Создание положительного настроя у учащихся (учитель читает стихотворение) Ты когда-то, верно слышал, Что природа тоже дышит. И, поверь мне, каждый вздох У неё не так уж плох. Если слушать ты мастак, То – поехали! Итак…. | Учащиеся готовятся к восприятию | — | Звучит несколько музыкальных композиций. — Чем отличались эти мелодии? (на доске появляются надписи: грустные, веселые) — А что у них общего? — Какие звуки природы мы услышали? Каким цветом можно передать эти звуки? (прослушиваем мелодии отдельно) | Учащиеся прослушивают. Ответы учащихся. Музыка была то грустная, то веселая. Это звуки природы. Дождь, трели птиц, вьюга…. + дети называют цвета, учитель лепит карточки | — Музыка На доске слова радостные грустные Цветные катрочки картонные | — У природы, как и у человека, может быть разное настроение. Она может быть радостной или грустной, спокойной или бурной, нежной или грозной. Тема нашего урока: передача состояния и настроения природы с помощью цвета Цель: — научиться выбирать цвета, чтобы передавать настроение природы с помощью цвета. | Тема на слайде Цель на слайде | Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. — А как называются картины, с изображением природы в её различных состояниях? На слайде картины: Пейзажи — а вы хотите так научиться рисовать? — Угадайте, какое природное явление мы будем изображать? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Туча по небу летела Все толстела и толстела А потом на радость нам Громко лопнула по швам «ба-ба-бах!» — ударил гром И разлился дождь ведром — А как видят грозу художники? Демонстрация картины Анализ картины — Что изображено на картине? — Обратите внимание на цвет неба в картине. Какой он? — С приближением грозы меняется цвет неба. Он становится более темным и пугающим, сине-серым, фиолетовым и даже черным. Сильный и порывистый ветер раскачивает ветви деревьев, кусты, траву цветы. Освещение также меняется, все становится темнее, цвета тускнеют. ВЫВОД: — С помощью чего в картине можно передать настроение? Как пример, добавить картин с грозой. Выполнение тренировочного упражнения 1. — Давайте подберем цвета и оттенки грозового неба. — Какого цвета стало небо перед грозой? — Как цвет неба влияет на цвет объектов на земле? — Как достичь такого эффекта? — Закрасьте второй ряд облаков, используя грустные цвета. Выполнение тренировочного упражнения 2. — Вы подобрали цвет для передачи настроения и состояния природы перед грозой. Этого достаточно, чтобы передать картину? — Какие еще особенности мы отметили в предгрозовой погоде? — А как показать ветреную погоду на рисунке? Нарисовать деревья, характерные для соответствующей погоды Выполнение тренировочного упражнения 3. — Но гроза совсем близко, уже видны отблески молнии. Как покажем? | Слушают. Ответ: ПЕЙЗАЖ. Учащиеся наблюдают за используемыми цветами. Как в таком исполнении выглядит природа. — махи руками — рывки руками в стороны — ходьба на месте — хлопки — топать ногами — присесть, руки над головой домиком. Гроза. Испуганные дети, убегающие от грозы. Настроение природы в картине можно передать с помощью цветовой палитры Выполняют задание…….? Выбирают и закрашивают ряд облаков цвета неба, первой зелени, стволов деревьев в ясную погоду. Затем смешивают краски…. Все приобретает более мрачный оттенок. Более темными. Глухими. Добавим черной краски. Закрашивают второй ряд фигур Ответы детей Нет. Сильный ветер, порывы, все гнется… Нужно нарисовать наклоненные ветки деревьев На заготовленных листочках рисуют зигзаг молнии жёлтым восковым мелком. | — Слайд слово пейзаж Картины с изображением пейзажей Предметные картинки Туча Туча грозовая с молнией Туча с дождем Картина ГРОЗА на весь экран реальная Слайд картины с грозой — Задания на карточках | — Сегодня на уроке вы будете маленькими пейзажистами и попробуете показать природу перед грозой. — В своей работе будем использовать акварель, восковые мелки. — Попробуем в своём рисунке подружить живопись и графику.
Выполненную работу будем оценивать по следующим критериям: Выберите рисунок, на котором правильная композиция ЦВЕТ
КОМПОЗИЦИЯ
(каждый этап сопровождается слайдом рисунка) 1 этап:
2 этап:
3 этап:
МОЖНО ПОВТОРЯТЬ В ВОЗДУХЕ, как бы рисуют. | Из предложенных, выбирают верный рисунок. Цветовая гамма Выбирают формат листа. Намечают низкую линию горизонта. Рисуют восковым мелком дерево с гнущимися ветвями. Рисуют восковыми мелками молнию. Смачивают лист водой. Рисуют акварельными красками затемненных оттенков фон (небо, землю) | Картинка Цветовая палитра Картинки с композиционным решением Слайды с этапами | Мы закончили свою работу. Пора внимательно рассмотреть свой рисунок и заполнить оценочный лист. Оцените свою работу по критериям Оцените, справился ли ваш сосед со своей работой. Работы развешиваются на доске. (По центру доски дерево успеха. Учащиеся размещают на ветках свои работы) — Что оценивали в работах? — Что важно было передать? — У всех ли правильно передано состояние природы с помощью красок? — Какие ощущения возникают, глядя на надвигающуюся грозу? | Учащиеся выставляют свой уровень. Правильность композиции. Цветовое решение. Выполняют самооценку. Выполняют взаимопроверку. Вывешивают работы КОМПОЗИЦИЮ И ЦВЕТ, а потом настроение и состояние природы Настроение и состояние природы Дети анализируют работы. | Слайд с критериями |
План-конспект занятия (средняя группа) на тему: конспект НОД «Гроза»
Тема: “Гроза”.
