Рисование на тему птицы в старшей группе детского сада
Специфика рисования птиц в старшей группе ДОУ
Дети 5–6 лет способны создавать красивые, выразительные рисунки, хорошо передают форму предметов и их составных частей. Значительно расширяется детский кругозор: новые знания приобретаются в процессе наблюдения за окружающим миром, чтения художественной литературы. Ребята уже могут изображать объекты, которые они никогда не видели (что касается птиц, то это, например, пингвин).
Расширяется цветовой спектр, с которым работают дети. Рисунок строится на красивых сочетаниях цветов.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте ребята изображали птиц в виде галочек, то в старшей группе задача воспитателя — научить рисовать их правильно. Педагог должен сформировать у детей представление о внешнем облике пернатых, понимание того, что все они имеют похожее строение, хотя и различаются по окраске, размеру и форме частей тела. Ребята усваивают, что у всех пернатых удлиненное туловище, одинаковая посадка головы. При движении положение головы и хвоста изменяется, а крылья раскрываются.
Рисованию птиц в идеале должна предшествовать лепка на подобную тему.
Чтобы дошкольники реалистично изображали птиц, перед такими занятиями должна проводиться предварительная работа: наблюдение за пернатыми на прогулках, рассматривание многочисленных иллюстраций.
В рисовании птиц существуют некоторые сложности. Дети должны усвоить основы их изображения. Рисунок начинается с контура — это вытянутое туловище в форме большой капли (заостренной к концу) и овальная головка. После этого добавляются крылья, хвостик, лапки и глаз около клюва. От правильного выполненного контура зависит аккуратность и качество всего рисунка.
Педагог объясняет дошкольникам, как расположены части тела птицы во время полета и при передвижении по земле (хвост расправлен либо сложен). Кроме того, можно рисовать птиц, которые клюют корм или сидят на ветке дерева.
Конечно, изображение птиц в старшей группе лучше начинать с тех особей, которых дети могут наблюдать в повседневной жизни: это воробей, синичка, снегирь, голубь и пр. Надо приучать ребят самих замечать разницу между птицами, сравнивать их, выделять ключевые особенности, тогда и рисование будет проще. Например, сова круглая и толстая. Аист — тонконогий с длинным изящным клювом. Лебедь имеет длинную шею, очень красивый, с большими размашистыми крыльями. Пингвин словно одет во фрак, неуклюжий, с коротенькими крылышками, на голове у него забавный хохолок. У петуха мощная грудь, сильные ноги, есть бородка, красивый гребешок, а самое главное — разноцветный хвост. Снегиря отличает красная грудка.
Когда дошкольники хорошо научатся рисовать реалистичные образы, педагог может предложить им изобразить птицу в сказочной трактовке – «Жар-птица», «Птица счастья», «Волшебная птица». Отметим, что данная тема творческая, и воспитатель предлагает детям несколько разноплановых образцов для ознакомления. Кроме того, дети самостоятельно выбирают краски.
Используемые материалы и основа
Птицы в старшей группе изображаются на листе бумаги привычного формата. При рисовании гуашевыми или акварельными красками основа заранее тонируется педагогом. Если детям предстоит рисовать птиц, парящих в небе, то это должен быть голубой фон.
Для коллективной работы воспитатель предлагает ребятам лист ватмана, где в зависимости от характера композиции предварительно рисует дерево с множеством ветвей, большую кормушку либо деревенский птичий двор.
Птиц дошкольники данного возраста рисуют как красками, так и цветными карандашами. Пернатых белого цвета, например, лебедя, аиста или гуся лучше рисовать гуашью, чтобы они больше были заметны на цветном фоне. Это же касается и черно-белых — пингвина и ласточки. Синичку же, снегиря, сову, курочку, воробья, голубя вполне можно нарисовать цветными карандашами или даже восковыми мелками. В некоторых случаях подойдут и фломастеры, например при изображении яркого петушка.
Рисунок фломастерами
Для предварительной прорисовки контура используется простой карандаш.
Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании в старшей группе
При рисовании в старшей группе педагог должен отрабатывать с детьми приемы правильного закрашивания силуэта кистью. Мелкие части тела — клювик, глазки, лапки, хвостик — тщательно пририсовываются кончиком кисти. При этом инструмент следует держать в руке практически вертикально. Более крупное продолговатое туловище птицы и ее крылья закрашивается всем ворсом, кисть при этом наклонена к бумаге. Когда подсохнет краска, можно дополнительно кончиком кисточки обозначить направление перьев — изображение станет более реалистичным.
