«Полжизни как художник, полжизни как архитектор»: открылась выставка Петра Сперанского
В галерее «Хазинэ», филиале Музея ИЗО РТ на территории Казанского Кремля, состоялся вернисаж проекта «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра». В двух залах галереи представлены красочные, душевные и притягательные эскизы декораций к операм «Евгений Онегин», «Семья Тараса», «Тихий Дон», «Джалиль», «В бурю», «Богема», «Качкын» (в переводе с татарского «Беглец»), «Майская ночь», «Иван Сусанин», к балетам «Дон Кихот», «Спящая красавица», к спектаклям «Гроза», «Король Лир» и другим постановкам, несколько костюмов, сшитых по эскизам Сперанского, и эскизы к сценическим образам, а также документальные материалы, в том числе фотографии и, конечно, рисунки – акварелью, маслом, темперой, карандашом… Есть и портрет самого Петра Сперанского, его написал в 1959 году Семен Ротницкий.
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Петр Тихонович Сперанский был главным художником наших двух самых крупных театров – татарского театра имени Камала и театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Архитектурное образование первое в профессиональной карьере Петра Сперанского, подчеркнул на вернисаже известный казанский архитектор Сергей Саначин. Второе – КХТИ. Сначала Сперанский подрабатывал художником, отметил Саначин, потому что надо было на что-то жить.
Сергей Саначин
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Первые заработки Петра Сперанского художником были в Народном театре Общества трезвости имени Гоголя в Суконной слободе. Потом он поступил помощником на Пороховой завод к нашему выдающемуся Константину Савиновичу Олешкевичу, архитектору завода в те времена. Сперанский был ужасно работоспособный человек. И дальше половина его жизни шла как художника, половина – как архитектора», – подчеркнул Сергей Саначин.
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Сперанский, подчеркнул Саначин, был первопроходцем во многих областях архитектуры. Например, он первым стал строить в Казани многоэтажные дома, такими тогда считались пятиэтажки. Он же первым работал по государственной программе о надстройках имеющихся зданий, которая была принята для того, чтобы город не разрастался в ширь, что позволяло экономить на прокладке дорогих коммуникаций.
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
«И он же был первопроходцем в изучении татарского народного искусства и проводником его в архитектуру. Первый его опыт на практике в этом направлении состоялся в 1921 году. Он работал над интерьерами Театра имени Октябрьской революции – того, что сейчас называем ТЮЗом. Там до сих пор сохранены мавританские мотивы в верхнем фойе и белое фойе внизу. Также Петр Тихонович был одним из организаторов Союза архитекторов в ТАССР. Есть у меня пригласительный билет на яналифе, там о нем написано “раис Петр Сперанский”», – акцентировал Сергей Саначин.
Гостями вернисажа «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра» стали руководитель музея театра имени Камала Луара Шакирзянова, главный художник театра оперы и балета, заслуженный художник России и народный художник Татарстана Сергей Скоморохов, а также внучка Петра Сперанского
Наталья Сперанская и Анастасия Абрамова
Фото: © Владимир Васильев/ «Татар-информ»
«В этом году будет 130 лет со дня рождения Петра Тихоновича и 60 лет со дня его смерти. Это очень важно, что его наследие живо. Тема татарского орнамента очень актуальна сейчас, а здесь представлены такие красивые работы. Дедушка сделал очень многое для развития Татарской АССР. Я сама с художественно-архитектурной деятельностью никак не связана, я являюсь руководителем бюро “Русфонда” в Татарстане – это фонд, который помогает тяжело больным детям. А моя дочь в некоторой степени пошла по стопам прадедушки – она дизайнер интерьера объектов туристической сферы и просто реинкарнация дедушки», – рассказала «Татар-информу» Наталья Сперанская.
Анастасия Абрамова отметила, что их семья с удовольствием ходит в театр и смотрит постановки, над которыми в свое время работал Петр Сперанский. А кроме того, для себя Анастасия иногда занимается дизайном одежды – создает модные образы, как некогда прадедушка работал над эскизами костюмов для театра.
