наброски карандашом бытовых предметов — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида — составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, — кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы — из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями.
Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина — цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки. На рис.70 показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором — из шара (корпус) и конуса (горловина).
При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.Рис. 70.1
Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам. К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть, а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению.
Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной — кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы — цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.
Рис. 70.1
Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрические формы: кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.
Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорции и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения изображений отдельных предметов, студентам следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел.
В предыдущем разделе, посвященном рисованию геометрических тел, мы детально ознакомились с принципами и методами изображения объемных форм и их конструкций. Поэтому не будем подробно останавливаться на простых и ясных по форме бытовых предметах, а сразу перейдем к рассмотрению сложных форм — бидона и гипсовой вазы, так как основные принципы и методы построения изображения всех форм одни и те же, к тому же на рис. 70 достаточно наглядно и убедительно показаны приемы построения различных по сложности бытовых предметов.
При сознательном построении конструкции объемных предметов требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Расчленение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание студентов и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка дает возможность студентам проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному и единственно возможному способу рисования с натуры. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.
Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:
I. Анализ формы предметов постановки.
II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. II{.Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.
V. Полная тональная проработка формы.
VI.Подведение итогов работы над рисунком.
I. Анализ формы предметов постановки
Прежде чем начать работу над рисунком группы предметов (натюрморта), необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить предметы на листе. При выборе места не следует садиться против света.
II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги
В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа — местом его расположения.
Последовательность рисования натюрморта
На рисунке наглядно показаны способы размещения группы предметов на плоскости бумаги, где последняя представляется чаще всего как бы заключенной в треугольник или четырехугольник, в зависимости от характера группы. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали), а также в зависимости от освещенности и расположения теневых участков. Теневые участки также входят в общую компоновку на листе. Во избежание порчи листа при размещении изображения для начала следует поработать над эскизом. Эскиз может быть выполнен на клочке бумаги либо непосредственно на полях заданного формата листа бумаги.
При этом очень важно, чтобы очерченная рамка в масштабе точно соответствовала размеру сторон основного листа бумаги. В противном случае компоновка может не состояться. Размеры рамок эскизов компоновки не следует делать большими, достаточно в пределах 5-7 см. Располагают их в соответствии с характером постановки по горизонтали или по вертикали.Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате. Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.
III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости
Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным отношениям, как друг к другу, так и каждого предмета в отдельности. Тем самым значительно облегчится задача построения рисунка. Наряду с соблюдением пропорций и учетом характера формы предметов при объемно-конструктивном построении изображений следует соблюдать и закономерности перспективы.
Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие.
Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, студентам следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм. При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Так, например, строя отдельные предметы, проследите за тем, чтобы они лежали в одной плоскости (стола, подставки). Как показывает практика, студенты, всецело сосредоточившись на чем-либо одном, часто забывают, что все предметы находятся на одной плоскости и в определенном ракурсе. В результате некоторые предметы изображаются так, будто находятся в другом ракурсе или врезаются в плоскость стола, а то и вовсе повисают в воздухе и т.
Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности.
Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции, перспективу, характер форм предметов и постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки), ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены.
IV. Выявление объемной формы предметов светотенью
На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью — тоном. Для выявления объемных форм предметов тоном прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов, необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней на формах предмета, найдите положение падающих теней. Наметив границы собственных и падающих теней, приступайте к прокладке тона. Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест, одновременно по всему участку рисунка, при этом сопоставляя силу тонов по отношению друг к другу и в целом, в том числе, учитывая силу тона фона. Затем постепенно переходите к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Работая тоном, студенты должны знать, что самое главное — умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен. Накладывая полутона, усиливайте тон в теневых участках: собственные и падающие тени, а также их границы с учетом окраски предметов (темный, коричневый, зеленый и т.п.). Таким образом, постепенно усиливая тона, переходите к детальной прорисовке форм.
V. Полная тональная проработка формы
Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное — собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен.
