Презентация — Внутреннее убранство русской избы
Слайд №1 | |
зодчество ? архитектура |
Слайд №2 | |
землянка полуземлянка | |
Слайд №3 | |
В чем особенности русской избы? | |
Слайд №4 | |
Как строили русскую избу? «Всем миром» — ? | |
Слайд №5 | |
1.Зачем люди украшают свои жилища? 2.О чем может рассказать декор крестьянской избы? | |
Слайд №6 | |
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы | |
Слайд №7 | |
Фасад – лицо избы, окна – ее глаза. | |
Слайд №8 | |
Крестьянский дом — словно маленькая Вселенная, символизировал связь человека с космосом.![]() | |
Слайд №9 | |
«Русская изба» приглашает… | |
Слайд №10 | |
Нужно подумать.. Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему? Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ? Каково значение слов: ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА? Сколько работ у русской печи? Каково убранство кухни? На чем спали крестьяне? Чем освещали дома наши предки? | |
Слайд №11 | |
Как жили наши предки? «…У русских есть семейства из пяти и шести женатых братьев, которые с женами и детьми живут в одной избе или на одном дворе; все заодно работают и все повинуются или старшему мужчине (деду, отцу, брату). Все невестки в послушании у одной старшей или у самой матери их мужей. Таким образом, в избе помещается несколько поколений…» Австриец A. Лизек | |
Слайд №12 | |
Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах.![]() | |
Слайд №13 | |
Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ? Догадлив крестьянин, на печи избу поставил | |
Слайд №14 | |
Мать толста, дочь красна, а сын под облака ушелПечь – душа всего дома | |
Слайд №15 | |
Истба – истопка – из-топить Курная изба – без труб, топились «по-черному». ПРООБРАЗ РУССКОЙ ПЕЧИ | |
Слайд №16 | |
Русские печи появились в начале XV века. | |
Слайд №17 | |
Русская печь. 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват. 1 2 3 4 5 6 | |
Слайд №18 | |
Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей до 200°C и часами хранит тепло (температура, которая требуется для выпечки хлеба). ![]() Русская печь | |
Слайд №19 | |
В чём «РАБОТА» русской печи? отопление приготовление пищи «спальня» хранение вещей сушка лука держали под опечком кур зимой «парилка-лечебница» (больного ребенка, на некоторое время, засовывали в протопленную печь на лопате) | |
Слайд №20 | |
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!» | |
Слайд №21 | |
В богатых домах печи покрывали изразцами. «Изразить» – по-древнерусски значит «украсить». Изразец | |
Слайд №22 | |
Изразцы были недешевы. Каждая плитка стоила столько же, сколько 20–30 килограммов ржи. Раскрашивали их мастера, используя красные, синие, белые, желтые и зеленые цвета. | |
Слайд №23 | |
«Бабий кут» — ? Планировка крестьянского дома определялась углами Кут — старинное название угла. ![]() Угол напротив печи был кухней и назывался «бабий кут» или «поварня». Отгораживалась загородкой или занавеской. | |
Слайд №24 | |
«Бабий кут» «Царство» хозяйки и «большухи», жены старшего сына. Вдоль стены стоял или подвешивался ящик для посуды — «залавок», а наверху от печи тянулась широкая полка — «грядка». | |
Слайд №25 | |
На полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. | |
Слайд №26 | |
Слайд №27 | |
Пряха | |
Слайд №28 | |
Слайд №29 | |
Слайд №30 | |
Чесалка для пряжи | |
Слайд №31 | |
Слайд №32 | |
Вальки | |
Слайд №33 | |
Светец Лучина | |
Слайд №34 | |
Полотенца Для праздничного убранства использовались полотенца. ![]() | |
Слайд №35 | |
За столом сидели на лавках и скамьях. Стучать по столу считалось грехом. Самовар всегда держали горячим . | |
Слайд №36 | |
Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду — значило нарушить уважение к святыне избы, этого первоначального храма. Даже враг, преступник, прибежавший к очагу, оставался неприкосновенным, потому что пролить кровь в избе представлялось самым ужасным грехом. | |
Слайд №37 | |
Красный угол — ? | |
Слайд №38 | |
Слайд №39 | |
Красный угол, располагался по диагонали от печи и был почетным местом в избе. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Позднее рядом с иконами размещали и фотографии родных и близких. ![]() Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами. Место за столом в КРАСНОМ УГЛУ считалось наиболее почетным. Туда усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы — новобрачных. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. | |
Слайд №40 | |
Слайд №41 | |
Слайд №42 | |
Слайд №43 | |
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. | |
Слайд №44 | |
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги. | |
Слайд №45 | |
В доме чистота и порядок.![]() Стол, лавки и пол скребли косырями. Сжигая веточку можжевельника, устраняя неприятные запахи. Летом пол устилали соломой, листьями березы, полевыми цветами или травой, а зимой – ельником; позже стали покрывать домоткаными половиками. Хозяин ухоженного дома пользовался особым уважением. | |
Слайд №46 | |
Слайд №47 | |
Слайд №48 | |
Фонарь В сенях | |
Слайд №49 | |
Убранству кровати придавалось большое значение. Использовали покрывала, подворы, горы разного размера подушек и кружевные накидки. А в такой люльке-«зыбке» наши прапрабабушки укладывали спать своих деток. Традиционно на Руси мать готовила дочери в приданое постель. | |
Слайд №50 | |
Слайд №51 | |
Что узнали? Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему? Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ? Каково значение слов: ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА? Сколько работ у русской печи? Каково убранство кухни? На чем спали крестьяне? Чем освещали дома наши предки? | |
Слайд №52 | |
- Автор: Виктория
- Распечатать
Оцените статью:
(5 голосов, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Интерьер Русской избы.

Слайд 1
Интерьер русской избы
Рассмотрите картинки традиционного убранства (интерьера) русской избы
Слайд 2
Слайд 3
Красный угол
Почему этот угол так называли?
Слайд 4
Слайд 5
Человеку всегда было интересно узнать, как жили до него, как был устроен быт его предков.
Давайте подумаем и определим, о чём же пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
Слайд 6
Конструкция и декор предметов народного быта
Учитель Изобразительного искусства
Быкова В.В.
Слайд 7
Рассматривая предметы быта, обрати внимание на конструкцию и декор домашней утвари, а так же материал из которого ее изготавливали.
Слайд 8
Сундуки
Слайд 9
Вальки
Слайд 10
Рубель
Слайд 11
Ковши: ковш-черпак, ковш-наливка
Слайд 12
Ковши-черпаки
Слайд 13
Солоницы (солонки)
Слайд 14
Ложки с резными и расписными ручками
ажурная ложка
Слайд 15
Туеса из бересты и лыка
Слайд 16
«Пряха». Н. Дубровский
«Памяти бабушки».
Автор не известен
Слайд 17
«Пряха». Н. Дубровский
«Памяти бабушки».
Автор не известен
Нарисуем прялочку и мы
Слайд 18
Рассмотрим конструкцию и украшение (декор) ручной прялки и научимся ее рисовать
Слайд 19
Резные прялки
Слайд 20
Расписные прялки
Слайд 21
Слайд 22
Последовательность рисования прялки
Слайд 23
1. Нарисовать лопасть и ножку
Слайд 24
2. Оформить верх лопасти городками, низ серьгами (они могут быть любой формы)
Слайд 25
3. Составить композицию орнамента из символов: в центре круг, сверху и снизу полоски треугольников, а также цветы и кружочки.