Программное содержание:
Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения.
Ход занятия
(дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем)
Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки. Какие вы знаете сказки? Как они заканчиваются? (ответы детей)
Сегодня я прочту вам необычную сказку, называется она – “Сказка о тучах” (по мотива сказки Б.Зубкова “Все равно тебя поймаю”):
Однажды в жаркий летний день на горе лежал теплый ветер и грелся на солнышке. А за лесом прятался холодный ветер. Теплый ветер на солнышке высыхал и становился легким, как перышко. И когда он уже совсем не смог вынести жару, поднялся вверх и улетел. Этого как раз ждал холодный ветер, он тотчас выскочил из-за леса. “У-У-У!” — загудел он и полетел туда, где раньше летал теплый ветер. Так бывает всегда: туда, откуда улетает один ветер, сразу прилетает другой. Холодный ветер схватил тучи и стал и стал носиться с ними по небу, сталкивать их лбами. Появились искры, загрохотал гром. Капельки испугались, прижались одна к другой. И вот из них получились капли побольше, а когда стали тяжелыми, то начали падать на землю. Потекли по земле ручьи, напоили траву, цветы. Выглянуло солнышко, его лучи отразились в капельках радугой. Красиво стало на земле. И дождь кончился.
Воспитатель: О чем эта сказка? (ответы детей)
Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?
(ответы детей)
Воспитатель: Обычно гроза начинается внезапно. При ясной и тихой непогоде небосклон быстро заволакивается свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, он становится душным, влажным, начинает дуть сильный, порывистый ветер, бывает сильный ливень, сверкает молния, гремит гром.
(воспитатель выставляет картину К.Маковского “Дети, бегущие от грозы” и предлагает рассмотреть: Какое небо? Что можно сказать о тучах, какие они? Как художник передал сильный ветер? Страшно ли детям? Как вы догадались?)
Воспитатель: Что такое молния? (ответы детей)
Это электрический разряд, который происходит в результате сближения облаков.
Что такое гром? (ответы детей) Да, это треск от разряда.
Воспитатель: Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.
Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.
Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы? (ответы)
(предложить детям из серии картинок выбрать те, на которых изображено правильное поведение людей во время грозы и объяснить, почему они так считают)
Комментарий воспитателя:
Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю.
Если вы находитесь в помещении, то лучше закрыть окна, двери, не делать сквозняков.
Если вы едете в транспорте, то окна тоже следует закрыть.
Если гроза застала вас в лесу, то переждать лучше под кустарниками, а не под деревьями
Реже молния поражает березу, чаще дуб.
Правило N 1 : Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
Правило N 2 : Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревья ми. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
Правило N 3 : Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.
______________________________________________________________
— Вы знаете правила поведения во время грозы? Скажите что нельзя делать в лесу во время грозы? (Стоять под деревом, ловить рыбу, плавать).
Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Людям запрещается.
Если молния в него
Невзначай ударит,
То живого никого
Рядом не оставит.
«Гроза» А.Л. Барто
Начинается гроза
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза
В небе вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зеленом сквере
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери…
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как будто ласково играя,
Как бахнет издали ведром!
Но знает вся моя деревня,
И знают все мои друзья,
Что под высокие деревья,
От молний прятаться нельзя.
Пусть далеко идти до дома,
Но нам друзья неведом страх.
И я бегу из водоема
И прячусь от грозы в кустах.
Люблю грозу в начале мая,
Пусть гром гремит и дождь идет,
И ярко молния сверкает!..
В меня она не попадет!
Конспект занятия «Явления неживой природы. Гроза в природе.» | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар птица»
Конспект занятия
«Явление неживой природы. Гроза в природе.»
Подготовила:
Невзорова Н.В
Программное содержание: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы – грозой. Формировать представление о грозе. Познакомить с правилами поведения во время грозы в лесу, в поле, в квартире. Закреплять знания детей о лесе и луге.
Материал и оборудование: Письмо-приглашение от Лесовика; модель солнца; рисунок с изображением туч; аудиокассета «Голоса леса». Набор картинок «Что бывает сначала, что потом при грозе» (солнце, тучи, молния, молоток для изображения грома…). Записка на ветке дерева с объяснением, как добраться до подсказки. Конверт с фотографиями деревьев (дуб, сосна, ель, береза) и стрелочками-молниями возле них. Рисунки с изображением леса и луга, фломастеры (по количеству детей). Картина с изображением луга; искусственные травянистые растения; небольшой стог сена; рисунок с изображением оврага.
Ход занятия
Воспитатель читает детям письмо-приглашение от Лесовика.
Воспитатель: Ребята, Лесовик приглашает нас в свой лес. Сейчас мы отправимся туда, но для того, чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствия. Перед нами река. Как нам преодолеть реку? (Переплыть.). Контур реки выложен на полу лентами. Дети садятся на ковер (так, чтобы оказаться внутри лент) и выполняют наклоны вперед, руками стараются достать пальцы ног, затем разводят руки в стороны. Вот мы достигли противоположного берега. Но берег обрывистый, крутой, нам предстоит подняться по нему. Ох, и трудно же по нему подниматься!
