Франсиско Гойя. Последние годы жизни
В последние годы жизни Гойя был вынужден эмигрировать во Францию — там он поселился до конца жизни. Посмотрим на его последние картины и выясним, почему он великий художник.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Франсиско Гойя
1. Поэт Моратин, 1824
2. Молочница из Бордо, 1825–1827
3. Хуан Мугиро, 1827
4. Портрет Хосе Пио де Молина, 1827–1828
5. Мариано Гойя, 1827
6. Неравный брак, 1828
Давайте поговорим о последних годах жизни Франсиско Гойи, которые ему пришлось провести в эмиграции.
💥 В 1823 году завершилась Испанская гражданская война. Группа военных под предводительством генерала Рафаэля дель Риего-и-Нуньес, выступавшая против королевской диктатуры, потерпела поражение, самого генерала казнили.
Против либералов опять начались гонения. Гойе пришлось отдать свой дом в дар внуку Мариано, а самому скрываться от роялистов в доме священника Хосе Дуасо.
В 1824 году Гойя эмигрировал во Францию. Там он сначала жил в Бордо в доме испанского поэта и драматурга Леандро Моратина, потом переехал в Париж, где остановился в доме испанца Хоакина Феррера. Осенью вернулся и снял в Бордо дом, где поселился с женой и дочерью.
🛏 В 1825 году Гойя тяжело заболел и какое-то время оставался парализованным. Однако смог восстановиться и продолжить работу.
🎨 1826–1827 дважды посетил Мадрид, где написал портрет внука Мариано. В эти годы работал над циклом «Быки Бордо», написал несколько портретов.
⛪️ Умер в 1828 году в Бордо после тяжелой болезни. Позже его прах перевезли в Испанию, а затем захоронили в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, которую он расписывал.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
2. Эдуард Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана, 1867
4. Александр Дейнека. Оборона Севастополя, 1942
5. Отто Дикс. Раненый воин, 1924
6. Отто Дикс. Война, 1932
Весь урок мы говорили о Франсиско Гойе. Давайте еще раз вспомним главное.
👨🎨 Франсиско Гойя — испанский художник, график. Родился в небогатой семье, не получил хорошего общего образования. Зато очень успешно учился живописи, среди его заказчиков были аристократы и королевская семья. Придерживался либеральных взглядов, из-за чего к концу жизни был вынужден переехать во Францию. В последние годы страдал от проблем со здоровьем.
🎨 Как писал. Создавал загадочные произведения, которые сложно отнести к какому-то конкретному направлению. Многие картины наполнены чувством тревоги, а некоторые просто пугают. Они выражают глубокие переживания художника.
🖼 Что писал️
▪ Церковные росписи. Создавал фрески и образы для церквей, но для него это была скорее дежурная работа — без эмоциональности, свойственной испанским мастерам прошлого.
▪️ Портреты. Начинал с комплиментарных портретов, но затем стал искусно передавать внутренний мир, характер человека. Некоторые портреты были почти карикатурами.
▪️ Натюрморты. Писал натуралистичные окровавленные куски мяса, рыбы — картины не вызывают приятных эмоций.
▪️ Картоны для гобеленов. Сотрудничал с Королевской мануфактурой «Санта-Барбара». Писал легкомысленные жанровые сценки в духе рококо.
▪️ Офорты. Создал несколько серий офортов на разные темы — «Тавромахия» о корриде, «Капричос» и «Диспаратес» с пословицами и критикой нравов, «Бедствия войны» об ужасах военного времени.
▪️ Сюжетные и исторические картины. В них критиковал жестокие религиозные традиции, захватчиков наполеоновских времен и испанскую монархию.
▪️«Черные картины». Созданы в «Доме Глухого». Это настенные фрески очень мрачного, пугающего содержания: «Два старика едят суп», «Шабаш ведьм», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Собака».
🦇 Влияние. Гойя вернул испанскому искусству мировую славу, потерянную после «Золотого века» Веласкеса и Эль Греко. Очень повлиял на будущее искусство.
Что почитать:
📕 Александр Якимович. «Гойя».
Хорошая книга из серии ЖЗЛ. Кроме скрупулезного описания жизни и творчества, много рассуждений о культуре Испании, ее истории, об испанском характере.
📘 Хосе Ортега-и-Гассет. «Веласкес. Гойя»
.Замечательная работа испанского философа о своих соотечественниках. У автора очень непредвзятый, глубокий и при этом уважительный подход — это отличная книга великого испанца о великих испанцах.
📙 Лион Фейхтвангер. «Гойя, или тяжкий путь познания» .
Самая известная беллетризованная биография Гойи, подробный и интересный роман о его жизни. Не без авторского вымысла и со своеобразным стилем. Но погружение в эпоху, множество исторических подробностей и мастерство писателя позволят вдумчивому читателю сделать свои выводы об очень неординарном художнике.
📗 Вера Калмыкова. «Франсиско Гойя».
