Книжно-иллюстративная выставка «Казачий костюм»
- Главная
- События
- Афиша
- Выставки
Российская государственная библиотека, главное здание, Голубой выставочный зал
4 ноября 2022 года (16:00—20:00)
по предварительной регистрации
В рамках Международного форума «Казачество — сквозь века» Российская государственная библиотека подготовила книжно-иллюстративную выставку, посвящённую истории казачьего костюма на страницах книг и документов. Выставка будет также открыта для посетителей Ночи искусств.
Изображение донского казака
Иллюстрация из книги: История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Казачество — особые социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в XIV веке. С XV века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. С XVI века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем — Казачьего приказа. Казаки активно участвовали в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока.
К началу ХХ века в Российской империи существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Общая численность казачества с семьями превышала 4,4 миллиона человек. Места расселения казаков были довольно обширны, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани.
Одежда казачества прошла долгий путь развития и во многом связана с историей, традициям и местными предпочтениями народов, населяющих различные территории нашей страны. В каждый хронологический период одежда казаков менялась, приобретая свои особенности.
- Николай Сверчков. Казаки и татары («Cosaques et tartares»). Около 1884. Тоновая литография
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Абаза Константин Константинович.
Казаки: Донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе : с рисунками и виньетками. Санкт-Петербург, 1899. Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Русские казаки в Париже в 1814 году : акварельная серия Георга Эмануэля Опица : из собрания Государственного исторического музея. Москва, 2012
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Ермак: Былины, песни и сказания о донском герое Ермаке Тимофеевиче с историческим очерком Е. П. Савельева / Составил подъесаул Холмский. Новочеркасск, 1911. (Казачьи думы; Выпуск 1)
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Пивоваров Александр Николаевич.
Донские казаки: Сборник рассказов из боевой и домашней жизни донцов : с портретами и рисунками. Санкт-Петербург, 1909
Фото: Мария Говтвань, РГБ - [Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века. Санкт-Петербург, без года]. Открыть в электронной библиотеке РГБ
Экземпляр из библиотеки императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I - Фото: Мария Говтвань, РГБ
В XVI—XVII веках казачий костюм формировался под влиянием одежды, которая бытовала у местного населения в районах расселения казаков, что вызвало появление в ней русских, татарских, турецких и черкесских элементов.
В период XVIII—XIX веков мужская одежда казаков превратилась в обязательную военную форму, утверждённую регламентами, действующими в армии России. Военная форма была частью казачьего снаряжения, равно как и конь, и оружие, всё это казак приобретал за свой счёт. После завершения военной службы казаки продолжали носить форменную одежду и в быту.
Женский костюм отличался большим разнообразием в деталях и цветовой гамме, свои особенности имели головные уборы и обувь. Женская одежда подчёркивала семейный и возрастной статус её обладательниц: костюм девушки, замужней женщины, вдовы и др. Бытовой костюм казачек XVIII—XIX веков через русскую одежду испытал влияние европейских образцов.
- Слева: Донской казак. 1-я четверть XIX века. Офорт, акватинта
Справа: Формы обмундирования Сибирского корпуса казачьего войска. 1841. Литография
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Слева: Джон Агастус Аткинсон. Казачий офицер. 1804. Мягкий лак, акватинта, акварель
Справа: Казачьи войска.Рисунок из книги «Иллюстрированное описание перемен обмундирований и снаряжений императорской российской армии за 1892 год»(выпуск XII, 1898)
- Иллюстрация из издания: Карта России и племена, её населяющие / составлял и рисовал Нестор Теребенев. Санкт-Петербург, 1866. 124×98 см. Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ - Слева: Донской девичий обряд богатых людей
Справа: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду
Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках… Открыть в электронной библиотеке РГБ - Слева: Казачка верховых станиц
Справа: Казачка
Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках... Открыть в электронной библиотеке РГБ
- Слева: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду
Справа: Изображение верхних по Дону станиц донского казака
Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках… Открыть в электронной библиотеке РГБ - Котельников Евлампий Никифорович. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня. Новочеркасск,1886
Фото: Мария Говтвань, РГБ
На выставке представлены редкие книжные издания с начала XIX века до наших дней. Среди них — книга Владимира Броневского «Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей» (Санкт-Петербург, 1834), «История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют…» Александра Ригельмана (Москва, 1846), «Казаки.
