27. Рисунок животных
Приступая к рисунку животных, необходимо предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы.
Чтобы правильно изобразить животное, надо прежде всего изучить строение его скелета, определяющее конструкцию всей формы: изгиб позвоночника, положение грудной клетки и таза, место прикрепления передних и задних конечностей, очертание черепа. Знакомясь со сравнительной анатомией позвоночных, на которой наглядно видны отличительные особенности структуры скелета, следует обратить внимание на большое сходство конструкции человека и четвероногих. Сравнение не только скелета, но и мышц указывает на большое единство в структуре и значительное конструктивное родство позвоночных.
Сравнивая отдельные части животных с подобными частями тела человека, необходимо обращать внимание на сходство и различие, особенности их строения и пропорций.
Среди других отличий, определяющих пластику разных частей тела, нужно обратить внимание на особенности строения, расположение и пропорции конечностей. Так, стоящий человек опирается на стопу. В ее рессорном строении важную роль играет пяточная кость. Животные и птицы опираются на кости пястья и плюсны 80
или кончики пальцев, либо, как, например, лошадь, корова и др. , на копыта. Лопатки у животных расположены на боковых поверхностях туловища, в то время как у человека —на задней поверхности (спине), что обеспечивает ему большую возможность для движения рук.
Четкое представление об анатомическом строении скелета и мышц даст понимание конструкции формы, поможет разбираться в характере тела животного при рисовании с натуры.
Не менее важным вопросом является передача движения. С понятием «движение» мы уже встречались, когда речь шла о рисовании орнамента, растений и цветов, чучела птицы. На примере изображения животного вернемся к основным положениям движения как элемента образного выражения натуры изобразительными средствами. Остановимся на изучении формы тела животного, находящегося в движении.
Движения животных можно разделить на три основные группы:
движение на одном месте, когда животное опускается на землю, ложится, встает, приседает, поднимается на дыбы, лягается, поднимает и опускает голову, поворачивает туловище в сторону;
сгибание, разгибание, вращение вокруг оси, отведение или прижимание к туловищу конечностей;
виды поступательных движений: шаг, рысь, галоп, карьер, прыжки.
Один из законов поступательного движения —изменение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей и сместив центр тяжести, тело животного устремляется вперед, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В следующей фазе движения задние конечности вновь дадут толчок, и так до тех пор, пока бежит или скачет животное. Центр тяжести в разных условиях (подъем, спуск) то и дело переносится с одной точки в другую. При этом колебания тела (в стороны и вертикальные) придают движениям зверей особую пластичность, мягкость и красоту. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего животного.
Гибкое строение позвоночника, соединение костей суставами обусловливают максимальную подвижность частей тела животного и представляют интерес для рисовальщика, так как оказывают сильное влияние на характеристику движения и пластическую форму изображаемого животного.
Изображая животных в движении, обратите внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения, отличающие животное от человека:
тазовый пояс как главный пункт приложения сил лишен самостоятельных движений. Он неподвижен по отношению к телу животного, следовательно, является как бы «точкой отсчета» при определении общего движения;
подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту;
81
Рис. 62. А. Лаптев. «Набросок львицы»
позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. В районе грудной клетки и особенно таза движения нет. При разгибании шея с головой и таз с хвостом поднимаются вверх, а поясница опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором образуется выпуклость спины, а шея с головой опускаются;
у большинства животных самое сложное, свободное и разнообразное движение наблюдается в области шеи и головы.
Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры» и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. В дальнейшем, с появлением некоторого опыта, можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей. При этом следует придерживаться определенной последовательности в работе. Заранее продумав композицию, рекомендуется начать рисовать на одном листе одно и то же животное в разных позах и поворотах (с разных
82
Ил. 1. А. Дюрер. «Заяц»
сторон), стараясь уловить характерные особенности его силуэта, пропорции и движение. Если животное изменило позу, а вы не успели его зарисовать, оставьте набросок недорисованным и приступайте к новому. Таким образом, на листе появится несколько незаконченных рисунков, которые можно будет продолжить, как только движение животного повторится.
наброску и довести его до определенной степени завершенности (рис. 62).
Лучше всего использовать для этой цели линейную манеру рисунка и минимальные тональные пятна. Иная задача возникает перед рисовальщиком в работе над длительным рисунком, где в качестве модели используется чучело животного. В этом случае требуется не ограничиваться легким наброском, а получить более полный образ животного, передать, помимо построения большой формы в движении, ее детали, светотенью и штрихом вылепить объем и выразить окраску и фактуру шерсти.