рис.80
Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов, правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша (рис.80). Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью. При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7.
Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.
При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном — это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке — это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.
Таким образом, внимательно прорисовывал каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы, пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистота исполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, студентам необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.
Рис.81
Для чистоты исполнения рисунка студентам следует начинать с подбора качества бумаги, карандашей и, разумеется, приобретения определенных знаний и умений в технике штриховок (рис.81). Бумагу следует натягивать на планшет. Это дисциплинирует и способствует организованности, собранности и аккуратности в работе. Здесь не лишним будет вспомнить замечательного художника и педагога А.Дейнеку, который позволял ученикам работать только на хорошо натянутой на планшет бумаге. П.П.Чистяков по поводу аккуратности и чистоты исполнения рисунка писал: «Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив — она есть необходимость всякого осмысленного рисования».
VI. Подведение итогов работы над рисунком
На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед студентами стоит основная задача — привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.
В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.
Свяжитесь с нами!
Записаться также можно по тел. : 054 344 9543
https://www.ghenadiesontu.com/workshops/
Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник, Николай Ли
Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Организация работы и подготовительные упражнения. Оборудование, материалы, инструменты и их использование
Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях
Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании
Движение. Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании
In Art, Академический рисунок, Базовый курс, Рисунок*, скетчбук, Школа Искусств Tags Рисование бытовых предметов, рисование предметов быта карандашом, Рисование предметов, Как научиться рисовать?, сайт обучения профессиональному рисованию в израиле, частные уроки рисования в израиле, уроки рисования для взрослых в израиле, художественное образование в израиле, подготовка к поступлению в Reut, художественное образование, наброски карандашом бытовых предметов, нарисовать предметы быта, Как нарисовать бытовые предметы?, Рисуем скетчи бытовых предметов карандашом, шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида, четырехгранная пирамида
Простые рисунки на ногтях: дизайн ногтей с простым легким рисунком
- Главная org/ListItem»> Статьи
- Маникюр
- Простые рисунки на ногтях
Маникюр
Чтобы сделать красивый, стильный маникюр, необязательно украшать его сложным декором: стразами, лепкой или объемными изображениями. Простой дизайн ногтей с небольшими рисунками тоже смотрится мило и элегантно. Такой нейл-арт можно создать самостоятельно, даже если вы не очень хорошо владеете кистью. Освоить его помогут обучающие видео, в которых пошагово описывается процесс, или наблюдения за работой специалиста во время сеанса в маникюрном салоне.
- Легкие рисунки на ногтях: что попробовать
- Простой рисунок на ногтях: как нанести
Легкие рисунки на ногтях: что попробовать
Самые простые рисунки на ногтях – это:
- Абстрактная роспись. Хаотичные пятна, линии, завитки, кляксы по силам рисовать всем. Даже если вы ошибетесь в нанесении узора, такая техника прекрасно скроет все недочеты. Можно остановиться на размытых контурах или опробовать покрытие «жидкий металл», которое просто создано для изображения бесформенных пятен.
- Геометрические мотивы. Вертикальные и горизонтальные линии, разнообразные фигуры, зигзаги, волны, спирали, другие рисунки с четкими контурами на ногтях смотрятся эффектно и очень просты в создании. Если во время работы дрожит рука, можно воспользоваться специальными трафаретами. С их помощью легко рисовать даже совершенные звезды и сложные многогранники, а уж с полосками и вовсе не возникнет проблем.
- В крайнем случае всегда выручат кокетливые горошки, которые удобно наносить дотсом. А если совместить геометрию с техникой «битое стекло», получится яркий праздничный маникюр.
- Цветочные изображения. Вырисовывать изящные орхидеи, маки или сакуру сложно. А вот милые ромашки, незабудки, лилии, колокольчики намного легче. Но для начала не помешает потренироваться.
- Древесно-плодовая тема. Растительные орнаменты можно наносить по строгому шаблону или на каждом ноготке изображать разные стебельки, веточки, листики, травы. Довольно просто рисовать фрукты и ягоды: ломтики арбуза, сочные цитрусовые, вишенки, клубнику, малину.
