Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Призрак блохи: The Ghost Of A Flea, 1820, 16×21 cm by William Blake: History, Analysis & Facts

Призрак блохи: The Ghost Of A Flea, 1820, 16×21 cm by William Blake: History, Analysis & Facts

Posted on 31.12.202221.11.2022

Содержание

  • Страшно красиво: «Призрак Блохи», «Шабаш ведьм» и еще 11 картин с чудовищами и монстрами
  • БЕЗУМИЕ УИЛЬЯМА БЛЕЙКА: nikonova_alina — LiveJournal
  • Призрак блохи, Уильям Блейк (c1819-20) | Культура
  • Призрак блохи [Уильям Блейк] | Сартл
    • Подробнее о Призраке блохи
    • Источники

Страшно красиво: «Призрак Блохи», «Шабаш ведьм» и еще 11 картин с чудовищами и монстрами

Чертова дюжина прекрасных картин с разнообразной нечистью из нашего «чудовищного» хит-парада создаст подходящее настроение хоть в Хэллоуин, хоть в пятницу, 13, хоть на Рождество или в обычный день, когда цветочные натюрморты и купидоны в облачках не радуют. Тёрнер, Гойя, Доре — авторы велики и ужасны и сами по себе. А уж их работы — красивы до ужаса!

Восход солнца с морскими чудовищами Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер 1845,

Если вы узнали о существовании Уильяма Тёрнера в детстве, наверняка ваша любимая работа — этот морской пейзаж с чудовищами: его можно рассматривать часами, но невозможно понять, это на тебя монстр смотрит или все-таки за пасть и настырные глаза ты принимаешь завитки волн. И название какое коварное! Не «чудовище», а «чудовища», хотя чудится тебе только одно и совершенно непонятно, с какой стороны вынырнут остальные. Кажется, лучшие режиссеры, работающие в жанре «хоррор», именно у Тернера научились тому, что нет ничего страшнее недосказанности и неопределенности. Вспомните хоть акулу из «Челюстей» Стивена Спилберга, которая так долго не спешит предстать во всей красе.

Чума Арнольд Бёклин 1898

Картина, объясняющая популярность ведьм и гонения на них. В старину люди болели чумой и другими смертельными болезнями и, не зная, что эпидемии можно списать на то, что антибиотики еще не изобретены, назначали виноватыми женщин, обвиняя их в злонамеренном колдовстве.

Господь поражает Левиафана Поль Гюстав Доре 1876

Левиафан, ветхозаветное морское чудище, теперь превратился в метафору (например, в одноименном фильме Андрея Звягинцева) и даже в «американскую горку» высотой в 93 метра — в парке Canada’s Wonderland.

Но в исполнении Гюстава Доре он — лютая сила, справиться с которой может только самый Бог.

Ночной кошмар Иоганн Генрих Фюссли 1791

Генри Фюссли очень лихо обошелся с сюжетом «красавица и чудовище». На груди его спящей красавицы восседает инкуб — средневековый демон-распутник, охочий до плотских утех с женщинами. Подглядывать за непотребствами собирается слепая лошадь — символ, намекающий на демонический характер затевающегося мероприятия.

Ночной кошмар Картина – Иоганн Генрих Фюссли 1781

Фюссли написал несколько версий «Ночного кошмара». Эта — из Детройтского музея изящных искусств, который, к слову, сейчас и сам переживает кошмарные времена из-за банкротства города.

Эта картина сама по себе может стать ночным кошмаром. Вдруг не сможете уснуть — вот вам увлекательное чтение о том, что еще может символизировать лошадь в изобразительном искусстве.

Призрак Блохи Уильям Блейк 1820

Будто блоха не ужасна сама по себе, Уильям Блейк превращает ее в гигантского призрака и вручает инструменты кровопийцы: ножичек для вскрытия вен и чашечку для сбора крови. Художник, конечно, ничего не придумывал: он утверждал, будто это существо явилось ему. Картина очень маленькая (21Х16 см), но призрак блоки удивительным образом кажется размером с Терминатора. Написан он с использованием сусального золота.

Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент Иероним Босх 1500

Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха Иероним Босх Живопись, XVI век

Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха Иероним Босх Живопись, XVI ве

Искушение Святого Антония. Правая створка триптиха. Иероним Босх Живопись, XVI ве

Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент Иероним Босх Живопись, 1500

Иероним Босх — чемпион по изображению разномастной нечисти и олицетворенных человеческих грехов. Изображено все с такой фантазией, что даже завидуешь немного Святому Антонию, который от всей этой устрашающей, но невероятно затейливой публики — на расстоянии вытянутой руки.

Искушение Святого Антония Сальваторе Роза XX век

Еще одна интерпретация популярного сюжета с очень эффектным чудищем, которое, кажется, запало в душу многим творческим людям. Невозможно не вспомнить марсианских боевых треножников из «Войны миров» и еще одно «Искушение» — в исполнении Сальвадора Дали.

«Блеснула молния, и треножник четко выступил из мрака; он стоял на одной ноге, две другие повисли в воздухе. Он исчезал и опять появлялся при новой вспышке молнии уже на сотню ярдов ближе. Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь, переступает по земле?»

Герберт Уэллс, «Война миров» (1897)

Концепт треножников для фильма Стивена Спилберга «Война миров» (2005) и Сальвадор Дали. «Искушение Святого Антония», 1946

Шабаш ведьм Франсиско Гойя 1798

Дьявол в образе козла — человекоподобный и жуткий. Похотливые старухи-ведьмы, даже во время гулянки не отвлекающиеся от мучения младенцев. И ночные облака, кажется, скрывающие среди звезд чей-то хищный взгляд. Картина у Гойи вышла одновременно яркая и мрачная.

Вампиры-вегетарианцы Ремедиос Варо 1962

Испанская сюрреалистка Ремедиос Варо шутит и изображает своих вампиров почти вегетарианцами: мы верим ей, пока не посмотрим под ноги этим ненасытным в своей жажде существам, делающим вид, будто пьют фреши.

Курочки под ногами тоже вполне адские.

Триптих земного тщеславия и божественного спасения. Фронтальная сторона. Правая панель Ганс Мемлинг 1485

Сатана Мемлинга резвится так, будто принял что-то покрепче арбузного фреша. Напиток наверняка был дьявольский. Да и заливал, по всему видно, в два горла.

Тихая спутница Рэй Цезарь 2009

Круглосуточный мужской кошмар: что, если спутнице надоест ходить босоногой — и она сделается совсем не тихой, сначала требуя шпильки для всех своих ног, а после выстукивая ими разнообразные оттенки своего настроения? И женский кошмар тоже: очевидно, что такая барышня очень ловко вьется вокруг мужчин.

Эскиз к фильму «Дюна» Ганс Рудольф Гигер 1976

Это — одна из иллюстраций из книги «Alien: The Archive», вышедшей в октябре 2014-го. В ней собраны ранее не публиковавшиеся наброски Гигера с Чужим — персонажем, принесшим художнику «Оскар». Этот череп Гигер нарисовал для фильма Алеханро Ходоровского «Дюна», который, правда, так и не был снят. Однако работа не пропала — из первоначального образа родился Чужой. Сценарист «Чужого» Дэн О’Бэннон увидел черновики к «Дюне», впечатлился и привелГигера к режиссеру Ридли Скотту — в результате мировая галерея чудовищ пополнилась незабываемым персонажем.

Главное фото в материале: «Медуза» — Караваджо, 1598−99, Галерея Уффици.

БЕЗУМИЕ УИЛЬЯМА БЛЕЙКА: nikonova_alina — LiveJournal

Томас Филлипс. Портрет Уильяма Блейка. 1807

Тигр, тигр, жгучий страх,

Ты горишь в ночных лесах.

Чей бессмертный взор, любя,

Создал страшного тебя? (пер.К.Бальмонта)

Это начало одного из самых известных стихотворений Уильяма Блейка, поэта и художника, вошедшего не только в мировую художественную, но уже даже и в современную популярную культуру.

