Как рисовать наброски и зарисовки? Рисование с натуры набросков и краткосрочных зарисовок. — Ghenadie Sontu Fine Art
Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.
Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.
Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.
Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное.
Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить. Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует. Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно. В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением». Можно смотреть, но не видеть.
Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.
Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:
Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.
Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).
Развивать и укреплять зрительную память.
Научить работать «по представлению».
Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).
Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.
Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени.
Существуют несколько типов набросков:
Набросок с натуры.
Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти). Наброски исполняемые только «по памяти».
Наброски «по представлению».
Наброски, выполняемые комплексным способом с применением всех вышеуказанных способов.
Наброски по воображению (набросок — эскиз).
Зарисовка является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать». Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение. Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др. У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы. Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее. Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.
Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.
Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета. В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.
В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок. Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики). Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти).
Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт. Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут.
Модели — учащиеся 4 классов. Цель: знакомство с пропорциями головы человека.
Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.
In Академический рисунок, Обучение искусству, Рисунок*, скетчбук, Школа Искусств Tags Набросок с натуры, Наброски исполняемые по памяти, Эскиз, Зарисовка, Зарисовать, зарисовки головы человека, Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки, Наброски карандашом для начинающих, Наброски карандашом людей, Как рисовать наброски, Как научиться рисовать наброски?, Зачем нужны наброски?, С чего начать рисовать наброски?, Наброски голов, Рисование с натуры, Краткосрочные рисунки с натуры, Наброски и зарисовки, набросок и зарисовка, рисунок наброски и зарисовки, роль набросков +и зарисовок +в рисунке, зарисовка
Наброски.

- Главная
- Блог
- Enterclass’ные советы
- Наброски каждый день
Хороший совет для новичков или полезная привычка увлеченных художников?
Автор: Эксперты Enterclass
Enterclass’ные советы 15 сентября 2019
Что художник может успеть сделать за 15 минут?
За 15 минут можно выпить чашку чая, ответить на пару писем, собраться на работу и закончить ещё десяток будничных дел, которые мы выполняем на автомате.
А если так же буднично потратить 15 минут на наброски карандашом или акварелью? Сложно сомневаться в пользе этой практики, когда о ней говорит мастера – художники с мировыми именами!
Сергей Курбатов
художник
Александр Воцмуш
Тренируйтесь каждый день, достаточно по 10−15 минут. Рисуйте дома, деревья на улице, фигурки, срисовывайте с компьютера. Именно срисовывайте, очень дотошно. Не думайте о перспективе, анатомии, объёме и архитектурных стилях.
Это все пригодится потом, может быть. Для меня в рисунке важны не дома, деревья и человечки, а линии, формы, их направление, длина, положение на листе, положение относительно друг друга этих линий и форм. Я, как сканер, сканирую исходник и составляю карту. А потом каждое из пятнышек-форм-пазлов подгоняю друг к другу, чтобы в итоге все сошлось в одну гармоничную структуру.
Сергей Курбатов, художник
Обучение в Enterclass: курс Сергея Курбатова «Как рисовать фигурки людей»
15 минут несложных набросков в день, и шаг за шагом рисунок будет получаться стройнее. Вы разовьёте глазомер, начнёте быстрее и правильнее схватывать тональные отношения. Для натуры подойдёт что угодно: стопка книжек, пара обуви и даже собственная рука.
Но, если жизнь без цвета не мила, можно иметь наготове две-три кюветки или тубы акварели (тёплый и холодный оттенки) и кисть с резервуаром для воды. Хорошо подойдёт недорогая бумага. Ведь это просто тренировка, и до обильных заливок и многослойных техник вряд ли дойдёт.