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
О Петре Сперанском, отметим, Музей ИЗО РТ планирует издать большой альбом, в котором об архитекторе, художнике и «архитекторе» татарского театра расскажет его многогранное творчество. Архивные изыскания к изданию уже начали архитектор Сергей Саначин, искусствовед Дина Хисамова, директор Казанского художественного училища Ольга Гильмутдинова, Гузель Валеева-Сулейманова и другие.
Выставку «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра» можно будет посетить в галерее «Хазинэ» до 21 мая
История и культура в творчестве художника Гази-Магомеда Даурбекова — «Ингушетия» — интернет-газета
«Мысли должны быть чистыми и слова добрыми!»
Г-М. Даурбеков
Живописец, график, выпускник Ленинградского института пролетарского изобразительного искусства, ученик К. С. Петрова-Водкина, А. А. Рылова и В. Е. Савинского, Гази-Магомед Даурбеков был талантливым художником. Родился он 24 марта 1904 года в с. Барсуки, и сегодня ему исполнилось бы 119 лет.
___________________
В центральной библиотеке г. Назрани имени Чаха Ахриева открылась выставка «История и культура в творчестве художника Гази-Магомеда Даурбекова».
На выставке представлены материалы о художнике из своего библиотечного фонда, а также статьи и очерки, написанные Х. Акиевым, Б. Абадиевым, З. Дзараховой, Марзабековой и другими. Представлены на выставке копии рисунков художника, книги, в которых рассказывается о талантливом и видном художнике Г- М. Даурбекове.
Выставка «История и культура в творчестве Г-М. Даурбекова» открывает перед читателями образ жизни и творчество многогранного человека, глубоко любившего свой народ.
Отец будущего художника, Албаст, был машинистом, мать Залейхан — рукодельницей. В семье было двое детей — Гази-Магомед и Зейнап. Был брат Шамиль, который умер в раннем детстве.
Гази-Магомед был любознательным и талантливым от природы. Учился в исламской школе, затем в назрановской школе. Окончил гимназию во Владикавказе.
В 1924 году на талантливого юношу обратил внимание Заурбек Мальсагов, заведующий Ингушским областным отделом народного образования. Гази-Магомеда направили на учебу в Ленинград, в институт пролетарского изобразительного искусства.
Студенту нравилась Северная столица, но мыслями он оставался на Кавказе. Результатом его тоски по Кавказу стала картина, на которой изображён всадник на фоне гор. Горы он писал по памяти, ассоциируя с ними весь Кавказ, а с джигитом — Ингушетию. Вскоре этот рисунок появляется на сигаретах «Казбек». Автор этого рисунка — Г-М. Даурбеков, которого в 50-е годы в своей книге «Частная жизнь советских предметов. 25 историй другого мира» упомянул итальянский писатель Джан Пьеро Пиретто.
В 1930 году дипломированный художник-живописец Даурбеков Гази-Магомед возвращается на родину. Его другом и наставником по творчеству стал уже зрелый мастер и руководитель Ингушского краеведческого музея Х.-Б. Ахриев. Этих людей объединял единый порыв становления изобразительного искусства ингушей. Это было чувство большее, чем дружба. Хотя следует сказать и о том, что образование, полученное в разных художественных центрах страны, проявлялось в стилистическом разнообразии их поисков. Их объединяло главное — родина. Х-Б. Ахриев был прекрасным знатоком древней народной мудрости и видел всё это в народном искусстве. Г-М. Даурбеков формировался как живописец уже в советские годы.
Исторические события в Ингушетии в произведениях Даурбекова
В 1931 г. Гази-Магомеда приглашает на работу в Ингушский краеведческий музей Х-Б. Ахриев.