Выставка знакомит с оригиналами гравюр, плакатов и большеформатных альбомов с изображением казаков из фонда отдела изоизданий и основного фонда Библиотеки. Привлекает внимание уникальная карта народов России 1866 года. Специально к 160-летию Российской государственной библиотеки экспонируются «Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века» из собрания императрицы Александры Фёдоровны (старшей) и открытки «Уральские казаки» из коллекции Дашковского этнографического музея.
Над выставкой работали Центр управления социокультурными проектами, отдел хранения основных фондов, отдел библиотечно-информационного обслуживания и отдел картографических изданий РГБ.
Организаторы выставки — главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ Татьяна Новокрещёнова и главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ Светлана Завадская
Фото: Мария Говтвань, РГБ
25 и 26 октября с выставкой «Казачий костюм» познакомились участники Международного форума «Казачество — сквозь века», который был проведён в Российской государственной библиотеке. Подробнее
Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках) статья Адарюкова и графика Опица.
Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках) статья Адарюкова и графика Опица.
Как приятно было посмотреть — живая история в картинках!
И да, француженки явно заинтересованы 🙂
Originally posted by aldusku at Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках) статья Адарюкова и графика Опица.
Оригинал взят у aldusku в Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках) статья Адарюкова и графика Опица.
Опиц Г. Э. Казаки в Пале-Рояле
Сегодня я познакомлю Вас с блистательной статьей Владимира Яковлевича Адарюкова «Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках)», опубликованной в «Русском библиофиле» за 1911 год. Из нее мы узнаем историю популярности генерала-старообрядца Платова и казака Землянухина в Англии. Многие гравюры, упомянутые здесь, мной были представлены в заметке: Соловьев Н. В. Иллюстрированные издания о России начала XIX века
Настоящую заметку я проиллюстрировал любимыми литографиями Г. Э. Опица. О нем Вы прочтете в самой статье.
Традиционно, распознание и приведение текста к правилам современного русского языка, — мои. Где я счел возможным французское написание имен заменено на русское. Вместо комментариев гиперссылки к статьям энциклопедического характера.
Приятного чтения и просмотра!
Опиц Г. Э. Игра в карты в игорном доме
Ни одно событие не было так роскошно иллюстрировано в нашей народной галерее, как Отечественная война. Существует около 200 картинок-карикатур, среди которых есть истинно художественные, таких мастеров, как Теребенев и Иванов; в этих карикатурах отражается вся славная эпопея этой достопамятной войны, составляющей блестящую страницу в истории России, здесь мы видим: геройские подвиги русских Курциев и Сцевол, Наполеоновы неудачи, его бегство и истребление его армии. Не мало также появилось этих карикатур и за границей, где после этой войны особенно возросла популярность русских казаков, этого «прирожденного русского воинства», сыгравшего в Отечественной войне такую славную роль.
После 18-го октября 1813 года — дня Лейпцигской битвы — первой победы союзников над Наполеоном, появилось множество изображений казаков, главным образом в Англии, где особенно льстили казакам. Их блестящий представитель, единственный в России старообрядец достигший графского титула, — Платов пользовался громадной популярностью именно в Англии, где его, едва умеющего писать, Оксфордский университет возвел в степень доктора, знатные англичанки приглашали его крестить детей, женщины носили его портрет, в честь его был спущен в Англии корабль «Граф Платов». Портреты его, кроме Орловского, рисовали: Ромбауер, Сент-Обен, Филипс [см. портрет] и Альтинг; гравированных же портретов Платова известно около 85, среди которых превосходный портрет его на любимом коне награвирован Уордом Уильямом, другой очень схожий — Саем.
