Как рисовать блики правильно, а не ставить их наугад — Gamedev на DTF
Начинающие художники часто ставят блики как попало. Иллюстратор Марко Буччи, работавший с Disney, показывает, как делать это реалистично — и объясняет, почему всё работает именно так.
12 158 просмотров
Если разобраться, как именно свет отражается от объекта и как расположены плоскости на человеческом лице, работа с бликами становится понятнее.
Объекты в реальной жизни — даже гладкие, вроде сферы ниже — состоят из отдельных плоских граней, называемых «плоскостями».
Представьте себе эти плоскости как крошечные зеркала, отражающие окружающую их среду. Когда появляется источник света, зеркала, которые находятся в правильном положении, отражают этот источник света прямо вам в глаза. Возникает яркий блик!
Поскольку отражение зависит от угла падения света, положение блика на объекте будет меняться либо при движении камеры, либо при перемещении самого источника света. В обоих случаях плоскость, которая оказывается под правильным углом для отражения света в ваши глаза, визуально меняется.
С конкретного угла зрения и с конкретным источником света только одна плоскость находится под правильным углом, чтобы бликовать. От остальных свет будет отражаться мягче.
Однако более сложная форма, например, человеческая голова, имеет очень разнообразный набор плоскостей, которые могут создавать блики сразу в нескольких местах.
Важно выделять основные плоскости на каждом объекте и расставлять блики. Визуально блики считываются так, что дают глазу информацию как об объёме и форме объекта, так и о положении источника света.
Блики — лучшие друзья художника! Почему? Если взять изображение и сгладить все тона, то можно сделать изображение снова объёмным очень быстро, просто добавив блики. Они дадут глазу представление о форме.
Хотя блики всегда являются отражением источника света, можно разделить их на три категории: одноплоскостное отражение; гребенчатое отражение; многоплоскостное отражение.
1. Одноплоскостное отражение
Верхняя плоскость этого ящика освещена, но и только. Ничего не выделено, свет не отражается прямо в глазное яблоко.
Но когда источник света перемещается под правильным углом относительно нашего взгляда, вся верхняя плоскость превращается в блик, потому что теперь свет отражается прямо в глаза.
В реалистичной 3D-модели можно перемещать свет, и на лбу появляется хороший одноплоскостной блик. А вот художник Дрю Струзан изображает тот же одноплоскостной блик на лбу Хана Соло.
Нужно помнить, что форма человеческого лба не идеальна. На обрубовке (гипсовые головы называются именно так) это просто «ровная плоскость», и это структурно верно, но посмотрите на фотографию реального лба. Его плоскость разбита порами, морщинами и дефектами поверхности кожи.
2. Гребенчатое отражение
Расположение плоскостей на этих обрубовках очень наглядное, с чёткими гранями.
Структурно очень удобно, но не реалистично. В жизни большинство плоскостей очерчены не так идеально и имеют мягкие переходы. 3D-программы называют это «скашиванием», и это выглядит так: две плоскости получают что-то вроде промежуточного перехода между ними, некий переходный «гребень».
Бликует в основном это ребро. Оно ловит большую часть световой волны, и та отражается в глаза. Когда свет перемещается, можно увидеть, как блик бежит вдоль «гребня».
Вот фото реальных лица и носа рядом с обрубовками:
По обрубовке видно, как расположены плоскости, но теперь нужно добавить промежуточную «гребенчатую» плоскость. Обратите внимание на блики, идущие вдоль плоскости гребня. Можете сами перед зеркалом покивать головой и полюбоваться на блик, бегущий вверх и вниз по переносице.
На неподвижной картине вы не можете показать это в нескольких положениях, поэтому выберите одно место и нарисуйте блик с небольшой шириной, чтобы показать природу дорожки. Опять же, это дает полезную информацию о форме и о положении источника света.
Вот фотография реального человека, а также Хан Соло ещё раз:
Помните, здесь встречаются две плоскости.
Приблизим губы с фотографии женщины. Здесь есть плоскость, направленная вверх, и плоскость, направленная вперёд. Если предположить, что угол правильный для отражения источника света, блик бежит по гребню, как по дорожке.
Не стоит забывать про несовершенства и мимику. При нейтральном выражении лица лоб довольно плоский, на нём не так много места для мелких бликов. Но с хмурым выражением лица внезапно появляются новые плоскости:
3. Многоплоскостное отражение
Многоплоскостное отражение происходит на пересечении трёх и более плоскостей.
