Жизнь и смерть Василия Верещагина
Многие творческие люди, не только художники, живут в одном будничном мире, а творят в другом. По ярким, полным жизни полотнам Ван Гога трудно угадать как терзался и мучился от безденежья и одиночества гений – живопись была его отдушиной, пристанищем. Несбывшийся же друг Ван Гога – Гоген напротив жил и творил одновременно, не разделяя быт и вдохновение. Не умаляя гениальности Ван Гога – это не является критерием оценки в принципе – нужно заметить, что художников «живущих» свои полотна относительно немного. И выдающийся русский живописец Василий Верещагин был как раз из таких. Его творческая биография, как и у Гогена, неотрывна от биографии жизненной.
У крепостной стены. Пусть войдут (1871),
Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи. Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана.
По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата. После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат. Подняв солдат в атаку против наступающих, Верещагин стал кавалером Георгия – генерал-губернатор отдал ему личный крест. Незадолго до гибели Верещагин передарит его знакомому капитану…
Впрочем, Верещагин всегда умел постоять за себя: грозил револьвером французским студентам-старшекурсникам, бивал пару американских рэкетиров, желающих получить с художника комиссионные – сложённый для армии, художник был крепким орешком.
Дервиши в праздничных нарядах (1870)
Именно в Туркестане состоялась одна из первых выставок художника, после чего Василий отправился в путешествие по территории современной Киргизии и Западного Китая, где создал зарисовки «типов», которые будут даваться ему не хуже батальных полотен. Верещагин за долгую творческую жизнь запечатлеет большое количество подобных «типов» – непортретных зарисовок людей, обычно облачённых в национальные одежды: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871), «Буддийский лама на празднике в монастыре» (1875), «Жители западного Тибета» (1870-е), «Факиры» (1876), «Японский нищий» (1904) и др.
Национальный колорит так и сквозит через одежды и сюжеты, которые неизменно присутствуют несмотря на явное позирование «моделей». Каждый из героев как бы занят своим делом – будь то попрошайничество, игра на дудочке, разговор. Сочетание портретной статичности героев и, вместе с тем, их увлечённость собственным делом дают зрителю возможность не только рассмотреть диковинные костюмы и незнакомые лица, но и проникнуть в «историю» отображённого художником момента.
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх (1875)
Не обходит Верещагин стороной и пейзажную живопись, но делает это заметно реже, хоть и обнаруживая недюжинный талант. От пейзажей художник не отойдёт окончательно никогда, словно желая запечатлеть их, как и человеческие «типы», выбирая самые яркие и характерные особенности природы разных земель, где ему удалось побывать. «В горах Алатау» (1870), «Гималаи вечером» (1875), «Вид Крымских гор» (неизвестно), «В горах (1890-е) и проч. Певец Юга и Востока, Верещагин блестяще чувствует все оттенки ясного неба, разверзшегося над иссушенной землёй: от ярко-голубого до стального, парящего в раскалённом безветрии. Там, где пустыню сменяют горы, небо становится голубей и прозрачней, а редкая прежде растительность пенится, расползаясь окрест.
Многие сюжеты увлечены восточной урбанистикой: города, живописные развалины, коими был полон тогдашний Восток. «Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур)» (1874), «В Иерусалиме. Царские гробницы» (1884), «Итальянская деревушка на берегу моря» (неизвестно), «Мавзолей Гур-Эмир» (1870), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870). Яркие сочные «портреты» зданий резко контрастируют с редкими изображениями русской архитектуры. Но если восточные здания изображены под обычной закипающей глазурью неба, то родные пенаты Верещагин рисует изнутри. Скромное церковное убранство, крошечные окошки, полумрак, как на картине «Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге» (1894).
Мавзолей Гур-Эмир (1870)
К серии «Наполеон в России» относятся полотна посвящённые Отечественной войне 1812 года, изображающие идущих к Москве и занимающих её французов, а после и жалкое бегство армии Наполеона. На картинах «В штыки! Ура! Ура!» (1890-е), «В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)» (1898), «С оружием в руках — расстрелять!» (1890-е), «Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации» (1892) Верещагин раскрывает редкие для него прежде зимние сюжеты, сменяя яркие реалистичные изображения Востока мягкими, почти лубочными изображениями Севера. Картины Верещагина стали не менее классическим олицетворением Отечественной войны, чем роман «Война и мир» Толстого.
Но прославили художника его реалистичные до жестокости военные полотна, которые часто можно назвать и антивоенными. Знаменитая на весь мир картина «Апофеоз войны» (1871) была создана под влиянием первой туркестанской «командировки» и легенд о подавлении восстаний в Китае. Гора черепов посреди выжженной пустыни в окружении воронья является не столько изображением действительности, как это свойственно Верещагину, сколько метафорическим высказыванием о результатах любой войны.
Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации (1892)
Несмотря на то, что Верещагин живописал геройство воевавших с ним бок о бок солдат, на родине его подвергли нападкам. Лично император Александр II выразил неудовольствие работами художника. «В чём же дело?» – спросите вы. А дело в том, что Верещагин осмелился взглянуть на войну с двух сторон. Вот героические русские солдаты вступают в неравный бой с неприятелем и празднуют победу на картинах «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1879) «Парламентёры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту!» (1873), «Нападают врасплох» (1871), но вот они же терпят оглушительное поражение и унижение…
Наиболее это видно на парных «картинах-дилогиях» «Победители» (1878) и «Побеждённые. Панихида» (1879). На первой картине неприятель празднует победу, обирая убитых солдат, на второй – православный батюшка отпевает солдат, уже в исподнем. Другая «пара» – «После удачи» и «После неудачи» от 1868 года, которые можно рассматривать в любом порядке. На одном из них туземцы собирают «трофей» в виде головы русского солдата, на другой – русский солдат курит над телами туземцев. И непонятно в каком именно порядке следует смотреть эти полотна.
Побеждённые. Панихида (1879)
Победа соседствует с поражением, а геройство сменяется дефекацией вприсядку на окраине лагеря. Безусловно Верещагин не испытывает особой симпатии к туземцам, но он изображает войну, какой она и предстаёт солдату.
