Что могут рассказать о ребенке его рисунки? Взгляд арт-терапевтки
Детские рисунки — совершенно особый жанр живописи. Каляки-маляки, головоноги, черная заливка и монстры со злобными лицами — наверняка некоторые картины вашего малыша оставляли вас в недоумении. Искусствоведка, преподавательница и арт-терапевтка Лена Парсамова расскажет о детском творчестве и его психологических трактовках, о фломастерах, красках и о том, почему у детей может возникнуть творческий блок после занятий в саду.
На форумах иногда появляются такие записи: родители хотят понять, все ли нормально с их ребенком, потому что он нарисовал что-то «странное». Бывают ли «просто рисунки» или каждый детский рисунок действительно можно трактовать с психологической точки зрения?
Сразу вспомнилась картина Магритта: иногда трубка — это действительно просто трубка! Гуманистический подход в психотерапии и арт-терапии, в котором я работаю, принципиальным образом отказывается от интерпретаций слов или рисунков — слишком велик риск спроецировать свои собственные переживания и опыт на рисунок ребенка.
Но при этом любое творческое проявление человека — это всегда отпечаток актуального состояния и переживаний автора (оставим за скобками профессиональных художников — в этом случае владение техникой позволяет «спрятать» себя за навыками).
Серия «злые рисунки», семь летТо, как рисунок расположен на листе, тип штриховки, ее интенсивность, яркость, как расположены фигуры, какой материал и размер был выбран — все это дает специалисту очень много информации. Но мы никогда не можем диагностировать или делать выводы по одной работе. Для этого нужна серия работ и контакт с автором.
То, что нельзя обойти своим вниманием в рисунках ребенка — это появление в них гениталий и фиксация на их изображении.Стоит задать ребенку уточняющие вопросы — что это, зачем они здесь нарисованы, в каком контексте, где он такое видел. В норме дети не рисуют гениталии просто потому, что в реальной жизни они их и не видят у других людей.
Если накануне ребенок прочитал книжку об устройстве человеческого тела, или вы учили правильные названия половых органов, или рассказали о сексе — то, скорее всего, ребенок просто обрабатывает новую информацию.
Но если подобные изображения появляются без контекста — тут возникают вопросы. Иногда такие рисунки могут свидетельствовать о пережитом ребенком опыте насилия или нарушении его телесных границ. Важно с этим очень осторожно разобраться.
Получите демо-доступ прямо сейчас!
И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.Зарегистрироваться
С нами просто
Приём в школу в любой период учебного года, практически из любого уголка мира.
Соблюдение политики конфиденциальности. Личные данные ребёнка точно не попадут в руки третьих лиц.
Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней.
Выдача официального аттестата по государственному образцу.
Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.
Многие родители волнуются, когда видят, что ребенок выбирает лишь один цвет для рисования — например, только черный или только красный. Цветовые преференции могут свидетельствовать о каких-то проблемах?
Есть замечательная серия книг об истории цветов Мишеля Пастуро — «Синий», «Черный», «Зеленый» и т. д. Так вот в этих книжках он ужасно увлекательно описывает, как менялась символика цветов в европейской культуре на протяжении веков, как их восприятие зависело от экономических и политических факторов, от технологии добычи того или иного красителя, от культурных задач.
Например, в XIV веке в Западной Европе довольно неожиданно стал очень модным черный цвет — он обрел статус благородного, который сохраняет до сих пор (вспомним маленькое черное платье).
А причиной для его популяризации стали, как считается, законы против роскоши и появившиеся предписания о цвете. Для каждой социальной категории были прописаны допустимые и запретные цвета в одежде, и допустимость их во многом определялась стоимостью того или иного красителя.
Наши ассоциации с теми или иными цветами — это всегда социальный конструкт, их символика изменчива, условна и зависит от контекста.
Поэтому в тот момент, когда трехлетний ребенок начинает заливать листы черным цветом, не стоит впадать в панику.У черного цвета есть свои колористические особенности — он перекрывает все остальные цвета. Это производит на двух- или трехлетнего ребенка вау-эффект, и поэтому на определенном этапе дети, чтобы они ни нарисовали, часто заканчивают свою работу тем, что все замазывают черным.
Я бы смотрела на это просто как на эксперимент, изучение свойств разных цветов. Красный по той же причине может быть очень привлекательным — он очень яркий, и это детям нравится.
