по мере того, как баланс между экономическим развитием и оборонными интересами склоняется в пользу последних. Военно-морская активность, включая учения и ракетные испытания, возрастает в более отдаленных районах Арктики (например, в Беринговом море), поскольку Россия стремится установить господство вдоль своей протяженной северной границы и сдерживать вызовы со стороны как Соединенных Штатов, так и Китая.
Однако, несмотря на тесные экономические связи, идеологическое единство и растущее сотрудничество в сфере безопасности, ни Москва, ни Пекин не принимают мер по формализации своих отношений с военным альянсом.
Внутренняя политика и преемственность
Авторитарный поворот России набирает обороты. Конституционный референдум 2020 года, покушение на убийство и последующий арест Алексея Навального, запрет новостного сайта «Медуза» и давление на Радио «Свобода» (не говоря уже о других СМИ), а также насильственные аресты и задержания тысяч протестующих — все это признаки того, что эволюции России от «гибридной демократии» к более традиционной автократии, при которой власти полагаются на инструменты государственных репрессий и страха, а не на умелые политические манипуляции для достижения желаемых результатов. Следуя указаниям Кремля, российские службы безопасности продолжают демонтировать элементы несистемной «оппозиции», в широком смысле включающей в себя политическую инфраструктуру, созданную Алексеем Навальным и его союзниками, а также некоторые независимые СМИ. В результате оппозиция становится более слабой и рассредоточенной, больше не сосредоточенной вокруг одной фигуры и лишенной общенациональной политической стратегии, но и более сложной для анализа и понимания Кремлем. Протесты происходят на разовой основе в ответ на злоупотребления со стороны государства и фальсификацию выборов, иногда удивляя государство и вызывая поспешные и насильственные ответы, но отсутствие сплоченного оппозиционного политического движения и сохраняющаяся политическая апатия создают условия для прочной политической стабильности. . Кремль больше полагается на цифровые инструменты репрессий, такие как программное обеспечение для распознавания лиц, для выявления и судебного преследования протестующих. Это вынуждает западные платформы социальных сетей соблюдать правила, которые предоставляют властям расширенный доступ к пользовательским данным и больший контроль над блокировкой или удалением контента. К концу 2020-х большинство западных техплатформ покинули Россию из-за активности стейкхолдеров и заботы о безопасности персонала; они заменены российскими аналогами.
Власти воздерживаются от введения более навязчивой китайской модели цифрового авторитаризма из-за страха перед народной негативной реакцией в высокообразованном и глобально интегрированном обществе, а также из-за затрат на воспроизведение этой модели. Вместо этого они выносят суровые приговоры горстке правонарушителей, которые служат примером того, что происходит с теми, кто нарушает правила. Новое законодательство делает организованную политическую оппозицию практически невозможной.
Проблема престолонаследия Путина не решена, несмотря на поправку к конституции, которая позволяет ему баллотироваться на пятый и шестой сроки в 2024 и 2030 годах. Хронически низкие рейтинги правящей партии «Единая Россия» и возросшее недоверие общества к самому Владимиру Путину повышают цену победа на выборах, что, в свою очередь, требует новых фальсификаций и репрессий. Это снижает энтузиазм общества в отношении избирательного процесса. Среди различных элитных лагерей России растет беспокойство по мере того, как здоровье Путина становится непредсказуемым фактором (в 2024 году ему исполнится 72 года), когда он вступает в свой пятый президентский срок. От различных спецслужб до мишустинских технократов и консервативных идеологов российские элиты стремятся сохранить собственное влияние и материальные интересы. Принятие решений становится все более трудным, поскольку каждый круг пытается выдвинуть своего предпочтительного преемника в преддверии 2030 года, даже несмотря на то, что собственные намерения Путина остаются неясными. Эта внутренняя неопределенность заставляет США и Европу быть еще более осторожными в своих политических и экономических отношениях с режимом.
Траектория 2: «Положительная» / «Снижение риска и частичная нормализация»Новое законодательство делает организованную политическую оппозицию практически невозможной.
Обзор
- Экономический застой вынуждает Кремль улучшать управление своей внутренней экономической системой, ослабляя требования по займам и внедряясь в национальные резервы
- Необходимость снизить внешние риски (санкции) в сочетании с единым трансатлантическим подходом, который также привлекает единомышленников и партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе, заставляет Россию умерить свою внешнюю политику и политику в области безопасности и согласиться на вынужденное сожительство с более широким трансатлантическим сообществом
- Социальные волнения смягчаются увеличением государственных расходов, но сила по-прежнему используется для подавления протестов (не «отменить» недавний поворот России к репрессиям)
Столкнувшись с нарастающей серией кризисов, угрожающих будущему Российского государства, Кремль инициирует серию реформ, направленных на стабилизацию. Экономическая политика пытается установить более устойчивый баланс между выполнением государством своих обязательств по разрушающемуся общественному договору и распределением ренты среди политических элит. Тем временем российские лидеры смягчают свой конфронтационный подход к Европе и коллективному Западу, что приносит ослабление санкций и открывает возможности для торговли и инвестиций. Небольшое потепление, вызванное этими усилиями, способствует изменению внутренней политической сцены в пользу российских технократов.