Давайте снова посмотрим на нос. Здесь четыре основных плоскости. Точка, в которой они пересекаются, получает классическую точечную подсветку.
У «гребня» в прошлых примерах была заметная ширина, а многоплоскостные блики существуют в гораздо более ограниченном пространстве. Поэтому они принимают вид маленьких точек.
Посмотрите на старую работу Буччи слева. Точечные блики, как правило, популярны среди начинающих художников, но на самом деле они не так уж и распространены в реальности.
На картине Ричарда Шмида справа есть классический точечный блик на носу; ещё один, тоже классический, в глазах; менее распространённый на подбородке; и ещё один — который все забывают — прямо в уголке рта.
Блик в уголке рта самый «недооцененный». Его составляют три плоскости: кармашек в самом углу рта, сужение нижней губы и скошенный вниз край. Там, где они встречаются, если угол света правильный, получается этот приятный маленький блик.
Вот красивая работа Ruan Jia (справа). Можно заметить, что несмотря на разный стиль, расположение бликов одинаковое на двух картинах.
Давайте применим всё это на практике
Начнём с обычного лайна. Старайтесь не добавлять слишком много теней, потому что наша цель — передать большинство объема через блики.
Свет падает сверху слева.
Сперва одноплоскостные отражения: займемся областью лба над бровью, а потом той, что под носом. Не стоит просто раскрашивать их: если постараться передать текстуру кожи и форму мимических мышц, то картинка выйдет живее. Блик под носом будет менее ярким, чем на лбу, потому позволим ему немного сойти на нет.
Теперь гребенчатые блики, их будет довольно много:
— начнём с того, что проходит по переносице;
— ещё один штрих на нижнем веке;
— большой блик там, где боковая плоскость носа встречается со щекой;
— распространенный «гребень» идёт вдоль скулы;
— ещё один подчеркивает верхнюю губу и область «лука купидона»;
— блик на нижней губе;
В конце добавим небольшие вспомогательные блики: подчёркнём складки кожи, вызванные выражением лица и т. д. И не забывайте про ухо!
Перейдём к многоплоскостным отражениям. Помните, это классические маленькие «точечные» блики.
— на кончике носа;
— в уголке рта;
— в уголке подбородка;
— в глазах.
Вы можете сделать эти наброски за считанные минуты и получить привлекательный 3D-эффект. Так что попробуйте! Успех зависит от понимания, как располагаются плоскости на форме головы (и любого другого объекта, который вы хотите нарисовать).
Текст перевела Середа Екатерина, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Глаза аниме — как рисовать аниме глаза карандашом
Дополнение к основным урокам по глазам.
В этом уроке Вы найдете описание разных стилей как рисовать аниме глаза карандашом.
Содержание
- 1 Вступление. Основы рисования глаза
- 2 Хитрость в подсветке или как избежать ошибок
- 3 Другие типы глаз
Вступление. Основы рисования глаза
Когда я начал рисовать в стиле аниме, у меня получались скучные глаза без эмоций (как на рисунке). Со временем моя техника улучшилась, и я сделал это руководство, что бы помочь вам избежать некоторых ошибок и оживить вашего персонажа.
Я всегда предпочитаю начинать рисовать глаз с радужной оболочки. Форма радужной оболочки, как правило, это окружность. Одно из преимуществ рисования глаза в стиле аниме это то, что нет четких правил, за исключением некоторых основ. Так что вы можете изменять форму (делать ее овальней или округлей) или даже удалять некоторые линии в любой момент.
Далее, рисуем линии, где будут находиться веки и ресницы. Как правило, рисуется яйцеобразная или миндалевидная форма. Затем, незаконченной окружностью изображаем зрачок.
Теперь, добавим изюминку. Нарисуем один или два блика света, которые отражаются на поверхности глаза.
Подсказка: Если вы рисуете загадочного или незаинтересованного персонажа, то его глаза должны быть без бликов.
Хитрость в подсветке или как избежать ошибок
Глаза отражают друг друга, не так ли? Не совсем. При рисовании бликов на глазах, обратить внимание на источник света. Убедитесь, что блики находятся на одной стороне глаз.