Главное темой творчества Г-М. Даурбекова была тема историческая, национально-освободительная борьба народа. С глубоким знанием истории края он запечатлел в своих картинах сражения, оставившие как героический, так и трагический след в жизни народа. Он показывает бои Насыр-Кортский, Долаковский, Кескемский и другие. Он пишет картину «Похороны комиссара Бутырина», получившую признание глубоких специалистов.
В работах Даурбекова движение и жизнь, и мгновенье, запечатлевшее эпоху. В его творчестве впервые находит отражение образ передового человека, утверждающего революционные идеалы и строящего новую жизнь. Настроение времени чувствуется в картине Г-М. Даурбекова «С. Орджоникидзе дает задание А. Шерипову». Его произведения «Главный окоп у Долаковского кладбища», «Парад победы в Грозном в апреле 1920 года», «Выступление Г. Ахриева в горном селе», «А. Шерипов в стодневных боях», «Кескемский бой» и другие играют огромную роль в эстетическом воспитании народа, в укреплении интернациональной солидарности.
Художников мы по праву можем называть и этнографами одновременно. Они настолько тонко и хорошо изучают историю, события, быт, что их картины оказывают помощь в воссоздании образа эпохи, людей. И в то же время такие картины художника, как «Примирение кровников», «Белхий», «Сватовство» и другие говорят об ингушских адатах. Гази-Магомед показывает в своих работах разновидности народного лечения.
Он пишет картины, вместе с Х-Б. Ахриевым работает в драматическом кружке и в газете «Сердало», где они делают зарисовки для газеты, и в то же время Гази-Магомед был прекрасным музыкантом, играл на дахчан пандар.
Талант художников Х-Б. Ахриева и Г-М. Даурбекова был отмечен на олимпиаде искусств народов Северного Кавказ в 1931 году. Рисунок Г-М. Даурбекова «Музыкант Хасан Цуцаев из Мелхисте», сделанный им карандашом, и картина «Встреча А. С. Пушкина с горянками на Военно-Грузинской дороге» произвели большое впечатление на зрителей.
Художники не только представили свои картины, но и как стенографы работали в составе драматического кружка. Из музыкантов Ляля Мальсагова прекрасно играла и на гармошке и на фортепьяно, а художник Гази-Магомед Даурбеков исполнил песню «Мохк бахьан латар» («Во имя Родины»), которая начиналась словами: «О, г1алг1ай, знайте цену себе!..»
Начало работы Г-М. Даурбекова в составе археолого-этнографических экспедиций
В 1932 году Гази-Магомед начинает принимать участие в экспедициях в горной Ингушетии вместе с именитыми учёными-историками Л. П. Семеновым, М. М. Базоркиным, художниками Х.-Б. Ахриевым, И. Щеблыкиным. Много зарисовок было сделано художниками в то время в горах.
Даурбеков работал в области станковой и книжной графики, наиболее ярко раскрылся он в акварельной живописи, графике и скульптуре. Немаловажное значение в творчестве художника занимал портретный жанр. В его портретной галерее были образы бывших красных партизан: Наци Бекботова из селения Гули, Хасана Долова из селения Пуй, Белана Эльджаркиева из селения Салги, Хату Барахоева из селения Барах, Ягулби Ахильгова, Али Гандарова, Джабраила Эльмурзаева, П. Гулиева, Э. Долова, пишет карандашом образ Дуго Ахриева из с. Футоуг и других.
Им были созданы иллюстрации к известной повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (50 (!) графических рисунков), в 1954 году — к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо», а также к школьным учебникам, выходившим в Ингушетии до 1944 года. Книги с его рисунками стали библиографической редкостью. Копию книги Л. Толстого «Хаджи-Мурат» с рисунками Гази-Магомеда Даурбекова, сохранившуюся всего в двух экземплярах, достала для нас заведующая национально-краеведческим отделом Национальной библиотека им. Дж. Яндиева Зарема Евлоева, сделав запросы в библиотеки.
