Мы за здоровый образ жизни. Классный час на тему: «Умей сказать: «Нет!». 4-й класс
Цели и задачи классного часа:
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- продолжить воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам;
- выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;
- показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ;
- учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.
Наглядность
На доске висит плакат со словами: “Умей сказать: “Нет!”, плакаты “Воздействие наркотиков на человека”, рабочие листы “Что бы ты сказал?”, выставка детских рисунков на тему: “За здоровый образ жизни”, музыкальная аудиозапись “Живая планета”.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей классного часа.
3. Просмотр плакатов о воздействии наркотиков на человека.
(Звучит музыка “Живая планета”)
4. Вопросы после просмотра плакатов.
- Когда Игорь впервые познакомился с действием наркотиков?
- В какой ситуации появилось желание употребить наркотическое вещество снова?
- Какие причины подтолкнули Игоря к этому?
- Когда вам плохо, что вы делаете для улучшения самочувствия?
- Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чём-то? (Ответы детей)
5. Беседа.
Вам предлагают попробовать наркотик, причём в очень вежливой форме. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, нанося себе вред.
Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:
- право делать то, что ему лучше;
- право принять решение;
- право передумать, поменять решение.
6. Сценка “Два персонажа”.
Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться.
Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся
предлагают свои варианты отказа. Делается запись
на классной доске:
Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо
сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза
собеседнику.
7. Обсуждение проблемы: “Самооценка, как регулятор поведения”.
Вначале проводится тестирование, причём учащимся не сообщается, что целью его является определение самооценки.
На доске в столбик выписаны следующие качества:
беспечность
вспыльчивость
жизнерадостность
застенчивость
капризность
медлительность
мнительность
настойчивость
нервозность
осторожность
пассивность
смелость
терпеливость
увлекаемость
упрямство
уступчивость
холодность
нерешительность
энергичность
энтузиазм
Если учащимся непонятны значения некоторых терминов, то учитель должен пояснить их.
Учащимся даётся такая инструкция: приведён ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки следующим образом:
А) Идеал.
Б) Антиидеал.
В)Я – реальное
В первую колонку выпишите из написанного на доске списка те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют идеальной личности.
Во вторую колонку выпишите отрицательные качества, которыми идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.
В третью колонку выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы сами.
Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.
Теперь в третьем списке обозначьте знаком “+”, те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком “-” те качества, которые совпадают с антиидеалом. Подсчитайте следующие значения:
Н – количество качеств, совпадающих с идеалом “+”.
М – количество слов в столбике “Идеал”.
Вычислите коэффициент К по формуле: К=Н:М.
Затем учащимся сообщается, что с помощью этого теста они определили свою самооценку, и предлагается проанализировать результаты, руководствуясь следующими критериями:
если К > 0.5 – самооценка завышена
если К< 0.5 – самооценка занижена.
Пределы нормы К от 0,45 до 0,55 — в этом случае самооценка считается адекватной.
8. Теоретический материал для учителя: “Самооценка как регулятор поведения”
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Если самооценка занижена, то человек:
- склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
- хуже приспосабливается к условиям жизни;
- трудно сходится со сверстниками;
- неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
- слишком критичен к себе;
- имеет повышенный уровень тревожности.
При заниженной самооценке наркотические вещества могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.
Если самооценка завышена, то человек:
- слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
- не проявляет критичности и требовательности к себе;
- ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
- теряет внутренний стимул для развития личности.
К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.
Самый низкий риск употребления наркотических веществ у учащихся с адекватной самооценкой.
Если самооценка адекватна, то человек:
- делает ошибки и учится на них;
- принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;
- исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
- пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
- с уважением относится к другим;
- заботится о своём физическом здоровье.
9. Обсуждение проблемы: “Как можно повысить самооценку?”
Разбить класс на группы по 5 человек. Всем учащимся даётся задание написать суждение о каждом из членов своей группы, включая себя, в которых речь шла бы о положительных сторонах личности каждого. При этом не имеет значения, знаете ли вы с хорошей стороны этого человека или нет, нравится он вам или нет.
Затем один человек из группы садится в центре на “горячий стул”, он будет получать “мощные бомбардировки” — слушать, как остальные говорят в его адрес то, что ценят в нём превыше всего. Слушающий должен благодарить каждого из говорящих, выбирая один из трёх вариантов ответов: “Благодарю вас”, “Спасибо, я с вами согласен”, “Спасибо, это звучит так хорошо, что хочется услышать ещё раз”. Затем “мощную бомбардировку” получает каждый член группы по очереди.
10. Вопросы учителя.
- Что вы переживали, слушая положительные оценки в свой адрес?
- Что из сказанного было для вас неожиданностью?