А если у ребенка на рисунках много сцен агрессии, кровь, злые монструозные фигуры, то родители справедливо могут опасаться, что у них растет маньяк?
Зло ужасно интересно и привлекательно из-за своей табуированности, думаю, во многом этим объясняется популярность боевиков, жестокого кино — вспомните ту же «Игру в кальмара».
Дети тоже исследуют эту тему теми средствами, которые им доступны — через игру и творчество. Им важно установить отношения со злом, с жестокостью, выработать собственное понимание этих чувств и явлений.
Беспокоиться стоит, если ребенок, несмотря на разговоры, систематически проявляет агрессию и насилие по отношению к другим людям.
Если же он хорошо понимает правила социального поведения, но при этом играет в преступников или рисует сражения и убийства — нет.
Таким образом он, скорее всего, справляется с теми чувствами, которые есть у него внутри, находит им безопасный для окружающих выход. Это такая разгрузка, сублимация — взрослые тоже выгружают свою злость через спорт, например. Ни у кого же не вызывает вопросы ваше увлечение боксом?
Что ты думаешь о раскрасках и умении раскрашивать, «не залезая» за границы? Это действительно важный навык? Или стресс для ребенка?
Раскраска не имеет никакого отношения к творчеству, это тренажер для вырабатывания навыка держать границу — то есть развитие контроля и воли. Раскраски могут быть актуальны для детей, которые готовятся к школе — могут помочь детям тренировать руку, готовить ее к письму.
Для младших дошкольников эта задача, во-первых, не актуальна, а во-вторых — не соответствует их возрастным возможностям. Что значит вписаться в границы в раскраске? Для этого должны быть простроены связи между мозгом, волевым центром и рукой, то есть на очень высоком уровне развита и моторика, и саморегуляция.
Ближе к школе такого рода задания становятся возможными, к этому времени мозг уже достаточно созревает.
Требовать от маленького ребенка аккуратности при раскрашивании не стоит, он просто еще не может выполнить такую задачу.
Поэтому малыши часто любят раскраски, но чиркают по ним вообще вне каких-либо контуров или линий — им скорее нравится сама картинка и иллюзия того, что это они ее нарисовали.
Для детей правда важно, чтобы их рисунки были развешены дома, чтобы была домашняя выставка их творчества? Что чувствует ребенок, когда видит собственный рисунок на стене?
Мне кажется, у всех по-разному, стоит спросить своего ребенка — хочет он повесить картинку или нет. Но в целом, по моему опыту, лет до шести-семи дети выдают рисунки пачками, и результат им не сильно важен и интересен, им важен сам процесс рисования.
Это объясняется тем, что ведущая деятельность для этого возраста — свободная игра, то есть процессуальность. И только в школьном возрасте появляется ценность результата и способность на этот результат работать. Обычно в этот момент детям как раз становится принципиально важно рисовать «красиво», «похоже».
Соответственно, появляется и какая-то гордость за итог, если они им довольны. Эту гордость можно подпитать и поддержать развешиванием работ.
Думаю, что в этом случае для ребенка этот акт — публичное признание того, что у него получилось. А это супер важно для развития самооценки и веры в себя.
6,5 лет. Выход на реализм, кошка на крыше.Как ты можешь посоветовать родителям реагировать на творчество детей? Хвалить всегда? Задавать уточняющие вопросы? Подкидывать идеи для «улучшения» или развития сюжета?
Похвала, на мой взгляд, должна быть всегда искренней и относиться не к ребенку в целом, не к его личности, а к тому, что он делает. То есть очень важно разделять ребенка и его действия и даже не оценивать, а скорее давать обратную связь.
Как же искренне реагировать на «мазню», например, годовалого ребенка? Мне кажется важным развивать в себе навык обращать внимание на то, что получилось и удалось. И применять этот навык не только по отношению к своим детям, но и к себе.
Мы все выросли в системе, где нам красным подчеркивали в тетради ошибки, но есть и другой подход — выделять те слова, которые написаны правильно. Это принципиальным образом меняет оптику — если научить себя искать не ошибку, а удачу, то и заметить, за что вы сможете искренне похвалить ребенка, станет проще.
Это может быть новый для него выбор цвета, интересный способ разместить рисунок на листе, или то, что в этот раз малыш просто смог не разлить воду.
Важно не столько оценивать, сколько свидетельствовать опыт вашего ребенка — я здесь, с тобой, я вижу, что ты доволен и я очень этому рад, я вижу, что тебе интересно рисовать, а мне интересно наблюдать за тобой.
