Рисунок на тему защита природы
Природа глазами детей
Плакат защита природы
Рисование на экологическую тему
Защита природы и окружающей среды
Рисунок на тему экология
Алакать зашита природа
Рисунок на тему береги природу
Берегите природу
Плакат на тему вода источник жизни
Экология глазами детей 2020
Плакат защита природы
Человек и природа рисунок
Рисунок на тему экология
Рисунок на темуэкологика
Природа и мы рисунок
Плакат на тему экология
Экологический плакат
Охрана природы глазами детей
Рисунок на экологическую тему
Экология защита животных
Экологический плакат
Рисунок на тему экология
Рисунок на тему защита природы
Плакат на тему защита природы
Плакат защита природы
Экология защита природы
Охрана природы плакаты для детей
Рисунок на тему береги природу
Экология рисунок
Экологические полакат
Экология детские рисунки
Рисунок на тему защити природу
Защитим природу
Плакат экология
Плакат Защитим свою планету
Рисунок берегите животных
Рисунок на тему бережное отношение к природе
Экология рисунки детей
Спасем нашу планету
Экология иллюстрация
Рисунок на тему экология
Рисунок на тему день земли
Природа глазами детей
Рисунок на тему экология
Рисунки детей на тему экология
Плакат на тему Защитим свою планету
Рисунок на экологическую тему
Эколята-друзяи. Зачитникприроды
Рисунок на тему охрана природы
Плакат берегите животных
Защита природы от пожара
Иллюстрации на тему экологии
Экология родного города
Рисунок на тему берегите природу
Экологический плакат
Сохрани природу рисунок
Рисунок по теме защита природы
Рисунок берегите природу
Рисунок берегите лес
Краевой экологический конкурс «зеленая Планета»Краснодарский край
Экологический плакат
Рисование на тему вода
Плакат на экологическую тему
Рисунок на тему бережем природу
Лесной пожар рисунок
Защитим природу от пожара
Рисование на экологическую тему
Экология защита природы
Рисунок на тему сохранение природы
Берегите природу от огня
Экологический плакат
Рисунок на тему окружающая среда
Сохраним природу Ставрополья рисунки
Плакат на экологическую тему
Картина защита природы
Я охраняю природу рисунок
Мир глазами детей
Плакат чистая природа
Экология глазами детей мир воды
Рисование на тему экология
Плакат сохраним природу
Защитим лес рисунки к конкурсу
Экологическая тематика
Экологический плакат
Рисунок на тему сохраним природу
Рисунок на тему человек и природа
Конкурс экологических рисунков
Рисунок на экологическую тему
Экологический плакат
Рисунок по охране леса
Как защитить природу
Проект экология глазами детей
Защита природы 5 класс
Эколята-друзяи. Зачитникприроды
Плакат берегите природу
Рисунок на тему береги природу
Плакат в защиту мира
Рисование на тему экология
Природоохранный плакат
Защитим свою планету
Детские плакаты на экологическую тему
Рисунок на тему защита природы
Рисунок на тему природа твой дом
Сохраним лес от пожара
(Рисование ) « плакат о защите природы »
Плакат на экологическую тематику
Рисование на тему экология
Рисунок на экологическую тему
Рисунок на тему берегите природу
Рисунок о защите природы 5 класс
Плакат на тему земля наш дом
Экология родного края рисунки
День леса рисунки
Плакаты экологического отряда
Плакат природа родного края
Плакат сохраним животных
Экологический плакат
Мир заповедной природы рисунки
Экологическая живопись
Защита природы глазами детей
Алакать зашита природа
Рисунок на тему экология
Плакат берегитемвоздух
Экологический плакат
Экологические плакаты для начальной школы
Экологический плакат
Плакат берегите природу
Экологический плакат
Экология рисунки детей
Плакат защита природы
Планета земля глазами детей
Рисунок берегите природу
Рисунок на тему Защитим лес
Иллюстрация охраны леса
Рисунок на тему экология
Рисунок на тему береги природу
Берегите природу рисунок красками
Родина карандашом
Сохраним планету вместе
Конкурс детского рисунка на экологическую тематику
Эко рисунок конкурс
Рисунок на тему пожарная безопасность
Лучшие работы Всероссийского конкурса детского экологического рисунка «Защитники и друзья природы!» | Центр гражданских и молодежных инициатив
Елсукова Т. 12 лет МКУ ДО ЦВР «Радуга» г.Сим. Работа: «Уютная наша планета-Земля!». Руководитель: Сергеева Ю.П.
Рожкова Е. 3 класс МАО ДО МЭЦ г.Краснодар. Работа: Зимняя сова. Руководитель: Якушева Т.Ю.
Ханафина Ю. 9 лет МАУДО «Детская школа искусств» муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан. Работа: Заповедник в моем крае. Руководитель: Латыпова З.Ф.
Чернышова С. 8 лет МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области». Работа: «Берегите океаны». Руководитель: Шилкина А.С.
Изосимова П. МБОУ Средняя общеобразовательная школа №140 Советского района г.Казани (дошкольное отделение). Работа: Любите и берегите природу. Руководитель: Домолазова А.А.
Хикматуллоева М. МАДОУ г. Иркутска детский сад № 148. Работа: «Берегите лес от пожара». Руководитель: Алексеева Л.И.
Ганичева А. МБДОУ детский сад № 32 «Почемучка» города Обнинска Калужской области. Работа: Спасём нашу Планету!. Руководители: Пупко О.В., Шуруженкова Н.О.
Татаренко Л. МБДОУ Д/С 13 город Белореченск. Работа: «Забота о пернатых». Руководитель: Шуваева Т.Б.
Лапчик Н. МБДОУ Д/С 13 город Белореченск. Работа: «Юные помощники природы». Руководитель: Тихонова О.Д.
Магомедов М. 10 лет МБУ ДО «Станция юных натуралистов» г.Махачкала РД. Работа: «Берегите природу». Руководитель: Магомедова К.И.
Атаева М. 12 лет МБУ ДО «Станция юных натуралистов» г.Махачкала РД. Работа: «Возьмем под защиту». Руководитель: Рамазанова Н.Р.
Мусаева А. 12 лет МБУ ДО «Станция юных натуралистов» г.Махачкала РД. Работа: «Любите природу». Руководитель: Ибрагимова Г.О.
Колодкина К. Средняя школа №36 город Ярославль. Работа: Им тоже нужен дом!. Руководитель: Литвинова Т.Н.
Сивкова М. Средняя школа №36 город Ярославль. Работа: Мусор — моя погибель!. Руководитель: Литвинова Т.Н.
Коновалов Т. СП ДОД Центр детского творчества ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова Красноярский район Самарская область. Работа: Помогаем птицам. Руководитель: Букаева С.В.
Коллективная работа группы «Радуга» 6 лет ГАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 Колпинского района Санкт-Петербург». Работа: Природе быть. Руководители: Алексеева Л.Н., Жильцова С.А.
Несмеянова В. 3 класс МБОУ «СОШ №2» Партизанского городского округа Приморского края. Работа: Эндемик Приморского края «Утка мандаринка». Руководитель: Кузнецова М.А.
Журавлева К. 4 класс МБОУ «СОШ №2» Партизанского городского округа Приморского края. Работа: Пятнистый олень. Руководитель: Кузнецова М.А.
Клименко В. 1 класс МБОУ «СОШ №2» Партизанского городского округа Приморского края. Работа: Рысь. Руководитель: Кузнецова М.А.
Охрименко С. МБДОУ Киселёвского городского округа детский сад №67 комбинированного вида. Работа: «Мы защищаем природу». Руководитель: Бурцева А.С.
Шалагина В. 13 лет ГКУСО РО Азовский центр помощи детям. Работа: «Все в наших руках». Руководитель: Дускаева А.Г.
Михай Л. 8 лет МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области. Работа: Зимние красавцы. Руководитель: Белобородова Т.И.
Байрамгулов И. 12 лет ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Башкортостан Куюргазинский район. Работа: «Кошка». Руководитель: Семенова Н.И.
Шестаков К. МДОУ №92 «Ивушка» г. Вологда. Работа: Лесная охрана. Руководители: Зубова Л.В., Ипатова Е.В.
Пренинг В. 11 лет МБУДО г.НОВОСИБИРСКА «ЦДТ Советского района» УО «Ровесник». Работа: Поступи правильно. Руководитель: Котова Л.М.
Мартынова В. МБОУ СОШ № 2 п.ДОБРИНКА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. Работа: Спешим на помощь. Руководитель: Двуреченская Е.В.
Малыхина Д. МБОУ СОШ № 2 п.ДОБРИНКА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. Работа: Верные друзья. Руководитель: Двуреченская Е.В.
Чекалин А. МАДОУ д/с «Академия детства» комбинированного вида СП детский сад №96 г.Нижний Тагил. Работа: Они не должны исчезнуть. Руководитель: Якимова Н.С.