- Какое из высказанных мнений вам понравилось больше всего?
- Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?
- Трудно ли говорить об этом?
- Как вы считаете, влияют ли мнения и высказывания других в ваш адрес на то, что вы думаете о себе?
- Как, по-вашему, ход мыслей о самих себе влияет на ваши поступки?
- Считаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических веществ?
11. Вывод.
У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ, от одурманивающих веществ.
12. Выставка детских рисунков.
Учащиеся показывают свои рисунки на тему: “За здоровый образ жизни” (о вреде наркотических веществ). Подводятся итоги. Называются лучшие детские рисунки.
13. Звучит музыка “Живая планета”. Дети читают стихи.
Глупость ошибку повторит не раз,
Сделает это всем напоказ,
Глупость себя подведёт и друзей,
Пусть поумнеет она поскорей.
Печально, коль тебе в делах
Вдруг без причин мешает страх,
Но может страх от бед сберечь,
Тогда ему ты не перечь.В беду попасть совсем несложно
Тем, кто забыл про осторожность.
Ты осторожностью своей
Спасёшь себя, спасёшь друзей.
Внимание – друг наш надёжный, прекрасный,
Оно помогает заметить опасность,
Внимание доброе всем нам знакомо,
И наше внимание нужно любому.
В дождь, в ураган, в нелёгкий час
Спасёт товарищество нас.
И вам запомнить с детства нужно:
Ведёт товарищество к дружбе.
14. Подведение итогов классного часа.
А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?
Ответы детей:
- внутренний самоконтроль
- целеустремлённость
- умение постоять за себя
- умение обращаться за помощью к другим
- умение прогнозировать последствия своих поступков
- Умение сказать: “Нет!”
Список литературы
Баженова И. Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика. 1995
Логинова Н.А. Детская тайна. – М.: Педагогика. 1999
Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение. 2002
Гиперфокус, гиперактивность и полезный шум. Что такое СДВГ и почему его коррекция может улучшить качество жизни — Нож
18+Проклятье названия и гиперфокусРедакция журнала «Нож» утверждает, что настоящая статья не является пропагандой каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропагандой использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье. Статья имеет исключительно историческую и культурную ценность, предназначена для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности.
Ведите здоровый образ жизни. Используйте свой мозг продуктивно и по назначению!
В самом обозначении синдрома кроется искажение его сути. Проблема людей с СДВГ — не дефицит внимания, как можно предположить из названия, а сложности с управлением им. Считается, что для людей с СДВГ может быть пыткой терпеливое прослушивание лекции в университете или участие в зум-созвонах. Удивительно, но те же самые люди могут затем часами заниматься программированием, сочинять стихи или убираться дома.
То есть люди с СДВГ не только способны поддерживать хороший уровень концентрации внимания, но и достигать такой степени погружения в какую-либо деятельность, что и время, и окружающий мир словно перестают существовать. Это особое состояние внимания называется гиперфокусом.Читайте также
Антипсихиатрия: как протест против карательной психиатрии привел к пересмотру нормы
Несмотря на то что состояние гиперфокуса всё еще не включено в официальные диагностические критерии СДВГ, его часто упоминают при посещении врача или в обсуждениях на тематических форумах. Так, недавно в одной из веток Reddit по теме СДВГ обсуждались особенности, которые сложно понять людям, не страдающим СДВГ. Гиперфокус оказался одной из них. При этом пользователи с СДВГ отмечали, что их способность концентрировать внимание порой вызывает непонимание со стороны окружающих: «Если ты способен концентрироваться так сильно, то что мешает делать это произвольно в тех ситуациях, которые того требуют?» Подобная риторика может приводить не только к необоснованной критике, но и к отрицанию существования симптома как такового, к обвинению человека в лени и отсутствии силы воли.
Но важной чертой гиперфокуса у людей с СДВГ является то, что обычно он возникает непроизвольно. Люди с СДВГ сравнивают гиперфокус с состоянием гипноза или с состоянием под воздействием «пения сирен». Важным фактором, обеспечивающим возникновение гиперфокуса, является интерес человека к тому, что он делает, даже если это нечто простое, непринужденное, вроде выращивания цветов. Человека с СДВГ такое занятие может заставить на некоторое время покинуть реальность.
Таким образом, с одной стороны, гиперфокус можно воспринимать как «суперспособность» людей с СДВГ, потому что при нахождении в потоке создается почва для получения удовольствия от деятельности и, соответственно, для повышения ее качества. С другой стороны, в гиперфокусе людей с СДВГ присутствует компонент персеверации — изнурительного «застревания» в этом состоянии и невозможности переключить внимание на что-то другое.
