Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как родители могут помочь дома
Регулярные занятия дома, установление четких правил и позитивный настрой имеют не меньшее значение в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, чем грамотно составленный план медицинских процедур и обследований. Об этом все чаще говорят врачи во всем мире. Но впервые услышав диагноз СДВГ, многие родители теряются, не понимая, с чего начать и как теперь выстраивать привычный домашний быт. И несмотря на то, что полностью вылечить СДВГ очень сложно, смягчить многие симптомы возможно, уверена педагог-психолог высшей квалификационной категории Калужского государственного института развития образования Елена Голубева. Расскажем подробнее об основных правилах и занятиях для детей.
Главное — режим
Самое первое и главное правило для родителей ребенка с СДВГ — упорядочить режим дня. Утренний подъем, гигиенические процедуры, прогулки, завтрак, обед и ужин, отход ко сну должны быть в одно и то же время. Мама даже может сделать специальный дневник для малыша, где в картинках изобразить весь распорядок дня. И каждый раз, когда приходит время обеда или отхода ко сну, можно посмотреть с ребенком картинки в дневнике и вместе вспомнить, что нужно делать дальше.
Гаджеты, как и просмотры мультфильмов по телевизору, разрешены только на 15 минут в день — во второй половине дня. Но не позже, чем за два часа до сна.
Все дело в том, что ребенок с СДВГ очень быстро переутомляется, он часто слишком возбужден, поэтому никакая дополнительная нагрузка ему не нужна.
В течение дня обязательно давайте ребенку возможность активно подвигаться: для детей с СДВГ очень важно «постоять на голове» — то есть буквально выплеснуть энергию в подвижной игре. Но делать это лучше днем, а к вечеру постарайтесь успокоить его, поиграть в спокойные игры, почитать книжку, поговорить о том, что произошло за день, собрать пазлы и т. д.
У ребенка также должно быть свое личное пространство — если есть возможность, то отдельная комната или свой уголок. Желательно, чтобы в этом месте не было никакого визуального шума, отвлекающих, кричащих деталей. Ковры, шторы, обои должны быть спокойных, теплых тонов.
Питание ребенка должно быть упорядоченным и сбалансированным. Обязательно ограничить сладкое, так как оно способствует перевозбуждению ребенка. И предлагать лакомство нужно уже после основного приема пищи.
А вот сладкие газировки, фастфуд, чипсы, сухарики и т. п. нужно исключить вообще.
Включите в рацион побольше сложных углеводов: каши, крупы, хлеб из муки грубого помола, овощи и фрукты.
Будьте осторожны и с биодобавками — даже с теми, которые обещают улучшение работы мозга: принимать их нужно только после консультации с врачом.
Правила не только для ребенка, но и для взрослых
Всем членам семьи важно помнить, что правила едины для всех и нарушать их нельзя не только ребенку, но и взрослым.
Очень важно также предупредить бабушек и дедушек, которые так любят баловать, что у ребенка есть определенный режим дня и правила, и нарушать их нельзя.
Обязательно хвалите ребенка. Отмечайте хорошие поступки, даже если они незначительные, и не обращайте внимания на небольшие ошибки. В любом деле постарайтесь найти хотя бы минимальный успех.
Точно так же и если ребенок совершил серьезный проступок, то он должен получить за это наказание. Но договориться о форме наказания нужно всем вместе и заранее. Разумеется, воздержитесь от крика и брани — это недопустимо.
Всегда слушайте ребенка. Очень важно, чтобы у него была возможность рассказать вам о том, что произошло за день, поделиться чем-то важным. Ни в коем случае не перебивайте, найдите время послушать рассказ до конца, задайте вопросы. Только в таком случае у ребенка и дальше будет потребность делиться с вами своими переживаниями.
Не требуйте от ребенка невозможного. Все дети стараются угодить родителям, но когда мама или папа требуют слишком многого, угодить им просто невозможно.
Выявите, в какой области ваш ребенок успешен, и помогите ему реализовать себя. В таком случае у него будет повышаться самооценка, а также чувство самоконтроля.
У ребенка обязательно должны быть свои небольшие обязанности по дому, в зависимости от возраста. Он может убрать за собой чашку, помыть посуду или даже сходить в магазин. В любом случае ребенок должен понимать, что от него тоже кто-то зависит.