Опиц Г. Э. Русские казаки на улице «Rue des bons enfans»
Любопытна, между прочим, довольно редкая гравюра под названием: «Hetmann Platov mit seinen Kosacken», переизданная также и с французскою, и с итальянскою подписью; она изображает Платова во главе казаков на коне и гравирована Jügel по оригиналу И. Г. Шадова. Популярность гетмана была так велика, что известный английский гравер Джеймс Годби награвировал пунктиром и красками портрет его дочери в русском костюме, по рисунку Свиньина, с следующей любопытною подписью: «Daughter of the Hetmann Platoff, The Lady with 50.000 Crowns to her Fortune, оfferend as a reward for bringing in Bonaparte, dead or alive». Кроме того были изданы еще два ее карикатурных портрета; на одном она изображена со знаменем в руке, на другом догоняющей Наполеона. Обе эти карикатуры очень редки.
Другой казак, менее знаменитый, — Александр Землянухин также пользовался известной популярностью в Англии, куда был послан с донесением о взятии Гамбурга; в честь его была сложена в Англии военная песня, заканчивающаяся возгласом: «Hourra Cossack»! В Лондоне вышло пять различных его гравированных портретов.
Опиц Г. Э. Казак раздает парижанам напечатанную декларацию Александра I
Увековечен и другой казак — Воробьев, портрет которого награвирован в 1813 голу с подписью: «The Portrait of Vorobieff, а celebrated cossac and russian Grenadiers. Dedicated to Napoleon the Great».
По случайности, одна из первых литографий в мире изображает русского казака. В 1806 году адъютант маршала Бертье, генерал генерал Лежен, был в Мюнхене. Баварский король Максимилиан, видя, что Лежен интересуется живописью, приказал своему адъютанту графу де-Пожи проводить его в мастерскую братьев Зенефельдер, чтобы познакомить с только что изобретенной литографией. Узнавши, что Лежен рисует, его попросили сделать набросок на литографском камне. Лежень нарисовал русского казака и через час получил 100 оттисков этого рисунка (*La Lithographie. Par Henri Bouchot. Paris. 1895.).
В Париже Лежен поднес своего «казака» Наполеону, который заинтересовался этой первой литографированной картинкой и поручил Лежену представить ему соображения об устройстве в Париже литографии. Лежен вел переговоры с Карлом Верне и Давидом, но встретил препятствие со стороны директора Императорских музеев Денона. Отпечатки «казака» быстро разошлись, но в 1847 году камень еще существовал и был в Париже, где М. Жоли сделал с него несколько отпечатков для «Mémoires de l’Académie royale des sciences de Toulouse», где «казак» был воспроизведен с подписью: «Munich, 1806 Lejeune del. Un cosaque».
Опиц Г. Э. Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки
18 марта 1814 года был взят Париж; в тот же день для переговоров с Тайлераном первым, в сопровождении одного казака, в него въехал граф Нессельроде. «Бульвары были покрыты разряженной толпой», пишет граф в своих воспоминаниях, «казалось народ собрался, чтобы погулять на празднике, а не для того, чтобы присутствовать при вступлении неприятельских войск». 19-го марта союзные монархи торжественно вступили в Париж.
Другой очевидец граф Н. Н. Муравьев рассказывает, что, «на другой день после вступления русских войск в Париж, народ толпился по улицам и кричал: Vive le Roi! Старые роялисты бегали по улицам с белыми знаменами и жали руки русским офицерам, которых они встречали. Мальчишки бегали по улицам и пели куплеты, сочиненные во славу Александра и Бурбонов».
Среди вступивших в Париж союзных войск, наибольшую сенсацию производили казаки. Их бивуак в Елисейских полях был по целым дням осаждаем любопытными, по улицам их всегда сопровождали парижанки и парижане, выказывая не мало предупредительности и любезности. Через несколько дней около бивуака выросла целая масса кафе и балаганов, где казаки были желанными и почетными гостями!
Опиц Г. Э. Конный казак на улице города
До нашего времени сохранились две весьма редкие гравюры, изображающие бивуак казаков в Париже. Одна из них размерами 19,4 х 10 печатана в два тона с надписью: «Bivouc des Cosaques aux Champs Elysées à Paris le 31 mars 1814. — D’après la capitulation signée dans la nuit entrc les autorités françaises ct S. M. I’Empereur de Russic, le Roi dc Prusse et Feld-maréchal, prince de Schwarzenberg, represéntant l’Empereur d’Autriche une grande partie des troupes allées entra dans Paris».