Сеть пассивного режима работы мозгаВозвратимся к дефициту внимания у людей с СДВГ, точнее к сложностям произвольного переключения и удержания внимания, к чувствительности к отвлекающим факторам (если это не состояние гиперфокуса). Здесь важно упомянуть так называемую сеть пассивного режима работы мозга (default mode network, DMN). Эта система участков мозга включает в себя часть префронтальной коры, заднюю поясную кору, предклинье и угловую извилину (см. рис. 1).
Рисунок 1. Default mode network (DMN). ИсточникХотя функции DMN не изучены до конца, известно, что именно она более активна, когда человек не сфокусирован на конкретной задаче и позволяет вниманию и мыслям блуждать.
Недавний метаанализ на основе 20 исследований 944 пациентов с СДВГ и 1121 нормотипичного человека выявил систематические изменения функциональных связей в DMN у людей с СДВГ. При этом синдроме некоторые регионы DMN слишком сильно активизируются во время обработки информации, что приводит к отвлечению и усложняет концентрацию внимания. Также у пациентов с СДВГ была обнаружена повышенная связь DMN и части префронтальной коры, отвечающей за мультизадачность, что может отражать склонность людей с СДВГ метаться между несколькими делами одновременно.
К счастью, с возрастом сеть пассивного режима работы мозга развивается, и в ряде случаев, если в детстве симптомы СДВГ сопровождаются нарушениями функциональной связности DMN, эти нарушения могут нейтрализоваться.
Важность гиперактивностиВторой компонент СДВГ — гиперактивность. Она не является обязательным признаком СДВГ. Еще в четвертой версии DSM, Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, от 1994 года было введено три подтипа СДВГ: с преобладанием дефицита внимания, с преобладанием гиперактивности, комбинированный. Было установлено, что, если проявления детского СДВГ попадают в категорию с преобладанием гиперактивности, с возрастом они переходят в комбинированную категорию.
Но даже при отсутствии явных симптомов гиперактивности (неспособность сидеть спокойно, склонность много двигаться и говорить, нетерпеливость и т. д.) у людей с СДВГ можно обнаружить менее заметные ее признаки: склонность ерзать, качать ногой или перебирать что-то руками.Долгое время подобные проявления рассматривались как отрицательный симптом и всячески блокировались в рамках общей направленности воспитания детей. Наверняка многие из читателей вспомнят, как в школе их учили сидеть за партой смирно, не качаться на стуле, не трясти ногой и т. д. Однако результаты последних исследований показывают, что проявления гиперактивности у людей с СДВГ могут быть не только признаком нарушенного контроля импульсивности, но и важным компенсаторным механизмом!
Поскольку люди с СДВГ часто подвержены скуке и сталкиваются с недостатком мотивации, что затрудняет концентрацию внимания, то даже небольшая физическая активность в виде движения конечностей может подстегивать нервную систему, давать ей недостающую стимуляцию и ресурс для фокуса и вовлеченности в деятельность. Например, когда детям 8–12 лет предлагали выполнить задания на оценку рабочей памяти, участники с СДВГ справлялись тем лучше, чем больше моторной активности себе позволяли (качали стул, двигали ногами и т. д.). Эта закономерность не наблюдалась в группе нормотипичных детей, поскольку тот уровень физической активности, который для детей с СДВГ играет роль вспомогательной самостимуляции, в случае отсутствия синдрома может быть излишним и отвлекающим.
Полезный шумКак еще можно объяснить то, что «мешающая» и «ненужная» физическая активность помогает людям с СДВГ? Обратимся к принципу стохастического резонанса, который предполагает, что если любой стимул предъявляется с интенсивностью ниже порога обнаружения, то его возможно обнаружить в присутствии небольшого шума, потому что шум, наложенный на сигнал, помогает последнему преодолеть порог (см. рис. 2). Если же шум оказывается слишком мощным, возможность обнаружить сигнал снова понижается.
Рисунок 2. Демонстрация стохастического резонанса. Красная прямая обозначает порог интенсивности сигнала, выше которого он может быть обнаружен. На графике (d) сигнал почти не превышает этот порог, и паттерны едва различимы на изображении (a). С добавлением гауссова шума с небольшой мощностью (b, e) прямоугольные паттерны начинают различаться. Но если мощность шума увеличить (c, f), паттерны в нем теряются. ИсточникПринцип стохастического резонанса соблюдается в любых физических системах, в том числе в системах восприятия человека и животных. А в контексте исследований СДВГ стохастический резонанс лег в основу так называемой модели умеренного возбуждения мозга (moderate brain arousal model). Ее авторы опираются на свидетельства дисбаланса в дофаминовой системе людей с СДВГ. Если упростить формулировку, то этот дисбаланс предполагает, что у людей с СДВГ пониженный уровень дофамина во внеклеточном пространстве приводит к повышению чувствительности к окружающим стимулам. Это усложняет управление вниманием и прочие важные процессы. Недостаточная внеклеточная дофаминовая активность сопряжена с низким внутренним уровнем шума нервной системы. Поэтому, предполагают авторы, для хорошего выполнения когнитивных задач людям с СДВГ требуется дополнительный шум, поступающий из внешней среды в качестве компенсации. В качестве шума с разной эффективностью могут выступать сторонние звуки, двигательная активность и т. д. Именно этот шум и должен улучшать передачу нейрональных сигналов по принципу стохастического резонанса.