Храмцова А. 7 лет МУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» структурное подразделение «Чайка» город Вологда. Работа: Плакат «Берегите лес». Руководитель: Карымова С.С.
Ромашкова М. 11 лет МУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» структурное подразделение «Чайка» город Вологда. Работа: Кобчик. Руководитель: Карымова С.С.
Игнатьев Д. 7 класс МКОУ-«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» г. Мирный Республика Саха(Якутия). Работа: «Спасем планету, люди!». Руководитель: Мешкова Т.Н.
Иванова Д. 2 класс МБУДО ДДТ г.Великие Луки. Работа: «Бергите природу». Руководитель: Ломакина Н.Ф.
Бойдакова Т. 15 лет КГКОУ ШИ 11. Работа: «Белек». Руководитель: Синица Ж.В.
Ципунова А. 14 лет КГКОУ ШИ 11. Работа: «Водные процедуры». Руководитель: Синица Ж.В.
Кныш Я. 14 лет КГКОУ ШИ 11. Работа: «Вот и я». Руководитель: Синица Ж.В.
Фёдорова А. 6 лет МБДОУ «Детский сад № 46» г.Чебоксары Чувашской Республики. Работа: Будь природе другом. Руководитель: Малышева Т.М.
Каргина Е. 11 лет МБОУ Ольшанская ОШ Смоленского района Смоленской области. Работа: «Птицы- наши друзья». Руководитель: Каргина А.В.
Волкова А. МБДОУ №3″ Солнышко» Карасукского района Новосибирской области. Работа: «Берегите природу». Руководитель: Гуляева Л.В.
Остертаг У. МБДОУ №3″ Солнышко» Карасукского района Новосибирской области. Работа: «Позаботимся о земле вместе». Руководитель: Гуляева Л.В.
Федорова Е. 10 лет МАУ ДО «Народные ремесла» Хабаровский край г. Хабаровск. Работа: Тигр. Руководитель: Савиных Я.Ю.
Минаева А. 1 класс МБУДО ДДТ г.Великие Луки. Работа: «Юные экологи». Руководитель: Ломакина Н.Ф.
Фролова А. МБДОУ детский сад «Василек» село Тоцкое Оренбургская область. Работа: Лесная семейка. Руководитель: Евстигнеева О.В.
Архипов А. 3А класс МОУ «Майнский многопрофильный лицей имени В.А.Яковлева» Ульяновская обл., р.п.Майна. Работа: «Море должно быть чистым!». Руководитель: Чибрикова Н.В.
Егорова А. 5 класс МБОУ «СОШ №49 им. П.Хузангая». Работа: Спасем планету. Руководитель: Дерюшкина О.Н.
Малеева С. 7 лет МБОУ им. Л.Н.Толстого филиал в с. Домачи Лев Толстовского района Липецкой области. Работа: «Лес наш дом, не мусори в нем!». Руководитель: Лаврова М.В.
Гудок Е. 13 лет МБОУ СОШ № 5 г. Усинск. Работа: Забота о моем крае.
Николаева Д. 10 лет ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г.Ангарска». Работа: «Жемчужина Сибири». Руководитель: Сивиринова А.С.
Шепелевская Е. 10 лет ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г.Ангарска». Работа: «Величав и вечен». Руководители: Иванова Г. И., Лисянская Т.В.
Александрова С. 2 класс МБУДО ДДТ г.Великие Луки. Работа: «Друзья природы». Руководитель: Ломакина Н.Ф.
Немтырёва О. 7 класс ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ОВЗ». Работа: Будь природе другом. Руководитель: Ларионова О.В.
Патрова А. 6 лет МБДОУ «Детский сад №35 г.Выборга» Ленинградская область. Работа: «Сохраним природу вместе! Руководитель: Лебедева Ж.В.
Почерняева А. 6 лет МБДОУ «Детский сад №35 г.Выборга» Ленинградская область. Работа: «Юные защитники природы». Руководитель: Лебедева Ж.В.
Коллектив воспитанников старшей группы МАДОУ детский сад 49 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Краснодарского края . Работа: «БЕРЕЧЬ ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ». Руководители: Пелипенко О.А., Диденко И.В.
Носова С. МБОУ «СОШ №15» г.Владивостока Приморский край г.Владивосток. Работа: Берегите природу. Руководитель: Кушникова С.В.
Отряд «Юные помощники природы» 7-9 лет МБОУ «Пинязьская ООШ» Удмуртская Республика Каракулинский район д.Пинязь. Работа: Плакат «Защищайте природу». Руководитель: Суханова А.П.
Итоги конкурса экологических рисунков «Земля
В рамках Года экологии и здоровья в Сунтарском улусе, в целях привлечения внимания общественности к проблемам сохранения окружающей среды и повышения уровня экологической культуры, с 14 по 29 мая был проведен творческий конкурс экологических рисунков «Земля — наш дом. Береги его!».
Как всем известно, природа играет важную роль в жизни каждого человека, нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни человека. Поэтому приоритетными задачами проведения конкурса было воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде, ответственности за ее экологическое состояние и благополучие, формирование гражданской позиции в деле охраны природы, воспитание экологической культуры, также выявление и поддержка художественно-одаренных, творчески мыслящих детей.
Всего в конкурсе со всего улуса поступило306 рисунков, из них по категориям:
- дети дошкольного возраста — 54 рисунка;
- школьники с 1 по 4 классы – 108 рисунков;
- школьники с 5 по 8 классы – 137 рисунков;
- школьники с 9 по 11 классы – 7 рисунков.
Из рисунков детей видно, что тема конкурса сильно вдохновила ребят – используя обычные цветные краски и карандаши они смогли передать насколько важно охранять и оберегать окружающую среду нашей планеты.
Победители конкурса: | ||||||||
дети дошкольного возраста: | ||||||||
1 место — Михайлова Милана 6 лет Детский сад «Кубэйэ» | ||||||||
2 место — Попова Эсмаэла 5 лет Детский сад «Елочка» с. Эльгяй Руководитель Андреева Татьяна Алексеевна | ||||||||
3 место — Саввинова Эльдара 5 лет Детский сад «Елочка» с.Эльгяй Руководитель Андреева Татьяна Алексеевна | ||||||||
школьники с 1 по 4 классы: | ||||||||
1 место — Егорова Валерия 4 класс ССОШ №2 Руководитель Вдовина Наталия Захаровна | ||||||||
2 место — Афанасьева Алеся 3 д класс СНОШ им.В.Г.Павлова Руководитель Афанасьева Алеся | ||||||||
3 место — Максимова Сайаана 4 в СНОШ им. В.Г. Павлова | ||||||||
школьники с 5 по 8 классы: | ||||||||
1 место — Игнатьева Нюргустана 5 б класс Эльгяй СОШ Руководитель Алексеева С. Л.методист ЭРМЭЦ | ||||||||
2 место — Никифорова Валерия 7 класс Тюбяй-Жарханский СОШ им. С.А. Зверева | ||||||||
3 место — КрыжановскаяСитора 12 лет Сунтарская СОШ №2 им. И.С. Иванова | ||||||||
школьники с 9 по 11 классы: | ||||||||
1 место — Васильева Валерия 15 лет 9 класс СДШИ | ||||||||
2 место — Никифорова Настя 15 лет Сунтарская школа гимназия | ||||||||
3 место — Егорова Мария 16 лет Сунтарский технологический колледж | ||||||||
Специальный приз от Сунтарской инспекции охраны природы присвоены следующим детям: | ||||||||
Уарова Динара 7 в МБОУ СПТЛ-и | ||||||||
Андреева Айна 4 класс Эльгяй СОШ Руководитель Алексеева С. Л. Методист ЭРМЭЦ | ||||||||
Оконешникова Сайана 4 года МБДОУ №3 «Чебурашка».
Были вручены благодарственные письма активно участвовавшим коллективам, таким как МБОУ СПТЛ-и, МБДОУ «Светлячок» с.Устье, МБДОУ «Детский сад «Биһик» с.Кюкяй, МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова», МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №2 имени И.С.Иванова с дошкольными группами», МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №3»,МБОУ «Мар-Кюельская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Толонская начальная общеобразовательная школа», МБОУ Куокунинская СОШ.
Лучшие рисунки размещены на официальном сайте http://fondsuntar.ru. и развешены на баннерах на территории с. Сунтар.
БЕРЕГИТЕ И ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ!
Фонд содействия социально-экономическому развитию МР «Сунтарский улус (район)»
Вдохновение от природы во время экологического коллапса
Изображение: «Дикий пожар» Энни Биссетт.
Предоставлено художником. Дополнительная информация.Примечание редактора: Композитор ландшафтной музыки Райан Сулейман публикует свое первое эссе для LandscapeMusic.org.