Штриховка карандашом должна осуществляться в одном направлении, кроме того, внутри контура не должно быть белых пятен.
В зависимости от размера закрашиваемой детали дошкольники должны регулировать размах движения руки.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Изображение станет оригинальнее, а сама продуктивная деятельность более увлекательной для детей, если разнообразить композицию аппликативными или пластилиновыми элементами. Например, птичка может клевать червяка или гусеницу, слепленных из пластилина (в виде жгутика или последовательно прилепленных шариков). Из пластилина могут быть вылеплены маленькие черные глазки пернатых. Если птица парит в небе, можно изобразить солнышко методом пластилинографии. Снегирь может сидеть на ветке рябины с вылепленными красными ягодами.
Аппликативные детали будут особенно уместны при рисовании сказочных птиц. Это может быть цветная фольга, блестящие пайетки либо фантики от конфет. Похожим образом можно украсить и нарядного петушка.
Что необходимо подготовить для работы?
Перед тем, как начать создавать образ птицы, следует подготовить следующие материалы и инструменты:
- Простые грифельные карандаши разной степени твердости.
- Мягкий и жесткий ластик.
- Подходящую бумагу для скетчей.
- Если образ будет цветным, следует обзавестись набором карандашей с качественным грифелями, которые оставляют яркий насыщенный след, но при этом не крошатся.
- Картинка самой птицы, которая будет создаваться.
Обратите внимание, что прорисовка исходной картинки зависит от уровня мастерства рисовальщика. Начинающим лучше взять простой образ, который достаточно легко воспроизвести.
Тем, кто поднаторел в рисовании, можно брать фотографические изображения и воспроизводить натуралистичные картинки.
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Рисование воспитанникам старшей группы предлагается зимой (декабрь). Традиционно это композиция «Птицы синие и красные» (по мотивам стихотворения японского поэта Китахйра Хакусю «Птица, птица красная»). Ребята учатся воссоздавать в рисунке поэтический образ, подбирая соответствующую цветовую палитру и красиво располагая птиц на основе.
Немного позже (например, в феврале) ребятам можно предложить композицию «Птицы на кормушке» (голуби, синицы, вороны, воробьи). Причем, ее можно организовать как коллективную работу. Отметим, что данной работе обязательно предшествует лепка.
Зимой также будет уместно рисование снегиря либо пингвина.
После лепки петуха (весной) воспитатель предлагает ребятам рисование этой красивой птицы. То же касается и индюка, который оформляется как декоративная композиция в виде дымковской игрушки: дети рисуют эту птицу с раскрытым веером хвостом и раскрашивают ее характерными узорами. При этом акцент ставится не только на предметное рисование, а на развитие чувство ритма, цвета и композиции в оформлении узора.
Рисование пернатых хорошо приурочить 1 апреля, когда о. В этот день ребята могут изобразить любую птицу по выбору либо тех, кого дошкольники еще не рисовали (например, сова, лебедь, аист и пр.).
В конце учебного года ребятам можно предложить творческую тему — рисование сказочной птицы.
Отметим, что сюжеты рисунков могут быть связаны с подвижными игры на птичью тематику: например, «День и ночь» (сова), «Собачка и воробьи». «Птички в гнездышках» «Воробышки и кот». Это будут сюжетные композиции.
Кроме того, дошкольники очень любят рисование по мотивам сказок. В связи с этим можно предложить им следующие темы:
- По сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Финист — ясный сокол», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Храбрый петушок» («Заюшкина избушка» .
- «Царевна Лебедь» (по произведению А.С. Пушкина «ОСказка о Царе Салтане»).
- «Петух и краски» (по произведению Владимира Сутеева)
- «Кукушка» (иллюстрация к ненецкой народной сказки, это может быть птица с женским лицом и волосами)
Старшие дошкольники с удовольствием выполняют работы коллективно. Педагог может предложить им такие темы: «Птицеферма» (домашние птицы), «Птичья столовая», «Утка с утятами», «Курочка с цыплятами».
Особенности рисунка для ребенка
Перед тем, как нарисовать птицу ребенка, стоит обратить внимание, что рисунок должен быть максимально простым, без мелких элементов. Малышу будет тяжело изобразить все анатомически правильно.
Рука ребенка не имеет нужной «твердости» в нанесение линий в нужном направлении.
Используют следующие шаги:
- Изображают туловище.
