Ехал грека через реку.Иллюстрирование скороговорки.
Скороговорку про то как «ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак его за руку – цап!» знают наверняка все с детства.
Казалось бы смешной и незатейливый текст: вот ведь простак этот грека, прямо уж и не догадывался, что раку палец в (клешню)не клади. Но ладно, может и впрямь не ожидал.
А вот если мы возьмёмся иллюстрировать этот детский стишок, то тут сразу выяснится,что всё не так-то и просто. Можно рисовать реалистически, а можно и стилизовать. Например, под мультипликационный стиль, но это я делать не буду- и без меня охотников не счесть. Я же всегда ратую за возрождение искусства лубочной картинки и за народные традиции. Вот и расскажу, как я рисовала иллюстрации к грекиным приключениям в лубочном стиле: и познавательно и любимые лубки прорекламирую.
Заодно на конкретных примерах и стиль этот опишу.
Но у нас во главе угла вопрос иллюстрирования: если уж за такое дело берёмся,то надо чтобы картинка была
-по теме
-понятная
-интересная и остроумная (по-хорошему смешная)
-имела художественную ценность
Немало требований, а? Но, взялся за гуж …
Ясно, что не хватаемся за карандаши сразу- сначала шевелим мозгами.
Начнём с того, как это он ехал. Есть варианты — ехал на лодке, хотя по-русски ожидаешь, конечно, плыл, но и ехать ,в принципе, можно. Но всё равно, звучит искусственно и ,хотя рисовать свесившегося через борт греку кажется вполне убедительно, но меня этот вариант не заинтересовал с изобразительной точки зрения. Другой вариант — вброд(на коне?), но тоже как-то искусственно. Его тоже не рассматриваю.
И второй вариант — ехал по мосту. Верхом на коне или на телеге,( на санях -не сезон, если река не замёзрзшая).
Я выбираю езду верхом. Просто потому, что не разбираюсь в упряжи и ,пожалуй, напортачу с дышлом, дугой и оглоблями. Да, и ,к тому же, телега будет загромождать композицию и отвлекать внимание.
Теперь надо сообразить, как рисовать мост. Большой ,каменный с быками –не пойдёт, грека же видел дно реки — значит речка небольшая, мост выбираю бревёнчатый -некрутой дугой. Придётся обойтись без перил — увы, техникой безопасности я вынуждена пожертвовать, иначе Грека просто не доберётся до рака.
И,опять же, не стоит изображать живописную панораму местности. Ведь в скороговорке пейзаж не упоминается, значит его должно быть минимум. Надо сфокусировать внимание зрителей на том, что грека смотрит, грека суёт руку в воду, рак его цапает. Тут вообще можно бы в кадре показывать только торс героя и его руки очень крупно. Но не стану: в лубочной традиции герой картинки всегда показан целиком. А что это за герой? «Грека», это имя или национальность? Имя я не смогу передать изобразительными средствами. Значит, попробую обыграть внешность. Крупный нос, чёрные волнистые волосы. Одежда ,впрочем, будет характерной для лубков- красный кафтан, штаны, заправленные в сапоги, круглая шапка с отворотом.
Конь…если я усажу Греку на большого коня, то с этакой высоты Греке вообще не до рассматривания раков будет. Нужен маленький конёк. Например, игрушечный. Скороговорка детская, и мы договаривались — картинка должна быть смешная. Вот тут-то можно развернуться. Лошадка может быть каталка или качалка -попробую оба варианта. Если в будущем вернусь к теме, то и лошадку-палочку с головой тоже обыграю. На всех предметах,где возможно,в меру наведу тени-в лубочной традиции их изображают короткой косой штриховкой.
Ехал Грека Через реку
Итак, первая картинка нарисовалась : чернокудрый красавец на лошадке качалке на середине моста вытаращив глаза смотрит в реку. Он дрыгает ногами -надо же имитировать поступательное движение. Конь ,раз уж он есть в кадре, тоже участвует в действии- сочувствует, намекающе косится на всадника. Рак демонстративно рассекает в реке. Все при деле. Кстати, воду изображаю тоже традиционно-лубочным способом-не то чтобы волнами,а штриховкой.
Теперь кириллицей пишу текст, как это и принято на лубках- прямо в поле картинки, обычно сверху. Справа и слева пустоты заполняю декоративными лубочными цветочками. Они настолько орнаментальны и неуместны, что почти не воспринимаются зрителем и вопросов не вызывают. Зато дело своё знают: придают композиции законченность и нарядность.