Небольшая книжка, написанная живо и интересно — автор специализируется на путеводителях и экскурсиях, и здесь подача соответствующая. Коротко, содержательно и вполне ясно.
Что посмотреть:
🎞 «Гойя, или тяжкий путь познания» (1971)
Экранизация романа Лиона Фейхтвангера. И лучше прочесть перед просмотром книгу — фильм интересный, но рассчитан, похоже, на тех, кто уже знаком с романом.
🎞 «Призраки Гойи» (2006).
Очень интересный фильм с отличными актерами. Выбран один из самых мрачных и жестоких периодов, когда особенно свирепствовала инквизиция.
🎞 «Гойя в Бордо» (1999) .
Фильм о последних годах жизни художника. Тело немощно, болезни добивают физически, но память и ум при нем, и воспоминания и монологи разворачивают перед зрителем картину бурной жизни.
Музейная подборка
Посмотрим несколько работ Франсиско Гойи, которые находятся в Национальном музее Прадо в Испании.
1. Перепелиная охота, 1775
2. Снегопад или Зима, 1786
3. Карл III в охотничьем костюме, 1786–1788
4. Маха обнаженная, 1797–1800
5. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
6. Читающие мужчины, 1819–1823
7. Молочница из Бордо, 1825–1827
За этот урок мы достаточно узнали о жизни и творчестве Франсиско Гойи, чтобы попробовать свои силы в тренажере.
Кажется ли вам, что работы мастера легко узнаваемы? На что вы обращаете внимание в первую очередь?
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
«Это могло родиться только в мозгу грешника»: загадка «Мрачных картин» Гойи
Экспрессионизм за сто лет до его началаМонахи-инквизиторы и их пьяная паства, бесстыдные бабы, смеющиеся над мастурбирующим мужчиной, жестокие мойры, безжалостная в своей победительной женственности Юдифь – на них и прочих персонажей «Мрачных картин» трудно смотреть оставаясь равнодушным. Это живопись, про которую одновременно хочется сказать так: невозможно смотреть и невозможно отвернуться.
Создав в первой четверти XIX века эти работы, Гойя опередил свое время, сумев выразить суть безумия, мракобесия и жестокости так, будто раньше других увидел мир, еще более страшный, чем его собственный. Он стал предтечей экспрессионизма XX века, и это ярче всего проявилось в «Мрачных картинах».
Их никто не хотел покупать на Всемирной выставке в Париже из-за их шокирующих и депрессивных сюжетов, но теперь они считаются одной из жемчужин музея Прадо.
Посетители со всего мира по-прежнему надолго замирают в Прадо перед обезумевшим «Сатурном» или одинокой «Собакой» под пустыми небесами, идущими прямо на зрителя пьяными «Паломниками» или «Поединком на дубинах», где оба дерущиеся, увязшие по колено, одинаково обречены на смерть.
У каждой картины есть не одно имя при том, что авторские названия, существовали они или нет, неизвестны.
— Прадо использует названия, которые работы получили в исторических источниках, поэтому у некоторых картин по два варианта, — говорит Вирхиния Альбарран. — Музей не выбирает один вариант, так как мы не знаем, какой из них правильный, и тем более — как картины называл сам Гойя.
«Фантастические видения» (или «Асмодей»)
Одна из самых загадочных картин этой серии. Асмодей — демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения из библейской Книги Товита. Асмодей также упоминается в греческом мифе о Прометее, в котором богиня Афина пронесла его над Кавказскими горами. На картине изображены две парящие в небе фигуры, мужская и женская, со страхом смотрящие в разные стороны. В форме гор критик Эван Коннелл увидел форму Гибралтар, где после гражданской войны, начавшейся после революции 1820—1823 годов, скрывались испанские либералы. На переднем плане группа французских солдат, которые прицеливаются в бредущих у подножия горы похожих на беженцев людей, напоминает другую картину Гойи — «Третье мая 1808 года в Мадриде».
Как и в некоторых других работах этой серии, Гойя использует эллиптический визуальный прием для искажения перспективы. По словам писателя Рольфа Кентиша, это пример «универсальности и способности Гойи отражать большие и малые группы, тьму и свет, обнаженное и одетое, пейзаж и интерьер, животных, повседневные темы и темы воображения, а иногда и странную смесь того и другого».
- «Сатурн, пожирающий своего сына» (или «Сатурн, пожирающий своих детей»)
- Собака (или «Тонущая собака»)
«Сатурн, пожирающий своего сына» (или «Сатурн, пожирающий своих детей»)
Вероятнее всего, здесь изображен персонаж древнегреческой мифологии – бог Кронос. Опасаясь быть свергнутым одним из своих сыновей, как предсказало пророчество, он проглотил своих детей.
— «Мрачные картины» ни в коей мере не являются моими любимыми произведениями Гойи, — говорит Вирхиния Альбарран. — Но если необходимо было бы выбрать одну из них, то это без сомнения был бы Сатурн. Не за сцену каннибализма, а за чувство возбуждения, волнения, которое испытывает персонаж.
