Презентация по ИЗО на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Внутренний мир русской избы для дистанционного обучения.ppsx

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд





































Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: 286666
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Презентация «Внутренний мир русской избы».
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Презентаия соответсвует требованиям ФГОС.
Зрительный ряд презентации позволяет сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Повествовательный ход слайдов способствует развертыванию темы урока: крестьянская изба, женщина-хозяйка дома в традиционной одежде, крыльцо дома. Далее слайды соответствуют последовательному продвижению по внутреннему пространству дома, представляя жизненно важные центры (печь, красный угол, женский угол, полати др.). Учащиеся знакомятся с кругом предметов быта, включенных в пространство дома (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.). Практическая работа на уроке предусматривает обобщенное изображение крестьянского дома. Учащимся предложенны варианты композиционного решения крестьянского интерьера.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Внутренний мир русской избы». »

ВНУТРЕННИЙ МИР
РУССКОЙ ИЗБЫ

1 . Из какого материала строили избы на Руси?
Д
Е
Р
Е
В
О

1 . Из какого материала строили дома на Руси?
Д
Е
Р
Е
В
О

2. Как называлась часть крестьянского дома,
сделанная из обработанных бревен?
С
Р
У
Б

2. Как называлась часть крестьянского дома,
сделанная из обработанных бревен?
С
Р
У
Б

3. С какими символическими понятиями
связывали крестьяне разные части дома?
1
2
3
4

3. С какими символическими понятиями
связывали крестьяне разные части дома?
К
О
Н
Ь
Н
Е
Б
О
О
К
О
З
Е
М
Л
Я


ИЗБА – комната отапливаемая печью
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

КРАСНЫЙ УГОЛ

БОЖНИЦА
Главное украшение дома была икона.
Иконы ставились на полочку-божницу.
Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

ПЕЧНОЙ УГОЛ

ПЕЧЬ-душа дома,
главный оберег семьи,
семейный очаг.
ПЕЧЬ – жилище
домового.

ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью

ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой
размещались горшки, чугунки, домашняя утварь


ЖЕНСКИЙ УГОЛ (КУТ)


С чего начать рисунок русской избы?
- Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
- Продумать компоновку рисунка.
- Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.
Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.

Последовательность построения перспективного изображения избы
Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.



Красный угол
стол
скамейка

Не красна изба углами,
а красна пирогами!

Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».
Автор: Ефимова Жанна Юриевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №55, г. Нижний Тагил.
Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Внутренний мир русской избы Урок изобразительного искусства в 5 классе Подготовила: Шляпина Татьяна Александровна, учитель ИЗО МАОУ «Ленская СОШ»
2 слайд
Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома.
3 слайд
Изба условно делилась на несколько зон.
4 слайд
Самое важное место в избе занимала печь.
5 слайд

Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло.
7 слайд
В ней приготавливали и пищу.
8 слайд
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас.
9 слайд


Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
12 слайд
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
13 слайд
Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу.
14 слайд


Убранство крестьянской избы было необычно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.
17 слайд
Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДA-039911
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Внутренний мир русской избы
2 слайд