Не забывайте о физической нагрузке. Для коррекции двигательной активности предложите ребенку аэробные физические упражнения: бег, плавание, езду на велосипеде, водные игры, пеший туризм и т. д. Детям с СДВГ не рекомендуются игры с сильно выраженным возбуждающим эффектом, а также соревнования, конкурсы, показательные выступления, виды спорта со статической нагрузкой (силовое троеборье) и т. д.
Ведите коррекционную работу с психологом и логопедом. Это поможет не только ребенку, но и родителям: специалист направит маму и папу, расскажет, как вести себя в сложных ситуациях, какие упражнения можно делать дома.
Упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения
Дома отлично помогут снять напряжение специальные дыхательные упражнения. Для детей с СДВГ существует даже специальная терапия — биологическая обратная связь (БОС). Она построена именно на правильных дыхательных упражнениях и очень эффективна.
Одно из самых простых дыхательных упражнений — «Шар», сделайте его вместе с ребенком. Положите руки на диафрагму и представьте, что у вас внутри большой воздушный шар красного цвета. Попробуйте надуть его. Носом вдыхайте воздух — шарик надувается, выдыхайте через рот — шар сдувается. Так нужно сделать несколько раз, медленно и спокойно.
Это упражнение способствует обогащению кислородом головного мозга.
Также еще одно упражнение, которое поможет ребенку снять эмоциональное и физическое напряжение, — «Снеговик».
Пусть малыш представит, что он снеговик. Вместе с ним обозначьте, мягко поглаживая, где у него голова, плечи, туловище, руки и ноги.
А теперь скажите, что снеговик стоит на улице, и вдруг ударил сильный мороз. Снеговик замерз — ребенок должен напрячься, съежиться. А теперь вышло солнышко, и снеговик начал таять — ребенок расслабляется. И так сделайте несколько раз. Поскольку у ребенка с СДВГ нарушены границы собственного тела, это упражнение поможет ему расслабиться.
Еще одно похожее упражнение на расслабление — «Лужа».
Пусть ребенок представит, что он лужица — ляжет на ковер и расслабится.
Внезапно лужу сковал мороз — малыш напрягается, и вот светит солнышко — малыш расслабляется. И так несколько раз.
Более подвижное упражнение — «Дерево». Малыш изображает все этапы роста дерева. Сначала присаживается на корточки и медленно встает — он росток, который тянется к солнцу. Постепенно у деревца растут ветви — малыш выпрямляет руки — и листья — малыш разжимает пальчики. Дует ветер — ребенок качается; пошел дождь, дерево поникло — ребенок наклоняется, сжимается; вышло солнышко — ребенок вытягивается.
Для снятия мышечного и эмоционального напряжения также отлично подойдут игры с песком и игры с водой. Можно купить специальную песочницу домой или вместо песка использовать крупы.
Также в первые минуты, когда ребенок перевозбужден, агрессивен, не реагирует ни на что, попробуйте его переключить: предложите попить воды, помыть руки, умыться.
Чтобы быстро успокоить ребенка, который настроен агрессивно, можно использовать такое упражнение.
Возьмите лист бумаги и карандаш и сядьте вместе с ребенком за стол. Положите руку малыша на бумагу и обведите каждый пальчик. Вместе раскрасьте рисунок и на каждом пальчике нарисуйте мордочку — грустную или веселую. И порассуждайте, что делал каждый пальчик сегодня. Например: «Этот пальчик сегодня хорошо покушал, убрал и даже помыл за собой тарелку. А этот пальчик почитал книжку. Этот пальчик помог маме. А этот пальчик поступил плохо: сломал игрушку, нагрубил папе».
Упражнения для коррекции двигательной неловкости
Скорректировать двигательную неловкость поможет любимая игра «Ладушки», начинать в нее играть можно с малышами от 8 месяцев. Многие специалисты утверждают, что это целый психологический тренинг: и на коррекцию двигательной неловкости, и на речевое развитие, и на психологическое.
Также попробуйте с ребенком пальчиковую гимнастику
Игра «Стол-стул» поможет скорректировать двигательную неловкость и улучшить внимание.