Эконом
Продолжающийся экономический застой заставляет делать политический выбор, которого Кремль до сих пор избегал. По мере того, как Россия вступает в свой 15-й год роста ВВП на 1-2 процента, а реальные доходы остаются ниже уровня 2013 года, растет социальное недовольство. 1 Протесты, которые когда-то были изолированными, становятся более массовыми, происходят чаще и в большем количестве регионов и вызывают призрак более широкого социального недовольства. Поскольку массовые реформы и рыночная либерализация экономики исключены из опасения потерять контроль над властью, Кремль оказался перед выбором: заставить государственную экономику больше работать на россиян за счет увеличения социальных расходов, а также стратегических инвестиций в быстрорастущие отрасли, или сохранить нынешнюю линию «стабильности вместо процветания», характеризующуюся низким уровнем долга, высокими резервами и жесткой бюджетной экономией. По мере того, как внутренние беспорядки становится все труднее измерить и они проявляются во все более внезапных и непредсказуемых протестах, критическая масса кремлевских деятелей (включая, скрепя сердце, самого Владимира Путина) решает пересмотреть свое бюджетное правило, ослабить ограничения на заимствования и погрузиться в масштабную политику России. золотовалютные резервы в попытке улучшить экономические условия. Ежегодные выплаты беднейшим слоям населения и семьям с маленькими детьми в России подкрепляются более прямой фискальной поддержкой более широких слоев общества.
Государство вкладывает значительные средства в ИТ и инфраструктуру и предлагает значительные государственные субсидии сектору возобновляемых источников энергии — солнечным панелям, водороду, ветряным турбинам, — что открывает двери для некоторых инвестиций в возобновляемые источники энергии из Европы, а также усиливает давление на государственные предприятия с целью реинвестирования. большую долю своей прибыли. В совокупности эти действия представляют собой более социально чувствительную роль государства в экономике, которая мало что меняет в долгосрочных перспективах роста России, но обеспечивает умеренное ускорение роста ВВП и помогает смягчить социально-экономическую тревогу и ограничить волнения.
Тем временем правительство всерьез взялось за надвигающуюся проблему адаптации к изменению климата. Правильно сформулированный этот вызов представляет определенные возможности для Кремля. Во-первых, он дает новый мандат российскому правительству и основания для легитимности. В конце концов, нужна твердая рука, чтобы провести Россию через неопределенное будущее неблагоприятных климатических воздействий и декарбонизации. Необходимость теперь учитывать адаптацию к климату во всех элементах стратегического видения правительства также является удобным объяснением хронических задержек с гигантскими национальными проектами. 2 В связи с появлением новой климатической угрозы работа над Национальными проектами набирает обороты, и государство выделяет больше средств на модернизацию городской и транспортной инфраструктуры в экономически важных арктических и субарктических регионах. Эти инвестиции также служат для подавления регионального недовольства и снижения затрат российских экспортеров на предстоящий Механизм корректировки углеродных границ Европейского Союза. Незначительная либерализация политического климата в России и восприятие более широких экономических возможностей вдохновляет большое количество молодых людей и профессионалов либо оставаться в России, либо возвращаться из-за рубежа, чтобы помочь формировать будущее страны, остановить утечку мозгов и еще больше укрепить экономические перспективы России.
Доля Китая в торговле России продолжает расти, но Европейский Союз остается, безусловно, крупнейшим торговым партнером России, а Европа продолжает оказывать влияние на российскую экономику, удерживая примерно 40 процентов объема торговли России, поскольку экспорт газа остается стабильным. Хотя внутреннее производство газа в ЕС резко сокращается, импорт пока не пострадал, а разрекламированный газопровод «Сила Сибири» даже при полной мощности увеличивает долю Китая в общем объеме экспорта газа только до 15 процентов. Разрекламированное стратегическое партнерство России с Пекином поощряет некоторые совместные предприятия в космосе и военных учениях, но сотрудничество в области чувствительных технологий остается ограниченным. Отчасти это связано с отсутствием энтузиазма со стороны китайского бизнеса и инвесторов, но в большей степени с желанием Кремля сохранить технологический суверенитет в чувствительных областях — ИИ, космос и высокотехнологичные системы вооружений — даже несмотря на то, что некоторые совместные исследовательские проекты с Китаем ведутся. Россия продолжает полагаться на более дешевые технологии, произведенные в Китае, но позитивные отношения Москвы с Китаем никогда не «улучшаются» до технологической и военной совместимости, которая больше всего беспокоила бы Запад. Повышенный спрос на редкоземельные металлы становится источником трений между Россией и Китаем, поскольку последний стремится укрепить свое большое, но сокращающееся предложение за счет инвестиций и торговых сделок, в то время как первый стремится развивать свой горнодобывающий сектор, чтобы конкурировать на мировом рынке.