Слайд 26
4. Раскрсить (затонировать) прялку «под дерево» основным цветом – охра (бежевый), светло-коричневым или желтым 5. Раскрасить цветной узор, серьги и городки
Слайд 27
Оцените свою работу и карандашом поставьте отметку (2, 3, 4 или 5)
Критерии:
Точность понимания задания – изображение того, что задано учителем
Правильное расположение на формате. Не мелко, вертикальное или горизонтальное расположение исходя из формы предмета
Аккуратность
Творческий подход к выполнению задания
Слайд 28
Делаем оценку рисунка и подводим итоги урока
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Чему научился?
Справился ли я с выполнением элементов росписи?
Что оказалось для меня самым сложным в данном задании?
Слайд 29
Ребята, помните! Прежде чем закончить урок, приведите в порядок рабочее место после рисования Запишите в дневник домашнее задание: принести краски, ватные палочки, баночку для воды, кисти, альбом, тряпочку или влажные салфетки; дорисовать рисунок прялки.
10 самых красивых зданий русского модерна
«Красота — наша религия», — сказал Михаил Врубель, один из самых известных художников модерна в России. Стиль fin de siècle выступает помощником красоты в улучшении мира. Однако здания русского модерна не получают достаточного признания во всем мире в списках известных зданий эпохи модерна. Давайте исправим это!
1.
Ярославский вокзал, МоскваЯрославский вокзал — одно из ключевых зданий русского модерна. Инициатором этой постройки является российский меценат Савва Мамонтов.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Главный фасад Ярославского вокзала, 1904-1910, Москва, Россия. Викисклад.Изящный цветной керамический декор фасадов и лепной сюжет вызывают у зрителя ассоциации с прошлым. Природная красота и богатство Русского Севера. Словом, это монументальные ворота на север России. Этот стиль был выбран еще и потому, что Ярославская железная дорога связывает Москву с северными губерниями России и Белым морем.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Детали украшения Ярославского вокзала, 1904-1910, Москва, Россия. ЖЖ.2.
Дом Степана Рябушинского, Москва Это первое здание мастера московского модерна Федора Шехтеля, в котором в полной мере проявился его индивидуальный стиль. Он был построен для Степана Рябушинского, одного из богатейших московских купцов.
Особняк — яркий пример нового типа дома. Несмотря на обилие замысловатых украшений, его отличает элегантная простота.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, дом Степана Рябушинского, 1900-1903, Москва, Россия. мос-каникулы.На широкой полосе мозаичного фриза изображены цветочные орхидеи. Судя по всему, этот мотив выбрал сам Шехтель — и эти гигантские орхидеи напоминают нам гигантскую землянику на фасаде Ярославского вокзала. Несмотря на внушительный размер, изображение становится четким только при приближении. Издалека он выглядит как орнамент из разноцветных пятен, создающий эффект мерцания. Кроме того, в мозаике присутствуют кусочки золотистой смальты, которые особенно усиливаются в солнечную погоду.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Лестница в доме Степана Рябушинского, 1900-1903, Москва, Россия. ЖЖ. Как только вы войдете в вестибюль, вас встретит волнообразный рисунок на полу, продолжающий тему фасада. В самом центре дома находится главная лестница; мощный, изгиб морской волны, над которой возвышается светильник в виде переливающейся медузы. Следовательно, дом имеет вид волшебного подводного царства.
3.
Гостиница Метрополь, МоскваИдея построить первоклассную европейскую гостиницу и объединить ее с многофункциональным культурным центром принадлежала Савве Мамонтову. Это была его идея превратить его в смесь магазинов; большой выставочный зал художника; залы для маскарадов и танцевальных вечеров; зимний сад с катком; русский камерный ресторан и большой оперный театр. В результате отель теперь демонстрирует блестящий синтез искусства. Это настоящая музейная выставка под открытым небом.
Здания русского модерна: Лев Кекушев, Уильям Уолкот, Павел Висневский, Гостиница Метрополь, 1899-1905, Москва, Россия. туризм.спутник. Майоликовые панели появились на фасадах зданий в конце 1900-1901 гг. Самая большая из них — Принцесса грез Михаила Врубеля. Тема панно взята из поэтической пьесы Эдмона Ростана. Это удачный выбор, отражающий общее настроение модерна: прекрасная принцесса предстает перед умирающим рыцарем. В ее тонком силуэте угадываются черты будущей жены Врубеля – Забелы, которая часто смотрит на нас со своих картин.
