Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Рисунок людей: Легкие рисунки людей карандашом для срисовки (28 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

Рисунок людей: Легкие рисунки людей карандашом для срисовки (28 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

Posted on 24.03.197821.10.2022

Содержание

  • Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения
    • Что говорит рисунок человека
    • Что изображено на бумаге
    • Изображение человека
    • Преобладающие цвета
    • Размер и положение рисунка
    • На что еще обращают внимание психологи
  • Тест «Рисунок человека». — Лидия Панькова
      • С какого возраста выполняется  тест  «Рисунок человека»? 
      • Как проводится тестирование?
      • Как интерпретировать рисунок человека?
  • Тест “Рисунок человека”
  • Drawing People — Drawing Matter
  • Как рисовать людей | Сеть художников
      • Рисовать людей солидно и как будто они испаряются
      • Рисунки людей: то, чего вы не видите
      • Реалистичные рисунки людей
      • Ресурсы
  • 5 советов по рисованию людей для начинающих | by Jae Johns

Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения

Содержание

  • Что говорит рисунок человека
  • Что изображено на бумаге
  • Изображение человека
  • Преобладающие цвета
  • Размер и положение рисунка
  • На что еще обращают внимание психологи

В психологии давно применяются рисунки как возможность узнать многое о человеке: особенности его характера и личности, его эмоциональное состояние. Важно все: что именно рисует человек, размер, цвет, в какой части расположен рисунок. Психологи утверждают, что такие творения человека — это то, что идет из глубин его подсознания.

Что говорит рисунок человека

Психологи считают, что рисунок — это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции. Если человек неосознанно начинает выводить что-то ручкой или карандашом на листе бумаге, это говорит о том, что его буквально переполняют скрытые эмоции. Рисуя, он высвобождает их.

Например, человек автоматически начинает что-то чертить, когда он чувствует злость, раздражение или другие эмоции, которые в настоящий момент ему нельзя проявлять. Он старается не показывать, что на самом деле с ним происходит. Он может быть занят другим делом, быть сосредоточенным на нем, но неосознанно переживать какую-то другую ситуацию, которая его беспокоит. Благодаря рисункам человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые позволяют ему обрести психологический комфорт. Но для этого необходимо разобраться в том, что он нарисовал.

Рисунок — возможность высвободить свои эмоции

Что изображено на бумаге

Психологи утверждают, что имеет значение все: цвет, размер изображенного объекта, как человек рисует, а также что именно он изображает на бумаге. Чаще всего люди выводят на бумаге животных, цветы, имена, подпись, слова.

Так, если человек автоматически пишет слова, тщательно вырисовывая каждую букву, многократно подчеркивая или выделяя символы, то это значит многое. Он убежден в своей правоте, уверен в себе и хочет заставить других убедиться в этом. Если  слова подчеркнуты прямой и ровной чертой, то он твердо уверен в своих действиях и собирается воплотить задуманное. Если слова подчеркнуты волнистой линией, он еще сомневается.

Когда человек снова и снова ставит подпись, пишет свое имя или инициалы, то он внутренне колеблется, не уверен в том, правильные ли решения он принимает.

Человек пишет свое имя, чтобы убедить себя в чем-то, преодолеть состояние эмоционального кризиса, самоутвердиться

Изображения животных сходны с аллегорическими значениями их черт и характеров в сказках. Например: волк — агрессия, лиса — хитрость, заяц — беззащитность, лев — чувство превосходства над всеми. Когда человек постоянно изображает одного и того же зверька, он приписывает себе его черты и повадки.

В рисунке важно все: и то, как человек рисует, и то, что он рисует

Изображение человека

Если человек нарисован схематично, то это говорит о том, что автор находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Он может переживать стресс, находиться в кризисной ситуации, хочет спрятаться от всех.

Когда рисунок включает маленьких человечков, то это можно рассматривать как желание уклониться от ответственности, сбросить с себя груз обязанностей, ощущение беспомощности. Если автор произведения тщательно вырисовывает лицо, это говорит о том, что ему крайне важно мнение других людей. Он большое значение уделяет своему внешнему виду и тому, какое впечатление производит на окружающих. Если же очертания человека неясные или изображены фигуры без лиц, то это говорит о стеснительности автора, которому трудно знакомиться с людьми и вести с ними непринужденный разговор.

Схематичное изображение человека — признак нестабильного эмоционального состояния

Преобладающие цвета

Если рисунок нарисован в цвете, то выбранные оттенки также могут многое рассказать о состоянии автора. Так, темные цвета указывают на депрессивное настроение, злость или грусть, негативные эмоции. Яркие оттенки, напротив, говорят о позитивных эмоциях. Свои значения есть и у базовых цветов:

  • красный — эмоциональное напряжение, возбужденное состояние;
  • серый — нейтральный оттенок;
  • зеленый — уверенность, стабильность;
  • синий — комфорт и удовлетворенность;
  • черный — противоречивость.

