Характеристика бабушки в повести «Детство» Горького: образ, описание в цитатах
Алексей с бабушкой и матерью на пароходе. Художник П. Пинкисевич |
Бабушка является одним из центральных персонажей повести «Детство» Горького.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика бабушки в повести «Детство» Горького: описание характера и внешности героини, портрет в цитатах.
Также в статье представлены цитаты, описывающие роль бабушки в жизни Алексея Пешкова, отношения бабушки и Алексея.
Смотрите:
— Краткое содержание повести «Детство»
— Все материалы по повести «Детство»
Характеристика бабушки в повести «Детство» Горького: образ, описание в цитатах
Имя бабушки — Акулина Ивановна Каширина:
«…Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!. .»
«…Каширины, брат, хорошего не любят…»
Возраст бабушки — за 60 лет:
«…Я ведь уж старая, за шестой десяток лета‑вёсны мои перекинулись‑пошли…» (глава I)
О внешности бабушки известно следующее:
«…Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь…»
«…бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная.
«…Я дергаю ее за темную, с набойкой цветами, юбку…»
«…Крестя снежно‑белую, чистую грудь, она тихонько смеется, колышется вся…»
«…бабушка в салопе с хвостами на воротнике…» (салоп — женское пальто)
«…кланяется в землю, стукаясь большим лбом о половицу…»
У бабушки крупное, большое тело:
«…толстая, – она могла пройти в узенькую дверь каюты только боком…»
«…всё ее большое тело…»
«…бабушка была вдвое крупнее деда…»
У бабушки сутулая спина:
«…Выпрямив сутулую спину, вскинув голову…»
«…Она сутула, почти горбатая…»
У бабушки темные глаза:
«…ее темные, как вишни, зрачки…»
«…темные ее глаза, улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет…
«…С улыбкой в темных глазах…, она снова крестилась медленными движениями тяжелой руки. ..»
У бабушки длинные темные волосы:
«…Волос у нее было странно много, они густо покрывали ей плечи, грудь, колени и лежали на полу, черные, отливая синим…»
«…Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу…»
«…И стала сама гибкими пальцами кружевницы рыться в густой, черной гриве своей…»
«…она быстро заплетает толстые косы, умывается наскоро…»
«…чешет гребнем свои удивительные волосы, дергает головою, вырывает, сцепив зубы, целые пряди длинных черных шелковинок…»
«…Я брал в руки тяжелые атласные косы…»
У бабушки доброе лицо:
«…доброе лицо ее делается глупым и смешным…»
Характер бабушки
Бабушка — неугомонная, добрая женщина:
«..кроме неугомонной, неустанно доброй старухи. ..»
«…Иногда меня трогает за сердце эта слепая, всё примиряющая доброта…»
Бабушка любит рассказывать истории:
«…слушал бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы…»
«…понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие‑то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе…»
«…Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно…»
Бабушка — неграмотная женщина:
«…Где уж мне: колдовство – наука трудная. А я вот и грамоты не знаю – ни аза…»
Бабушка по происхождению крестьянка (дочь крепостной крестьянки):
«…матушка моя… <…> …стала она барам ненадобна, и дали они ей вольную…»
Бабушка — трудолюбивая женщина:
«…видит: работница я, нищего человека дочь. ..»
Бабушка всегда довольна жизнью. Ее лозунг по жизни — «Как хорошо все!»:
«…Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо‑то всё!
Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни…»
У бабушки ласковый, мягкий голос:
«…Она говорила ласково, весело, складно…»
«…Говорила она, как‑то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные…»
«…вдруг спрашивала мягко обнимавшим голосом…»
Бабушка не любит неправду. Она похожа на святую, блаженную женщину:
«…Ты вот спроси‑ка бабушку… Она всё скажет – она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой, хоть и вино пьет, табак нюхает. Блаженная, как бы. Ты держись за нее крепко…
Бабушка терпит побои мужа:
«…Меня дедушка однова бил на первый день Пасхи от обедни до вечера. Побьет – устанет, а отдохнув – опять <…>
А вдругорядь он меня избил до полусмерти да пятеро суток есть не давал, – еле выжила тогда. ..»