Важно присоединяться и быть в контакте — поэтому да, конечно, это классно, если вы будете задавать вопросы о том, что изображено на картине и почему изображено именно так. Если вы можете предложить идеи для развития или какие-то технические лайфхаки, стоит делать это только после того, как ребенок скажет, что он бы хотел все это от вас услышать.
Рисунок годовалого ребенка пальчиковыми красками. Такое рисование — это в первую очередь моторное и сенсорное переживание, «я оставляю след в этом мире».Почему детям так нравятся фломастеры и их трудно потом бывает «вернуть» к карандашам и краскам?
Потому что они очень яркие — это как со сладким. Если ребенка с раннего возраста кормить шоколадом, вряд ли он оценит вкус брокколи. Сахар перекрывает все, и для того, чтобы полюбить овощи, нужно развить большую чуткость вкусовых рецепторов.
Так и с фломастерами — ими легко рисовать, они яркие, не размазываются, рисуют ровно там и так, как ты задумал, не текут, не смешиваются — поэтому и нравятся детям. И очень нравятся родителям — они компактные, их удобно взять в дорогу, для них не нужна вода и нет всей этой потенциально опасной для квартиры ситуации. Большинство фломастеров теперь еще и отлично смываются с разных поверхностей, за исключением кожи самого ребенка.
Но если мы хотим, чтобы у ребенка развивалось чувство цвета, тональных переходов, цветовых нюансов — важно, чтобы он рисовал красками и карандашами, то есть теми материалами, которые позволяют смешивать цвета.
3,5 года. Солнце, дорога и мосты. Рисунок в этом возрасте — это не воспроизведение реальности, а скорее впечатление от нее.Так ребенок опытным путем поймет простую физику цвета и основы колористики (какие краски надо смешать, чтобы получить нужный оттенок), как добиться большей прозрачности или насыщенности цвета с помощью воды или за счет интенсивности штриховки.
Именно поэтому считается, что лучше всего детям с самого начала выдавать краски — сначала пальчиковые, затем простую гуашь, акварель, акрил. Затем цветные карандаши, пастель, а фломастеры лучше отложить.
А что делать, если ребенок совсем не любит рисовать или все время боится сделать ошибку?
Часто такие блоки появляются в результате творческих занятий в детском саду. Нужно понимать, что обычно эти занятия никакого отношения к творчеству не имеют, у них чисто образовательная задача — рассказать о временах года, например, а после этого дети выполняют работу по образцу.
И в тот момент, когда у ребенка не получается скопировать образец (а это, как мы помним, наравне с раскрасками почти невозможная задача лет до шести-семи), ребенок получает опыт фрустрации — он понимает, что у него не получается и лучше вообще не пробовать. Например, мой собственный ребенок после таких занятий наотрез отказывался рисовать с трех до пяти лет.
Что можно сделать? Предлагать те материалы и тот формат творческих заданий, где невозможно ошибиться.
Не рисуйте — раскачивайте творческую смелость через другие материалы. Можно красить воду в прозрачных одноразовых стаканчиках (это же невозможно сделать неправильно) и таким образом исследовать цвета.
Выкладывайте абстрактные композиции из цветных стеклянных камешков или природных материалов. Раскрашивайте красками обычные камни (для этого хорошо использовать акрил), лепите из глины или теста, брызгайте красками на лист бумаги, как это делал Джексон Поллок.
Ищите такие материалы и формат взаимодействия с ними, где нет никакого правильно, где этому страху ошибки просто не будет места.
Это же касается и взрослых, которые считают, что не умеют рисовать. На арт-терапевтических сессиях мы идем в таком случае по тому же пути — отказываемся от привычного рисования и находим другие возможности для творческого проявления. Важно, чтобы человек смог получить опыт удовольствия от процесса и результата, чтобы он увидел, что он может сделать «красиво».
Четыре года. Развивается представление о человеке и его теле, персонажи начинают взаимодействовать, у них уже есть машина и дом.Есть ли какие-то нормы детского рисунка по возрасту?
Да, есть определенные этапы в развитии детского рисунка, они очень хорошо описаны в книге Марии Озеровой «О детском рисовании». Эти этапы напрямую связаны с общим развитием ребенка — развитием его мозга, двигательной и моторной системы, с тем, насколько хорошо происходит сенсорная интеграция (то есть простраивание связей между различными системами восприятия и реагирования в детском организме).