Дети выполняют движения: ходьба на месте, высоко поднимая колени, в разном темпе, с попеременным подниманием рук.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Какие деревья растут в этом лесу. (Дети называют деревья.) Посмотрите, какая чудесная поляна! (Звучит музыка.) Давайте присядем, отдохнем, послушаем голос леса. (Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Голоса леса».) Среди голосов птиц и шелеста листьев я слышу еще что-то. А вы что слышите? (Подул сильный порывистый ветер.) (Вместо солнца вешает тучи, выключает одну лампу.) Давайте посмотрим, что изменилось в лесу! Откройте глазки. Стало светлее или темнее? (Дети открывают глаза и говорят: «Стало темнее».) Почему? Что изменилось на небе? (Тучи закрыли солнце.) Как быстро стемнело! Небосклон быстро заволокли нагромождающиеся друг на друга свинцовые тучи. Покажите, что произошло с деревьями, что изменилось в их внешнем виде.
Проводится игровое упражнение «Деревья перед грозой». Дети изображают деревья: ноги вместе, руки подняты вверх, делают наклоны в стороны, вперед, назад; выполняют дыхательные упражнения, подражая ветру: «Ш-ш-ш».
Воспитатель: Вы слышите голоса птиц? Замолкли птицы в лесу.
Педагог имитирует грозу—быстро включает и выключает свет, ударами изображает гром; включает аудиозапись «Гроза».
Воспитатель: Что это такое? Как называется это явление природы? (Гроза.) Что мы подразумеваем, когда говорим «гроза»? (Молния, гром, ливень.) Как вы думаете, что опаснее — гром или молния? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем — что такое молния? Молния — это электрический разряд, который происходит между сближающимися тучами. (Раздает детям по два облака и стрелочке-молнии.)
Воспитатель: А что такое гром? (Гром — это звук, треск.) Правильно, гром — это треск от разряда. Что бывает вначале: молния или гром? (Сначала молния, потом гром.) Давайте попробуем изобразить молнию и гром. Наши ладошки —это тучи. Сначала они были далеко друг от друга. Но вот они стали сближаться, при полном сближении сверкнула молния. И только потом ударил гром.
Проводится игровое упражнение «Что сначала, что потом». Дети стоят, разведя руки в стороны, и выполняют движения: сближение прямых рук перед собой, волнообразное движение рук, с опусканием их вниз (имитация молнии). Поднимание рук через стороны, хлопок над головой (гром).
Педагог предлагает детям составить из предложенных картинок последовательность изменений, происходящих перед грозой и во время нее. Дети сидят на ковре, перед ними наборы картинок «Что сначала, что потом»; они выкладывают картинки в нужной последовательности.
Воспитатель: Мы оказались в лесу во время грозы. А дождь, какой сильный! Надо прятаться! Куда же мы можем спрятаться? (Дети предлагают свои варианты.) Посмотрите, на дереве висит записка. Дети подходят к дереву, снимают записку. Педагог читает записку: «Встаньте спиной к дереву, которое кормит лесных свиней, сделайте от него три воробьиных шага вперед, затем поверните направо и сделайте еще, пять шагов цапли вперед. Приподнимите мох —и вы увидите подсказку».
Дети выполняют задание: прыгают вперед на двух ногах; поворачивают направо; ходят, высоко подняв колени. Затем садятся на ковер и рассматривают фотографии деревьев (дуб, сосна, ель, береза), которые лежат в найденном конверте с подсказкой.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что означают стрелочки, нарисованные возле каждого дерева? (Ответы детей.) Какое дерево молнии поражают чаще всего? (Дуб.) А реже всего? (Березу.) Где же мы можем спрятаться? (Ответы детей.)
Проводится игра «Найди себе убежище».
Воспитатель: Я считаю до трех, а вы ищите себе убежище, ведь гроза еще не закончилась. На счет «три» дети разбегаются и прячутся в том месте, которое они считают самым безопасным. После того как все ребята спрячутся, педагог предлагает им объяснить, почему они выбрали именно это место.
Воспитатель: Гроза утихла. Пора нам выбираться из леса. Посмотрите, у нас на пути болото! Как же его преодолеть? Как можно передвигаться по болоту? (С кочки на кочку.) Вот мы вышли из болота. Посмотрите, какой чудесный открылся вид. Как можно назвать одним словом то, что мы увидели? (Луг.) А может, это тоже лес? Почему? (Ответы детей.) Какие растения растут на лугу? (Травянистые.) Давайте изобразим травянистые растения. Не забывайте, что у них тонкие, слабые стебли, даже небольшой ветерок их качает.
Воспитатель: Ой, ребята, опять подул резкий, сильный, порывистый ветер. Изобразите этот ветер. Резко потемнело. Мне кажется, что это признаки начинающейся… Чего? (Грозы.) Посмотрите, вот стоит стог сена. Давайте спрячемся в него. Можно во время грозы прятаться в стог сена? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем. Что на лугу самое высокое? (Стог сена.) А молния любит все самое высокое и ударяет в самые высокие места. Так будем мы прятаться в стог сена? (Нет.) Что же нам делать? Может, побежим быстрее домой? Можно ли бежать во время грозы? (Ответы детей.) Бежать во время грозы нельзя, так как молния любит не только все высокое, но и все движущееся. Бежать нельзя, в стог сена залезть нельзя, так как он самый высокий на лугу. Где же можно спрятаться? (В самом низком месте.) Давайте вместе найдем самое низкое место на лугу.
Дети ходят по «лугу» и ищут самое низкое место; находят низину, овраг и садятся на корточки, чтобы быть меньше.
Воспитатель: А еще молния любит металлические предметы.
Дети откладывают в сторону все металлические предметы, которые были у них в руках.
Воспитатель: Вот и гроза прошла, пора домой возвращаться. Сколько воды вокруг! Ручейки получились широкие. Давайте перепрыгнем через них и побежим домой. Всегда ли безопасно дома? Есть молния, которая имеет вид шара — это шаровая молния. Возьмите в руки мячи и представьте, что мяч — шаровая молния. Попала молния на крышу дома. Что она будет делать? (Спускаться вниз.) Но вот мяч достиг окна. Что он сделает? (Попадает через открытое окно в дом.)