- Пририсовывают голову.
- Изображают клюв и глаза. При необходимости добавляют хохолок.
- Добавляют хвост и крылья.
- Ноги стоит изображать максимально просто, без детализации.
Рисование домашних и перелётны птиц: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Волохова О. | «Храбрый петушок» Образовательные задачи: учить рисовать петушка акварельными красками, передавая его характерные черты и создавая выразительный образ. Развивающие задачи: развивать цветовосприятие, чувство пропорций, совершенствовать технику рисования кистью. Воспитательные задачи: воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам.![]() ![]()
Беседа о том, какой характер у петуха в этом произведении (храбрый, смелый, отважный, способный защитить курочек и цыпляток). Он такой почти во всех сказках. Педагог интересуется у ребят, в каких сказках встречается петушок. Воспитатель сообщает, что с древности люди верили, что петушиный крик защищает дом и вышивали изображение петуха на полотенцах, скатертях, рисовали его на посуде, мебели. Дошкольникам также предлагается изобразить петуха. Проводится игра «Боевые петухи»: два участника прячут руки за спину и стоя на одной ноге стараются вытолкнуть противника из круга (плечом или туловищем). Выставка детских работ. Воспитатель подводит итог занятия — сообщает, что петушки будут оберегать ребят от невзгод. |
Гелеверина Ю. | «Зимующие птицы» Занятие начинается с игры с мячом: дети, стоя в кругу, поочерёдно называют птицу. Беседа о птицах: · Где мы их встречаем (в городе, в лесу, на водоемах). · чем они отличаются друг от друга (размером, окраской, пением, средой обитания) · Где находят корм зимой (в кормушках, ягоды на деревьях). · Что можно положить в кормушку (хлеб, зерна, семечки, сало). · Как птицы согревают себя зимой (поджимают под себя лапки прячут их в пушок). Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»: дети в парах обирают изображения птиц. Проводится физкуль:
Дидактическая игра «Закончи предложение (например, сорока — это дикая птица, а курица…). Педагог читает стихотворение «Кормушка»
Детям предлагается нарисовать зимующую птицу по выбору. |
Бородачева О.В. | «Сова» Занятие начинается с загадки про сову:
Педагог вспоминает с детьми сказку В. Бианки «Сова», закрепляется знание о значении этой птицы в природе. Рассматривание картинок с изображением совы. Физминутка «Совушка»
Педагог объясняет принцип рисования совы, а затем ребята приступают к практической части занятия (сова рисуется сидящей на ветке дерева). Анализ рисунков детей: воспитатель просит выделить самую крупную сову, самую маленькую, а также грустную и веселую. Проводится подвижная игра «День и ночь». |
Фомина И.А. | «Лебедь» В начале занятия воспитатель сообщает детям, что знакомый художник подарил ей черно-белые картинки. Нужно вместе разобраться, что на них изображено — детям демонстрируются слайды с изображением силуэтов разных птиц. Дошкольники называют их, выделяя для каждой характерные признаки (например, у ласточки — раздвоенный хвостик, у аиста — длинная шея, ноги и клюв). Подводится итог, что все эти птицы — перелетные. Проводится дидактическая игра «Закончи предложения» (все фразы связаны с лебедем). Демонстрация образца изображения лебедя (плавает в озере). Обсуждение, как выполнить рисунок. Перед самостоятельной работой дети разогревают пальчики, катая между ними карандаш. Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ. Одного из ребят педагог назначает экскурсоводом, и он рассказывает о детских работах. |
Примеры готовых работ воспитанников старшей группы по теме с комментариями
Петушок — одна из любимых птиц, которую любят рисовать дошкольники. Ведь, у него такая яркая окраска, нарядный гребешок, красивая бородка (работы «Петушок», «Храбрый петушок», «Дымковский петух»). Очаровательно выглядит курочка на рисунке «Курочка Ряба».
Как показывает практика, ребятам также нравится изображать сову, поскольку эта хищная лесная птица имеет необычный внешний вид (композиции «Совушка-сова», Сова — круглая голова», «Сова с совенком»).
Красиво на детских рисунках получаются лебеди («Красивый лебедь», «Царевна Лебедь»). Следует отметить замечательную коллективную работу «Лебеди на озере».
Рисование сказочной птицы — это возможность проявить свою творческую фантазию, поэкспериментировать в выборе цветов (рисунки «Жар-птица», «Волшебная птица»).