Преобладание красного цвета в рисунке говорит об эмоциональной возбужденности

Размер и положение рисунка

О многом говорит размер и положение изображенного на бумаге. Так, крупный объект говорит о том, что в человеке преобладают лидерские качества. Он уверен в себе, точно знает, чего хочет от жизни. Иногда крупный рисунок говорит даже о завышенной самооценке, а излишне крупный, на весь лист, свидетельствует о том, что автор произведения находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. А вот если изображение занимает примерно 2/3 листа, то это показатель того, что автор объективно себя оценивает.

Маленький рисунок (меньше трети листа) свидетельствует о том, что человеку свойственна робость, нерешительность, желание спрятаться от всех. А вот если изображение выходит за край листа, то это можно считать признаком тревожного состояния и стресса.

Еще одна важная характеристика — расположение объекта на листе:

  1. Расположение ближе к верхнему краю. Высокая самооценка, но вместе с тем человек чувствует, что окружающие недостаточно его ценят.
  2. Расположение ближе к нижнему краю. Автор нерешительный, робкий, неуверенный в себе.
  3. Положение слева. Человек не может справиться с переживаниями из-за неудачного опыта в прошлом. Есть неразрешенные ситуации и обиды, которые он не может отпустить.
  4. Положение справа. Автор смотрит только в будущее, стремится к получению нового опыта.

Рисунок на весь лист может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении

На что еще обращают внимание психологи

Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.

Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.

Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие  — импульсивным.

Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.

Тест «Рисунок человека». — Лидия Панькова

Почему? Рисунок человека, выполненный ребёнком, очень многое может о нём рассказать: о его эмоциональном состоянии, умственном развитии, о его потребностях, раскрыть внутренний мир ребёнка.

Рисунок человека, мужчины, предлагается сделать будущим первоклассникам при выполнении известного теста школьной зрелости Керна-Йерасика.

С какого возраста выполняется  тест  «Рисунок человека»? 

Этот рисуночный тест может выполняться детьми с трёх лет. Верхней возрастной планки у данного теста не существует.

Что нужно для выполнения теста?
  • лист белой бумаги, желательно формата А4,
  • простой карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М .

Как проводится тестирование?

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». 


Просьба взрослого может вызвать у ребёнка вопросы,а иногда и отказ рисовать. В последнем случае постарайтесь его убедить. Вопросы ребёнка, как правило, носят уточняющий характер, их можно обобщить в одном вопросе  «А какого человека?» Вы не даёте никаких ответов, содержащих  точную информацию — подсказки для ребёнка. Можно ответить уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». 


Конечно, любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, но тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз. 

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Можно задать ребёнку следующие вопросы:

  1. Кто этот человек?
  2. Сколько ему лет?
  3. Где он живет?
  4. Есть ли у него друзья?
  5. Чем он любит заниматься?
  6. Чем заниматься не любит?
  7. Добрый он или злой? 

Рисунок человека считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. 

Как интерпретировать рисунок человека?

Для начала обратите внимание на размер и расположение рисунка на бумаге.

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.  

Каков характер выполнения рисунка  (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)

Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — может быть признаком  высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.

Посмотрите, акцентирует ли ребёнок внимание  на отдельных деталях рисунка (наиболее тщательная, яркая, заштрихованная, несколько раз обведённая или иным способом выделенная часть фигуры).

Внимание нужно обратить и на те детали, которые, наоборот, не проработаны или вовсе отсутствуют на рисунке.

Отметьте, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры.

Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, тело же достаточно восприимчиво ко всему, что может служить причиной нарушения эмоционального состояния ребёнка.

 Рисунок  будет символически отражать проблемы, которые он испытывает. Чем больше нарушена эмоциональная сфера ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и рисунок, отображающий человеческое тело. 

Рассмотрим кратко символическое значение фигуры человека.

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. 

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков,но с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

 – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением.

То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность.

Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. 

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Я перечислила основные моменты, на которые можно обратить внимание, анализируя рисунок человека, сделанный ребёнком.  Интерпретируя рисунок, важно помнить, что на основании только одного рисунка нельзя делать однозначных выводов. Тест «Рисунок человека», как и другие тесты, используются комплексно, диагностика проводится неоднократно.

Для диагностики можно также использовать проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок школы».

Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их в комментариях.

 

« Предыдущая запись Родительское собрание

Следующая запись » Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест “Рисунок человека”

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. ..». В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.
В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому положительному ответу один балл ):

1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
13. Нарисован рот.
14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
15. Видны ноздри.
16. Нарисованы волосы.
17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
18. Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28. Прорисован коленный сустав.
29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах можно различить пятки.
35. Форма головы правильная.
36. Форма тела в целом правильная.
37. Очертания конечностей переданы точно.
38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39. Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
41. На лице прорисованы ресницы и брови.
42. Зрачки расположены правильно.
43. Глаза пропорциональны размерам лица.
44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
45. Четко различимы лоб и подбородок.
46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.
Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет — 10 очков
  • 6 лет — 14 очков
  • 7 лет — 18 очков
  • 8 лет — 22 очка
  • 9 лет — 26 очков
  • 10 лет — 30 очков
  • 11 лет — 34 очка
  • 12 лет — 38 очков
  • 13 лет — 42 очка
  • 14 лет — свыше 42 очков
  • В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

    На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

    Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.


  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
  • Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

    Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

    Рис.14

    Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

    Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

    Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

    Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?
  • Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

    Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

    После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

    В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

    Символические значение фигуры человека

    Голова — олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание — это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб — это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова — это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

    Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

    Лицо — символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-посколь-ку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

    Закрашенное лицо — довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт — изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

    Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок — отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

    Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, — свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

    Уши — если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно — об упрямстве и неподчинении авторитетам.

    Глаза, как известно, — зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд — выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже — мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

    Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза — попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза — отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

    Рот — многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

    Губы — общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссичес-ких тенденций.

    Нос — сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

    Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
    Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
    Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

    Рис. 17

    Руки — символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению — это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах — это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук — это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

    Крупные, большие ладони — признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков — признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела — открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук — крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук — очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки — это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

    Туловище — символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения — внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

    Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок — это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста — это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища — уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

    Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак — изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

    Ноги — символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль — это признак устойчивости, уверенности в себе.

    Рис.18

    Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги — выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности. Маленькие, неустойчивые ступни — довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

    Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

    Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

    Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, — а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), — это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

    Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

    Размер и расположение

    Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

    Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево — означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

    Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

    Перспектива

    Мальчики (редко — девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение — голова в профиль, туловище анфас — усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

    Другие особенности изображения

    Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

    Рис.19

    В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

    Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка — такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы — это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

    Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу — явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

    Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей — это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

    Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
    Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

    Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

    Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
    Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

    Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

    Качество линий

    При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

    Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста «Дом-Дерево-Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека.

    Заключение

    Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

    Источник: psiholognew.com
    из книги Кэтрин Тейлор  «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей»

    Тэги : тесты рисуночная методика рисунок человека ребенок взрослый

    #

    Тэги : #

    Drawing People — Drawing Matter

    — Daniel Innes

    Скриншот VIShopper.com, базы данных рисунков и текстов для чертежей САПР.

    Представления людей играют центральную роль в нашей способности населять рисунки, понимать их, понимать их масштаб, их атмосферу, их характер: чтобы существовать в мире, который конструирует рисунок. Эти изображения людей сразу узнаются всеми, но все ли мы способны узнать себя среди тех, кто населяет нарисованный мир?

    Поскольку они являются нашим мерилом, мы оцениваем себя по изображениям людей так же, как мы измеряем по ним здания, в которых они живут. Это далеко не безобидное, аполитичное сообщество, множество крошечных персонажей, с которыми мы сталкиваемся, говорит нам кое-что о том, как общество — через призму, руку и карман рисовальщика, клиента, компании и т. д. — воспринимает нас. Взгляд на людей на странице во многом отражает то, как создается, удерживается и воспроизводится образ общества.

    Учитывая центральное место людей в наших изображениях космоса, удивительно, как мало внимания уделяется тому, кого мы рисуем, почему и как мы их рисуем и какую роль они играют в рисунке. В нашей профессии — и особенно в образовании — распространенная шутка, что мы снова и снова видим одни и те же CAD-блоки или вырезы. Кто мог забыть вездесущего малыша с красным шариком? Но за этим юмором стоит более серьезный набор проблем, лежащих в основе практики рисования, а именно, ограниченный способ, которым мы представляем людей в рисунках, что позволяет нам с целесообразностью игнорировать большую часть гаммы общества, для которого мы проектируем.

    Изображения людей на рисунках настолько конформны, что их почти можно описать процедурно с помощью набора правил. Такая «таксономия» людей на чертежах может выглядеть следующим образом:

    1. Все CAD-люди стройные и европейцы. Они носят нормативную одежду, соответствующую их полу (что, конечно, никогда не бывает ничем, кроме одного или другого). У них чувствительные волосы и ничем не примечательные черты лица. Они будут рады присоединиться даже к самым консервативным семейным ужинам.
    2. Если они занимаются спортом, то это мужчины, если это не деятельность, позволяющая открывать наряды, в этом случае это женщины.
    3. Если это строители, то мужчины. Если они танцоры, они женщины.
    4. Если это мужчины, то они стоят группами в костюмах, уверенно указывая пальцем, поглаживая подбородок и соглашаясь друг с другом. Они несут портфели. Их язык тела напорист и самоуверен.
    5. Если это женщины, они носят покупки или толкают детские коляски. Они модные, стройные и привлекательные. Мы видим их голую кожу. Их грудь и бедра преувеличены, а тела обращены к зрителю. Они стоят либо сексуально, либо покорно. Если рисунок детализирован, у них идеальные зубы (без щелей), надутые губы и кокетливое выражение лица. На их лицах застыла лучезарная улыбка.
    6. Если есть ребенок, есть мать. Если вы видите мужчину и женщину вместе, это потому, что у них есть ребенок. Мужчина чуть впереди, женщина смотрит ему в лицо (грациозно). Ребенок радостно бежит навстречу зрителю, сжимая в руках красный шарик.
    7. Если есть двое мужчин или две женщины вместе, они просто друзья.
    8. Если они не полностью передвигаются или вообще не имеют какой-либо инвалидности, они либо пожилые люди, либо инвалиды-колясочники. У них нет татуировок и пирсинга. У них нет костылей и строп. У них нормальное количество конечностей.
    9. Если есть пожилой человек, он ничего не делает, кроме того, что выглядит пожилым (любезно). У них очки и, возможно, трость, а спина изогнута и сгорблена. Они выглядят хрупкими.
    10. Если есть инвалид-колясочник, он делает то же самое, что и все остальные, то есть терпеливо сидит, как опора, и ждет, когда его переместят. Обычно это мужчины, и все они носят одинаковую одежду. Уродливый сладострастный прыгун проглатывает их тело, чтобы избавить рисовальщика от лишней работы.
    11. Если они не стройные, то их тела скрыты. Возвращение прыгуна. Крупных людей нет, и все пропорции тела «нормальны».
    12. Все мужчины ростом 6 футов. Все женщины 5 футов 6 дюймов. Если они старые, то немного короче (из-за сгорбленных спин).
    13. Если они не белые, маловероятно, что они черные или занимаются своими делами в одиночку. Если да, то они должны широко улыбаться, чтобы не представлять угрозы. Если они приходят группами, их изолирует толпа белых людей. Их можно загрузить отдельными пакетами файлов, классифицированными исключительно по расе. Они носят одежду, которая подчеркивает их статус аутсайдеров.
    14. Если вы видите небелые лица, то они «нормального» пола, телосложения и способностей. Если они чем-то и отличаются, то только в одном измерении. Этому миру еще предстоит даже вообразить идею интерсекциональности.
    15. Но не волнуйтесь: если у них «неправильный» цвет кожи, или их тело «неправильной» формы, или их волосы «неправильного» стиля, вы можете изменить это в Photoshop.
    16. Если они помогут вам продать здание, то используйте их.
    17. И если вы можете сфотографировать их на свою камеру, они честная игра.

    Это сложная сеть проблем, хотя мы все знаем об этой проблеме. Широкие пробелы в законодательстве и кодексе, касающиеся конфиденциальности данных тела, и ориентированные на прибыль требования особенно вампирской формы капитализма позволяют увековечить такое поведение. Однако длинная история исследований и активизма (включая то, что сегодня снова выплескивается на наши улицы) указывает на то, как превосходство белых контролирует, чьи тела можно понимать как человеческие и, следовательно, могут свободно перемещаться как в нарисованном, так и в застроенном пространстве. Это требует, чтобы мы реформировались.

    К счастью, уже есть ряд дизайнеров и художников, которые бросают вызов структурам, характерным для архитектурного рисунка. Мы можем обратиться к ним за вдохновением:

    Escalalatina — это проект, который выдвигает на первый план использование латиноамериканцев в рисунках, а вместе с тем и их истории и жизни — в доступном формате. Побуждая людей определять себя как «вырезанную» шкалу, они стремятся повысить узнаваемость себя в архитектурном сообществе. (https://www.escalalatina.com/quienes-somos/)

    Vector_Vault работает над тем, чтобы разнообразить круг людей, видимых в векторных CAD-блоках, путем создания рисунков недопредставленных тел. Их работа специально предназначена для студентов и других некоммерческих целей. (https://vectorvault.webflow.io/about)

    Nonscandinavia представляет ряд типов изображений, все из которых ориентированы на отображение более широкого круга людей, чем это доступно в настоящее время. Они прозрачны в отношении часто сложной юридической классификации этих изображений, и это помогает людям принимать обоснованные решения и критически относиться к использованию тела другого человека. (https://www.nonscandinavia.com/about)

    Эти группы представляют собой лишь образец движений, бросающих вызов правилам репрезентации. Поступая так, они создают новые способы, с помощью которых мы можем начать разрушать — и перестраивать — соглашения, которые архитекторы используют для создания построенных и воображаемых сред. Несомненно, путь к широкомасштабным институциональным изменениям, в которых так отчаянно нуждаются, будет увяз в жесткой бюрократии и инерции, но он также будет включать в себя множество осторожных, творческих и сейсмических изменений, которые все мы можем начать делать уже сейчас. Один, соответственно, по рисованию. Призыв к исправлению может звучать так:

    Розыгрыш.

    Рисуйте людей, которые настоящие.

    Нарисуйте людей в вашем офисе, и особенно тех, кто не работает.

    Нарисуйте людей в вашем доме и тех, кого вы приветствуете.

    Нарисуй своих друзей и возлюбленных, а также их друзей и возлюбленных.

    Нарисуй тех, кого встретишь на улице.

    Нарисуйте тех, о ком вы читали в рассказах.

    Нарисуй тех, кого ты представляешь во сне.

    Нарисуйте тех, кто стерт, игнорируется и невидим.

    С помощью рисунка давайте очеловечим страницу и ее предложение.

    Не каждый рисунок должен всегда изображать все возможные типы людей. Необходимость любого вида посредничества из-за использования ограниченных форматов, таких как страница, заключается в том, что он показывает одни вещи и опускает другие: решения, которые мы при этом принимаем, придают рисунку его описательную силу. Но когда дело доходит до архитектурного рисунка, и когда повторяются те же упущения, это показывает нам, что существует проблематичный образец стирания, который мы практикуем и увековечиваем.

    Начальная заставка этого конкурса предлагает всем нам подумать, что раскрывают рисунки. Мое предложение состоит в том, что рисование раскрывает наши предубеждения. Рисунки — это такое же созвездие ценностей и верований, как и линий и штриховок, и, таким образом, заглянуть в наши рисунки — значит заглянуть в себя. Я действительно верю, что мы можем добиться перемен, но для этого нам нужно внимательно следить за пером, пока оно рисует, и начать бросать вызов мифологиям, которые оно сплетает вокруг нас.

    Предоставлено www.firstinarchitecture.co.uk.

    Этот текст стал победителем конкурса Drawing Matter Writing Prize 2020 в категории длинных форм (1000–1500 слов).

    Как рисовать людей | Сеть художников

    Поделиться:

    Sergeant Peppers Lonely Hearts Виктора Амбруса, рисунок пастелью.

    Рисование людей — одно из самых полезных и вместе с тем одно из самых сложных художественных занятий. В игре задействовано сочетание навыков — от знания того, как передать положение тела анатомически правильным и выразительно привлекательным способом, до обучения тому, как рисовать характер и уникальность натурщика. Конечно, есть детали, которые нужно учитывать — рисование рук или черт лица, — но лучше всего начать с жестов и пропорций.

    Чтобы рисовать людей, художники должны сначала развить свои навыки наблюдения. Успешные рисунки людей часто заключаются в том, чтобы просто увидеть, что на самом деле находится перед вами, и выделить детали, которые делают человека отличительным и привлекательным. Поскольку все повествование рисунка заключено в теле или лице фигуры, рисуя людей, художник должен осознавать, как жесты, выразительные знаки, блики и тени могут сообщать зрителю объемы.

    Существует огромное количество способов рисовать людей, но точность и контроль возможны только по мере того, как художник развивает свою мышечную память и осваивает все аспекты рисования людей. Лучший способ освоиться — пройти уроки рисования с натуры, где вы научитесь рисовать реальных людей, которые позируют перед вами. Автопортрет также является надежным способом рисовать людей, оставаясь в своей зоне комфорта. И художники также могут использовать вспомогательные средства для рисования, такие как манекены, для изучения пропорций и элементарных поз, а также для того, чтобы сосредоточиться на конкретной особенности человеческого тела — например, научиться рисовать руки с помощью модели руки в натуральную величину. Художник также может работать с фотографиями, когда учится рисовать человека, хотя это может быть сложно из-за плоскостности изображения. Лучший способ быстро развиваться в рисовании людей — это завести альбом для рисования, где вы сможете практиковать свои навыки рисования людей.

    Рисовать людей солидно и как будто они испаряются

    «Дама в сером», Уистлер, 1883–1884, гуашь, коричневая бумага, наклеенная на картон, 7 7/8 x 10 9/16.

    Внимание Джеймса Эббота Макнейла Уистлера к деталям повседневной жизни, как оказалось, вполне соответствовало некоторым ведущим представлениям того времени. В искусстве начала 19 века преобладала конкуренция между классицизмом и романтизмом. Однако к 1840-м годам такие критики, как Бодлер в Париже и Джон Раскин в Лондоне, писали о важности живописи и рисования мира таким, какой он есть, и поощряли художников учиться рисовать людей такими, какими они их видят, и участвовать в них. в проявлениях повседневной жизни.

    Реализм витал в воздухе. Самым смелым из художников, пошедших по этому пути, был Гюстав Курбе, чьи убедительные и весьма оригинальные композиции уже оказывали влияние. Курбе был героем многих молодых художников, включая новых друзей Уистлера Анри Фантен-Латура и Альфонса Легро. Уистлер устроился учиться в мастерской Чарльза Глейра, классического художника, и провел много времени, делая копии в Лувре. Но он также был неутомимым рисовальщиком окружающего мира и посвятил себя рисованию людей в огромном разнообразии, используя разную толщину и плотность линий, чтобы создать ощущение глубины в своих рисунках.

    Во многих зарисовках Уистлера важно отметить, насколько художник чувствителен к силе внушения — его готовности преуменьшить детали и приуменьшить остроту описания отдельных лиц. Во многих рисунках фигур он обращал внимание на абстрактный и самодостаточный характер работы. Его сложная штриховка и совершенно более плавный, линейный подход заставляет его рисунки людей временами казаться действительно твердыми или как будто фигуры испаряются в окружающий воздух. Уистлер также познакомился с трудным и несколько мрачным миром докеров и судоходных рабочих, которые трудились на зловонных илистых берегах Темзы и на полуразрушенных, кишащих крысами складах, простиравшихся на многие мили к востоку от башни. Во многих из этих работ Уистлер преобразовал здания и фигуры в смелые графические элементы и проявил готовность рисовать людей, в которых некоторые части работы оставались пустыми или заниженными.

    Источник: Адаптировано из статьи Джона А. Паркса.

    Рисунки людей: то, чего вы не видите

    Контур расслабляющей женщины, Алекс Зваренштейн, 2002, графит, 20 x 30.

    При рисовании чего-либо даже несложного, включая людей, это помогает делать наброски по частям. ты не видишь. Как только ваша рука и ум натренированы, эти линии перестанут быть такими необходимыми, хотя даже самые опытные художники слегка рисуют вспомогательные линии для справки. Эти линии легко стираются или закрываются позже.

    Изучение рисунков людей состоявшихся художников не обнаружит этих линий, но были ли они когда-либо зарисованы — это отдельный вопрос — возможно, они были стерты. Большинству опытных художников не нужно их рисовать, но многие будут это делать, просто для справки. Леонардо слабо нарисовал скрытые линии машин и конструкций в своем альбоме для рисования, чтобы он мог продумать их структуру в уме и рукой. Этого должно быть более чем достаточно для остальных из нас.

    Большинство учителей рисования скажут вам, что понимание того, что находится под кожей человеческой фигуры, поможет вам точно научиться рисовать людей, основываясь на том, что видно снаружи. Одежда скрывает даже кожу, поэтому неудивительно, что художники на протяжении всей истории начинали свои композиции с того, что сначала рисовали обнаженных фигур, а затем перерисовывали их одетыми в соответствующие костюмы. Жак-Луи Давид использовал этот метод, как и Томас Икинс. Эндрю Рафтери, современный гравер и инструктор по искусству, пошел еще дальше, создавая обнаженные модели фигур из воска, делая наброски получившейся диорамы, а затем работая над готовым рисунком.

    В альбомах многих художников есть рисунки черепов, скелетов и групп мышц, и все они придерживаются следующего подхода: рисуй то, чего не видишь, но знаешь, что оно есть.

    Есть смысл рисовать именно то, что вы видите, а не то, что вы знаете. Рисовать людей посредством наблюдения вместо того, чтобы полагаться на предвзятые представления, — это важный шаг в раннем развитии художника. Но продолжение линии, о которой вы знаете, через форму, которая находится перед ней, не является фатальным компромиссом этого принципа. Лучший способ точно изобразить линию дороги, даже если она проходит за живописным амбаром или лесной рощей, — нарисовать ее.

    Точно так же, если конечность или даже туловище фигуры закрывает другую конечность (или часть туловища), проведите через фигуру или конечность и завершите линию. Вы можете стереть его позже.
    Источник: Адаптировано из статьи Боба Бара.\

     

    Реалистичные рисунки людей

    Стоящая обнаженная Пьер-Поль Прюдон, рисунок углем, усиленный белым мелом на синей бумаге, 24 x 13¾.

    Вы не можете научиться рисовать людей по частям тела. Вы должны смотреть на его тотальность. Как организовать все в организованное, пропорциональное, текучее целое? Во-первых, я начинаю рисовать людей в импровизационной манере, доверяя своей интуиции и глазам, пока делаю наброски.0003

    Затем, как и многие художники, я обычно использую голову в качестве единицы измерения для своих рисунков людей, сравнивая ее со всем телом и каждой его основной частью. После того, как я установил, что части работают с головой, я применяю контрмеру на более широком уровне, оценивая основные части тела относительно друг друга. Чтобы свести путаницу к минимуму, я ищу части тела, которые в среднем почти равны по своим размерам. Я обычно следую контрольному списку, сначала сравнивая плечо с предплечьем, затем бедро с голенью и, наконец, каждую отдельную часть ноги с туловищем.

    Не удивляйтесь, если вам будет трудно разделить конечности на легко измеримые равные верхние и нижние сегменты. Что касается руки, попробуйте визуализировать ее, начиная с плеча и заканчивая суставами кисти. На тыльной стороне руки вы обычно найдете среднюю точку в локте. На передней стороне руки вы обычно найдете середину этого большого выступа на внутренней стороне руки, называемого надмыщелком плечевой кости (виновник, который вызывает странное покалывание после того, как вы его ударили) .

    Когда вы учитесь рисовать ногу человека, представьте, что она начинается от тазовой кости и заканчивается у основания пятки. Обычно вы найдете середину ноги чуть ниже коленной чашечки или надколенника (P) на виде спереди; и на спине, расположенной сзади на слабой линии сгиба (как у Прюдона Стоящая обнаженная ) на задней стороне колена. Оба этих сегмента ноги очень похожи по длине на вертикальное расстояние между гребнем подвздошной кости и ключицей — особенно полезный набор измерений при рисовании сидячей позы. Все эти части тела хорошо сбалансированы друг с другом, как вы, наверное, уже заметили, занимаясь йогой. Многие его части способны аккуратно складываться друг в друга, при этом руки и ноги могут равномерно подворачиваться друг к другу, а туловище — к конечностям.

    Как всегда — и я не могу не подчеркнуть — этот канон измерений является лишь отправной точкой, когда вы учитесь рисовать людей, дает вам отправную точку и что-то конкретное, на чем основываются ваши суждения. Глядя на модель, спросите себя, где фигура и ее части отклоняются от так называемой нормы, чтобы действительно понять, как рисовать реалистичных людей.
    Источник: Адаптировано из статьи Дэна Гено.

    Ресурсы

    ~Бесплатная электронная книга Artist Daily~
    Научитесь рисовать людей: 15 советов экспертов о том, как рисовать людей

    Поделиться:

    Категории: Рисование

    5 советов по рисованию людей для начинающих | by Jae Johns

    Для начинающих художников рисование людей может показаться большим шагом. Вот почему так важно, чтобы вы его взяли. Хотя это не обязательно будет легко, научиться рисовать людей — это право прохода.

    Даже если вы решите не придерживаться этого, вы будете рады, что нашли время. Это отличный способ усовершенствовать свое ремесло в целом. Вы можете приобрести ценные навыки, которые помогут вам в долгосрочной перспективе.

    Многие боятся рисовать людей. Однако это не так невозможно, как вы думаете. Как и с любым видом рисования, вам нужно будет практиковаться.

    Это поможет вам стать лучшим художником, и с ним будет интересно поэкспериментировать. Есть много разных способов рисовать людей, так что не забудьте сделать это по-своему.

    Если вы интересуетесь рисованием, ознакомьтесь с другими моими материалами, связанными с рисованием:

    • Как рисовать волосы: подробное руководство для начала работы
    • 20 бесплатных приложений для рисования для iPad Pro
    • [инфографика] Как практиковаться в рисовании анатомии: 5 основных правил и запретов
    • 7 Дешевые планшеты для рисования с экранами до 200 долларов

    Нет двух людей с одинаковым художественным стилем. У новичков вообще есть период рисования, как и у всех. Это эффективный способ обучения. Отражение художественных стилей или других художников отлично помогает вам практиковаться в рисовании того, что вы видите перед собой.

    Это поможет раскрыть ваш стиль и даст вам много практики. Однако художественный стиль может оказать существенное влияние на то, как вы рисуете.

    Люди, предпочитающие рисовать портреты, скорее всего, будут иметь очень специфические черты. Они, вероятно, будут иметь больше четкости и больше внимания к реальному миру. Однако для человека, который рисует аниме , люди, скорее всего, будут выглядеть совершенно по-другому.

    Хотя оба они верны сами по себе, их сравнение не обязательно справедливо. Когда вы начнете рисовать людей, подумайте, каких людей вы хотите нарисовать для начала. Это поможет вам оставаться верным бренду и управлять своими методами с течением времени.

    (Слева) Более реалистичный стиль (Справа) Стиль аниме, нарисованный суперталантливым и моим коллегой иллюстратором @jennifer. greive

    Пропорции лица могут сделать изображение человека реалистичным или нереалистичным, когда вы их рисуете. Ключом к успешному рисованию людей является правильное соблюдение этих пропорций. Убедившись, что глаза человека не находятся на лбу, вы сможете получить желаемое изображение. Изучение взаимосвязи между ключевыми чертами лица может привести к более реалистичным рисункам.

    Эскиз, показывающий, как правильно расположить глаза на голове. Знайте, где линия бровей, линия глаз и центральная линия падают на голову, чтобы точно расположить глаза.

    С художественной точки зрения, умение манипулировать ими также является ценным инструментом . Художники стремятся сделать глаза более широкими и уязвимыми. Они также могут выделить ключевые особенности, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Это особенно эффективно, когда вы рисуете в более оригинальном или мультяшном стиле. Это позволяет вам целенаправленно освещать то, что вы хотите на своих персонажах.

    Прежде чем научиться бегать, сначала нужно научиться ходить. Хорошо рисовать людей означает научиться воссоздавать позы тела. Тем не менее, некоторые просто проще, чем другие. Вы захотите начать с базовых поз , прежде чем прыгать во что-то слишком сумасшедшее.

    Легче нарисовать кого-то стоящим, чем в сложной позе действия. Считайте эти основные позы отправной точкой для вашего процесса.

    Усвоив базовые позы, такие как положение стоя и сидя, вы сможете легче рисовать больше вариантов поз.

    Изучение того, как люди держат свое тело естественным образом, поможет вам понять их в более сложных условиях. Если вы знаете, как волосы человека падают определенным образом, у вас будет лучшее представление о том, что движение может сделать с ними. Это верно и для других поз тела, так что начните с малого и развивайте свой путь. Это поможет вам укрепить основы, которые со временем укрепят ваши навыки.

    Если вам нравятся эти советы и вы хотите получить 10 советов, которые помогут вам рисовать людей, нажмите здесь.

    Отличный способ довести до совершенства рисование людей — это попрактиковаться только с позами их тела. Прежде чем поставить своего персонажа в неясное положение, нарисуйте его позу. Это не обязательно должно быть то, что вы вносите в окончательный вариант. Тем не менее, это поможет вам проработать некоторые технические детали, прежде чем вы приступите к рисованию.

    Грубые наброски поз тела — отличный способ познакомиться с рисованием людей . Полезно изучить основные формы и положения, из которых человек может компостироваться. Это послужит основой для вашего процесса, когда вы начнете рисовать более сложные рисунки. Знание того, как будет формироваться ваша личность, поможет вам визуализировать детали.

    Начните с фигурок из палочек, чтобы создать желаемую позу. Затем добавьте фигуре форму и очертания. Затем уточнить. Вы будете много стирать в этом процессе, и это нормально!

    Особый интерес при рисовании людей представляет использование теней. Для большинства изображений тени будут определять изображение так же, как и детали. Эффективное использование теней может изменить тон рисунка и сделать его более реалистичным.

    Если кто-то не поднесет фонарик к вашему лицу под идеальным углом, у вас будут тени. Чтобы сделать более реалистичные рисунки людей, вы должны понимать, как освещение влияет на источник, и работать с ним.

    Тени — отличный инструмент для придания реалистичности любому рисунку . Это показывает вашей аудитории, что вы знаете, как человек выглядел бы в реальности. Это отличный способ помочь вашему объекту взаимодействовать с окружающим миром.

    Это также может помочь вам добавить больше глубины изображению, подразумевая, что есть нечто большее, чем традиционная поверхность. Это отличный способ попрактиковаться в ценном навыке рисования. Тени всегда будут важной частью всего, что вы решите создать.

    (Слева) Фигура без теней (Справа) Добавлены тени. Обратите внимание, сколько жизни и воздействия вы получаете, добавляя тени к своей фигуре.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Рубрики

    • Для начинающих
    • Как рисовать
    • Карандаш
    • Поэтапно
    • Разное
    • Советы
    • Срисовка
    • Уроки
    2025 © Все права защищены.