Например, именно «Тигр» Блейка был использован в качестве лейтмотива, отсылающего к образу главного злодея в сериале «Менталист». Когда начинаешь вдумываться в эти слова, то тебя может охватить ощущение некоей страной двойственности. С одной стороны, стихотворение вроде бы вполне понятное и даже логичное, но что-то кажется все же неправильным. Ясно, что не случайно эти строки любит повторять сериальный маньяк. И вообще, если согласиться с тем, что подобное часто тянется к подобному, то не удивительно, что ненормальный убийца выбрал в свои литературные кумиры человека, чье психическое здоровье всегда вызывало вопросы у исследователей его творчества.

Уильям Блейк. Ньютон. 1795

Уильям Блейк был равно одарен и как поэт, и как художник, и оставил после себя весьма значительное и литературное, и изобразительное наследие. Он отличался очень специфическими взглядами на мир, которые подчас существенно опережали свое время (например, он был ярым поборником равноправия супругов в браке еще в те времена, когда жена считалась чуть ли не собственностью мужа, также он ратовал за женское образование и даже лично обучил свою неграмотную супругу читать и писать, а при желании в его произведениях можно даже найти обоснование для идеи свободной любви).

Для человека, фактически не получившего образования, такая интенсивность творческой жизни кажется просто удивительной. Иногда складывается впечатление, что Блейк, в отличии от большинства из нас, кто в жизни или плывет по течению, или  постоянно тыкается куда-то не туда подобно слепому котенку, чуть ли не с детства четко видел свою дорогу, и шел по ней, невзирая ни на какие препятствия. Кажется, что он даже уже заранее знал, что и как он должен сочинять или рисовать.

Впрочем, очень может быть, что и сам Блейк полагал, что самого раннего детства находится под воздействием (или под покровительством) неких высших божественных сущностей. Странности в его биографии действительно начинают происходить с очень юного возраста.

Уильям Блейк. Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа». 1794

Во всех биографиях Блейка описывается как в возрасте четырёх лет у него было первое (из множества последующих) видение. Он был один в комнате своего брата, когда внезапно за окном увидел Бога, когда тот просунул голову в окно детской. Ребенок испугался и закричал от ужаса.

А теперь попробуем разобраться, что же это было на самом деле. Мне кажется, что манифест шизофрении с галлюцинациями у четырехлетнего ребенка, это все-таки слишком рано. Но можно представить, что оставшись в одиночестве в полутемной комнате маленький мальчик просто испугался и вообразил себе нечто невероятное и пугающее. Дети, наслушавшиеся, скажем, русских сказок видят Бабу-ягу под кроватью, юные палеонтологи – динозавров, ну а Уильям Блейк, воспитанный в религиозной семье, увидел более привычный для него образ – строгого Бога. Ясно же, что детей тогда воспитывали в мысли, что Господь все видит и никаких грехов не спустит. Кто знает, может юный Уилл что-то натворил и прятался в комнате брата от родительского гнева?

Дом №28 на Брод-стрит (ныне Бродвик-стрит) в Лондоне, где родился и жил до 25 лет Уильям Блейк. Рис. 1912 года. Дом был снесен в 1965 году .

Если бы семья жила на первом этаже, то можно было бы предположить, что кто-то случайно заглянул в окно, и мальчик, увидев, например, бородатого незнакомца принял его за божественный лик. Но дом Блейков был четырехэтажным, на первом этаже размещалась лавка (отец Уильяма торговал трикотажем), так что семья, очевидно жила выше. И, скорее всего, причиной видения была обычная детская фантазия, когда в игре теней и бликов за окном ему привиделось узнаваемое изображение.

Мне не удалось выяснить, рассказал ли четырёхлетний Уильям Блейк об этом своем видении родителям, и какова была их реакция. Может статься, что этот лик Господа в окне детской было так называемым ложным воспоминаниям, которое Блейк сам внушил себе гораздо позже.

