Зачем древние люди рисовали на стенах абстрактные рисунки?
На территории американского штата Калифорния есть множество пещер, внутри которых можно обнаружить сделанные древними людьми наскальные рисунки. Дело в том, что до появления европейцев, на этой территории жили индейские племена. Среди них были и представители народа чумашей, потомки которых существуют и по сей день. Считается, что именно они нанесли на потолок одной из пещер небольшой рисунок в виде абстрактной «вертушки». Это древнее произведение искусства тщательно охраняется и ученые очень долгое время не могли понять, что именно означает это изображение. Но недавно исследователи наконец-то смогли разгадать эту тайну. В рамках этой статьи предлагаю узнать секрет таинственного рисунка в пещере и выяснить, для чего вообще древние люди их рисовали.
Загадочный рисунок внутри пещеры в Калифорнии
Кто такие чумаши?
Чумашами принято называть некогда крупный индийский народ, который проживал на территории нынешней Калифорнии. В основном они добывали еду путем охоты, а земледелие у них развито не было. Из растительности они ели только дикорастущие виды, о чем мы еще поговорим чуть ниже. Племя чумашей состояло примерно из 150 групп, в каждой из которых числилось примерно по 1000 человек. Каждая такая группа имела собственного вождя, а также религиозного лидера. Священным животным чумашей считалась островная лисица (Urocyon littoralis).
Островные лисицы (Urocyon littoralis)
На данный момент в мире существует только около 280 чумашей. Большая часть представителей этого племени погибло из-за болезней, привезенных европейцами. Дело в том, что у них не было иммунитета к этим заболеваниям, а лечить их едва ли кто-то собирался. Последний носитель чумашского языка умер в 1960 году. Поэтому живущие сегодня потомки древнего племени преимущественно говорят на английском.
Один из вождей чумашей
Рисунки древних людей
На территории Калифорнии есть пещера, на потолке которой нарисован рисунок в виде абстрактной «вертушки». Это изображение изначально показалось ученым странным, потому что обычно древние люди рисовали животных, охотников и вымышленных персонажей. В ходе изучения фигуры размерами 11х17 сантиметров, исследователь Дэвид Робинсон (David Robinson) заметил, что она очень похожа на раскрывающейся цветок растения дурман Райта (Datura wrightii). Оно известно как сильный галлюциноген, который древние люди употребляли во время обрядов. Чтобы проверить новую теорию, ученые более тщательно изучили окрестности пещеры.
Дурман Райта
Неподалеку от пещеры они действительно нашли цветущий дурман. Это растение раскрывается в ночное время, когда опыляющие его насекомые начинают активничать. Внутри пещеры исследователи нашли пережеванные остатки этого растения. Они сразу же смекнули, что древние люди явно собирались в пещере, чтобы пожевать эти листки. Они вызывали у них сильнейшие галлюцинации и, как и говорилось выше, часто употреблялось во время различных обрядов. Но пещера не была похоже на религиозное место — судя по всему, древние чумаши просто там отдыхали. По мнению ученых, пещера была обитаема вплоть до XIX века.
Потолок другой пещеры чумашей
Читайте также: На поверхности Земли обнаружен самый большой рисунок кошки
Смысл древних рисунков
Нанесенный на потолок рисунок вроде цветка, скорее всего, предназначался только ради украшения. А вообще, древние люди создавали наскальные рисунки в виде животных — считалось, что они притягивают удачу во время охоты. Получалась своеобразная техника визуализации, когда люди создают образ того, что они хотят получить. Также некоторые ученые предполагают, что при помощи рисунков древние люди хотели оставить после себя след в истории. Правда это или нет, неизвестно, но оставить свой след им явно удалось. Некоторым рисункам в пещерах Калифорнии по 1000 лет, а в Индонезии есть наскальные рисунки возрастом более 40 000 лет.
Один из самых древних наскальных рисунков в мире
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.
Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
В том, что древние люди употребляли галлюциногенные вещества, нет ничего удивительного. В 2019 году я уже рассказывал о том, как в Боливии была обнаружена сумка древнего шамана. Ее возраст тоже оценивается примерно в 1000 лет. Внутри сумки исследователи нашли следы психотропных веществ, при помощи которых шаманы «общались с духами». Судя по тому, что внутри было множество разновидностей веществ, шаман явно знал много рецептов. Подробнее о необычной находке можно почитать в этом материале.
АрхеологияЧеловечество
Для отправки комментария вы должны или
где увидеть рисунки древних людей
Публикации раздела Музеи
Искусство возникло во времена верхнего палеолита, в период 40–10 тысячелетия до нашей эры. Древние люди рисовали или вырезали на скалах то, что их окружало: животных и фигурки человека. Иногда это были сцены охоты и ритуалов или просто геометрические орнаменты. В России наскальные росписи можно увидеть в Сибири, на Урале, в Карелии и на Кавказе. Традиционно места, где находили рисунки, называли пи́саницами.
Карелия: Онежское озеро
Петроглифы на камне. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Ольга Попкова / фотобанк «Лори»
Петроглиф Бес. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Ольга Попкова / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Мыс Бесов Нос, Онежское озеро, Республика Карелия. Фотография: Алексей Судариков / фотобанк «Лори»
В России самые известные рисунки древнего человека находятся в Карелии, на берегах Онежского озера. Здесь можно увидеть петроглифы — изображения, выбитые на камнях. На восточном побережье озера и островах расположено больше тысячи петроглифов. Предположительно, они относятся к эпохе неолита, их создали пять-шесть тысяч лет назад. Рисунки встречаются на протяжении 20 километров, они разбросаны неравномерно на скалах вдоль берега и на островах. В некоторых местах древние художники оставили несколько десятков петроглифов, в других — одиночные фигуры. Исследователи обнаружили их даже на дне озера: изображения украшали отколовшиеся части скал. Каждый год на Онежском озере находят неизвестные раньше рисунки. Многие из них скрыты мхами и лишайниками, а расположенные у самой воды — водорослями.
Петроглифы — это один из немногих источников, которые рассказывают нам о древних людях, их занятиях, верованиях и быте. Однако интерпретировать их сложно, ученые могут лишь предполагать, что обозначали некоторые из знаков. Чаще всего онежские художники изображали птиц, лосей, медведей, волков и лис, рыб и змей. Встречаются антропоморфные петроглифы, знаки солнца и луны, а также круги и овалы. Здесь можно увидеть лебедей с длинными тонкими шеями, знаки, напоминающие лодки и весла, фигурки уток и людей. Самые крупные рисунки в длину достигают четырех метров, самые маленькие — нескольких сантиметров. Самый известный петроглиф, Бес, находится на мысе Бесов Нос: это двухметровая человекоподобная фигура, ее разделяет на две части глубокая трещина.
Когда лучше ехать: май — сентябрь, но со второй половины августа здесь начинаются штормы. Лучше всего петроглифы видны рано утром и вечером, при боковом солнечном освещении.
Как добраться: группа самых известных изображений находится на мысе Бесов Нос на восточном побережье озера, в Пудожском районе. Сначала нужно доехать до города Пудож на машине или автобусе, а затем — до самого мыса по автомобильной и грунтовой дороге, лучше — на внедорожнике: дорога идет через леса. Можно арендовать катер в одном из соседних сел и добраться по воде. Также увидеть петроглифы можно в Национальном музее Республики Карелия в Петрозаводске. В экспозиции представлены гранитные плиты с наскальными рисунками, привезенные с берегов Онежского озера, и фотографии.