В этом смысле эти нормы очень показательны — не хуже компьютерного томографа показывают, как развивается мозг вашего ребенка и его восприятие себя и мира. Но в целом, как и любые нормы, они условны и в каждом отдельном случае могут различаться. Для специалистов это скорее ориентир, а не какое-то обязательное требование.
Есть классный пример того, как развивается в голове ребенка образ человека — почти все дети начинают рисовать людей с «головоногов».
И это напрямую связано с актуальными моторными задачами трехлетнего возраста, когда, собственно, эти головоноги и появляются.
В это время дети активно осваивают речь и трехмерное пространство — появляется возможность (и даже необходимость) везде залезать, прыгать на двух ногах, то есть расти в высоту. Ноги и говорящая голова — самое главное в человеке на этом этапе, это дети и рисуют.
Головоног из книги Марии Озеровой «О детском рисовании»Можешь посоветовать еще какие-то книги для родителей о детском творчестве?
Мне очень нравится книга Марии Озеровой, которую я уже выше упоминала. Она подробно и очень простым языком объясняет, почему дети рисуют, как творчество связано с их развитием, разбирает основные этапы в развития рисунка и дает классные советы по организации детского творчества.
Еще в прошлом году в «Гараже» вышла книга Мерилин Дж. С Гудмен «Детский рисунок» — тоже неплохая и хорошо проиллюстрированная книга на ту же тему, последняя глава как раз посвящена волнующему многих вопросу «как увлечь ребенка рисованием?».
Для тех же, кому интересен именно арт-терапевтический подход, есть книга художницы, педагога и одной из пионерок этого метода Эдит Крамер, она называется «Арт-терапия с детьми».
Ближе к трем годам появляется способность контролировать руку и рисовать линии согласно замыслу, появляются фигуры.Как вообще работает арт-терапия, чем именно ты занимаешься?
Арт-терапия как метод построена на убеждении, что взаимодействие с художественными материалами, создание арт-объекта и сам результат этой работы — это по сути проекция, прямая или опосредованная, опыта клиента. Через творчество человек каким-то образом проявляет свои глубинные переживания.
Творческий процесс делает видимым то, о чем трудно говорить, или даже думать. Соответственно в арт-терапевтическом взаимодействии мы получаем практически прямой доступ к этим переживаниям и возможность работать с ними в соответствии с запросом клиента — прояснять, осмыслять, называть, свидетельствовать прожитый опыт, события и чувства.
Каждому человеку нужен свой подход — баланс между свободой и инструкцией.
Есть те дети, которые четко знают, что хотят делать на занятиях, есть те, кто теряется в ситуации свободного задания, им нужна опора в виде выбранной темы, или заранее подобранных мною материалов.
Задача специалиста — найти тот формат, в котором ребенку, с одной стороны будет комфортно и безопасно, с другой, он сможет двигаться в сторону зоны своего ближайшего развития — расширять репертуар своих возможностей и навыков. Задача терапии — создать возможность для изменений в жизни человека.
Последнее время я думаю о том, что вижу свою основную задачу в создании на занятии с ребенком ситуации тотального принятия — нормализации и легализации всех его переживаний, интересов и желаний. И в этом поле принятия создается возможность для трансформации, возможность для получения нового опыта, который ребенок может унести с собой в повседневную жизнь.
Все иллюстрации предоставлены героиней интервью.
Секреты детского рисунка. Детский рисунок
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются все проблемы и еще не заданные вопросы детей. Рисует ребенок так, как он видит и цвет, и форму предметов, и их отношения, а это и позволяет нам, взрослым, извлечь полезный урок. Научившись «читать» рисунки своего ребенка, мы сможем понять, где и когда допустили ошибку в его воспитании и можно ли ее исправить.
Рисуя — играем…
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка — не искусство, а его речь: он «говорит» о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока его речь — и устная и письменная — еще бедна и несовершенна. И эта роль рисунка сохраняется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выражения, а собственные рисунки не покажутся ребенку смешными и неуклюжими. Но от пяти до десяти лет — это «золотой век» детского рисунка, подготовка к которому начинается с двух лет. «Настоящий» же рисунок появляется года в четыре. В это время уже каждый рисунок можно рассматривать с точки зрения освоения ребенком основных графических факторов: пространства, линии, цвета.