Уильям Блейк. Когда запели звезды. Иллюстрация к Книге Иова. 1820

Второе значимое воспоминание Блейка о видении относится к возрасту восьми-десяти лет. Во время прогулки в Пекхем Рай Уильям видел по его собственному утверждению «…дерево, буквально облепленное ангелами, яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звёзды». Когда он вернулся домой, то рассказал обо всем родителям, а чуть позже даже записал то, что видел. На сей раз о реакции отца и матери художника биографам известно. Отец сильно разгневался, и даже собирался задать сыну хорошую трепку за вранье, как он посчитал. А вот мать за ребенка заступилась, и наказания не последовало. Кэтрин Блейк вообще всегда поддерживала сына во всех его начинаниях, даже стены в ее комнате всегда украшали рисунки Уильяма, начиная с еще совсем детских.

Конечно, вряд ли мать действительно верила, что у сына бывают видения религиозного содержания. Родители Блейка  были очень верующими людьми, причем они исповедовали какой-то собственный вариант протестантизма, официально являясь диссентерами Моравской церкви. Но в то же время у отца был вполне процветающий бизнес, так что семья была абсолютно здравомыслящей, несмотря на всю религиозность. Судя по всему, родители Блейка не только любили всех своих семерых детей (до более-менее зрелого возраста дожили только пятеро), но и очень неплохо разбирались в детской психологии.

Иногда их обвиняют в том, что из-за религиозного фанатизма Уильяма не пустили учиться. Блейк действительно не посещал общеобразовательную школу, но известно, что родители сознательно не стали его отдавать в общественное учебное заведение. Мальчик был очень подвижным (гиперактивным, как бы мы сейчас  сказали), обладал взрывным характером и чрезмерно богатым воображением. Очевидно, они понимали, что школа с ее физическими наказаниями, которые в то время считались основным методом воздействия на юные умы, просто сломает их ребенка. Там никто не будет доброжелательно выслушивать истории о деревьях, на которых сидят ангелы. Поэтому читать и писать Уильяма учила мать, а затем он начал заниматься самообразованием через чтение. Впрочем, мне попалась и вторая версия о раннем образовании Уильяма Блейка, исключающая первую. Утверждается, что до десяти лет он все же ходил в школу. Но тогда, спрашивается, зачем матери было учить его читать и писать?

Уильям Блейк. Дьявол, поражающий Иова проказой. 1826

Есть еще одна странная история о детстве Уильяма Блейка. Утверждается, что он перенес какую-то необычайно тяжелую болезнь, которая и пробудила у мальчика творческое дарование в самых разных областях искусства, до того момента якобы никак не проявлявшееся (что-то подобное рассказывают о шаманах или о людях, неожиданно получивших какие-то паранормальные способности). В итоге в 10 лет он начал писать вполне зрелые стихи, в 14 – уже делал профессиональные гравюры, а в 16 – сочинял необычные мелодии.

Если эта болезнь не является фантазией позднейших биографов, то скорее всего действительно, когда ребенок был вынужден долгое время оставаться в постели, а единственным его развлечением была интеллектуальная и творческая деятельность, при наличии живого воображения, у него и был заложен интерес и навык к творчеству. Вероятно, в семье в принципе поощряли занятия такого рода. Во всяком случае, отец сам отдал сына в обучение граверу Джеймсу Бесайеру в 1772 году, когда Уильяму исполнилось 15 лет.

Но начиная с десятилетнего возраста галлюцинации (или видения по его собственному определению), причем как зрительные, так и слуховые, посещали Уильяма Блейка довольно регулярно. Он сам фиксировал их содержание либо в записях, либо в рисунках, которые позднее трансформировались в полноценные графические либо живописные композиции. То есть можно прямо сказать, что основу творчества Уильяма Блейка составляли его галлюцинации.

