ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ «Деревня. Деревянный мир. Русская изба» | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ
«Деревня. Деревянный мир. Русская изба»
Преподаватель Позднякова Т.В.
Конспект
Тема урока: | Деревня. Деревянный мир. Русская изба. |
Тип урока: | Практическая работа. |
Цель урока: | Развитие навыков изображения. Знакомство с родной культурой. Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей. Развить мелкую моторику. |
Задача урока: | Нарисовать русскую избу. Научится рисовать деревянные постройки |
Оборудование для урока: | Методические пособия, таблицы с изображением деревянных построек. |
Оборудование для учащихся: | Альбомы, карандаши, фломастеры, краски, баночки для воды, тряпочка, ластик |
Зрительный ряд:
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин)
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята, хорошо ли вы меня слышите? У всех ли есть слуховые аппараты? Сегодня мы начинаем большую тему о том, как люди с как каждый народ украшает и строит жилища.
В начале урока учитель пишет на доске новые слова, которые будут использованы на уроке. К незнакомым словам пишутся пояснения.
II. Вводная беседа
Люди на земле живут в разных условиях – среди лесов, гор, пустынь, на островах, поэтому они строят, украшают свои жилища и одеваются по-разному. Они используют различные материалы для постройки своих жилищ. Мир очень разный. И начинаем мы наше путешествие по миру с родной страны, с России. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной.
Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми хозяйственными и семейными. Основой жизни была изба, где люди рождались, жили и умирали. Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у-лица”.
Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.
(Учитель показывает детям фотографии и рисунки деревянных построек. )
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Двухскатная крыша — шапка здания. Окна — очи, глаза, свет.
Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины. Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой — деревянное кружево. Резная круглая розетка — символическое изображение Солнца.
(Учитель показывает фото резных украшений)
Самая украшенная часть избы – наличники. Окна дома – это его глаза, через них струится в комнату свет. Украшения — обереги (птицы, кони). Конь — верный помощник крестьянину. Птица- символ счастья, семейного очага и радости.
(Учитель показывает рисунки и фото)
III. Самостоятельная работа.
Учитель предлагает каждому ученику нарисовать свою русскую избу и говорит, что потом из этих изб мы создадим образ русской деревни.
Учитель раздает детям вырезанные из картона шаблоны русской избы. Детям надо обвести их по контуру и нарисовать детали.
Дети начинают рисовать, учитель ходит по классу, помогая и подсказывая. Слабослышащие дети нуждаются в неоднократном напоминании задания. Особенностью слабослышащих детей является то, что они стараются скопировать чужой рисунок. Это происходит из-за их неуверенности в своих силах. Задача учителя – ободрить и помочь каждому найти свой вариант выполнения задания.
В конце урока проводится выставка и анализ детских работ. Учитель просит детей назвать части избы.
Внутренний мир русской избы
IV урок изобразительного искусства (21 – 27 сентября 2020 г.)
Внутренний мир русской избы
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
В одном из задних углов избы расположена РУССКАЯ ПЕЧЬ . Она – основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Рядом с устьем печи стоят железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки, а также деревянный ушат с водой. Над ним подвешен рукомой . А в самом низу находилось
Пространство у печи считалось женским местом , там же подвешивали люльку, играли, нежась в тепле, детки, на печи спали старики, клянчили молочка кошки.
В Переднем углу избы располагался КРАСНЫЙ УГОЛ . Там на особой полочке стояли иконы , украшенные вышитым полотенцем – рушником (вспомните наш 2-й урок). Рядом стоял обеденный стол и лавки. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, застеленный нарядной вышитой скатертью – столешником . Красный угол обращен к юго-востоку . Он был самый солнечный.
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно . На нем женщины ткали ткань для одежды, скатертей, полотенец.
Поближе к свету ставили прялку – это станок для изготовления нитей.
В семьях того времени было много детей, поэтому люлька никогда не пустовала. Ее подвешивали к потолку, чтобы мыши или насекомые не заползли к спящему ребенку.
В избах, где была печь с большим устьем, мылись прямо в печи , вытащив из нее золу (вспомни сказку про Жихарку и лису). Зимой животных держали в доме , что бы они не замерзли (вспомни сказку про курочку Рябу и золотое яичко или сказку «Трёхглазка, двуглазка и одноглазка»).
От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой – коник . На ней мужчины занимались хозяйственными работами.
Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь, а у печи укрепляли деревянный настил – полати . На них спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на происходящее в избе.
Каждый сантиметр избы был задействован – где-то сушили грибы и целебные травы, где-то вызревал сыр и подходило тесто.
Посмотри, как здорово изобразили внутренний мир избы в своих работах художницы Н. Кондратьева и А. Полякова в книге Марины Улыбышевой.
Как интересно разглядывать их иллюстрации! В одной картинке – целый мультфильм!
Очень много художников были вдохновлены образом жизни и бытом русской крестьянской семьи.
Современные архитекторы, дизайнеры и декораторы и по сей день
черпают вдохновение из культуры русского народа.
Возможно, после сегодняшнего урока некоторые моменты сказок,
поговорок, пословиц, загадок будут тебе понятней.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ ИЗБ И СРУБОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ ИЗБ И СРУБОВ:
Задание на оценку
Создать рисунок
внутреннего убранства традиционной русской избы
1. Техника исполнения и материал- любой (гуашь, акварель, фломастеры, пастель, цветная бумага, пластилин). 2. Размер – примерно А4 (альбомный лист) 3. Срок – 1 неделя 4. Критерии оценивания – интересная композиция, традидионное расположение предметов в избе, историчность, аккуратность, цветовое решение. 5. Люди

Заготовки-подсказки
для построения перспективы в русской избе
Ты можешь скопировать какой либо вид, раскрасить и добавить деталей, предметов и людей или животных.
ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ РАБОТ
Это замечательные детские работы, но, согласен ли ты, что здесь не хватает людей?
Jabba the Hut Art — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(40 релевантных результатов)
Гензель и Гретель ~ Сказки на ночь для детей
Спасибо, Художник Никогейер
Жили-были в хижине в лесу со своим отцом брат и сестра по имени Гензель и Гретель. Их отец был бедным дровосеком. Его жена, их мать, умерла, когда двое детей были совсем маленькими. Их отец думал, что он больше не будет одинок, когда наконец снова женится. Но новая мачеха очень усложнила жизнь Гензелю и Гретель. Детям не разрешалось есть до тех пор, пока мачеха не брала с тарелок все, что хотела. В большинстве случаев оставалась только корка хлеба. И целыми днями им предстояла тяжелая работа.
Гензель и Гретель пытались рассказать об этом отцу, но он и слышать не хотел. Казалось, единственная, кого он будет слушать, это его жена. А мачеха говорила только о том, как хлопотно иметь детей в избе и как ей хочется, чтобы они ушли навсегда.
С каждым днем у мальчика и девочки оставалось все меньше и меньше еды. Однако мачеха заставляла их выполнять все более и более тяжелую работу. Однажды Гретель умоляла отца: «Пожалуйста, отец! Весь день мы много работаем, и мы голодны!» Но мачеха ударила ее по лицу. «Вы, неблагодарные сопляки! — закричала она. — Вы съедите нас вне дома и дома!»
В ту ночь детям не разрешили спать в хижине. Снаружи на холоде они дрожали и пытались согреть друг друга. Приближалась зима, и одежда, которую они носили, была настолько тонкой, что казалось, что на них вообще не было одежды.
На следующее утро, когда взошло солнце, Гретель повернулась к своему младшему брату. — Гензель, — сказала она, — мы не можем оставаться здесь. Мы должны бежать сейчас, сегодня, в лес! Наверняка, когда мы будем одни, мы найдем больше еды, чем то, что мы получаем здесь дома».
«Ты думаешь?» — сказал Гензель. — А если мы заблудимся?
«Не будем!» — сказала Гретель. — Я возьму хлеба. Мы бросим за собой хлебные крошки. Если понадобится, мы можем пойти за крошками домой.
Итак, они вдвоем ушли в лес и оставили свою тяжелую жизнь позади.
Они уходили все глубже и глубже в лес. Гретель осторожно уронила одну крошку, а потом еще одну.
Спасибо Художнику Алисе Таллент
Увы! Смотрели и искали хоть какой-нибудь признак еды — яблоню, грушу, какие-нибудь орехи на земле или даже засохшие ягоды. Нечего было есть! Они становились голоднее и голоднее. Наконец бедные Гензель и Гретель поняли, что должны вернуться в свою хижину, иначе они наверняка умрут с голоду. Им просто нужно было найти хлебные крошки, и это привело бы их домой. Но когда они искали панировочные сухари, их не было — все сухари пропали!
Птица взмыла в воздух с крупной крошкой в клюве. Гензель и Гретель были поражены горем — птицы, должно быть, унесли все их хлебные крошки! Вдалеке завыл волк. Солнце садилось. Гензель и Гретель были потеряны и голодны. Теперь они тоже испугались.
Спасибо Художнику Дарьяазолиной
— Гретель, — испуганно прошептал Гензель, — что будем делать? Она не знала, что сказать. Все, что она могла сделать, это обнять своего младшего брата. С каждой минутой становилось все темнее и темнее. Снова вдалеке завыл волк.
Внезапно Гретель увидела далекий огонек. Может быть, это чья-то хижина так глубоко в лесу? «Мы должны выяснить!» — воскликнула Гретель. «Может быть, тот, кто там живет, добрый и примет нас».