В эту субботу я с нетерпением жду премьеры моей новой оркестровой пьесы Burning по заказу Пита Ноулена и Symphony d’Oro на Ранчо Кордова (Сакраменто). Сотрудничество было для меня такой радостью. Концерт позиционируется как праздник Земли, запрограммированный вместе с «Пасторальной» симфонией № 6 Бетховена (одной из моих любимых) и № 9 Джеймса ДеМарса.0005 Озеро, которое говорит , две другие работы, посвященные природе. Концерт также является мероприятием по сбору средств для Whisker Warriors, некоммерческой организации, которая помогает животным, перемещенным в результате пожаров.
Что значит для нашего искусства, когда естественный баланс окружающей среды находится в состоянии кризиса?
Бетховен, как и многие творческие люди, был глубоко вдохновлен миром природы, говоря о прогулках на природе и уезжая в сельскую местность, чтобы сбежать от городской суеты, подзарядиться, почерпнуть идеи. Научные исследования показали, как интуитивно известно большинству художников, что это необходимо для здоровья и творчества. Чтобы констатировать очевидное, существует так много фантастической музыки и искусства, вдохновленных чудом и красотой природы. Самый яркий аспект красоты, который можно найти в природе, можно назвать поверхностным уровнем. Во время заката небо наполняется яркими красками. Горы и деревья в лесу создают поразительную форму.
Но, конечно же, нас вдохновляют не только цвет и форма. Это благоговение, которое испытываешь, глядя на нечто столь важное, как гора или океан, и зная, что оно существует уже миллионы и миллионы лет. Это знание того, что это часть тонкого баланса и сложной и динамичной сети жизни и смерти. Что-то большее, чем ты сам. Это также знание того, что, какими бы старыми ни были горы и долины, когда-то они были буквально совершенно другими, поскольку они постоянно меняются. Или зная, что, какими бы вечными ни казались образования Центральной долины Калифорнии, раньше они были внутренним морем. Дело в том, что природа питает и исцеляет нас, но может и погубить – ей нет дела до нас. Это возвышенное. Причина, по которой мы находим вдохновение в природе, заключается в том, что она содержит в себе красоту поверхностного уровня
Так что же значит для нашего искусства, когда естественный баланс окружающей среды находится в состоянии кризиса? Должны ли мы продолжать писать статьи об идиллической красоте природы в ее первозданном виде, чтобы побудить людей ценить ее? Должны ли мы писать статьи протеста, критикующие бездействие правительств и искусное сокрытие корпораций? Должны ли мы писать статьи об экологических катастрофах, которые мы видим перед собой? Должны ли мы отложить карандаши и стать активистами? Какова наша ответственность?
Идея написать Burning пришла мне в голову в 2017 году во время пожаров, опустошивших Санта-Розу. Я ехал по I-80 в сторону Сан-Франциско и никогда не мог забыть жуткую, густую пелену дыма, которая создавала ощущение ночи посреди дня. Это было не похоже ни на что, что я видел раньше, визуально ошеломляющее и глубоко зловещее одновременно. Зловещим из-за того, что оно означало — смерть, разрушение и потерю. Неспособность людей жить в гармонии с калифорнийскими лесами или поддерживать температуру земли на стабильном уровне. Произведение, которое я написал, черпает свои звуки из визуальных образов толстых одеял дыма, которые являются новой нормой, но оно черпает сильный эмоциональный импульс из потерь, страданий и надвигающейся гибели, которые представляет этот дым.
Из уважения к жертвам этих все более ужасающих пожаров я жертвую половину гонораров, полученных от Burning , некоммерческой организации, работающей над сохранением здоровых лесов в Калифорнии (еще не решаюсь, где именно). Я также посвящаю эту статью жертвам лесных пожаров, пожарным, климатологам и активистам, которые находятся на переднем крае экологического кризиса.
Хотя это может показаться тяжелым произведением (и так оно и есть), я думаю, что наша обязанность как художников и людей — по-настоящему смотреть в лицо тому, что происходит вокруг нас, как трагично, так и прекрасно. Последние пять лет или около того я трачу много времени на размышления о взаимосвязи этих вещей. О комфорте и красоте, которую природный мир обеспечивает реальностью своего разрушения. Я думаю, что мы должны смотреть на обе эти вещи, а не только на одну или другую. Мы должны найти баланс между тем, чтобы оставаться начеку и не впадать в отчаяние. Я пытаюсь вдохнуть дым, олицетворяющий реальность нашего времени, а также восхищаться прекрасными закатами, которыми мы все еще можем наслаждаться. В нашем беспокойном мире я пытаюсь вспомнить слова одного из величайших художников нашего времени, Хаяо Миядзаки: «Даже среди ненависти и бойни жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Прекрасные встречи и прекрасные вещи все еще возможны».
* * *
Райан Сулейман — композитор из Сакраменто, Калифорния, член сети композиторов Landscape Music. Посетите профиль Райана.
Первоначально это эссе было опубликовано на ryansuleiman.com и адаптировано для публикации на LandscapeMusic.org.
Искусство и природа: возникновение экологического искусства
Нильс Удо, Ipomeas sur l’eau, 1990Искусство и природа всегда находили способы пересекаться друг с другом, причем последняя была огромным источником вдохновения для художников. Встречается во многих формах: деревенской и исторической у классиков, грандиозной и дикой у романтиков или чувственной и поэтичной у импрессионистов. Но лишь много позже художник осознал хрупкость . Впоследствии искусство стало предпочтительным средством выражения этого. Природа стала изображаться за пределами чистого эстетизма, поскольку искусство и природа оказались в центре этой политической битвы. На самом деле ухудшение природы коренным образом изменило отношения между художниками и пейзажем. Artsper приглашает вас узнать, как сочетание искусства и природы превратилось в экологическую битву в 20 веке.
Метод
in situ : рассмотрение работы в окружающей средеВ Соединенных Штатах с 1969 по 1970 год художественные практики перевернулись с ног на голову. Многие художники начали мыслить не только в традиционных галереях, музеях и студиях. Подобно импрессионистам своего времени, которые оставили свои студии, чтобы рисовать на открытом воздухе, американские художники отказались от галерей в пользу больших, изолированных и естественных пространств. Впоследствии стал происходить переход, так как отказ от замкнутых пространств стал синонимом вновь обретенной свободы.
Появление лэнд-арта, посвященного конкретным местам, стало настоящим поворотным моментом. С тех пор произведения искусства перестали быть автономными. Вместо этого они произошли от пространства, частью которого были. Поэтому произведение искусства уже нельзя понять без учета места его представления. Для in situ произведений искусства, которые часто представляются в виде инсталляций, уникальная среда играет активную роль.
6 47941
Лэнд-арт и природа: появление экологического подхода
Искусство на месте является предпочтительным процессом для ленд-арта, движения, которое пытается создавать работы непосредственно в естественной среде. Природные элементы ландшафта становятся самим материалом производства, поскольку эти работы выполнены из таких материалов, как камень, земля и песок. Многие считают, что это сочетание искусства и природы следует рассматривать как опыт, а не как его рыночную стоимость.
Роберт Смитсон, теоретик и знаковая фигура ленд-арта, предлагает прекрасный пример этого через Спиральный причал .
Walter De Maria,
Lightning Field (1977)Lightning Field Уолтера Де Марии — еще одна известная работа этого движения. Это стационарная установка из 400 стальных столбов. Они раскинулись на километр пустынной равнины в Кемадо, штат Нью-Мексико. Эта работа, завершенная в 1977 году, специально предназначена для привлечения молнии. Символ ленд-арта, Поле молний — это настоящий опыт. Посетители, до шести за сеанс, остаются в сарае рядом с полем, чтобы дождаться наступления темноты и молнии. Хотя работа постоянна, сам опыт сильно меняется в каждом случае. Посетители могут по-настоящему понять масштаб инсталляции, только если молния чудесным образом ударит в столбы, что полностью зависит от случая.
Вальтер Де Мария, «Поле молний», 1977Фото: Джон Клиетт © Dia Art Foundation.
С акцентом на окружающую среду произведение искусства расположено на открытом воздухе, что даже важнее, чем сами столбы. В этой инсталляции поле — это гораздо больше, чем просто рамка, но определяющий элемент в осознании важности окружающей среды.
Это произведение искусства напоминает нам о красоте природы, которая, подобно буре, возникающей в одно мгновение, эфемерна.
Michael Heizer,
Double Negative (1969)В 1969 году Майкл Хейзер, скульптор из Нью-Йорка, купил участок земли в пустыне Невада. Затем он переместил 240 000 тонн камней, чтобы создать свою работу Double Negative . Эта скульптура представляет собой длинную траншею в земле глубиной 15 метров. « Двойной » в названии работы относится как к искусственным, так и к естественным качествам каньона.
Майкл Хайзер, Двойное отрицание, 1969Фото: © Serge Paul, 2003 Лэнд-арт — экологическая форма искусства?
Лэнд-арт часто отождествляют с «экологическим» искусством. Однако можем ли мы действительно сказать, что это так? Некоторые художники, такие как Нэнси Холт, утверждают, что лэнд-арт был по своей сути экологическим, потому что он способствовал установлению связи с землей и окружающей средой. Другие, такие как Роберт Моррис, считали, что эти художники в конечном итоге были испорчены экономическими факторами.