Внешняя политика и политика безопасности
Опасения по поводу экономических последствий «крайних» мер, которым угрожает трансатлантическое сообщество в случае дальнейших военных действий на Украине, вынуждают Россию деэскалировать непосредственный кризис на границе. Увеличение государственных инвестиций ценой макроэкономической изолированности приводит к скромным изменениям во внешней политике России и частичной нормализации отношений с Западом, даже если Россия продолжает защищать и отстаивать свои интересы в регионах Черного моря, Восточного Средиземноморья и Арктики. . Новая внешнеполитическая линия Москвы — снижение рисков без капитуляции. Взаимодействие с Западом по новым проблемным областям, от изменения климата до нераспространения ядерного оружия, приводит к небольшим победам, которые способствуют общему снижению напряженности, даже несмотря на то, что отношения с Западом остаются напряженными.
Новый внешнеполитический курс Москвы — снижение рисков без капитуляции.
Россия принимает меры по постепенной деэскалации противостояния с Украиной и Западом в обмен на ослабление санкций и гарантии неразвертывания наступательных систем вооружений, ограничения на учения под руководством НАТО и размещение внешних сил в Украине. После того, как российские войска на границе с Украиной возвращаются в свои казармы, переговоры в рамках Минского формата продолжаются, поскольку участники переговоров проводят содержательные обсуждения выполнения соглашения Штайнмайера. Предварительное затишье на линии соприкосновения сохраняется по мере продвижения на этом форуме, подобно тому, что произошло в июле 2020 года после подписания «Дополнительных мер по усилению режима прекращения огня», а также в «нормандском формате». После одобрения Украиной большей децентрализации и региональных выборов под наблюдением ОБСЕ, которые поддерживают этот результат, Москва постепенно выводит свои необъявленные силы, а ее марионетки в Донецкой и Луганской областях возвращают Украине контроль над государственной границей. Вывод войск с линии фронта в районах, удерживаемых сепаратистами, который проводится зеркально в районах, контролируемых правительством, открывает перед Европейским союзом возможность снять определенные санкции, связанные с Донбассом. В то время как Москва и Запад продолжают принципиально расходиться во мнениях относительно будущего Украины (включая статус Крыма) и архитектуры европейской безопасности в целом, прогресс в Минском формате и отмена некоторых санкций ЕС побуждают президента США отменить некоторые санкции США путем исполнительный приказ. Оба шага обеспечивают по крайней мере умеренный толчок российской экономике.
Помимо снятия санкций, спрос ЕС на чистую энергию и стремление России стать энергетической сверхдержавой будущего способствуют европейским инвестициям в Россию. Это придает больше содержания российской концепции более сбалансированной, гибкой и многовекторной внешней политики, которую иногда называют «Большой Евразией». Такая политика делает упор на тесное стратегическое партнерство с Китаем, а также на развитие отношений с другими евразийскими державами — Европейским Союзом, Турцией, Индией, Ираном и АСЕАН — как способ уравновешивания и сохранения стратегического пространства. Однако с экономической точки зрения именно Европейский союз играет наиболее важную уравновешивающую роль, поскольку отношения России с другими полюсами евразийской силы зависят в первую очередь от продажи оружия, туризма и государственных визитов и не приводят к новым значимым инвестициям или торговым сделкам. Между тем, экономические отношения с Соединенными Штатами также восстанавливаются по мере ускорения инвестиций США в Россию благодаря ослаблению санкций и постепенному снижению политических рисков.
Внутренняя политика и преемственность
Небольшое снижение напряженности в отношениях с Западом имеет последствия для России внутри страны. Во-первых, это снижает политический статус самой жесткой и консервативной элитной фракции — спецслужб. Более того, неохотное признание Россией необходимости увеличения социальных выплат, нейтрализации физических и экономических последствий изменения климата и обезуглероживания экономики, а также возможностей, предоставляемых увеличением инвестиций из Европы, создает новый стратегический мандат для российского правительства. Давление с самого верха на премьер-министра с целью создать более отзывчивую, эффективную и цифровую бюрократию создает политические условия для прихода к власти Михаила Мишустина, который становится наиболее естественным кандидатом на пост преемника Путина по мере приближения конца его пятого срока в 2030 году. После обширных закулисных переговоров по сохранению своего богатства и влияния, осложненных недавней судьбой бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Путин принимает положение синекуры, либо заменяя своего стареющего коллегу Николая Патрушева в Совете Безопасности, либо возглавив усиленную версию Государственный совет, где он может выполнять функции старшего государственного деятеля и продолжать участвовать в принятии решений по важнейшим вопросам.
Траектория 3: «Негативная» / «Принятие риска и восстание силовиков »Неохотное признание Россией необходимости увеличения социальных выплат, нейтрализации физических и экономических последствий изменения климата и обезуглероживания экономики, а также возможностей, предоставляемых увеличением инвестиций из Европы, создает новый стратегический мандат для российского правительства.