- Надписи, иероглифы. Чтобы вычерчивать красивые буквы, древние мастера осваивали искусство каллиграфии. А чтобы сделать простенькие надписи на пластине, достаточно знать алфавит и немножко владеть кистью. Слова можно растянуть на всю руку или уместить на одном пальце. Интересно выглядит имитация пульса из завитков, кайма из металлических знаков, несложные иероглифы на темном фоне. Тонкие, вытянутые в длину надписи очень мило смотрятся на коротких ногтях, а длинные коготки хорошо дополнят хаотично разбросанные буквы.
Если вы хотите экспериментировать с рисованием на пластине, запаситесь цветным гель-лаком разных тонов или акриловой краской.
Небольшими изображениями можно украсить практически любой вид нейл-арта: френч, глянцевый, лунный, матовый маникюр, зеркальную втирку, градиент. Для большей эффектности и маскировки неровных линий пригодится мелкий сияющий декор, которым можно припорошить картинки или отдельные их элементы.
Простой рисунок на ногтях: как нанести
Умелый мастер способен создать любое изображение с помощью классических маникюрных инструментов. А для «художников-любителей» придумано немало хитростей с использованием подручных материалов:
- Горошинки разных размеров можно наносить с помощью предметов, которые есть в каждом доме: булавок, шпилек, зубочисток, швейных игл, других аксессуаров с подходящими наконечниками. Сочетая большие, средние и малые круги, дополняя их геометрическими элементами, легко создавать любые художества: звериные следы, цветы, солнышки, фрукты, глаза, символы «инь-янь», елочные украшения, бабочек, снеговиков и т.д.
- Рисовать сердечки легче всего зубочисткой. Для этого надо разместить на пластине 3 крупных капли цветного лака (две – сверху, одну – внизу), осторожно соединить их тонкой деревянной палочкой.
- Линии, треугольники, квадраты, дуги и прочую геометрию наносят с помощью малярного скотча. Для начала можно покрыть пластину лаком любимого тона, потом хаотично или в строгом порядке разместить кусочки ленты, нанести на открытые участки цветной гель другого оттенка, просушить его и удалить бумажные трафареты. Если использовать вместо скотча специальную фольгу для дизайна, можно оставить ее на ногтях как часть композиции.
Самый легкий вариант для тех, кто совершенно не владеет художественными навыками, – использование наклеек и трафаретов. В данном случае нужно будет только окрасить пластину выбранным тоном лака, а простые рисунки перенести на ногти с помощью специальных шаблонов. При возникновении сложностей, всегда можно обратиться к мастеру. Если у вас есть оригинальные идеи для маникюра, но вы не знаете, как нарисовать их, приходите у студию «Clips Tips»: мы поможем воплотить даже самые трудоемкие задумки.
Наши преимущества
Простые наброски для построения схемы архитектуры вашего программного обеспечения
Простые наброски для построения диаграммы архитектуры вашего программного обеспечения
Саймон Браун, @simonbrown
http://www.codingthearchitecture.com, http://www.simonbrown.je
Если вы работаете в команде гибкой разработки программного обеспечения в данный момент, оглянитесь на свою среду. Будь то физическая или виртуальная, скорее всего, будет стена истории или доска Канбан, визуализирующая работу, которую еще предстоит начать, выполнить и сделать. Визуализация процесса разработки программного обеспечения — это фантастический способ обеспечить прозрачность, поскольку любой может с первого взгляда увидеть общий снимок текущего прогресса. Как индустрия, за последние несколько лет мы стали довольно искусными в визуализации нашего процесса разработки программного обеспечения, хотя кажется, что мы забыли, как визуализировать фактическое программное обеспечение, которое мы создаем. Я имею в виду не только пост-проектную документацию, это также включает общение во время процесса разработки программного обеспечения. Agile-подходы говорят о том, что нужно двигаться быстро, а это требует хорошей коммуникации, но удивительно, что многие команды изо всех сил пытаются эффективно донести информацию о дизайне своего программного обеспечения.