Обычно рисунок занимает все пространство бумаги. Часто замыслам ребенка становится тесно на листе, и они выходят за его пределы на стол, стену, пол. Только со временем — лет в пять — научится ребенок придерживаться границ листа. Если же этого не произошло, полезно обратиться к рисованию с помощью метода разделения пространства на квадраты. Потренируйте ребенка в копировании рисунков. Самое главное в таком упражнении — обратить его внимание на пересекающиеся линии как на образце для копирования, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», которые должны помочь удержать изображение в определенном, указанном месте листа.
Считается, что до четырех лет ребенок может рисовать, как ему заблагорассудится: человеческие фигурки и предметы могут быть увеличенными или уменьшенными, дорисованными или недорисованными, расположенными в любом месте на листе бумаги — внимание маленького рисовальщика еще очень рассеянно и перескакивает с одного предмета на другой. Поэтому появляется множество незаконченных рисунков или таких, где одни каракули «налезают» на другие. Не огорчайтесь: рисовать для ребенка — значит говорить: сразу и обо всем.
Но вот ребенку исполняется четыре года, и его рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник. Помните, самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка, все остальное вращается вокруг него, и это может быть все, что угодно.
Иногда родители сетуют на такое несовершенство детских рисунков: на них представлено то, чего, по нашему взрослому разумению, просто не может быть. Типичный пример — эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно на изображении (пример — дом с предметами внутри). В этом нет ничего «ненормального», напротив, порадуйтесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скрываются за его непроницаемыми для взгляда стенами.
Рисуя — учимся…
Чаще всего в рисунке ребенок использует линию. Она появляется уже в «мараниях» двухлетнего художника, становясь со временем более совершенной основой настоящего рисунка.
Рисование — сложная работа для малыша: надо научиться передвигать карандаш в нужном направлении пока еще непослушными пальчиками под контролем глаз, тоже не до конца усвоивших важность своей роли — контролировать движения руки. И это помимо чисто «художественных» задач: «нарисовать кота Ваську, у которого пушистый хвост, острые когти и который бегает так быстро, как ракета, — не догонишь ни за что».
Рисование — очень серьезная работа: развивая руку, мы развиваем мозг. Загляните в любой учебник по психологии и убедитесь в их нерушимой нервно-психической связи. Поэтому помогите своему малышу освоиться с карандашами и фломастерами. Существует много хороших книг и альбомов для раскрашивания, в которых, проводя разнообразные линии, ребенок учится психомоторной координации.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, обратите внимание на то, какие линии составляют его рисунки. Степень нажима, умение провести линию под разным углом могут говорить и о развитии ручных навыков, и об эмоциональном самочувствии. Неровные прерывистые, спускающиеся линии подскажут внимательным родителям, что ребенка что-то беспокоит или вызывает неуверенность в себе. «Колючие, агрессивные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жесткое «управление» и т.д. Помните: особенности рисунков вашего ребенка — это повод задуматься над своей стратегией воспитания, а не стимул к директивному указанию «не смей проводить такую линию!». Нельзя воздействовать на результат — уже готовый рисунок — это своеобразный экран, отражающий мысли и переживания вашего ребенка.
Рисуя — чувствуем…
Отношение к цвету — объект многочисленных исследований психологов. Ограничимся некоторыми замечаниями, необходимыми для понимания того, что чувствует и думает ребенок, рисуя. Считают, что человек обладает врожденным чувством цвета. Одни предпочитают оттенки красного, другие — синего. Большую роль играют и условия жизни ребенка (сельская местность или город), и принадлежность к определенной культуре. Психологи установили, что каждый цвет несет в себе определенный символ: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все однозначно — в разных культурах один и тот же цвет имеет разное значение: в Китае, например, цвет траура и печали — белый, а лиловый цвет во многих странах является символом любви и счастья.
Вначале ребенок использует небольшой набор карандашей или красок — это основные цвета: красный, синий, зеленый. Причем каждый цвет, каждый оттенок — открытие, которое завораживает, новый цвет кажется самым красивым, самым привлекательным. Один трехлетний мальчик, открывший для себя оранжевый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей маленькой сестрички?» убежденно отвечал «оранжевые».
