Верблюд преткновения: в Башкирии ради сенсации пострадал редкий рисунок — Последние новости Уфы и Башкирии
8 декабря 2017, 08:25
Ученые возмущены действиями представителей Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ (НПЦ РБ), повредившими уникальные наскальные рисунки в пещере Шульган-Таш.
Сегодня, 8 декабря, стали известны итоги визита в Башкирию руководителя Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, известного историка, археолога, доктора исторических наук, доцента Владислава Житенева, возглавляющего изучение Каповой и Игнатьевской пещер и имеющего репутацию одного из главных экспертов по пещере Шульган-Таш.
Владислав вместе с сотрудниками заповедника Шульган-Таш провел обследование рисунков в пещере и пришел к весьма неутешительным выводам. Несмотря на недавнее заявление руководителя НПЦ РБ Данира Гайнуллина о предпринятых мерах для сохранения рисунка верблюда, который был очищен от кальцитового налета и представлен как новая научная сенсация, на самом деле артефакт оказался под угрозой исчезновения.
Напомним, на прошлой неделе Данир Гайнуллин собрал пресс-конференцию и сообщил о сенсационной находке – наскальном изображении верблюда в пещере Шульган-Таш. А позднее в соцсетях началось довольно некрасивое выяснение отношений. Данир Гайнуллин высказал претензии Владиславу Житеневу, опубликовавшему фотографию открытия со своими комментариями, которые он ранее дал на международном портале научных новостей eurekalert.org. Владислав сделал это за несколько часов до пресс-конференции НПЦ РБ, использовав фото, которое получил от руководителя группы мониторинга пещеры Шульган-Таш Ольги Червяцовой, чем, собственно, и вызвал негодование представителей центра. Данир Гайнуллин публично обвинил Ольгу Червяцову в краже фотографии верблюда, хотя она имела полномочия на работу в пещере в силу своих служебных обязанностей.
Руководство заповедника подготовило официальное сообщение, отражающее позицию по поводу данного события. Его текст должен появиться на сайте заповедника. Но детали заявления Медиакорсети удалось узнать заранее.
— Непонятно, на каком основании вскрыты эти рисунки, ведь они заходили в пещеру, имея разрешение только на очистку от граффити на стенах пещеры, — сообщил ранее в интервью корреспонденту Медиакорсети директор природного заповедника «Шульган-таш» Михаил Косарев. — Более того, таким образом сейчас рисунки не вскрываются, от этой методики отказались 39 лет назад. Потому что даже при самом осторожном снятии слоя кольпитов, неизбежно повреждается слой краски. Кроме того, как показал опыт, после этого активизируются гидрохимические процессы, который разрушают вскрытый слой краски. У ученых, которые занимались этим рисунком ранее, была задача дождаться новых, современных технологий, а уже потом этим заниматься.
По словам сотрудников заповедника, его руководство было введено в заблуждение официальным письмом от НПЦ РБ, где содержалось уведомление о проведении работ с формулировкой «реставрация пещеры». Однако фактически оказалось, что разрешение Министерство культуры РФ, по которому проводились работы, было выдано сотруднику НПЦ РБ на проведение охранных (спасательных) археологических работ в пещере.
— Сообщения о проведении реставрационных работ монументальной живописи (что в действительности и происходило) на основе отдельной федеральной лицензии в заповедник не поступали и не согласовывались, — пояснила Медиакорсети Ольга Червяцова — Создалось впечатление, что такая экстренная расчистка была устроена, чтобы привлечь внимание к своему проекту музейного комплекса «Шульган-Таш», целесообразность строительства которого в районе пещеры пока не полностью обоснована.
Если отвлечься от научных подробностей, суть вопиющих нарушений, допущенных «пиратской» экспедицией, организованной НПЦ РБ, заключается в том, что под предлогом рядового визита в пещеру с целью очистить ее от граффити, на самом деле участники группы занялись расчисткой уникального рисунка, с которого до этого все буквально сдували пылинки, опасаясь невзначай причинить вред. А вот «конкурирующая фирма», вооружившись фрезой, самым варварским способом срезала кальцитовый слой с изображения, оставив его практически без защиты в условиях повышенной влажности.
Владислав Житенев вместе с сотрудниками заповедника исследовали состояние рисунка и сделали фотографии, которые наглядно подтверждают, что рисунку нанесен непоправимый вред.
Медиакорсеть будет следить за развитием событий.
