Рисунки тревожных детей.
Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных «пятен» или, напротив — слишком «прозрачны» и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица «У страха глаза велики» точно отражает характер рисунков детей этой категории.
Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.
Создавая свои «шедевры», они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии — их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?
Паша, 6 лет: «А как это — семью рисовать? Маму? А папу надо? Вот.
Игорь, 7 лет: «Это я. Шел в школу и заблудился. Потому что не в ту сторону пошел. А мама на работе.»
Оля, 5 лет: «Семья. Это мы с мамочкой гуляем».
Рисунки аутичных детей.
Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного.
Иногда дети настолько увлекаются процессом рисования, что уже, казалось бы, закончив свой рисунок, умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все изображение.
Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия.
(Однако нельзя забывать, что подобное «постоянство художественного вкуса» свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой.) «Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится», — можно прочесть «между строк» таких рисунков.Саша, 8 лет: «Дерево».
Сережа, 7 лет: «Это я».
Сережа, 6 лет: «Моя семья».
Тест: рисунок несуществующего животного
Если вы обеспокоены «неправильным» поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик — «Рисунок несуществующего животного». В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение.
Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с «проблемными» детьми. Итак, на что следует обратить внимание.
О чем могут рассказать детские рисунки
«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.»
М.М.Пришвин
Прошли те времена, когда родители и воспитатели искренне радовались любым рисункам детей — результату их творчества и проявлению фантазии. Родители анализируют буквально каждый штрих: почему солнце зеленое? почему папа такой маленький? Они задаются вопросами: «Что делать, если сын рисует только черным? У него депрессия?!» или «Дочь изображает только цветы и животных, и никогда — людей. Неужели у нее аутизм?»
Фото © VectorStock
О чем же могут поведать нам картинки, которые рисуют наши дети? Конечно, в первую очередь о том, что наиболее важно и актуально для ребенка. Человек любого возраста, и в особенности ребенок и подросток, проецирует на лист бумаги свои переживания, выплескивает в изображении эмоции, поэтому рисунок — это «рассказ» о том, что его волнует и занимает. Изображая что-либо — человека или событие, — ребенок так или иначе передает свое отношение к нему и, следовательно, непременно выдаст самое существенное.
Именно поэтому дети рисуют в первую очередь значимых людей, т.е. тех, к кому испытывают яркие эмоции (причем не только положительные, но и отрицательные и противоречивые). Иногда важных для себя людей ребенок изображает в виде животных. Поэтому стоит иметь в виду, что в детских рисунках звери, птицы и насекомые, скорее всего, персонифицированы.
Люди, занимающие главное место в детской душе, обязательно присутствуют на рисунках, причем они выделяются яркими цветами, наделяются красивыми деталями, обладают значительным размером и расположены на листе «выше всех».
Если же ребенок «забывает» нарисовать кого-то из членов своей семьи либо рисует его крошечным, блеклым и невыразительным, далеко от остальных — налицо явно проблемные отношения с ним, болезненные настолько, что ребенок стремится их вытеснить.
Еще больше стоит задуматься, если ребенок не изображает самого себя — вероятнее всего, он чувствует себя отвергнутым, ненужным, неважным.
Существенным фактором являются также и многочисленные исправления картинки либо полная ее ликвидация (все стер или порвал: «Не получилось!») — это сигнал тревожности, переполненности эмоциями, неуверенности в себе.
Во всех этих случаях лучше проконсультироваться с детским психологом, чтобы прояснить картину в целом, а не строить догадки.
Кроме людей, ребенок рисует и значимые ситуации — то, что произвело сильное впечатление и оставило след в душе. Так он «прорабатывает» в подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и ближайшем окружении. Анализ сюжета рисунков даст возможность понять, как ребенок видит, к примеру, свою семью или события, происходящие с ним, также позволит разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей. Дети плохо умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, зачастую они не могут не только сформулировать их, но даже четко осознать. А вот нарисовать их — это вполне по силам. А внимательные родители способны вовремя обратить внимание на такие рисунки.
Фото © Doodleboat
Что же еще мы можем «увидеть» в рисунке?
- имеются ли у ребенка страхи
- есть ли депрессивные тенденции
- наличие тревожности (как черты характера) и тревоги (как текущего состояния)
- особенности поведения в сложных ситуациях, ососбенности реагирования ребенка на стресс (повышение агрессии, стремление замкнуться в себе и т.д.)
- уровень агрессивности у ребенка и ее формы: физическая, вербальная, защитная, невротическая
- импульсивность характера
- экстраверсия (стремление к активному общению и познанию окружающего мира) или интроверсия (направленность на собственный внутренний мир)
- уровень умственного развития, определяющийся в зависимости от того, соответствует ли выполненный рисунок возрасту
- активность либо пассивность ребенка
- развитость умения планировать свои действия, уровень самоконтроля
- преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности
- наличие склонности к демонстративному поведению
- отношение ребенка к сексуальной сфере
- отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам
- удовлетворенность потребности в общении или, наоборот, избегание общения (аутизация)
- степень адаптации к обществу (социализированности ребенка) и умения приспосабливаться к людям и обстоятельствам
- наличие антисоциальных тенденций, стремления вступить в конфликт с обществом, социальными нормами и отдельными людьми.
Чтобы в полной мере разобраться во всех нюансах, научиться грамотно и творчески видеть и интерпретировать все вышеперечисленные особенности, необходимо, конечно же, специальное обучение и опыт. Также важно помнить, что один рисунок — это «частный случай», и рассматривать его можно только в комплексе с поведением ребенка, с другими его рисунками, с его пояснениями сюжета и с семейной ситуацией.
Из книги «Читаем мысли наших детей»
Автор Наталья Царенко
На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Наталья Царенко «Читаем мысли наших детей» Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане |
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
«Рисуем вместе с детьми» – общественная акция «Искусство и образование»
О чем могут рассказать рисунки
Трогательная сцена из фильма «Taare Zameen Par», возможно, останется в памяти каждого родителя. Молодой Ишаан, мучимый тем, что его отправили в школу-интернат, использует простую книжку-раскладушку, чтобы продемонстрировать свои чувства, на каждой странице последовательно изображен рисунок, изображающий его уход из семьи.
Этот фильм стал откровением для многих родителей, которые задаются вопросом, обычно ли детские рисунки так показательны. Действительно ли дети говорят через свои рисунки?
Да.
Прежде чем дети овладеют устной речью, вполне естественно, что они попытаются выразить себя с помощью рисования. Однако, даже когда они начинают говорить, чувства, которые они не могут выразить словами, возможно, легче выразить через искусство.
Анализ детских рисунков позволяет даже самым занятым родителям и опекунам следить за эмоциональным самочувствием ребенка с течением времени.
Некоторые детали, на которые следует обратить внимание, включают:
— Необычный контент. Монстры, призраки или оружие становятся постоянной темой? Иногда это может свидетельствовать о внутреннем смятении ребенка.
— Использование цвета. Использует ли ребенок много темных цветов, черного и красного? Более спокойные цвета, такие как голубой, розовый и зеленый, указывают на счастливое будущее, в то время как темные цвета и бурные цветовые схемы могут указывать на то, что ребенок чувствует себя подавленным, злым или каким-то образом стесненным.
-Изображение членов семьи. Понаблюдайте, как ребенок рисует членов своей семьи. С кем, похоже, они связаны? Кто фигурирует наиболее заметно? Как ребенок включает себя в произведение?
— Самопрезентация. Как ребенок рисует себя по отношению ко всей композиции? Как они предпочитают изображать себя?