Увечье, смерть, забвение и даже растерзание зверями – вот что ждёт их на пути к войсковой славе. Этому посвящены многие картины мастера, а в частности «Смертельно раненный» (1873), «Людоед» (1880-е), «Забытый» (неизвестно), «Солдат на снегу» (1878). Критика привела к тому, что после одной из выставок художник вырезал из рам и бросил в топку три наиболее раскритикованных полотна, включая картину «Забытый», вдохновившую Мусоргского на написание одноимённой баллады. За картину «Святое семейство» Верещагин получил и неудовлетворительные отзывы от папистов, требовавших сжечь «богохульную картину».Несмотря на критические отзывы, петербуржская Академия предложила в итоге художнику профессорский чин, от которого тот отказался. После завершения в Мюнхене «туркестанской» серии, Верещагин отправляется в Индию и Тибет, где проводит почти два года. Но едва узнав в 1877 году о начале очередной русско-турецкой войны он отправляется в армию. Служа адъютантом, художник принимает участие в нескольких столкновениях.
Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур) (1874)
По окончании войны он вновь отправляется в путешествия: в Индию Сирию, Палестину, где рисует «трилогию казней», наиболее известна из которых «Подавление индийского восстания англичанами» (1884). Верещагин выказывает недоумение к тому, что войны мировое сообщество признаёт хоть сколько-нибудь ужасным явлением, в то время как жестокие смертные казни – нет. Впрочем, это не мешало ему прежде просить повешения для парочки отличившейся особой жестокостью башибузуков во время русско-турецкой войны.
После этого художник входит в совсем мирную жизнь, путешествует по США, Японии, Кубе, Филиппинам, пока на 62-м году жизни не отправляется на вспыхнувшую русско-японскую войну. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся с собой на дно выдающегося русского художника Василия Верещагина и более шестисот человек матросов.
Перед атакой. Под Плевной (1881)
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле) (1898)
Высматривают (1873)
Два ястреба (1878)
Дорога военнопленных (1879)
Итальянская деревушка на берегу моря (неизвестно)
Людоед (1880-е)
Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1876)
Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870).
Место битвы (1877)
Монастырь Хемис в Ладаке (1875)
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся (1873)
На большой дороге. Отступление, бегство (1890-е)
Парламентёры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту! (1873)
Перекочёвка кигризов (1870)
Победители (1878)
Подавление индийского восстания англичанами (1884)
После атаки. Перевязочный пункт под плевной (1881)
Раджнагар (1874)
Развалины в Чугучаке (1870)
Русский лагерь в Туркестане (1860-е)
С оружием в руках — расстрелять! (1890-е)
Торжествуют (1872)
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1879)
Афганец (1868)
Баня (1870-е)
Богатый киргизский охотник с соколом (1871)
Буддийский лама на празднике в монастыре (1875)
В горах Алатау (1870)
В горах (1890-е)
В Иерусалиме. Царские гробницы (1884)
В штыки! Ура! Ура! (1890-е)
Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот (1900-е)
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге (1894).
Гималаи вечером (1875)
Дервиши в праздничных нарядах (1870)
Жители западного Тибета (1870-е)
Мыс Фиолент вблизи Севастополя (1897)
Представляют трофеи (1872)
Продажа ребёнка-невольника (1872)
Смертельно раненный (1873)
Солдат на снегу (1878)
Факиры (1876)
Шпион (1879)
Японка (1903)
Японский нищий (1904)
После удачи (1868)
После неудачи (1868)
Десять определений смерти глазами известных художников
Английский искусствовед Джонатан Джонс недавно составил десятку самых известных произведений искусства, запечатлевших самые скорбные состояния человеческих тел. Избранные произведения известных авторов не могут оставить зрителей равнодушными, по той простой причине, что любой человек обречен пройти через финишную черту, отделяющую всю нашу жизнь от глубинных тайн мироздания. Любая смерть ужасна, но ужас бывает разным. И если есть эстетика красоты, то должна быть и эстетика безобразного. – Это особый вид диалектики, постижение прекрасного через отвратительное, дается нам исключительно с помощью априорного знания. По крайней мере, до тех пор, пока мы остаемся живыми.
1. Смерть – это судьба.
Первое место в рейтинге, по мнению Джонса, занимает произведение немецкого живописца XVI века Гольбейна: «Мертвый Христос в гробу». Картина настолько сильная, что именно про нее Достоевский написал: «у иного ещё вера может пропасть». Картина способна оттолкнуть впечатлительного зрителя, настолько натуралистично изображена смерть Спасителя. Кажется, в ней нет и грамма христианского воззрения на бессмертную природу Иисуса Христа. От этого картина становится вдвойне отвратительней, чем она есть на самом деле. Но именно этот ужас, по замыслу автора, и должен предвосхищать благую весть о Воскрешении Господа.
2. Смерть – это случайность.
Следующее произведение, где мертвый человек является главным объектом изображения, является полотно кисти французского художника Эдуарда Моне «Смерть тореадора». Картина лишена какого-либо религиозного смысла, скорее наоборот, смерть здесь представлена в качестве некого случайного элемента. Смерть – это случайность – взгляд автора на полотно. Мертвый тореадор выглядит сентиментально и празднично, тем не менее, он мертв. Поразительно, что в этом произведение форма и содержание обретают некое единое информационное пространство. Картина, выполненная техникой Моне, с помощью бесконечного множества отдельных «мазков» тоже создает ощущение случайности и легкости. Любой отдельный элемент можно убрать, при этом картина в целом ничего не потеряет. Одним словом, все как в жизни, точнее, после нее.
3. Смерть – это война.
В отличие от предыдущей картины, на войне смерть не случайность, а закономерность. Доподлинно известно, что именно эта картина послужила источником сюжета для Эдуарда Моне. Картина выполнена итальянским мастером, чье имя нам неизвестно. Убитый солдат лежит в окружении символов вечности: огромное многовековое дерево, череп и кости, окружающая мгла и лампада. Солдат готов сражаться, его левая рука сжимает оружие, которое ему уже никогда не пригодится.
4. Смерть – это страдание.
Картина Андреа Мантенья «Мертвый Христос» выполнена в лучших традициях нового Ренессанса. Христос изображен в проекции ногами вперед, подчеркивая мученическую смерть Спасителя. На теле имеются следы истязаний. Скорбящие свидетельствуют, что это необычный труп человека, и все же на этот момент времени Христос предстает перед нами как просто безжизненный кусок человеческой плоти.
5. Смерть – это порок.
Оно из самых скандальных прои
Сказка Солдат и смерть — Страшные сказки для детей читать онлайн
Прошло срочное время, отслужил солдат службу королю и стал проситься на родину с родными повидаться. Сначала было король не пускал его, но потом согласился, наделил его златом-серебром и отпустили его на все четыре стороны.
Вот получил солдат отставку и пошел с товарищами прощаться, а товарищи и говорят ему:
— Неужели на простинах не поднесешь, а прежде ведь мы хорошо жили?
Вот солдат и начал подносить своим товарищам; подносил-подносил — глядь, а денег-то осталось у него только пять пятаков.