Фотогалерея: детские рисунки домашних и перелётных пернатых
Рисование карандашом
Рисование акварелью
Декоративное рисование акварелью Декоративное рисование акварелью
Коллективная работа
Рисунок гуашью
Рисунок акварелью
Рисунок гуашь
Рисунок карандашом
Рисунок карандашом
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью и карандашом
Рисунок карандашом
Рисунок карандашом
Рисунок акварелью
Рисунок гуашью
Рисунок карандашом
Рисунок карандашом
Рисунок акварелью
Рисунок гуашью
Птицы — одна из тем, которые располагают к нетрадиционому рисованию. Например, лебедей, гусей, голубей очень часто рисуют ладошками (работа «Голуби», «Лебеди», «Воробушек», «Царевна Лебедь», коллективная композиция «Птицы»). Взъерошенные перья цыпленка и утенка хорошо передать методом тычка («Цвпленок и утенок»). А лохматого совенка можно изобразить с помощью мятой бумаги («Совенок»).
Фотогалерея: поэтапное рисование лебедей, совы, утят и цыплят
Рисование ладошкой
Рисование ладошкой
Рисование ладошкой
Рисование тычком
Коллективная работа с использованием нетрадиционной техники — рисование ладошками
Рисование ладошкой
Рисование мятой бумагой
Рисование пальчиком
Рисование ладошкой
Рисование тычком
В старшей группе уместно использовать поэтапное рисование. Опираясь на схему, дети почти не допускают ошибок. У них выстраивается алгоритм изображения птицы, и вскоре ребята могут рисовать пернатых самостоятельно.
Урок изобразительного искусства в 1-м классе по теме: «Птицы прилетели» (основные технические приемы работы: рисование птицы)
Цели и задачи:
- Развивать творческие способности учащихся,
дать направление их эстетическому восприятию
мира.
Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
- Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
- Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.
- Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
- Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Девиз урока:
“Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
Оборудование:
- Грамзапись “Голоса птиц”, “Птичий дом” -
музыка Д.
Кабалевского, “Скворцы” - стихотворение
- Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
- Скворечник.
- Гнездо малиновки.
- Иллюстрации картин перелётных птиц и их гнездовий: скворца, грача, стрижа, кукушки и др..
- Выставка книг о птицах.
- Выставка детских рисунков.
- Маска головы скворца.
- Таблица “Рисование птицы”.
- Кисти, краски, цветные карандаши, листы белой бумаги, стаканчики для воды.
- Запись на доске девиза урока, строчек из стихотворения.
- Сценка “Птицы прилетели”.
- Газета “Бийский рабочий” с рубрикой “Окно в природу” о прилёте птиц весной.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Звучит грамзапись весенней музыки — “Песня жаворонка”.
2. Сценка “Птицы прилетели”.
(Выходит мальчик, одет в пальто, Галошах, шапке.)
Мальчик
Идут куда-то облака…
И ручейки бегут!
И, распустив волосики,
Стоят девчонки-сосенки,
И, растопырив пальчики,
Глядят кусты, как мальчики!
Они бы тут не ждали, если бы могли,
Как бы побежали,
Да ноги приросли…
Выбегают две девочки: Девочка и Солнышко, читают стихи.
Девочка
— Знаете что, снимите пальто!
Солнышко
— Ваши галоши снимите тоже!
Девочка
— А то, знаете что? Они надоели.
Солнышко
— Знаете что? Дни потеплели!
Девочка
— Знаете что? Они прилетели.
Солнышко
— Знаете что? Они просвистели!
Девочка
— Знаете что? Снимите пальто!
Девочка и Солнышко помогают мальчику снять галоши и пальто.
Мальчик
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
3. Вводная беседа:
(Читаю стихотворение о весне.)
Кто прошёл так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
Дождь идёт – стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг:
Тик-так, тик-так.
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру
Порою вешней
Вы услышать не могли,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком
Кверху белым колпачком?
Смотрят заяц и зайчиха,
Как подснежник вышел тихо.
И повсюду – тишина.
Это так, а не иначе.
Это значит, это значит –
Тише всех пришла Весна.
— Ребята, кто из вас может прочитать стихи о весне?
(Дети читают стихи о весне по выбору.)
— Слушание грамзаписи стихотворения “Жаворонок”
Учитель
— С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. (Читаю записанное на доске стихотворение.)
И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
— Вслед за грачами прилетают скворцы.
(Появляется “скворец”.)
Скворец
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнаёте?