Уильям Блейк. Призрак Блохи (Призрак Ничтожества). 1819-20

Содержание галлюцинаций было достаточно разнообразным, но концентрировалось в основном вокруг персонажей и сюжетов Священного Писания, а также неких абстрактных религиозных тем. Еще в детстве он, например, замечал ангелов среди косарей, когда наблюдал за обычными сельскохозяйственными работами, он воочию видел различных персонажей Священной Истории: Давида, Навуходоносора, Вирсавию, или же это был «омерзительный призрак Блохи». Иногда зрительные и слуховые галлюцинации сочетались воедино. Есть, например, собственное свидетельство Блейка о том, что он видел Дьявола, объятого пламенем, который предстоял Ангелу, восседавшему на облаке, и при этом Дьявол говорил речь. Когда умер младший брат Блейка Роберт, который жил в его семье и даже отчасти заменил ему сына (своих детей у Уильяма Блейка не было), Уильям стал разговаривать и с ним, и при этом художник утверждал, что брат дает ему ценные профессиональные советы, в том числе, и касающиеся оригинальных и новаторских способов гравировки.

Уильям Блейк. Ангел Зла и Ангел Добра. 1795

Однажды Блейк рассказал о своих видениях художнику и астрологу Джону Варли. То был так поражен, что уговорил Уильяма перенести изображения его галлюцинаций на бумагу прямо в его присутствии. Так появился известная серия рисунков Блейка «Головы призраков», которая включает более сотни листов. Некоторые из изображений стали в дальнейшем основой для самых известных станковых произведений Блейка, в частности «Призрака Блохи».

Уильям Блейк. Геката. Ночь радости Энитармон. 1795

Но вот что странно. Наличие галлюцинаций, о которых знали абсолютно все в окружении Блейка, при этом не мешало ему вести относительно нормальный, вполне социализированный образ жизни, адекватно решать хотя бы на минимальном уровне бытовые проблемы, зарабатывать изготовлением гравюр, искать и иногда находить спонсоров и дополнительные источники дохода.

Уильям Блейк. Иллюстрация к «Потерянному раю» Джона Мильтона

Блейк начинал учиться в Академии художеств, а значит, вполне сознавал необходимость фундаментального художественного образования, и, вероятно, закончил бы учебу, если бы не конфликт с президентом Академии Рейнолдсом. Когда Блейк понял, что не сможет зарабатывать на жизнь, продавая гравюры по собственным рисункам, он вполне прагматично начал гравировать работы других, более популярных художников. Он пытался издавать свои книги и организовывать выставки для продаж своих произведений. И пусть эта деятельность не принесла ему особого дохода, но она была вполне логичной и практичной.

Уильям Блейк. Европа, поддерживаемая Африкой и Америкой. 0к.1795

С 1800 по 1803 год, когда у Блейка было совсем плохо с деньгами, он три года прожил в поместье Уильяма Хейли в Сассексе. Пусть деятельность, связанная выполнение мелких поручений хозяина, связанных с оформлением его поэтических трудов, не слишком вдохновляла Блейка, и в конце концов он сбежал из провинции назад в Лондон, но эта работа помогла ему какое-то время продержаться на плаву. Похоже, что указаниями от галлюцинаций Блейк руководствовался исключительно в той части своей жизни, которая была связана с творчеством, а бытовые вопросы решались на ином, обычном житейском, причем достаточно прагматическом уровне.

Уильям Блейк. Сатана созывает свои легионы. 1804

Все исследователи так и не смогли поставить Блейку какой-то более-менее убедительный и однозначный диагноз. Наиболее часто встречается мнение, что он страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярным расстройством), иногда предполагают, что это была шизофрения. Есть версия, что его галлюцинации, поскольку они смогли стать основой для его творчества, были сродни тем видениям, которые вызываются с помощью галлюциногенных средств, в частности ЛСД. Сведения о том, что Блейк с детства баловался чем-то подобным, мне не встречались. И похоже, что уникальность Блейка как художника и поэта состояла именно в том, что он мог вызывать у себя эти видения как бы по собственной инициативе без использования дополнительных препаратов, а затем переносить их на бумагу или холст, либо выражать с помощью слов.