Аргументация Морриса основана на том факте, что арт-инсталляции иногда могут радикально навредить и преобразить ландшафт. Вот почему некоторые считают лэнд-арт «антиэкологичным», поскольку на самом деле он не уважает природу. По сути, снос бульдозером Майкла Хейзера можно легко считать нарушением чистоты американской пустыни…
Таким образом, окружающая среда может быть спорным материалом для использования ленд-художниками. Это, безусловно, можно рассматривать как возвращение к природе, но не обязательно как форму экологической активности.
6 80661
Преобразование загрязненных пространств с помощью искусства рекультивации
Искусство рекультивации, также называемое «эковентион», представляет собой искусство восстановления загрязненных территорий или заброшенных промышленных зон. Его часто связывают с лэнд-артом, однако работы этого движения предлагают экологическую реабилитацию, а также помогают укрепить связь между людьми и их природной средой.
В Нью-Йорке…
В 1965 году Алан Сонфист запустил проект по лесовосстановлению в одном из городских районов Манхэттена. Его работа под названием « Пейзаж времени » была завершена в 1978 году и стала первым городским лесом в Нью-Йорке. Основная цель Sonfist состояла в том, чтобы реабилитировать эту землю и вернуть ей первоначальный вид до колонизации или урбанизации. В противопоставлении леса и городской среды проявляется экологическое сознание художника.
Алан Сонфист, Пейзаж времени, 1978Фото автора для Hyperallergic
В Далласе…
В 1985 году художнице Патрисии Йохансон было поручено реабилитировать искусственно загрязненное озеро в Далласе. Ее искусство преследовало две цели: восстановить связь между человеком и его природной средой и снова сделать это место экологически жизнеспособным. Работа Йохансона — это не только реабилитация, но и настоящее произведение искусства. Скульптуры из красной глины привлекают прохожих, а также создают микросреду обитания для мелких животных и растений. Эти скульптуры образуют путь через воду, позволяя пешеходам наблюдать за дикой природой.
Патрисия Йохансон, Лагуна Леонхардт, 1985 г. (фото © Патриция Йохансон)
Этот гибрид искусства и природы под названием Лагуна Леонхардт является результатом тщательных исследований. Он идеально сочетает в себе эстетическое отражение монументальных скульптур и научные исследования по восстановлению здоровой и устойчивой экосистемы. Эта работа успешно поощряет возвращение дикой природы, привлекая любопытных зрителей.
Еще один крупный пример движения мелиоративного искусства: Tree Mountain, A Living Time Capsule , художница Аньес Денес, чьи работы связаны с проблемами окружающей среды. Ее инсталляции исследуют взаимодействие человека и природы. Художник создал небольшую гору и посадил 11 000 сосен с помощью 11 000 человек, восстановив земли, которые были уничтожены добычей полезных ископаемых. Этот проект был запущен на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года как вклад Финляндии в помощь в смягчении экологического стресса.
Agnès Dénes, Tree Mountain, A Living Time Capsule, 1992Фото: The Shed Agnès Dénes, Tree Mountain, A Living Time Capsule, 1992
Фото: The Shed
Tree Mountain — крупнейшее произведение искусства, объединяющее искусство и природа в международном масштабе. Поскольку даты окончания не видно, у проекта есть гораздо более благородная цель, чем восхваление человеческого эго! Этот проект — не просто произведение искусства, это наследие для будущих поколений.
Искусство из вторсырья и снежное искусство: новые методы создания
Засуха, вырубка лесов, повышение уровня воды, лесные пожары… Наша планета как никогда подвержена этим разрушениям. Многие современные художники пытаются привлечь внимание общественности к этим экологическим проблемам. Что может быть лучше искусства, универсального языка, чтобы вызвать эту тему?
Нельзя не упомянуть всемирно известного художника Олафура Элиассона. Он является мастером экспериментальных инсталляций, вдохновленных природными явлениями, что он и сделал с The Weather Project.
С другой стороны, Вик Муниз известен тем, что повторно использует отходы и переработанную бумагу для создания своих работ. Бумага, окурки, магниты, игрушки… Муниз способна превратить любой предмет в сложное средство. На самом деле, многие художники заинтересованы в переработке объектов для создания произведений искусства.
Вик Мунис, Фрагмент в четырех измерениях (синий и зеленый) , 2017 и Five Rips, 2018
Другой пример — Guerra De La Paz, коллектив двух кубинских художников. Ален Герра и Неральдо де ла Пас используют старую одежду для создания своих скульптур. Их работы поразительны и демонстрируют расточительность нашего общества потребления по отношению к индустрии моды. Очень креативный способ донести информацию!
Guerra De La Paz, Oasis, 2016Другие, такие как Саймон Бек, находят еще больше способов повысить экологическую осведомленность. Британский картограф и карикатурист изобрел снежное искусство в начале 2000-х годов. Своими снегоступами он рисует фигуры на снегу и снимает их на дрон. Его художественный подход предостерегает от хрупкости окружающей среды и направлен на повышение осведомленности. Однако его работа была прервана из-за некоторых лавинных предупреждений и плохих погодных условий.
Саймон Бек, Лез АркФото: Саймон Бек
Художники, приверженные делу защиты окружающей среды
Теро Репо, Айсберг, 2012 г.Ленд-арт был первым художественным направлением, передавшим хрупкость природы. С тех пор художники путешествовали по пустыням и горам в поисках изолированных пространств для создания инсталляций. Иногда преобразование загрязненных мест или изменение ландшафта путем перемещения камней. Даже если экологическая причина не сразу очевидна во всем ленд-арте, подход этих художников всегда выражает желание создавать природные пространства, что, в свою очередь, придает смысл их работам.
Сегодня экологические подходы к искусству и природе очень разнообразны. От повышения осведомленности до боевых действий, экологические проблемы представлены повсюду на художественных ярмарках и выставках. Своими работами художники пытаются повысить осведомленность общественности, чтобы создать лучший мир, поместив человечество в гармонию с окружающей средой.
Чему реставрационная экология может научиться у консервации произведений искусства
Это наша печальная участь, что мы любим скоропортящиеся вещи: наших друзей, наших родителей, наших наставников, наших партнеров, наших домашних животных. Те из нас, кто склонен к природе, черпают утешение в том, что самые прекрасные природные явления — леса, озера, океаны, рифы — существуют в масштабах, далеких от индивидуальных человеческих. Одно из значений антропоцена состоит в том, что мы также должны стать свидетелями распутывания этих вещей. Дерево, которое мы любили в детстве, исчезло; вырублен любимый лесной массив; местный природный заповедник подвергся вторжению, разрушению и уменьшению его разнообразия; эта планета кровоточащих видов.
Когда в 2005 году редкая панамская лягушка была названа в честь Джорджа Рэбба, выдающегося герпетолога и друга многих представителей природоохранного сообщества Чикаго, мы отпраздновали это новое имя животного. К моменту его смерти в 2017 году бахромчатая лягушка Рабба ( Ecnomiohyla rabborum ) считалась вымершей в дикой природе.
Бахромчатая квакша Рабба из центральной Панамы. Фото из ВикипедииЕсть два типа харизмы: харизма освещенной сцены и харизма сияющего святилища. Харизма Рабба была последней, более мягкой формой. Один из самых влиятельных природоохранных биологов своего поколения, он руководил Брукфилдским зоопарком в Чикаго с 19 века.76 до 2003 года. Он занимался защитой видов и мест обитания по всему миру. Впервые я встретил его в конце 1990-х на собрании регионального природоохранного альянса Среднего Запада, Chicago Wilderness. Чему я научился у Джорджа, который прекрасно знал, что значит переносить утрату, так это тому, что восстановление возможно.
Я переехал в Чикаго в 1998 году после нескольких лет странствий в качестве молодого ученого. Репутация Чикаго в области искусства и архитектуры, к которым у меня был острый и давний интерес, была мне знакома. Это дало по крайней мере одну причину, по которой переезд туда был приятным. Возможно, мое юношеское прочтение «9» Эптона Синклера0005 Джунгли (1906) произвели на меня чрезмерное впечатление, так как я не ожидал много природы в этом городе. Однако я с радостью обнаружил, что вместо промышленных «джунглей» Синклера было много дикой зелени. В районе Большого Чикаго около 200 000 акров защищенной открытой земли (примерно размер национального парка Шенандоа в Вирджинии).
Два десятилетия своей исследовательской жизни я посвятил размышлениям о проблемах сохранения этих фрагментированных заповедников. Наряду с такими исследованиями я принял более серьезный подход к пониманию искусства и обучения как призвания: как рисовать если не хорошо, то по крайней мере достаточно хорошо, чтобы проиллюстрировать недавнюю книгу. Мне потребовались годы, чтобы понять, как культивирование этих частных эстетических интересов может повлиять на мои профессиональные взгляды в области биологии сохранения.