Старайтесь не переусердствовать с бликами, если вы не хотите, чтобы глаза вашего персонажа выглядели усыпанными конфетти.
В конце мы дорисовываем ресницы и тень в верхней части радужной оболочки. Так же добавляем несколько линий над глазом, что бы показать, что веко расслаблено.
Другие типы глаз
Существует множество разных стилей рисования глаз. Некоторые из них мы и рассмотрим ниже.
Такой стиль обычно используется для рисования глаз у девочек.
Рисуется большая радужная оболочка и большой зрачок с бликами.
Что бы сохранить правильные пропорции, глаз рисуется немного больше. Перевернутые ресницы передают юность и невинность персонажа.
Такой стиль больше подходит для готического персонажа.
Радужная оболочка без бликов.
Форма глаза заостренная и приподнятая вверх.
Ресницы длинные и острые (в форме пика).
Такой стиль подходит для персонажей, которые безразличны к окружению или находятся под гипнозом.
Рисуется большая радужная оболочка без зрачка.
Угловатый стиль глаз.
Радужная оболочка глаза, тени и блики на глазе – все нарисовано с помощью небольших угловатых площадей.
Если вы любите угловатые формы, то этот стиль для вас.
Такой стиль обычно используется для рисования мужских глаз.
Как правило, форма глаза широкая, а радужная оболочка маленькая.
Блики на глазах не ярко выражены.
Кроме того, ресницы рисуются жирными линиями, без детализации.
Стиль глаз молодых парней или взрослых девушек.
Широкая вытянутая форма.
Блики на глазах ярко выражены.
Ресницы рисуются жирными линиями с детализации.
Такой стиль обычно используется для рисования взрослого, а также используется для сердитого или серьезного персонажа
Основная форма глаза – параллелограмм.
И наконец, простой стиль. Форма для мужских и женских глаз.
Для художников, которые рисуют мангу и печатаются в журналах, простота это ключ к соблюдению установленных сроков.
В простом стиле, обычно не используют слишком сложные глаза, так что не беспокойтесь о довольно простых и скучных основных линиях.
Здесь также представлена простая форма для женских глаз.
Если Вы не особо заинтересованы в рисовании экстравагантных и сложных глазах, то простой стиль – хороший выбор.
На этом я заканчиваю. В основном руководство в значительной степени охватило все, что вам необходимо знать. Не бойтесь искать новый стиль при просмотре аниме и манги, и не стесняйтесь экспериментировать! Во всяком случае, рисовать глаза это весело. А практика, практика, практика, поможет вам сделать глаза ваших персонажей выразительнее и красивее.
Также Вы можете посетить урок: как рисовать глаза.
Автор урока: Kaasen
Перевод: Prescilla
Вы хотите узнать, как научиться рисовать карандашом? Тогда посетите раздел уроков по рисованию аниме карандашом на Bakemono. RU
Тренировка глаз художника: блики и отражения
Мы много говорим о тенях в рисовании, но очень важно также думать о том, как свет отражается от разных поверхностей. Это определяет блики и другие вещи, которые нам нужны для рисования фигур, пейзажей или объектов. На этот раз мы собираемся тренировать свое зрение, наблюдая за вещами, которые мы видим в повседневной жизни, а также изучая рисунки некоторых мастеров-художников.
Два типа отражения
- Вообще говоря, мы можем думать о двух типах отражения — диффузном и зеркальном отражении. Это звучит как сложный термин, но вы будете хорошо знакомы с ними обоими. Чтобы объяснить это, я собрал все это научное оборудование. После того, как мы изучили оба типа отражения, мы подумаем о том, что все это значит для того, как мы рисуем людей.
Зеркальное отражение
Зеркальное отражение — это то, о чем вы обычно думаете, когда произносите слово «отражение». Твое лицо в зеркале, эти действительно яркие кусочки на чем-то блестящем. Это просто означает, что световые лучи отражаются от гладкой поверхности, гладкой на микроскопическом уровне, так что световые лучи отражаются от поверхности вот так.
Рассеянное отражение
Многие поверхности недостаточно гладкие, чтобы давать сильное зеркальное отражение. Когда поверхность шероховатая на таком микроскопическом уровне, свет отражается от нее, но во всех направлениях. Лист бумаги, хотя и кажется гладким, на микроскопическом уровне шероховат, поэтому зеркального отражения не так много, это в основном диффузное отражение. Так что свет от этих объектов все еще идет вам в глаза, так что мы все еще можем их видеть, и на самом деле этот диван, мою футболку, мы видим большую часть этих вещей в мире из-за этого рассеянного отражения.