Вот идет наш солдат. Близко ли, далеко ли, видит: стоит в сторонке кабачок; зашел солдат в кабачок, на копейку выпил, на грош закусил и пошел далее. Прошел немного, встретилась ему старуха и стала милостыню просить; солдат и подал ей пятак. Прошел опять немного, смотрит, а та же старуха опять идет навстречу и просит милостыню; солдат подал другой пятак, а сам дивуется: как это старуха опять очутилась впереди? Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню; солдат и третий пятак подал.
Прошел опять с версту. Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню. Разозлился солдат, не стерпело ретивое, выдернул тесак да и хотел было раскроить ей голову, и только лишь замахнулся, старуха бросила к его ногам котомку я скрылась. Взял солдат котомку, посмотрел-посмотрел да и говорит:
— Куда мне с этой дрянью? У меня и своей довольно!
И хотел было уж бросить — вдруг, откуда ни возьмись, явились перед ним, как из земли, два молодца и говорят ему:
— Что вам угодно?
Солдат удивился и ничего не мог им сказать, а потом закричал:
— Что вам от меня надобно?
Один из них подошел поближе к служивому и говорит:
— Мы служители твои покорные, но слушаемся не тебя, а вот этой волшебной сумочки, и если тебе что нужно, приказывай.
Солдат думал, что все это ему грезится, протер глаза, решился попробовать да и говорит:
— Если ты говоришь правду, то я приказываю тебе, чтобы сейчас же была койка, стол, закуска и трубка с табаком!
Не успел солдат еще и кончить, а уж все и явилось, как будто с неба упало. Выпил солдат, закусил, повалился на койку и закурил трубку.
Полежал он так довольно времени, потом махнул котомочкой и, когда явился молодец (служитель котомочки), солдат и говорит ему:
— А долго ли я буду здесь лежать на этой койке и курить табак?
— Сколько угодно, — сказал молодец.
— Ну так убери все, — сказал солдат и пошел дальше. Вот шел он после этого, близко ли, далеко ли, и пришел к вечеру в одну усадьбу, и тут славный барский дом. А барин в этом доме не жил, а жил в другом — в хорошем-то доме черти водились. Вот и стал солдат у мужиков спрашивать:
— Где барин живет?
А мужики и говорят:
— Да что тебе в нашем барине?
— Да ночевать бы надо попроситься!
— Ну, — говорят мужики, — только поди, так он уж отправит тебя чертям на обед!
— Ничего, — говорит солдат, — и с чертями разделаться можно. А скажите, где барин-то живет?
Мужики показали ему барский дом, и солдат пошел к нему и стал у него ночевать проситься. Барин и говорит:
— Пустить-то я, пожалуй, и пущу, да только у меня там не тихо!
— Ничего, — говорит солдат. Вот барин и повел солдата в хороший дом, а как привел, солдат махнул своей волшебной сумочкой и, когда явился молодец, велел приготовить стол на двух человек. Не успел барин повернуться, а уж и явилось все. Барин, хоть и богат был, а такой закуски никогда еще у него не бывало! Стали они закусывать, а барин и украл золотую ложку. Кончили закуску, солдат махнул опять котомочкой и велел убрать все, а молодец говорит:
— Я не могу убрать — не все на столе. Солдат посмотрел да и говорит:
— Ты, барин, для чего ложку взял?
— Я не брал, — говорит барин.
Солдат обыскал барина, отдал ложку лакею, а сам и начал благодарить барина за ночлег, да так его изрядно помял, что барин со злости запер на замок все двери.
Солдат запер все окна и двери из других покоев, закрестил их и стал чертей дожидаться.
Около полуночи слышит, что кто-то у дверей пищит. Подождал еще солдат немного, и вдруг набралось столько нечистой силы и подняли такой крик, что хоть уши затыкай!
Один кричит:
— Напирай, напирай!
А другой кричит:
— Да куда напирать, коли крестов наставлено!.. Солдат слушал, слушал, а у самого волосы дыбом встают, даром что не трусливого десятка был. Наконец и закричал:
— Да что вам тут от меня надо, босоногие?
— Пусти! — кричат ему из-за двери черти.
— Да на что я вас пущу сюда?
— Да так, пусти!
Солдат посмотрел кругом и увидел в углу мешок с гирями, взял мешок, вытряхнул гири да и говорит:
— А что, много ли вас, босоногих, войдет ко мне в мешок?
— Все войдем, — говорят ему из-за двери черти. Солдат наделал на мешке крестов углем, притворил немного двери да и говорит:
— Ну-ка, я посмотрю, правду ли вы говорили, что все войдете?
Черти все до одного залезли в мешок, солдат завязал его, перекрестил, взял двадцатифунтовую гирю да и давай по мешку бить. Бьет, бьет да и пощупает: мягко ли? Вот видит солдат, что наконец мягко стало, отворил окно, развязал мешок да и вытряхнул чертей вон. Смотрит, а черти все изуродованы, и никто с места не двигается.
Вот солдат как крикнет:
— А вы что тут, босоногие, разлеглись? Другой бани, что ли, дожидаетесь, а?
Черти все кое-как разбежались, а солдат и кричит им вдогонку:
— Еще придете сюда, так я вам не то еще задам!
Наутро пришли мужики и отворили двери, а солдат пришел к барину и говорит:
— Ну, барин, переходи теперь в тот дом и не бойся уж ничего, а мне за труды надо на дорогу дать!
Барин дал ему сколько-то денег, и солдат пошел себе дальше.
Вот шел и шел он так долгонько, и до дому уже недалеко осталось, всего три дня ходьбы! Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и закричал:
— Что тебе надобно от меня, старая? Хочешь, тебе голову раскрою?
Смерть (это была она) и говорит:
— Я послана Господом взять у тебя душу!
Вздрогнуло солдатское сердце, упал он на колени да и говорит:
— Смилуйся, матушка смерть, дай мне сроку только три года; прослужил я королю свою долгую солдатскую службу и теперь иду с родными повидаться.
— Нет, — говорит смерть, — не видаться тебе с родными и не дам я тебе сроку три года.
— Дай хоть на три месяца.
— Не дам и на три недели.
— Дай хоть на три дня.
— Не дам тебе и на три минуты, — сказала смерть, махнула косой и уморила солдата.
Вот очутился солдат на том свете да и пошел было в рай, да его туда не пустили: недостоин, значит, был. Пошел солдат из раю да и попал в ад, а тут прибежали к нему черти да и хотели было в огонь тащить, а солдат и говорит:
— Вам что надо от меня? Ах вы, босоногие, или позабыли уж барскую баню, а?