Запомнили особенности лубочного стиля? Но это не всё,в дальнейших статьях дальше будем углубляться. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -«Изо» и «ручной труд» для детей по почте]
Вторая картинка- другая . Это не серия, я просто проверяла разные возможные варианты, цели нарисовать комикс я не ставила.
Итак, посмотрим, как Грека мог сунуть руку в реку. На берег бежать -далеко. Стоя — нагибаться к воде — не будет зрелищно. Я иду по самому простому пути: Грека лёг животом на мост и опустил руку в воду.
Ехал грека через реку 2
Он, конечно, спешился, но конь-то всё равно остаётся в кадре, значит , пусть тоже играет нам на руку. Во-первых проверим вариант «лошадка-каталка», во-вторых, пусть этот конь смешит зрителей. Рака придётся сделать величиной с омара…и для куражу изобразим не просто «цап за палец», а крепкое рукопожатие во всю ладонь. В принципе, такое прочтение вполне правомерно. Тааак, текст разобью на верхнюю часть, и внизу тоже будет продолжение. Это соответствует композиции, но неудачно то, что слова оказываются написанными по воде. А отчёркивать линией поле для текста не хочется. Увы, придётся смириться, уберу волны и напишу по реке. Так, теперь осталось навести традиционные цветочки — виньеточки, простенькую без наворотов рамка вокруг картинки , ну что — лубок и лубок!
И третий вариант иллюстрации к «Ехал грека»-развитие сюжета -что сделал Грека, когда был цапнут раком? Скорее всего, резко стряхнул рака с руки и начал осматривать полученные «травмы». Думаю,что он на ноги не вскочил, но и лежать не остался. Значит, поставлю его на колени(страдательная поза). Рак при этом нисколько не уплыл, а продолжает вовсю фигурировать: машет клешнями из воды.
Ехал грека через реку 3
Конь так же не остаётся равнодушным к драматическим событиям: от желания быть в курсе всех событий он встал на дыбы и только что не зализывает хозяйские раны. Кстати, эта картинка сориентирована горизонтально: река шире, текст умещается в две строки, декоративных цветочков по бокам больше. Пожалуй, этот вариант достовернее предыдущих.
У каждой из этих трёх лубочных картинок есть свои плюсы и минусы. А как без этого?
Я же хотела вам рассказать о самом процессе обдумывания и воплощения замысла. То есть я хочу довести до читателей (и до моих учеников) мысль, что, если уж рисуешь, то надо стремиться к выразительности, динамичности и действовать обдуманно, проверяя разные варианты воплощения замысла. И всегда старайтесь найти в картинке повод посмеяться, и пусть этот смех будет весёлый и заразительный.
Картинки «Ехал Грека» для вас нарисовала и описала словами Марина Новикова.
Ещё про иллюстрирование читайте
Козёл да баран.
Рукавичка
Метки: лубок, Лубочные картинки
Google+
Марина Новикова
Кострома» (2015) — смотреть документальный фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве на портале «Культура.РФ»
Кино
Каталог фильмов
Документальное
Документальное
2015
39 мин
Россия
Начать просмотр
Цикл из шести фильмов о путешествии Димитриоса Георгиадиса, студента ГИТИСа из Греции, по Золотому кольцу начинается с фильма о Костроме.
Стилизованную под греческие рисунки античных времен и русский лубок заставку сопровождает веселая, слегка напоминающая сиртаки мелодия Юрия Алябова.
Димитриос за рулем мощного вездехода и кратко рассказывает о себе: родился на Корфу, приехал в Москву изучать актерскую профессию, ему 28 лет. В последующих пяти фильмах мы узнаем, что вначале он совсем не знал русского. Но за три года выучил. И выучил так, что может теперь разговорить любого встречного. В Костроме он успел побывать в театре на открытии 206-го театрального сезона, осмотреть Романовский музей, пообщаться с управляющим городком бездомных. Когда-то Сергей Мокин сам был бизнесменом, но понял, что «деньги — рабство… теперь я свободен. И желание теперь другие — хочу, чтобы здесь был сад, клумбы цветов…».
Особое впечатление на Димитроса произвела история про владельцев льняной фабрики братьев Третьяковых. Костромичи гордятся, что с них началась слава знаменитой Третьяковской галереи.
Греческий студент уже в Костроме начинает постигать простую истину — в России полно талантливых и вольных духом людей. В индустриальном мире они чужаки, и потому не стремятся в большие города. Как, например, художник Сергей Маковей, обосновавшийся в бывшей водонапорной башне. Его картины надо смотреть под музыку Баха, а лучшим своим произведением Сергей считает белый квадрат полотна: «Здесь я вижу портрет Баха и обязательно его нарисую!».