Предписанные методы, схемы процессов и формальные обозначения
Если оглянуться на несколько лет назад, структурированные процессы и формальные обозначения послужили отправной точкой как для процесса проектирования программного обеспечения, так и для того, как сообщать о полученных проектах. Примеры включают Rational Unified Process (RUP), метод анализа и проектирования структурированных систем (SSADM), унифицированный язык моделирования (UML) и так далее. Хотя индустрия разработки программного обеспечения продвинулась вперед во многих отношениях, мы, кажется, забыли о некоторых хороших вещах, которые давали нам эти старые подходы. В сегодняшнем мире гибкой доставки и бережливых стартапов некоторые команды разработчиков программного обеспечения утратили способность сообщать о том, что они создают, и неудивительно, что этим командам часто не хватает технического лидерства, направления и последовательности. Если вы хотите, чтобы все вносили свой вклад в достижение одной и той же конечной цели, вы должны быть в состоянии эффективно донести свое видение того, что вы строите. И если вам нужна маневренность и способность быстро двигаться, вам также нужно уметь эффективно донести это видение.
Отказ от UML
Как отрасль, у нас есть Унифицированный язык моделирования (UML), который представляет собой формальную стандартизированную нотацию для передачи информации о дизайне программных систем. Я сам использую UML, но склонен использовать его только для набросков любых важных низкоуровневых аспектов проектирования программной системы. Я не считаю, что UML хорошо подходит для описания программной архитектуры программной системы. Хотя с этим можно спорить, часто это не имеет значения, потому что многие команды уже отказались от UML или просто не знают его. Такие команды обычно предпочитают вместо этого неформальные наброски в стиле «прямоугольники и линии», но часто эти диаграммы не имеют особого смысла, если они не сопровождаются подробным повествованием, что в конечном итоге замедляет работу команды. В следующий раз, когда кто-то представит вам дизайн программного обеспечения, сосредоточившись на одном или нескольких неформальных набросках, спросите себя, представляет ли он то, что есть на набросках, или представляет то, что все еще находится у него в голове.
Отказ от UML — это хорошо, но в погоне за гибкостью многие команды разработчиков программного обеспечения также утратили способность к визуальному общению. Примеры эскизов архитектуры программного обеспечения (выше) иллюстрируют ряд типичных подходов к передаче архитектуры программного обеспечения, и они страдают от следующих типов проблем:
- Цветовое кодирование обычно не объясняется или часто непоследовательно.
- Назначение элементов диаграммы (т. е. различные стили блоков и линий) часто не объясняется.
- Ключевые связи между элементами схемы иногда отсутствуют или неоднозначны.
- Часто используются общие термины, такие как «бизнес-логика».
- Варианты выбора технологии (или опции) обычно не указываются.
- Уровни абстракции часто смешиваются.
- На диаграммах часто пытаются показать слишком много деталей.
- В диаграммах часто отсутствует контекст или логическая отправная точка.
Некоторые простые абстракции
Неформальные блоки и линейные наброски могут работать очень хорошо, но есть много ловушек, связанных с передачей программных проектов таким способом. Мой подход заключается в использовании небольшого набора простых диаграмм, каждая из которых показывает разные части одной и той же общей истории. Однако для того, чтобы сделать это, вам нужно договориться о простом подходе к программной системе, которую вы создаете. Предполагая объектно-ориентированный язык программирования, я предпочитаю думать о системе программного обеспечения следующим образом: система программного обеспечения состоит из ряда контейнеров, которые сами состоят из ряда компонентов, которые, в свою очередь, реализуются. по одному или нескольким классам. это простая иерархия логических технических строительных блоков, которую можно использовать для иллюстрации статической структуры большинства программных систем, с которыми я когда-либо сталкивался. Некоторые диаграммы помогут объяснить это далее.