В 1901 году панно работы Александра Головина украсили крыши гостиниц. Мы можем видеть как греческие, так и египетские мотивы. Головин был театральным художником, и нельзя не отметить игривый, почти карнавальный стиль его панно.
Здания русского модерна: Александр Головин, Орфей , майоликовое панно, 1901, Гостиница Метрополь, Москва, Россия. ЖЖ.Раньше здание окружала полоса темной майолики со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда строишь себе дом, замечаешь, что чему-то научился». К сожалению, только часть этого все еще можно увидеть.
4.
Дом Арсения Морозова, Москва Этот особняк представляет собой сочетание стиля модерн и португальского неомануэлино. Арсений Морозов, племянник Саввы Мамонтова (да, опять его!), получил участок под дом в подарок от матери. Архитектором этого проекта выступил Виктор Мазырин. Он создал это здание в русском стиле. Но Арсений решительно отверг это. Более того, будущий владелец никак не мог определиться, чего он хочет. В результате заказчику и архитектору пришлось отправиться в долгий путь – через Париж, Мадрид,… и Португалию. В результате был создан «самый необычный дом Москвы».
Судя по всему, ракушки на фасаде Мазырин позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка – знаменитого дома с ракушками – Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю. А мозаика внутреннего дворика делает его довольно старинным. Смешайте это больше, почему бы и нет?
В конце концов, современники Мазырина смеялись над особняком и называли его «домом дурака». Существует даже городская легенда о том, что Варвара Морозова, мать хозяина, впервые увидев дом, сделала вывод:
«Раньше я один знал, что ты дурак, а теперь будет знать вся Москва».
Однако в наши дни многие останавливаются, чтобы сфотографировать дом, прогуливаясь по городу.
5.
Доходный дом Перцова, МоскваДоходный дом Перцова — одно из самых известных зданий Москвы. Дом представляет собой воплощение модерна и неорусского стиля. Издалека он кажется чрезвычайно сказочным и сложным. Супруги Перцовы, Петр и его жена Зинаида, строили его в первую очередь для себя и в соответствии со своими вкусами и потребностями.
Здания русского модерна: Сергей Малютин, Николай Жуков, Дом Перцова, 1907-1908, Москва, Россия. Викисклад.Фасады дома Перцова представляют собой набор символов и орнаментов. На панно изображены солнце, медведь, сражающийся с быком, гигантские фантастические цветы и пышные птицы. Некоторые рисунки почти дословно повторяют рисунки финского художника Аксели Галлена. Эти панели из майолики выполняют декоративную задачу придания дому сказочного вида.
Хотите узнать больше об этом здании, которое пришло прямо из сказки? Прочтите статью здесь!
6.

Витебский вокзал — самый первый вокзал России. Одноэтажное деревянное здание появилось в 1837 году, став первой в России железной дорогой, соединяющей Петербург и Царское Село (место учебы Александра Пушкина!).
Здания русского модерна: Станислава Бржозовского, Сима Минаша, Витебский вокзал, 1900-1904, Санкт-Петербург, Россия.visit-petersburg.Стиль модерн возник в 1900-1904 годах. В проекте заложена необычная для того времени архитектура, в том числе обилие металла. Все стороны богато украшены: с левой стороны находится башня с часами, с восточной — рельефы с изображением сов и колонны в римском стиле.
Здания русского модерна: Станислав Бржозовский, Сима Минаш, Интерьеры Витебского вокзала, 1900-1919 гг.04, Санкт-Петербург, Россия.peterburg.guide. Здание вокзала – одно из первых общественных зданий в стиле модерн. Его открытие было встречено с энтузиазмом, и до сих пор он остается одной из главных достопримечательностей города.