Интересно, что творческие поиски Блейка предвосхитили, а затем были положены в основу нескольких художественных направлений, связанных с обращением к человеческому подсознанию. Он считается если не отцом, то дедушкой символизма и сюрреализма. Но иногда кажется, что Уильям Блейк в течении всей сей довольно долгой жизни (а он прожил почти 70 лет) так и оставался тем самым маленьким мальчиком, который однажды поверил, что Бог смотрит в его окно.

Уильям Блейк. Лестница Иакова. 1799-1806

Призрак блохи, Уильям Блейк (c1819-20) | Культура

· Посмотреть работу онлайн

· Архив: все статьи из этой серии

Автор: «Потратив энергию юности и гениальности под гнетом сэра Джошуа и его банды хитрых наемников Мошенники без работы и, насколько это возможно, без хлеба», — писал поэт, художник и гравер Уильям Блейк примерно в 1808 году в своем экземпляре «Рассуждений сэра Джошуа Рейнольдса», «Читатель должен ожидать, что прочтет все мои замечания к этим книгам». Ничего, кроме возмущения и обиды». Блейк считал себя одним из группы андеграундных художников, посвятивших себя истории и видению, чьи карьеры в Лондоне конца 18-го века были омрачены рынком и его культом самого безобидного, пресного, антиинтеллектуального, утилитарного направления искусства: портретная живопись.

Отчасти причина, по которой Блейк ненавидит Рейнольдса, чьи «Рассуждения» призывают к высокому историческому искусству, возможно, ближе к Блейку, чем он может признать, заключается в том, что он олицетворял успех в бессмысленной области портретной живописи. В Лондоне 18-го века, Блейк с содроганием вспоминает, «только портретная живопись [была] аплодирована и вознаграждена богатыми и великими. Рейнольдс и Гейнсборо запятнали и размыли одно против другого и разделили между собой весь английский мир».

Для автора «Бракосочетания рая и ада» рациональность и внимание к поверхностям английского социального портрета заключают в себе умерщвляющий ньютоновский материализм; истинное видение скорее внутреннее, чем эмпирическое. Итак, в свои 60 лет Блейк нарисовал свой ответ английским аквагримерам: портрет духа или призрака блохи.

Субъект: По словам художника и астролога Джона Варли, который был с Блейком, когда он делал первый карандашный набросок этого духа, Блейк утверждал, что видел «воображаемые головы», которые он нарисовал, как он их видел. Блейк дразнил Варли, подыгрывая его образу романтического пророка; он также пародировал эмпирическую традицию портрета, взятие лиц из жизни, которые сделали состояния Рейнольдса и Гейнсборо. Блейк тоже рисует голову из жизни, только невидимое существо, которое видит только он.

Отличительные черты: Блоха Блейка злая, готическая, гротескная, крадется по звездному царству между кулисами сцены — на самом деле ходит по доскам, как если бы художник заманил это существо в ловушку, чтобы оно появилось в спектакле в театре Друри-Лейн. Хребет призрака представляет собой пульсирующую хрящеватую колонну, врезающуюся в его чешуйчатую голову с выпученными глазами и ненасытным языком; его массивные мускулы окрашены в красный цвет, словно налиты засохшей кровью, а его скачущая, сокрушительная походка похожа на походку ожившего колосса. Эта необъятность и звериность с безумными глазами контрастирует с зримой формой физического воплощения духа, которую можно увидеть на полу между его прожилками ног: маленькой блохи.

Объяснение Блейком духа, которого он видел, согласуется с чрезвычайно драматичным масштабом картины, контрастом огромного невидимого монстра с его крошечным воплощением в виде насекомого. Домашняя блоха, пьющая кровь, сказал Блейк, на самом деле является физической формой, которую принимают души людей, которые настолько кровожадны, что провидение ограничивает их размер и форму насекомыми.

Призрак поглощает чашу с кровью. Это окончательная критика Блейком английского портрета. Как могут эмпиризм, хорошие манеры и общительность Гейнсборо признать, как это делает здесь Блейк, что одним из аспектов человеческой натуры является кровопийца-упырь?