Двое детей мчались к свету так быстро, как только могли.
Спасибо Artist, Seethemagic
Подойдя ближе, они не поверили своим глазам! Если вы можете себе представить – хижина сверху донизу была сделана из конфет! С его пряничной крыши, с глазурью по всем стенам и с конфетами, спрятанными в глазурь, какое зрелище!
«Гретель!» Гензель вскрикнул. Прежде чем Гретель успела сказать: «Держу пари, все будет в порядке, если мы немного попробуем», они оба уже откусывали маленькие кусочки и облизывали сладкие конфеты.
Резкий голос!– «КТО грызет мой дом?» Гензель и Гретель обернулись. Старая ведьма!
Спасибо Художнику, Ктеакрумпету
Ошеломленная, Гретель могла только сделать реверанс. «Пожалуйста, мэм, — сказала она как можно ласковее. — В вашем доме было так много конфет. А мы так проголодались!»
«Имеешь право, МОЙ дом!» — рявкнула ведьма. — Ее голос понизился. — Ну, тогда, — сказала ведьма более мягким тоном, — заходи внутрь. Я принесу тебе что-нибудь поесть».
Гензель и Гретель восхищенно переглянулись. Они вошли в хижину ведьмы.
Прекрасная еда из супа и хлеба. Облизывая последнюю корочку хлеба и осматривая избу, у брата и сестры похолодело на сердце от того, что они увидели. Кучи и груды костей по углам! Тем не менее двое детей очень устали и поэтому уснули.
На следующее утро, когда они проснулись, Гензель оказался запертым в клетке. Ведьма зарычала: «Вот где останется твой брат! Каждый день я буду его откармливать. Скоро он приготовит мне прекрасный обед!» Она смеялась и смеялась, радостно потирая руки. — А до тех пор, — резко сказала она Гретель, — ты будешь работать на меня.
Спасибо Художнику, Беккихолли
Действительно, Гензель был сыт, а Гретель весь день усердно работала, выполняя работу по дому для ведьмы.
Каждое утро ведьма говорила мальчику: «Покажи мне свой палец. Я почувствую, как ты располнела». Потому что старая ведьма плохо видела. Гензель протянул палец, как ему сказали. Ведьма улыбнулась, когда почувствовала, как он располнел.
— Гретель, — испуганно прошептал Гензель. «Что мы собираемся делать? Скоро я стану достаточно пухлой, и ведьма захочет меня съесть!» Его сестра хотела, чтобы у нее был план, но ничего не могла придумать.
Однажды ночью, когда ведьма спала, Гретель пришла в голову идея. Она подняла кость из одной из куч на полу и разбудила брата. «Гензель, — сказала она, — в следующий раз, когда ведьма попросит показать твой палец, протяни ей вместо этого эту кость».
На следующее утро он так и сделал. «Хм!» — сказала ведьма, дотрагиваясь до кости и думая, что это палец мальчика. «Это займет больше времени, чем я думал!»
«По крайней мере, у меня больше времени», — подумала Гретель. Но все же она не могла придумать, как им выбраться оттуда.
Каждое утро, когда ведьма говорила: «Покажи мне палец», Гензель протягивал ей тонкую кость. Однажды ведьма закричала: «Я не буду ждать еще один день! Мальчик будет моим ужином сегодня вечером, каким бы худым он ни был!» Ведьма приказала Гретель немедленно разжечь огонь в печи. Она должна быть очень горячей. Гретель работала так медленно, как только могла. Почему ведьма смотрела на нее с такой хитрой улыбкой?
Спасибо художнику, yaelly
— Будь милой, — сказала ведьма с медленным мрачным видом. «Зайди в духовку, а? Скажи мне, достаточно ли жарко».
Сердце Гретель екнуло. Если бы она это сделала, ведьма могла бы затолкнуть ее внутрь, и она съела бы их обоих!
Она посмотрела вниз. — Не знаю, как сказать.
«Ерунда!» — сказала ведьма. «Нет ничего проще. Просто заходи!»
— Э-э, — медленно произнесла Гретель, — пожалуйста, покажи мне сначала?
«Глупая девчонка!» — отрезала ведьма. Бормоча и ворча, она шагнула в духовку. В тот момент, когда ведьма оказалась внутри, Гретель быстро захлопнула дверь.
Спасибо Художнику, Teddy529
«Гретель!» Гензель закричал: «Ты спас нас!»
Сестра попыталась сообразить быстро: «Где этот ключ от твоей клетки?» Смотрела, смотрела. Наконец нашла его на дне вазы. Она тут же освободила брата из клетки. Потом вернулась к той вазе. Ибо что она нащупала под ключом? внутри драгоценности
С карманами, набитыми драгоценностями, они выбежали наружу так быстро, как только могли.