Другие отличия
С помощью зеркального отражения можно многое узнать о самом источнике света – откуда он исходит и часто даже о его форме. При диффузном отражении эта информация теряется, поскольку свет рассеивается повсюду.
Диффузное отражение позволяет лучше видеть сам объект. С глянцевой бумагой я получаю много зеркального отражения, поэтому иногда трудно читать при ярком прямом свете, но когда это обычная матовая бумага, это намного проще.
Где ваши глаза? он довольно равномерно разбросан. Если ваши глаза здесь, они получают немного света, если они здесь, они все равно получают немного света.
Зеркальное отражение зависит от того, где находятся ваши глаза. Здесь вы получаете этот свет, как будто он исходит прямо от источника света. Зеркальное отражение отражает свет в определенных направлениях, а не повсюду, поэтому ваши глаза видят только тот свет, который исходит от объекта под определенным углом. Чтобы узнать, видите ли вы зеркальное или диффузное отражение, немного поверните голову и посмотрите, движется ли отражение при вашем движении.
Где ярче всего?
Насколько ярким будет диффузное отражение, зависит от того, насколько сильно и прямо свет падает на объект. На этом шаре свет падает сильнее всего, и это самая яркая часть с точки зрения диффузного отражения. Мы могли бы переместить камеру, и это все равно было бы самым ярким пятном.
Но зеркальное отражение связано не с тем, куда свет падает сильнее всего, а с тем, куда свет падает так, что свет отражается прямо в наши глаза. Итак, на этом слегка блестящем шаре вы можете увидеть зеркальное отражение, и оно движется вместе с камерой. Он имеет тенденцию быть очень ярким.
Различные поверхности в реальном мире
Таким образом, в повседневной жизни вы можете видеть всевозможные смеси этих двух типов отражений. Некоторые поверхности имеют сильное зеркальное отражение, например, хромированные детали или гладкая поверхность лужи. Мы можем видеть не только прямой свет от источников света, отраженный в наших глазах, но и свет от всего, что отражается от этих поверхностей.
Некоторые поверхности имеют небольшое зеркальное отражение, но их поверхности не идеально гладкие, поэтому отражение немного мутное. Вы также можете увидеть реальный цвет объекта, а также его отражение.
Некоторые предметы почти не имеют зеркального отражения и имеют только рассеянное отражение, например, кирпичи или нелакированное дерево.
Некоторые поверхности имеют в основном диффузные отражения с небольшим количеством бликов. Итак, на этом мяче в основном вы видите сам мяч. Если мы двигаемся вокруг него, свет на шаре такой же. Но мы также видим здесь небольшое отражение непосредственно от источника света. Вы можете увидеть много уроков по искусству, которые объясняют свет, используя сферу с некоторым рассеянным и некоторым зеркальным отражением, подобным этому.
Криволинейные поверхности
Вы можете заметить, что на закругленных поверхностях или поверхностях с большим количеством плоскостей, например, на закругленных углах чего-либо, где-то на этой поверхности вы довольно легко найдете зеркальное отражение, которое, я думаю, потому что больше плоскостей, отражающих свет под большим количеством углов. С плоской поверхностью вам нужен более конкретный угол, чтобы получить отражение, потому что есть только одна плоскость, отражающая свет под одним углом. Это будет иметь отношение к видению отражений на людях.
Текстуры
Я обнаружил, что некоторые текстуры становятся более сложными для понимания, когда поверхность достаточно гладкая, чтобы иметь зеркальное отражение, но в большем масштабе она текстурирована. Волосы Мэгги — хороший пример. Ее мех очень аккуратный и гладкий, поэтому он повсюду имеет зеркальное отражение. Но это не простая гладкая поверхность, она состоит из множества волокон, каждое из которых имеет свою трехмерную форму, вроде цилиндра, и вместе они создают поверхность.
Я хотел понять, что происходит, поэтому я использовал закругленные ручки этих трубок для столовых ножей, думая, что они похожи на ее увеличенный мех. Каждая ручка имеет изогнутую поверхность, которая зеркально отражает свет в разных направлениях, поэтому все они имеют некоторое зеркальное отражение, которое находит объектив камеры, куда бы я его ни перемещал. Таким образом, я получаю линию зеркальных отражений на ручках.
