Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике — пальчиковое рисование «Чашки для чая» | План-конспект занятия по рисованию (младшая группа):
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в группе раннего возраста (1год 6месяцев -2 года)
МКДОУ «Детский сад №20» п.Березовка
Галимзянова У.В.
1. Образовательная область – художественно-эстетическое развитие (рисование).
2. Тема: «Чашки для чая».
3. Программное содержание:
- образовательная задача: учить рисовать пальчиками- окунать в краску пальчики и ставить отпечатки,
- развивающая задача: развивать у детей глазомер, координацию в системе «глаз-рука».
- воспитательная задача: воспитывать интерес к рисованию красками.
4. Индивидуальная работа на занятии: продолжать учить Владика пользоваться салфеткой.
5. Предшествующая работа с детьми по подготовке к педагогическому мероприятию: рассматривание и обследование чайных чашек разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения.
6. Материалы и оборудование: для детей – шаблоны чашки для чая белого цвета; гуашевые краски желтого цвета, салфетки нетканные; у воспитателя шаблон чашки для чая белого цвета.
Ход образовательной деятельности:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель читает потешку и предлагает детям показывать движения по тексту.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки (дети хлопают в ладоши)
Маслом поливала,
Деткам давала.
Кате два, Саше два, (поворачиваются то в одну, то в другую
стороны, как бы раздавая оладушки.)
Ване два, Вике два. (протягивая ладони, дети хлопают в ладоши)
Всем дала! (разводят руки в стороны)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Что делала бабушка? Кому бабушка пекла оладушки?
Воспитатель: Как хороши оладушки с чаем! А куда наливают чай? (Ответы детей. ) Чай пьют из чайных чашек.
3.ОБСЛЕДОВАНИЕ «ЧАШЕК»:
У меня есть очень красивая чашка. Посмотрите, на ней нарисованы кружочки-горошинки. Она мне очень нравится и я люблю из неё пить чай. Хотите, чтобы ваши чашечки стали такими же нарядными? (Ответы детей.) Тогда давайте нарисуем узор и на ваших белых чашечках.
4.ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОКАЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ:
Воспитатель: Для узора выбираем краску желтого цвета. Маленькие кружочки-горошинки очень удобно рисовать пальчиком. Посмотрите, как это делается. (Делает пальцем отпечаток на бумаге. Сколько горошин на чашке(одна), делает ещё несколько, а теперь сколько (много). Обращает внимание детей на то, что «горошинки» должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно. Предлагает детям украсить свои чашки.) Вот какая замечательная чашка у меня получилась! Ваши чашечки будут наверняка еще более красивыми.
5.РАБОТА ДЕТЕЙ
Дети начинают рисовать, в процессе рисования воспитатель контролирует правильность выполнения приемов рисования, равномерность распределения «горошин» по всей поверхности рисунка.
(Во время выполнения работы наблюдаю за действиями детей, при затруднении предлагаю индивидуальные методы помощи:
индивидуальный показ,
объяснение,
напоминание, уточнение,
совет,
прием сотворчества,
прием «рука в руке»).
6. РЕФЛЕКСИЯ
Дети вместе с воспитателем вспоминают, что раньше у них была одна чашка в горошек, а теперь много.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы такие трудолюбивые и аккуратные. Посмотрите, какие красивые чашечки у вас получились. (Дети рассматривают и оценивают рисунки). Рисунки детей выставляются на стенде.
Литература: И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз», 2009.-144с. Занятие № 12.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего
мира, а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. А. Сухомлинский
В нашем детском саду имеются все условия для занятий изобразительной деятельностью с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования. Однако, на мой взгляд, недостаточно места отводится нетрадиционной технике рисования. Более 5 лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт работы с детьми в детском саду показал: нужно рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, это вызывает у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».