Классические этапы развития детского творчества
В 1970-е годы Виктор Ловенфельд, профессор художественного образования Пенсильванского государственного университета, начал работать над комплексной теорией художественного развития, основанной на систематических творческих и когнитивных состояниях детей. Хотя этапы взаимозависимы с воздействием на ребенка искусства и художественных средств, а также с развитием его мелкой моторики, они могут служить приблизительным ориентиром для «вех» в художественном развитии ребенка.
Стадия каракулей
Стадия каракулей обычно начинается в возрасте около 2 лет и продолжается, пока ребенку не исполнится 4 года. Она может начаться, как только ребенок научится брать толстый мелок и перемещать его по бумаге. Сначала простое действие по созданию цвета на странице будет самым увлекательным для ребенка. Они производят ощутимые изменения в чем-то в своем окружении, даже если это всего лишь журнальный столик или стена в спальне.
Примерно через 6 месяцев практики ребенок станет более осознанным и может начать рисовать фигуры, например круги. Следующий шаг — попытаться нарисовать реальные или воображаемые предметы и людей.
Досхематическая стадия
Также известная как досимволическая стадия, она обычно начинается примерно в 4 года или около того, в зависимости от культурного опыта ребенка и знакомства с искусством. Теперь, когда они рисуют людей, они пытаются включить лица, руки и пальцы ног, но обычно не тела, так как на этом этапе развития голова, вероятно, является наиболее важным аспектом человека для ребенка.
Цвета выбираются произвольно, и ребенок на самом деле не заботится о точности. Фигуры появляются по всей странице, поскольку ребенок может переворачивать ее так и сяк, участвуя в заполнении пространства, а не в создании иллюзии пространства. Если они содержат автопортрет, то обычно это самая большая фигура на странице 9.0003
Схематическая стадия
Обычно начинается примерно в 7 лет и продолжается до 9 лет. К настоящему времени у ребенка вполне может развиться определенная схема или символы для людей и предметов из их окружения, и он будет рисовать их. снова и снова, например, лошади или ракеты. Человеческие фигуры начинают показывать узнаваемые руки и ноги, так как ребенок в этом возрасте лучше осознает свое тело. Линии горизонта появляются в пейзажах и рисунках домов, часто встречаются рисунки, показывающие последовательность событий.
Реалистичная или групповая сцена
В возрасте 9 или 10 лет дети, как правило, более детально рисуют людей, а также включают перспективу. Формы теперь имеют форму с тенью и штриховкой. Лица людей имеют разные выражения, а использование цвета становится более реалистичным. Можно использовать более сложные художественные материалы, такие как акварель, масло или акрил.
Дети на этом этапе хотят соответствовать группе и могут быть очень чувствительны к насмешкам или тому, что их заставляют чувствовать себя «аутсайдерами». Они также могут застрять в замкнутом круге самокритики и отчаяния из-за того, что их работы «недостаточно хороши». Это хороший возраст для введения качественного художественного обучения, когда они могут быть ознакомлены с техническими идеями, такими как перспектива, рисование фигур и визуализация (затенение).
Примерно в возрасте полового созревания многие дети сталкиваются с кризисом в своем творческом развитии, когда они беспокоятся о наличии таланта для продолжения творчества. Если они проявили склонность к определенной среде, это прекрасное время, чтобы найти для них инструкции, которые больше ориентированы на то, что им действительно нравится делать. Это может быть даже не «искусство», такое как рисунок или живопись, а что-то другое, требующее навыков и творческого мышления, например, автодетализация, шитье, приготовление пищи или вязание мушек.
Когда звонить доктору
Не каждый рисунок вампира или призрака — это крик о помощи, иногда это просто предвкушение Хэллоуина! Наоборот, поводом для беспокойства может стать появление со временем образов насилия или мрачных композиций, особенно когда это сопровождается изменениями в поведении. Рисунки, на которых конкретный объект намного больше, чем представление ребенка о себе, могут указывать на то, что ребенок чувствует себя чем-то подавленным. Другими предупредительными знаками могут быть фигуры, нарисованные с разрозненными частями, неполными или нерешительными линиями, демонстрирующие признаки неуверенности в чем-то в жизни ребенка.