Копии работ Г-М. Даурбекова имеются сегодня в ГБУ «Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи» и в других музеях Северного Кавказа. Будучи прекрасным портретистом, Гази-Магомед Даурбеков представил в этих работах образы жителей Дагестана: Али-Хаза Кодо, председателя селения Накитль Хунзахского района, молодую женщину из с. Анди, коневода Хизана Дадилова из с. Анди, Муртузу Алхасова из с. Гагатль, а также объекты «Могила имама Гамзата» (с. Хунзах), «Мавзолей шейха Абумуслима» (с. Хунзах) и др.
Художник участвовал во всех республиканских выставках произведений художников Чечено-Ингушетии с 1930 по 1944 год. В 1934 г. принимал участие в выставке молодых художников в Москве, в залах Государственного исторического музея. Многие работы Даурбекова, исполненные им в 30-е годы, к сожалению, были утрачены в военные годы.
Вскоре из профессиональных художников Г-М. Даурбеков остался один. В 1938 году по ложному обвинению Хаджи-Бекир Ахриев был арестован. Тяжело пережил он его судьбу. «Он был начитанным, интересным и жизнелюбивым», — вспоминал Гази-Магомет Даурбеков друга и наставника.
Творческая деятельность художника в годы депортации
В первые годы в депортации, в Казахстане, художнику было непросто. Жил он с семьей в Кустанайской области. Устроился на работу в Русский драматический театр декоратором, где проявился его талант сценографа. Он создавал великолепные художественные декорации к пьесам В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», М. Горького «Зыковы», В. Лавренева «За тех, кто в море» и др.
В 1949 году в центральной части парка имени Кирова в Кустанае был создан фонтан по рисунку Гази-Магомеда. Фигура мальчика с рыбкой в руках, высеченная из камня, радовала глаз переливом тысячи брызг.
И всё же отсутствие условий реализации своих творческих способностей угнетало художника. На время он перестал писать картины. Рядом не было друзей, с кем он привык делиться своими мыслями. А вся интеллигенция в основной своей массе находилась во Фрунзе. Гази-Магомед переписывался с Дошлуко Мальсаговым, Джемалдином Яндиевым, Хаджи-Бекаром Муталиевым, Идрисом Базоркиным и др. Они и сумели вернуть художника к творчеству.
С Дошлуко Гази-Магомед был особенно близок. Он мог обратиться к нему, зная, что всегда в нём найдёт поддержку и понимание. И, конечно, Дошлуко ценил его, его огромный талант. Их переписку помнят сегодня дети Дошлуко и Гази-Магомеда. Присутствие Дошлуко всегда чувствовалось в жизни Гази-Магомеда и ощущалось их семьями. Это был и друг, и духовный наставник. Гази-Магомед в числе первых людей возвращается на Кавказ в 1957 году.
Гази-Магомед Даурбеков — сотрудник Чечено-Ингушского республиканского музея краеведения
Гази-Магомеда Даурбекова в числе первых приняла на работу в Чечено-Ингушский республиканский краеведческий музей директор Жанетта Зязикова. Первые годы он жил один, затем привёз семью и с новой силой стал работать.
Будучи сотрудником музея, он продолжает писать картины на исторические темы. Вместе с историком М. М. Базоркиным работает он в музее селения Мужичи над сектором по гражданской войне. Основное направление довоенных работ Г-М. Даурбекова было героико-революционное.
В рамках плановой работы по музею он делает зарисовки изделий декоративно-прикладного искусства, в том числе войлочных орнаментированных ковров во многих селениях Чечено-Ингушетии. Надо отметить, что на это обращала особое внимание директор музея Жанетта Зязикова. Бывало, она вместе с художником выезжала в села и города Ингушетии и Чечни, собирая сведения о сохранившихся коврах и орнаментах на различных изделиях. Вскоре ковровые зарисовки Гази-Магомеда Даурбекова вместе с работами других художников вошли в каталог «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», изданный в 1974 году в Грозном. О том, что Г-М. Даурбеков в 70-х гг. ХХ века делал зарисовки ковров для этого каталога, пишет в своей статье и Х. Акиев.