Обзор
- Экономическая стагнация и неэффективное управление ускоряющимися климатическими воздействиями разжигают общественное недовольство
- Москва возобновляет военное вторжение в Украину и устанавливает де-факто контроль над Беларусью, что ведет к эпохе более глубокой конфронтации с Западом и углублению ее партнерства в области безопасности с Китаем
- Страдает принятие решений режимом; представители спецслужб ( силовиков ) самоутверждаются
Кремль все больше убеждается в том, что его риск обычно приводит к благоприятным результатам, что заставляет его занимать более конфронтационную позицию с Западом для достижения своих стратегических целей. Такое отношение терпимости к риску основано на понимании того, что Россия и нынешний режим не сталкиваются с непосредственными угрозами существованию, несмотря на лихорадочные заявления высших должностных лиц об опасностях, связанных с расширением НАТО и сотрудничеством Украины с евроатлантическими партнерами. В действительности наиболее вероятные угрозы выживанию режима исходят изнутри, а не с Запада. Возникает настоящий политический кризис, угрожающий режиму в политическом плане — например, появление общенационального протестного движения, призывающего к новому руководству в связи с плохим экономическим положением и повальной коррупцией, чрезмерно жестокое подавление публичных протестов, вызывающее возмущение, или появление антивоенное движение, когда российские солдаты гибнут и получают ранения при отстаивании претензий России на сферу влияния, может побудить Кремль перейти к принятию крайнего риска, поскольку он надеется отразить возникающее недовольство, мобилизовав страну против внешних угроз.
Эконом
Сроки «базовой» экономической траектории продолжительной стагнации (очерченной в первом сценарии) ускоряются темпами декарбонизации во всем мире. Государственная казна сокращается, в то время как цена изменения климата для России растет, отчасти из-за штрафов, наложенных третьими странами на российский импорт. Правительство вынуждено продолжать сокращать социальные услуги, повышать налоги, чтобы компенсировать потерянные доходы от нефти и газа, а также замораживать или сокращать заработную плату государственных служащих, чтобы сохранить равновесие. Однако снижение цен на сырьевые товары, связанное со снижением спроса на углеводороды, приводит к существенному падению курса рубля, увеличению уровня бедности и массовым уличным протестам. Россия все чаще начинает использовать свой Фонд национального благосостояния для поддержания курса рубля и предоставления финансовой помощи и субсидий в надежде на поддержание порядка.
Снижение цен на сырьевые товары, связанное со снижением спроса на углеводороды, приводит к существенному падению курса рубля, увеличению уровня бедности и массовым уличным протестам.
Низкий уровень доверия инвесторов, отчасти вызванный агрессивными действиями России в соседних государствах, вынуждает Россию искать кредиты у Китая. Россия вынуждена пойти на значительные уступки китайским кредиторам, такие как высокие процентные ставки, эксклюзивные права на некоторые месторождения редкоземельных металлов и увеличение разрешений в Арктике. Уже через несколько лет становится ясно, что Россия не сможет погасить все эти кредиты. Китайские банки принимают некоторые активы, предлагаемые в качестве залога, но в целом Пекин предпочитает получать от России компенсацию в виде политической поддержки своих стратегических амбиций. По мере углубления этих отношений углубляется и научно-техническое сотрудничество. Несмотря на опасения России по поводу кражи ИТ, расширяется совместное сотрудничество в области искусственного интеллекта, облачных вычислений, наблюдения и биотехнологий. Баланс технологических ноу-хау все больше смещается в сторону Китая, однако российская университетская система остается привлекательным источником талантов для Китая. Китайские компании, такие как Huawei, становятся ключевыми источниками инвестиций в российские университеты для развития учебных и инновационных центров, из которых они отбирают самые яркие умы для своих сотрудников. Между тем российские закупки высококачественных электронных компонентов для оборонных систем переходят почти исключительно к китайским поставщикам. Это углубляющееся техническое сотрудничество также распространяется на энергетический сектор, поскольку дополнительные западные санкции ослабляют энтузиазм западных энергетических компаний в отношении сотрудничества со своими российскими коллегами.
Неспособность России адаптироваться к климатическим изменениям влечет за собой еще большие экономические и политические издержки, поскольку Арктика нагревается в три раза быстрее, чем в среднем по миру. Рекордные лесные и тундровые пожары и паводки опустошают большие территории Сибири, а таяние вечной мерзлоты приводит к новым экологическим катастрофам. Береговая эрозия, учащение наводнений, деградация вечной мерзлоты и, как следствие, высвобождение сибирской язвы и метана угрожают людям и критически важной инфраструктуре, усиливая социальные волнения. Эта угроза усугубляется нежеланием российского правительства признать, что затраты на его политику в Арктике, ориентированную на получение прибыли, могут превысить ее выгоды, особенно в связи с тем, что ключевые члены ближайшего окружения Кремля ищут дополнительные государственные ресурсы для увеличения своей доли в регионе. Арктические и субарктические регионы России переживают всплеск политических протестов против Москвы, и они становятся фоном для многих новых внутриполитических горячих точек, поскольку число связанных с климатом аварий увеличивается, а экономическое распределение любых выгод откладывается или откладывается на неопределенный срок.