Урал: Капова пещера
Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Ирина Овчинникова / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Рамиль Юсупов / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Капова пещера, заповедник «Шульган-Таш», Республика Башкортостан. Фотография: Вячеслав Потапов / фотобанк «Лори»
На Урале известно больше 70 мест, где путешественники, исследователи и ученые находили памятники древнего искусства. Писаницы лежат в долинах рек Вишера, Нейва, Исеть, Белая, Тура и Тагил. Их украшают изображения лосей и оленей, реже встречаются медведи, змеи и птицы — утки и гуси. На некоторых рисунках звери запечатлены «скелетно»: внутри общего контура намечены внутренние органы или кости. Такая манера рисунка может быть связана с ритуалами и тотемическими представлениями о животных. На скалах встречаются и геометрические знаки — пятна, круги, ломаные и прямые линии. Вероятно, они относятся к небесной символике и мифологии. Многие писаницы были святилищами — даже спустя тысячелетия местные народы особо почитали эти места.
На Урале древние люди рисовали особыми красками: смешивали с животным жиром природный пигмент, обычно охру, соединение оксида железа с глиной. Поэтому в наскальной живописи преобладают оттенки красного и коричневого цветов — бурые, терракотовые, бордо. Черные элементы красили углем. Краску наносили пальцами или подручными предметами.
На скалах изображения располагаются на разной высоте, могут идти в несколько ярусов. Древние художники рисовали, стоя на земле, или поднимались на конструкции. Они выбирали ровные участки под естественным навесом или укрытием, чтобы защитить изображения от воды.
Одна из самых известных писаниц Урала — Капова пещера. Она расположена в заповеднике «Шульган-Таш» на реке Белой. В Каповой пещере можно увидеть больше 50 древних рисунков. Часть из них относится к эпохе палеолита, их возраст составляет 14–16 тысяч лет. В пещере два яруса, общая длина коридоров и гротов достигает двух километров. Самые древние рисунки находятся в глубине: здесь изображены мамонты, лошади, носорог и бизон. Некоторые силуэты закрашены красной краской, другие обозначены только контурами. Длина фигур животных — от полуметра до метра. По мнению исследователей, наскальная живопись Каповой пещеры во многом схожа с рисунками того же периода, найденными в пещерах Франции.
Первая фигура лошади передана весьма реалистично, вплоть до копыт и изгиба ног. Это типичная разновидность дикой лошади с небольшой головой и характерно изогнутой шеей. Рисунок этот имеет немало аналогий во Франции.
Когда лучше ехать: в любое время года.
Как добраться: пещера находится на территории Государственного заповедника «Шульган-Таш». Он расположен по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, улица Заповедная, 14. В заповеднике можно присоединиться к экскурсии — гид расскажет об истории этих мест и познакомит с наскальной живописью.
Читайте также:
- 5 мифов об археологии
- Сибирская резьба по кости: 5 экспонатов Тобольского губернского музея
- Сокровища кочевников Евразии в коллекции Азовского музея-заповедника
Сибирь: Томские и Шишкинские писаницы
Петроглифы на камне. Музей-заповедник «Томская писаница», берег реки Томь, Томская область. Фотография: Александр Афанасьев / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Музей-заповедник «Шишкинская писаница», берег реки Лены, Иркутская область. Фотография: И.И. Афанасьев / Wikimedia Commons / Public domain
Петроглиф с изображением шамана. Музей-заповедник «Томская писаница», берег реки Томь, Томская область. Фотография: Александр Афанасьев / фотобанк «Лори»
Много памятников древнего искусства России находится в Сибири. Здесь сохранились наскальные росписи и петроглифы — процарапанные, выбитые или вырезанные в камне изображения. Древнейшие рисунки верхнего палеолита, как правило, спрятаны в глубине пещер, в труднодоступных местах. Более поздние расположены на виду — на скалах вдоль рек и озер — и обращены к воде. Крупные фигуры можно рассмотреть даже с другого берега.
По берегам реки Томь находятся несколько писаниц. Петроглифы у деревни Писаной относятся к эпохе позднего неолита, около IV–III тысячелетия до нашей эры. На гладкой поверхности камня высечены фигуры лосей и медведей, человекоподобных существ, сцены охоты с луками, копьем и ловушками. Всего здесь нашли больше 300 изображений.