Дети отпускают мячи, и они падают внутрь дома. А что такое молния? Что произойдет, если в дом попадет молния? (Ответы детей.) Что надо сделать, чтобы в доме было безопасно? (Закрыть окна.) Давайте мы тоже закроем окна нашего дома. (Дети закрывают окна дома).
Воспитатель: Что еще мы можем сделать, чтобы обезопасить дом? Представьте, что во время грозы мы смотрим телевизор. Может ли молния по проводам, по антенне попасть внутрь телевизора? Что произойдет? (Ответы детей.)
Педагог дает каждому ребенку рисунки «Лес» и «Луг», фломастер и предлагает нарисовать человечка там, где можно спрятаться во время грозы. Дети, сидя на ковре, схематически изображают человечков, располагая их в наиболее безопасных во время грозы местах. Возьмите рисунки и отнесите их домой; покажите дедушкам и бабушкам, папам и мамам, братьям и сестрам, друзьям; обязательно расскажите, какие места самые безопасные во время грозы.
Дети берут рисунки и идут в группу.
Конспект НОД «Гроза»
МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 49 «ЛАДУШКИ»
Тема: Весенняя гроза
Воспитатель:
Воеводина Т.С.
Программные задачи:
Закрепить знания детей о природных явлениях — грозе, громе, молнии;
Обозначить признаки приближения грозы;
Повторить правила поведения во время грозы;
Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о
явлениях природы;
Закреплять технические навыки и умения;
Воспитывать чувство ответственности за себя, интерес к изучению
природных явлений;
Воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с музыкальными и литературными произведениями
Развивать умение высказывать свою точку зрения, развивать внимательность;
Развивать чувство цвета, формы, композиции, творческое воображение,
эстетическое восприятие, речь, кругозор, мелкую моторику.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением грозы, молнии, шаровой молнии, тонированные листы бумаги, краски акварельные, кисти разных размеров, стаканчики с водой, тряпочки, варианты композиций, записи звуков различных явлений природы (раскаты грома, треск молнии, ветер, ураган и др.)
Словарная работа:
Гром, гроза, молния, потемнело, накапливается влага, тучи пыли, порывистый ветер, ливень, электрический разряд,
Предварительная работа:
Знакомство и уточнение знаний детей о грозе и правилах поведения при этом природном явлении, наблюдения в природе за сгущением туч, за началом грозы, ливня; рассматривание репродукций картин («Девятый вал» Айвазовского, «После грозы» Васильева, «Мокрый луг» Васильева, «Дети бегущие от грозы» Маковского)
Ход занятия
Организация: воспитатель приглашает детей за столы, дети рассаживаются, появляется Буратино с «Азбукой» в руках:
Буратино:
— Я не опоздал? Здравствуйте, ребята-дошколята! А я уже в школе учусь! (показывает «Азбуку») Вот, задали стихотворение учить, я то выучил, а о чём оно не пойму… Поможете? Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно:
Петух закукарекал,
Заблеяла коза,
Корова замычала:
— Гроза, идёт гроза!
Весь в молниях блескучих,
За речкой, за бугром,
В больших лиловых тучах
Ворочается гром.
(Ответы детей – о грозе, громе)
Буратино:
— О грозе? Ребята, расскажите, что такое гроза? Как она начинается?
Воспитатель:
— Не спеши, Буратино, дети ответят на все твои вопросы!
— Дети, что такое гроза?
— Какие признаки приближающейся грозы вы знаете?
— Как обычно начинается гроза?
Ответы детей:
солнце сильно печет;
в воздухе накапливается влага;
становится тихо и душно;
скапливаются мощные кучево-дождевые облака, они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо;
ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов;
затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом;
сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
Буратино:
— Ребята! Какие вы молодцы, как много знаете! А в какое время года чаще бывает гроза?
Ответы детей: (Большое число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает зимой.)
Буратино:
— А всегда ли гроза начинается медленно?
Ответы детей: (Гроза может наступить и внезапно. При ясной и тихой погоде небо затягивается тучами. Становиться жарко, воздух становится душным и влажным, начинается сильный порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздается гром.)
Буратино:
— Молния? Это как у меня на рюкзаке (пенале, одежде)?
Воспитатель:
— Нет, у слова «молния» есть и другое значение, что такое молния?
Дети объясняют Буратино другое значение слова «молния»:
— Молния — это электрический разряд, который происходит между облаками. А ещё бывает шаровая молния!
Буратино:
— А почему она так называется? Шаровая молния…
Дети:
— Она так называется, потому что имеет форму шара, вот посмотри, Буратино! (иллюстрация)
Буратино:
— Ребята, а вы сказали что при грозе гремит гром… А это что такое?
Воспитатель:
— Ребята, объясните Буратино, что такое гром?
Ответы детей:
Гром — это звук от разряда. Гром безопасен, он говорит о том, что молния уже миновала.
Буратино:
— Интересно, а гроза – это опасно?
Воспитатель:
— Как вы думаете, ребята?
Ответы детей.
Буратино:
— Чем опасна гроза?
Ответы детей:
Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Электрические провода могут плавиться, то же может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы,
возвышающиеся среди других. В городе, деревне — это башни, высокие здания, трубы и др. На них для защиты от молний ставят громоотводы.
В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
Буратино:
— Ой, наверное, страшно бывает во время грозы!!!
— Что же делать, если началась гроза?