Казалось бы, люди с СДВГ должны больше отвлекаться в присутствии шума, но именно он может помочь им достичь оптимального уровня когнитивной деятельности.И тому есть ряд подтверждений. Например, в одном из экспериментов фоновая музыка не только не отвлекала детей с СДВГ, но и помогала им лучше справляться с арифметическими задачами, чего не наблюдалось среди нормотипичных детей. А если во время решения задач на память создавался фоновый белый шум, то дети с СДВГ справлялись лучше, а точность решения нормотипичных детей падала.
Плохое воспитание или генетика?Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.
Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ достигает 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.
Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.
На дофамин как раз воздействует метилфенидат, являющийся первостепенным средством при фармакологической коррекции СДВГ в большинстве стран мира (однако в России и ряде других стран это вещество законодательно запрещено к использованию и обороту).Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).
Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. ИсточникНесмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?
Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.
В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.
Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.
В частности, исследование детей с СДВГ в четырехлетнем возрасте показало, что чем меньше они спали и чем меньше проводили времени за когнитивно полезными занятиями, например чтением и т. д., тем более выраженными симптомы СДВГ становились уже к семи годам.Также к возможным факторам, которые могут влиять на возникновение СДВГ у ребенка, относятся подверженность матери стрессу во время беременности, ее курение, употребление алкоголя, низкий вес при рождении ребенка. Впрочем, всё еще нет явных свидетельств того, что корреляция между этими факторами и возникновением СДВГ предполагает причинно-следственную связь.
Культура невнимательности и распространение СДВГС развитием цифровых технологий наша способность концентрировать внимание сталкивается всё с большим количеством препятствий. Бесконечные уведомления в мессенджерах, культ многозадачности, клиповый формат потребления информации не позволяют вниманию задерживаться на чем-то одном, если не прилагать сознательных усилий к ограничению цифрового воздействия. Возникает вопрос: может ли чрезмерная подверженность воздействию цифровой среды провоцировать развитие симптоматики СДВГ и объяснять наблюдаемый рост его распространения?
Предварительный ответ на этот вопрос был дан в рамках недавнего исследования. В нем приняли участие школьники 15–16 лет, которые на момент начала исследования не имели симптомов СДВГ. На протяжении двух лет оценивалась частота, с которой подростки взаимодействовали с цифровыми технологиями. Через два года оказалось, что высокая частота взаимодействия с ними была сопряжена с повышенными рисками возникновения симптомов СДВГ. На статистически значимом уровне с симптомами СДВГ оказались связаны частота проверки социальных сетей, просмотр изображений и видео, прослушивание музыки, чтение блогов и т. д.
Важно подчеркнуть, что причинность у этого эффекта могла быть обратной: исходное наличие СДВГ, еще не проявившегося на момент начала исследования, но проявившегося по прошествии двух лет, могло повышать предрасположенность участников к интенсивной стимуляции посредством цифровых технологий. В связи с этим важно проведение дополнительных исследований.
СДВГ, социальные навыки и отношенияПри обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.
Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции. Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали.
Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.
Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.
СДВГ в РоссииСтоит уделить внимание особенностям диагностики и коррекции СДВГ в России. Как уже было упомянуто выше, вещества — стимуляторы центральной нервной системы, традиционно используемые для коррекции СДВГ (среди которых метилфенидат, декстроамфетамин и др.), в России внесены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен. Впрочем, существуют условия, при которых ввоз указанных веществ на территорию Российской Федерации допускается для личного использования в медицинских целях. Причины, по которым указанные препараты не признаются, а некоторые из них даже именуются «детским кокаином», возможно, базируются на необоснованных утверждениях о том, что такие стимуляторы в любом случае либо сами вызывают зависимость, либо провоцируют зависимое поведение. Несомненно, при фармакологическом лечении возникают риски формирования зависимости от многих лекарств, в том числе от обезболивающих или успокоительных.