Сначала вместе с ребенком изображаем стол: ладонь левой руки складываем в кулак (это ножка стола), сверху кулак накрываем ладонью правой руки (это столешница). Затем руки меняем: теперь ладонь правой руки — ножка стола, а ладонь левой руки — столешница. Поочередно меняем руки, между сменами нужно хлопнуть в ладоши.
Похожим образом изображаем стул: сиденьем будет кулак, а спинкой — приложенная сбоку ладонь, точно так же поочередно меняем руки, в середине делая хлопок. Как только ребенок научился, можно усложнить задание, поочередно делая стол и стул, постепенно ускоряясь.
Для коррекции двигательной неловкости используются также кинезиологические упражнения, например, занятия на балансире.
Упражнения для коррекции нарушений внимания, саморегуляции и самоконтроля
Улучшить внимание помогут упражнения, в которых взрослый называет предметы и действия, а ребенок их показывает. Например, всеми любимая игра «Море волнуется раз» или упражнение «Слон, змея и мышка». Показывать зверей ребенок будет вместе с мамой или папой. Взрослый говорит: «слон» — руки сведены вместе наверху, «змея» — руки в стороны, «мышка» — руки вниз. Как только малыш научился, взрослый может попробовать немного запутать его, произнося одно слово, а показывая другое.
Еще одна интересная игра на тренировку внимания — «Следопыты». Мама может нарисовать какую-то картинку (или взять готовую) и дать подробно изучить ребенку. Потом закрыть какую-то часть картинки рукой или листом бумаги и спросить, что там находится. Точно так же можно спрятать какую-то вещь и словами объяснить ребенку, где она находится, или нарисовать ему карту, по которой он должен найти эту вещь.
Для тренировки памяти рекомендуется основной акцент делать на развитие мышления и речи — побольше читайте вслух, учите с ребенком стихи, развивайте визуальное мышление, например, в играх на конструирование, выкладывание узоров, мозаик, пазлов и т. д.
Релаксационные методики перед сном
Релаксация для детей с СДВГ не менее важна, чем тренировка памяти или коррекция двигательной неловкости. Для расслабления вечером можно принять ванну или сходить в бассейн: вода очень расслабляет в конце напряженного дня.
Перед сном можно почитать книгу, сделать легкий массаж или же провести специальное упражнение на релаксацию. Попросите ребенка лечь и расслабиться. А дальше поочередно называйте каждую часть тела: «Давай мы с тобой почувствуем, где у тебя ручки, они большие, тяжелые, расслабленные». Потом попросите ребенка почувствовать, как тепло опускается вниз, от макушки до ступней.
Такой вечерний ритуал обязательно расслабит ребенка, настроит его на сон и сблизит с мамой или папой.
Одна из самых главных задач родителей и близких людей ребенка с СДВГ — помочь ему организовать правильный распорядок дня, приспособиться к ежедневным задачам в детском саду, в школе. Только близкие люди, обладая терпением, пониманием и тактом, с помощью ежедневных занятий смогут уменьшить или даже нивелировать самые неприятные проявления болезни.
О том, что такое СДВГ у детей, как его распознать и куда обращаться за помощью, читайте также в нашей статье.
Рисование листьев с детьми — ARTBAR
Барбара Руччи 7 комментариев
2828 акции
- Фейсбук2
Дождь здесь, в Коннектикуте, кажется, идет десять лет, и все еще душно и тепло. Где ты, осенняя погода? Мы готовы снять наши большие свитера и прогуляться по разноцветным + хрустящим листьям, собирая все самое лучшее на ходу. Это рисование листьев с детьми — это то, что я делаю каждый год со своими учениками. Эти фотографии сделаны несколько лет назад, когда у нас во дворе росло тюльпанное дерево. Гигантские листья тюльпанового дерева лучше всего подходят для рисования!
[ Я являюсь участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления нам средств для получения небольших комиссий без каких-либо затрат для вас за счет ссылок на Amazon.com и аффилированные сайты. ]
То, как я рисую листья в группе, очень открытое. Это гораздо больше похоже на процессное искусство, чем на что-то хитрое. Никаких указаний, все идет. Вот материалы, которые я беру, и то, как я сервирую стол для разновозрастной группы детей.