Контекстная диаграмма
Контекстная диаграмма может быть полезной отправной точкой для построения диаграмм и документирования программной системы, позволяя вам сделать шаг назад и взглянуть на общую картину. Нарисуйте простую блок-схему, показывающую вашу систему в виде блока в центре, окруженного ее пользователями и другими системами, с которыми она взаимодействует.
Давайте рассмотрим пример. Веб-сайт techtribes. je предоставляет возможность найти людей, племена (предприятия, сообщества, группы по интересам и т. д.) и контент, связанный с технологиями, информационными технологиями и цифровым сектором на Джерси и Гернси, двух крупнейших из Нормандских островов. На самом базовом уровне это агрегатор контента для местных твитов, новостей, сообщений в блогах, событий, переговоров, вакансий и многого другого. Вот контекстная диаграмма, которая дает визуальное представление об этом.
Детали здесь не важны, так как это уменьшенный вид, показывающий большую картину системного ландшафта. В центре внимания должны быть люди (актеры, роли, персоны и т. д.) и программные системы, а не технологии, протоколы и другие низкоуровневые детали. это своего рода диаграмма, которую вы могли бы показать нетехническим людям.
Диаграмма контейнеров
После того как вы поймете, как ваша система вписывается в общую ИТ-среду с помощью контекстной диаграммы, действительно полезным следующим шагом может стать иллюстрация выбора высокоуровневых технологий с помощью диаграммы контейнеров. Под «контейнером» я подразумеваю что-то вроде веб-сервера, сервера приложений, настольного приложения, мобильного приложения, базы данных, файловой системы и т. д. По сути, то, что я называю контейнером, — это все, что может содержать код или данные. На следующей диаграмме показаны логические контейнеры, составляющие веб-сайт techtribes.je.
Проще говоря, techtribes.je состоит из веб-сервера Apache Tomcat, который предоставляет пользователям информацию, и эта информация обновляется с помощью автономного процесса обновления содержимого. Все данные хранятся либо в базе данных MySQL, либо в базе данных MongoDB, либо в файловой системе. стоит отметить, что на этой диаграмме ничего не говорится о количестве физических экземпляров каждого контейнера. Например, может быть ферма веб-серверов, работающих с кластером MongoDB, но на этой диаграмме такой уровень информации не показан. Вместо этого я показываю физические экземпляры, аварийное переключение, кластеризацию и т. д. на отдельной диаграмме развертывания. Диаграмма контейнеров показывает высокоуровневую форму архитектуры программного обеспечения и то, как в ней распределяются обязанности. Он также показывает основные варианты технологий и то, как контейнеры взаимодействуют друг с другом. это простая схема высокого уровня, ориентированная на технологии, которая одинаково полезна как для разработчиков программного обеспечения, так и для персонала службы поддержки и эксплуатации.
Диаграмма компонентов
Следуя диаграмме контейнеров, показывающей технологические решения высокого уровня, я затем начну увеличивать масштаб и разбирать каждый контейнер дальше. Как бы вы ни разложили свою систему, решать вам, но я склоняюсь к определению основных логических компонентов и их взаимодействий. Речь идет о разделении функций, реализуемых программной системой, на ряд отдельных компонентов, служб, подсистем, уровней, рабочих процессов и т. д.
Как показано на диаграмме контейнеров, techtribes.je включает в себя автономный процесс, который извлекает контент из Twitter, GitHub и блогов. На следующей диаграмме показана высокоуровневая внутренняя структура средства обновления содержимого с точки зрения компонентов.
В дополнение к ряду основных компонентов средство обновления контента состоит из четырех компонентов: средства обновления содержимого по расписанию, соединителя Twitter, соединителя GitHub и соединителя ленты новостей. На этой диаграмме показано, как средство обновления содержимого разделено на компоненты, что представляет собой каждый из этих компонентов, их обязанности и детали технологии/реализации.