Источники вдохновения и влияния: Мускулистая обнаженная натура Блейка и его искусство твердых, решительных линий, очерчивающих героические образы, восходят к Микеланджело.

Где это? Тейт Британия, Лондон SW1 (020-7887 8000)

Призрак блохи [Уильям Блейк] | Сартл

Подробнее о Призраке блохи

Призрак блохи является результатом того, что Уильям Блейк не ложился спать слишком долго после того, как его ложили спать.

Поэт-романтик и художник Уильям Блейк известен в первую очередь своими иллюминированными книгами, в которых он сплел свои стихи и свои картины в единое целое, а также своими картинами, основанными на рассказах из Библии и других существующих литературных произведений. Призрак блохи уникален тем, что это одна из немногих отдельных картин, которые он написал при жизни. После многих лет безвестности и разочарования Блейк в конце концов попал в группу молодых художников, которые восхищались его уникальным художественным видением, предоставив ему покровительство и дружбу, которых он всегда желал, но трагически не мог найти до последнего десятилетия. его жизни. Среди этого нового круга друзей был акварелист и астролог Джон Варли, знаменитый доверчивый человек со страстью ко всему сверхъестественному, странному или как-то противоречащему рациональному. Он, естественно, был очарован эксцентричным Блейком.

Однажды ночью в 1819 году Блейк задержался с Варли допоздна, делая набросок этого портрета гуманоидной блохи. Хотите верьте, хотите нет, но для двоих мужчин это не было чем-то необычным, чтобы провести вечер вместе — они часто устраивали ночные сеансы у Варлея, не ложась спать до четырех утра (пара животные, эти двое) и весело проводя время, вызывая духов различных исторических и библейских персонажей, которых Блейк затем продолжал рисовать для развлечения Варли. Этот особенный дух блошиного человека посетил Блейка в одну из таких диких ночей, передав сообщение о том, что блохи — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Согласно духу, они были населены душами людей, которые при жизни были «по своей природе кровожадны до крайности». В качестве наказания таких людей, по-видимому, перевоплощали в тела блох, обрекая на вечное воплощение их «кровожадной» натуры.

Эти ночные встречи тет-а-тет с Варли были далеко не единственным случаем, когда Блейк испытывал подобные видения. Сообщается, что он впервые увидел Бога в нежном возрасте четырех лет, когда Бог просунул его голову в окно и заставил его «кричать» от страха. Другой анекдот повествует о десятилетнем Блейке, который шел по лондонской улице, занимаясь своими делами, только для того, чтобы оглянуться и увидеть над собой множество ангелов, сияющих так же ярко, как звезды. Варли, одержимый мистическими переживаниями, одновременно восхищался Блейком за его провидческие способности и немного завидовал ему. Выслушав все истории о том, что Блейк видел Бога и ангелов, он начал приглашать его к себе домой в надежде, что тот может получить совет или два о том, как получить свои собственные суперкрутые видения. Но — сюрприз-сюрприз — его план не сработал; как он ни старался, ночь за ночью он смотрел ни на что, кроме пустого пространства.

Неясно, действительно ли сам Блейк видел эти фигуры, плотно сидящие перед ним. Это могли быть галлюцинации (многие из его современников действительно считали его сумасшедшим), или продукты его живого воображения, или причудливые выдумки, сделанные на благо молодого и доверчивого Варлея, который так отчаянно хотел, чтобы они были реальными. Или, возможно, они действительно были там. Кто знает? Сам Блейк утверждал, что это были реалистичные портреты духов, как и Варлей в своей книге 1828 года 9.0043 «Трактат о зодиакальной физиогномике», , в котором представлены копии рисунков Блейка с этих встреч. Сами рисунки заполняют несколько альбомов для рисования и известны под общим названием его Visionary Heads, многие из которых сегодня можно найти в галерее Тейт Британия. Безусловно, самым известным (и жутким) из них является Призрак Блохи, единственный, кого Блейк когда-либо превращал в картину.