Альянс Чикагской дикой природы, где я впервые встретил Рэбба, выступает за защиту видов на этих диких землях в пределах досягаемости от разросшегося мегаполиса. После того, как я присутствовал на нескольких встречах в конце 1990-х и участвовал в них, Джордж, которому тогда было за 60, неторопливо подошел ко мне и тихонько вручил мне копии нескольких научных статей, которые, по его словам, будут полезны. Эти документы ссылались на относительно недавно появившуюся дисциплину «реставрационная экология». Я слышал этот термин раньше, но не знал, что управление восстановлением считается лучшей надеждой для больных экосистем Чикаго. Дубовая саванна, прерии с высокой травой и другие реликтовые среды обитания Среднего Запада, где остались лишь небольшие насаждения некогда обширных мест обитания, считаются находящимися под угрозой в глобальном масштабе, на самом деле более редкими, чем многие знаковые тропические среды обитания. Дубовая саванна, например, с ее хорошо расставленными колючими дубами и пышным травянистым подлеском более или менее воскресла из мертвых (соответственно, последние оставшиеся экземпляры этой среды обитания часто находили на старых кладбищах). Некоторые из этих экосистем стали настолько редкими, что одной защиты никогда не будет достаточно; эти природные зоны нуждались в активной реанимации. Они нуждались в реставрации.
Типичная дубовая саванна, Дюны Ункас, Миннесота. Photo by Brett Whaley/FlickrУильям Джордан III, один из пионеров в этой области, ввел термин «экология восстановления» во время работы в дендрарии Университета Висконсин-Мэдисон в 1980-х годах, описав его как «попытку, иногда поразительно успешную». , а иногда и в меньшей степени, чтобы сделать природу цельной». Там, где экосистемы деградировали из-за деятельности человека, включая чрезмерную эксплуатацию полезных видов, нашествие экзотических вредителей, эрозию почв, загрязнение чрезмерными питательными веществами, чрезмерный выпас животных и т. д., восстановление обещает обратить вспять ущерб и придать этим системам новые черты. жизнь.
Эта практика была впервые одобрена как передовая стратегия сохранения профессиональными группами, такими как Общество экологической реставрации, созданное в 1988 году. Несомненно, спустя десятилетие или около того возникли разногласия. До чего именно должны быть восстановлены системы или, точнее, до , когда они должны быть восстановлены до : возможно, целью могут быть условия, предшествовавшие европейскому заселению Соединенных Штатов, или, в крайнем случае, мы могли бы вернуться к условия, преобладавшие в позднем плейстоцене? Некоторых философов беспокоил онтологический статус этих вновь управляемых систем — не являются ли они «фальшивой природой»? Некоторые чикагские писатели жаловались, что реставраторы «рубят лес». Некоторые ученые-политологи беспокоились, что представление о природе как о поддающейся ремонту может оправдать более жесткое обращение с окружающей средой: зачем беспокоиться о добыче ресурсов, если все части, разделенные в процессе, можно ловко вернуть на свои места? Тем не менее к 19В 90-е годы методы восстановления получили широкую поддержку среди ученых-экологов и ландшафтных менеджеров.
Восстановление лиственных лесов в Ирландии было бы природоохранным достижением огромного значения
В 1992 году этот титан сохранения биоразнообразия Э. О. Уилсон заявил: «Я верю, что следующее столетие станет эпохой восстановления экологии». обещание, и если оставить в стороне некоторые из ранних интеллектуальных споров, успехи экологического восстановления с тех пор были многочисленны.
В своей книге « Наша планета прошлого и будущего: восстановление мира в век изменения климата » (2013) журналист-эколог Пэдди Вудворт путешествует по миру, свидетельствуя о работах и беря интервью у архитекторов некоторых знаковых проектов реставрации. Заслуживающие внимания успехи включают масштабный проект восстановления ландшафта в Área de Conservación Guanacaste (ACG) в Коста-Рике, который возглавляют защитники природы Дэн Янзен и Винни Халлвакс. ACG простирается на несколько мест обитания — сухой тропический лес, тропический лес и облачный лес — и, по некоторым оценкам, восстановленный ландшафт обеспечивает среду обитания для до 350 000 видов.
В Новой Зеландии, где защитники природы пытаются вернуть некоторые из самых редких видов этой страны, таких как черная малиновка и тайко с острова Чатем, с грани исчезновения, также ведутся масштабные работы по восстановлению. Другой пример, близкий моему сердцу, так как я провел несколько лет в начале 1980-х годов, добровольно участвуя в подобных мероприятиях, — это попытки восстановить ирландские дубовые леса. Несмотря на имидж Ирландии как зеленого острова, это наименее лесистая европейская страна, большая часть первобытных лесов была вырублена много веков назад. Восстановление лиственных лесов в Ирландии, в некоторых случаях путем преобразования тысяч гектаров бывших коммерческих хвойных плантаций в естественные леса, станет природоохранным достижением огромного значения. Несколько проектов уже сообщают об успехе и должны увеличить среду обитания для деревьев, редких мохообразных, насекомых и более редких млекопитающих.
За десятилетия, последовавшие за моим приездом в Чикаго, я узнал все, что мог, об экологии восстановления, став одновременно опубликованным исследователем в этой области и практиком (в минорной тональности). Я расчистил кусты, я сжег акры, я разбросал семена прерий. Я был свидетелем больших успехов, и меня огорчали недостатки некоторых работ. Некоторые из этих недостатков я сначала принял за локальные проблемы, но теперь понимаю, что они универсальны.
Два экземпляра до сих пор не дают мне покоя.
Почти 20 лет назад я доехал автостопом из Чикаго в город Нормал, штат Иллинойс. Это было вскоре после того, как я узнал об экологическом восстановлении от Рабба, и я сразу же стал энтузиастом, считая это великим нововведением нашей эпохи. Таким образом, я ехал на конференцию в Университет штата Иллинойс с реставратором, который построил водно-болотные угодья для схемы смягчения последствий банков. В соответствии с Законом США о чистой воде, уничтожение водно-болотных угодий в Чикаго, например, путем расширения парковки, может быть компенсировано созданием водно-болотных угодий равной ценности в том же водоразделе, хотя и далеко от города.
Был летний день, окна машины были открыты, и мы были полны оптимизма. В нескольких милях от Чикаго мой друг упомянул, что на подходе один из его сайтов; мы могли бы свернуть с шоссе, чтобы засвидетельствовать это. По его словам, это болото было восстановлено до полного расцвета видов — растений, земноводных, птиц. Однако, когда мы подъехали и вышли из машины, то увидели, что болото превратилось в рогоз, почти монокультуру. «Мы следили за ним годами, — стоически заметил он. И мы пошли. Снова и снова он объявлял о предстоящем проекте и каждый раз выражал свое разочарование. Мы как будто бродили по Лувру в поисках шедевров, а видели только почерневшие и обгоревшие холсты. К тому времени, как мы добрались до Нормал, реставратор даже не сбавил скорость.
Эта поездка больше, чем что-либо другое, осложнила мой первоначальный энтузиазм по поводу перспектив легкого решения проблемы — одной решимости было бы недостаточно.
Прерия Таллграсс в Национальном заповеднике Прерии Таллграсс в Канзасе. Photo by Molly Des Jardin/FlickrБолее поздние неприятности вызвали беспокойство по поводу взаимосвязи между реставрационной экологией как научной дисциплиной и ее применением в полевых условиях. Некоторое время я был волонтером в группе, которая очищала от инвазивных кустарников крошечную реликтовую прерию в районе Чикаго. После тяжелой утренней работы опытный доброволец выразил недовольство тем, что только что вырубленный нами заросль был вырублен в предыдущие годы трижды. Каждый раз, когда его расчищали, инвазивные виды забирали участки. В то время я был научным сотрудником проекта по разработке экспериментальных подходов к реставрации. Что, спросила наша группа, произойдет, если восстановительный процесс начнется с почвы? Я предложил внести изменения в почву — добавить древесную щепу перед посевом местных растений — как способ замедлить реинвазию. Стюард был настроен скептически, но предложил встретиться в следующие выходные; к нам присоединялся ботанический консультант сайта. Пока мы втроем шли по деградировавшей части прерии, мы наметили потенциальные участки для полевого эксперимента. Да, признал я, некоторые местные растения действительно погибнут, если мы воздействуем на почву (для этого потребуется поверхностная обработка почвы). В конце концов, после долгой паузы под палящим солнцем Среднего Запада, стюард спросил меня: «Почему мне кажется, что я санкционирую эксперимент с талидомидом?» Тогда я понял, что мы не будем проводить эксперимент в этом месте. Когда я прощался с ней, мы с ней серьезно пожали друг другу руки. Я повернулся, чтобы предложить руку ее спутнику, ботанику, который отпрянул от меня и вздрогнул.
