Полярные динозавры • Анна Новиковская • Научная картинка дня на «Элементах» • Палеонтология
На рисунке изображено, казалось бы, невозможное: динозавры среди снегов и льда. На заднем плане небольшое стадо растительноядных утконосых динозавров-эдмонтозавров куда-то бредет в поисках еды, а со склона холма спускается нанукзавр, карликовый родственник знаменитого тираннозавра рекса. На переднем плане за ними наблюдает парочка изящных хищных троодонов, а справа от них застыл покрытый плотным оперением заврорнитолест, не обращающий внимания на своего гигантского рогатого соседа пахиринозавра. Все эти животные, обычно ассоциирующиеся в нашем воображении с тропическим или хотя бы умеренным климатом, жили в позднемеловую эпоху, около 70 миллионов лет назад, в, казалось бы, самом неподходящем для динозавров месте — на севере современной Аляски.
В те времена континенты Земли уже заняли привычное нам положение, и северо-западная оконечность американского континента находилась примерно там же, где и сегодня, — на широте 80–85° с. ш., за границей Северного полярного круга. Сейчас Заполярье — суровый край, слабо заселенный животными, а во времена динозавров климат арктического региона планеты был существенно мягче, но это не отменяло наличия полярной ночи и заморозков, во время которых температура могла опускаться ниже нуля.
Несмотря на негостеприимные условия, меловая Аляска была довольно оживленным местом, где под сенью хвойно-широколиственных лесов, состоящих в основном из ближайших родственников метасеквойи и болотного кипариса, бродили самые разные животные. Крупнейшими из них были, конечно, динозавры — пятиметровые рогатые пахиринозавры и «утконосые» эдмонтозавры, достигавшие размеров автобуса. Сравним был с ними по габаритам и доминирующий хищник региона — шестиметровый нанукзавр, хотя жили в Заполярье и более мелкие плотоядные — от шустрых птицеподобных троодонов до чуть более тяжело сложенных заврорнитолестов, которые в основном специализировались на некрупной добыче. Такой в арктических лесах тоже хватало, и это были не только детеныши травоядных динозавров, но и шустрые млекопитающие, такие как напоминающий мышь уннуакомис ( Unnuakomys), дальний родственник современного опоссума.
И как же этим животным удавалось выживать в суровых условиях Арктики? Чем питались динозавры, когда солнце окончательно скрывалось за горизонтом и на несколько месяцев вокруг воцарялась кромешная тьма? Впадали они в спячку, как это делают современные рептилии с наступлением зимы? Выживали за счет накопленных запасов подкожного жира, попутно собирая опавшие листья и обдирая кору с деревьев? Совершали многокилометровые миграции на юг? К сожалению, простого ответа на этот вопрос не существует, и разные виды, а также разные популяции внутри одного вида могли вести себя так, а могли — эдак. В конце концов, даже среди современных северных оленей существуют как оседлые, так и мигрирующие стада, и одни кормятся преимущественно лишайниками, тогда как рацион других в основном состоит из травы, листьев, коры и хвои. Тем не менее новые данные об особенностях строения полярных динозавров позволяют нам составить некое представление о том, как эти животные выживали в Арктике мелового периода.
Во-первых, очень интересные данные были получены при изучении строения костной ткани утконосых эдмонтозавров, о которых стоит рассказать чуть подробнее. При первоописании этих крупных травоядных динозавров в 2015 году ученые изначально выделили для аляскинской находки собственный род и вид, назвав его Ugrunaaluk kuukpikensis (см. картинку дня Динозавр зимой). Но два года спустя вышла статья, в которой отличия «угрунаалука» от ранее описанного южного эдмонтозавра были признаны недостаточными для выделения его в отдельный род, и теперь «угрунаалук» — лишь один из многочисленных синонимов эдмонтозавра, наряду с «анатотитаном» и «анатозавром».
Во-вторых, благодаря широкому ареалу эдмонтозавров (а их остатки сегодня обнаруживают по всей западной Северной Америке, от Аляски до Колорадо) ученым удалось сравнить животных из двух разных популяций: остатки полярных динозавров были извлечены из формации Принц-Крик (Prince Creek Formation) на севере Аляски, а остатки их родственников из умеренного климата были найдены в формации Хорсшу-Кэньон (Horseshoe Canyon Formation), что на юге Канады.