Русская печь – основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг.
4 слайд
Шесток – это широкая толстая доска, на которой разместились горшки и чугунки.
5 слайд
Рядом с устьем печи стоят железные ухваты и деревянный ушат с водой.
6 слайд
Подпечье – место, где хранились лопаты для выпечки хлеба и кочерга.
7 слайд
Голбец – ящик в виде шкафчика с дверцами.
8 слайд
Красный угол – духовный центр дома. В углу на собой полочке стояли иконы, рядом стоял обеденный стол.
9 слайд
Красный угол был олицетворением зари.
10 слайд
Полавошники – полочки, на которых располагалась крестьянская утварь.
11 слайд
Полати – деревянный настил, на котором спали.
12 слайд
Ткацкий стан – кросно.
13 слайд
Прялки — передавались из поколения в поколение. Дарились женам, снохам, дочерям.
14 слайд
Люльку подвешивали к потолку избы.
15 слайд
Кованый светец и лучина.
16 слайд
По полу тянулись радужные половики или дорожки.
17 слайд
Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера Печной угол Красный угол
18 слайд
Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера
19 слайд
Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДБ-671091
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2
Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.
Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Предметная цель:
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Метопредметная цель:
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;
— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Регулятивные:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
— уметь организовать место занятий.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Наглядный и дидактический материалы:
Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».
Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.
Музыкальный ряд: народные песни.
Видео ряд: презентация
Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
Организационный момент;
Сообщение нового материала;
Практическая работа;
Выставка работ;
Закрепление новых знаний
Подведение итогов. Презентация
Ход урока:
— Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.
(Учитель демонстрирует классу первый слайд)
-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
(Размышления учащихся)
-На самом деле эти три буквы очень символичны:
Д – похоже на строение, сооружение;
О – практически у всех народов, является символом оберега;
М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
(демонстрация второго слайда)
-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:
Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?
(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.
Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?
(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)
Навь (нижний мир)— тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?
(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)
На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.
— Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.
(размышления учащихся)
— Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
— Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
— Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
— Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.
Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.
(демонстрация 3 слайда)
— Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.
Но по прежнему верю я после мороза,
Русской печке, привету её и теплу,
Где не раз под тулупом,
Тяжёлым как туча,
Благодарный своей человечьей судьбе,
Забываясь от всех неурядиц грядущих,
Засыпал я счастливый под песни в трубе.
И. Денисов.
(Чья половина у печи?)
— Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.
У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.
Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.
(демонстрация 4 слайда)
-Словно птицы зазвенели-
Сколько света и тепла…
Бабка радугу постелит
От порога до стола.
Все сомнения отбросте:
Хоть избушка на земле,
Но идут по небу гости
Прямо к солнцу на столе.
Каждый ноги вытирает
И проходит не дыша
Там, где радуга играет,
Словно бабкина душа.
-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,
идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины
в традиционных культурах.
(демонстрация 5 слайда)
-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?
(размышления учеников)
-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.
(демонстрация 6 слайда)
Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.
–Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.
С чего начнём?
(размышления учащихся)
Выбор композиционного решения.
Детальная прорисовка предметов.
Подмалёвок.
Передача в цвете деталей.
-Требования к самостоятельной работе учащихся:
Эстетичность работы.
Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.
Законченность композиции в цвете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Выставка работ (самооценивание).
Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?
Д/З — Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Внутренний мир русской избы
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Постановка цели и задач урока. | Осознание необходимости закрепления полученных на прошлом уроке новых знаний. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение границ знания и незнания. | Посмотрите на изображение на слайде. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Что вы принесли сегодня на урок? — Как вы думаете для чего? Сегодня мы с вами будем делать предметы крестьянской утвари из пластилина. — Что нужно знать для того, чтобы справиться с этим заданием? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