Черти все побежали от него, а сатана и кричит:
— Вы куда, детки, побежали-то?
— Ой, батька, — говорят ему чертенята, — ведь солдат-то тот здесь!
Как услыхал это сатана, да и сам побежал в огонь. Вот солдат походил, походил по аду — скучно ему стало; пошел в рай да и говорит Господу:
— Господи, куда ты меня пошлешь теперь? Раю я не заслужил, а в аду все черти от меня убежали; ходил я, ходил по аду, скучно стало, да и пошел к тебе, дай мне службу какую-либо!
Господь и говорит:
— Поди, служба, выпроси у Михаила-архангела ружье и стой на часах у райских дверей!
Пошел солдат к Михаилу-архангелу, выпросил у него ружье да и стал на часы к райским дверям. Вот стоял он так, долго ли, коротко ли, и видит, что идет смерть, и прямо в рай. Солдат загородил ей дорогу да и говорит:
— А тебе что надобно, старая? Пошла прочь! Господь без моего доклада никого не примет!
Смерть и говорит:
— Я пришла к Господу спросить, каких на этот год велит людей морить.
Солдат и говорит:
— Давно бы так, а то лезешь не спросясь, а разве не знаешь, что и я что-либо да значу здесь; на-ка ружье-то подержи, а я схожу спрошу.
Пришел служивый в рай, а Господь и говорит:
— Зачем ты, служба, пришел?
— Пришла смерть. Господи, и спрашивает: каких ты на следующий год велишь людей морить?
Господь и говорит:
— Пусть морит самых старых!
Пошел солдат назад да и думает «Самых старых велит Господь людей морить; а что, если у меня отец еще жив, ведь она его уморит, как и меня. Так ведь, пожалуй, я и не повидаюсь больше. Нет, старая, ты не дала мне вольготушки на три года, так поди-ка погрызи дубы!»
Пришел да и говорит смерти:
— Смерть, Господь велел тебе на этот раз не людей морить, а дубы грызть, такие дубы, которых старее нет!
Пошла смерть старые дубы грызть, а солдат взял у нее ружье и стал опять у райских дверей ходить. Прошел на белом свете год, смерть опять пришла спросить, каких на этот год велит ей Господь людей морить.
Солдат отдал ей ружье, а сам и пошел к Господу спросить, каких на этот год велит смерти людей морить. Господь велел морить самых матерых, а солдат опять и думает:
«А ведь у меня там есть еще братья да сестры и знакомых много, а смерть как уморит, так мне с ними и не повидаться больше! Нет, пусть же и другой год погрызет дубов, а там, быть может, нашего брата-солдата и миловать станет!»
Пришел да и послал смерть грызть самые ядреные, матерые дубы.
Прошел и другой год, пришла смерть на третий раз. Господь велел ей морить самых молодых, а солдат послал ее молодые дубы грызть.
Вот, так пришла смерть на четвертый раз, солдат и говорит: — Ну тебя, старую, поди, коли нужно, сама, а я не пойду: надоела!
Пошла смерть к Господу, а Господь и говорит ей:
— Что ты, смерть, худая такая стала?
— Да как худой-то не быть, целых три года дубы грызла, все зубы повыломала! А не знаю, за что ты, Господи, на меня так прогневался?
— Что ты, что ты, смерть, — говорит ей Господь, — с чего ты взяла это, что я посылал тебя дубы грызть?
— Да так мне солдат сказал, — говорит смерть.
— Солдат? Да как он смел это сделать?! Ангелы, подите-ка, приведите ко мне солдата!
Пошли ангелы и привели солдата, а Господь и говорит:
— С чего ты взял, солдат, что я велел смерти дубы грызть?
— Да мало ей, старой, этого! Я просил у ней вольготушки только на три года, а она не дала мне и три часа. Вот за это-то я и велел ей три года дубы грызть.
— Ну, так поди-ка теперь, — говорит Господь, — да откармливай-ка ее три года! Ангелы! Выведите его на белый свет!
Вывели ангелы солдата на белый свет, и очутился солдат на том самом месте, где уморила его смерть. Видит солдат какой-то мешок, взял он мешок да и говорит:
— Смерть! Садись в мешок!
Села смерть в мешок, а солдат взял еще палок да каменья положил туда, да как пошагал по-солдатски, а у смерти только косточки хрустят!
Смерть и говорит:
— Да что ты, служивый, потише!
— Вот еще, потише, еще чего скажешь, а по-моему так: сиди, коли посажена!
Вот шел он так два дня, а на третий пришел к свату-целовальнику да и говорит:
— Что, брат, дай выпить; все деньги прожил, а я тебе на днях занесу, вот тебе мой мешок, пусть у тебя полежит.
Целовальник взял у него мешок да и бросил под стойку. Пришел солдат домой; а отец еще жив. Обрадовался, а еще больше обрадовались родные. Вот жил так солдат и здорово и весело целый год.
Пришел солдат в тот кабак и стал спрашивать свой мешок, а целовальник едва и отыскал его. Вот солдат развязал мешок да и говорит:
— Смерть, жива ли ты?
— Ой, — говорит смерть, — едва не задохлась!
— Ну ладно, — говорит солдат. Открыл табакерку с табаком, понюхал да и чихнул. Смерть и говорит:
— Служивый, дай-ка мне!
Она все просила, что увидит у солдата.
Солдат и говорит:
— Да что, смерть, ведь тебе мало одной щепотки, а поди сядь в табакерку да и нюхай сколько захочешь; Только что смерть залезла в табакерку, солдат захлопнул да и носил ее целый год. Потом он опять отворил табакерку да и говорит:
— Что, смерть, нанюхалась?
— Ой, — говорит смерть, — тяжело!
— Ну, — говорит солдат, — пойдем, я теперь покормлю тебя!
Пришел он домой да и посадил ее за стол, а смерть ела да ела за семерых. Рассердился солдат и говорит:
— Ишь, прорва, за семерых съела! Эдак тебя не наполнишь, куда я денусь с тобой, проклятая?
Посадил ее в мешок да и понес на кладбище; вырыл в сторонке яму да и закопал ее туда. Вот прошло три года, Господь вспомнил про смерть и послал ангелов ее отыскивать. Ходили, ходили ангелы по миру, отыскали солдата да и говорят ему:
— Куда ты, служивый, смерть-то девал?
— Куда девал? А в могилу зарыл!
— Да ведь Господь ее к себе требует, — говорят ангелы.