#Новости#Наука#Татьяна Майорова,#Культура
Подпишитесь
«Письмо счастья»: жителям Башкирии начали поднимать ставки по действующим ипотекам
Сегодня, 11:15
«Все разбомбили махом»: житель Башкирии показал, как разворотили площадь Победы
Сегодня, 06:08
Арестованы мигранты, которых обвинили в приставании к девочкам в Белорецке
Сегодня, 14:18
«Заклеивают рот скотчем»: жительница Башкирии сообщила о травле детей в школе
Сегодня, 12:47
«Катают по ветклиникам»: директор зоолунапарка о том, как ему передали львенка из Уфы
Сегодня, 09:43
«Глубокий» люкс: компания Машко может получить землю под курорт без торгов
Сегодня, 12:12
В пещере Шульган-Таш найдено еще одно изображение верблюда
В пещере Шульган-Таш найдено еще одно изображение верблюда. Барельеф с изображением этого животного зафиксировали в Зале рисунков специалисты ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» во время летней экспедиции. Он представляет собой подработанный элемент естественного рельефа на большой глыбе посреди зала, на которой, кроме того, есть изображение оленя, сделанное также с использованием рельефа поверхности и дорисованное углем. Об этом «Башинформу» сообщили в пресс-службе НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ.
Как отмечает научный сотрудник музея-заповедника Алексей Солодейников, барельеф очень похож на изображение верблюда, которое было опубликовано первооткрывателем палеолитической живописи Шульган-Таш Александром Рюминым.
— Александр Владимирович за свою короткую деятельность в пещере успел опубликовать несколько фотографий и прорисовок изображений, которые, как он считал, были выполнены в каменном веке. Но возглавивший после ухода Рюмина из заповедника исследования Отто Николаевич Бадер не принял большую часть открытий Рюмина и считал аутентичными только рисунки, сделанные красной охрой. Среди нынешних исследователей пещеры обнаружение изображений, опубликованных Рюминым, но не известных нам, стало своего рода увлекательной игрой. В последние два десятка лет мы открываем заново его наследие. Так, были обнаружены несколько рисунков черным красителем, скорее всего, углем, и несколько так называемых барельефов. Название это не вполне корректное, поскольку не все изображения этого типа можно обозначить этим термином. По поводу аутентичности и их принадлежности к художественному творчеству среди исследователей идут споры. Но фиксированные Рюминым рисунки являются важной частью репертуара памятника. И без их учета мы имеем, как во времена Бадера, очень фрагментированное представление о творчестве древнего человека в Шульган-Таше, — отмечает Алексей Солодейников.
Количество таких изображений в Каповой пещере сейчас превышает объемы, опубликованные Рюминым. Но особое значение для специалистов музея-заповедника имеет то, что именно это конкретное изображение — верблюда — видел и зафиксировал Рюмин. В науке пока нет четко разработанных методов, которые позволили бы уверенно говорить о том, что подобные «барельефы» имеют следы антропогенного воздействия. Но серийность этих изображений и явное присутствие на некоторых из них следов обработки или красителей заставляют ученых внимательно относиться к ним самим и уважительно к мнению Рюмина.
Специалистам еще предстоит доказать, что «Рюминский» верблюд представляет собой объект древнего искусства. При условии признания аутентичности изображения, это будет вторым древним рисунком бактриана в пещере Шульган-Таш. И это серьезно повышает вероятность того, что верблюд может быть включен в список животных, которых знали и изображали на Южном Урале не менее 20 тысяч лет назад.
Кстати, во всей Северной Евразии известны лишь три изображения верблюда, которые могут относиться к древнейшему изобразительному пласту. Это рисунок в пещере Хойт-Цэнкер Агуй в Монгольском Алтае, гравировка на бивне мамонта, случайно найденного около деревни Парусинка в Притомье, и изображение верблюда-бактриана в пещере Шульган-Таш, открытого из-под кальцитового натека в 2017 году в зале Хаоса.
Drawing Camel — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 972 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Собери своего деревянного верблюда
Собери своего деревянного верблюда — Оазис верблюжьего молокаВерблюжье молоко: вкуснейшая альтернатива коровьему молоку!
Ваша корзина пуста
Безопасная оплата с помощью:
Слайд-шоу с изображением продукта Предметы
- webshopapp.com/shops/198545/files/375839112/168x168x2/wooden-camel-construction-drawing-to-make-a-camel.jpg»>
Артикул: Bouwtekening houten kameel
Строительный чертеж для изготовления деревянного верблюда высотой более 60 см.
Вы можете сделать этого деревянного верблюда высотой более 60 см!
Что-то связанное с вашими родителями или бабушками и дедушками?
При покупке строительных чертежей.