«…он быстро повернулся и с размаху хряско ударил ее кулаком в лицо…»»…Первый раз он бил бабушку на моих глазах так гадко и страшно…»
Бабушка — глубоко верующий человек. Она каждое утро и вечер читает молитвы:
«…встает перед иконами, – вот тогда и начиналось настоящее утреннее омовение, сразу освежавшее всю ее…»
«…Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием…»
«…Утром она молилась недолго…»
Бабушка очень боится тараканов:
«…Не боясь ни людей, ни деда, ни чертей, ни всякой иной нечистой силы, она до ужаса боялась черных тараканов, чувствуя их даже на большом расстоянии от себя…»
Бабушка не любит деньги и не копит их:
«…А у меня денег нет, я их не любила, не копила…»
Роль бабушки в жизни Алексея. Отношения Алексея и бабушки
«.
«…Чаще других бывала у меня бабушка; она и спала на одной кровати со мной…»
«…До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни…» (глава I)
«…она часами пила чай, непрерывно рассказывая всякие истории; я как бы прирос к ней и не помню, чтоб в эту пору жизни видел что‑либо иное, кроме неугомонной, неустанно доброй старухи…» (глава V)
Биография бабушки
У Бабушки было трудно детство. Она с юных лет привыкла к труду:
«…Я ведь тоже сиротой росла, матушка моя бобылка была, увечный человек; еще в девушках ее барин напугал. Она ночью со страха выкинулась из окна да бок себе и перебила, плечо ушибла тоже, с того у нее рука правая, самонужная, отсохла, а была она, матушка, знатная кружевница.
Бабушка с детства зарабатывала деньги плетением кружев:
«…А как минуло мне девять лет, зазорно стало матушке по миру водить меня… А я дома сижу, учусь кружева плести, тороплюсь‑учусь, хочется скорее помочь матушке‑то; бывало, не удается чего, – слезы лью. В два года с маленьким, гляди‑ка ты, научилась делу, да и в славу по городу вошла: чуть кому хорошая работа нужна, сейчас к нам…»
Бабушка вышла замуж в 13 лет:
«…Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила; да вот полюбил господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы…»
«…Тут вскоре и дедушка насунулся, заметный парень был: двадцать два года, а уж водолив! Высмотрела меня мать его, видит: работница я, нищего человека дочь, значит, смирной буду…»
У бабушки и деда было 18 детей, но выжили только трое — Варвара (мать Алексея), дядья Яков и Михайло:
«. ..Ведь у меня восемнадцать было рожено; кабы все жили, – целая улица народу, восемнадцать‑то домов!..»
Бабушка и дед воспитали подкидыша Ивана Цыганка:
«…Дедушка хотел было Ванюшку‑то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это бог нам послал в тех место, которые померли…»
«…Очень я обрадовалась Иванке, – уж больно люблю вас, маленьких! Ну, и приняли его, окрестили, вот он и живет, хорош…»
Прожив 50 лет в браке, дед отделяется от бабушки и оставляет ее без денег:
«…Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал свое, – это после полусотни лет совместного труда!..»
«…Пускай дурит, кому горе? А я себе да тебе – заработаю кусок, не бойсь!..» (бабушка о деде)
Это был цитатный образ и характеристика бабушки в повести «Детство» Горького: описание характера, внешности, происхождения героини, ее портрет в цитатах, описание роли бабушки в жизни Алексея и их отношений.
Смотрите: Все материалы по повести «Детство»
Портрет бабушки с красным знаменем появился в центре Новосибирска
Домой Новости Портрет бабушки с красным знаменем появился в центре Новосибирска
Фото: группа «АСТ-54» соцсети «ВКонтакте»Ставшее интернет-мемом изображение украинской пенсионерки со знаменем Победы появилось на фасаде здания на Красном проспекте в Новосибирске. Автор картины – сибирячка Анастасия Хнюнина выполнила работу бесплатно по заказу представителей общественности.
Фото баннера с изображением пожилой женщины с красным знаменем в руках опубликовали социальные сети вечером 16 апреля.
Как рассказали в группе «АСТ-54» соцсети «Вконтакте», автор изображения – профессиональный иллюстратор из Новосибирска Анастасия Хнюнина. Она выполнила работу по заказу новосибирского общественного объединения «Координационный совет в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей». По словам девушки, она сделала это бесплатно, поскольку видео, по мотивам которого была создана картина, растрогало её до слёз.
В конце апреля в интернете появилось видео, на котором пожилая жительница Украины вышла навстречу солдатам ВСУ с советским знаменем Победы. Один из военных вручил женщине пакет с продовольствием, однако следом взял у неё из рук флаг и растоптал его. После этого пенсионерка отказалась принимать провиант.
Напомним, в пятницу, 15 апреля, стало известно о ещё одном погибшем на Украине молодом новосибирце.