Решения о том, какие виды выживут, а какие вымрут, могут вызвать брезгливость даже у самых ярых защитников природы. Что на практике должно служить «оригиналом», по которому можно оценивать «ремонт»? В тех случаях, когда имеется достаточная история вегетации, могут быть установлены «предварительные» условия. Но во многих местах «до заселения» не означает «без человеческого влияния». С растущим осознанием глубокого исторического и часто текущего управления коренными народами, как следует принимать во внимание эту практику? Что может служить целям восстановления для систем, находящихся под длительной заботой человечества?
Как я обнаружил в Чикаго, в своем глобальном обзоре реставрационных проектов Вудворт отмечает, что оценку расплывчато сформулированных результатов на основе данных трудно осуществить, она проводится редко и почти никогда не является долгосрочной. Кроме того, даже при наличии четких целей серьезные технические проблемы могут помешать прогрессу. Восстановление требует вмешательства, и методы могут оказаться спорными, часто применяемые без полного понимания потенциальных негативных последствий для видов и процессов, которые не являются непосредственной целью управления. Убьет ли этот гербицид микробиоту? Кто знает? Давайте брызгать!
Среда обитания, очищенная от инвазивных видов (удаление часто является самой дорогостоящей частью любого природоохранного проекта), часто возвращается в деградированное состояние при отсутствии почти непрерывного управления. Увеличение затрат на «битву» с инвазивными видами (метафоры восстановления часто носят воинственный характер), возможно, является самым большим препятствием на пути к успеху восстановления в большинстве местообитаний. Акация и другие древесные виды повторно вторгаются в финбос, исключительно биоразнообразную среду обитания в Южной Африке; кусты рододендронов повторное приложение расчищенные дубовые леса в Ирландии; облепиха и жимолость — два наиболее распространенных древесных кустарника на Среднем Западе США, несмотря на масштабные усилия по их вырубке — вновь занимают когда-то освобожденных местообитаний. Денежные затраты на реставрацию, помимо человеческого труда, огромны.
В дополнение к проблеме повторного вторжения, практика уничтожения нежелательных видов чревата этическим риском. «Добро пожаловать в наш природоохранный проект, — может сказать приветствующий стюард, — вот мотыга, пожалуйста, убей этот куст». убой экзотических млекопитающих. Принятие решений о том, какие виды выживут, а какие вымрут, может вызвать брезгливость даже у самых ярых защитников природы.
Последним спором, сопровождающим многие проекты, является вопрос о том, кто может влиять на решения по сохранению. Это может быть особенно спорным на землях, предназначенных для нескольких целей: скажем, сохранения биоразнообразия, а также для отдыха людей, включая пикники и автомобильные развлечения. В конце концов, чья это земля? Чья экспертиза важнее всего? Как следует разрешать споры? Решения часто принимаются по распоряжению.
Пережив интеллектуальные стычки первых лет своего существования, реставрация не выдержала своего величайшего испытания? Это просто не сработало? Было ли это социально оправдано? Была ли практика привязана к передовой науке? Как можно улучшить восстановление окружающей среды?
Некоторые из старейших теоретиков в этой области теперь выражают тот же скептицизм, что и я, в отношении осуществимости достижения целей восстановления. Многие предлагают отказаться от традиционных целей возвращения экосистемам подобия их прежней структуры и функций и вместо этого сделать выбор в пользу управления новизной, с восстановленными системами, поддерживающими биологические сообщества, не имеющие исторических аналогов. Центральная проблема, стоящая перед управлением реставрацией, — как думать о наших отношениях с прошлым. Должна ли природоохранная деятельность быть направлена на полное устранение человеческого влияния на тех участках, которые отведены под охрану биологического наследия? В качестве альтернативы, возможно, нам нужны более тонкие отношения с экологически прошлым и более широкий спектр целей для экологического восстановления.
Разочаровавшись в ограниченных перспективах восстановления природы, я тратил большую часть свободного времени на размышления о повреждениях и ремонтах другого рода. Работая в нескольких остановках поезда от Чикагского института искусств, я с годами стал очень частым посетителем и страстным поклонником упадка, делая многочисленные заметки о сломанном искусстве. Меня увлекла работа кураторов и реставраторов, а также их решения о вмешательстве в жизнь произведений искусства. Ряд неудачных попыток — начиная с нашумевшей в 2012 году реставрации 9Мое внимание привлек 0005 Ecce Homo («Вот человек») в церкви Святилища Милосердия в Борхе, Испания, а также недавний любопытный ремонт фигуративной скульптуры в испанском городе Паленсия. Я ознакомился с огромной литературой по теме спорного ремонта, литературой, насчитывающей несколько столетий. Реставрация искусства, как и экологическая реставрация, стала объектом пристального внимания.
Я обнаружил важные параллели между теорией и практикой восстановления поврежденного искусства и восстановлением поврежденной природы. Но есть важное отличие. Науки об окружающей среде изучают природные процессы, длящиеся миллиарды лет, и тем не менее научное мышление о восстановлении экосистем , но десятилетний . Художественное производство, с другой стороны, имеет относительно недавнее происхождение, однако систематические размышления и записи о ремонте потускневшего искусства имеют возраст веков . Кажется очень вероятным, что экологическая реставрация может многое почерпнуть из этой старой литературы.
Вот уже несколько лет меня особенно интересует «Портрет головы философа» (вторая половина II века н.э.). Эта мраморная голова в натуральную величину представляет собой красивую, но сбивающую с толку мозаику повреждений и ремонтов. Поступила в коллекцию Художественного института в 1923. Кэтрин Рафф, куратор Художественного института, представляет убедительную историю этого объекта в Римском искусстве в Художественном институте Чикаго (2017). Лицо философа зрелое, но отнюдь не старое; волосы у него волнистые, а борода густая, хотя и не всклокоченная; выражение его лица отстраненное, но не серьезное. Философы, которых в то время обычно представляли аналогичным образом, включают Эпикура (341-270 гг. До н.э.), Метродора (331-277 гг. До н.э.) и Гермарха ( c 340 — после 270 г. до н.э.), причем двое последних были учениками первого. Очевидно, есть некоторое сходство между этим портретом и другим портретом Метродора.
«Портрет головы философа», вторая половина II века н.э. Общественное достояние и любезно предоставлено Чикагским институтом искусствПортрет, по всей видимости, был поврежден в древности. На затылке отсутствуют пробелы («лакуны»), а слева у линии роста волос имеется трещина. Рафф предполагает, что эти травмы потребовали некоторой древней обработки. Бакенбарды и борода могли быть уменьшены в объеме в древности. Незначительное обесцвечивание лица свидетельствует о выветривании или может указывать на период захоронения. Сверление зрачков и разрез радужной оболочки также могли быть античными вмешательствами.
То, что сто лет назад считалось приемлемой практикой в области консервации произведений искусства, сейчас вызовет скандал.
Помимо этих древних ремонтов и модификаций, портрет подвергся «агрессивному вмешательству» незадолго до приобретения. Рафф видит это особенно в переделке прически. И, видимо, вскоре после приобретения портрету потребовался ремонт нижней части бороды на подбородке.
Таким образом, этот старинный мраморный портрет – такой простой, такой безмятежный, такой созерцательный – не так уж и прост. Художники, завершив свои труды, отправили портрет в тысячелетнюю одиссею путешествий, показов, очевидных захоронений, очевидных раскопок, переделок, ремонтов, реставраций и обращений руками художника и реставраторов.
В какой-то момент во всем этом голова потеряла свой нос, обрела его и во время своего пребывания в Чикаго снова потеряла этот суррогатный нос. В литературе нет упоминаний о местонахождении оригинального носа этого философа. Он пропал в древности? Был ли он брошен в Тибр, чтобы оттуда выкатиться на берег и превратиться в гальку причудливой формы?
Больше, чем какое-либо другое произведение искусства, мои долгие часы с «Портретом головы философа» — какое-то время я посещал его ежедневно — вызвали во мне интерес к связям между сохранением объектов культуры и объектов природы. Если столь малоизвестный артефакт, как этот мрамор, имеет долгую историю распада, омоложения, ремонта и даже отказа от ремонта, то посещение любого музея означает погружение в море неустанной кураторской деятельности.
По мере того, как меня все больше и больше беспокоила экологическая реставрация, мне стало любопытно, может ли подход реставраторов к задаче управления произведениями искусства быть полезным для управления биоразнообразием, и я написал по электронной почте Марку Паскалю, куратору отдела гравюр и рисунков Художественного института. , чтобы объяснить мою странную цель. Паскаль писал: «Мои коллеги по консервации будут возмущены вашим использованием слова «реставрация», потому что они этим не занимаются. Во всяком случае, они работают над обратным восстановлением, которое, возможно, было сделано в прошлом. Они могут объяснить». Когда я впоследствии встретился с реставратором картин Эллисон Лэнгли в Художественном институте, она подтвердила это. То, что было приемлемой практикой в области консервации произведений искусства столетие назад, сейчас вызовет скандал. Сегодня их практика во многих случаях менее агрессивна.