А тем, кто меня не узнал,
Разрешите представиться:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.![]()
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …(Дети угадывают.)
(скворец)
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Из года в год, из века в век живу я там,
Где живёт человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом –
Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.
И поэтому,
Я не просто скворец, а скворец-молодец!
Учитель
— Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, — вот и его гнездо.
Вслед за ними – ласточки.
— Гнёзда у птиц очень разнообразны.
У многих птиц гнездо представляет собой
детскую колыбель, в которой выкармливаются
беспомощные птенцы.
— Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек.
(показ картинок)
— Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие родственники грача – вороны и галки.
— Есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют.
Как, например, ласточки-береговушки.
— К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться.
— День прилёта птиц – весенний праздник школьников
Его называют День птиц.
— К этому дню ребята вместе с взрослыми делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Показываю скворечник.)
— Кто из вас готов встречать птиц? И делает дома скворечник? (Ответы детей.)
— Молодцы!
Только не забудьте их развесить на деревьях на высоте 3-5 метров от земли,
— Долгожданная весна!
После суровых и хмурых зимних дней тёплое
солнце разбудило заспавшуюся природу.
— Много зависит от хода весны.
Про весну говорили:
Коли грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна.
По весне делались и долгосрочные прогнозы:
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий.
После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу.
Увидал грача – весну встречай.
И советовали:
Если грачи сели на гнёзда – через три недели можно сеять хлеб.
— В городской газете “Бийский рабочий” регулярно выходит рубрика “Окно в природу”, где печатаются статьи о природе и природных явлениях.
Сегодняшняя рубрика посвящена прилёту птиц.
(Зачитываю небольшой отрывок.)
4. Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
- Что показано на картине?
- По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?
- Нравится ли вам картина?
- Что можно услышать, глядя на картину?
(Шум, крик, гвалт птиц. )
— Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.
(Читаю рассказ.)
— Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.
А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!
Спешат грачи! Пора выводить птенцов.
Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.
(Включаю грамзапись “Голоса птиц” — крик, голоса птенцов.)
5. Беседа
- Каких птиц вы видели?
- Какова окраска оперенья этих птиц?
- Какого они размера?
- Какую пользу приносят птицы?
- Зачем надо бережно относиться к ним, заботиться о них?
- Обратите внимание на то, как
художники-анималисты рисуют животных и
выразительно передают разнообразие форм,
гармоничность линий представителей мира
пернатых.
(Образное рассматривание разных видов птиц.)
ВЫВОД
— Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток и жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день до 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Кроме того, многие птицы – щеглы, овсянки, зеленушки, жаворонки и другие склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Многие птицы – санитары.
Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Птицы дороги нам не только приносимой ими
большой пользой, но и как украшение нашей Родины.
— Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города.
— Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!
6. Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать птицу грача.
Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.
— Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально?
(Высказывания детей.)
Вывод:
Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.
А сама птичка должна находиться посередине
листа, чтобы было расстояние со всех сторон.
7. Объяснение задач урока.
— Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:
(Показываю на доске набросок рисунка грача.)
- Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы:
- Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок:
- Уточнение характера формы птицы:
8. Обзор таблицы “Рисование птицы”.
9. Самостоятельная работа учащихся.
(под фонограмму весенних мелодий)
10. Выставка работ учащихся.
11. Обзор выставки книг о птицах.
ИТОГ УРОКА
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали?
— Чему вы научились?
— Что запомнили?
ПРОСЬБА
Музыка А. Пахмутовой
Слова Р.Рождественского
Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
не небо!
А море без рыб –
не море!
И земля без зверей –
не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье.
Припев:
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться –
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев:
Bird Drawings — Etsy.

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Наблюдение за птицами в Метрополитене: подборка рисунков и гравюр
Ранее в этом году положительный результат ПЦР-теста продлил мое пребывание в Вене. Чтобы оставаться активным во время карантина, я ежедневно совершал прогулки по городу. Вскоре я заметил гнездо, построенное парой лебедей на каменном берегу Вентальского канала. Гнездо было окружено городскими развалинами и недалеко от оживленной дороги. Безопасность лебедей и их гнезд вскоре стала моей заботой. Другие были в равной степени потрясены; строитель с близлежащей площадки проводил обеденные перерывы на дорожке с видом на гнездо. Мое постоянство и терпение в конце концов были вознаграждены тем, что я взглянул на девять красивых яиц цвета слоновой кости, но мой карантин закончился до того, как они вылупились. Вернувшись домой в Нью-Йорк, я обнаружил, что задаюсь вопросом о маленьких лебедях, даже проверяя каналы социальных сетей, чтобы узнать, публиковал ли кто-нибудь обновления.