Общий принцип построения рисунка по стадиям аналогичен рисованию чучела птицы. Применяя принцип обобщения формы — приведение сложной формы к простейшим геометрическим телам (см. рис. 61, а), используя характерные конструктивные узлы и направление линий осей и сечений, мы организуем основной объем формы животного с дальнейшим разбором и проработкой деталей и лепки формы тоном.
Не увлекайтесь деталями в течение всего процесса рисования, не упускайте из поля зрения весь объект изображения, даже работая над его фрагментом. Наглядное представление о мастерстве анималистического изображения дает рисунок «Заяц» выдающегося художника эпохи Возрождения А. Дюрера (ил. 1).
Контрольные вопросы
1. Что общего в анатомическом строении человека и животного? 2. Как понимать движение тела, находящегося в состоянии покоя? 3. Как с помощью осей и сечений найти направление движения животного в целом и отдельных частей?
Домашнее задание: выполнить наброски и зарисовки животных.
83
работе научно обоснованно подходить к проблеме развития творческих способностей школьников на занятиях по изобразительному искусству.
В предлагаемом учебном пособии студенты смогут ознакомиться с природой и спецификой художественного образа, особенностями образного отражения реальной действительности в процессе рисования. В пособии раскрывается процесс формирования графического художественного образа, описываются его компоненты, анализируются типичные ошибки при рисовании, предлагаются способы их преодоления в практической деятельности.
Рисование животных. Анималистические зарисовки — Художественная школа «Вдохновение» — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
животных в искусстве | Тейт
Учебный ресурс
Откройте для себя рисунки животных и забавные задания, которые можно использовать в классе
Содержание
ВведениеПод водойТропические лесаМеста обитания в опасностиВне природыМифы и легендыРост
Введение
Животные были источником вдохновения для многих художников. От искусства о сельской жизни и росте до мифов и легенд животные используются в искусстве по-разному. Искусство может помочь нам исследовать наше отношение к дикой природе и может помочь нам подумать о том, как мы заботимся о животных и окружающей среде.
Ниже приведены практические задания и вопросы, которые помогут вам и вашему классу открыть для себя произведения искусства животных в коллекции Тейт. Работы, вопросы и задания подходят для учащихся KS1 и KS2.
Коллекция произведений искусства животных
Ричард Паттерсон
Раскрашенный Минотавр (1996–7)
Тейт
© Ричард Паттерсон
Леон Феррари
[без названия] (2001 г. , воспроизведено в 2007 г.)
Тейт
© Леон Феррари
Билл Вудроу
Слон (1984)
Тейт
© Билл Вудроу
Раймон Дюшан-Вийон
Большая лошадь (1914, отливка 1961)
Тейт
Природа и окружающая среда
Когда дело доходит до животных, изучение среды обитания является одной из центральных тем для художников. С миром текстур, цветов и форм, которые можно исследовать, природа является захватывающей чертой многих произведений искусства.
Животные в произведениях искусства могут заставить нас задуматься о нашем собственном отношении к природе. Как мы относимся к дикой природе и окружающей ее среде? Есть ли животные, о которых мы заботимся больше, чем о других?
Животные живут в сложной сети окружающей среды. Это называется экосистемой. Художники любят исследовать эти экосистемы, чтобы рассказывать истории. Какие истории художники рассказывают в работах ниже?
Под водой
Джон Скипинг
Фиш (1929–30)
Тейт
© Поместье Джона Скипинга / Тейт
Эйлин Агар
Морской Объект (1939 г. )
Тейт
© Поместье Эйлин Агар
Дэмиен Херст
Формы без жизни (1991)
Тейт
© Дэмиен Херст и Science Ltd.
Марсель Мариен
Звездный танцор (1991)
Тейт
© ДАКС, 2022
Бернард Лич
Ваза для рыбы (1973–4)
Тейт
© Поместье Бернарда Лича
Вот несколько вопросов для размышления с классом.
- Какие цвета ассоциируются с морской жизнью? Как вы думаете, почему?
- Как бы вы описали вышеперечисленные работы?
- Какие чувства у вас вызывают работы, представленные выше?
- Как вы думаете, как звучат эти произведения искусства?
Тропические леса
Поль Ребейрол
Лягушки (1966)
Тейт
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2022 г.
Бретт Уайтли
5. Жираф (1965)
Тейт
© зарезервировано
Джефф Кунс
ОБЕЗЬЯНА (Красно-оранжевый) (1999)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии
© Джефф Кунс
Генри Мур OM, CH
Leopard (1981)
Тейт
© Фонд Генри Мура. Все права защищены
- Какие животные живут в тропических лесах?
- Опишите узоры, которые вы видите на рисунках выше.
- Какие материалы используются для создания рисунка выше? В чем разница между фотографией и созданием коллажа?