Воспитатель:
— Буратино, мы тебя научим правильно вести себя во время грозы, молнии!
Дети называют по 1 правилу безопасности. Буратино может спрашивать детей, что нужно делать, если гроза застала на улице, в поле, в водоёме, на велосипеде и т.д.
Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы
1 .Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении;
Закройте окна, двери. Выключите телевизор, радио, электроприборы,
телефон;
Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании;
Если гроза застала в поле, лучше переждать в овраге или лечь;
металлические предметы из рук выбросить, нельзя бежать по полю,
прятаться под высоким деревом, укрываться в стогу сена;
В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими
деревьями;
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и
отходите подальше от воды;
Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, прекратите движение,
покиньте его и отойдите на 30 шагов, переждите грозу;
Если вы едете в машине, автобусе нужно оставаться в них, закрыть окна,
остановиться;
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухое место,
подальше от воды. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени
вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже;
Во время грозы не бегайте.
Буратино:
— Спасибо, теперь я правила поведения хорошо запомню и буду их выполнять!
Воспитатель:
— Вот и хорошо. Давай, Буратино, вместе с детьми послушаем звуки природы и поиграем в игру «Послушай, узнай, ответь»!
Проводится игра «Послушай, узнай, ответь»!
Звучат различные звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, гром, гроза и т.д.) Дети и Буратино слушают, узнают, что обозначает этот звук, отвечают.
Воспитатель:
— Молодцы! Вы были внимательны и всё правильно отгадали!
Буратино:
-А ещё я знаю стихи.
Воспитатель:
— Я тоже подготовила стихотворение о грозе. Давай, Буратино, проверим детей, смогут ли они определить состояние погоды, настроение автора стихов?
(Воспитатель и Буратино читают стихи «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Буря» С. Есенина, «После грозы» А. Блока)
Буратино:
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(Ф. Тютчев)
Буратино:
— Какие эмоции испытывает автор?
Воспитатель:
Буря
Дрогнули листочки, закачались клёны,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревёт сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
(С. Есенин)
Воспитатель:
— Какое настроение хотел передать поэт?
Буратино:
После грозы
Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов…
Последний ветер в содроганье Приводит влажные листы.
Под ярким солнечным сияньем Блестят зелёные кусты.
(А. Блок)
Буратино:
— Какой момент грозы описывает автор?
— Расскажите о настроении автора…
Воспитатель:
— В стихах можно все чувства и эмоции, которые испытывает человек, своё состояние и состояние природы.
Проводится динамическая пауза «Какой бывает ветер»
Пауза проводится по правилам «Волшебных превращений». Дети «превращаются» в деревья. Воспитатель направляет движение их рук, корпуса словесными формулировками:
Лёгкий ветер гнёт, колышет листочки — работают кисти рук и пальцы;
Умеренный ветер гнёт веточки — покачивание корпуса и рук;
Сильный ветер гнёт деревья до земли — наклоны корпуса и взмахи рук.
Воспитатель:
— А теперь я хочу предложить вам, чтобы вы сами нарисовали
«Весеннюю грозу». Сами придумайте интересную композицию, что вы
хотите нарисовать — грозу над городом или в лесу, в поле…
— Посмотрите, я приготовила для вас несколько композиций с изображением грозы.
— Какие краски вы будете использовать в своей работе? (ответы
детей)
— Почему?
Теперь немного подумайте и приступайте к работе. Буратино, и ты попробуй изобразить грозу вместе с детьми! (Во время работы воспитатель подходит к детям, помогает советом)
Пора заканчивать работу (готовые рисунки воспитатель размещает на
доске)
— Посмотрите, сколько различных композиций у вас получилось!
Молодцы все! И ты, Буратино, постарался! А для ваших родителей мы оформим выставку ваших рисунков, которую так и назовём «Весенняя гроза».
— Скажите, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Почему?
Дети делятся своими впечатлениями, воспитатель заканчивает занятие.
Гроза. Что рассказать ребенку про грозу… и что делать чтобы ребенок не боялся. — Мир вокруг нас — Наши детки — Каталог статей
Гроза — это природное явление, когда гремит гром, сверкают молнии и идет дождь. Каждый день на Земле происходит не менее полутора тысяч гроз. Многие дети боятся грозы. Услышав раскаты грома ваше чадо спешит спрятаться в маминых или папиных объятьях, под одеялом или просто в укромном уголке.В древности люди одинаково боялись и грома, и молнии. Не зря у многих народов Верховный Бог звался Громовержцем. Любой разряд молнии сопровождается громом. На самом деле, гром – это колебания воздуха. Летящая молния создаёт сильное давление перед собой, это происходит от сильного нагревания. Затем воздух опять сжимается. Звуковая волна многократно отражается от облаков, и в этот момент возникают раскаты грома.
Что делать если ребенок боится грозы?
В первую очередь, нужно взять вашего ребенка на руки, обнять и успокоить. Затем спокойным голосом рассказать вашему малышу про это природное явление. Как правило неизвестное всегда пугает.
Кстати, по интервалу времени между вспышкой молнии и громом, можно определить примерное расстояние до грозы. Известно, что свет распространяется со скоростью 299 792 км/с, поэтому мы видим молнию практически сразу. Звук же преодолевает расстояние значительно медленнее, и гром мы слышим только спустя некоторое время после вспышки молнии. Чтобы преодолеть расстояние в 1 км, звуку требуется 3 секунды. Поэтому, увидев вспышку молнии начинайте вместе с ребенком считать, пока не услышите раскаты грома. Полученную цифру нужно разделить на 3. Например, если вы насчитали временной промежуток — 9 секунд, это значение нужно разделить на 3. Значит до грозы приблизительно 3 километров и бояться нечего. Когда гроза приближается временной промежуток уменьшается, когда гроза отступает временной промежуток увеличивается. А если после молнии сразу же слышится гром, значит гроза прямо над вами, тогда можно немножко и побояться. Если расстояние до грозы очень большое (не менее 20 километров), то звуки грома не дойдут до ушей человека.
Хорошо, если не далеко от вашего здания есть громоотвод, тогда вы можете объяснить ребенку, что если недалеко от вас и ударит молния, то она попадет в громоотвод, не причинив вам вреда. Как правило гроза бьёт в самую высокую точку. Это может быть антенна, башня, столб или дерево. Именно поэтому в грозу нельзя стоять под деревом. Молния может ударить прямо в то дерево, под которым вы стоите. Лучше переждать грозу в помещении с закрытыми окнами. Если такой возможности нет, то для укрытия подойдёт чаща леса.
Так что же такое гроза?
Грозу «запускает» энергия, которая возникает при конвекции воздуха. Более тёплый воздух поднимается наверх, если запас влаги в верхних слоях достаточный, возникают предпосылки для образования грозы. В верхних слоях атмосферы возникает разность электрических зарядов между кусочками льда из-за их быстрого перемещения. Большая влажность, льдинки и тёплый воздух, поднимающийся от земли, способствуют возникновению грозовых туч.
Появлению молний в грозу способствует электризация облаков. Происходит это от того, что грозовое облако очень большое. Если верх такого облака находится на высоте семи километров, то его нижний край может нависать над землей на высоте полкилометра. На высоте 3-4 километров вода замерзает и превращается в маленькие льдинки, которые находятся в постоянном движении от восходящих теплых потоков воздуха, поднимающихся от земли.
Сталкиваясь между собой, льдинки электризуются. Более мелкие заряжаются «положительно», а более крупные – «отрицательно». В силу разности в весе, мелкие льдинки находятся наверху грозового облака, а крупные — внизу. Получается, что верх тучи заряжен положительно, а низ отрицательно.
Сближаясь между собой, разнозаряженные области создают плазменный канал, по которому устремляются другие заряженные частицы. Это и есть молния, которую мы видим. Так как любой ток течёт по пути наименьшего сопротивления, молния выглядит зигзагообразно.Возможно вас также заинтересует:
Что такое гроза для детей. Если ребенок боится грозы
Гроза – это здорово!!!
Обычно страх возникает перед чем-то непонятным, неизвестным. Поэтому, если ребенок боится грозы – расскажите ему об этом грозном и красивом явлении природы. Знакомое перестает быть страшным, и малыш сможет оценить красоту грозы!
В начале июня шумят по листьям, сверкают на солнце, грохочут в тучах первые летние грозы! Не надо бояться грозы, ведь это так здорово! Будьте смелыми и лучше полюбуйтесь ветвистыми сиреневыми, белыми молниями – разумеется, из закрытого окна и при выключенных электроприборах, технику безопасности детям объяснить не лишне.
Расскажите, что бояться нечего – только нужно обязательно: выключить телевизор, радио, компьютер – все электроприборы, — закрыть окно и ни в коем случае не звонить во время грозы по мобильному.
Если возле дома есть громоотвод, точнее, правильно говорить – молниеотвод – например, высокая труба, — расскажите деткам, что молниеотвод защищает во время грозы, так как по нему молния уходит в землю.
А после грозы можно наблюдать удивительное явление: дождь и солнце, и на небе – радуга! Дети всегда с неизменным восторгом наблюдают за этим чудом!
Подсказать, как увидеть радугу? Нужно смотреть против солнца. Если с солнца светит с запада, значит, радуга будет в восточной стороне неба. Потому что солнечные лучи просвечивают дождь, а каждая дождевая капелька – как маленькая призма. Лучи преломляются в каждой капле, и из тысяч капелек получается радуга во все небо! Это физика, которая будет интересна деткам постарше, а малышам можно рассказать волшебную сказку о разноцветном мосте!
А если присмотреться после дождя к висящим на веткам каплям, в каждой из них тоже можно увидеть крошечную радугу… Радуга для детей — это чудо и неизменный восторг! Потому скоро на Детском сайтике будет целая статья о ней, со стихами и картинками! Поэтому — будьте с нами 🙂
детских книг о грозах
Моего сына интересовали грозы, поэтому мы прочитали много связанных книг. Вот список наших любимых детских книг о грозах.
В последнее время мы изучаем погоду. Эти облака и дождь с ватными шариками и капельницами были огромным хитом! Потом мой сын очень заинтересовался грозами. Его заинтриговали гром и молния. Так что, когда мы пошли в библиотеку, мы закончили читать несколько художественных книг о грозах.
Нам очень понравились все эти книги, и мы думаем, что вы тоже!
1. Thunder-Boomer от Shutta Crum — На ферме жаркий день, но вскоре они замечают приближающуюся грозу. Они бросаются в дом, снимают белье с конвейера и собирают животных, но забывают об одном! Эта книга очень информативна. Практически чувствуешь себя на ферме и в грозу. Иллюстрации тоже очень привлекательны. Это была любимая книга Эвана.
2. В ожидании бури Джоан Эрли Маккен — Текст этой книги красиво написан лирическим текстом в формате вопросов и ответов. Его очень легко читать, и мои дети были полностью очарованы. Картинки шикарные! Мой сын не мог насытиться страницей из-за ударов молнии. Ему также понравилось, что в нем говорилось о том, что разные животные делают во время грозы. Это была моя любимая книга и вторая для Эвана.
3.Tap Tap Boom Boom от Элизабет Блюмл — Эван любил ритмичный текст и обожал иллюстрации. На каждой странице так много всего, что нужно посмотреть и изучить. Действие происходит в Нью-Йорке, поэтому ему было очень интересно увидеть разные аспекты города.
4. БУМ! Мэри Лин Рэй — В этой книге рассказывается об очень храброй собаке по имени Рози, которая боится только одного — грома! Она пробует всевозможные тактики, чтобы справиться со своим страхом, но ни одна из них не сработает, пока она и ее хозяин не поймут, что немного менее страшно, когда у вас есть друг, с которым можно обниматься.
5. Торт «Гром» от Патрисии Полакко — Эта книга идеально подходит для выпечки торта в качестве дополнительного занятия. Для моего сына (4 года) это было многовато. Однако он все же сидел и слушал всю историю, потому что текст был интригующим и втянул его в себя. Он хотел дойти до конца, чтобы посмотреть, что произойдет. Уверена, детям постарше это понравится еще больше — особенно если потом испечь торт!
6. Франклин и гроза Полетт Буржуа — Если у вас дома или в классе есть поклонник Франклина, вы можете почитать эту книгу.Моему сыну очень нравится Франклин, так что это был большой успех у него. В этой книге Франклин боится грозы и должен столкнуться со своим страхом. В конце концов он понимает, что это не так уж и плохо, особенно когда у вас есть друзья, которые составляют вам компанию.
Все эти книги рекомендую дошкольникам и детям младшего возраста. Они станут отличным дополнением к погодному блоку. Они также являются отличным способом успокоить страх перед грозой у маленьких детей. Надеюсь, они вам понравятся так же, как и нам!
Прочитав все эти книги, мы решили устроить грозу пластилином и очистителями для трубок.Это было очень весело!
Что такое грозовая астма? — ABC News
Мельбурн известен как глобальная горячая точка грозовой астмы — состояния, возникающего, когда штормы наносят ущерб пыльце, которая может затронуть даже людей, которые обычно не страдают респираторными заболеваниями.
Что вызывает грозовую астму?
- Может повлиять на тех, кто страдает сенной лихорадкой и аллергией на пыльцу
- Дождь вызывает разрушение частиц пыльцы, уменьшая их размер
- Мелкие частицы попадают в легкие через нос
- Люди, которые обычно не страдают астмой, могут с трудом дышать
У каждого десятого австралийца астма — хроническое неизлечимое заболевание легких, которое может затруднить дыхание.
При «обычной» астме что-то заставляет мышцы вокруг дыхательных путей человека сжиматься, опухать и выделять больше слизи.
Но иногда бывают случаи грозовой астмы, которые возникают из-за сильных штормов, таких как прохладная перемена весной, которая может вызвать серьезные проблемы с дыханием у людей, не страдающих этим заболеванием.
Робин Олд из Asthma Victoria сказал, что это было вызвано изменением размера частиц пыльцы.
«Мы понимаем, что из-за сильного дождя пыльца ржи впитывает влагу, а затем она лопается и становится намного меньше», — сказал он.
«И эти более мелкие частицы могут очень легко рассеиваться ветром на довольно большое расстояние.
» Это те более мелкие частицы, которые затем могут попасть через нос в маленькие бронхи в легких и это то, что вызывает аллергию. реакция.
«В нормальных условиях пыльца ржаной травы может попасть в нос, потому что она немного крупнее. [Волосы] улавливают предметы, прежде чем попасть внутрь».
Грозовая астма в Мельбурне, Wagga Wagga, Лондон
Г-н Олд сказал, что это состояние встречается довольно редко, и первый известный случай грозовой астмы произошел в 1987 году в Мельбурне.Об эндемиках также сообщалось в Лондоне.
Каждый десятый австралийец страдает астмой. (Getty Images: Эрик Одрас)После другого крупного инцидента в Вагга-Вагга исследователи начали его изучать.
«[Он] обнаружил, что 95 процентов из тех, кто пострадал от грозовой астмы, страдали сенной лихорадкой, и 96 процентов из этих людей дали положительный результат на аллергию на пыльцу травы, особенно на рожь», — сказал г-н Олд.
«Я был в больнице Альфреда в ноябре 2010 года в рабочей группе, и внезапно все врачи ушли, и я думаю, что 90 человек обратились в свое отделение неотложной помощи из-за грозовой астмы, это был последний раз. в Мельбурне произошел серьезный удар.
После того инцидента в 2010 году доцент Дженк Суфиоглу из Университета Дикина сообщил программе Catalyst ABC, что Мельбурн был особой горячей точкой для грозовой астмы.
«Потому что, когда эти пыльцы выбрасываются, они улавливаются северными ветрами. и весь рост происходит в северных частях Виктории », — сказал он.
« Северные ветры подхватывают их и переносят в мегаполис, где находится большинство из нас, и тогда у вас есть идеальная модельная система для грозы. -индуцированная астма.»
Факты о грозе для детей | KidzSearch.com
Файл: Летняя гроза в лесу.ogg
Грозы — это небольшие, сильные погодные системы, которые вызывают сильный ветер, проливной дождь, молнии и гром. Грозы могут происходить где угодно при двух условиях: воздух у поверхности Земли должен быть теплым и влажным (с большим количеством жидкости) и атмосфера должна быть нестабильной. [1] 100 разрядов молний поражают землю каждую секунду, и в любой момент вокруг Земли случается около 1800 гроз.
Грозы зимой бывают редко, в основном из-за холодной погоды. Когда они случаются, это называется грозовым снегом. Грозовой снег — обычное явление для метелей.