Волосы Мэгги похожи на кучу блестящих трубочек, аккуратно выстроенных в ряд, потому что она такая блестящая красивая собака. Происходит то же самое, и я вижу линию отражений на ее меху. И мы видели, что в нашем уроке по рисованию волос блики на прямых волосах, как правило, пересекают направление прядей.
С этим матовым металлом, я думаю, происходит примерно то же самое. Зерно идет вот так, а зеркальное отражение пересекает его.
У кожи есть и то, и другое!
Кожа будет иметь яркие области, где свет падает сильно и есть много диффузного отражения. Они основаны на том, какие части кожи наиболее прямо обращены к свету. Но кожа также будет иметь действительно яркие области, где есть зеркальное отражение, просто отражающееся прямо в наши глаза. Мы не суперотражающие, как хром, но есть зеркальное отражение. Он довольно приглушенный и едва уловимый, иногда довольно хорошо сочетающийся с обычным рассеянным отражением.
Вы можете видеть зеркальное отражение более отчетливо у людей с более темной кожей. Я даю наглядную демонстрацию этого в видео ЗДЕСЬ
Наши тела состоят из изогнутых трехмерных форм, есть много примерно цилиндрических форм, особенно идущих в разных направлениях. Так что там, где много плоскостей меняется, как мы видели с рукоятками ножей, вполне вероятно, что какая-то часть этих изогнутых поверхностей окажется под правильным углом, чтобы отражать свет от источника прямо в наши глаза, и мы Вы получите зеркальные отражения, так что вы часто будете получать блики, чтобы рисовать места, где поворачиваются самолеты.
Использование этого в рисунке
Итак, здесь Майко изучает рисунок ЛдВ и еще один Якоба Йорданса. Часто при рисовании на белой бумаге вы объединяете яркие области диффузного и зеркального отражения и оставляете их белыми. Они разные, но, в конце концов, эта разница между светлыми и темными областями в тенях важнее. Но если вы сможете найти способ выделить действительно яркое зеркальное отражение или особенно яркие части диффузного отражения, это поможет придать вашему рисунку ощущение трехмерности. В идеале вы можете сделать это без ущерба для контраста между светом и тенью, что более важно.
Отличный способ сделать это — рисовать на тонированной бумаге. Затем вы можете использовать белый цвет, чтобы подчеркнуть блики, и уголь или что-то еще для темных участков. Области диффузного отражения могут оставаться на бумаге нейтрального тона. Это то, что Майко делает здесь в своих исследованиях, и это то, что мы продемонстрировали в видео о методе trois crayons.
Линии этих бликов действительно могут помочь объяснить формы, на которые мы смотрим. Мы просим людей интерпретировать наши отметки на 2D-поверхности как 3D-формы, поэтому мы должны дать некоторые подсказки, а блики могут помочь двумя способами. То, как блики проходят по поверхности, помогает объяснить объем, точно так же, как это делают края теней. Во-вторых, то, куда мы поместили наши блики, объясняет, какие биты находятся под этим конкретным углом к источнику света.
Вы можете оставить белые блики для зеркального отражения или использовать его также для самых ярких областей в диффузном отражении. У нас нет оригинальной ссылки на исследование, но когда она делала это, она чувствовала, что LdV держал свои блики в зеркальном отражении, тогда как Джейкоб более свободно использовал белый цвет для всех довольно ярких областей.
Если вы не хотите использовать тонированную бумагу, некоторые художники любят наносить много средних тонов прямо на белую бумагу, а затем использовать ластик, чтобы просвечивать белый цвет бумаги. Но, как я уже говорил, другой подход состоит в том, чтобы использовать белый цвет бумаги для всех светлых областей, как диффузного, так и зеркального отражения, и сосредоточиться на рисовании затененных областей.
Так много прекрасных способов рисования, так много удивительных визуальных явлений, которые можно увидеть в повседневной жизни, я надеюсь, вам понравился этот выпуск нашей серии обучающих глаз художника и, возможно, выделите несколько минут в течение дня, чтобы заметить некоторые из этих различных отражений.