- Посмотрите на картину Спенсера Гора. Это место настоящее? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти цвета? Что вы чувствуете, когда смотрите на это произведение искусства?
- Насколько важно, чтобы животные в произведениях искусства выглядели как настоящие животные?
Места обитания в опасности
Митч Эпштейн
Нефтеперерабатывающий завод BP Carson, Калифорния (2007)
Предоставлено Американским фондом галерее Тейт, любезно предоставлено Североамериканским комитетом по закупкам, 2011 г.
© Митч Эпштейн/Black River Productions, Ltd.
Паула Рего
Потоп (1996)
Тейт
© Паула Рего
Сэр Сидни Нолан
Буря в пустыне (около 1955 г.)
Тейт
© Сидни Нолан Траст. Все права защищены, 2020 / Bridgeman Images
- Как вы думаете, как будет выглядеть окружающая среда через 100 лет? Как будут выглядеть города?
- Какие события вы видите выше? Можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы предотвратить подобные события?
- Какие цвета и текстуры ассоциируются у вас с природной средой по сравнению с искусственной средой?
- Как вы думаете, почему художники создали эти произведения искусства? Что они пытаются сказать?
Вне природы
Лаура Форд
Лось (1998)
Тейт
© Лаура Форд
Дэмиен Херст
Вдали от стаи (1994)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии
© Damien Hirst and Science Ltd. Все права защищены, DACS 2022. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd
- Что происходит, когда мы вывозим животных из их естественной среды обитания? Как это меняет наш взгляд на них?
- Посмотрите на работу Дэмиена Херста «Вдали от стаи» . Как вы думаете, почему он поместил овцу в такой ящик? Что это может означать?
- В Зебра и Парашют содержит необычную коллекцию элементов, которая делает его сюрреалистичным. Как эта зебра туда попала? Не могли бы вы написать рассказ об этом произведении?
5-минутное занятие
Смешание среды обитания
Что вам понадобится
- карандашные карандаши
Регулирование
- Разделите группу на пары.
- Попросите их выбрать животное и среду обитания из шляп.
- Пусть один нарисует животное, а другой нарисует среду обитания.
- Пусть они вырежут животное и наклеят его на среду обитания своих партнеров.
- Обсудите, что они сделали. Животное там? Если нет, то почему? Что еще они могли добавить к этой среде обитания?
- A4 paper
- Glue
- Coloured paper
- Tissue paper
- Glitter
- Any natural objects (feathers, tree bark, shells, flowers)
- Get each pupil to create a collage based на выбранном месте обитания. Поощряйте их играть с цветом, формой и различными текстурами. Попросите их подумать о влиянии человека на окружающую среду.
- Почему они использовали животное вместо человека?
- Какими качествами обладают определенные животные?
- Может ли ваш класс придумать имена для этих существ?
- Каких еще существ они могут объединять?
- Какими особыми способностями они могут обладать?
- Почему художники рисуют яйца? Что могут представлять яйца?
- Посмотрите на Мать-Землю Джо Тилсона . Кто такая Мать-Земля? Почему она Мать, а не Отец?
- В работе Ай ВэйВэя Семечки подсолнуха , художник использовал миллионы семян для создания своих работ. Эти семена не настоящие, они сделаны из фарфора. Как вы думаете, о чем это произведение? Почему он не использовал настоящие семена?
- Newspaper
- Masking tape
- Paint
- Choose an animal
- Создайте туловище и различные части тела, свернув газету
- Склеивайте различные части животных с помощью клея и малярной ленты
- После того, как вы закончите форму, оберните каждую часть всего животного малярной лентой
- Когда она высохнет, раскрась свою скульптуру
- . Добавьте их в шапку. Сделайте то же самое для множества разных видов животных в отдельной шапке.
30-минутное занятие
коллаж
Что вам понадобится
Instructions
Пройдите наш тест на характер и узнайте, какое вы артистическое существо
мифы и легенды
Мифические существа уже давно являются источником вдохновения для художников. У древних греков были легенды о Минотавре и Цербере. Творение художника Джона Дэви Dogman наполовину собака, наполовину человек. Леонора Кэррингтон использует свои сны для создания сюрреалистичных существ. Сможет ли ваш класс узнать кого-нибудь из этих фантастических существ?
Лоис Файн
Сфинкс (1972)
Тейт
© зарезервировано
в честь Джона Флаксмана
Какуса (1807 г.)