Ученые предполагают, что Томская писаница в древности служила святилищем. Среди петроглифов встречаются фигуры людей со звериными чертами — вероятно, так изображали шаманов. У некоторых человечков от головы, словно от солнца, отходят лучи — возможно, это боги. Еще здесь можно увидеть цапель, журавлей, уток и сов, они считались божествами смерти. Сегодня наскальные изображения входят в комплекс музея-заповедника «Томская писаница». Здесь проходят экскурсии, на которых рассказывают об истории этих мест.
В Иркутской области находится еще один памятник древнего искусства Сибири — Шишкинские писаницы. На берегу реки Лены, недалеко от деревни Шишкино, есть скалистая стена, ее длина — почти три километра. На всей протяженности можно увидеть фигуры, вырезанные в камне. Многие петроглифы сильно пострадали от более поздних надписей, красная краска побледнела. Но часть настенной живописи сохранилась хорошо.
Древнейшие рисунки этой писаницы относятся к IV тысячелетию до нашей эры, это крупные фигуры оленей и лосей. Позже появились изображения человекообразных фигур с лучами над головой, людей с орудиями, а также лодок, мифических животных и орнаментов. Древние художники подробно передавали силуэты знакомых им зверей.
Фигура марала выполнена в технике зашлифовки. Она очерчена одной широкой, почти непрерывной контурной полосой. Уцелела только передняя часть изображения, но этого вполне достаточно, чтобы судить о нем в целом. Рисунок оленя выполнен смелой, уверенной рукой, с превосходным знанием натуры и вместе с тем изящно… Голова животного узкая и длинная; она очерчена живо и точно. Особенно тщательно выделана на ней дугообразная выпуклость массивной нижней челюсти.
Когда лучше ехать: музей-заповедник «Томская писаница» работает круглый год, но в теплое время года проходить туристические маршруты комфортнее. В музее проводятся экскурсии.
Как добраться: на автобусе от Кемерова около 50 километров, остановка «Музей-заповедник «Томская писаница».
Шишкинские писаницы: от Иркутска нужно проехать около 250 километров до рабочего поселка Качуг, затем по грунтовой дороге добраться до реки Лены.
Горный Алтай: Калбак-Таш
Петроглифы на камне. Урочище Калбак-Таш, Республика Алтай. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Урочище Калбак-Таш, Республика Алтай. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»
Петроглифы на камне. Урочище Калбак-Таш, Республика Алтай. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»
Урочище Калбак-Таш расположено неподалеку от места, где соединяются реки Чуя и Катунь. Рядом проходит Чуйский тракт — дорога, которая связывает Западную Сибирь с Монголией. На правом берегу Чуи можно увидеть наскальные изображения разных эпох, от неолита до Средневековья.
Петроглифы наносили на скалы, которые выделялись своей формой и были заметны с большого расстояния. Рядом со скоплениями рисунков часто находят каменные площадки — они могли служить местом для обрядов и жертвоприношений.
Самые ранние петроглифы Калбак-Таша — фигуры оленей-маралов и лосей. К более позднему периоду относятся рисунки с другими темами: сцены охоты и воины с оружием, колесницы и женщины, а также пара — самец и самка оленя.
Предположительно, в середине II тысячелетия до нашей эры здесь изобразили домашних быков с возом или всадником. В начале нашей эры на археологическом памятнике появились петроглифы скифской эпохи. Это выбитые рисунки животных: лошадей, оленей, горных козлов и волков. Всего же на скалах Калбак-Таша обнаружено более пяти тысяч изображений. Посмотреть их можно самостоятельно или вместе с экскурсоводом.
Когда лучше ехать: в любое время года.
Как добраться: Республика Алтай, Онгудайский район, около 20 километров от села Иня, 723-й километр Чуйского тракта. Осмотр петроглифов включен в некоторые автомобильные экскурсии по Алтаю.
Автор: Маргарита Ковынева
Теги:
МузеиНаскальная живописьПубликации раздела Музеи
Освоение рисунков людей
Для художников, которые только начинают рисовать портреты людей, это может показаться довольно пугающим.