Пришел солдат на кладбище, разрыл яму, а смерть там уж чуть-чуть дышит. Взяли ангелы смерть и принесли ее к Господу, а он и говорит:
— Что ты, смерть, такая худая?
Смерть и рассказала Господу все, а он и говорит:
— Видно, тебе, смерть, от солдата не хлебы, подика кормись сама!
Пошла опять смерть по миру, да только того солдата больше не посмела морить.
558Читать страшные истории:«Печать смерти» на лицах солдат – как это было
То, что человек может предчувствовать свою смерть, не отрицают даже известные психологи. Хотя и научного объяснения такому феномену, как «печать смерти» не существует.
Как на войне проявлялось предчувствие последнего боя? Как менялись лица солдат, на которые смерть уже наложила свою «печать»?
Генетическая память
Исследованием такого явления, как ощущение приближения смерти, занимался еще Карл Юнг. Он считал, что в человеке живет «память предков». Мозг перед смертью начинает по-другому работать. Современные психологи также считают, что существует некая генетическая память. То есть, в каждом человеке живут те ощущения, которые испытывали их предки перед смертью, во время смерти. Но все это на уровне неосознанного, в глубинах подсознания. Поэтому многие ученые считают это бредом — слишком уж все сложно.
Эзотерики, особенно те, кто верит в теорию перерождений, выдают вполне складную теорию. Если человек уже жил в другое время, в другом теле и умер, соответственно, и умирал он тоже. В жизни у многих людей проявляется эффект «дежавю» — ощущение, что когда-то они уже видели определенное место, попадали в похожие ситуации. Вот и со смертью то же самое — человек начинает чувствовать то же, что чувствовал в другой жизни.
Кстати, и православие не отрицает сигналы о подступающем конце земного существования. Притом христиане выдают версию, что ангелы-хранители предупреждают человека знаками, чтобы уберечь его.
«Печать смерти» на лицах солдат
В войну смерть становилась «именем нарицательным» — она случалась каждый день, была повсюду.
Но Лермонтов описывал, как выглядит «печать смерти» в «Герое нашего времени». Якобы Печорин увидел на лице Вулича изменения — неподвижный взгляд, невероятную бледность. Лермонтов, как известно, был на войне, и видимо, в его произведении был не вымысел, а его собственные наблюдения. Поэт и сам умер очень молодым.
Очевидцы Великой Отечественной войны говорили, что предчувствие последнего боя очень часто читалось на лицах солдат. Порой они за недели начинали писать такие письма родным, как будто прощались с ними. А перед самым роковым боем становились бледными, медлительными, рассеянными и черты их лица выглядели размытыми.
Кстати, медицинские исследования подтверждают — лица мертвых людей абсолютно симметричны. Хотя при жизни ни одного лица, на котором все черты были бы в симметрии, не встретишь.
При этом страха у солдат, предчувствующих последний бой, не наблюдалось. Наоборот, становилось понятно, что они равнодушно пойдут под пули. Они были как будто уже не в этом мире. Поэтому душевные командиры даже спасали тех, у кого наблюдалась «печать смерти» на лице. Не пускали их в бой, или отправляли на менее опасные участки.
Можно ли обмануть «костлявую»
Насчет того, удавалось ли обмануть смерть, защитить от нее солдата — реальных свидетельств практически нет. Многие военные верили в неизбежность — если суждено погибнуть — сбежать не получится. Не погибнешь в этом бою, «костлявая» догонит в следующем.
Но были среди солдат люди, которые, наоборот, были самоуверенными — мол, пуля не возьмет. И действительно, они попадали в различные переделки, но не умирали, доживали до Победы. И таких случаев, когда бойцы выживали там, где, казалось бы, выжить было невозможно — в истории довольно много.
Хорошо знаешь историю? Проверь, помнишь ли ты всех лидеров СССР?
13 поразительных картин о Великой Отечественной войне
Почему в живописи, связанной с войной, появился образ Александра Невского? Как повлияла картина Пластова на ход Тегеранской конференции? К 75-летию Победы мы подготовили подборку полотен, каждое из которых может рассказать как о самых масштабных событиях, так и о трагедиях и подвигах отдельных людей в период самой кровопролитной войны в истории.
Аркадий Пластов. «Фашист пролетел», 1942 г.
Аркадий Пластов, советский живописец и народный художник СССР, в юности был тесно связан с православным искусством. Будучи сыном потомственных иконописцев, которые видели в мальчике будущего священника, Пластов закончил духовное училище и долгое время помогал отцу расписывать храмы, что позже вспоминал с особым теплом. Юношеские впечатления во многом определили его будущую карьеру. Именно в это время он сказал себе: «Буду живописцем и никем больше».
Одна из главных тем в творчестве художника — сельская жизнь. В 1917 году он создает множество пейзажей и портретов односельчан в своей родной деревне Прислониха Симбирской губернии, куда возвращается после учебы в Москве. Однако в начале войны атмосферу мирного деревенского быта сменяет ощущение трагедии, которая врывается в привычную, размеренную жизнь. На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.
Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».
Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.
Сюжетный центр картины Константина Юона — парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году. Это было тревожное время: битва за Москву в самом разгаре, линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы. Многие политические деятели считали проведение парада в критический для страны момент нецелесообразным, так как денег не хватало даже на первостепенные нужды Красной армии. И все же он состоялся, показав тем самым — боевой дух народа не сломлен, а Москва никогда не будет отдана врагам.
Сама Москва на картине Юона — это не просто фон. Столица выступает одним из главных действующих лиц наряду с военными. Небо заволокло тучами, снег хрустит под тяжелым стройным шагом солдат, вдалеке дымят трубы МОГЭСа… Такую Москву, суровую, сосредоточившуюся, мобилизовавшую все свои силы, изображает на полотне художник. Парад не похож на те, которые столько раз видела Красная площадь: нет зрителей, с флагами и цветами приветствующих красноармейцев, да и сами солдаты одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда — прямиком на фронт. Двумя центрами картины становятся Спасская башня и храм Василия Блаженного как символы Москвы и грандиозных военных побед прошлого.
Павел Корин. «Александр Невский», 1942 г.
В 1942 году Комитет по делам культуры заказывает Павлу Корину большое полотно, посвященное князю Александру Невскому. Тема оказалась близка художнику. Одной из главных работ, которую он так и не успел создать, должна была стать картина под названием «Реквием», или «Русь уходящая», на которой художник намеревался изобразить, по его словам, «последний парад» Русской Православной Церкви. Один из эскизов все же стал частью завершенного произведения: Феодор (Богоявленский) появился на триптихе «Александр Невский» в образе юноши. От священнического облачения остался только уменьшенный наперсный крест.