Внешняя политика и политика безопасности
В то время как непрекращающиеся внутренние протесты и вопрос о престолонаследии остаются проблематичными для России, Кремль считает, что Запад быстро угасает и что в его распоряжении больше возможностей, чем когда-либо прежде, для достижения преимущества с нулевой суммой против своих соперников. Ценой новых санкций Россия начинает ограниченное вторжение в Украину, призванное упрочить претензии на сферу влияния в Европе и вынудить НАТО запретить постсоветским государствам вступать в альянс. Беларусь позволяет использовать свою территорию в качестве плацдарма и выделяет собственные силы для поддержки российского наступления, укрепляя свою связь с Москвой и приводя к установлению там постоянного российского военного присутствия. Украина в конечном итоге соглашается на требования России о принудительном нейтралитете, что вызывает крах правительства и период глубоких политических волнений, поскольку значительная часть населения воспринимает мир, достигнутый путем переговоров, как предательство.
Разногласия в трансатлантическом сообществе по поводу того, следует ли вводить карательные меры, которые также нанесли бы ущерб европейской экономике и энергетической безопасности в период и без того высокой инфляции, вызывают сдержанную реакцию Запада. Хотя численность сил НАТО увеличивается вдоль восточного фланга альянса (особенно в связи со Швецией и Финляндией, подавшими заявки на членство в НАТО), отсутствие аппетита к полномасштабному военному конфликту с Россией заставляет НАТО и Европейский союз пойти на некоторые уступки Москве. Режим санкций ЕС ослабевает по мере того, как государства-члены расходятся во мнениях относительно того, принимать ли новый статус-кво или продолжать защищать основные принципы межгосударственных отношений после успешного вызова со стороны России. Этот результат усиливает склонность России к риску в международных делах. В настоящее время Россия воздерживается от внешне враждебных действий по отношению к членам НАТО, которые вызвали бы реакцию по статье V, но усиливает давление на Молдову, Грузию и ряд западнобалканских стран с целью создания де-факто двухуровневой системы в Европе. Россия сосредоточена на поддержке местных марионеточных сил, проведении с ними совместных военных учений в странах, где они присутствуют, перекачивании денег местным пророссийским кандидатам и использовании информации для манипулирования и операций по взлому и утечке для влияния на политический дискурс. Несмотря на неудачи в Европе, Соединенные Штаты продолжают выступать в качестве бастиона против дальнейшей российской агрессии, что приводит к длительному периоду напряженности и опосредованным конфликтам.
Россия углубляет свое партнерство в области безопасности с Китаем, у которого уже есть задатки согласия, если не прочного союза, на основе обоюдного желания перевести глобальный порядок на полицентричную модель, согласно которой каждый из них имеет больше свободы для реализации своих стратегических интересов. Китай внимательно следит за действиями России в Европе и считает их прецедентом для собственной внешней и оборонной политики. Внутренние события в России влияют на двусторонние отношения с Пекином: поскольку попытки России изменить статус-кво в Европе создают экономическую нагрузку на общественность, растущие протесты неизбежны. Несмотря на их внутреннее происхождение, многие российские официальные лица говорят (и, вероятно, верят), что протесты поощряются внешними силами, которые стремятся дестабилизировать и ослабить Россию. Нарратив о продвижении западной демократии как предлоге для принудительной смены режима находит поддержку в Пекине и укрепляет укрепляющееся китайско-российское партнерство. В этом контексте Китай является естественным партнером и союзником, предоставляя России политическую поддержку на международных форумах и увеличивая передачу технологий России, чтобы помочь режиму ограничить онлайн-выступление и усилить свои возможности внутреннего наблюдения.
Россия углубляет свое партнерство в области безопасности с Китаем, у которого уже есть задатки согласия, если не прочного союза, на основе обоюдного желания перевести глобальный порядок на полицентричную модель, согласно которой каждый из них имеет больше свободы для реализации своих стратегических интересов.
Расхождение интересов по целому ряду вопросов — от Южно-Китайского моря до Арктики — остается раздражителем в отношениях, но растущая зависимость России от Китая в плане инвестиций и политической поддержки приводит к интенсификации двустороннего взаимодействия для поиска гибких договоренностей и компромиссов рассматриваются с осторожностью, когда основные интересы не находятся под угрозой. По мере развития этих отношений Москва, по-видимому, ищет понимания у Китая на тот случай, если он решит предпринять более рискованные шаги в Европе, создающие риск вооруженной конфронтации с НАТО, или если он продолжит милитаризацию Арктики. Взамен Пекин ожидает такого же понимания от Москвы. Несмотря на стремление Москвы сохранять гибкость в своих политических отношениях в Индо-Тихоокеанском регионе, это ограничивает способность России диверсифицировать свои отношения с другими азиатскими державами, такими как Индия или Вьетнам, которые все больше настороженно относятся к региональным амбициям и поведению Китая.