Венцеслав Холлар (богема, 1607–1677 гг.) по имени Фрэнсиса Барлоу (британец, ок. 1626–1704 гг.). Два лебедя , 1654–58. Офорт; второе состояние из двух, 5 1/8 × 7 4/8 дюйма (13,2 × 18,9 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Харриса Брисбена Дика, 1917 (17.3.2858)
Пандемические ограничения на деятельность и развлечения в помещении заставили многих искать утешения в природе и привели к значительному увеличению числа любителей птиц. Конечно, удовольствие от наблюдения за птицами существует на протяжении веков, мотивированное мимолетными и волнующими встречами с природными существами. Однако немногие из этих наблюдений дают возможность в деталях оценить красоту птиц. В настоящее время это легко исправить с помощью тысяч изображений и видео, доступных нам из 9 книг Дэвида Аттенборо.0141 The Life of Birds (1998) к камерам для наблюдения за птицами в Корнеллской лаборатории орнитологии. Однако до появления фотографии и документальных фильмов о природе художники играли значительную роль в том, чтобы позволить нам изучать мир природы. Начиная с шестнадцатого века, были предприняты согласованные усилия, чтобы обнаружить большое разнообразие видов птиц со всего мира и задокументировать их в рисунках, гравюрах и картинах. Таким образом, коллекция работ The Met на бумаге богата портретами птиц. После моего возвращения из Вены я пошел «понаблюдать за птицами» в наших кладовых, чтобы узнать, как художники взаимодействовали с этими пернатыми объектами. Небольшая часть моих открытий в настоящее время представлена на нашем вращающемся дисплее.
Вид на галерею Роберта Вуда Джонсона мл. спрос на эмпирические данные и широкое распространение интереса к коллекционированию со стороны ученых и богатых покровителей побуждали большее количество художников специализироваться на этой практике. Французский художник Жак Ле Мойн де Морг был частью авангарда. Он работал во Франции и Англии в третьей четверти века и посетил Северную Америку в 1564 году в составе экспедиции во Флориду, где задокументировал местные растения и животных, с которыми они столкнулись.
Жак Ле Мойн де Морг (французский, ок. 1533–1588). Зимородок на ветке , 16 век. Акварель и гуашь поверх следов черного мела, 4 1/2 × 7 дюймов (11,5 × 18 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, подарок Дэвида Т. Шиффа, 2004 г. (2004.77)
Ле Мойн Зимородок на ветке (шестнадцатый век) прекрасно иллюстрирует, как художники смогли точно воспроизвести внешний вид конкретных птиц. акварелью и гуашью. Полупрозрачность акварели позволяла частично видеть рисунок, что часто использовалось для обозначения различных текстур перьев, в то время как относительная непрозрачность гуаши подчеркивала их смелую окраску. Добавление бликов ярко-белой краской — техника, известная как усиление белого — использовалась для обозначения блеска или переливчатости определенных видов.
Слева: Питер Витус (голландский, 1654–1693 гг.), Большая синица (Parus major), сидящая на ветке , 1670–1693 гг. Акварель и гуашь, 9 1/4 × 7 3/8 дюйма (23,5 × 18,8 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, подарок Алена и Мари-Кристин ван ден Брук д’Обренан, 2008 г. (2008.602). Справа: Герард ван Вин (голландец, 1620–1683 гг.), Брамлинг (Fringilla Montifringilla) на ветке , 1679 г. Акварель по графиту, 5 3/8 × 7 3/8 дюйма (13,7 × 18,7 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Фрица и Риты Маркус, 2001 г. (2001.509)
Выбор Ле Мойна изобразить своего зимородка сбоку и сидящим на ветке стал одним из стандартных способов изображения для такого рода портретов птиц. (Многочисленные примеры можно найти в коллекции The Met.) Выбор был практичным. Ветка обеспечивает естественное место отдыха для изогнутых когтей птицы, а также позволяет предположить, что рисунки были сделаны в результате мимолетных встреч на пленэре . Художники также рисовали экземпляры, которые (временно) содержались в неволе или подверглись таксидермии.