В каждом фильме Димитрос будет узнавать и новые выражения на русском. В Костроме он выучил слово «накосячить».
Смотрите также:
Ехал грека. Серия 2: Галич
документальное201544 мин
Ехал грека. Серия 3: Владимир
документальное201545 мин
Ехал грека. Серия 4: Суздаль
документальное201545 мин
Ехал грека. Серия 5: Ростов
документальное201544 мин
Ехал грека. Серия 6: Переславль
документальное201545 мин
Режиссёр: Светлана Резвушкина
Документальное
Каталог фильмов
Фильмы
В подборках
«Ехал Грека»: документальные фильмы о Золотом кольце России
Смотрите также
Все фильмы
Проект «Сказки о золотых яблоках»
документальное202234 мин
Захожское сватовство: невестино приданое
документальное202220 мин
Жить!
202287 мин
Живые мемории. 10-я серия. Павел Зайцев
документальное202216 мин
Живые мемории. 9-я серия. Ольга Адамова-Слиозберг
документальное20229 мин
Живые мемории. 8-я серия. Петр Перцов
документальное202210 мин
Живые мемории. 7-я серия. Антон Туркул
документальное20228 мин
Живые мемории. 6-я серия. Василий Комарденков
документальное202214 мин
Живые мемории. 5-я серия. Александр Энгельгардт
документальное202211 мин
Живые мемории. 4-я серия. Анна Достоевская
документальное202210 мин
Живые мемории. 3-я серия. Александра Толстая
документальное202211 мин
Живые мемории. 2-я серия. Ариадна Тыркова-Вильямс
документальное202212 мин
Живые мемории. 1-я серия. Сергей Рахманинов
документальное202210 мин
Малые народы большой страны. Камчатский край
документальное202260 мин
Джазист
документальное2021
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Приписывается берлинскому художнику | Терракотовая амфора (кувшин) | Греческий, Чердак | Поздняя архаика
Приписывается берлинскому художнику | Терракотовая амфора (кувшин) | Греческий, Чердак | поздняя архаика | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Терракотовая амфора (кувшин)
Художник:
Приписывается берлинскому художнику
Период: Поздняя архаика
Дата:
ок. 490 г. до н.э.
Культура: Греческий, Чердак
Середина: терракота; краснофигурный
Размеры: Высота 16 5/16 дюйма (41,50 см)
Классификация: Вазы
Кредитная линия: Фонд Флетчера, 1956
Регистрационный номер: 56.171.38
Узнайте больше об этом произведении
Звуковые эффекты: Дж. Кеннет Мур о музыкальных инструментах Метрополитена
Помощник по издательскому делу и маркетингу Рэйчел Хай обсуждает широту музейной коллекции музыкальных инструментов с Дж.
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Музыкальные инструменты: основные моменты Метрополитен-музея
Музей Метрополитен. Том. 2, Греция и Рим
Метрополитен-музей: картины-шедевры
Путеводитель по Метрополитен-музею
Узнать большеПохожие произведения искусства
- В той же галерее
- Берлинский художник
- Греческое и римское искусство
- Амфоры
- Глина
- Терракота
- Вазы
- Суда
- Из Европы
- С 1000 г.
до н.э. – н.э. 1
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Греческое и римское искусство в Метрополитене
Коллекция музея греческого и римского искусства включает более 30 000 произведений, датируемых периодом от неолита до времени обращения римского императора Константина в христианство в 312 году нашей эры.
Приписывается художнику Пентесилея | Терракотовый пиксис (коробка) | Греческий, Чердак | Классический
Приписывается художнику Пентесилея | Терракотовый пиксис (коробка) | Греческий, Чердак | Классический | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternToolДетали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Терракотовый пиксис (коробка)
Художник:
Приписывается художнику Пентесилеи
Период: Классический
Дата:
ок. 465–460 до н. э.
Культура: Греческий, Чердак
Середина: терракота; белый фон
Размеры:
В. 4 3/4 дюйма (12,1 см)
В. с крышкой 6 3/4 дюйма (17,2 см)
Классификация: Вазы
Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1907 г.
Регистрационный номер: 07.286.36а, б
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Художник Пентесилея
- Греческое и римское искусство
- Глина
- Пиксиды
- Терракота
- Вазы
- Суда
- Из Европы
- Из Греции
- С 1000 г.