Внутренняя политика и преемственность
Хотя рейтинг популярности Путина оказался удивительно устойчивым к растущей бедности и падению реальных доходов, к 2025 году этот экономический спад начинает быстро сказываться на его одобрении. Все более вопиющие случаи репрессий и фальсификаций на избирательных участках обеспечивают предсказуемость политических результатов, но ослабляют энтузиазм общества в отношении выборов. Местные протесты становятся обычным явлением в российской жизни, но силой разгоняются только самые крупные демонстрации в крупных городах, чему отчасти способствует то, что власти полагаются на технологические формы подавления, такие как распознавание лиц. Режим становится менее восприимчивым к потребностям гражданского общества, поскольку Кремль все чаще воспринимает протестующих и более независимых политиков как часть «пятой колонны». Количество независимых организаций гражданского общества сокращается из-за давления со стороны государственных учреждений, обвинений в западном финансовом влиянии и все более ужесточающихся правовых ограничений на гражданскую деятельность.
Тем временем стареющий президент Путин отстраняется от повседневного управления делами России. Государственные функции по-прежнему разделены между элитными лагерями, но Кремль перестает координировать и разрешать конфликты. Федеральная служба безопасности сейчас занимает привилегированное положение в принятии решений, поскольку обладает как физическими ресурсами государственной власти, так и доверием самого Владимира Путина. Службы безопасности начинают действовать с большей независимостью от центра, подавляя самые громкие проявления общественного несогласия с помощью насилия и запугивания, но также обеспечивая «лояльность» олигархов, российских бизнес-лидеров и технократического класса персоналистской автократии, которой сейчас не хватает лидер. При незначительном надзоре со стороны центральной власти это правоприменение становится произвольным и оппортунистическим, что приводит к большему количеству арестов деловых деятелей и конфискации государством частных или частично частных активов. В результате энтузиазм инвесторов в России, уже сильно ослабленный в результате ее агрессивных действий в Европе, еще больше падает. Технократы в правительстве в основном держатся в стороне, но напряженность между российским олигархическим классом и службами безопасности выходит на новый уровень, причем первые больше полагаются на частные ополчения для защиты своих активов и обеспечения личной безопасности.
Эта напряженность усугубляется растущим разрывом по вектору «центр-регион» в России, поскольку губернаторы регионов отказываются брать на себя критику за падение уровня жизни и неэффективное управление климатическими воздействиями, получая при этом очень небольшую поддержку от Москвы. Разделение между центром и регионами также усугубляет напряженность между правящей партией «Единая Россия» и «системной» оппозицией — партиями «Справедливая Россия», «Новые люди», «Коммунисты» и ЛДПР, последние из которых имеют более широкое представительство в Сибири и на Дальнем Востоке и извлекают политическую выгоду из региональная антипатия к Москве. Эти оппозиционные партии, больше не желающие следовать линии Кремля и видящие возможности для укрепления собственного положения за счет режима, начинают действовать более независимо и привлекают внимание к бесхозяйственности и коррупции правящей партии «Единая Россия». Они также более националистичны, чем «Единая Россия». Назревает атмосфера внутренних репрессий, растет влияние ультранационалистов среди военных и спецслужб. Хрупкость режима, постоянная враждебность к евроатлантическим институтам и националистическая риторика начинают беспокоить международное сообщество по поводу того, что Россия контролирует свои ядерные силы. Сам режим начинает дестабилизироваться.
Сайрус Ньюлин — бывший научный сотрудник программы CSIS по Европе, России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. Эндрю Лохсен — научный сотрудник программы CSIS по Европе, России и Евразии.
Этот отчет стал возможным благодаря финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии.
Ссылки см. в PDF-файле.
Этот отчет подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2022 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.
Неудачное прошлое России держит мертвой хваткой будущее
Правители России строят будущее по чертежам из прошлого. Прямо сейчас Россия Владимира Путина, кажется, вернулась в прошлое, в древность.
Эта статья была первоначально опубликована на русском языке в New Times.
Прямо сейчас несколько различных групп экспертов и активистов, некоторые из которых все еще находятся в России, а некоторые уже за рубежом, усердно работают над написанием концептуальных статей о России будущего. Это совершенно логично: желание понять, куда именно должна двигаться Россия и через какие сценарии ей придется пройти, чтобы прийти к этому, всегда сильнее всего в периоды кризисов или, как сейчас, полного краха всего и вся.
Мозговой штурм образов будущего – это форма психотерапии и попытка прагматизировать состояние полного бедствия, поскольку люди стремятся выйти из этого состояния и составить сценарии, которые гарантируют, что они никогда не окажутся в ловушке того же кошмара. опять таки.
Это также попытка понять, почему любые эксперименты с модернизацией и видением будущего всегда заканчиваются плохо. Еще в своей книге 1994 года « Государство и эволюция » реформатор Егор Гайдар так описал эту черту российской истории: «Движение из любой заданной точки, после любых пируэтов, всегда заканчивается одним и тем же: у подножия трона одного и того же старая политическая и экономическая диктатура «восточного» государства».
В последний раз российские власти серьезно относились к плану модернизации, причем не слишком авторитарному, еще при тогдашнем президенте Дмитрии Медведеве. Документы, подготовленные Институтом современного развития (ИНСОР) по просьбе Медведева, включали «образ желаемого завтра», а также конкретные планы и привлекательные брошюры, основанные на мозговых штурмах. Но официально ни один из этих планов не был принят властями даже в те относительно беззубые времена.