Тоже по-английски и по-немецки. «Sauerweid del. Jazel sculp». «А Paris chez Nepveu Libraire, passage des Panoramas. № 26». Зауервейд живо изобразил бивуачную жизнь — видны палатки, лошади, коновязи, группы конных и пеших казаков, среди них гуляющие парижане и парижанки. Около одной палатки сидят две нарядные дамы, окруженные офицерами, среди которых несколько статских.
Другая гравюра, размерами 21,5 х 15,6 имеет подписи: «Lager der Kosacken in den Elyseischen Feldern zu Paris im April 1814»; тоже по-французски: «gezeichnet und radirt von G. Opiz»; «zu finden bey dem Verfasser in Heidelberg». В левом углу изображена группа казаков, приготовляющих себе обед, далее в палатке сидит казацкий генерал с длинной трубкой в руке; офицер отдает приказание конным и пешим казакам, среди этих оживленных групп много гуляющих нарядных парижанок и парижан.
Опиц Г. Э. Купание в Сене коней
Автор этой картинки профессор живописи в Лейпциге, Георг Эмануэль Опиц, ранее был известен как портретист и миниатюрист, но с 1801 года всецело посвятил себя жанру и в этой отрасли достиг громкой известности. Его характерные народные сценки — прямо выхваченные из жизни, в них масса выразительности, движения и нередко сатиры; рисунок смелый и вполне правильный. Известно около 3.000 эстампов его, из которых особенно забавны сцены на ярмарке в Лейпциге и целая серия характерных сценок парижской жизни, нечто вроде картины нравов столицы Франции.
В 1814 году Опиц, в качестве художника при герцогине Курляндской, попал в Париж и присутствовал при вступлении союзных войск. Кроме картинки, изображающей лагерь казаков, им же гравированной, в Императорском Эрмитаже имеется десять оригинальных рисунков водяными красками Опица, иллюстрирующих жизнь казаков в Париже.
Опиц Г. Э. У статуи Аполлона в музее
На одной изображены конные казаки: едущий впереди играет на скрипке, пеший казак с громадной плеткой в руке, разговаривает с двумя парижанками. На другой два казачьих офицера, стоя у палатки, предлагают кресло нарядным парижанкам.
На третьей — группа уличных акробатов дает представление казакам. На остальных — изображены казаки, ухаживающие за парижанками, пьющие вино, покупающие провизию и т. п. Все картинки нарисованы правдиво, без преувеличивания, чрезвычайно старательно, вполне законченно и отличаются правильностью рисунка, свойственной этому талантливому художнику. Картинки эти изданы не были.
В известном собрании Е. Н. Тевяшова есть 8 очень курьезных гравюрок, изображающих пребывание казаков в Париже. Печатаны эти гравюры на красной бумаге в кружечках размерами 8,8 сант., очевидно предназначаясь для наклейки на коробки.
Офицер держит за руку даму; внизу подпись: «Ne craignez rien madame».
Дама играет на гитаре, сзади стоит казак: «Будьте веселы в Париже».
Барыня играет на лире, казак подносит цветы; без подписи.
Две дамы в грустном настроении, казак держит одну за руки: «Не бойтесь милые».
Женщина стоит на коленях, офицер держит ее за руку: «Не мстители а избавители ваши».
Казак держит за руку даму: «Не опасайся милая».
Преследование французов русскими казаками; без подписи.
На верху: «Сражение при Париже 18 марта 1814 года»;внизу: «Где французы потеряли пушки и множество убитых и пленными».
Имя гравера неизвестно, но виден хороший рисовальщик.
Опиц Г. Э. Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа
В Лондоне в это время выходило множество карикатур на современные события и на редкой из них не фигурируют казаки; листы эти часто исполнены лучшими английскими художниками, как Т. Роулендсон и Дж. Крукшенк. Последний художник нередко копировал с карикатур Теребенева; так описанная у Ровинского в «Народных картинках» под № 382 картинка с подписью: «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: Попляши же Басурман под нашу дудку!» была скопирована Крукшенком, с небольшим изменением: на Теребеневской картинке Наполеон танцует в присядку, а у него — английский танец. Картинка за №413 «Попалась в просак» (Наполеонова слава) — также была им скопирована, как и некоторые другие.