Принадлежности, необходимые для совместного рисования листьев с детьми:
~ Листья (и коробка или мешок для их сбора)
~ Темперные краски, смешанные в светлые, непрозрачные цвета (добавьте белый, чтобы сделать более непрозрачным)
~ Кисти (мы использовали обычные кисти, а также пенопластовые)
~ Столовая бумага (коричневая крафт-бумага, белая или газетная)
~ Разнообразный набор мелочей для поощрения исследований с листьями и на бумаге, например, трафареты и пластиковая сетка для вышивки.
Как установить творческий стол для рисования листьев с детьми:
1. Выйдите на улицу и соберите несколько листьев. В зависимости от того, сколько у вас есть времени, вы можете сделать это до прихода детей или вместе с ними. Мы используем неглубокий ящик для сбора листьев.
2. Накройте стол бумагой и разложите множество ярких цветов. Мне нравится смешивать цвета с белым, чтобы они были более непрозрачными и лучше перекрывали цвет листьев. Разложите на бумаге набор материалов, которые дети могут использовать для рисования. На этот раз я повесил их в мешках позади того места, где они работали.
В одном пакете были листья, в другом рулоны туалетной бумаги и пробки, а в третьем (на фото выше) трафареты.
3. Пусть дети рисуют! Им было позволено делать все, что они пожелают. Некоторые хотели нарисовать листья, а затем перевернуть их вверх дном, чтобы напечатать на бумаге. Другие просто хотели спасти свою. Мы кладем их на газету, чтобы они высохли. А третьи не интересовались листьями и просто хотели печатать точки и брызгать краской. Пока они не брызгают краской на других людей, им разрешено следовать своему любопытству.
Этот ребенок использовал
Листья тюльпанового дерева гигантские, и их так весело рисовать! И мне нравится теплый желтый оттенок под ним.
Вот этот лист такой красивый. Я уже говорил это раньше, но я так вдохновляюсь, наблюдая, как дети рисуют, потому что у них есть завидное и врожденное чувство дизайна и цвета. Этот желто-красный круг сбоку делает лист современным и графичным.
После высыхания листьев они скручиваются. Поместите их между некоторыми книгами, чтобы сгладить их обратно.
Веселись!
xo, Бар
– – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Понравился ли вам этот пост? Вот еще художественные идеи с листьями:
Нарисованные листовые мобильные телефоны
Рисунок листьев меловыми маркерами
Природа Солнечные принты осень, осень, лист, рисование листьев, искусство природы
Взаимодействие с читателями
Обратные ссылки
Осеннее рисование листьев для малышей {Веселое рисование губкой!}
by Sheryl Cooper
Внутри: рисунок листа для малышей развивает мелкую моторику, поскольку дети используют губки для нанесения краски. Веселый процессный арт на осень!
Губки заменяют кисточки для рисования листьев для малышей .
Я был в восторге, когда мой напарник организовал это художественное занятие. Вы все уже знаете, как я люблю все, что развивает мелкую моторику. Ну, эта деятельность сделала именно это.
Кроме того, он связан с нашей полкой для изучения листьев.
- Находясь снаружи, мы наблюдали за разноцветными деревьями, окружающими наш двор.
- Мы пели песни о листьях, такие как Листья на дереве .
- Мы прочитали множество книг о листьях, таких как Листья! Листья! Листья!
К тому времени, когда мы занимались этим искусством, мы уже хорошо знали, что происходит с листьями осенью.
Что вам понадобится:
- Морские губки
- Прищепки
- Красная темперная краска
- Желтая темперная краска
- Белая бумага
Прежде чем начать это занятие, мы попросили детей принести лист, чтобы поделиться им.
Один из листов был помещен в акриловую подставку для страниц на нашей научной полке.
(Маленький парень, которого вы видите, выглядывал из нашего окна, чтобы посмотреть, сможет ли он найти еще.)
У нас были увеличительные стекла , чтобы дети могли видеть все детали на листьях.
Подготовка к рисованию листьев для малышей:
Налейте красную и желтую краску в посуду.
Прикрепите прищепки к морским губкам и получите бумажные листья.
Видишь, как держали их пальцы?
Здесь также происходит смешение цветов.
Когда они окунули губку в красную и желтую краску, они увидели, что она стала оранжевой.
Некоторые дети наносили краску на бумагу, а другие водили ею вверх и вниз.
Очень простое рисование для малышей, которое также использует науку и смешивание цветов, развивая при этом мелкую моторику.