Как рисовать вместе с детьми
Познание захватывающего мира детских рисунков
Когда я начал свой путь преподавателя вальдорфской школы, я понял, как многому мы можем научиться, глядя на детские рисунки.
Маленькие дети проходят множество этапов развития, например, учатся сидеть, ходить, говорить и т. д. Обычно они проходят эти этапы в предсказуемом порядке, хотя каждый шаг — и время каждого шага — также отражает их индивидуальность.
Точно так же детские рисунки следуют предсказуемой схеме развития, в том числе с индивидуальными вариациями.
Это вторая из трех частей серии о детских рисунках. В первой части я поделился тем, как я готовился к рисованию в классах раннего детства, включая материалы, настройку и то, как взаимодействовать с малышами и их рисунками.
Детские рисунки – видео
Я создал это видео, чтобы показать вам, как развиваются детские рисунки в возрасте от 1 года до примерно 6 лет. Он включает в себя демонстрацию различных типов рисунков.
Я призываю вас попробовать это на себе и посмотреть, каково это. Если можете, вложите в рисунок всего себя и по-настоящему почувствуйте, каково это, например, впервые соединить круг.
Обзор детских рисунков
Вот краткий обзор развития детских рисунков. Мы, вальдорфские учителя, склонны погружаться глубоко, но я ни в коем случае не эксперт в этом. Но мне уже много лет нравится наблюдать за рисованием детей.
моя версия ранних стадий рисованияДо 3- -Ребенок до 3 лет склонен рисовать «каракули-скрэббл», но обычно он имеет круглую форму. Это напоминает мне радость, которую маленькие дети получают, бегая по кругу. Они могут летать вместе с цветами на странице. Рисунки на этом этапе — это просто удовольствие от движения и отметок на странице.
Около 3 лет – В мире Вальдорфа мы говорим о том, что ребенок впервые чувствует себя отдельным существом где-то в возрасте от 3 до 3 1/2 лет. В этот момент ребенок начинает называть себя «Я».
Это изменение сознания отражено в их рисунках замыканием круга (как на моем среднем рисунке). Теперь есть внутреннее и внешнее, «я» и «другое».
В этот момент ребенок переходит от простого переживания движения мелка в своем рисунке — или от ориентации в собственном теле — к обращению к миру.
3 1/2 до 5 Ребенок начинает по-новому исследовать внешний мир, чувствовать свой путь в мире, становится более общительным. В их рисунках часто можно увидеть первые изображения человека. Они часто состоят из головы со свисающими с нее конечностями. Сознание ребенка растет от головы вниз. Конечности тянутся, как щупальца, в мир, иногда разветвляясь на многочисленные пальцы рук и ног.
следующие этапы рисованияПостепенно рисунки становятся более осознанными. Фигуры у них растут серединой, так сказать.
Часто на их рисунках можно увидеть лестницы и/или спирали. Лестницы представляют наше среднее царство — наше сердце и легкие, которые задают нам ритмы жизни через дыхание и сердцебиение. Спираль представляет собой дыхание, а лестницу, которая может появиться на человеке, дереве или даже в виде лестницы, можно рассматривать как грудную клетку, удерживающую ритмическую систему. (Дети, конечно, так не видят — все эти образы исходят из их бессознательного). Вы также начнете видеть квадратные формы, которые представляют одно и то же — в виде домов или просто квадратных фигур, как вы видите в правой части моего рисунка. (Дети, как правило, рисуют их более тщательно, чем я, и полностью раскрашивают.)
Около 5 Последней из основных фигур, появившихся на детских рисунках, является треугольник. Треугольник — это форма, которая приносит много баланса и стабильности. Дети достигли земли новым путем. Треугольник появляется в человеческом обличье, на крышах, во многих местах.
рисунки треугольниковПо мере того, как ребенок продолжает расти и развиваться, его рисунки становятся более сложными и цельными. Я показал здесь только несколько простых примеров.