Несмотря на отношение советской власти к религиозной теме, Корин вносит в картину образы, связанные с Церковью. Мы видим образ Спаса Нерукотворного на знамени русского воинства, и величественный храм на заднем плане, и огромную икону одного из самых почитаемых русский святых — Николая Чудотворца. Избрав формат триптиха, Корин сознательно обращается к деисусному чину иконы.
Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г.
Во время Великой Отечественной войны Александр Дейнека работал в информационных «Окнах ТАСС»: рисовал политические плакаты, регулярно ездил к фронтовой полосе, привозя оттуда эскизы и зарисовки. Однако главным толчком к созданию монументального полотна о войне, по признанию самого Дейнеки, стала фотография из одной фашистской газеты, на которой был запечатлен разрушенный Севастополь. Позднее он вспоминал: «Шла тяжелая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать всё же решил… “Оборону Севастополя”, потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
Картина получилась не документальным воспроизведением событий военного периода, а символическим изображением страшных битв, которые непрерывно длились на протяжении 250 дней и ночей. Севастополь был захвачен немцами 1 июля 1942 года, и советское командование полностью потеряло Украину и Крым. Художник изобразил один из моментов немецкой атаки. Главные защитники горда — молодые матросы. Их белые одежды контрастируют с огромной темной массой стремительно надвигающихся немецких солдат. На переднем плане картины изображен один из моряков: его щека рассечена, мышцы напряжены до предела, во взгляде читается одновременно решимость, ненависть к врагу и усталость от непомерной нагрузки. Интересно то, что для центральной фигуры художник попросил позировать знакомую девушку-спортсменку подходящего телосложения, так как в условиях войны он не смог найти мужскую натуру.
Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 г.
Главное произведение Юрия Пименова эпохи соцреализма — картина «Новая Москва», написанная за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости.
Спустя семь лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением. Девушка сменила легкое платье на шинель, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе.
Федор Богородский. «Слава павшим героям», 1945 г.
Некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями.
Художник создает картину, опираясь на канонический сюжет положения Христа во гроб. Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима, — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга.
Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г.
В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в келью — туда-то и заселился художник с семьей.
Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.
Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.
Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.
Михаил Хмелько. «Триумф победившей Родины», 1949 г.
Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамен к ногам военачальников, полководцев-победителей. Одним из важных военных трофеев стало древко штандарта 1-й танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».
Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.
Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный для страны 1943 год. До войны многие его работы были посвящены жизни людей колхозной деревни. Именно в этот период своего творчества он смог раскрыть ту простоту, искренность и в месте с тем ту живость ума и силу духа, которые так любил в простом народе художник.
Центральным образом картины становится именно такая, самая обычная советская женщина, мать партизана. Она, гордо подняв голову, стоит напротив фашиста, и поза ее выражает уверенность, непоколебимость и вместе с тем гнев. Образ матери — собирательный, как говорил сам Герасимов: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Светлая свободная рубаха контрастирует с загорелой, загрубевшей от работы морщинистой кожей, и в ее облике читается материнская горечь не только за сына, но и за всех людей, пострадавших от войны.
Позади женщины — пожар, разбомбленная хата, раненные и даже убитые жители деревни. Художник не прорисовывает детально фон картины: он нужен для создания атмосферы всеобщего разорения и бедствия, которые своей сильной спиной как бы закрывает мать партизана. Немец, показанный зрителю вполоборота, лишен ярких индивидуальных черт, и только низкий лоб и выступающая челюсть придает ему звериный облик.
Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», 1951 г.
Картина, которая сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, является одним из ярчайших примеров искусства батального жанра. Петр Кривоногов писал ее в годы, когда о героях, ценою своей жизни защищавших Брестскую крепость летом 1941 года, еще не было сказано весомого слова в советской литературе. Оборона Брестской крести вошла в историю как одно из первых сражений Великой Отечественной войны, в ходе которого, несмотря на победу немецких войск, советские солдаты проявили невероятный героизм и стойкость. Художник наряду с писателями Константином Симоновым и Сергеев Смирновым стал одним из первых, кто осветил тему обороны Бреста в своем творчестве. Кстати, именно Константин Симонов впоследствии скажет об этой картине: «Неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти…»
Во время войны художник сделал большое количество набросков и графических работ, в основном — портретов солдат, что очень помогло ему при написании полномасштабных полотен. Однако этого ему оказалось мало: Кривоногов провел много времени непосредственно посреди руин крепости, откуда привез множество этюдов и зарисовок.
На картине изображен самый напряженный момент боя у Тереспольских ворот, когда солдаты, несмотря на свою изнуренность после месяца непрерывных схваток, снова идут в контратаку. Многие защитники уже мертвы, их тела хаотично разбросаны по земле, но солдаты, некоторые из которых уже ранены, все равно наступают. Картина очень динамична, мы буквально чувствуем эту энергию и решимость, с которой защитники крепости идут на смерть. Еще одна яркая деталь — красный флаг на одной из башен. Древко уже надломлено, но флаг все равно развивается, а значит, крепость еще не сдана и надежда есть.
Борис Неменский. «Безымянная высота», 1960 г.
В 60-е годы в советской живописи происходят перемены: художники переходят к честному, беспристрастному, порой жесткому взгляду на действительность. Параллельно развивается знаменитая «лейтенантская» проза фронтовиков Юрия Бондарева, Василя Быкова, Булата Окуджавы, которые предельно правдиво показали войну без ненужного пафоса, с самого близкого расстояния.
Одна из работ, которая вызвала споры в культурном сообществе, — «Безымянная высота» Бориса Неменского. Картина написана по личным военным воспоминаниям. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы…». Рядом с солдатом он увидел двух мертвых мальчиков: один из них был русский, другой немец.
Воспоминание долго не давало покоя художнику, но только в 1960 году Неменский создает первый вариант картины «Безымянная высота», представленный на выставке. Положение тела русского мальчика напоминает позу распятого Христа: подогнутые колени, вытянутая рука. На фоне мертвых тел выбиваются из земли редкие первоцветы, символизируя жизнь. Само название картины соотносится с ее идеей. Безымянная высота — это битва не за что-то конкретное, а случайная встреча на одном из бесконечных холмов, которая унесла две молодые жизни.
Впоследствии художник постоянно возвращался к этому сюжету: существуют пять вариантов картины, последний из которых получил название «Это мы, Господи!».
Михаил Савицкий. «Поле», 1973 г.
Михаил Савицкий ушел на фронт девятнадцатилетним. Он оборонял Севастополь все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау.
Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары, которые постоянно вспыхивали на полях, подожженных или немецкими военными, чтобы голод помогал им в борьбе с Красной армией, или советскими людьми, чтобы урожай не доставался врагу.
Искусствоведы отмечают ярко выраженные христианские мотивы, которые проявлялись в разных работах на протяжении всего творческого пути художника. Золото колосьев неслучайно находится в цветовом сочетании с образами советских солдат. Очевидна аллюзия на слова Христа: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Теми семенами, которые падают в поле и, умирая, приносят новый урожай, становятся жизни советских солдат. Они жертвуют собой ради последующих поколений.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «За отвагу», 2014 г.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. За отвагу. Фрагмент. 2011. Холст, масло. Сourtesy Галерея «Триумф»Картина «За отвагу» представляет собой громадное произведение и по смысловой насыщенности, и по своему фактическому размеру. Главными героями монументального полотна являются, как их называли сами художники, «праведники русской земли», то есть русские люди, воевавшие в Великой Отечественной войне.
Пейзаж перекликается с темой райского сада: цветущая природа, светлое небо, река, которая, согласно книге Бытие, вытекает из рая и разделяется на четыре рукава. Картина напоминает о том, что победа творилась обычными людьми, которых после войны ждала зрелость и старость, но которые благодаря своим внутренним качествам стали героями, поставив на кон собственные жизни.
Бессмертный полк. Новости. Последний портрет солдата хранился в музее
Художник сделал рисунок незадолго до гибели связиста Виктора Голубецкого.
Проект «Неизвестный солдат» Государственного Исторического музея (ГИМ) появился в 2015 году. На странице проекта – коллекция фронтовых портретов – это рисунки, сделанные в госпиталях, в боевых частях. По мере отцифровки работы выкладываются на сайт проекта. Пока там порядка полутора сотен портретов.
«Мы затеяли его в надежде, что откликнутся люди, что родные будут узнавать своих близких на этих портретах, — рассказывает автор проекта «Неизвестный солдат» и хранитель фронтового рисунка ГИМ Мария Кречетова. — И, действительно, такие случаи есть, хотя и не так часто, как нам хотелось. Поэтому я сама веду поиски в открытых источниках, в том числе и на сайте «Бессмертного полка», где в базе более 400 тысяч имен. Именно там и нашелся герой одного из рисунков. Портрет подписан младший сержант, лучший связист 17 Гвардейской дивизии Голумбецкий. Но под этим именем никого разыскать не удалось, а вот Голубецких на сайте Полка несколько. Стала читать – и в одной истории совпала военная часть, где служил солдат. Здесь же, на сайте, были контакты родственницы – племянницы воина Нелли Голубецкой. Я позвонила ей, рассказала о портрете, дала все ссылки. Она удивилась, конечно, а когда посмотрела портрет, тоже пришла к выводу, что на рисунке изображен именно Виктор Голубецкий. Сходство очевидное. Племянница рассказала известные ей факты – где служил и как погиб лучший связист 17 гвардейской дивизии».
Художник подписал портрет — Голумбецкий
Это фото Виктора Голубецкого из семейного архива
Виктор Юльевич Голубецкий, 1923 года рождения, был телефонистом роты связи 48 Гвардейского стрелкового полка, 17 Гвардейской стрелковой дивизии. На фронт ушёл добровольцем в 18 лет. Воевал, был награжден орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Геройски погиб 26 июня 1944 года.
«В этот день шла наступательная операция «Багратион», место — Белоруссия, Витебский район, деревня Рудаки, — пишет племянница Нелли Голубецкая. — В извещении, которое получила мать солата, моя бабушка Евдокия Назаровна, значилось, что он пропал без вести. После войны, примерно весной 1946 года, к матери домой приехал его однополчанин. Он рассказал, что стал свидетелем гибели своего товарища. Перед боем все солдаты обязаны были сдавать свои документы командованию, но они боялись это делать, так как думали, что, сдав документы, не вернутся из боя. Документы он не сдал и погиб вместе с ними. На глазах товарища снаряд попал прямо в то место, где связист Голубецкий соединял место разрыва линии связи. Кроме глубокой воронки на этом месте ничего не осталось».
Портрет связиста художник Виктор Рогаль сделал в 1944 году, незадолго до гибели солдата. Так что, вероятнее всего, это последнее изображение Виктора Голубецкого. Сам художник прошел всю войну солдатом, закончил боевой путь на Дальнем Востоке. На фронте он рисовал своих сослуживцев, а после войны привез и хранил рисунки. В 1975 году он подарил их Историческому музею. Кстати, портрет Голубецкого впервые появился в 2015 году в изданном Историческим музеем сборнике «Хранить вечно». И там он еще значится как Голумбецкий.
Коллекция фронтового рисунка Исторического музея – это примерно 2 тысячи листов. Четверть из них – портреты, сделанные на фронте, на передовой, в партизанских отрядах, госпиталях. Часть из них подписана, как баритонист Сергей Сударев, на некоторых лишь имя – медсестра Таня, и очень много тех, чьи имена до сих пор неизвестны. Между тем, возможно, хоть какую-то информацию о них разыскивают близкие. Ведь во многих семьях не осталось даже фотографии близкого человека, и кто знает, может именно на одном из этих портретов запечатлен ваш солдат?
Посмотреть фронтовые портреты можно на сайте проекта «Неизвестный солдат».
Дивизия СС «Мертвая голова», 1933-1945 гг. Чарльз В. Сиднор-младший.
Солдаты разрушения — это академическое исследование 3-й дивизии СС «Тотенкопф» Чарльза Синдора. Несмотря на то, что книга достаточно лаконична, она охватывает создание и развитие дивизии, ее лидеров и людей (в частности, ее первого командира Теодора Эйке), ее боевые записи и записи о зверствах и связях с системой концентрационных лагерей.У Дивизии Тотенкопфа была весьма неоднозначная история.Несмотря на то, что они проявили фанатичное мужество в бою, они также были известными бойцами.
Солдаты разрушения — академическое исследование 3-й дивизии СС «Тотенкопф» Чарльза Синдора. Несмотря на то, что книга достаточно лаконична, она охватывает создание и развитие дивизии, ее лидеров и людей (в частности, ее первого командира Теодора Эйке), ее боевые записи и записи о зверствах и связях с системой концентрационных лагерей.У Дивизии Тотенкопфа была весьма неоднозначная история.Хотя они проявляли фанатичное мужество в бою, они также были известны жестокостью как по отношению к вражеским комбатантам, так и к гражданским лицам. Syndor отлично объясняет, как личное влияние Теодора Эйке (включая чрезвычайно суровую дисциплину и тщательную политическую обработку), а также происхождение подразделения в системе концентрационных лагерей и Totenkopfverbaende (мобильные отряды, используемые для охоты на партизан, евреев, поляков и других, которые считали нацистами нежелательные) сформировали облик подразделения. Он также рассказывает о зверствах, совершенных во Франции в 1940 году, а также о более поздних злодеяниях на Восточном фронте, и связывает их с последовательным образцом поведения, ссылаясь на зверства, которые наблюдали бывшие офицеры Тотенкопфа, служившие в других частях Ваффен-СС.
Повествование увлекательное и вполне читабельное. Несмотря на то, что предоставляется огромное количество информации и сопровождается большим количеством карт и тоннами заметок, автор избегает увязнуть в мелочах. Хотя энтузиаст военной истории может пожелать, чтобы кампании Тотенкопфа были освещены более глубоко, это делает повествование более плавным и доступным для широкого читателя.
Умер Рик Мэй, голос Солдата в Team Fortress 2
Фотография Рика Мэя на факультете.(Изображение предоставлено: Рик Мэй (LinkedIn))Рик Мэй, актер озвучивания, наиболее известный компьютерным геймерам своим изображением грубоватого солдата в Team Fortress 2, умер после заражения COVID-19. О его смерти сообщила школа Rekindle School, независимая школа искусства, актерского мастерства и кино в Сиэтле, штат Вашингтон, где Мэй была учителем.
Майские игровые кредиты, наряду с Team Fortress 2, включают Star Fox 64, Freddi Fish 5, Sly 3: Honor Among Thieves и Age of Empires 2: Definitive Edition. Он также был художественным руководителем Рентонского гражданского театра и Гражданской световой оперы, а также руководил или участвовал в более чем 300 шоу, включая «Скрипач на крыше», «Смерть коммивояжера», «Забавная вещь, случившаяся по дороге на форум», «Странная пара». , и Коттон Патч Евангелие.
«Я встретил его более тридцати лет назад, и, хотя мы не относились к типу друзей для общения, нам всегда нравилось сталкиваться друг с другом на концертах или прослушиваниях. Каждая запись с ним всегда была полна смеха. когда погас свет или инженер сказал, «качению», он был профессионалом. он упорно трудился, чтобы получить это право, и мы всегда могли зависеть от него, чтобы поставить,»Джон Патрик Лоури, голос актера в Team Fortress 2 Sniper , написал в панегирике на Facebook.
«Я знал человека, который вместе с Фрэнком Бакстоном и Дэвидом Селвигом стоял и аплодировал моей дочери Анди, когда я представил ее публике в Центре перформанса Киркланда, чтобы узнать, какое ее первое выступление в качестве профессионального актера. Я знал человека, который всегда воодушевлял меня, когда у меня был рак. Я знал человека, смерть которого оставила огромную дыру в моем сердце, и я верю многим другим ».
Как и все типичные игровые классы Team Fortress 2, Солдат стал всесторонним персонажем в ходе сотен обновлений и удивительно обширной истории.К 2011 году один из цифровых комиксов TF2 исследовал отношения соседа по комнате между Солдатом и Маразмусом, персонажем-волшебником и боссом, с которым игроки сражались в четвертом сезонном событии Scream Fortress. 2009 «ВОЙНА!» Update столкнул Солдата против Подрывника в недельном конкурсе, собирая фан-арт в рамках «Конкурса пропаганды», в ходе которого были представлены некоторые памятные иллюстрации, показанные ниже.
(Изображение предоставлено: J.Axer) (Изображение предоставлено: huzzah!) (Изображение предоставлено: John Freeman) (Изображение предоставлено: KILOMONSTER)Некролог школы Rekindle сообщает, что в феврале у Мэй случился инсульт, и находился в доме престарелых на реабилитации, когда заразился COVID-19.Он был переведен в шведскую больницу Сиэтла для лечения, но скончался в результате болезни. Ему было 79 лет.
Поклонники творчества Мэя делились отзывами в Твиттере:
Рик Мэй умер в возрасте 79 лет из-за коронавируса. roll ‘line (через Rekindle School | https://t.co/d1G5wsNuTn) pic.twitter.com/kkjacwSd7gApril 13, 2020
Рик Мэй, голос солдата скончался сегодня.Он никогда не подводил, заставляя меня смеяться своими голосовыми голосами и доставкой с ними. Я надеюсь, что он прожил прекрасную жизнь, и я надеюсь, что он мирно скончался. Боже, скорей, ты великолепный ублюдок. pic.twitter.com/OjLJ8bqKg5April 13, 2020
Если борьба обязательно приведет к победе, вы должны сражаться! Рик Мэй сказал это. И я бы сказал, что он знал о солдате немного больше, чем вы, приятель, потому что он его изобрел! А затем он усовершенствовал его, чтобы никто не мог победить его в ринге чести.Rest in PeaceApril 13, 2020
Рик Мэй , голос Пеппи и Андросса в StarFox 64, скончался от коронавируса https: // t.co / Rf4EmkmjjR pic.twitter.com/CMXROaJtoOApril 13, 2020
Мы опечалены, узнав об уходящем из жизни Рика Мэя, известного своими ролями Пеппи Хэйр в Starfox, Доктора М. из Sly 3 и самого дорогого для нас здесь при тимфортресств, Солдат в TF2.RIP, Рик Мэй. 1940 — 2020. «Ты был хорошим сыном, очень хорошим; может быть, даже лучшим». 13 апреля 2020 года
Мне только что сообщили о кончине потрясающего Рика Мэя. Он был действительно отличным актером озвучивания и действительно классным парнем.Покойся с миром, приятель: «Ты был хорошим сыном, очень хорошим. Может, даже лучший. pic.twitter.com/F9cP9DVgHw 13 апреля 2020 г.
Целый сервер выражает почтение Рику Мэю. pic.twitter.com/rFy5xmLUlg13 апреля 2020 г.
Лучшее значение наборов смерти солдат — Отличные предложения на наборы солдат смерть от глобальных наборов солдат смерть продавцов
Отличные новости !!! Вы находитесь в нужном месте для наборов смерти солдат.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.
Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.
AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот топ устанавливает смерть солдат, чтобы в кратчайшие сроки стать одним из самых популярных бестселлеров. Подумайте, как вы, друзья, будете завидовать, когда скажете им, что получили свои наборы солдатиков смерть на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.
Если вы до сих пор не знаете, как насчет декораций «Смерть солдатиков» и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококлассную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.
А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, мы думаем, вы согласитесь, что вы получите sets soldiers death по самой выгодной цене.
У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.
.