Я вышел с этой встречи с длинной библиографией по истории консервации произведений искусства, которую я усердно изучал. Это не маленькая литература. Меня особенно заинтриговали тревожные реакции на излишества прошлых восстановительных усилий. К концу 20-го века термин «реставрация» стал настолько дискредитированным в кругах по сохранению произведений искусства, что теперь он редко используется. С 1994 года термин «восстановление» не используется в Кодексе этики и практических рекомендациях Американского института консервации исторических и художественных произведений, основного профессионального органа по этой дисциплине в США.
Открытие того, что культурные реставраторы теперь используют термин «реставрация» осмотрительно, если вообще используют, поначалу казалось, подорвало мой проект. Если посмотреть с другой стороны — более благоприятной для моего предприятия — осторожность в отношении термина «реставрация» в консервации произведений искусства может предвосхитить аналогичную судьбу для реставрации природы. Если репутация художественной реставрации была запятнана историей пагубных вмешательств в важные культурные произведения, будущее поколение могло бы относиться к результатам экологической реставрации с таким же недовольством.
Сложная история взлетов и падений реставрации произведений искусства можно проследить в очерках, манифестах и посланиях с 18 по 21 век. Исторически такие дебаты были особенно острыми в литературе об архитектурном наследии: архитектор Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк и художник и поэт Уильям Моррис — особенно важные авторы на эту тему. Моррис назвал Общество защиты древних зданий (которое он основал в 1877 году) «Обществом против царапин», чтобы показать свою озабоченность разрушительной «реставрацией» старых зданий во имя сохранения. Он был встревожен тем, что агрессивный возврат зданий к какому-то идеализированному прошлому может удалить накопленные пристройки к зданию, которые добавляют значительный архитектурный интерес.
Центральным вопросом в старой литературе по консервации произведений искусства является то, насколько привилегировать эстетическое намерение художника. Следует ли заботиться о возвращении работы в ее «первоначальное состояние»? Всегда ли работу лучше всего рассматривать такой, какой она была при первом просмотре? Мы могли бы с полным основанием подозревать, когда те эстетические ценности, которые исходили от художника, ниспровергаются более корыстными: когда, например, рыночная стоимость в ее нынешнем состоянии перевешивает все при принятии решений о сохранении. Но поскольку художник чаще всего уже не владеет произведением, должны ли мы действительно чувствовать себя этически обязанными их намерениям? Как только работа художника завершена, объект начинает стареть, и его используют (или злоупотребляют) различными способами, что может усложнить задачу защитника природы. Наши музеи полны предметов, история которых запечатлена на поверхности. В практике консервации необходимо учитывать сложную историческую траекторию культурного значения произведения.
Критики художественной реставрации также задаются вопросом, нарушает ли реставрация метафизический декорум, замедляя неизбежность старения и разложения. Маргарита Юрсенар в своем эссе «Этот могучий скульптор, время» (1983) пишет: «В тот день, когда статуя закончена, в определенном смысле начинается ее жизнь». скипидар или опускал долото с камня, чем силы разложения приступают к своим неустанным трудам. Какое значение должна иметь «возрастная ценность» искусства? Иными словами, добавляют ли «опасности истории» «невольную красоту» произведению искусства, как предполагает Юрсенар?
Тот факт, что многие проекты по реставрации произведений искусства дают неудовлетворительные, а в некоторых случаях почти смехотворные результаты, забавлял публику на протяжении многих лет. Менее сенсационная критика плохой реставрации уже давно стала частью мейнстрима в академических и профессиональных публикациях по консервации произведений искусства. Книга Художественная реставрация: культура, бизнес и скандал (1993) Джеймса Бека, ученого, и Майкла Дейли, художника, привлекла значительное внимание к опасностям агрессивной реставрации. Итальянский судебный процесс в 1991 столкнул Джованни Капони, реставратора, с Беком. Под судебным вопросом находилась реставрация мраморного саркофага начала 15 века в соборе Лукки, созданного Якопо делла Кверча. Бек сказал, что саркофаг выглядел «как будто его обработали кислотой, очистили с помощью «Спик энд Спэн» и отполировали воском Джонсона». Капони, естественно, обиделся, обвинив Бека в отягчающих клеветах. Профессор выиграл суд.
Поврежденное искусство может оскорбить чувства; поврежденная природа имеет последствия для процветания всех видов
Каким же образом восстановление природы может извлечь уроки из гораздо более старой практики восстановления искусства?
По общему признанию, на первый взгляд природа и искусство кажутся настолько непохожими, что можно задаться вопросом, могут ли они вообще быть связаны. Природа не имеет цели, не выражает прогресса; это без руля. Произведения искусства, с другой стороны, выражают человеческую цель и служат человеческим потребностям, даже если некоторые из них могут быть неясными. Кроме того, в то время как поврежденное искусство может оскорбить чувства, поврежденная природа имеет последствия для процветания всех видов.
При всем при этом существует долгая и плодотворная история размышлений о природе и искусстве рядом друг с другом. Когда мы находим пейзаж красивым, мы называем его живописным; когда картина нам нравится, мы можем назвать ее реалистичной или реалистичной. Существует также философская традиция рассматривать искусство и природу вместе. В «Поэтике » Аристотель писал, что «поэт, будучи подражателем, подобно живописцу или любому другому художнику, должен неизбежно подражать одному из трех объектов: вещам, какими они были или есть, вещам, как о них говорят или думают, или вещи такими, какими они должны быть.» Действительно, современная эстетика, как академическая дисциплина, философски связана с чувственным опытом объектов, как созданных, так и естественных. Таким образом, один и тот же концептуальный язык может быть применен к искусству — эманациям человеческого творчества — а также, в более общем смысле, к тем эстетическим переживаниям, которые могут быть вызваны объектами природы. Значение этого в том, что природоохранная практика, построенная на разговоре с практикой в искусстве, опирается на глубокую основу философского мышления.
Бывают случаи, когда благоговение перед древностью кажется вполне уместным. Однако в других случаях мы, безусловно, должны отпустить прошлое.
В своем необычном эссе «О пользе и вреде истории для жизни» (1874 г.) Фридрих Ницше размышлял о культурных последствиях «перенасыщения эпохи историей». Бывают времена, размышлял он, когда историческое настроение может быть враждебным или даже опасным для жизни; когда прошлое подавляет настоящее, может быть полезно не оглядываться назад. У нас может быть такой возраст.
На протяжении многих лет реставраторы культивировали то, что я считаю ницшеанской ловкостью в преодолении тягот истории. Это может быть его центральным концептуальным достижением. Конечно, реставраторы искусства используют более широкую палитру вариантов в отношении размышлений о прошлом, чем те экологи-реставраторы, которые могут показаться чрезмерно подчеркивающими «первоначальное состояние» как цель практики.
Двойственное отношение реставраторов к точному восстановлению до первоначального состояния мотивируется целым рядом соображений. В некоторых случаях поправки к произведению с годами могли значительно повысить ценность оригинала; чрезмерно усердное восстановление в таких обстоятельствах может иметь пагубные последствия. Знаменитая мраморная «Статуя молодого сатира в театральной маске Силена» Института искусств ( c 1 век н.э.) был восстановлен Алессандро Альгарди в 1628 году. Свидетельства его вмешательства очевидны, фрагмент представляет собой мозаику из старого и нового. Учитывая репутацию Альгарди как самостоятельного художника, маловероятно, что предложение дереставрировать работу, удалив наложение XVII века, получит теплый прием.
Во многих случаях предметы могут нести исторически интересные следы прежнего использования – древняя керамика, церемониальные маски, вотивные предметы и т. д. часто будут цениться не только по эстетическим причинам, но и по обстоятельствам, связанным с их использованием. Решения об их сохранении могут быть сопряжены с трудностями. Например, следует ли сохранять следы древнего зерна в археологически значимой глиняной посуде? Когда важная история запечатлена в объекте, решение сохранить этот след может быть лучшим.
Экологический менеджер может изобретать средства для традиционного использования охраняемого ландшафта
Изучение таких примеров может быть полезно для экологических менеджеров, когда они обдумывают обращение вспять воздействия человека на природу – не все, к чему прикасаются люди, разваливается. Хотя основы культурной экологии — оценки ландшафтов, сформированных силами природы и решениями человеческих сообществ — были заложены десятилетия назад, практика сохранения культурно сформированных ландшафтов остается зарождающейся академической областью.
Ухаживание за Землей (1980) Рене Дюбо остается важным ранним заявлением о защите тех мест на Земле, где использование человеком может рассматриваться как благоприятное. Примеры Дюбо варьируются от живых изгородей в Англии и экосистем влажного риса на юге Китая до садов Гуты в Дамаске. Точно так же, как в случаях, когда реставратор управляет объектами таким образом, чтобы выявить течение времени, экоменеджеру, возможно, придется изобретать средства, с помощью которых традиционное использование ландшафта может быть защищено и сохранено при их использовании.