В 1970, 1971 гг. он принимает участие в выставках произведений художников автономных республик РСФСР в Москве.
По прошествии более 20 лет работы в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее 24 марта 1984 года в залах этого музея состоялась первая профессиональная выставка его произведений. В данную экспозицию вошли более 80 (!) работ, выполненных ингушским художником акварелью, тушью, масляными красками, рисунки цветными и простым карандашом.
«В музее было много работ Гази-Магомеда Даурбекова», — вспоминает бывший главный хранитель музея Лидия Ведзижева. К сожалению, бесценные для культуры ингушского народа художественные полотна и рисунки Гази-Магомеда Даурбекова были уничтожены в период боевых действий в Грозном в 1994-2002 гг.
Память переживет века
Дом Гази-Магомеда и Кейпи Даурбековых был всегда полон гостей. Хлебосольная хозяйка была рада каждому человеку, вошедшему в дом, и в каждом они находили доброе начало. В воспитании детей Гази-Магомед главным фактором считал образование, Кейпа — богобоязненность, что в итоге дало добрые плоды благородного воспитания.
Даурбекова Гази-Магомеда вспоминают как человека удивительно доброго и интересного в общении. Он любил людей. Был человеком тонкого юмора. По памяти писал он портреты дорогих ему людей — отца, родных, друзей. Великим художником считал его Дошлуко Мальсагов. Одним из самых талантливых в изобразительном искусстве называл Идрис Базоркин Гази-Магомеда Даурбекова.
С почтением вспоминали отца его дети — Адиль-Бек и Мака. По словам известного педагога Зины Даурбековой, «Гази-Магомед Даурбеков был необъятным в своих дарованиях и творчестве. Был щедрым и простым. Он создавал работы и отпускал их в жизнь». А нашим долгом остаётся — собрать по крупицам его произведения, сохранившиеся копии и материалы.
Указом Президента Ингушетии от 18 мая 2005 г. Гази-Магомед Албастович Даурбеков награжден высшей наградой республики — орденом «За заслуги» (посмертно).
В развитии национальной культуры ингушей Г.-М. Даурбеков оставил яркий след. Будучи свидетелем многих исторических и культурных событий, он правдиво отображал жизнь ингушского общества, мудрость поколений, его жизнеутверждающее начало, красоту природы, в которой формировался его народ — гордый, красивый и мудрый. И эту любовь запечатлел в своих творениях, оставив на земле и в сердцах людей добрую память о себе.
Как сохранить и защитить карандашные рисунки? (Инструменты, которые вам нужны)
Это руководство о том, как сохранить и защитить карандашные рисунки.
Мы рассмотрим следующие темы (нажмите на маркер, чтобы перейти к этому разделу):
Содержание
Почему важно сохранять карандашные рисунки?Графитные карандаши — отличное средство для рисования, но вам нужно защищать свои наброски, чтобы они не смазывались.
Графит довольно быстро пачкается, и художники беспокоятся о том, как сохранить карандашный рисунок.
Кроме того, графит в ваших набросках может быстро переходить при контакте с бумагой, покрывающей рисунок в альбоме, или с вашими руками и т. д.
Когда вы добавляете карандашные рисунки в свое портфолио, вы ожидаете, что люди будут увидеть его и даже потрогать. Ваши произведения искусства могут быть размазаны, когда к ним прикасаются потенциальные клиенты или друзья.
Следовательно, вам нужно знать, как запечатать графитовые рисунки, чтобы защитить ваши эскизы. Если вы не запечатаете свои рисунки, они со временем испортятся и исчезнут с бумаги.
Какие инструменты вам нужны?Набор инструментов зависит от выбранного вами метода сохранения карандашных рисунков. Если вы думаете об использовании фиксатора, вам нужно будет купить фиксатор для искусства хорошего качества.