Постепенно выбор цвета при рисовании будет все более осознанным, подчиняясь задачам художественного изображения. Не стоит, однако, ждать, когда чувство цвета спонтанно разовьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы разноцветных карандашей, фломастеров, обращая его внимание на оттенки. Поощряйте желание ребенка экспериментировать с цветом. Дайте ему почувствовать разницу между красным и зеленым яблоком, между ласковым и бурным морем и т.д., но делайте это ненавязчиво, не директивно и наберитесь терпения, если богатство цветовой палитры появится не сразу. Если ребенок рисует синего кота, возможно, он просто развлекается, а не сочетает выбранный им цвет с рисуемым объектом, так как сочетаемость цвета с объектом его пока совсем не интересует. Если ребенок окрашивает человеческую фигурку красным, это может означать — в зависимости от обстоятельств — как агрессивность, страх, так и хорошее настроение, праздник. Строго установленных закономерностей здесь нет — их вам может заменить ваше знание своего ребенка.
Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков (или иллюстраций в книгах и журналах). Когда он раскрашивает рисунок, поинтересуйтесь, какой запах у этого предмета, горячий он или холодный, шероховатый или гладкий, с чем еще его можно сравнить? Или, наоборот, попросите ребенка нарисовать что-то блестящее, холодное, прозрачное. Пусть ребенок попробует передать все эти характеристики предмета с помощью своего рисунка, используя соответствующий цвет, линии, расположение на листе…. Отметьте для себя постоянные сочетания цвета и чувства вашего ребенка — вот вы и получили своеобразное пособие для уточнения переживаний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.
Во время занятий с ребенком не проявляйте излишней настойчивости, обучая тому, «как надо». Объясняйте так, чтобы ребенок больше спрашивал. Приходится иногда сожалеть, что современным мамам и папам частично известны некоторые психологические тайны — что-то рассказали знакомые, что-то прочитали сами, а в результате: «Почему ты рисуешь такие руки и зубы? Психолог сказал, что это нехорошо!».
Или известен случай, когда педагог, своеобразно понимая свои профессиональные задачи, запретил своему ученику использовать черную краску в акварелях, а мальчик, проведя фиолетовую линию, подписал под ней: «Черная!»
От теории к практике
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура — один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. «Виноват» в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т.д. Уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, его улыбка — первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут рассказать рисунки, где изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит портреты членов семьи, которые, в лучшем случае, будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша, вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки 3-4-летних детей получили название «головоногов») к выделению и правильному прорисовыванию отдельных частей тела — рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок, уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека.
Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделяет он в себе в тот или иной период жизни.
И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения. Девочки, как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не могут устоять перед искушением приукрасить образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми ребят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к таким деталям, как украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. Таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих на стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину, говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины «взрослых» художников. Представ в роли «заядлых реалистов», дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравятся задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного.
Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мамы или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где-то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, ибо именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.Как часто мы, не задумываясь, говорим: «кручусь, как белка», «устал, как собака», «тружусь, как пчелка». Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом «мама гуляет с сестренкой» или «я — у бабушки». Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье — появления в ней «новенького». Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущимися простотой и изяществом метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!
Ганошенко Наталья Ивановна
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Психологического института РАО, Москва
Моя семья любит эти уроки рисования из Art For Kids Hub
Просмотр на одной странице
Начать показ слайдов
Поделиться этой ссылкой Копировать
← Используйте клавиши со стрелками →
Укрытие на месте было тяжелым испытанием для моей семьи. Все началось не так уж плохо, но довольно скоро мы перешли от обилия позитива к его почти полному отсутствию. После того, как новизна прошла, дистанционное обучение превратилось в кошмар, поскольку моя дочь сопротивлялась мне на каждом шагу.
Как только она увидела компьютер на нашем кухонном столе, она сбежала. В конце концов, я отказался от борьбы, зайдя в интернет только утром, чтобы проверить ее посещаемость и бегло просмотреть, что публикуют ее учителя. Однажды утром ее учитель рисования поделился ссылкой на учебник на YouTube. Я почти проигнорировал это, как обычно делаю с видео на YouTube, но я так рад, что не сделал этого.Пару лет назад, после того как моя дочь наткнулась на какой-то откровенно жуткий материал на YouTube Kids, мы с мужем удалили это приложение со всех наших устройств и никогда не оглядывались назад. Но, поскольку моя дочь любит искусство, я пошел дальше и нажал на ссылку, которой поделилась ее учительница, и нашел довольно простое видео с практическими рекомендациями, обучающее детей тому, как рисовать что-то, используя только основные формы. Услышав, как этот теплый, полный энтузиазма мужчина объясняет, как рисовать, моя дочь привлекла внимание, и она отважилась пройти мимо. Это был первый раз за несколько недель, когда она добровольно подошла и села рядом со мной за наш кухонный стол, поэтому я побежал так быстро, как только мог, чтобы схватить пачку бумаги и нашу коробку с карандашами.