Никогда не упускайте возможности нарисовать обнаженного мужчину, мускулистое телосложение блохи Блейка придает ему мощное, властное присутствие на том, что кажется сценой. Все вместе, фон из детских книжек с картинками, маленькая чашечка из желудевой шляпки (как что-то, что может нести фея) и общее впечатление, что блоха вот-вот продемонстрирует не то фокус, не то музыкальный номер, превращает блоху, которую обычно считают неприятной, но довольно незначительной неприятностью, в нечто одновременно фантастическое и удивительное. Таким образом, существо, которое обычно игнорируется и держится вне поля зрения, буквально выдвинуто на передний план и в центр картины Блейка, изображенное как причудливая звезда какого-то причудливого шоу одного актера. Блоха Блейка находится где-то посередине между ужасающим и чудесным, но , где на самом деле не имеет значения — дело в том, что Блейк наполняет блоху своим собственным сценическим присутствием и достоинством.

Некоторые предполагают, что картина была вдохновлена ​​тем, что Блейк увидел под микроскопом серию рисунков блох, сделанных английским естествоиспытателем XVII века Робертом Гуком. Под неумолимым взглядом микроскопа блоха (когда-то не более чем крошечное черное пятнышко) превратилась во что-то одновременно банальное и ужасающее, ее анатомия обнажилась на странице и не оставила места для тайны. Блейк, как и многие его товарищи-романтики, беспокоился, что дальновидный взгляд науки может разрушить человеческую способность к удивлению. Образы, подобные изображениям гуковских блох, символизировали постепенное разочарование мира после научной революции, результат технологий расширения чувств, таких как микроскопы и телескопы, которые мало оставляли воображению. В этом контексте «Призрак блохи » можно интерпретировать как попытку Блейка заново очаровать мир насекомых, превратив его из чего-то, тщательно описанного наукой, в царство одновременно прекрасное и странное.

Источники

Источники

  1. Артандфильм21. «Уильям Блейк. Блоха. Клип «Искусство готики». Видео на ютубе, 2:52. 13 января 2016 г. https://www.youtube.com/watch?v=HdCssK0uGUc.
  2. Bentley, GE, Jr. Уильям Блейк: критическое наследие. Нью-Йорк: Рутледж, 19 лет.75.
  3. Батлин, Мартин. «Блейк, Линнелл и Варли и Трактат о зодиакальной физиогномике». В Burning Bright: Essays in Honor of David Bindman, под редакцией Дайаны Детлофф, Тессы Мердок и Ким Слоан, 126–135. Лондон: UCL Press, 2015.
  4. «Путеводитель по выставке: Уильям Блейк». Тейт. По состоянию на 17 июня 2020 г. https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/exhibition/william-blake/exhibition-guide.
  5. «Призрак блохи». Атлас Обскура. По состоянию на 18 июня 2020 г. https://www.atlasobscura.com/places/the-ghost-of-a-flea.
  6. Гилкрист Александр. Жизнь Уильяма Блейка. Лондон: John Lane Company, 1907.
  7. «Голова призрака блохи. Оборотная сторона: профиль и уменьшенный рисунок первой жены Мильтона». Тейт. По состоянию на 3 июня 2020 г. https://www.tate.org.uk/art/artworks/blake-the-head-of-the-ghost-of-a-flea-verso-a-profile-and-a- уменьшенный рисунок милтонов
  8. Саймонс, Артур. Уильям Блейк. Лондон: Archibald Constable and Company Ltd., 1907.

Не нравится 0 0 Нравится

Призрак блохи — миниатюра английского поэта, художника и гравера Уильяма Блейка, хранящаяся в лондонской галерее Тейт. Имея размеры всего 8,42 на 6,3 дюйма (21,4 на 16,0 см), он выполнен темперой, смешанной с золотом, на панели из тропической твердой древесины типа красного дерева. Он был завершен между 1819 и 1820 годами как часть серии, изображающей «Визионерские головы» по заказу акварелиста и астролога Джона Варли (1778–1842).

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки