Моя учительница
метки:Рисунок, Ребенок, Учитель, Рисовать, Например, Наличие, Настроение, Методика
Методика «Моя учительница»
Диагностическим приемом, позволяющим выделить и объектировать образ учителя является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу (проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница).
При выполнении задании ребенок проецирует свое представление объекта и свое отношение и тому, что данный объект символизирует для него. В своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. В рисунке ничего случайного быть не может, ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои переживания по поводу значимого для него человека, передает важные для него особенности ситуации, свое внутреннее состояние, мир своих переживаний.
Анализ рисунков детей.
Само выполнение теста состоит из двух частей; процесса рисования и беседы после него, Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке, например, «Кого он нарисовал?», «Что он делает», «Какое настроение и т.д.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считается, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунков, его величины, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Детей не ограничивали ни в способах выражения, ни в выборе средств создания рисунка. Они рисовали в свободной манере.
Результаты показали индивидуальный разброс в содержании рисунков. Разные условия взаимодействия (установка на ребенка, частота контактов, преобладание поощрений или порицаний и т.д.), проявляются в трудностях в выражении ребенком эмоционального впечатления от работы с учителем; рисование идет медленно, скупое графическое выражение, либо ребенок предпочитает выразить свое отношение вербально.
Достаточно информативными для выявления эмоционального отношения к учителю являются некоторые детали рисунков. Например, отсутствие учителя на рисунке может означать наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок однако воспринимает как запретные. Ребенок рисует класс (стены, окна.), а учитель вышел в коридор, т.к. «сейчас перемена» — объясняет ребенок.
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
… способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема … Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: …
Нежелание изображать учителя на рисунке подчеркивает так же полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
Размер изображаемого персонажа выражает субъективную значимость его для ребенка. Например весь лист занят фигурой учителя. Или на рисунке размер учителя больше, чем учащегося, то это означает, что отношение с учителем на первом плане для ребенка.
Информативно и расположение рисунка на листе: наиболее высоко расположен тот, кто по мнению ребенка обладает наибольшей властью, ниже всех располагается тог, чья власть минимальна.
Расстояние между персонажами однозначно связано с психологическим контактом. Самый тесный психологический контакт у соприкасающихся друг с другом персонажей.
Усиленный нажим карандаша, штриховка, обведение контура несколько раз подчеркивает тревожность ребенка. Если же тоненькая, дрожащая линия, то ребенок как бы не решается изобразить предмет или персонаж.
«Искажения» в детском рисунке не связаны с умением рисовать правильно. Ребенок еще не научился умело скрывать свои подлинные переживания ни в своей речи, ни в своих рисунках. Даже профессиональные. художники, стремясь усилить выразительность картины, частично обращаются к символизмам детского рисунка. Так, в рисунках « Мой учитель» почти у всех учителей отсутствуют уши, руки изображены большого размера, нарисован большой рот, иногда он заштрихован, отсутствует шея, «доминирует» в изображении голова Что это значит?
«Уши» – «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики.
«Рот» — может выражать агрессию, «орган» нападения.
Наличие шеи – способность и рациональному самоконтролю, контролю разума «головы» над чувствами «телом».
Руки — как функция взаимодействия с окружающими, размер руки., количество пальцев показывают оснащенность, могущество.
Интересны в рисунках не только изображения людей, но и отношения между ними, а также отношение ребенка к неодушевленным предметам.
На многих рисунках изображена доска, как объект привязанности учителя. Доска, изображенная на переднем плане, подчеркивает доминирование учителя, так как только он может вызвать к доске.
Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности. Например, на рисунке самый близкий для учительницы стол, журнал,
29 стр., 14039 слов
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
… понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого … речи. Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она …
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь ребенка в .школе.
Размер рисунка (маленький) может свидетельствовать с степени напряженности и скованности.
Анализ рисунков показывает, что четкость, определенность представлений ребенка о взаимодействии с учителем, со сверстниками в учебной деятельности не формируется за время обучения в начальной школе. У ребенка поверхностный, а зачастую просто ложный образ школьника Смысл позиции ученика не открывается для ребенка через атрибутику школьной жизни – наличие учителя, отметок, вызов к доске, звонки и т.
рисунки, которые помогут лучше понять ребёнка
«Школа зверей» и «Моя учительница»: рисунки, которые помогут лучше понять ребёнка
Подборка проективных методик, которые можно применять в образовательном процессе.В прошлый раз мы рассказывали, как можно применять проективные методики в образовательном процессе. Сегодня мы приводим примеры рисуночных тестов детей разных возрастов. С помощью разных изображений можно выявить проблемы в семье, взаимоотношениях с педагогом и уровень стресса.
Этот тест нужен для диагностики семейных отношений, деструктивных проявлений в школе. Рисунок может быть связан с сексуальностью и маргинальными наклонностями. Агрессия, стресс, страх, чувство вины – любое отклоняющееся от нормы поведение, которое мешает педагогу проводить урок, можно выявить с помощью тестирования.
Самый абстрактный тест, который можно проводить в любом возрасте.
Давая задание детям, не нужно уточнять, что именно вы от них хотите. Ученики средних и старших классов часто рисуют что-то абстрактное. Если абстракцию изобразил ребёнок младшего возраста, надо обсудить с ним рисунок. Что ты хотел изобразить? Что ты почувствовал в это время? Какая была твоя цель? Эти вопросы помогут получить более точные результаты диагностики.
Тест показывает, насколько у ребёнка развито эстетическое чувство: ощущение прекрасного напрямую связано с этикой и моралью.
Во время диагностики следует обратить внимание на цветовую гамму и форму. Например, округлая форма считается самой безопасной и приятной для человеческой психики.
Тест предназначен для учащихся 5-7 классов. Как правило, это задание используют после того, как потренировались на предыдущих – можно, например, давать этот его в конце года. На примере рисунка можно проследить связь ребёнка с его бессознательным.
Рисунок отображает родовые связи, отношение к прошлому опыту и тому, как ребёнок готов этот опыт переживать. У каждого человека, независимо от возраста, есть негативный опыт, с которым он так или иначе справляется. Рисунок дерева отражает, насколько у маленькой личности выработаны механизмы совладания с негативным опытом. Дерево с узловатыми и оголёнными корнями показывает, что такой механизм еще не сформировался.
Тест не подходит для младших классов: такие дети еще не способны распознавать опыт как очевидно плохой или очевидно хороший.
Педагог просит ребёнка представить, будто в лесу существует школа, в которой учатся звери. Как бы это выглядело? Каким бы зверем ты был? А каким – учитель? А одноклассники? Чему бы вы там обучались? Как бы выглядели классы для занятий?
Нужно дать ребёнку максимум простора для фантазии и минимум чётких инструкций – не упоминаем время года, тип леса. Пусть школьник транслирует образы, которые возникли в его сознании.
Этот тест требует значительного времени для выполнения, и его, как правило, задают на дом.
Это тестирование можно проводить регулярно и в любом возрасте – изменения будут показывать тенденцию в развитии личности: что нового узнал ребёнок, как поменялось его отношение к себе, отношения с родителями и педагогом, который проводит тест.
Как правило, проводится до 6 класса. Этот тест показывает, на что обращает внимание ребёнок, когда погружается в мир фантазий.
Самое негативное задание: в первые годы обучения из-за стресса у ребёнка, скорее всего, будет негативный образ школы. У учащихся есть график, сложившиеся рамки, необходимость выполнять домашние задания. Если в рисунке встречаются негативные образы, это нормально. Должны настораживать именно странные негативные образы.
Моя учительница
Тест дается в 5-7 классе, чтобы понять, с кем школьнику комфортно выстраивать коммуникацию. Это может быть не конкретный человек, а собирательный образ. Например, полная женщина, которая улыбается детям и что-то показывает – положительный образ, благосклонный, неосуждающий. При этом это не любящая мама, а просто человек, который хорошо относится к ученикам.
Специальный тест для выявления уровня стрессоустойчивости ребёнка. Нужно посмотреть, что ученик будет изображать как символы стресса: человека с огромными глазами; руки, которые вцепились в стол; слёзы; мама, которая стоит за учеником и ругает его. В дальнейшем в других рисунках можно отслеживать эти символы.
Вы сами себе учитель рисования. Ты хороший?
У меня было глубокое желание создавать произведения искусства всю свою жизнь. Но это было так сложно, особенно рисовать людей. Весь этот канал предназначен для того, чтобы помочь с этим, если вы тоже это чувствуете.
В детстве я просто любил рисовать. Я нарисовал этот комикс с Людьми Икс и не одной, а двумя новыми командами супергероев, созданными мной, и я почувствовал, что это было очень круто.
Затем, когда мне было 16 лет, у меня начался цикл желания рисовать, но я не чувствовал, что рисунки достаточно хороши, и бросил. А затем снова пытается рисовать и снова бросает это более чем на десятилетие. Долгое время я винил в этом плохого учителя рисования в школе. Ей просто не нравилось все, что я делал. Я помню, она просто рисовала поверх моих рисунков толстым мелком. Она заставила меня почувствовать, что я просто не понимаю, что такое искусство на самом деле.
Но я говорю не об этом учителе. Потому что в более позднем возрасте у меня были более позитивные и хорошие учителя рисования, но я все же прошел тот же цикл.
Представьте двух учителей рисования. Первый смотрит на ваш рисунок и просто видит проблемы. Затем они говорят вам: «Какого черта вы сделали эти ошибки? Вы видите, что они не правы, так почему вы так нарисовали? Что с тобой не так? У тебя нет таланта? Разве ты не должен сдаться?»
Второй учитель рисования говорит: «Эй, тут много чего работает, и кое-что нужно улучшить. Я думаю, что вы сделали эти 4 вещи хорошо. Далее вы можете работать над этим. Вам придется много работать над этим, это будет тяжело, но вы справитесь. Я верю в тебя».
Какой из них лучше? Теперь, на протяжении всей своей художественной карьеры, вы сами себе главный учитель рисования. Другие люди могут давать вам указания, но, в конце концов, вам нужно мотивировать себя, вам нужно видеть, что работает в ваших рисунках, а что нужно улучшить, вам нужно найти способы помочь себе понять вещи и найти способы развивать свои навыки.
А теперь вопрос. Когда вы думаете о себе как об учителе и ученике, и учитель, которого вы разговариваете с учеником, — это вы. Кто из этих двух учителей рисования вам ближе?
Я прошел через все эти трудности в течение стольких лет, потому что у меня был ужасный учитель. И да, этот плохой учитель рисования в школе не помог, и хорошие учителя рисования, которых я встретил, действительно помогли, но, в конце концов, имело значение то, как я учился сам. Я мог бы легко справиться с плохими и мог бы получить гораздо больше от хороших учителей рисования, если бы был порядочным по отношению к себе.
Моя мама Майко, которая занимается рисованием вместе со мной и всегда находит что-то хорошее в человеческом рисовании, так что, начав рисовать вместе с ней несколько лет назад, я тоже научился этому навыку.
У меня также были некоторые проблемы с психическим здоровьем несколько лет назад, и я очень много работал, чтобы справиться с ними, и один из навыков, который мне нужно было освоить, заключался в том, чтобы лучше относиться к себе.Моя мама находит хорошее в чужих рисунках, кроме своих собственных, хотя они потрясающие.
Так что, несмотря на то, что эта чрезмерно негативная модель мышления указывает на то, что плечи слишком высокие, а туловище слишком узкое, что означает, что я ужасно рисую, все на YouTube увидят это и осудят меня, есть новая модель мышления . Мне очень нравятся некоторые кривые, которые я получаю, я замечаю проблемы, которые являются большим шагом к их исправлению, даже если рисунок не работает, это все обучение.