После недель сражений неизвестно, как долго моя дочь захочет сидеть и что-то делать со мной, так что я собирался сделать все возможное, чтобы впитывать каждую секунду. Я был рад узнать, что этот урок был одним из многих на этом семейном канале YouTube, который получил умное название Art For Kids Hub. Семья, насчитывающая более трех миллионов подписчиков, состоит из мамы, папы (он же арт-хаб) и их четверых детей, которые вместе создают искусство, которое варьируется от очень простого до довольно сложного, и всегда подчеркивает важность веселья. Как человек, который едва может нарисовать фигурку, я решил, что просто прислушаюсь к совету хаба и повеселюсь со своей дочерью. Что ж, к моему большому удивлению, уроки настолько идеально построены и легки для понимания, что даже я рисовал! На самом деле, я был так поражен, что чуть не повесил свои рисунки на холодильник рядом с дочерними.
Шли недели, а погода становилась все теплее, семьи в нашем районе начали рисовать мелом подъездные пути, чтобы прохожие могли любоваться ими во время ежедневных прогулок. Мы с дочерью провели утро, покрывая нашу длинную дорогу рисунками ее любимых персонажей из Frozen 2 . Когда дождь смыл их, мы заполнили подъездную дорожку фотографиями милых мультяшных кексов, леденцов и других любимых персонажей Диснея. Внутри мы почти каждый день садились за кухонный стол и рисовали птиц, цветы, мермикоров (потому что это вещь) и смайликов. Мы доставили рисунки моей дочери в почтовые ящики ее учителя, одноклассников и друзей, чтобы скрасить их дни так же, как и наши. И это сработало!
Эта милая семья, любящая искусство, помогла наладить отношения между мной и моей дочерью, подарив нам что-то интересное, чем мы могли бы заняться вместе, позволила нам поднять настроение в нашем сообществе, научила эту старую собаку новому трюку и просто сделала карантин более терпимым. И за это мы бесконечно благодарны. Впереди посмотрите 20 наших любимых видео.
Начать слайд-шоу
Ресурсы для рисования для детей от режиссера — From the Pond
Проекты направленного рисования
Наши пакеты направленного рисования включают пошаговые инструкции по рисованию и написанию бумаг!
Зимняя мышь
ноябрь дек янв Рисунок
Рисунок Санта Калуса
Рождественские рисунки
Веселые тыквы
Осень Осень Рисунок
Школьный автобус
Форма друзей
Рисунок алфавита
Летние направленные рисунки
Мои первые летние рисунки
Летнее веселье направленный рисунок
Веселый пляжный рисунок
Забавный рисунок мороженого
Рисунки океана
май июнь июль
Мы любим Землю
Весна февраль-апрель
Весенний сад
Первые рисунки
Мой второй набор для рисования
Мой третий набор для рисования
Домашний рисунок улитки
Рисунок толстого кота
Супер сладкий
Рисунки сельскохозяйственных животных
Австралийские рисунки животных
Фруктовые рисунки
Рисунки радуги
Художественные проекты домашних животных
Письменный плакат
Австралийские животные
Рисунки, направленные на джунгли
Смеси
Рисунки монстров
День святого Валентина
Милый рисунок
Снова в школу
Больше рисунков «Снова в школу»
Летний рисунок
Более направленный рисунок алфавита
Пасхальный направленный рисунок
Жуткие рисунки на Хэллоуин
Валентинка Панда Рисунок
Рисунки эльфов
День Ха-Би
A-Z 2D-чертежей
Направленный рисунок аллигатора
Сладкий рой пчел
Милая свинья
Форма лисы
Милый рисунок яблока
Рисунок пчелы Валентина
Зимний рисунок медведя
Радужные утки
Рисунок снеговика
Пряничный человечек
Рисунок бабочки
Божьи коровки на листе
Божья коровка на цветке
Рисунок пасхального кролика
Большая свинья
Обнять жука
Дополнительные документы
Сова Луна
Свободнонаправленные шаги рисования
Мы предоставили огромное количество бесплатных пошаговых инструкций по рисованию для создания великолепных художественных проектов.