7.
Санкт-Петербургская мечеть, Санкт-ПетербургМусульманское население Санкт-Петербурга проживало с первых лет основания города (1703 г.). Однако только в 19 веке власти разрешили общине собрать средства на строительство мечети. Прошло еще четверть века, прежде чем эти планы стали реальностью.
Здания русского модерна: Николай Васильев, Санкт-Петербургская мечеть, 1909-1920, Санкт-Петербург, Россия. 29пальмы. Архитектор Николай Васильев использовал в качестве прототипа мавзолей Гур-э-Амир в Самарканде (начало XV века). В результате из всех петербургских построек в стиле модерн Соборная мечеть является самым заметным архитектурным акцентом. Необычный силуэт с бирюзовым куполом и высокими минаретами решительно врывается в панораму берегов Невы. Доминантой композиции является купол с его сверкающими голубыми фарфоровыми украшениями. Второй изюминкой является главный портал на западном фасаде. На фоне каменного корпуса он предстает нежным и изысканным по рисунку, сияющим ковром ярких цветов. Тонкости деталей просто не поддаются описанию! То есть этот бриллиант в стиле модерн определенно стоил ожидания.
8.
Доходный дом Алексея Нуйчева, СамараАрхитектор этого дома Михаил Квятковский получил заказ на дом в 1902 году от самарского подрядчика Алексея Нуйчева. В здании располагалось учебное заведение – гимназия сестер Харитонов. Сегодня это техникум. Представьте себе, что каждый день вы попадаете в такую великую архитектуру! Безусловно, это счастливые студенты!
Здания русского модерна: Михаил Квятковский, Доходный дом Алексея Нуйчева, 1904, Самара, Россия. Википедия.Здание богато украшено цветами, бабочками, извивающимися лентами, разнообразными завитками и даже слонами!
В конце 1980-х в доме началась реставрация, было снято и отправлено на реконструкцию большое количество декоративных элементов (в том числе почти все слоны). Однако проект столкнулся с трудностями, и все эти детали были утеряны. К сожалению, никто не продолжил реставрацию.
9.
Гранд Отель, СамараО, фильм Отель Гранд Будапешт снимали не здесь? Хм… может кому стоит подумать о русском ремейке? Декорации готовы!
Первый вариант трехэтажной гостиницы «Гранд Самара» был кирпичным и имел лепной фасад, характерный для конца 19 века. В нынешнем виде в стиле модерн он появился в 1909 году. По просьбе его тогдашней владелицы, купчихи Елизаветы Субботиной, фасад и интерьеры были реконструированы в стиле модерн Михаилом Квятковским (тот самый человек, который отвечает за предыдущий красивое здание).
Здания русского модерна: Михаил Квятковский, Гранд Отель Самара, 1907-1909, Самара, Россия. архи.Интересный факт: Федор Шаляпин, известный русский оперный певец, останавливался в отеле в 1909 году, и в его честь назван номер!
10.
Игорный дом Александра Троицкого, Нижний Новгород В народе это здание называли «Шахматный дом». Это было первое и долгое время единственное здание в стиле модерн в Нижнем Новгороде.
Хозяин дома Александр Троицкий любил азартные игры, но предпочитал делать ставки исключительно на шахматы. Однажды он проиграл все свои сбережения известному русскому шахматисту, гроссмейстеру Михаилу Чигорину. Однако, действуя благородно, Чигорин вернул Троицкому все до последней копейки, но взял с него обещание больше не играть в шахматы.
Здания русского модерна: Неизвестный автор, Игорный дом Александра Троицкого, 1907, Нижний Новгород, Россия. корреспондент-нн.В память о Чигорине Троицкий приказал соорудить на крыше дома скульптурную композицию из двух авгуров с львиными головами. Головы как бы склоняются над шахматной доской, обдумывая свой следующий ход.