В принципе, время, которое вы тратите на рисование людей, прямо параллельно степени реалистичности вашего творения. По мере того, как вы посвящаете рисованию больше времени, вы, естественно, можете глубже погрузиться в детали и использовать кисть или карандаш более осторожно.
Как и все, что требует некоторого опыта, освоение рисунков людей требует времени и становится лучше только тогда, когда вы достаточно практикуетесь в долгосрочной перспективе. Совершенствование своего ремесла не ограничивается только количеством практики, есть несколько советов и приемов, которые помогут вам достичь этого быстрее.
Не забывайте, что существует бесчисленное множество способов рисовать людей, поэтому важно разработать свой собственный, комбинируя эти передовые методы.
Пропорции лица могут создать или испортить ваш рисунок. Этот принципиально важный фактор достаточно труднодостижим. Тем не менее, это структура вашего рисунка, поэтому вы должны сделать это правильно.
Лицо со странными пропорциями будет выглядеть неправильно и беспокоить любого, кто на него посмотрит. Вот почему вы должны обратить пристальное внимание на расстояние между глазами, ушами, носом и ртом и их общее соотношение на лице, чтобы угодить глазам.
Понимание костной структурыМасштабирование соотношение лицевых костей, длины подбородка, лба и ширины лица, выравнивание скул также трудно получить прямо. Когда вы рисуете лицо с нуля, тщательное изучение взаимосвязи между ключевыми чертами лица приведет к более реалистичным рисункам.
by Giovanni Civardi Сосредоточение внимания на одной особенности за раз поможет вам более внимательно прочитать анатомию лица. После того, как вы выясните, какие детали искать, вы интуитивно поймете, как запечатлеть эти линии на своем рисунке.
Очень важно правильно определить пропорции лица и структуру костей. Однако этого недостаточно, чтобы ваша работа выглядела трехмерной и реалистичной. Вот когда тени выходят на свет. Разговор о плохом каламбуре! Шутки в сторону, тени и тени не дадут вашему рисунку выглядеть просто плоским.
Во-первых, вам нужно понять, как работает освещение, чтобы достичь предельного уровня освоения рисунков людей. Создание иллюзии потока путем умелого овладения основными методами освещения и затенения поможет вам различить основные характеристики естественной человеческой формы.
Чем больше, тем лучше Когда вы посмотрите на реалистичные рисунки людей, вы поймете, что обычно использование бумаги или холста большего размера приводит к гиперреалистичным произведениям искусства.
Вы можете поместить головку как в бумагу формата Letter, так и в бумагу формата A1. Однако количество деталей, которые вы можете включить при рисовании на холсте меньшего размера, ограничено.
от Nadia CoolristaНа бумаге меньшего размера вы не можете нарисовать поры кожи или, скажем, 150 волосков на бровях таким образом, чтобы превратить ваше творение в реалистично отрисованное. Это не означает, что меньший рисунок не имеет успеха, однако он, безусловно, ограничивает ваши возможности и талант.
Теперь пришло время взглянуть на несколько успешных примеров рисунков людей, чтобы лучше понять, на каких областях следует сосредоточиться:
, Кэрри Стюарт Паркс, Dreamer Addict, Ани Цински, Аарон Гриффин, Art, Габриэль Винисиус,Знание человеческого тела и лица — ключ к мастерству. рисунки людей. Помните, что первый набросок вашего рисунка всегда будет самым сложным, но практика постепенно улучшит ваши навыки.
Применение удобных приемов при сохранении собственного стиля поможет вам быстро улучшить свои рисунки. Только не забывайте, практика делает его совершенным!
Совет от профессионала: Что может быть лучше, чем поделиться своей работой со всем миром, чтобы мотивировать себя развивать свои навыки? Ознакомьтесь с этими лучшими конструкторами сайтов для художников, где вы можете легко начать с нуля, даже если вы самый технофобный человек!
Редакция Noupe
Джунгли живы: будь то сотрудничество между двумя или более авторами или статья автора, который не публикуется регулярно. В этих случаях вы найдете Noupe Editorial Team как те, кто это сделал. Приглашенные авторы получают свои собственные небольшие поля с биографией под статьей, так что следите за ними.