Собака (или «Тонущая собака»)
Голова собаки непропорционально мала по сравнению с пустым пространством картины – что особенно в начале XIX века было необычайно смелым композиционным решением. Возможно, благодаря этому эта картина выглядит практически современницей сегодняшней живописи. Есть версия, что символически на этом полотне изображена смерть, но Вирхиния Альбарран не видит никакого подтверждения этой гипотезе. «Меня больше вдохновляет идея об одиночестве, заброшенности», — говорит она.
«Атропос, или Судьба» (или «Мойры»)
Мужчина со связанными руками, бессильный перед ударами судьбы, которую олицетворяют три Мойры с ножницами – Клото, Лахесис и старшая Атропос. У Атропос, богини смерти, – несколько ножниц, которыми перерезаются нити жизни. У Клото вместо прялки – кукла или новорожденный, которого искусствоведы склонны считать аллегорией жизни. Лахезис смотрит через линзу, символизирующую время. В мужчине многие исследователи склонны видеть фигуру Прометея, связанного и обреченного на пытку за кражу огня с горы Олимп.
Среди других «Мрачных картин» эта – одна из мрачнейших: цветовую гамму Гойя сократил до минимума, до охры и черного цвета.
«Шабаш ведьм» (или «Великий козел»)
В силуэте проповедующего козла, одетого в сутану, исследователи склонны видеть образ сатаны, а в самой картине, тематически связанной с гравюрой Гойи же «Сон разума рождает чудовищ» и серией «Бедствия войны» — сатиру на эпоху легковерия и инквизиции с ее судами над инакомыслящими и ненавистью к самому Гойе. «Недочеловечность» собравшейся группы слушательниц проповедника подчеркивается их звериными чертами.
«Два старика, поедающие суп» (или «Две старухи, едящие из общей посуды)
Старики это или старухи?.. Ни название, ни сами персонажи, чьи гендерные различия стерты глубокой дряхлостью, не дают ответа. Точно это сама Старость встретилась за трапезой со Смертью (у одного из персонажей явно беззубый рот; у другого — лысый череп и глазницы вместо глаз). Есть и другие варианты названия – «Две старухи, едящие из одной тарелки» и даже «Ведьминское пиво». Остается загадкой, куда они так пристально вглядываются.
Картины были написаны не на холсте, а на штукатурке в мадридском Доме Глухого, которого не существует уже больше века.
Дом Глухого – небольшой загородный дом в предместье Мадрида у реки Мансанарес по дороге в Сеговию. Как ни странно, своим названием дом обязан не оглохшему на 46-м году жизни Гойе, а прежнему владельцу, который также потерял слух.
72-летний Гойя купил за 60 тысяч реалов дом вместе с 22 акрами земли и переехал в него. Он уже пережил смерть жены и нескольких детей, разлуку с друзьями, гнетущую обстановку в обществе, вызванную политической реакцией. Кроме того, сказывались последствия тяжелой болезни, которая отняла у него слух (а Гойя был страстным меломаном). Что это была за болезнь, достоверно не известно.
- «Гойю лечит доктор Аррьета» (1820) / Minneapolis Institute of Art
- Автопортрет (1795) / Metropolitan Museum of Art
— Существует несколько гипотез на основе немногочисленных известных нам данных о симптомах Гойи, — говорит Вирхиния Альбаран. — Согласно одним, глухота могла быть вызвана токсинами из пигментов, которые он использовал для живописи (это также считается причиной смерти шестерых его детей). Другие считают причиной глухоты сифилис. Есть недавнее исследование, где высказывается предположение об аутоиммунном заболевании.
И преклонный возраст Гойи, и та тяжелая политическая ситуация в стране, жертвой которой он оказался в старости, могли повлиять на его состояние души, а оно, в свою очередь – на сюжеты, гамму и настроение «Мрачных картин». Однако доподлинно известно, подчеркивает Вирхиния Альбаран, что Гойя никогда не страдал ментальными расстройствами: «Он отличался крайней ясностью ума до конца своих дней».
Дом ГлухогоГойя вел в Доме Глухого жизнь затворника, которую, впрочем, скрашивала экономка, а по сути — спутница его последних лет Леокадия Соррилья Вейс. Леокадия проникла в «Мрачные картины» — в той части, которая оказалась на первом этаже, в изображении молодой женщины, опирающейся на могильную плиту.
Одной из важных причин, побудивших Гойю уединиться и почти никого не принимать, стало триумфальное возвращение на престол короля Фердинанда VII, который ненавидел художника. Гойя, дружный со многими просвещенными либералами, долгое время оставался под подозрением в сотрудничестве с врагами Испании, французами. Хотя впоследствии обвинения с него были сняты, в безопасности художник себя не чувствовал.