Аналогичные выводы были сделаны другой группой исследователей, занимавшейся сравнением размеров детенышей эдмонтозавров, найденных на Аляске, с размерами детенышей современных северных оленей и других крупных травоядных, живущих в Заполярье. Они выяснили, что найденные на Аляске молодые эдмонтозавры были не так уж юны — судя по строению костей, им было больше года от роду, — но при этом они оставались слишком маленькими для того, чтобы выдержать многокилометровую миграцию вместе со взрослыми. Для сравнения, у современных северных оленей на момент начала миграции детеныши достигают как минимум половины взрослых размеров (обычно больше), тогда как у эдмонтозавров годовалый малыш весил вдесятеро меньше взрослого динозавра. Ученые пришли к выводу, что настолько маленькие детеныши никак не могли поспеть за стадом во время миграции, поэтому молодые эдмонтозавры должны были оставаться в Заполярье как минимум в течение первых двух лет жизни.
Наконец, еще одно подтверждение круглогодичного проживания динозавров в северной Аляске — это найденные там остатки множества новорожденных и молодых особей, принадлежащих к различным семействам и отрядам динозавров, статья об этом вышла в июне этого года (см. На севере Аляски нашли остатки новорожденных динозавров семи неродственных видов, «Элементы», 30.06.2021). Как видно, не только эдмонтозавры, но и большинство их «соседей» тоже активно размножались в Заполярье. Концентрация остатков детенышей возрастом до года тут выше, чем где-либо еще на североамериканском континенте, что в сочетании с малыми размерами новорожденных и недолгим полярным летом позволило ученым прийти к однозначному выводу: большинство, если не все виды динозавров северной Аляски были круглогодичными обитателями высоких широт.
Так чем же питались все эти животные, когда наступала полярная ночь? С хищниками-то понятно: некрупные птицеподобные виды типа троодона могли кормиться как нынешние песцы, промышляя всяческой мелочью и подбирая остатки чужой добычи, а шестиметровые нанукзавры «пасли» стада травоядных, отсеивая слабых животных и промышляя случайной падалью, тем более что увеличенные обонятельные доли мозга «помогали» этому родственнику тираннозавра обнаруживать пищу на значительном удалении от себя.
А что же с травоядными, которые с приходом тьмы сталкивались с неизбежной угрозой голода из-за недостатка растительных кормов? Вечнозеленых деревьев в северной Аляске того времени обнаружено не было: все крупные цветковые и голосеменные растения с приходом зимы сбрасывали либо листву, либо облиственные побеги, после чего, спасибо влажному приморскому климату, слой опада скрывался под толстыми сугробами, которые было не так-то просто раскопать! Ученые предполагают, что разные группы полярных динозавров пользовались различными стратегиями для выживания зимой. Крупные многотонные виды могли длительное время обходиться без пищи, пользуясь накопленными запасами жира и заглушая голод малопитательными мхами, папоротниками, лишайниками и корой деревьев. Более мелким динозаврам в этом отношении было сложнее, ведь их маленькие тела быстро замерзли бы на пронизывающем зимнем ветру. Поэтому, скорее всего, некрупные виды и, возможно, детеныши крупных собирались в естественных убежищах (либо рыли их сами), после чего впадали в длительную спячку, дожидаясь наступления новой весны.
Таким образом, ареалы мезозойских рептилий вовсе не были ограничены зоной умеренного климата: даже на вершине мира, где солнце на целых четыре месяца исчезало за горизонтом, динозавры не просто жили — они процветали и выводили потомство, успешно приспособившись к одним из самых суровых климатических условий, известных в мезозойскую эру. К сожалению, адаптации полярных динозавров не спасли их от надвигающегося планетарного кризиса, и шестьдесят шесть миллионов лет назад, с исходом мелового периода, все эти потрясающие животные исчезли с лица нашей планеты, сохранившись лишь в виде изломанных костей, разбросанных по берегам северных рек.
Рисунок © Julio Lacerda с сайта paleoart.tumblr.com.
Анна Новиковская
Камни Ики из Перу и динозавры
Введение
Мифы существовали всегда. Не удивлюсь, если наши далекие выпрямленные предки научились связывать звуки в слова только для того, чтобы рассказывать соплеменникам о том «как оно было взаправду». Тысячелетия прошли, а люди какими были, такими и остались. Мы по-прежнему любим необычные истории, и не любим сложность. И науку не любим, за то, что сложная. Зато с легкостью тащим из нее общеизвестные факты, встраивая в современную мифологическую картину.
Примером такого популярного факта является существование динозавров. А не менее популярный миф – это совместное существование динозавров и людей.
И важную роль в этом мифе выполняют артефакты, известные как камни Ики, о которых и пойдет речь в этой статье.
Камни Ики, черные и не очень
Что представляют из себя камни Ики? Это андезитовая галька и крупные, окатанные водой, валуны, по большей части черного цвета, хотя есть серые, розовые, и даже белые. Габариты – от окатышей с ладошку до крупных каменюк весом в полтонны. Но средний размер где-то с арбуз.
Камни покрыты рисунками, которые как раз и являются предметом интереса сторонников альтернативного взгляда на историю планеты. Ибо на рисунках мы видим людей и динозавров в самых разных сюжетных композициях. Люди охотятся на динозавров, ездят на них верхом или сами становятся их жертвами. Помимо динозавров изображены и другие вымершие и здравствующие животные, какие-то подобия космических кораблей, хирургические операции, обряды, сцены из бытовой и сексуальной жизни. Количество камней впечатляет. Только в «Музее гравированных камней» города Ика их около 11 тысяч. А общее число артефактов в коллекциях музеев и частных лиц достигает 50 тысяч единиц.
Сторонники мифа любят говорить, что официальная наука обходит эти камни стороной. Мол, информация, которую они несут, способна разрушить хрупкое здание научных догматов и ложных представлений о прошлом. Поэтому ученые по своему обыкновению скрывают и замалчивают. И даже в путеводителях по Перу очень скудно сообщается о таком великом открытии. К слову – об этом как раз было написано в одном путеводителе.
Какие факты скрывают таинственные камни Ики? Какие неудобные вопросы они порождают и какую опасность несут науке? Давайте разбираться.
Факт первый, бросающийся в глаза
Собственно, само совместное изображение людей и динозавров. По сути, на этом можно было бы ставить точку. Но для тех, кто в домике и проспал последние 150 лет развития науки, напоминаем. Между последними динозаврами и первыми Homo (даже не сапиенсами) промежуток в 63 млн лет. Или около того. За палеогеновых динозавров возрастом 64,5 млн лет (есть пара находок) бьются как под стенами Трои. Так что контакты между людьми и динозаврами исключены в принципе. Кроме птиц, конечно – они тоже динозавры по современной классификации.
Факт второй, географический
Динозавры представлены только видами, известными в популярной литературе середины XX века. Зауроподы, трицератопсы, стегозавры, какие-то неопределенные двуногие хищники и травоядные. Если у нас сохранилась какая-то часть экосистем с мелового периода, то следовало бы ожидать местных, южноамериканских видов. А их нет. Цератопсы и стегозавры вообще в Южной Америке не водились. Причем стегозавры к концу мелового периода вымерли. Помимо завров есть еще разные млекопитающие с претензией на древность. Среди них попадаются лоси и… кенгуру. Они-то что забыли в Перу?
Факт третий, кроющийся в деталях
Ошибки. Предполагается, что авторы рисунков видели все это «в натуре». Тогда откуда такая великолепная безграмотность в изображениях? Зауроподы едят людей, люди делают кесарево сечение каким-то ящерам. Часть зауроподов несет на спине пластины, как у стегозавра. Но есть ошибки и другого рода. Динозавры изображены ровно так, как их изображали… опять же, в середине XX века. Хищники опираются на хвосты, зауроподы волочат свой хвост и изгибают шею буквой «S». Получается, мы сегодня знаем о динозаврах больше, чем авторы рисунков (что не удивительно).
Факт четвертый, фантастический
Остальные сюжеты по уровню бредовости совпадают с «динозавровой» темой. Невероятные хирургические операции выглядят неумело срисованными с анатомических атласов. Изображения звезд и космических кораблей в «детской манере». Карта Земли с материками Му и Атлантидой (!), которая с таким же успехом может быть рисунком блинчика, растекшегося по сковородке. Орнаменты и сюжеты бытовых сцен совпадают с керамикой культуры Наска, а точнее, с теми образцами, которые выставлены в музее города Ика.
Те, кто видит в камнях следы древней технологичной цивилизации, считают камни Ики эдакой библиотекой, посланием в будущее. Еще раз. Цивилизация, умеющая в космические полеты, хранит базу данных в виде разномастных камней с гравировкой. Закопанных неизвестно где. Почему неизвестно?
Факт пятый, таинственный
Места обнаружения камней Ики тщательно скрываются ото всех исследователей. При этом слухи об их находках очень разные. Одни говорят, что камни находят в каких-то до-инкских гробницах. Другие — в пещере, путь в которую засекречен и его знают лишь избранные. Третьи утверждают, что камни выкапывают на месте старого русла реки Ика. Полвека длятся находки загадочных камней. Накоплено уже 50 тысяч экземпляров. И никто не может точно сказать, откуда они берутся. Правда, если обратиться к архивам, археологам и историкам, картина получается интересней.
Отступление в историю
Андезитовые валуны с гравировкой находили в окрестностях Ики еще с XVI века. Редкие находки попадались археологам в XX веке. В незначительном количестве они присутствуют в захоронениях культур до-инкского периода. Вакерос (по-нашему черные копатели) действительно продавали такие камни в Перу буквально за гроши. И что самое интересное, никаких динозавров и космических кораблей на камнях не встречалось. Обычные сюжеты. Тут цветочек, там рыбка, здесь картофель сажают, там детей делают. Все как у всех. И так было до 1967 года, пока на сцену не вышел доктор Хавьер Кабрера.
Факт шестой, кому-то-выгодный
Вся история с камнями Ики зациклена на одном человеке. Доктор медицины Хавьер Кабрера купил у своего пациента камень, опознал на нем вымершую рыбу, и началось. Кабрера скупает все андезитовые камни с рисунками и формирует коллекцию. Именно Кабрера обнаруживает на камнях динозавров, космические корабли, хирургические операции и прочую аномальщину. Он пишет эссе на тему древней внеземной цивилизации, создавшей человека. В 1971 году Кабрера принимает в гостях Роберта Шарру. Шарру – соратник Эрика фон Дэникена на ниве поисков следов палеоконтактов и Атлантиды. В 1974 году Шарру выпускает книгу «Тайны Анд», ставшую бестселлером и принесшую мировую славу камням Ики. И их первооткрывателю, Хавьеру Кабрере, конечно. В 1996 году Кабрера открывает свой музей, которым сегодня заведует его сын. Совпадение? Не думаю.
Факт седьмой, количественный
Количество камней. То, на что напирают энтузиасты, считая, что такое количество камней нельзя изготовить. Ну да. А выкопать, значит, можно. Камней Ики официально – около 50 тысяч. Пятьдесят. Тысяч. Карл! В 1971 году их уже было тысяч двадцать. Это мы знаем от того же Шарру. Получается, первые 4 года к дому Кабреры было целое паломничество из бедных перуанских крестьян и скромных вакерос, приносивших по 14 камней в день. А потом «река обмелела» и стали приносить всего по 2-3 камушка. И весь этот движ продолжался в полной секретности 40 лет. Ну и если учесть размах, этих камней вокруг Ики должно быть как опилок за баней.
Факт восьмой, технологический
Техника изготовления. Андезит, на котором сделаны рисунки – относительно мягкая порода. Твердость по Моосу 6-7. То есть его можно гравировать с помощью обсидиановых инструментов и даже кости. Но в случае камней Ики все еще интересней. Потому что трасологическая экспертиза, проведенная советскими учеными, говорит об использовании технических средств, точнее, аппарата вроде бормашины. А эксперименты показывают, что за день не особо напрягаясь можно обработать пару-тройку средних камней. И даже патину, придающую камню старинный вид, можно создать, если обжигать его в печи вместе с навозом. Стилистика изображений универсальна, как если бы их изготовили в одной мастерской или по рисункам одного автора. И что характерно – чем больше камень, тем сложнее рисунок. Как будто изготовители не парились с поточным производством мелочевки, параллельно выполняя крупные серьезные проекты.
Факт девятый, экспертный
Научная экспертиза. То, чего, по уверениям «свидетелей камней», не было по причине боязливости официальной науки, проводилось не раз. Просто результаты не в пользу древнего происхождения камней Ики.
Этим занимались в разное время разные специалисты из СССР, США, Перу, Испании, Франции. Вердикт неизменно один – подделка.
Пожалуй, в качестве основного специалиста можно назвать Висенте Париса (Vicente Paris), потратившего на камни Ики 4 года своей жизни. Как результат – книга «Камни Ики – это обман» («Las piedras de Ica son un fraude», 1998 г), в которой он подробно описывает технологию нанесения изображений на камни и методы состаривания камней. На некоторых даже остались следы карандашных набросков, т. е. их делали по трафаретам.
Итог
Что у нас есть в сухом остатке?
— 50 тысяч камней, из которых около 25-30 тысяч составляют камни с аномальными рисунками.
— Вся эта аномальщина выполнена с особенностями, характерными для массовой культуры 50-60-х годов XX века.
— Много сюжетов на палеонтологическую и медицинскую тематику, с такими ошибками, которые может допустить тот, кто рисует «по мотивам», не разбираясь в предмете.
— Гравировка нанесена аппаратом вроде бормашины, по заранее сделанным рисункам. Существуют способы состарить камень, используя простые технологии.
— Место находок камней держится в тайне. Зато известен человек, являющийся посредником между наивными, чистыми душой перуанскими копателями и акулами черного рынка антиквариата.
— По случайному стечению обстоятельств этот человек имеет прямое отношение к медицине и является сторонником идей палеоконтакта.
— Совершенно случайно именно этот человек заметил аномальные рисунки, которые до него не находил никто. И количество находок загадочных камней тут же возросло до небес, а их поток стал стабильным, как производство сувениров на Черноморских курортах. И также внезапно поток иссяк со смертью этого посредника.
— Экспертные заключения ученых, опровергающие (внезапно!) подлинность камней Ики. Видимо, как всегда скрывают.
Заключение
Мифы существовали всегда. И всегда будут существовать люди, верящие в них наперекор фактам. Из туристической изюминки, забавных сувениров с картинками а-ля «древние индейские культуры Перу», камни Ики выросли в феномен мирового уровня, став одной из самых известных мистификаций. Разумеется, их сторонников никакие экспертизы не убедят в обмане. А для всех остальных камни Ики являются хорошим примером того, как легко ввести в заблуждение человека, не умеющего мыслить критически и не принимающего научную картину мира.
Рисунки динозавров на продажу
Житель Нью-Йорка 13 февраля 2017 г.
Уилл Макфейл
100 долларов США
Все, что я говорю, это то, что пора разрабатывать
Фрэнк Котэм
$ 100
Мужчина и палеонтолог мужского и женского пола
Пол Нот
$ 100
, что всегда было
Джессика Олиен
$ 100
Два динозавра
100 долларов
A Train Conductor Makes An Announcement To A Car
Ken Krimstein
$100
A Dinosaur Handing Over A Toaster To Another
Michael Maslin
$100
Dinosaur’s Almanac
Kendra Allenby
$100
I ate весь этот салат даром
Лила Эш
100 долларов
Женщина разговаривает с мужчиной как динозавр и змея
Кэролита Джонсон
100 долларов
Сходство
Kaamran hafeez
$ 100
Два пещерных человека говорят, когда они убегают
Том Чейни
$ 100
Во времени путешественника на ужин. Все ушли
Фрэнк Котэм
100 долларов
Мы никому не говорим
Бенджамин Шварц
100 долларов
Самый последний динозавр: Название
Роз Част
3
30002 Два скелета динозавра в музее Джо Датор
$ 100
Dinosaur Просмотр сияющего кольца
Nishant Choksi
$ 100
У меня снова была мечта
Pia Guerra
$ 100.
Life Life Acturance. Вы знаете
Майкл Маслин
100 долларов
Спасибо, что позволили нам рассмотреть прилагаемое
Ли Лоренц
100 долларов
По крайней мере, мы вырвались из 2018 года
90902 Джо Датор0003 $ 100
Doc Savage The Time Terror
Conde Nast
$ 100
Он был всего в год от выхода на пенсию
Фрэнк Котэм
$ 100
O.K., O.K., Let’s Take F.D.R.R.
Гаррет Прайс
100 долларов
Полное объяснение вымирания динозавров
Марк О’Доннел
1030 долларов
Two Cavemen Fight Dinosaurs
Michael Maslin
$100
The Brontosaurus Brain
Roz Chast
$100
Prehistoric conditions
Michael Maslin
$100
Trust Me — ‘i Love
Michael Maslin
$100
Гигантский астероид
Дэвид Сайпресс
100 долларов
Это будет стоить еще больше
Том Чейни
100 долларов
Ранние компьютеры
Liana Finck
$ 100
Кормление Pterodactyls
Майкл Маслин
$ 100
Это запятнанно его наследие в качестве великого охотника
Фрэнк Котэм
$ 100
Это является второстепенным сбором.
Охотник-собиратель
Фрэнк Котэм
100 долларов
Житель Нью-Йорка 3 августа 1987 года
Джон О’Брайен
100 долларов
Под «оккупацией» 2 Брюс Эрик Каплан 03
003
100 долларов
Да? Что ж, я забыл больше
Джозеф Мирачи
$ 100
Наш поток идей
Фрэнк Котам
$ 100
Мы не уверены, почему они исчезли
Гарри Блисс
$ 100.
. Чтобы забрать газету
Майкл Маслин
100 долларов
Сезон кампании
Ларс Кенсет
100 долларов
На пути к тому, чтобы топать вещи
Фрэнк Котэм
$ 100
больше примирительных в конце
Фрэнк Котэм
$ 100
Певер, ведущая человека снаружи, даже если
Майкл Маслин
$ 100
Бог сидит на кресле на небесах
zachary kanin kanin kanin
100 долларов
Я думал, что было бы здорово иметь один
Дрю Дернавич
100 долларов
Я обвиняю СМИ0003
Нед Хилтон
100 долларов
Боже, какая у тебя горячая кровь!
Чарльз Барсотти
$ 100
Нью -Йорк 21 марта, 1994
AL Ross
$ 100
Я не думаю, что санитарный Джек Зиглер
100 долларов
Я говорю, что мы выбрасываем проклятые вещи за борт0003
Lee Lorenz
$ 100
Возраст Innocence
Kenneth Mabour
$ 100
Президент Клинтон обменивается объятиями с новым
Mike Twohy
$ 100
ЭД.
Фишер
100 долларов
Ихтиозавров больше нет
Джеймс Стивенсон
100 долларов
Житель Нью-Йорка 3 сентября 1979 года
Эдвард Корен
0 1 доллар0002 Не беспокойся обо мне. Я выживший Ed Fisher
$ 100
Dinosaur Mail Holiday Card
Tom Bachtell
$ 100
Гигантский астероид
Мередит Саутард
$ 100
Два пейв. Фарли Кац
100 $
Opening for Genesis
Сара Кемпа
100 $
Я бы хотел питомца
Лиза Доннелли
100 $
0002 Через сто миллионов лет Питер С. Вей
100 долларов
Ваша еда пришла с игрушкой?
Michael Maslin
$ 100
Два кавностей сделают задницу, рядом с убитым
Lee Lorenz
$ 100
, неправильно скорректированные до его новых обстоятельств
Frank Cotham
$ 100003
Как нарисовать. Интервью с палеохудожником | Объезды | Доисторическое путешествие
Если вы когда-нибудь ходили по музею и изучали выставку динозавров, вы, вероятно, видели рисунок, картину или иллюстрацию этих странных зверей, живших миллионы лет назад.
Иногда это набросок полного скелета девятки.0437 T. rex или сложная сцена, изображающая трицератопса , идущего среди зелени на фоне других динозавров. За этими мазками кисти стоит особый тип художника: палеонтологический иллюстратор, он же палеохудожник.
Даниэль Дюфо, научный сотрудник и научный иллюстратор Королевского музея Онтарио в Торонто, является одним из таких художников. Ее работа состоит в том, чтобы брать окаменелости динозавров и других животных и превращать их в реалистичную иллюстрацию того, как они, вероятно, выглядели. Это нелегкий подвиг, поскольку у нее нет живой модели, с которой можно было бы рисовать.
Даниэль Дюфо — палеохудожник. Она также участвует в раскопках с палеонтологами и однажды обнаружила череп трицератопса . Фото: Julie Florio
Дюфо, которая также является ведущей популярного канала YouTube о животных, говорит, что всегда была очарована миром природы и рисовала существ с детства.
«Я помню, как ловил жуков, держал их в маленьких контейнерах и пытался их рисовать, и я думаю, это переросло в большую любовь как к искусству, так и к биологии», — сказал Дюфо.
Но сегодня сюжеты иллюстраций Дюфо более, ну, мертвы. Поскольку она работает в лаборатории, изучающей динозавров позднемелового периода, эти животные чаще всего являются предметом ее искусства. (Часть работы в этой лаборатории, кстати, связана с раскопками. Пару лет назад она даже нашла череп трицератопса ; узнайте больше об этом в видео ниже.)
Итак, как нарисовать динозавра ? Работая в лаборатории, Дюфо проводит непосредственные наблюдения за ископаемыми образцами, генерирует идеи вместе с палеонтологами, с которыми она работает, и следит за тем, чтобы все было анатомически точно.
«Что касается попытки нарисовать что-то, чего даже не существует или что нельзя наблюдать, то нужно как бы делать аналогии с тем, что есть в мире, что есть у нас, и какие там сравнения можно провести, как анатомически, так и экологически», — сказал Дюфо. «Есть много вещей, которые мы можем узнать о прошлом, просто взглянув на настоящее».
У каждого художника тоже есть свой стиль.
Хотя Дюфо иногда делает наброски от руки, многое делается в цифровом виде. Большая часть ее работ носит технический характер — скелетные реконструкции или зарисовки окаменелостей, которые заканчиваются статьей в академическом журнале. Но когда она сделает что-то более творческое, например, иллюстрацию, которая будет выставлена в музее?
«Мне очень нравится этот более выразительный иллюстративный стиль, когда вы можете увидеть текстуру краски или карандаша и попытаться передать суть немного более простым, визуально приятным способом», — сказала она. «Я все еще пытаюсь заставить их выглядеть реальными и правдоподобными, но немного интерпретирующими».
Дюфо сказала, что визуальные структуры животных, такие как оборка на трицератопсе , помогают ей определить, какие цвета она хочет использовать. Изображение: Даниэль Дюфо, Королевский музей Онтарио
Еще вопрос с цветом. Поскольку все, что осталось от динозавров, — это их кости, у нас нет реального представления о том, как могла выглядеть их кожа.
Дюфо сказал, что выбор цвета для существ — это то, что происходит позже в произведении, после того, как все выглядит анатомически и структурно правильно.
«Когда дело доходит до выбора цвета, я немного развлекаюсь, — говорит Дюфо. Я всегда стараюсь убедиться, что видение того, как выглядит динозавр, соответствует тому, кто публикует [работу над] динозавром. Я думаю, это очень важно. Но помимо моих личных предпочтений, очень важно учитывать, как животные используют цвет в своей экологической среде».
Например, если у животного было небольшое структурное пятно, как у трицератопса с его оборкой, Дюфо сказал, что есть большая вероятность, что у них могли быть какие-то яркие цвета, даже если это было просто для того, чтобы покрасоваться. друг друга. Но более мелкие животные были бы более уязвимы? Они могут выглядеть немного более тусклыми, чтобы гармонировать с окружающей средой. Как и в большинстве своих работ, сегодня Дюфо обращается к животным за вдохновением, когда и где добавлять цвет.
Как и в случае с цветом, многие трудности при рисовании давно вымерших животных заключаются в том, что возникают вопросы, на которые нет четких ответов. К счастью, в таких случаях творчество Дюфо сослужило ей хорошую службу.
«Прелесть вещей, которых мы просто не знаем, заключается в том, что иногда новые окаменелости действительно дают нам подсказки для прояснения этих вопросов, и поэтому всегда будет новая информация, которую нужно попытаться представить», — сказала она.
Часть удовольствия от ее работы, по словам Дюфо, заключается в том, что она помогает публике раскрыть тайну того, как могли выглядеть эти животные.
Parasaurolophus — род травоядных животных позднего мелового периода. Изображение: Даниэль Дюфо, Королевский музей Онтарио
«Есть эти гигантские, странные и сложные на вид звери, которые оставили физические доказательства своего существования, и все же мы никогда не сможем увидеть их такими, какими они были. Людей действительно заинтриговала эта тайна», — сказала она.