Употребление метилфенидата и его аналогов в высоких дозах без предписания врача может приводить к зависимости (так же, как и злоупотребление другими средствами, воздействующими на нервную систему). Однако на основе метаанализа 15 исследований было установлено, что в результате приема стимуляторов у пациентов с СДВГ не повышается риск последующего возникновения зависимости.Поэтому для стимуляторов соблюдается тот же принцип, что и для иных медикаментов: прием этих препаратов должен осуществляться по предписанию врача и в терапевтически оправданных дозах.
Действие препаратов, используемых в России для коррекции СДВГ, базируется на увеличении уровня норадреналина и дофамина в мозге (например, атомоксетин, который положительно воздействует на симптомы СДВГ, но всё-таки в меньшей степени, чем некоторые стимуляторы). Альтернативные средства, применяемые в России для коррекции СДВГ, — это ноотропы, предположительно, улучшающие когнитивные функции.
Если же говорить о диагностике СДВГ, то пока нет возможности оценить его распространенность в России в силу отсутствия официальных статистических данных. Но опираясь на мнения экспертов, можно судить о том, что в России людям с СДВГ часто приписывают иные диагнозы (например, минимальную мозговую дисфункцию или органические расстройства мозга).
Указанные факты свидетельствуют о важности повышения осведомленности об СДВГ.
Эволюционные и когнитивные преимуществаВозможно ли, что симптомы СДВГ когда-то играли важную адаптивную роль с точки зрения эволюции?
Одна из теорий предполагает, что черты СДВГ были полезны в среде охотников-собирателей в быстро меняющихся условиях и при отсутствии большого количества ресурсов. В этом случае гиперактивность обеспечивала исследовательскую активность для поиска пищи и миграции в сторону лучших в климатическом плане областей.Импульсивность же была важна для быстрого реагирования на критические ситуации. Наконец, «невнимательность» возможно приравнять к сверхбдительности и слежению за возникновением угроз с разных сторон в быстро меняющейся среде.
Однако подобные теории всё-таки спекулятивны, хотя и могут потенциально проверяться в рамках экспериментов на ориентирование в незнакомом окружении, поэтому обратимся к тем когнитивным преимуществам, которые наблюдаются у людей с СДВГ в современности. Оборотной стороной неугомонности и гиперактивности выступает энергичность, невнимательности к скучным делам — гиперфокус на делах интересных, импульсивности — гибкость и способность к импровизации. Эти черты позволяют людям с СДВГ реализовываться в областях интенсивной деятельности, вызывающей энтузиазм и требующей вовлеченности, например в журналистике, предпринимательстве, творчестве и т. д.
Несомненно, такой взгляд на характерные особенности людей с СДВГ не должен обесценивать и заметать под ковер проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Проблемы есть, но СДВГ не приговор. Жизнь человека с этим синдромом может быть увлекательной, приносить удовольствие и многочисленные достижения — а поддержка со стороны окружающих, фокус на потенциале и правильный выбор терапии могут в этом помочь.
FV IMPACT :: Темы для здоровья
ПЕРЕВОД
Главная > Темы для здоровья
Темы, приведенные ниже, помогут вам определить важные вопросы для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка от младенчества до взрослой жизни.
1. Содействие поддержке семьи: Воспитание здоровых детей и здоровой семьи – важная и тяжелая работа. Всем нужна информация и поддержка. Подумайте о том, что вам нужно, чтобы делать свою работу наилучшим образом, и о том, кто поддерживает вас — семья, друзья, поставщики медицинских услуг. Подумайте также о том, что вы можете предложить другим.
2. Содействие развитию детей: Дети растут и развиваются по-разному и быстро превращаются из младенцев в малышей и подростков. Как родители, мы дарим любовь и поддержку. И так же, как меняются наши дети, меняется и наша роль родителей. Мы должны научиться, когда помогать, когда устанавливать ограничения, а когда оставаться в стороне, пока они делают шаги к взрослой жизни. Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.
3. Укрепление психического здоровья: Здоровье включает в себя как физическое, так и психическое благополучие. Семьи, друзья, поставщики медицинских услуг, учителя, тренеры и другие лица могут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе и чувства радости ребенка. Узнайте об эмоциональном и социальном развитии детей, чтобы знать, чего ожидать, когда нужно беспокоиться и где найти ресурсы.
4. Содействие здоровому весу: Здоровое питание, пищевые привычки и активность важны для поддержания здорового веса и здоровья на всю жизнь. Дети учатся на примерах для подражания. Когда они видят, что родители и другие люди едят здоровую пищу и ведут активный образ жизни, они с большей вероятностью будут делать то же самое. Вес сегодня является проблемой для многих, но доступно больше ресурсов и поддержки.