Дом Глухого давно исчез с лица земли – его поглотил разросшийся Мадрид, и только станция метро «Гойя» напоминает о том, что здесь жил великий художник.
— Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты, — говорит Вирхиния Альбарран. — В 1909 году дом превратился в руины. Кроме того, весь квартал в тот момент стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома. Существует проект археологических раскопок с целью определить точное местоположение дома.
На первом этаже Дома Глухого Гойя создал семь фресок. Это «Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» слева и справа от входной двери; «Юдифь и Олоферн» и «Сатурн, пожирающий своего сына» справа и слева от большого окна.
В лицо «Сатурна» смотрела «Донья Леокадия Соррилья», а на «Юдифь» — «Старик и монах» (или «Два старика», один из которых мог быть своеобразным автопортретом). Над входной дверью предположительно находились «Два старика, поедающие суп».
Реконструкция расположения «Мрачных картин» на втором этаже Дома Глухого. Макет сделан сайтом www.theartwolf.comНа втором этаже «Мрачных картин» было восемь: «Фантастические видения», «Паломничество к источнику Сан-Исидро», «Атропос», «Поединок на дубинах», «Смеющиеся женщины», «Читающие мужчины» и «Собака».
Пятнадцатая «Черная картина» считается утраченной вместе с выломанным куском стены — или, напротив, обретенной: это «Головы в пейзаже», которые находятся в коллекции Стэнли Мосса в Нью-Йорке.
«Свет покинул их»Перенесенные на холст картины были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и лишний раз доказали, что опередили свое время.
Париж их не принял, критика разругала непристойные и отталкивающие сюжеты «Мрачных картин», публика не собиралась их покупать.
«Личный ненавистный ад», «Бесформенный хаос», «Ужасные цвета», «Свет покинул их» или «Это могло родиться только в мозгу грешника»: таковы были отзывы парижан.
В 1881 году собственник Дома Глухого барон Фредерик Эмиль д’Эрлангер передал картины в дар музею Прадо, убежденный, что они не представляют собой ценности.
Д’Эрлангер купил Дом Глухого за пять лет до выставки в Париже и это именно ему мы можем быть благодарны за сохранение «Мрачных картин». По его заказу испанский придворный фотограф Жан Лоран сфотографировал картины, а художник-реставратор Сальвадор Мартинес Кубельс (реставратор музея Прадо и академик Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо) перенес на холст работы, написанные в стиле фрески al secco (роспись по сухой штукатурке).
Этот процесс оказался трудной задачей, занял несколько лет, и нельзя сказать, чтобы Кубельс справился с ней блестяще. На фотографиях Лорана видно, что некоторые фрагменты картин (например, правый фрагмент «Шабаша ведьм») были утрачены при переносе (а иногда даже и переделке).
Благодаря фотографиям мы и знаем расположение этих картин, а исследователи пытаются вычитать в этом расположении сквозной сюжет, говорит Вирхиния Альбарран.
— Разные интерпретаторы сходятся в том, что все картины объединены одной линией повествования. Однако до сих пор никому не удалось убедительно объяснить их все вместе.
«Европульс» благодарит за помощь в подготовке статьи Институт Сервантеса в Москве.
На обложке: фрагмент одной из «Мрачных картин» «Поединок на дубинах»
10 самых известных картин Франсиско Гойи
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес был испанским художником-романтиком и печатником, жившим с 30 марта 1746 года по 16 апреля 1828 года. Его часто считают самым значительным испанским художником конца 18-го и начала 19-го века. век.
Его картины, наброски и гравюры отражали современные ему исторические потрясения и вдохновляли выдающихся художников девятнадцатого и двадцатого веков. Гойя известен как последний из старых мастеров и первый из современных.
В 1786 году Гойя был назначен придворным художником испанской короны, и его ранние работы отмечены портретами испанской знати и монархии, а также гобеленовыми карикатурами в стиле рококо, созданными для королевского дворца.
В 1793 году он был оглушен тяжелой и незамеченной болезнью, в результате чего его искусство стало более мрачным и депрессивным. В отличие от его социального восхождения, его более поздние станковые и фресковые картины, гравюры и наброски, кажется, изображают мрачное отношение на личном, общественном и политическом уровнях.
Когда Наполеон повел французскую армию в войну на полуострове против Испании в 1807 году, Гойя оставался в Мадриде на протяжении всей войны, что, похоже, оказало на него глубокое влияние.
Хотя он не выражал своих чувств публично, они могут быть выведены из его серии гравюр «Бедствия войны» и его картин 1814 года «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года».
Другие его работы среднего периода включают серию офортов «Капричос» и «Лос Диспаратес», а также широкий спектр картин о безумии, психиатрических больницах, ведьмах, фантастических существах, религиозной и политической коррупции, все из которых указывают на то, что он опасался как за судьбу своей страны, так и за свое психическое и физическое здоровье.