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Новости СМИ2
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Артем Печенин
Сооснователь кафе Breakfast House и кондитерской Biscuit House
Елена Терехина
Председатель правления Банка «Акцепт»
На что обратить внимание, выбирая банковскую услугу?
Давайте рассмотрим, что должен включать в себя чек-лист по выбору провайдера финансовых услуг для предпринимателя.
24 октября Банк «Акцепт» отметил 32 года деятельности на финансово-кредитном…
Евгений Гришаков
Основатель и руководитель игровой студии Garden of Dreams, экс-совладелец сети «Квест-Хаус» и сети хостелов «Достоевский»
Александр Филимонов
Cовладелец и управляющий партнер компании по проектированию и ремонту коммерческих помещений «Молодые Строители Сибири»
Портрет бабушки — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.
)
Арт-объект Страница
Обзор
Арчибальд Джон Мотли-младший создал этот портрет своей 80-летней бабушки Эмили Симс Мотли (1842–1929) в 1922 году. Родившись в рабстве у семьи Киттредж, Эмили пережила гражданскую войну. Война на сахарной плантации в Луизиане. В 1894 году она с семьей поселилась в Чикаго, где ее сын — отец художника — работал пульмановским носильщиком в региональных поездах.
Арчибальд Мотли окончил Школу Института искусств Чикаго в 1918. В то время, когда он закончил эту картину, он жил в южной части Чикаго со своими родителями, сестрой, племянником и бабушкой. В Портрет моей бабушки Эмили носит белый фартук поверх простой блузки, застегнутой брошью в форме сердца. Она смотрит прямо на зрителя (и на своего внука, так как он писал этот портрет). С сочувствующей честностью Пестрый признал возраст своей бабушки, подробно описав впадины под глазами и изящно сморщенный подбородок. Ее руки, отмеченные возрастом и физическим трудом, покоятся на коленях. Мотли уделил особое внимание золотому обручальному кольцу Эмили.
Упрощенная обстановка и простой фон, в большей части композиции доминирует один белый цвет. Мотли мастерски различает разные оттенки: слегка прозрачные рукава ее блузки, более яркий белый галстук ее фартука и штрихи белого в ее волосах. Позади Эмили ее тонкая тень — тихое призрачное присутствие на фоне мягкой белой стены.
Художественная студия Мотли и спальня его бабушки находились на верхнем этаже семейного дома. В конце каждого дня художник с любовью нес свою пожилую бабушку вверх по лестнице в ее комнату. Портрет Мотли о семейном матриархе одновременно правдив и величав, властен, но сдержан.
Надпись
внизу справа: A.J.MOTLEY.JR / 1922
Провенанс
Художник [1891-1981], Чикаго; по наследству своему сыну Арчибальду Джону (Арчи) Мотли, III [1934–2002], Чикаго; совладелец с 1986 года со своей женой Валери Джеррард Браун [род. 1940]; полное владение с 2002 г. Валери Джеррард Браун; совладелец с 2017 года со своей дочерью Марой Хоуп Джеррард Мотли, доктор медицины [род. 1985], Чикаго; куплен NGA в феврале 2018 года.
Связанные имена
Браун, Валери ДжеррардИстория выставки
- 1923
- Двадцать седьмая ежегодная выставка художников Чикаго и окрестностей, Художественный институт Чикаго, 1923, вып.
189.
- 1928
- Выставка картин Арчибальда Дж. Мотли-младшего, Новая галерея, Нью-Йорк, 1928 г.
- 1933
- Арчибальд Мотли-младший, Галерея Тюдоров, Женский клуб Чикаго, 1933.
- 1976
- Два века чернокожего американского искусства, Художественный музей округа Лос-Анджелес; Высокий художественный музей, Атланта; Музей изящных искусств, Даллас; Бруклинский музей, 1976–1977, вып. 80.
- 1988
- Три мастера: Эльдзиер Кортор, Хьюи Ли-Смит, Арчибальд Джон Мотли-младший, Галерея Кенкелеба, Нью-Йорк, 1988, вып. 63.
- 1991
- Искусство Арчибальда Дж. Мотли-младшего, Чикагское историческое общество; Музей-студия Гарлема, Нью-Йорк; High Museum/Georgia-Pacific Gallery, Атланта; Художественная галерея Коркоран, Вашингтон, 1991–1993, вып. 9, репродукция.
- 2014
- Арчибальд Мотли: модернист эпохи джаза, Художественный музей Нашера в Университете Дьюка, Дарем; Музей американского искусства Амона Картера, Форт-Уэрт; Музей искусств округа Лос-Анджелес; Чикагский культурный центр; Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, 2014–2016 гг.