5. Содействие здоровому питанию (Здоровая пища и питание): Питание вносит основной вклад в рост детей, их здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Культура вашей семьи и доступ к здоровой пище помогают формировать пищевые привычки ваших детей. Вы можете помочь им узнать, когда и что есть и как готовить пищу, чтобы оставаться здоровыми. Разделение еды с другими также является важным социальным событием.
6. Содействие физической активности: двигайтесь ! Это сегодняшнее послание для всех — от младенцев до взрослых. Физическая активность помогает детям и семьям формировать здоровые привычки, которые поддерживают здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Спорт, игры и другие занятия — отличный способ для детей и взрослых развить новые навыки и весело провести время. Кроме того, физическая активность в сочетании с правильным питанием способствует здоровому весу.
7. Содействие здоровью полости рта: Здоровье полости рта является ключевой частью общего здоровья ребенка. Это больше, чем зубы. К ним относятся десны, губы, рот и лицо. Это также включает жевание и глотание, потому что эти движения влияют на питание и самочувствие ребенка. Здоровье полости рта также может повлиять на уверенность детей в себе — на то, как они относятся к своему внешнему виду в целом. Стоматологический дом важен для всех детей.
8. Содействие здоровому сексуальному развитию и сексуальности: Здоровое сексуальное развитие и сексуальность включают формирование образа здорового тела, построение здоровых отношений и изучение тела. Это также включает в себя изучение подходящих способов проявления привязанности; разница между любовью и сексом; и научиться принимать ответственные решения о сексуальной активности. Дети и молодежь принимают более обоснованные решения, когда у них есть возможность поговорить со взрослыми, которым они доверяют, и у них прочные связи со своими семьями.
9. Содействие безопасности и предотвращению травм: Детям нужна безопасная среда, чтобы расти и развиваться. Родители следят за безопасностью младенцев и детей младшего возраста. По мере того, как дети растут, друзья, воспитатели, учителя, инструкторы и другие лица также помогают обеспечивать безопасность детей. А дети старшего возраста и подростки начинают учиться брать на себя ответственность за собственную безопасность. Родителям бывает трудно понять, когда отпустить ребенка. Постарайтесь быть на шаг впереди развития вашего ребенка — знайте, что ваш ребенок может делать и чего разумно ожидать.
10. Содействие отношениям и ресурсам в сообществе: Сообщество может разными способами способствовать здоровью и благополучию детей и семей. Сообщества включают в себя людей, но это больше, чем люди — медицинские и социальные службы, школы, местное самоуправление. Многие программы, услуги и ресурсы влияют на качество жизни, и многие люди могут помочь сделать ваше сообщество заботливым.
Как обучать здоровому питанию на тему питания дошкольников
Осень — идеальное время для тема дошкольного питания . Со всеми праздниками, посвященными еде, наполненными таким количеством сладостей, это идеальное время, чтобы научить наших подрастающих дошкольников вариантам здорового питания .
Добавьте эти занятия по здоровому питанию к своей теме питания для дошкольников.Очень важно сформировать у ребенка привычки здорового питания в раннем возрасте. Тема еды и питания в дошкольном учреждении — отличный шаг в правильном направлении.
В этом блоке дети узнают о различных пищевых групп. Они также добираются до , чтобы сделать несколько выборов в отношении их изучения еды, очень похоже на выбор, который они получают в реальной жизни.
Часто задаваемые вопросы об обучении детей здоровому питанию
Поощрение дошкольника к выбору здоровой пищи может быть непростой задачей. Вот несколько вопросов, которые мне часто задают о том, как заставить маленьких детей есть здоровую пищу. Эти вопросы включают в себя то, какие виды деятельности дошкольного учреждения следует добавить в планы уроков дошкольного образования на тему «Еда и питание».
Как вы обучаете дошкольников правильному питанию?
Правильное питание важно, потому что питательные вещества питают наш организм и позволяют нам заниматься всеми любимыми делами, что важно объяснить нашим дошкольникам.
Объясните дошкольникам пищевую пирамиду и помогите им понять, что каждая группа продуктов питания важна, потому что в группе продуктов питания есть особые питательные вещества, которые не только помогают нам расти большими и сильными, но и помогают нам думать и становиться умнее.
Какие простые занятия по правильному питанию можно предложить дошкольникам?
Помощь вашему дошкольнику в понимании важности правильного питания во многом зависит от воздействия пищевых продуктов в различных условиях (как в игровых, так и в реальных условиях). Вот несколько способов включить выбор здорового питания в ваш дошкольный день.
~ Разнообразный выбор здоровых закусок.
~ Превратите свой игровой центр в продуктовый магазин.
~ Купите высококачественную игровую еду, которая похожа на настоящую и здоровую.
~ Попросите дошкольника помочь вам составить список продуктов.