Кульминацией его поздней карьеры стали «Черные картины» 1819–1823 гг., написанные маслом на оштукатуренных стенах его дома, Quinta del Sordo (Дом глухого человека), где он жил в виртуальном одиночестве, разочарованный политическими и социальными проблемами. изменения в Испании.
1.
Третье мая 1808 годаТретье мая 1808 года — картина Франсиско Гойи, созданная в 1814 году и в настоящее время хранящаяся в Музее Прадо в Мадриде. Гойя надеялся вспомнить сопротивление Испании войскам Наполеона во время оккупации полуострова в 1808 году.0003
Он был заказан временным правительством Испании вместе с сопутствующим ему произведением того же масштаба «Второе мая 1808 года» (или «Атака мамелюков») по рекомендации Гойи.
Сущность, подача и эмоциональная сила картины делают ее новаторским, архетипическим изображением ужасов войны. Несмотря на различные влияния как высокого, так и популярного искусства, «Третье мая 1808 года» отклоняется от традиции.
Не имеет явного предшественника, отклоняется от христианских художественных традиций и типичных изображений конфликта и считается одной из самых ранних картин современного периода.
Третье мая 1808 года повлияло на ряд великих картин, в том числе серию Эдуарда Мане и Пабло Пикассо «Резня в Корее и Гернике».
2.
Сатурн, пожирающий своего сынаСогласно общепринятому толкованию, Сатурн, пожирающий своего сына , иллюстрирует греческую легенду о титане Кроносе (в названии, романизированном как Сатурн), который, опасаясь, что один из его потомков может свергли его, съели каждого из его детей при их рождении.
Это произведение является одним из 14 черных картин, которые Гойя нарисовал прямо на стенах своего жилища между 1819 и 1823 годами. После смерти Гойи он был преобразован в холст и теперь хранится в мадридском Музее Прадо.
Гойя, возможно, находился под влиянием одноименной картины Питера Пауля Рубенса 1636 года. Картина Рубенса, которая также находится в Музее Прадо, представляет собой более легкую, более традиционную интерпретацию повествования, в которой меньше каннибальской жестокости, наблюдаемой в изображении Гойи.
Некоторые критики утверждают, что изображение божества Рубенсом является более ужасным: бог показан как хитрый, безжалостный убийца, который убивает своего невинного ребенка из страха за свое положение у власти. Напротив, образ Гойи изображает отца, сведенного с ума из-за акта убийства собственного ребенка.
3.
La Maja desnudaMaja Nude (La maja desnuda) изображает обнаженную даму, лежащую на кровати из подушек. к картинам с обнаженной натурой.
Гойя также изготовил кулон с той же фигурой, но одетый, известный теперь как La maja vestida (Маха в одежде), который обычно выставляется рядом с La maja desnuda в Прадо. Фигура в La maja vestida признана махой на основании ее одежды.
Картинка известна прямым и беззастенчиво направленным взглядом модели на наблюдателя. Творчество Гойи не только приводило в ярость церковное начальство, но и возбуждало народные массы, расширяя эстетический диапазон того времени. С 19 века он находится в мадридском Музее Прадо.01.
4.
«Второе мая 1808 года»«Второе мая 1808 года» Гойи, широко известное как «Атака мамелюков». де Алькала возле площади Пуэрта-дель-Соль в Мадриде во время восстания Дос-де-Майо.
Он представляет собой одно из многочисленных народных восстаний против французского завоевания Испании, которое разожгло войну на полуострове.
Обе картины написаны в 1814 году в двухмесячный срок. Сейчас они выставлены в музее Прадо в Мадриде.
Гойя на себе испытал завоевание Испании французами в 1808 году, когда Наполеон воспользовался предлогом пополнения своих войск в Португалии, чтобы захватить испанскую монархию, оставив у власти своего брата Жозефа.
Попытки задержать членов испанской королевской семьи в Мадриде спровоцировали крупное восстание. Это народное восстание произошло между вторым и третьим мая 1808 года и было подавлено солдатами во главе с маршалом Иоахимом Мюратом.
5.
Карл IV Испанский и его семьяФрансиско Гойя создал картину маслом на холсте «Карл IV Испанский и его семья». Он начал работу над картиной в 1800 году, вскоре после того, как стал первым камерным художником королевской семьи, и закончил ее летом 1801 года.
Картина изображает Карла IV Испанского и его семью в натуральную величину, в роскошных одеждах и драгоценностях. Карл IV и его жена Мария Луиза Пармская занимают видное место в произведении искусства в сопровождении своих детей и родственников.
Семья одета в пух и прах по последней моде, щедро украшена драгоценностями и поясами ордена Карла III.
Картина была вдохновлена работами Луи-Мишеля ван Лоо «Портрет Фелипе V и его семьи» 1743 года и «Менины» Веласкеса, где королевские подданные позируют художнику, которого можно увидеть за мольбертом слева от панели.
Художник изображен работающим на холсте, как в Менинах, но видна только изнанка.