Джордж Эдвардс (британец, 1694–1773), Распространение из: Естественная история необычных птиц (…) vol. 1, 1743. Напечатано для автора Королевским колледжем врачей в Лондоне. Высокая печать и гравированные иллюстрации. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, подарок миссис Дарвин С. Морс, 1963 г. (63.709.7(1))
Исследования птиц крупным планом часто собирались в папки или альбомы в более крупных орнитологических или зоологических коллекциях. Начиная с восемнадцатого века предпринимались усилия по объединению таких иллюстраций в энциклопедические публикации, которые содержали не только изображения, но и точные описания птиц и их моделей поведения. Джордж Эдвардс Естественная история необычных птиц (1743–1751 гг.) является ранним примером. Орнитолог научился гравировать, чтобы лично предоставить иллюстрации для этого обширного четырехтомного издания.
Слева: Франсуа Левайан (Франция, 1753–1824 гг.), фото 25; из Histoire naturelle des perroquets , 1801–06. Раскрашенное вручную травление и гравировка, 20 6/8 × 13 1/2 дюйма (52,5 × 34,4 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание миссис Чарльз Райтсман, 2019 г.(2019.282.34). Справа: Джон Т. Боуэн (американец, ок. 1801–1856 гг.) по мотивам Джона Джеймса Одюбона (американец, 1785–1851 гг.), «Голубокрылая желтая болотная славка» , из: «Птицы Америки с рисунков, сделанных в США». ,1840–44. Опубликовано JB Chevalier (Филадельфия, Пенсильвания). Иллюстрации: раскрашенные вручную литографии, 10 × 6 3/8 дюйма (25,4 × 16,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Эммы Шифер, 1974 г. (1974.661.4(1–7))
Несмотря на этот поворот к печати, цвет долгое время оставался прерогативой опытных художников, поскольку в то время еще не существовало никаких печатных технологий. место, которое могло бы воспроизвести сложную и часто пеструю палитру оперения. За их знаменитую публикацию Histoire naturelle des perroquets ( Natural History of Parakeets , 1801–06) Франсуа Левайан и Жак Баррабанд использовали комбинацию цветной печати и дополнений вручную акварелью, что привело к поразительно реалистичным иллюстрациям. Даже знаменитая картина Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки », хотя и была напечатана сложными гравюрами глубокой печати в натуральную величину (1827–1838 гг.) добиться желаемой точности.
Генри Эмерсон Таттл (американец, 1890–1946), Часть разговора — Вороны , 1934. Сухая игла; первое состояние 8 1/2 × 12 7/8 дюйма (21,6 × 32,7 см). Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, подарок миссис Эмерсон Таттл, 1946 г. (46.59.2 )
Гравюры, сделанные сухой иглой гравером и куратором Генри Эмерсоном Таттлом, демонстрируют, что высокой точности можно достичь и без добавления цвета. Таттл стал страстным орнитологом в детстве, которое из-за болезни прошло в уединенном загородном месте. Во взрослом возрасте он сочетал увлечение птицами с талантом к гравюре. Он научился умело сочетать присущие печатному изданию качества с внешним видом птиц, которых он изучал, что приводило к гиперреалистичным изображениям его предметов. Однако ко времени их создания многие другие художники отказались от точности в пользу более игривых и декоративных изображений птиц.
Вверху слева: Феликс Бракемон (француз, 1833–1914), Суповая тарелка (часть набора из трех штук). Продюсер Эжен Руссо (1827–1891 гг.) Производитель: Lebeuf et Milliet, 1866–75 гг. Посуда для крема, диаметр: 9 3/4 дюйма (24,8 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Друзья европейской скульптуры и подарков декоративного искусства, 1996 г. (1996.161.1). Вверху справа: Феликс Бракемон (француз, 1833–1914), украшение для тарелки: Утка, летящая над заснеженными ветвями , 1850–1919 гг.14. Офорт акварелью, 18 3/4 × 11 7/8 дюйма (47,5 × 30,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 1922 г. (22.69.25). Внизу справа и слева: Шарль Жилло (французский, 1853–1903) по Жюлю-Огюсту Абер-Ди (французский, 1850–1930), Fantaisies Décoratives , 1886–87, напечатано Э. Менаром и Ж. Огри, опубликовано J. Rouam (Париж) и Gibert Wood & Co. (Лондон). Хромолитография, 17 3/8 × 13 9/16 × 1 5/8 дюйма (44,1 × 34,4 × 4,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар С. П. Эйвери, передано из библиотеки 1991 (1991.1073.227)
Во второй половине девятнадцатого века изучение природы стало неотъемлемой частью академий искусства и дизайна по всей Европе. Чтобы отойти от архитектурных словарей стилей исторического периода, формы, цвета и текстуры животных и растений стали важным источником вдохновения для декоративно-прикладного искусства. Студентов-художников учили рисовать с натуры, что часто предполагало работу с таксидермическими образцами, прежде чем научиться создавать привлекательные узоры, которые можно было использовать для украшения различных предметов. Такие художники, как Феликс Бракемонд и Жюль Огюст Абер-Дис, создали серию гравюр, содержащих идеи для таких узоров, которые использовались как студентами, так и профессионалами. На дизайн обоих художников повлияли японские гравюры на дереве, которые в то время были в большом количестве собраны по всей Европе и часто были богаты изображениями птиц.