3. Актуализация знаний. | Закрепление полученных на прошлом уроке новых знаний. | Давайте, вспомним, что мы уже знаем о жизни наших предков, о том, что их окружало? — Чем украшали они свои избы? — Для чего они это делали? — Как украшали избу снаружи? | Объясняют смысл названий элементов декоративного убранства. Отвечают на вопросы | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Знакомство с информационным материалом к уроку и иллюстративным материалом подобранным уч-ся к уроку | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Обращает внимание уч-ся на материалы учебника стр. 30-34, показывает презентацию к уроку «Внутренний интерьер русской избы» | Читают материал учебника, просматривают презентацию, воспринимают ее, обсуждают увиденное, анализируя новые сведения |
5. Первичная проверка понимания | Усвоение нового материала урока | Формирование знаний уч-ся по теме урока | — Какие предметы могут быть в избе? — Что такое «красный» угол? — Для чего в каждой избе делала печь и почему она так выглядела? — Из чего делали все эти предметы быта? Почему? — Выполняя предметы крестьянской утвари, на что надо обратить внимание? | Отвечают на поставленные вопросы |
Физминутка | ||||
6. Первичное закрепление | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | — Определите какие предметы интерьера избы вы будет делать. Вылепите их из пластилина украсьте символами, с которыми познакомились ранее на уроках. | Лепка предметов интерьера, их украшение, коллективное заполнение макета |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение проводить анализ выполненной практической работы группой. | Формирование и развитие ЦО к самооценке и взаимооценки знаний и способов действий. | -Проанализируйте вашу коллективную работу. Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием) | Взаимооценивание |
7. Рефлексия | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: -В чем проявлялась мудрость устроения интерьера русской крестьянской избы? -О чем рассказывают формы и украшения предметов? -Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов? Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте в ладоши. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | — Подобрать иллюстрации с изображением изделий с русской вышивкой. | Запись д/з в дневник, стр. 30-34 |
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы
Тема: «Внутренний мир русской избы». Урок № 2.
Класс 5-й.
Цели и задачи урока:
•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;
•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.
Личностные результаты:
— Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;
Метапредметные результаты:
— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;
Предметные результаты:
— Знание образного языка народного прикладного искусства;
— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.
Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.
Тип урока: урок применения предметных умений.
Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадайка», работа в паре.
Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Создание проблемной ситуации (1 мин)
- Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)
- Проверка домашнего задания (5 мин)
- Самостоятельная работа (20 мин)
- Подведение итога урока (1 мин)
- Рефлексия (1 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин).
Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).
Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.
- Создание проблемной ситуации (1 мин)
Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:
— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
- Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)
На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).
Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).
После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:
— Какой угол является духовным центром дома?
— Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.
На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.
- Проверка домашнего задания (5 мин)
- К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь.
Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.
- Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)
Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).
В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
- Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.
По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:
— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
-Что у тебя хорошо получилось?
— Какую оценку ты себе поставишь?
- Домашнее задание (1 мин)
Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.
Инструктивная карта (ответы)
Класс___________
Фамилия, имя
______________________
______________________
Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.
- Красный угол_____________________________________
- Печь, ухват, полати, полавошники____________________
- Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________
- Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____
- Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан
- Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________
- Ендова____________________________________________
- Ухват, чугунок_____________________________________
- Скопкарь__________________________________________
- Вальки____________________________________________
- Детская люлька_____________________________________
- Рубель____________________________________________
Оценка:______
Русские народные сказки
Русские сказки
Эта страница целиком посвящена народным сказкам России. Сказки — это часть культуры, традиций, обычаев и истории людей. На этих славных и великолепных сказках воспитаны многие поколения русских (и не только русских!) Детей. Надеемся, они понравятся и вам, и вашим детям. В обширном сборнике классических русских сказок, доступном на английском языке, мы встречаем как универсальных сказочных фигур: воров и героев, королей и крестьян, красивых девушек и ужасающих ведьм, очарованных детей и хитрых людей. животные — и такие уникальные русские персонажи, как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Дева-Лебедь и славная Жар-птица.