Трудно представить себе будущее экологической реставрации, в которой не используется культурно-экологический подход. Действительно, учет социальной истории наряду с экологическими аспектами ландшафта уже является чертой ряда вдохновляющих крупномасштабных реставрационных работ. Прекрасным примером является монументальный проект Gondwana Link, соединяющий несколько мест обитания на участке протяженностью 1000 км на юго-западе Австралии. Кейт Брэдби, координатор проекта, подчеркивает связь между восстановлением окружающей среды и восстановлением человеческого духа. В интервью Вудворту (в Наша планета прошлого и будущего ), Брэдби описывает два аспекта реставрации как «полностью переплетенные». Поскольку это переплетение является неизменной философией Гондванского звена, работа направлена на достижение своих целей в области биоразнообразия наряду с целью содействия устойчивому сельскому хозяйству и опирается на включение в работу знаний коренных народов нунгар и нгаджу.
Когда я недавно спросил Брэдби о сотрудничестве с общинами аборигенов, он ответил:
Мы начали работать с ключевыми членами общин нунгар и нгаджу из соображений приличия — в конце концов, это их земля — но вскоре осознали сильную синергию между нашими и их целями. Управление землей является неотъемлемой частью культуры коренных народов здесь, и наше западное общество должно принять этот подход, если мы хотим двигаться вперед в отношении окружающей среды и как люди.
Брэдби отмечает, что за землями Гондвана-Линк ухаживали более 50 000 лет: «Вы были бы сумасшедшим, если бы не попытались использовать этот опыт в программе восстановления».0005 esprit Gondwana Link теперь, к счастью, находит отражение в нескольких проектах по всему миру, где традиционные экологические знания считаются руководящим принципом успешного восстановления.
Если экологическая реставрация должна принять более исторически нюансированный и культурно-чувствительный подход к своей задаче, социальная практика дисциплины может также извлечь уроки из сохранения произведений искусства.
В практике консервации современного искусства решения об управлении объектами обычно принимаются специалистами-практиками и кураторами (часто более склонными к теории), работающими совместно. Например, когда я посетил Художественный институт, чтобы узнать больше о «Портрете головы философа», я встретил Раффа, куратора произведения, и Рэйчел Сабино, его главного хранителя. Их совместные навыки были эффективны при принятии решений об управлении этим древнеримским объектом. Художественный куратор исследует его происхождение, историю и значение, в то время как практикующий специалист знает о наиболее деликатных технических вмешательствах, которые могут быть предприняты для стабилизации объекта. Они убирают там, где это необходимо, и ремонтируют там, где это необходимо. Такая совместная практика редко требуется при охране природы: это важный урок для экологического восстановления. Встречи, национальные и местные, проводимые Обществом экологической реставрации, теперь обычно способствуют диалогу между учеными и практиками, и Chicago Wilderness подражает модели на своих встречах раз в два года. Однако я имею в виду более целенаправленное, а порой и вполне формальное культивирование союзов ученых (как естественных, так и общественных) и землеустроителей на уровне отдельных проектов.
Хотя большинство реставрационных работ на местах будут похвально «руководствоваться наукой», замечательная склонность практиков к «засученным рукавам» часто может поставить их в конфликт с теми консервативно настроенными учеными, которые призывают к совещательному, часто экспериментально воспроизводимые подходы к реставрации. Я обнаружил это разочаровывающее несоответствие из первых рук, когда обсуждал злополучный эксперимент с почвой со стюардом прерий и ее консультантом.
Эколог Роберт Кэбин уловил это противоречие между теорией и практикой в своей статье «Научная реставрация: квадратная сетка на круглой Земле?» (2007 г.), опубликованной в Восстановление экологии , флагманский отраслевой журнал. В этой статье Кэбин утверждал, что «реальные сложности внедрения методов управления земельными ресурсами часто ограничивают практическую значимость традиционных научных исследований». В качестве альтернативы, вторя одному из первых биологов-реставраторов, Альдо Леопольду (1887–1948), Кэбин предложил «разумную переделку» систем, которая может «привести к улучшению науки, улучшению экологического восстановления и улучшению отношений между этими двумя культурами». . Своеобразный продуктивный диалог технологов и кураторов в области консервации произведений искусства может служить моделью экологической реставрации.
Поскольку наша философия сохранения меняется, результаты некоторых проектов по сохранению, возможно, придется изменить.
В дополнение к командному подходу, используемому в сохранении произведений искусства, хотя и не обязательно из-за него, профессиональные управленческие решения в отношении культурных объектов чрезвычайно осторожны. Центральным принципом сохранения современного искусства является принцип обратимости. Есть много давно забытых практик (например, использование вина и губок, сделанных из хлеба, для очистки картин), и признание того, что некоторые прежние методы лечения должны быть отменены (например, удаление старого лака). Если наше понимание того, как сохранить культурный объект, может измениться или если наши вкусы в сохранении произведений искусства могут быть пересмотрены, важно, чтобы не исключался возврат к прежнему состоянию. Этот принцип обратимости определяет диапазон используемых инструментов, материалов, используемых для стабилизации изделия, чистящих средств, применяемых для работы, и так далее.
Реализацию принципа обратимости, несомненно, будет трудно воплотить в практику экологического восстановления. Часто случается так, что экосистемы, предназначенные для восстановления, возвращаются к своему первоначальному деградированному состоянию просто путем прекращения управления. Лесной массив, очищенный от инвазивных кустарников, чаще всего возвращается в деградированное состояние. Обратимость может быть, так сказать, запечена в пироге. Тем не менее, экологическим реставраторам, возможно, придется научиться быть более осмотрительными в том, как они применяют свои методы. В конце концов, ведутся серьезные споры о том, как методы восстановления могут повлиять на биоту — например, в почве, — что может не быть прямой целью управления. Может случиться так, что по мере того, как изменится наша философия природоохранной деятельности, результаты некоторых природоохранных проектов, возможно, придется изменить. Таким образом, на участке, где была предпринята попытка восстановления до исторического состояния, могут быть времена, когда можно признать, что биоразнообразие увеличивается (с еще большим признанием проекта сообществом), когда цели управления меняются местами и создается новая комбинация видов без исторических условий. принято. Подобно тому, как обратимость представляла собой определяющий момент в дискуссиях о сохранении произведений искусства, готовность (и способность) девосстановить экосистемы может указывать на новую зрелость мышления и практики сохранения природы.
В совокупности нерешительность защитников произведений искусства в отношении реставрации, их более сложные отношения с историей объектов, их понимание, во многих случаях, того, как объекты были сформированы в результате их использования, их стремление к техническим инновациям, их методы совместной работы, их честное (хотя и чреватое) признание «неудачных» реставраций и их настойчивое требование обратимости могли бы стать основой для радикально новой программы сохранения природы. Эта новая форма сохранения не будет склонна к универсальному менталитету. В некоторых случаях восстановленные системы действительно могут быть точными реконструкциями безлюдного прошлого; в других случаях может потребоваться более искусное сочетание человеческого замысла и естественного процветания. Чтобы активизировать текущие усилия по созданию более эклектичной науки о сохранении, был бы полезен более осознанный обмен идеями между искусством и практикой сохранения природы.
Конечно, фундаментальная аксиома состоит в том, что вещи распадаются на части, что энтропия неизбежна. Сомнительное достижение людей состоит в том, что они значительно ускорили разрушение вещей природы, тем самым сделав то, что казалось таким надежным и долговечным, трагически преходящим. Те аспекты биосферы, которые, казалось, выстояли за пределами нашего короткого промежутка времени — те вещи, которые мы могли бы любить, не закаливая себя перед их гибелью, — теперь кажутся смертными. Глубина кризиса никогда не была более очевидной, чем сейчас: недавние сообщения о массовом вымирании насекомых подчеркивают это. Безусловно, мы заслуживаем науку и практику охраны природы, соразмерные масштабу проблемы, хотя оказывается, что соответствующие практики очень молоды и часто дают сбои. К счастью, художники, защитники произведений искусства и кураторы веками обсуждают искусство ремонта. Те, кто стремится восстановить природу, могут начать разговор с этими неожиданными партнерами, поскольку диалог между двумя дискретными репаративными дисциплинами может помочь возродить истощенный природный мир.
Я был, конечно, не единственным человеком, который на протяжении многих лет извлекал выгоду из щедрости Рабба. Предлагая статьи здесь и там, а также полезные и поддерживающие беседы, он по-разному формировал работу многих людей. Когда я вспоминаю его работы, я понимаю, что сила его подхода заключалась в его эклектичности: защита дикой природы, зоотехника, сохранение ex situ , городское проектирование, восстановление окружающей среды и так далее. Размышляя о будущем тех мест, которые для меня значат больше всего — дубовых лесов Ирландии и прерий, саванн и лесных массивов чикагского региона, — я вижу потребность в своего рода эклектике, которую воплощал Рэбб. Есть основания для оптимизма. Однако успех проектов по их восстановлению зависит не только от тяжелой работы на местах: они также требуют серьезной концептуальной работы.