Я начал смотреть на каждый рисунок, который считал неудачным, и говорить себе: «Это шаг, один из тысяч шагов вперед. Не все работает, но есть важные вещи, которые работают. Вы доберетесь туда. Вот следующий шаг, усердно работайте над ним.
А потом, когда вы говорите с другими людьми о своих рисунках, вы, возможно, откладываете их и говорите, что они никуда не годятся, почти оправдываясь, или отпускаете над ними самоуничижительные шутки. Но как насчет того, чтобы сказать: «Я иду к цели, еще многому нужно научиться, но есть и хорошие вещи, так что это круто». Постоянная защита себя укрепляет этот позитивный настрой.
Я знаю, что идея «сострадания к себе» звучит как-то слабо, это звучит невыразительно и мягко, и мне действительно не свойственно быть таким, но я думаю, что это, вероятно, самый важный фактор, который определит доберетесь ли вы туда, куда хотите, со своим искусством.
Я не думаю, что когда-нибудь избавлюсь от этого сверхсурового внутреннего критика, но я смог добавить и позитивные мысли, новые модели мышления, чтобы сбалансировать его. Я думаю, что мой прогресс действительно начался, когда я сделал это, но это странно сложно сделать.
Итак, теперь мы преподаем через Love Life Drawing, и я стараюсь быть таким же для людей, которые смотрят и посещают наши курсы. Но, в конце концов, это не будет иметь значения, если вы не сделаете этого и с собой.
Весь наш веб-сайт создан для того, чтобы поддержать вас в этом сумасшедшем путешествии по рисованию людей. Ознакомьтесь с нашей новостной рассылкой ниже, если вы хотите быть в курсе того, что мы делаем.
Избежать большой ошибки, которая привела ко всем другим моим ошибкам
Получи это сейчас
Вам также может понравиться
Задача одного учителя «Рисовать в день» во время закрытия школы
Я опубликовал эту статью 29 марта прошлого года. Когда дела идут плохо, художники рисуют! По крайней мере, так поступил один художник и педагог. Хайди Херли взяла на себя обязательство рисовать в день, пока все не «вернутся в школу на полный рабочий день». Что ж, как и многие из нас, Херли теперь одновременно обучает как живых, так и удаленных студентов.
Несколько ее последних рисунков, ниже или посмотреть всю коллекцию. В ее рисунках вы увидите отражение своего собственного опыта, а также проблески юмора и любви Хайди к художественному образованию.
На этой неделе появились мои учителя рисования. Мой школьный учитель рисования, которому сейчас 83 года, был в новостях за то, что создал паблик-арт о социальном дистанцировании Covid-19. Это было показано по новостному каналу в моем родном городе и передано другом. У другой бывшей учительницы рисования, Хайди Херли, были рисунки, которые появлялись в моей ленте на Facebook. Хайди много лет назад была моим профессором в Массачусетском колледже искусств и дизайна, а также учителем рисования в средней школе.
Я стала очень ждать этих рисунков и стала их искать. Более интригующим является то, как она использовала эти рисунки, чтобы объединить и вдохновить своих учеников, друзей, семью и не только.
Херли начала испытание, потому что ей было грустно из-за того, что ее ученики упускали. Их ежегодное арт-шоу было просто повешено. «Я пытался придумать ВЫЗОВ, чтобы заставить их работать, присоединяться, делать что-то каждый день. Школа была закрыта в пятницу, а я начала рисовать в субботу и не остановилась», — написала Хайди.
Хайди Херли — учитель рисования в средней школе и директор отдела искусства и дизайна K-12 государственных школ Брейнтри в штате Массачусетс. Преподавание Хайди длилось 29 лет.лет и всех уровней от детского сада до колледжа. Средняя школа Брейнтри закрылась 16 марта этого года в связи с пандемией. Она сообщает, что учителя рисования проводят дистанционное обучение на основе выбора. Хайди делится: «Мои маленькие рисунки в основном должны быть позитивными… но когда я чувствую себя подавленным или грустным, мне действительно нужно поделиться.