Содержание
Медведь, собака и кошка
Баба Яга
Баба Яга (версия Артура Рэнсома)
Бабушка
Кот, ставший главным лесничим
Рыбный промысел
Серые коровы
Крестьянин Димиан
Емельян Дурак
Очарованная принцесса
Летучий корабль
Дед Мороз
Лягушка-царевна
Мороз
Дурак мира и летающий корабль
Золотая гора
Идите, не знаю куда — принесите, не знаю, что
Золотая рыбка
История карликового длинноноса
Волосатый мужчина
Хижина в лесу
Иванушка Дурачок
Король Коджата
Длинная борода King
Лютнист
Язык птиц
Маленькая дочь снега
Little Master Misery
Морозко
Мужичек-на-пальце-с-усами-семь верст-длинный
The Muddy Cart
Норка
Рассказ о царевиче Иване и об арфе, игравшей без арфы
История Гор-Горинского
Солдат и смерть
Садко
Повесть о мертвых
За Ваше здоровье!
Сказка о серебряном блюдце и прозрачном яблоке
Лесной спрайт
Горе Боготир
Белая утка
Ведьма и ее слуги
Кто жил в черепе?
Авторы:
Верра Ксенофонтова Каламатиано Де Блюменталь
Роберт Нисбет Бейн
Артур Рэнсом
Особый интерес в этом томе «Русских народных сказок» состоит в том, что он представляет собой перевод из собрания всевозможных крестьянских церковных книг, сделанных в Москве около 1830 года, задолго до того, как цензура в значительной степени остановила рост популярной литературы.
Рассказ Любима Царевича и Крылатого Волка
Рассказ о самой чудесной и благородной самовольной арфе
Семь братьев Симеон
Рассказ об Иване, крестьянском сыне
История Золотой горы
Муромец Илья и Соловей-разбойник
Знаменитый герой Бова Королевич и княгиня Друшневна
Кроткий мужчина и его болтливая жена
История утки с золотыми яйцами
История отважного товарища Булата
История принца Маландраха и принцессы Саликаллы
История сапожника и его слуги Притуйшкина
Емельян Дурак
Суд Шемяки
Рассказ о принце Петре с золотыми ключами и принцессе Магилен
Сила-царевич и Ивашка в белом халате
Рассказ о рыцаре Ярославе Ласаревиче и царевне Анастасии
Два Ивана
Авторы: Разные
Содержание
Багровый цветок
Фенист Яркий Сокол
Лиса, Заяц и Петух
Генерал Топтигин
Иван Царевич и Серый Волк
Маленький соломенный бык
Лисица Лиза и Кот Катафай
Волшебное кольцо
Волшебные дикие гуси
Мария Моревна
Маша и Медведь
Рулет гороховый вдоль
Петр и Феврония Муромские
Русалка
Дочь и падчерица
Серебряное копыто
Сирко
Сестра Аленушка и брат Иванушка
Сестра Фокс и брат Волк
Сивка-Бурка
Снегурочка
Каменный цветок
Теремок
Терёшка
Яблоки молодости и жизни
Кот и петух
Жар-птица и принцесса Василиса
Замок мухи
Золотые волосы
Липовое дерево
Конек-Горбунок
Смерть Кощея Бессмертного
Круглая булочка (Колобок)
Репа
Двенадцать месяцев
Собрано и отредактировано Михаилом Терлецким
.русской литературы | Британника
Русская литература , совокупность письменных произведений, созданных на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.
Британская викторина
Еще один тест по русской литературе
Кто считается основоположником современной русской литературы?
Необычная форма истории русской литературы вызвала многочисленные споры.Три крупных и внезапных разрыва делят ее на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, привели к настолько резкому разрыву с прошлым, что в XIX веке было принято утверждать, что русская литература возникла всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже предложил точный год (1739), когда началась русская литература, тем самым отрицая статус литературы для всех допетровских произведений.Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году создали еще один серьезный раскол, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 году и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический прорыв. В этой схеме важно то, что перерывы были скорее внезапными, чем постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.
Самым знаменитым периодом русской литературы был XIX век, который за удивительно короткий срок создал некоторые из бесспорных шедевров мировой литературы. Часто отмечается, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения создано при жизни одного человека — Льва Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни одной культурой благодаря явному литературному блеску.
Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет в качестве определяющих характеристик глубокий интерес к философским проблемам, постоянное самосознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальным нововведениям и нарушение принятых общепринятых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности абстрактными философскими проблемами создает узнаваемую ауру русской классики.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодняДревнерусская литература (10–17 вв.)
Традиционный термин «древнерусская литература» анахроничен по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, очевидно, не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, термин, который представляет точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских работ, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земель, которые тогда назывались Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также русский народ сегодня.Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к появлению современной украинской и белорусской литературы. В-третьих, литературным языком, установленным в Киевской Руси, был церковнославянский язык, который, несмотря на постепенное увеличение количества местных восточнославянских вариантов, связал культуру с более широким сообществом, известным как Slavia orthodoxa , то есть с восточно-православными южными славянами Балканы. В отличие от настоящего, это более крупное сообщество преобладало над «нацией» в современном понимании этого термина. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты должным образом называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения преимущественно эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.
.