Tags: artart inspirationartworksDesigndrawing
lousy drawings for good people’s Store
lousy drawings for good people’s Store
Art Print
go find less Art Print
by lousy drawings for good people
$15. 00$9.00
Art Print
весь день, каждый день Art Print
паршивые рисунки для хороших людей
$ 15.00 $ 9.00
РАЗДЕЛА ART PRINT
GO Найдите меньше в рамке Art Print
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 55,00 $ 38,50
.
85,00 $ 59,50
Metal Print
найти меньше Metal Print
by lousy drawings for good people
50,00 $ 35,00 $
Art Print
2 сейчас0003от паршивых рисунков для хороших людей
$ 15,00 $ 9,00
Art Print
Givers Limits Art Print
By Loousy Drawings для Good People
$ 15,00 $ 9,00
Art Print
Hard Art Art
. хорошие люди
$15.00$9.00
Арт Принт
кому какое дело Арт Принт
паршивые рисунки для хороших людей
$15. 00$9.00
Арт Принт
здравствуй
привет0003
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 15,00 $ 9,00
Art Print
Мое тело делает больше хорошего художественного припечатки
от парчивых рисунков для хороших людей
$ 15,00 $ 9,00
. Художественная печать
Паршивые рисунки для хороших людей
70,00 $ 49,00 долларов США
Печать на холсте
весь день, каждый день Печать на холсте
Паршивые рисунки для хороших людей
99 долларов США 49 долларов США.50
Наклейка
Весь день, каждый день наклейка
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 6,00 $ 4,20
Тяжковая рубашка
Весь день, каждый день футболка
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 20,00 $ 12,00.
Большая сумка
Весь день, каждый день Большая сумка
by lousy drawings для хороших людей
$30,00 $21,00
Декоративная подушка
Весь день, каждый день декоративная подушка
by 9003
003
$ 35,00 $ 24,50
Утопленный принт в рамке
Весь день, каждый день внедренные рамки при печати
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 85,00 $ 59,50
Плакат
Все день, каждый день
Плака$20,00 $12,00
Настенные часы
Весь день, каждый день Настенные часы
by lousy drawings for good people
$40,00 $28,00
Толстовка с круглым вырезом на каждый день, повседневная
030003
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 75,00 $ 45,00
Канцелярские карты
Весь день, каждый день канцелярские карты
от Loousy Printings для хороших людей
$ 15,00 $ 10,50
Фаммин
Теперь.
$70,00$49,00
Канцелярские карточки
теперь Канцелярские карточки
паршивыми рисунками для хороших людей
$15,00 $10,50
Утопленный принт в рамке
В настоящее время внедренная рамная принт
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 85,00 $ 59,50
Наклейка
, кто заботится о стикере
.
by lousy drawings для хороших людей
6,00 $ 4,20 $
Наклейка
привет до свидания Наклейка
by lousy drawings для хороших людей
6,00 $ 4,20 $
Framed Art Print
who cares Framed Art Print
by lousy drawings for good people
$55.00$38.50
Framed Art Print
hard yo Framed Art Printby lousy drawings for good people
$55. 00$38.50
Декоративная подушка
жесткая декоративная подушка
от lousy drawings для хороших людей
35,00 $ 24,50 $
Печать на холсте
привет до свидания Печать на холсте
от lousy drawings для хороших людей
$ 99,00 $ 49,50
Canvas Print
Hard Yo Canvas Print
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 99,00 $ 49,50
Уточненные в рамных принте
Hello Goodbye.
Утопленная рамка Print
hard yo Утопленная рамка Print
by lousy drawings for good people
Metal Print
кому интересно Metal Print
от паршивых рисунков для хороших людей
$ 50,00 $ 35,00
Рэкменный Art Print
Hello Goodbye Art Print
от Loousy Drawings для Good People
$ 55,00 $ 38,50
Givers Limit хорошие люди
$6.