Групповой портрет был закончен через год после того, как Гойя был назначен первым придворным художником, высшим постом, достижимым для испанского художника и ранее занимаемым Диего Веласкесом.
6.
КолоссКолосс (также известный как Великан) — картина, обычно приписываемая Франсиско де Гойе, изображающая великана в середине холста, идущего к левой стороне изображения. Он известен на испанском языке как El Coloso, а также El Gigante (Гигант).
Горы скрывают его ноги до бедер, а облака окутывают его торс; гигант, похоже, занимает агрессивную позицию, подняв один кулак на уровень плеч. Нижнюю треть картины занимает мрачная долина, заполненная людьми и стадами скота, убегающими во всех направлениях.
В 1812 году картину приобрел сын Гойи, Хавьер Гойя. В конце концов Педро Фернандес Дуран приобрел произведение искусства и передал его мадридскому Музею Прадо, где оно находится с 1931 года. Считается, что это работа друга и соратника Гойи, художника Асенсио Хулиа.
Однако после десятилетий изучения, научного анализа и лоббирования со стороны различных ученых картина была официально признана музеем Прадо картиной Гойи в 2021 году.
7.
Шабаш ведьм ( Великий козел )Названия Шабаш ведьм и Великий козел (исп. Aquelarre или El gran He-Goat) были даны росписи маслом который был написан между 1821 и 1823 годами.
Он затрагивает такие темы, как насилие, запугивание, старение и смерть. В тени лунного света сатана в облике козла парит над шабашем страшных ведьм. В то время Гойе было 75 лет, он жил один и страдал от сильных психических и физических страданий.
Это одна из четырнадцати черных картин, которые Гойя нарисовал маслом на оштукатуренных стенах своего дома, Кинта дель Сордо. Картины были созданы тайно: он не маркировал ни одну из них и не оставил никаких документов о своих намерениях при их создании.
Гипсовые картины были сняты и помещены на холст примерно в 1874 году, примерно через пятьдесят лет после его смерти. До переноса «Ведьмин шабаш» был значительно больше — это была самая большая из «Черных картин». Примерно 140 см (55 дюймов) изображения было вырезано с правой стороны во время передачи.
Его рама чрезвычайно плотно обрезана при уменьшенных пропорциях 141 436 см (56 172 дюйма), что, по мнению некоторых комментаторов, способствует его навязчивому, призрачному виду, в то время как другие считают, что это искажает намерения Гойи, изменяя точку баланса и уменьшая эффект живописи.
8.
Los DisparatesLos Disparate s (Безумие), также известный как Proverbios (Притчи) или Sueos (Сны), представляет собой серию офортов и акватинт, сделанных между 1815 и 1822 годами. ретушь сухой иглой и гравюра.
Гойя разработал серию, когда жил в своей резиденции недалеко от Мансанареса (Кинта-дель-Сордо), где он рисовал знаменитые Черные картины на стенах. Когда он вернулся во Францию и поселился в Бордо в 1824 году, он, как сообщается, оставил свои работы в Мадриде незавершенными.
Сериал не был опубликован при жизни Гойи из-за репрессивной политической ситуации и инквизиции.
Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо первоначально выпустила серию Disparates в 1864 году под названием Proverbios (Притчи).
Названия произведений в этом томе — испанские пословицы. Эта серия представляет собой загадочную книгу из двадцати двух гравюр (первоначально восемнадцати; четыре части были добавлены позже), которые представляют собой последнюю значительную серию гравюр Гойи, сделанную в последние годы его жизни.
Труднообъяснимые эпизоды Disparates представляют собой мрачные, похожие на сон сценарии, которые эксперты связывают с политическими трудностями, древними пословицами и испанским карнавалом.
9.
Сон разума порождает монстров «Сон разума порождает монстров» (исп. El sueo de la razón product monstruos) — акватинта, созданная между 1797 и 1799 годами для «Диарио-де-Мадрид». Это 43-я из 80 акватинт, составляющих сатирическую серию «Лос-Капричос».
Los Caprichos — это серия из 80 гравюр, выпущенных в 1799 году, в которых Гойя осуждал широко распространенную политическую, социальную и религиозную несправедливость того периода. В этих сериях офортов Гойя широко использовал народный метод карикатуры, приукрашивая их с эстетическим творчеством.
Использование Гойей недавно созданной техники акватинты (т. е. травление печатной формы для воспроизведения тонов, сравнимых с акварельными размывками) дало Los Caprichos выдающиеся тональные эффекты и энергичный контраст, которые сделали их знаковым достижением в истории гравюры.
Многие наблюдатели думают, что Гойя хотел показать себя спящим среди своих рисовальных принадлежностей, его разум, затуманенный сном, терзаемый чудовищами, блуждающими во тьме, в акватинте № 43 «Сон разума порождает чудовищ».
Такие животные, как изображенные на этой картинке, часто связаны с тайной и злом в испанском фольклоре; совы вокруг Гойи могут олицетворять глупость, а роящиеся летучие мыши могут олицетворять невежество.
10.
ПесПес (исп. El Perro) — это общее название картины испанского художника Франсиско Гойи, которая в настоящее время находится в Музее Прадо в Мадриде. На ней изображена голова собаки, смотрящая вверх.
Собака практически теряется в необъятности изображения, которое пусто, за исключением темной наклонной области в нижней части изображения: неизвестной массы, покрывающей тело животного. Собака находится в агонии, практически тонет, согласно плакату, сопровождающему произведение «Собака» в Прадо.
Собака — одна из черных картин Гойи, которую он создал, рисуя прямо на стенах своего дома между 1819 и 1823 годами, когда ему было около 70 лет, он жил один и страдал от сильных психических и физических страданий. Он не собирался выставлять картины на всеобщее обозрение, и они не были вывезены из дома до 50 лет после смерти Гойи.
Тройное поколение , 1769 | | Рождение Богородицы , 1772 |
Поклонение имени Господа , 1772 | Автопортрет , 1775 | Перепелиная охота , 1775 |
Пикник на берегу Мансанареса , 1776 | Танец мажо на берегах Мансанареса , 1777 | Битва на Вента-Нуэва , 1777 |
Майя и люди в масках , 1777 | Зонтик , 1777 | Слепой гитарист , c.![]() |
Воздушный змей , 1778 | Мальчики играют в солдатиков , 1779 | Продавец посуды , 1779 |
Ярмарка в Мадриде , 1779 | Качели , 1779 | Бой с молодым быком , c.1780 |
Портрет Марии Терезы де Валлабрига на коне , 1783 | Автопортрет , 1783 | Святой Бернардино Сиенский проповедует Альфонсо V Арагонскому , 1783 |
Граф Флоридабланка , 1783 | Семья инфанта дона Луиса , 1784 | Герцогиня Графиня Бенавенте , 1785 |
Благовещение , 1785 | Благовещение , ок.![]() | Жена Хуана Агустина Сеана Бермудеса , около 1785 |
Женщина и двое детей у фонтана , 1786 | Маркиза Мариана де Понтехос , c.1786 | Лето, или Урожай , 1786 |
Осень, или Сбор винограда , 1787 | Дон Мануэль Осорио Манрике де Зунига , ок.1787 | Разбойники нападают на автобус , 1787 |
Эскиз к смерти святого Иосифа , 1787 г. | Падение или несчастный случай , 1787 | Сальный столб , 1787 |
Раненый каменщик , 1787 | Метель (Зима) , 1787 | Качели , 1787 |
Крестный ход , 1787 | Карл III , 1788 | Конный портрет Марии Луизы Пармской , 1788 |
Франсиско де Кабаррус , 1788 | Паломничество в церковь Сан-Исидро , 1788 | Арест Христа , 1788 |
Герцог Осуна и его семья , 1788 | Луг Сан-Исидро в день его праздника , 1788 | Пикник , 1788 |
Жаровня для слепых , 1789 | Мария Луиза из Пармы в корзинах , 1789 | Портрет Карла IV Испанского , 1789 |
Шабаш ведьм , 1789 | Усиленный , c.![]() | Игра в Giants , 1792 |
Себастьян Мартинес , 1792 | Соломенный манекен , 1792 | Свадьба , 1792 |
Нападение на автобус , 1793 | Донья Тадеа Ариас де Энрикес , 1793 | Пикадор, пойманный быком , 1793 |
Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана , 1793 | Шествие флагеллантов , 1793 | Прогуливающиеся игроки , 1793 |
Ночной огонь , 1974 | Ограбление , 1974 г.![]() | Кораблекрушение , 1974 |
Двор сумасшедшего дома , 1794 | Герцогиня Альба, Белая герцогиня , 1795 | Герцог Альба , 1795 |
Франсиско Байеу , 1795 | Автопортрет , 1795 | Автопортрет в студии , 1795 |
Святой Франциск Борджиа помогает умирающему нераскаявшемуся , 1795 | Герцогиня Альба и ее дуэнья , 1795 | Герцогиня Альба укладывает волосы , 1795 |
Пара с зонтиком на пасео , 1797 | Хуан Антонио Мелендес Вальдес , 1797 | Мартин Сапатер , 1797 |
Св.![]() | Герцогиня Альба , 1797 | Они поют для композитора , c.1797 |
Женщина, избитая тростью , c.1797 | Асенсио Хулия , ок.1798 | Дон Андрес дель Пераль , 1798 |
Гаспар Мельчор де Ховельянос , ок.1798 | Портрет Фердинанда Гиймарде , 1798 | Арест Христа , 1798 |
Чудо святого Антония , 1798 | Они горячие , 1798 | Подарок мастеру , 1799 |
Все упадет , 1799 | И его дом горит , 1799 | Так же, как его дедушка , 1799 |
Плохая ночь , 1799 | Быстрее, они просыпаются , 1799 | Потому что она была восприимчива , 1799 |
Одного пера , 1799 | Брависсимо , 1799 | Никто не может нас развязать? , 1799 |
Исправление , 1799 | Не кричи , 1799 | Несмотря на это, он не может ее разглядеть , 1799 |
Прощай , 1799 | Прекрасные советы , 1799 | Девушка слушает гитару , 1799 |
А вот и призрак , 1799 | Как ломают ее ствол , 1799 | Тише , 1799 |
Лучше бездельничать , 1799 | Пора , 1799 | Король Карлос IV в охотничьем костюме , 1799 |
Ла Тирана , 1799 | Ребята идут на работу , 1799 | Маленькие гоблины , 1799 |
Любовь и смерть , 1799 | Няня , 1799 | Нас никто не видел , 1799 |
Никто никого не знает , 1799 | Теперь хорошо сидят , 1799 | Друг к другу , 1799 |
Охота за зубами , 1799 | Бедные девочки! , 1799 | Королева Мария Луиза в мантилье , 1799 |
Святой Амвросий , 1799 | Святой Григорий , 1799 | Разбойник, убивающий женщину , 1800 |
Брат Хуан Фернандес де Рохас , 1800 | Кардинал Луис Мария де Бурбон и Валлабрига , 1800 | Карл IV Испанский и его семья , 1800 |
Чумная больница , 1800 | Портрет графини Чинкон , 1800 | Майя в одежде , 1800 |
Бродяги отдыхают в пещере , 1800 | Мануэль Годой, герцог Алькудийский, «Принц мира» , 1801 | Автопортрет в очках , 1801 г.![]() |
Портрет дона Хосе Керальто , ок.1802 | Граф Фернан Нуньес VII , 1803 | Донья Мария Томаса Палафокс, маркиза де Вильяфранка рисует своего мужа , 1804 |
Дона Тереза Суреда , ок.1805 | Портрет Хоакины, урожденной Теллес Хирон и Альфонсо Пименталь, 10-й маркизы де Санта-Крус в образе музы Эвтерпы , 1805 | Варфоломей Суерда , 1805 |
Донья Изабель де Порсель , 1806 | Портрет Хосе Антонио, маркиза де Кабальеро , 1807 | Франциска Сабаса и Гарсия , 1808 |
Аллегория Мадрида , 1810 | Дона Нарциза Баранана де Гойкоэчеа , c.![]() | Делить старуху , c.1810 |
Мертвые птицы , 1812 | Хуан Антонио Льоренте , ок.1812 | Точилка для ножей , 1812 |
Майя и Селестина на балконе , 1812 | Маунель Сильвела , 1812 | Натюрморт с бараньими ребрами и головой – Мясной стол , 1812 |
Натюрморт Три стейка из лосося , 1813 | Натюрморт, ощипанная индейка и сковорода с рыбой , 1812 | Сцена войны , 1812 |
Водовоз , 1812 | Пепито Коста и Бонеллс , 1813 | Сцена в тюрьме , 1814 |
Деревенская коррида , 1814 | Третье мая 1808 года (Казнь защитников Мадрида) , 1814 | Фердинанд VII , ок.![]() |
Фернандо VII , 1814 | Генерал Хосе де Палафокс , 1814 | Генерал Хосе де Палафокс , 1814 |
Портрет Мариано Гойи , 1814 | Портрет, предположительно, Жозефы Байеу (или Леокадии Вайс) , 1814 | Пороховой завод в Сьерре , c.1814 |
Погребение сардины (Праздник Корпус-Кристи в Пепельную среду) , 1814 | Герцог Веллингтон , 1814 | Второе мая 1808 года: Атака мамелюков , 1814 |
Герцог Сан-Карлос , 1815 | Автопортрет , 1815 | Хунта Филиппин , 1815 |
Портрет дона Франсиско де Борха Теллеса Хирона , ок.![]() | Кузница , 1816 | Дон Хуан Антонио Куэрво , 1819 |
Христос на Елеонской горе , 1819 | Эль-Ласарильо-де-Тормес , 1819 | Последнее причастие св. Иосифа Каласанса , 1819 |
Молодая женщина с письмом , 1819 | Гойя Присутствовал доктор Арриета , 1820 | Время старушек , 1820 |
Тио Пакет , ок.1820 | Туберсио Перес Куэрво , 1820 | Инфанте Дон Себастьян Габриэль де Бурбон-и-Браганса , 1822 |
Асмодея , 1823 | Атропос (Судьбы) , 1823 | Дон Рамон Сату , 1823 |
Бой с дубинками , 1823 | Джудит и Холоверн , 1823 | Леокадия , 1823 |
Мужчины читают , 1823 | Старый ест суп , 1823 | Променад Святой Канцелярии , 1823 |
Паломничество в Сан-Исидро , 1823 | Два монаха , 1823 | Смеющаяся молодежь , 1823 |
Поэт Моратин , 1824 | Кающийся Святой Петр , ок.![]() |