И последнее замечание . Если вы еще не участвовали в нашем конкурсе Fresh Eyes, я настоятельно рекомендую вам взглянуть! БЕСПЛАТНО 10-дневное задание по рисованию, посвященное изменению того, как вы видите фигуру. Задача подходит для все способности, независимо от того, новичок вы или опытный художник.
Как рисовать глаза простым, но эффективным способом
Всем известно, что глаза — это ворота в душу. Вы можете оценить эмоции людей, просто взглянув им в глаза. Поскольку рисование реалистичных глаз имеет решающее значение в портретах, вам следует потратить некоторое время на изучение того, как это сделать.
Если вы хотите научиться рисовать глаз, выражающий эмоции изображаемого человека, вам следует постоянно знакомиться с анатомией лица и мимикой. Этот 8-шаговый урок вращается вокруг техник, необходимых для рисования реалистичного глаза карандашом на бумаге.
Equipment needed for this tutorial
- Two pencils : one dark 2B (or 4B) and one HB
- Kneaded eraser
- Drawing paper
- Paper stump or cotton swab for blending
Шаг 1.

Начните с ручки HB, чтобы нарисовать форму глаза. Этот контур не должен быть слишком темным, чтобы линии не были видны дальше в этом уроке.
Несколько основных форм глаза дадут вам представление о том, где вам нужно разместить тени позже. Вы также должны уже отметить видимые отражения на зрачке, которые могут быть вызваны источником света.
Часто квадратный силуэт (окно), полукруглый знак или точка (солнце) используются для придания формы отражению света.
Возможность точного наблюдения за референсом важна, если вы не хотите просто нарисовать какой-то стандартный глаз.
Если вы хотите нарисовать эмоции или индивидуальный взгляд, вы должны учитывать различия в форме век и добавлять морщины, соответствующие настроению.
Шаг 2: Нарисуйте зрачок
Закрасьте зрачок карандашом 2B. Старайтесь не нажимать слишком сильно, так как стирание будет проблемой, если вам потребуется внести какие-либо исправления позже.
Вы можете снова пройтись по области, чтобы получить более темный цвет. При этом избегайте рисования на ярких светлых участках отражений света!
Шаг 3: Затенение радужной оболочки
Закрасьте радужную оболочку светлым тоном с помощью карандаша HB. Используйте растушевку или ватную палочку, чтобы растушевать этот слой и сгладить его.
Шаг 4: Нарисуйте узор радужной оболочки
Теперь карандашом 2B нарисуйте узоры, которые выходят из зрачка. Перекрывайте некоторые из этих линий, чтобы создать более толстые контуры.
Проведите штрихи от внешнего края радужной оболочки к центру, а также от зрачка к центру. Позвольте им исчезнуть к середине, чтобы предложить отражение в глазах.
Шаг 5: Работайте над радужной оболочкой с помощью бумажного обрубка и ластика
С помощью растушевки заполните более светлую область радужной оболочки. Аккуратно обработайте яркие блики. Вы все еще должны видеть линии, которые распространяются по радужной оболочке, когда вы закончите смешивание.
Когда большинство этих узоров/линий полностью исчезли, возможно, вы либо слишком сильно надавили на растушевку, либо недостаточно сильно нажали при формировании радужной оболочки с помощью карандаша 2B.
Аккуратно высветлите светлые области в этом центральном кольце радужной оболочки ластиком-клячкой, чтобы создать более выраженные блики.
Шаг 7: Нарисуйте ресницы
Начните с рисования ресниц. Сначала нарисуйте отдельные ресницы с их изгибом, чтобы показать их правильную структуру.
Используйте растушевку, чтобы заштриховать область под веком, чтобы придать глазу глубину и округлость.
Шаг 8. Как нарисовать глаза. Сделайте их яркими!
Если вы хотите научиться рисовать глаза, которые выделяются среди большинства других рисунков своей интенсивностью и глубиной, вам нужно проработать детали.
Воспользуйтесь ластиком-клячкой, чтобы подчеркнуть яркие блики. Выдающиеся области — белок глаза, область нижних ресниц и внутренний уголок глаза. Нарисуйте отражение ресниц в светлой области зрачка, обозначьте кровеносные сосуды или нанесите еще один слой штриховки на более темные части глаза.
Только когда детали выделяются и контрастность достаточно высока, глаза действительно начинают сиять.