Тейт
Жермен Ришье
Летучая мышь (1946, состав 1996)
Взято из частной коллекции 2000
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2022
Джон Дэвис
Dogman (1972)
Тейт
© Джон Дэвис, любезно предоставлено Marlborough Fine Art, Лондон
Эрте (Ромен де Тиртофф)
Номер три (1968)
Тейт
© Sevenarts Ltd. Все права защищены, DACS 2022
Уильям Блейк
Цербер (1824–187)
Тейт
Джейк Чепмен, Динос Чепмен
Изысканный труп (2000)
Тейт
© Джейк и Динос Чепмен
Животные в рассказах
В произведениях искусства изображены не только фантастические животные. В искусстве животные изображаются такими же, как мы, люди! Например, такие действия, как разговоры, вязание и ношение одежды. Ваш класс, вероятно, знает детские сказки, в которых это часто встречается, например, «Свинка Пеппа»! Какие черты были бы у этих животных, если бы они были людьми?
Уорвик Мортон
Банда I (1973)
Тейт
© Уорвик Мортон
Карел Аппель
Хип, Хип, Ура! (1949)
Тейт
© Фонд Карела Аппеля / DACS 2022
Yinka Shonibare CBE
Зерновой долгоносик (2000)
Тейт
© Йинка Шонибаре, любезно предоставлено галереей Стивена Фридмана, Лондон
Грэм Сазерленд OM
4. Змея (1978–1999)
Тейт
© Поместье Грэма Сазерленда
Давайте обсудим
С этими работами спросите свой класс:
Задание на 5 минут
Рисование
Пусть каждый ребенок нарисует изображение вымышленного зверя. Они могут использовать свое воображение или комбинировать уже существующих животных. Вы даже можете попросить их назвать их и представить своего зверя остальной части класса.
Рост
Джефф Кунс
Caterpillar (с цепями) (2002)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии
© Джефф Кунс
Анри Матисс
Танцовщица (1949)
Тейт
© Преемственность Анри Матисс/DACS 2022
Эдвина Сэндис
Нарциссы (1974)
Тейт
© Эдвина Сэндис
Чернослив Клаф
Пиментоэс (1954)
Тейт
© Поместье Прунеллы Клаф
Дэвид Шригли OBE
Морковь (1999)
Тейт
© Дэвид Шригли
Джо Тилсон
Мать-Земля (1972)
Тейт
© Джо Тилсон. Все права защищены, DACS 2022
30 Minute Activity
Animal Sculpture
What you will need:
Instructions
Еще для изучения
РИСУНКИ ЖИВОТНЫХ – 4-Й КЛАСС – Искусство с миссис Филмор
У меня было УУууууууууууууууууууууууууууууаууаааааааааааное какое ни будь ни что иное время, чтобы провести еще один урок рисования перед последним днём рисования для 4-х классов в Roosevelt – так они создали эти замечательные рисунки животных!! У студентов Roosevelt было 4 (40-минутных) урока рисования, чтобы поработать над ними.
Цель этого урока состояла в том, чтобы нарисовать как минимум 1 животное в его естественной среде обитания (дети могли выбрать свое собственное животное для рисования) и нарисовать их либо на переднем, либо на среднем плане, с объектами, нарисованными во всех трех областях, показывая понимание элементов искусства — пространства и значения , а также переднего плана, среднего плана и фона.
У меня было множество «шагов», как рисовать раздаточные материалы о различных животных (олени, ленивцы, свиньи, лошади, кролики, лисы, совы и т. д.) для студентов, чтобы они могли ссылаться, а также как пакеты изображений животных, на которые можно ссылаться при рисовании.
Учащиеся рисовали на бумаге для рисования размером 12×18 дюймов и могли рисовать на ней вертикально или горизонтально.
Я показал им свои примеры, а также рисунки студентов прошлых лет в PowerPoint, и мы рассмотрели передний план, средний план и задний план. Мы обсудили, как объекты на переднем плане кажутся самыми большими и нарисованы крупными вдоль нижней части бумаги, предметы на среднем плане кажутся немного меньше, чтобы показать, что они дальше, и нарисованы меньше и ближе к середине листа. бумага и предметы на заднем плане наименьшие, чтобы показать, что они находятся дальше всего, и нарисованы наименьшими в верхней части бумаги — что создает иллюзию пространства!
После того, как ученики закончили рисовать, они начали все раскрашивать цветными карандашами.
Прежде чем раскрашивать, я прошелся по элементу искусства ЗНАЧЕНИЕ , и мы говорили о том, что, когда мы видим вещи в реальной жизни, БЛИЖАЙШИЕ к нам объекты, как правило, выглядят темнее и имеют больше деталей и контраста, чем объекты, которые дальше. Особенно то, что находится очень далеко. Эти объекты, как правило, выглядят светлее, имеют очень мало деталей и кажутся размытыми.
Цель раскрашивания их рисунков заключалась в том, чтобы раскрасить передний план более темными оттенками и показать детали и текстуру, а учащиеся раскрасили средний план и фон, чтобы цвета были более светлыми.