Оглядываясь назад, становится ясно несколько вещей. Россия была и остается страной постоянных кризисов и постоянных войн. Сначала были чеченские войны, затем, при Медведеве, война с Грузией, а основная мотивация думать о будущем исходила от экономических кризисов 1998 и 2008–2009 годов. Казалось, что эти факторы учитывались, и возник сильный импульс к построению будущего России, свободного от войн и кризисов.
Ближе к концу президентства Медведева, в начале 2011 года, ИНСОР составил — на этот раз по собственной инициативе, без какого-либо толчка со стороны Кремля — еще один документ, который интуитивно воспринимался как завещание, последняя попытка предоставить Медведеву программу на второй президентский срок. Сам работая над документом, могу сказать, что еще во время написания программы было ощущение, что никакого второго срока, увы, не предвидится. В любом случае, судя по тому, что в последнее время пишет и говорит бывший президент, материалы ИНСОРа он читал не очень внимательно.
Мы с философом Александром Рубцовым вложили душу в составление этих материалов. Мы утверждали, что есть только два варианта: модернизация или конец всему, и были правы. Были главы «Модернизация как национальное спасение» и «Гуманитарный аспект модернизации как переоценка ценностей», в которых мы пытались защитить Россию от той же идеологии, которая привела к «спецоперации» на Украине. Другие назывались «Оборона и безопасность: привлечение армии, полиции и спецслужб на сторону народа» и «Внешняя политика: Россия в кругу друзей».
Сейчас все это может показаться утопией, но именно отказ от реализации этой утопии привел к нынешней катастрофе.
России не повезло с будущим, потому что не повезло с прошлым. Ее правители формулируют любой публичный образ прошлого России, который им подходит. Это означает, что они строят будущее, используя чертежи из прошлого. Прямо сейчас Россия Владимира Путина, кажется, вернулась в прошлое, в древность.
Образ будущего начинается с образа прошлого. Если героями страны являются военачальники и государственные деятели вроде диктатора Иосифа Сталина и начальника его тайной полиции Лаврентия Берии, осведомители и лоялисты, то такое прошлое приведет к будущему России, очень близкому к сегодняшнему путинизму.
Если героями страны являются те, кто вышел на Пушкинскую площадь в Москве в 1965 году в знак протеста против арестов писателей-диссидентов Андрея Синявского и Юлия Даниэля, а в 1968 году на Красную площадь в знак протеста против вторжения в Чехословакию, то у страны другая вообще будущее.
Верно только одно. Любая модель будущего должна быть постпутинской. При Путине будущее России было ампутировано. Теперь совершенно ясно, что перемены и модернизация могут начаться только после Путина. История России сильно персонифицирована: вот почему мы говорим об эпохах Сталина, Никиты Хрущева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, а теперь и Путина, который продержался дольше всех остальных, кроме Сталина.
Кто-то может возразить, что лидер, который придет после Путина, может быть еще хуже. Но история нашей страны показывает, что, как правило, вслед за уходом сурового самодержца его преемники (из своего окружения) сразу же начинают соревноваться между собой в либерализации режима, как это сделали после смерти Георгий Маленков, Берия и Хрущев. Сталина.
В определенных кругах существовало мнение, что любой, кто хочет увидеть модернизацию России, должен фактически поддержать Путина, потому что действительно свободные выборы приведут к власти раскрепощенных ультранационалистов. Излишне говорить, что произошло как раз обратное. Демократия, ротация власти и подотчетность — лучшая защита от такого сценария.
Иногда в ходе истории полезно позволить событиям развиваться естественным образом и не заниматься социальной инженерией. Возможно, тогда нация не скатится вниз головой к катастрофе. Сейчас, оглядываясь назад, кажется, что для России было бы куда лучше, если бы президентом вместо Путина стал, например, бывший премьер-министр Евгений Примаков. Не потому, что он был особенно хорош как менеджер или мыслитель: вовсе нет, на самом деле его качества сильно преувеличены. Но и при Примакове, и после него Россия не была бы ввергнута в национальную катастрофу, именуемую «спецоперацией».
Авторитарная модернизация в России невозможна. Но в постпутинском будущем возможна нормальная модернизация, основанная на демократическом развитии и ротации власти.
Автор:
- Андрей Колесников
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?
Насколько важны приказ президента России Владимира Путина о «частичной мобилизации» для пополнения российских вооруженных сил и его поддержка референдумов по официальной аннексии нескольких областей на востоке Украины?
Приказ Путина призван изменить характер конфликта в пользу России после того, как она недавно потерпела серьезные неудачи в Харьковской области. Бутафорские, наспех организованные референдумы в Луганской и Донецкой областях Донбасса и оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей неизбежно приведут к их аннексии Россией, возможно, уже на следующей неделе.
Подробнее от наших экспертов
Стивен Сестанович
Кто такие «военные ястребы» России и имеют ли они значение?