Постройки русского модерна: Неизвестный автор, Авгуры игорного дома Александра Троицкого, 1907, Нижний Новгород, Россия. тыбет. Крыльцо по форме напоминает подкову. Троицкий считал его оберегом для игроков, приносящим им удачу. Кроме того, для удобства шахматистов окна игрового зала были обращены на запад: так что даже вечером они могли пользоваться дневным светом.
Сегодня этот исторически ценный образец русского модерна находится в аварийном состоянии. Поэтому его придется сносить и строить заново. Так что только время покажет, будет ли новый Дом шахмат точной копией оригинала.
Подробнее Красота в стиле модерн
Я уверена, что вам теперь захочется посетить все эти достопримечательности русского модерна! И убедитесь, что вы также включили несколько посещений по всему миру. Прочтите эту статью, чтобы составить свою карту!
А если вы хотите узнать больше о самом стиле, ознакомьтесь с описанием ар-нуво в GIF-файлах!
Подробнее о Архитектура в России:
Понимание русского конструктивистского искусства — журнал Artsper
Реклама издательства «Книги» с портрета Лили Брик работы Александра Родченко, 1924 г. Русский конструктивизм — движение, революционизировавшее искусство! Он подчеркивает простые формы и распространяется на многие области искусства. Появившись одновременно с большевистской революцией, она стала синонимом нового мира. Но что такое русский конструктивизм? Вместе с Artsper давайте откроем для себя это важное движение в истории искусства.
Революционное искусство
«Смерть буржуазному искусству! Да здравствует революционное искусство!» Именно в этих терминах более или менее двигались русские художники, основавшие конструктивизм около 1915 года. Чувства были схожи с настроениями художников итальянского футуризма несколькими годами ранее. Они видят в политических потрясениях, волнующих их страну, наступление нового мира. Этот мир будет миром авангардного искусства.
Когда возникло большевистское движение, благодаря таким людям, как Ленин и Троцкий, коммунизм проник в российскую интеллигенцию, рабочий класс и военную среду. Коммунисты хотят изменить общество и положить конец буржуазии и аристократии.
Классическое искусство воплощает этот древний мир. Он представляет классовый досуг, предназначенный для элиты: буржуазное удовольствие по преимуществу. Поэтому его необходимо изменить!
Для него работали художники русского конструктивизма. Это очень хорошо показано в Манифесте реалистов , написанном в 1922 году Наумом Гаубо, одним из основателей движения:
«Сегодня мы провозглашаем художников, живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров, поэтов нашим словом и нашим делом… вам люди, для которых Искусство не простое поле для разговора, а, напротив, источник истинного возвышения. Мы переживаем расцвет новой культуры и новой цивилизации […], объединяющей народы в единый союз. Война и революция поставили нас перед новыми формами жизни, уже родившимися и действующими. “
Это новое художественное течение имело такой успех у большевиков, что на несколько лет стало официальным искусством русской революции. Художники-конструктивисты были назначены учителями в крупные художественные школы, а их работы выставлялись во многих общественных местах.
Владимир Татлин, модель Памятника Третьему Интернационалу, 1919 г.
Принципы русского конструктивизма
Отвергнув художественные формы прошлого, художники-конструктивисты имеют для себя значение только двух течений: кубизма и футуризма.
Первый анализирует, разлагает, фрагментирует и перекомпоновывает объекты, чтобы умножить точки зрения. Второй берет некоторые из этих концепций, но по существу применяет их к современности, скорости и промышленности.
Но они хотят пойти дальше. Субъект отходит на задний план, за форму. Реализм уже не имеет значения, важна только композиция произведения. Фигурализм доживает свои последние часы. Очень скоро такой художник, как Казимир Малевич, ограничился созданием черного квадрата на белом фоне и провозгласил абсолютное превосходство формы.
В «Реалистическом манифесте» Наум Габо излагает 5 основополагающих принципов русского конструктивизма:
1. « Мы отказываемся от цвета как изобразительного элемента […] Мы утверждаем, что тон вещества, то есть его материальное тело, поглощающее свет, является его единственной изобразительной реальностью. »
2. «Мы отказываемся от линии и ее описательной ценности. Мы утверждаем линию только как направление статических сил и их ритм. “
3. “Мы отказываемся от объема как живописно-пластической формы пространства. Мы утверждаем глубину как единственную изобразительно-пластическую форму пространства».
4. «Мы отказываемся в скульптуре от массы как скульптурного элемента. »
5. «Мы отказываемся от тысячелетнего бреда искусства, который сделал статические ритмы единственными элементами пластического и изобразительного искусства. “
Костюм Любови Поповой, 1922 г.Плакаты конструктивизма
Наум Габо продолжает свой манифест: “Отвес в руке, глаза точные как линейка, ум напряженный как циркуль… мы строим наши работайте, как вселенная строит свою собственную, как инженер строит свои мосты, как математик формулирует свои орбиты. “
Эти принципы, которые будут применяться в живописи, также широко применяются в мире графики и плаката. Русский конструктивизм также находит одно из своих лучших полей выражения в этом очень красноречивом и ярком графическом стиле. Особенно хорошо это воплотил художник Александр Родченко (1891-1956).
Русский конструктивизм и супрематизм
Русский конструктивизм очень близок к другому направлению русского авангарда: супрематизму. Многим историкам трудно отличить одно от другого, потому что они родились в одно и то же время, из одной традиции и воплощены одними и теми же художниками. Оба выступают за превосходство формы. Оба провозглашают конец классического искусства.
Например, Казимир Малевич считается создателем супрематизма, но его также связывают с конструктивистами.
Однако эти два движения отличаются по нескольким пунктам. В супрематизме есть только формы, чистые, аутентичные: крест, квадрат, прямоугольник. Не ищите тему, ее нет! Вернее, да — предмет есть форма для себя и ничего больше. Это очень интеллектуальное искусство. Мы еще не говорим о «концептуальном искусстве», но концепт не за горами…
Наоборот, художники-конструктивисты стараются быть более доступными для публики. Большевизм подразумевает победу пролетариата. Поэтому искусство должно иметь возможность обращаться к пролетариатам.
Благодаря расположению простых, ритмичных геометрических фигур предмет должен оставаться читаемым. Будь то плакаты, декоративно-прикладное искусство или картины, конструктивизм использует простые объемы. Сообщения тоже простые. Это язык рабочих. Это язык промышленности и современности.
Казимир Малевич, Черный квадрат на белом фоне , 1915Русский конструктивизм и архитектура
Русский конструктивизм – это не только изобразительное искусство. Художники отказываются делать искусство только для стен музеев и коллекционеров. Он должен быть доступен всем и везде!
В танце, музыке, театре и многих других областях эти принципы применяются для создания провокационных и решительно современных произведений. Но именно в архитектуре русский конструктивизм переживет свой наивысший расцвет.
Принципы функционализма и простых линий очень популярны среди архитекторов. Илья Голосов (1883-1945) особенно представитель этого течения. В 1927 году он строит Зуевский рабочий клуб, знаковое здание русского конструктивизма. Вы можете видеть цилиндры, вложенные в прямоугольники и образующие геометрическую гармонию, которая одновременно декоративна и функциональна.
Зуевский рабочий клуб Ильи Голосова, построенный в 1927 году Эти заветы возникают во всем мире одновременно. Будь то в Соединенных Штатах с Фрэнком Ллойдом Райтом, во Франции с Ле Корбюзье, в Германии с Баухаузом или в Италии с фашистской архитектурой… Мы видим повсюду расцвет модернизма. Однако в России подъем коммунизма окажет глубокое влияние на архитекторов. Здания прославляют революцию и режим. Они призваны сублимировать борьбу пролетариата. И это мало-помалу приведет к тому, что мы сейчас называем сталинской архитектурой, к напыщенному модерну, смешивающему классику и модерн в монументальных пропорциях.