Некоторые отличные окончательные фиксаторы: Brush and Pencil Advanced Colored Pencil Fixatives, Grumbacher Final Fixatives и т. д.
Точно так же вам может понадобиться вощеная бумага, протекторы, лак для волос и рамки и т. д.
Как защитить рисунки карандашом от смазывания ?Фиксатор отлично подходит для сохранения карандашных рисунков. Фиксатор называется фиксатором, потому что он помогает закрепить графит вашего рисунка на бумаге.
Фиксаторы защищают иллюстрацию от смазывания, выцветания, УФ-лучей и пожелтения бумаги.
Несмотря на то, что на рынке есть дешевые окончательные фиксаторы, купите высококачественный, такой как Krylon Final Fixative, если вы хотите должным образом сохранить карандашные рисунки.
После того, как вы выбрали фиксатор, вам нужно знать, как закрепить графитовые рисунки фиксатором.
Сначала разместите эскиз для фиксации в проветриваемом помещении.
Затем встряхните спрей и, если вы впервые пользуетесь этим фиксатором, распылите его на другой выбрасываемый рисунок. Таким образом, вы знаете, что это сработает, когда придет время распылить его на реальную вещь.
Расположите рисунок вертикально. Затем встаньте в нескольких сантиметрах от рисунка и распылите легкими слоями.
спрейВы также можете положить его горизонтально или попробовать и то, и другое один раз и посмотреть, что вам подходит. Сначала распыляйте горизонтально в одном направлении, а затем в противоположном, чтобы рисунок был равномерно покрыт.
Как защитить рисунки карандашом без закрепителя?Если вы не хотите использовать фиксаторы в качестве основного метода сохранения карандашных рисунков, вам нужно знать, как закреплять карандашные рисунки с помощью других инструментов.
Обрамление эскизов — отличный способ сохранить их в безопасности, и вы можете оформить их в рамку или сделать это самостоятельно.
эскизы рамокЕще один отличный способ сохранить карандашные рисунки – использовать вощеную бумагу между страницами, чтобы графит не размазывался, когда люди переворачивают страницы в вашем альбоме для рисования.
Вы также можете использовать пищевую пленку, пергаментную бумагу или пергаментную бумагу.
Вы должны вырезать вощеную бумагу соответствующего размера, прежде чем начать рисовать, и вы можете положить ее под руку во время рисования, чтобы предотвратить попадание графита на руку.
Кроме того, если вам нужно сохранить рисунки карандашом, которых нет в альбоме для рисования, вы можете приклеить сверху вощеную бумагу с помощью малярных или малярного скотча. Они не порвут страницу, когда вы их снимете.
Во-вторых, вы можете поместить эти отдельные страницы в защитную пленку.
Наконец, вы можете поместить все защитные листы с вашими рисунками в надежный файл для безопасного хранения.
Как сохранить карандашные рисунки с помощью лака для волос?Обычно, когда у художников нет фиксаторов, они прибегают к лаку для волос, чтобы сохранить карандашные рисунки.
с использованием лака для волосПрежде чем приступить к работе, вы должны знать, как закреплять графитовые рисунки лаком для волос, и этот процесс такой же, как и для фиксации.
Выполните те же действия и попробуйте один раз нанести лак для волос на другой выбрасываемый рисунок.
Хотя лак для волос дешевле, чем фиксаторы, художники предпочитают фиксаторы, потому что лак для волос со временем может сделать бумагу желтой.
Большинство лаков для волос содержат те же ингредиенты, что и фиксаторы, но они не предназначены специально для сохранения карандашных рисунков.
Чтобы узнать больше о том, как сохранить и защитить карандашные рисунки, мы рекомендуем просмотреть подробное видео от Lachri Fine Art:
Заключительные замечанияТеперь, когда вы знаете все лучшие способы сохранения карандашных рисунков, вы можете выберите использование высококачественных фиксаторов или нефиксирующих форм с вощеной бумагой, пергаментной бумагой или пергаментной бумагой.