Слева: Теодорус ван Хойтема (голландец, 1863–1917), Сочельник (Керстнахт), 1894 г. Литография, второй вариант из двух, 18 11/16 × 12 1/16 дюйма (47,5 × 30,6 см) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, Фонд Пеко, 2022 г. (2022.15.1). Справа: Самуэль Джессурун де Мескита (голландец, 1868–1944), автор Йохан Антон ван дер Бум (голландец, 1895–1960), опубликовано J.A.A.M. ван Эс (Васенар). Samuel Jessurun de Mesquita , 1928. Иллюстрированная книга с тремя оригинальными гравюрами на дереве, 12 1/2 × 91/2 дюйма (31,8 × 24,1 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси, 2017 г. (2017.150)
периоды стиля, известные сегодня как ар-нуво и ар-деко. Работы голландских художников Тео ван Хойтема и Самюэля де Мескиты показывают прогрессивные этапы этого процесса абстракции. Две совы в центре литографии Хойтемы, Сочельник (1894 г.) по-прежнему выглядит как природа, но ниже он добавил тонкую декоративную рамку с рядом абстрактных сов в белом и черном цветах. На обложке книги 1928 года, посвященной творчеству Мескиты, характеристики совы сведены к нескольким эффектно расположенным цветным блокам и штриховкам, которые передают характер животного, не вдаваясь в подробности.
Кеноджуак Ашевак (инуиты, 1927–2013 гг.), Совы в конвертах , 2005 г. Каменная гравировка 21 × 27 дюймов (53,3 × 68,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Дар Дитте Вольф, 2015 г. (2015.751.7)
Птицы, и особенно совы, также занимают видное место в рисунках и гравюрах на камне художника Кейп-Дорсет Кеноджуака Ашевака. Хотя часто считается, что они представляют известные мифы инуитов и истории о животных, большинство из них отчетливо отражают личные интересы и выбор художника. Ее уникальные трансформации различных птиц и других животных, созданные с 1950-х годов, характеризуются смелыми цветами и обволакивающими коронами из оперения, листьев или змеевидных существ, которые выходят за рамки концепции абстракции в царство снов и воображаемого. Однако ее Совы в конвертах (2005) — не единственные фантастические птицы, представленные в текущей инсталляции.
Приписывается Андресу де Мельгару (испанский, умер после 1554 г.), Эскизы птиц и гротескных масок (лицевая сторона), ок. 1545–60. Перо и коричневые чернила, 8–3/4 × 13–1/4 дюйма (22,4 × 33,5 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси, 1952 г. (52.570.317)
Почти четыреста лет назад испанский художник, возможно, художник Андрес де Мельгар, взял перо в руки и набросал коллекцию причудливых птиц и масок. Получившиеся произведения являются частью словаря так называемых фламандских гротесков — типа орнамента, который был разработан во Фландрии в конце 1530-х или начале 1540-х годов. Он был вдохновлен итальянскими образцами, основанными на заново открытых настенных росписях римской античности. Эти причудливые махинации часто осуждались художественными критиками, особенно потому, что они мало походили на мир природы. Тем не менее, об их популярности свидетельствуют их частые и постоянные проявления в рисунках художников вплоть до восемнадцатого века. Изобретение этих птицеподобных негодяев показывает плодотворное перекрестное опыление между природой, как ее наблюдали художники, и их творческой склонностью ниспровергать ее.
Мэтью Дэй Джексон (американец, 1974 г.р.). Идут мягкие дожди , 2015–16. Портфолио четырехцветных офортов на четырех пластинах, каждый лист: 27 дюймов x 20 1/2 дюйма (68,6 × 52,1 см).