Диаграммы классов
Это необязательный уровень детализации , и я обычно рисую небольшое количество высокоуровневых диаграмм классов UML, если хочу объяснить, каким будет (или был) конкретный шаблон или компонент. реализовано. Факторы, которые побудили меня нарисовать диаграммы классов для частей программной системы, включают сложность программного обеспечения, а также размер и опыт команды. Любые UML-диаграммы, которые я рисую, чаще всего представляют собой наброски, а не комплексные модели.
Подумайте об аудитории
Кажется, существует распространенное заблуждение, что «архитектурные диаграммы» должны представлять только высокоуровневое концептуальное представление о мире, поэтому неудивительно, что разработчики программного обеспечения часто считают их бессмысленными. Точно так же, как архитектура программного обеспечения должна быть связана с кодированием, коучингом и сотрудничеством, а не с башнями из слоновой кости, диаграммы архитектуры программного обеспечения также должны быть основаны на реальности. Включение выбора технологий (или опций) обычно является шагом в правильном направлении и поможет предотвратить появление диаграмм, похожих на архитектуру башни из слоновой кости, где набор концептуальных компонентов волшебным образом взаимодействует, чтобы сформировать сквозную программную систему.
Одна диаграмма может быстро стать загроможденной и запутанной, но набор простых диаграмм позволяет легко представить программное обеспечение на нескольких различных уровнях абстракции. И это важный момент, потому что не только разработчики программного обеспечения в команде нуждаются в информации о программном обеспечении. Есть и другие заинтересованные стороны и потребители; начиная от нетехнических экспертов в предметной области, тестировщиков и менеджеров и заканчивая техническим персоналом, выполняющим функции эксплуатации и поддержки. Например, диаграмма, показывающая контейнеры, особенно полезна для таких людей, как операционный и вспомогательный персонал, которые хотят некоторая техническая информация о вашей системе программного обеспечения, но не обязательно знать что-либо о внутренней работе.
Общие абстракции над общей нотацией
Этот простой подход к наброскам работает для меня и многих групп разработчиков программного обеспечения, с которыми я работаю, но он заключается в предоставлении некоторых организационных идей и руководящих принципов, а не в создании предписывающего стандарта. Цель здесь состоит в том, чтобы помочь командам сообщать о своих проектах программного обеспечения эффективным и действенным способом, а не создавать еще одну всеобъемлющую нотацию моделирования.
UML предоставляет как общий набор абстракций , так и общую нотацию для их описания, но я редко нахожу команды, которые эффективно используют любую из них. Я бы предпочел, чтобы команды могли обсуждать свои программные системы, имея в виду общий набор абстракций, а не пытаться понять, что пытаются показать различные элементы обозначений. Для меня общий набор абстракций важнее общих обозначений. Большинство карт являются отличным примером этого принципа в действии. Все они, как правило, показывают дороги, реки, озера, леса, города, церкви и т. д., но часто используют разные обозначения с точки зрения цветового кодирования, стилей линий, иконографии и т. д. Ключ к их пониманию именно в этом — ключ/ легенда спрятана где-то в углу. Мы можем сделать то же самое с нашими диаграммами архитектуры программного обеспечения.
стоит повторить, что неформальные наброски блоков и линий обеспечивают гибкость за счет согласованности диаграмм, поскольку вы создаете свои собственные обозначения, а не используете стандарт, такой как UML. Мой совет здесь — помнить о цветовом кодировании, стиле линий, формах и т. д. и позволить набору последовательных обозначений естественным образом развиваться в вашей команде. Включение простого ключа/легенды на каждую диаграмму для объяснения обозначений поможет. О, и если назвать на самом деле — самое сложное в разработке программного обеспечения, постарайтесь избегать диаграммы, которая представляет собой просто набор помеченных прямоугольников. Аннотирование этих полей с обязанностями помогает избежать двусмысленности, обеспечивая при этом хорошее представление «с первого взгляда».
Предварительный дизайн «достаточно»
И, наконец, у Грэди Буча есть прекрасное объяснение разницы между архитектурой и дизайном. Он говорит, что архитектура представляет собой «значительные решения», где значимость измеряется стоимостью изменений. Диаграммы контекста, контейнеров и компонентов показывают то, что я считаю важными структурными элементами программной системы. Таким образом, в дополнение к помощи командам в эффективном и действенном общении, применение этого подхода к построению диаграмм также может помочь командам разработчиков программного обеспечения, которые борются с тем, что делают слишком много или слишком мало на этапе проектирования. Начиная с чистого листа бумаги, многие программные системы могут быть спроектированы и проиллюстрированы вплоть до высокоуровневых компонентов за несколько часов или дней, а не недель или месяцев.
Иллюстрирование дизайна вашего программного обеспечения может быть быстрой и легкой задачей, которая при правильном выполнении может действительно помочь внедрить техническое лидерство и привить чувство общего технического видения, которое может принять вся команда. Наброски должны быть навыком в наборе инструментов каждого разработчика программного обеспечения. это отличный способ визуализировать решение и быстро сообщить о нем, а также открывает путь к совместному проектированию и коллективному владению кодом.
Статьи об архитектуре программного обеспечения
Стратегическое моделирование для быстрой доставки корпоративной архитектуры
Когда хорошая архитектура становится плохой
Как программная архитектура изучает
Связанные книги по архитектуре программного обеспечения
Документирование Архитектуры программного обеспечения
Процесс программного обеспечения Архитектура
9000 2 Связанные ресурсы 9Процесс программного обеспечения.
Зона унифицированного языка моделирования (UML) и архитектуры программного обеспечения
Нажмите здесь, чтобы просмотреть полный список архивных статей
Эта статья была впервые опубликована в зимнем выпуске журнала Methods & Tools за 2013 г.
Почему простые наброски трудно копировать
Это место, где правят перспектива и пропорции.
Чтобы эта статья имела смысл, я бы прочитал мой пост о 2 навыках, которые создают или разрушают эскизы продуктового дизайна, если вы еще этого не сделали. Это даст анализ того, почему перспектива и пропорции важны в рисовании — что является темой этого поста.
В мире продуктового дизайна существует понимание того, что простоты на самом деле очень трудно достичь в продукте. Это потому, что легко бездумно добавлять слой за слоем детали при решении чего-либо. Но совсем другое дело критически отнестись к каждой детали и оптимизировать продукт так, чтобы интерфейс был максимально интуитивным.
Чертеж имеет схожую концепцию и называется экономия линии . Это означает, что всего несколькими действительно хорошо расположенными строками вы можете эффективно передать все, что вы, возможно, пытаетесь сказать. В большинстве случаев это, как правило, форма продукта. Хорошее расположение в данном случае означает, что каждая линия имеет очень малую погрешность, и каждая из них должна соответствовать требованиям перспективы и пропорций, чтобы эскиз выглядел визуально приятным.
Хорошим визуальным эффектом для этого является то же самое, что сделать галочку в баскетболе, ударить кого-нибудь по кнопке в ММА или попасть в карман между первой и второй кеглями в боулинге для страйка. В каждом случае есть, так сказать, сладкое пятно.
Например, вот ссылка, из которой я беру. Я выбрал стул вверху посередине, чтобы скопировать его.
Кредит: Дневник архитектораИз-за своей простоты каждая линия, длина линии, ее перспектива и взаимосвязь между другими линиями требуют, чтобы каждая деталь была близка к совершенству.
Вот как верхушка стула слегка повернута и откинута назад. Или что сиденье находится очень близко к уровню глаз, что означает, что мы видим очень маленькую площадь поверхности. Из-за этого небольшая ошибка может нарушить взаимосвязь между сиденьем и спинкой, как на рисунке 4 и особенно на рисунке 3.
Расстояние между каждой ногой важно, потому что оно определяет угол, под которым они перемещаются вверх. сиденье. Если это немного не так, вы получите что-то вроде набросков 2 и 4, где ноги имеют некоторые черты, похожие на торчащие зубы.
Вы также можете рассмотреть длину ножек, и если она немного отличается, вы получите эскиз 2.