Несколько позднее, в 1820 году, в Лондоне у Ackermann вышло любопытное и редкое теперь издание: «Characteristic Portraits of Cossacs», с курьезнейшими изображениями портретов казаков.
Опиц Г. Э. Казаков приглашают зайти в кофейню
Такие художники как Ж.-Ф. Свебах, А. Зауервейд, К. Верне, Suhr дали нам много изображений казаков, гравированных Л. -Ф. Дебюкуром, J. P. Jazet, Ш.-Ф. Леваше и многими другими.
Не мало вышло карикатурных и костюмных изображений казаков в Париже, как отдельными листами, так и целыми сюитами. Такова напр. серия гравированная Finart из 13 листов; сюита: «Les alliées à Paris en 1815»; издание Martinet: «Armées des Souverains alliées»; издание Genty; гравюры Godefroy: «Officiers et soldats de l’armée russe» и многие другие. Наиболее красивыми сериями казачьих костюмов надо считать гравюры Жан Пьера Мари Жазе по рисункам А. И. Зауервейда и 11 превосходных крашенных гравюр Дебюкура, исполненные им по рисункам Горация Верне. Также интересны редкие теперь листы: «Le premier pas d’un jeun officier cosaque au Palais Royal»; «Le russe prenant une leçon de grace à Paris»; «Les adieux au Palais Royal» и т. д.
Опиц Г. Э. Уличная сценка: казаки и торговки рыбой и яблоками
Во всех этих картинках и карикатурах нет ничего обидного, напротив французские юмористы того времени, видимо, относились к своим недавним врагам с полным добродушием. Иллюстрацией этого отношения может служить, сочиненная в то время, сатирическая песня знаменитого Беранже «Мнение этих девиц», в которой каждый куплет заканчивается припевом: «Как рады мы своим друзьям, Своим друзьям-врагам!»…
В. Я. Адарюков.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com.
Источник: Адарюков В. Я. Русские казаки в Париже (в гравюрах и рисунках) // Русский библиофил, 1911. № 3 стр. 5–13
Опиц Г. Э. Кукольное представление в кафе
Опиц Г. Э. Казаки на рынке
Опиц Г. Э. Уличная сценка. Казаки в компании парижанок
Опиц Г. Э. Казак во главе импровизированного шествия мимо «китайских бань»
Опиц Г. Э. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De grammont»
Опиц Г. Э. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя
Опиц Г. Э. Лагерь казаков на Елисейских полях
Опиц Г. Э. Приготовление мяса в лагере казаков
Опиц Г. Э. Казачья пляска ночью на Елисейских полях
Опиц Г. Э. Казаки на улице, ведущей к Вандомской площади
Опиц Г. Э. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками
Опиц Г. Э. Русские казаки на улице «Rue des bons enfans»
Путешествия | Мир искусства | Мир библиофила |
---|---|---|
Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте гиперссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».Cossack Painting — Etsy.

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 147 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Жан Виктор Шнетц | На мальчика-барабанщика напал казак
Жан Виктор Шнетц | На мальчика-барабанщика напал казак | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: На мальчика-барабанщика напал казак
Художник:
Жан Виктор Шнетц (француз, 1787–1870)
Бывшая атрибуция:
Ранее приписывалось Теодору Жерико (Франция, Руан, 1791–1824 гг. , Париж)
Дата: ок. 1817 г.
Середина: Кисть, коричневая заливка, усиленная белым по черному мелу на коричневой тканой бумаге.
Размеры: 8 9/16 x 6 5/16 дюймов (21,8 x 16 см)
Классификация: Чертежи
Кредитная линия: Завещание Джоан Уитни Пейсон, 19 лет76
Регистрационный номер: 1976.201.6
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Теодор Жерико
- Жан Виктор Шнетц
- Чертежи и распечатки
- Мел
- Чертежи
- Чернила
- Бумага
- тканая бумага
- Из Европы
- Из Франции
- С 1800 по 1900 г.