Цикл
Обычно днем больше облаков, чем ранним утром. Это связано с тем, что к обеду земля прогрелась достаточно, чтобы ветер ( восходящих потоков ) [2] дул вверх от земли. Когда воздух поднимается достаточно высоко, водяной пар в нем конденсируется в облако.Высота, на которой это происходит, зависит от температуры и влажности воздуха. Иногда воздух может подняться на высоту от 5 000 до 10 000 футов (от 1524 до 3048 м), прежде чем небольшое кучевое облако сможет конденсироваться из невидимого водяного пара.
Высокие, пухлые облака не меняются, пока не добавится много влаги. Эта влага помогает восходящему потоку. Влага может добавить тепла, а это значит, что облако внутри нагреется и поднимется вверх еще быстрее. Влага заставляет кучевое облако подниматься вверх и превращаться в высокое кучевое облако.Ветры внутри этого облака очень сильные. [2] Гром и молния начинаются, когда верхняя часть облака достигает высоты 25 000 футов (7280 м). К этому времени внутренняя часть облака достаточно остыла, и капли воды превратились в кристаллы льда. Кучевое облако перестает расти, когда попадает в теплую стратосферу. Некоторые грозы становятся вдвое выше Эвереста!
Сильные верхние ветры в стратосфере сглаживают и раздвигают верхнюю часть облака. [2] Это сделает облако похожим на верхушку гриба или наковальню.Кристаллы льда в облаке наковальни придают ему нечеткий вид. По мере нарастания грозы капли воды или кристаллы льда внутри облака сталкиваются и смешиваются друг с другом, становясь больше. Нижняя часть облака темнеет от воды, которая вот-вот упадет. Когда капли становятся настолько тяжелыми, что ветер внутри облака больше не может удерживать их, они падают из облака как дождь или град. [2]
Молния
Каждую секунду в землю падает 100 молний.Грозы очень активны с электричеством [1] и поэтому также называются электрическими бурями. Молния — это большой электрический разряд, который происходит между двумя противоположными заряженными поверхностями.
При ударе молнии выделяется энергия.Эта энергия перемещается в воздух и заставляет воздух быстро распространяться и излучать звуковые волны. Гром — это звук, который исходит от быстрого распространения воздуха при ударе молнии. [1] Гром медленнее молнии, потому что свет быстрее звука. [2]
Сильная гроза
Лишь около 10% гроз считаются серьезными. Сильные грозы вызывают сильный ветер со скоростью более 58 миль в час (93 км / ч). [ источник? ] , град диаметром 1 дюйм (24 мм), внезапные наводнения и торнадо.Град повреждает посевы, повреждает металл на автомобилях и разбивает окна. Внезапные наводнения, происходящие из-за проливных дождей, являются основной причиной смертей, связанных с погодными условиями.
Молния, которая случается со всеми грозами, ежегодно вызывает тысячи лесных пожаров в Соединенных Штатах. Молния также убивает или травмирует сотни людей в год в Соединенных Штатах.
Обычные грозы начинаются, когда теплый воздух у земли смешивается с влажным воздухом, что создает восходящий поток (ветер, идущий вверх).Сильная гроза требует сильной осадки вверх и сильной осадки вниз . Сильный восходящий поток возникает, когда, во-первых, земля очень горячая; во-вторых, когда воздух очень влажный; и в-третьих, воздух наверху очень холодный. Когда восходящий поток усиливается, усиливается и гроза.
Внезапные наводнения случаются, когда из-за медленно движущихся гроз на небольшой территории проливается намного больше воды, чем обычно. Дождь настолько сильный, что вода не может достаточно быстро впитаться в землю, и вода устремляется вниз по склонам гор или холмов в ручьи и реки.Эти ручьи и реки не могут нести всю воду, поэтому они быстро разливаются. Сильнейшее внезапное наводнение вызывает опасный подъем уровня воды в ручьях, засушливых местах или каньонах. Внезапные наводнения могут вызвать ужасные оползни и перемещаться очень быстро. [1] Они могут катить большие камни, вырывать деревья, разрушать здания и мосты.
Быстрые наводнения также могут произойти, когда две или более грозы ударили в одно и то же место, одну сразу за другой. Они могут произойти, когда прорвется плотина или лед.Сильные паводки также могут произойти, когда идет очень сильный дождь из-за быстро тающего снега.
Преимущества
Грозы опасны, но они также являются большим благословением.Грозы не только наносят урон; однако они могут быть большим подспорьем для человека и всех живых существ. [2] Летом у нас много воды для многих континентов. Когда нужно, растения получают много живительного дождя. Без гроз многие континенты стали бы сухими. Умирает рыба, погибнут посевы и погибнут животные. [2]
Грозы — тоже наши естественные кондиционеры. Горячий воздух у поверхности поднимается в верхние слои атмосферы, а тепло излучается в космос. Облака дают нам тени, а дождь может охладить жаркий день. [2] Без гроз земля была бы на 20 ° F (11 ° C) теплее. [2] Летом пыль, дымка и другие загрязнители собираются вместе в нижних слоях атмосферы. Когда воздух поднимается вверх, либо в кучевых облаках, либо во время грозы, загрязнение распространяется выше в атмосферу.Дождь от грозы смывает многие из этих загрязнителей из воздуха. [2]
Молния во время грозы также помогает поддерживать электрический баланс между землей и атмосферой. [2] Молния — это тоже удобрение. Когда он рассекает небо, он превращает азот в воздухе в соединения азота. Они падают на землю и добавляются в почву. Азот — один из основных ингредиентов удобрений. Десять процентов азотных удобрений, необходимых для сельского хозяйства, производится за счет молнии.