~ Возьмите с собой дошкольника за продуктами и позвольте ему самому выбирать, что покупать.
~ Готовьте вместе с дошкольником.
~ Делайте проекты декоративно-прикладного искусства, связанные с едой.
~ Подарите себе игривость, приготовив сенсорный стол для здоровой пищи.
Как вы рассказываете дошкольникам о здоровой и нездоровой пище?
Вместо того, чтобы обозначать продукты как «нездоровая пища», перефразируйте их как «иногда» продукты. Иногда мы едим продукты в умеренных количествах, потому что они менее питательны.
Также важно учить дошкольников размерам порций при выборе различных пищевых групп. Иногда продукты должны иметь меньшие порции, потому что они просто не так эффективно питают наше тело и разум, в то время как овощи могут быть неограниченными.
Кроме того, важно не придавать слишком большого значения ценности некоторых продуктов. Например, больше не рекомендуется «доедать свою тарелку», прежде чем насладиться небольшой конфетой во время обеда. Вместо этого предлагайте конфеты во время обеда, чтобы ваш дошкольник не привык думать, что сладости имеют большую ценность, чем другие продукты.
10 Занятия по теме «Продовольствие и питание»
Удивительно, но почти 25% детей в возрасте от 2 до 5 лет страдают ожирением или избыточным весом! При обучении еде и питанию в дошкольных учреждениях важно не называть продукты «хорошими» или «плохими» для вас. Мы не хотим, чтобы дети чувствовали себя плохо из-за своего выбора.
Эти занятия по еде и правильному питанию для дошкольников обязательно наполнят вашу дошкольную тему питания всеми лучшими занятиями, в том числе занятиями по здоровому питанию для малышей.
Книги с картинками на тему еды и питания
Существует так много замечательных детских книг, которые учат детей здоровому питанию. Вот некоторые из наших любимых книг о еде и питании, которые идеально подходят для дошкольников.
Эти книги стали неотъемлемой частью нашей дошкольной темы о еде и питании, поскольку они стали отличным продолжением многих наших занятий. Чтение книг с детьми также побуждает детей говорить о еде и здоровом образе жизни, что является важной частью учебного процесса.
Книги для взрослых по обучению здоровому питанию
Если вас действительно интересуют мельчайшие подробности о том, как избавиться от привередливого едока, эти книги просто великолепны.
Фрукты и овощи, сортировка по цвету
Распечатайте эти карточки с фруктами и овощами из Монтессори для всех и попросите учащихся рассортировать их по цвету. Я положил на пол кусок пенопласта всех фруктовых и овощных цветов (включая белый и коричневый). Затем я раздавала карточки одну за другой, пока все картинки не были отсортированы.
Это было отличное вводное занятие для студентов. так как некоторые не узнали все изображенные фрукты и овощи. Там, где мы живем, фрукты, такие как инжир, гранат и гуава, трудно найти и, как правило, они очень дороги. Таким образом, эта деятельность позволила учащимся узнать о различных фруктах и овощах, с которыми они не были знакомы.
Мы используем эти карточки для различных занятий в нашей дошкольной теме «Еда и питание».После сортировки мы использовали те же самые материалы для графического отображения изображений по их цветам! Студенты обнаружили, что мы склонны есть больше продуктов одного цвета, чем других.
Здесь мы создали большой график на полу, используя карточки с фотографиями еды.Eat The Rainbow Color Organization
Приведенная выше сортировка по цвету приводит нас прямо к обсуждению того, какие фрукты и овощи делают нас здоровыми. Они делают нас сильными, быстрыми и умными. . . все то, чем хочет быть четырехлетний ребенок.
Я предложил учащимся разложить карточки по цветам, чтобы получилась радуга. Как только наша радуга была сделана, я поделился со студентами тем, как мы должны есть разноцветные продукты. Мы должны есть разные цвета каждый день. Мы должны съесть радугу .
Наконец, я предложил учащимся выбрать продукты из радуги, чтобы представить продукты, которые они могут съесть за один день. Цель состояла в том, чтобы у каждого ученика была цветовая гамма.
Мы призываем детей «есть радугу», потому что продукты разных цветов содержат разные питательные вещества, что помогает детям получать более широкий спектр питательных веществ.Сортировочная книга по группам пищевых продуктов – бесплатная версия для печати
Описанное выше действие естественным образом привело нас к следующему. Эта книга о еде помогла дошкольникам подумать о том, что они любят есть и как они вписываются в поедание радуги.
Честно говоря, я не тратил много времени на обсуждение пищевой ценности каждой группы продуктов. Я потратил больше времени на то, чтобы помочь студентам определить, какие продукты подходят для каждой группы.
Указания очень простые.
- Разрежьте два листа цветной бумаги вдоль пополам. Сложите пополам и скрепите, чтобы получился буклет.
- Раскрась картинки с едой и разрежь их.
- Вклейте в буклет.
Получите бесплатную брошюру по групповой сортировке продуктов питания
Искусство гравюры на фруктах и овощах
Учащиеся изучили некоторые распространенные фрукты и овощи, выполняя гравюры. Я начал с того, что показал всю еду и попросил студентов назвать ее.
Затем я аккуратно нарезал каждый, и ученики подумали, что это так здорово — заглянуть внутрь. Мы кратко обсудили то, что увидели (но вы могли бы абсолютно расширить это до полноценного научного центра пищевых продуктов).
Затем мы приступили к гравюре. Мы использовали сельдерей, яблоки, грибы, лук и болгарский перец. Я люблю лук, потому что каждое колечко видно.
Можете ли вы сказать, какие отпечатки остались от каких овощей?Рисование стеблями сельдерея
Это действие произошло непреднамеренно.
Обрезая стебель сельдерея для вышеупомянутого задания, один ученик заметил, что внутренние стебли выглядят как кисти для рисования. Какой вдумчивый и наблюдательный ребенок!
Дети узнали, как использовать кисточки из сельдерея, чтобы делать различные отметки.Здоровые против. Игра «Папка с файлами нездоровой пищи»
Эта распечатка была любимой среди моих дошкольников. Мне как учителю это нравилось, потому что все можно удобно хранить в папке с файлами. Кроме того, это действительно помогло детям узнать разницу между выбором здоровой и нездоровой пищи.
Учащиеся бросают кости и передвигают свою фишку на соответствующее число. Если игрок попадает на здоровую пищу, он добавляет счетчик в свою сетку.
Если игрок приземляется на что-то нездоровое, он не получает жетон и должен ждать своего следующего хода, чтобы повторить попытку.
Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не заполнит всю сетку из десяти карт. Или, для более серьезной задачи или для старших дошкольников, я также добавил оценочную карточку к двадцати.
Ниже вы можете получить собственную копию игры.
Получите копию этой игры о здоровом питании ниже.Получите игру «Здоровые и нездоровые».
Здоровый против. Сортировка нездоровой пищи
Учащиеся использовали рекламу бакалейных товаров, чтобы выбрать здоровую и нездоровую пищу. На самом деле, это была «здоровая» еда, а не «иногда».
Однако я был немного более снисходителен к своим дошкольникам, чем обычно. Например, в нашем доме иногда едят фруктовый сок. Я бы предпочел, чтобы мои дети ели настоящие фрукты с кожурой, а не сладкий сок. Но, поскольку большинство родителей считают фруктовый сок полезным для здоровья, мы классифицировали его именно так.
Дошкольники использовали рекламу продуктов для сортировки разных продуктов. Мы обнаружили, что у разных семей были разные предпочтения и мнения. Это следует учитывать.Истории со смайликами и наклейками с фруктами и овощами (под диктовку)
Я люблю рассказы под диктовку для начинающих писателей. Я купил эти наклейки с фруктами и овощами только для этого занятия. Студенты выбрали три стикера, которые стали героями их истории. Затем они добавили детали маркерами, и, наконец, каждый ученик продиктовал мне свою историю, пока я ее записывал.
Пример ниже — это история моего сына, которая меня рассмешила. История продолжилась рассказом о торнадо и молнии. Овощи сели в машину и уехали от непогоды, пока все не оказались в безопасности. Забавная история от забавного ребенка.
Ключ к рассказам под диктовку — записывать именно то, что диктует вам ваш дошкольник. Это поможет им понять, что письмо имеет смысл.Дополнительные занятия по еде и питанию
Эти занятия — только начало отличного раздела, и я люблю их преподавать. (Знаю. Я так говорю обо всем дошкольной тематике). Чтобы узнать о других увлекательных занятиях по еде и питанию для дошкольников, ознакомьтесь с моим набором заданий о еде и питании, который можно распечатать!
&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;A HREF=»http://ws- na. amazon-adsystem.com/widgets/q?rt=tf_cw& AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP; AMP ;AMP; amp;#038;ServiceVersion=20070822&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;#038;MarketPlace= US&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;#038;ID=V20070822%2FUS%2Fstaathomedu-20 %2F8010%2F08bf3431-9a91-4c96-ad6c-0698dadc9885&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;#038;Operation=NoScript ”&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;Amazon.com Widgets&amp;amp;amp; amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/A&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp ;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
Сара Панкони, MAT
Я Сара, педагог, ставшая домохозяйкой пятерых детей! Я владелец и создатель Stay At Home Educator, веб-сайта о преднамеренном обучении и целенаправленном обучении в раннем детстве.