Томас Грэм
Горбачев: противоречивый катализатор окончания холодной войны
Роберт Д. Блэквилл
CFR Blackwill об отношениях США и Китая, Украине, развороте США к Азии
Хотя вряд ли какая-либо крупная страна признает аннексии, регионы, тем не менее, станут территорией России для Кремля. Это обеспечивает правовую основу в российской системе для более активных усилий по их защите, таких как частичная мобилизация и, возможно, более общая мобилизация в будущем, а также возможное применение ядерного оружия.
Подробнее:
Россия
Война на Украине
Военные операции
НАТО (Организация Североатлантического договора)
Частичная мобилизация, которая, по словам российского министерства обороны, потребует призыва около трехсот тысяч резервистов в ближайшие недели, предназначена для восполнения нехватки личного состава, вызванной огромными потерями, которые Россия понесла до сих пор. Это также свидетельствует о том, что Россия планирует затяжную борьбу. Вероятно, потребуются недели, чтобы переобучить резервистов и организовать их в подразделения для развертывания на тысячекилометровом фронте в Украине.
Весь мир на этой неделе
Еженедельный дайджест последних новостей CFR о самых важных событиях недели в области внешней политики, включающий краткие сведения, мнения и разъяснения.
Каждую пятницу.Просмотреть все бюллетени >
Тем временем Кремль надеется, что его бряцание ядерным оружием удержит Запад от предоставления украинцам все более современного оружия в еще большем количестве и вызовет угрозу ядерного ответа, если Украина будет слишком сильно давить в военном отношении в ближайшем будущем. -аннексированные регионы, которые Кремль потом будет считать неотъемлемыми российскими территориями. Ядерная доктрина России четко допускает применение такого оружия в случае, если российская территория подвергнется ядерному или обычному нападению.
Больше от наших экспертов
Стивен Сестанович
Кто такие «военные ястребы» России и имеют ли они значение?
Томас Грэм
Горбачев: противоречивый катализатор окончания холодной войны
Роберт Д. Блэквилл
CFR Blackwill об отношениях США и Китая, Украине, развороте США к Азии
Представляют ли эти шаги риски для путинского режима дома?
Поддержка войны русскими до сих пор была в основном пассивной и непроверенной; немногие были призваны принести настоящие жертвы на передовой. В Москве широко распространено мнение, что Кремль избегает объявления всеобщей мобилизации из-за сомнений в том, что молодые россияне действительно готовы сражаться и умирать за путинские цели в Украине. Что характерно, Минобороны России постаралось объяснить, что студенты призыву не подлежат, а призывники не отправляются в Украину — два крайне чувствительных момента для юношей и их семей. При этом Кремль прибег к частичной мобилизации, чтобы смягчить жесткую ответную реакцию, с которой он уже столкнулся из-за ошеломляющего отступления военных в последние недели и общего отсутствия прогресса на местах в Украине. По мере продолжения конфликта Кремлю придется постоянно балансировать между этими двумя вызовами.
Путин снова поднял угрозу применения ядерного оружия. Как должны реагировать Соединенные Штаты и Организация Североатлантического договора (НАТО)?
Угроза ядерного оружия с самого начала сформировала фон для этого конфликта. В частности, учитывая недавние неудачи России, неудивительно, что Путин снова поднял эту угрозу. В ответ президент США Джо Байден повторил в своем выступлении в ООН в среду формулу, разработанную президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым в конце XIX века.80-х годов, и что пять постоянных членов Совета Безопасности ООН подтвердили в январе этого года: ядерную войну нельзя выиграть, и поэтому ее никогда не следует вести.
Подробнее:
Россия
Война на Украине
Военные операции
НАТО (Организация Североатлантического договора)
Соединенным Штатам и НАТО следует продолжать возлагать ответственность за нарушение ядерного табу на Путина и призывать другие страны, особенно Китай и Индию, подтвердить свое несогласие с первым применением ядерного оружия. В то же время Соединенные Штаты, безусловно, с большей срочностью пересматривают спектр возможных ответов на применение Россией ядерного оружия в конфликте на Украине и должны продолжать подчеркивать, как это уже сделал Байден, что Россия заплатит высокую цену.
Эти шаги были предприняты, несмотря на неоднократные призывы в ООН на этой неделе к России о деэскалации. Есть ли путь к миру в Украине?
Кратчайшего пути к миру не существует, и перспективы дипломатии будут еще больше меркнуть с этими аннексиями. Конфликт превратился в войну на истощение. Хотя обе стороны понесли значительные потери, экономика Украины рушится, а экономика России испытывает растущий стресс, у каждой из сторон все еще есть большие резервы, на которые можно опереться. Борьба экзистенциальна для Украины. Опросы общественного мнения показывают, что подавляющая часть украинцев поддерживает продолжение борьбы и уверенность в окончательной победе; они не отступят, особенно до тех пор, пока получат масштабную военную и экономическую поддержку Запада.
Конфликт может и не иметь экзистенциального значения для России, но уж точно для Путина и его окружения. Кремль продолжает настаивать на том, что поставленные им в начале цели — демилитаризация и «денацификация» Украины — будут достигнуты, и самое серьезное сопротивление, с которым сталкивается Путин, исходит от сторонников жесткой линии, выступающих за еще более агрессивные действия.