Значительную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступным и соответствующим возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня два раза в неделю. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками и ладонями – это самый простой способ получения изображения. В младшей группе использую технику рисования ладонями и пальчиками. С помощью отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины, которые можно оставить на память. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья. Все, что нужно для рисования – желание и фантазия. Рисование пальчиками уже немного сложнее, чем ладошкой, но ребенок научится сосредотачиваться и рисовать различные картины, на которых будут изображены лошади, коты, цветы, деревья, солнышко, тучки. Отпечатки можно дорисовывать различными фигурами, а при помощи нескольких пальчиков, можно создать пушистый цветок, плывущую по небу тучку, бегущую вдаль реку. Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира, обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному миру. Когда ребенок научится рисовать пальчиками, для него будет намного проще научиться пользоваться карандашами, красками, фломастерами, он научится передавать свое настроение и восприятие. Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют»).
Для развития воображения, восприятия в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки и морковки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Со средней группы я учу детей рисовать тычками. Ребенок опускает в гуашь кисть, ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом гуашь должна быть густой и сухой. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». В этом же возрасте начинаем пользоваться техникой «тампонирование». Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Цыплята», «Облака», «Елочки».
Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок карандашом, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Сова», «Зимние узоры».
Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Павлин», «Чудесный букет». Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток.
Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».
В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Работы моих детей по рисованию занимают призовые места в районных конкурсах и городских. Провожу консультации, на которых показываю родителям, как рисовать традиционными и нетрадиционными техниками рисования. Педагог-психолог подготовила консультацию на тему: «Рисованием – развиваем воображение». Для коллег педагогов провожу мастер классы: «Удивительные открытки для Деда Мороза», изготовление коллажа.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список литературы:
1. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Сценарий занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 52 стр.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 27 с.
Рисование имеет много преимуществ для пожилых людей — балуйтесь цветом
Если вам нравится рисовать или заниматься творчеством, вы уже знаете о терапевтических преимуществах творческого процесса. Творчество помогает нам улучшить наше физическое, умственное и психологическое благополучие. Когда пожилые люди направляются в творческий процесс, преимущества значительно возрастают. Вот лишь некоторые из преимуществ рисования для пожилых людей.
Улучшает психическое здоровье и поднимает настроение.
Семинары по социальной живописи проводятся в группе единомышленников, что способствует общению и общению со всеми вокруг. Даже застенчивые или замкнутые старшеклассники находят возможности общаться с другими учениками. Когда пожилые люди теряют друзей и членов семьи, многие чувствуют себя изолированными и начинают бороться с чувством изоляции и отчаяния. Уроки рисования позволяют пожилым людям завести новых друзей и использовать свои социальные навыки в очень непринужденной атмосфере без давления.
Когнитивные функции и стимуляция
Рисование заставляет людей использовать оба полушария мозга одновременно. Это помогает творчеству и повышает когнитивную функцию. Изучение нового навыка увеличивает активность мозга без труда. Пожилые люди, которые рисуют, имеют более острый ум. Некоторые исследования показывают, что творческая деятельность замедляет развитие нарушений памяти и таких состояний, как деменция и болезнь Альцгеймера*. Процесс рисования также дает возможность пожилым людям выразить себя так, как они не могут в общении.
Улучшение моторики и координации
Когда пожилые люди сосредотачиваются на одной задаче, например рисовании, их мелкая моторика тренируется и улучшается. Эти незначительные действия легки для человека с ограниченными физическими способностями, но все же увеличивают кровоток и улучшают координацию. Это, в свою очередь, помогает развитию мелкой моторики и ловкости рук, запястий и пальцев. Пожилые люди с артритом в этих областях лучше справляются с отеком и болью. Также наблюдается улучшение баланса.
Существует так много льгот для пожилых людей, что вполне логично, что сообщества людей старше 50 и пенсионеров спешат найти мастерские по рисованию и занятия декоративно-прикладным искусством для своих жителей. Это не только полезно физически и умственно, это стимулирует и веселит.
Dabble In Color, LLC предлагает множество возможностей для творчества пожилых людей. Наши очные мастер-классы по рисованию для взрослых предлагают прекрасную атмосферу дружбы и творчества для любого старшего поколения.
Если мобильность является проблемой, мы предлагаем живые онлайн-семинары. После регистрации все необходимое для завершения картины отправляется к ним домой. Затем мы встречаемся онлайн и рисуем вместе, где приветствуются вопросы и комментарии.
Мы также предлагаем наборы для рисования — все необходимое для создания шедевра доставляется по месту жительства, а пошаговые инструкции предлагаются онлайн в виде обучающего видео, поэтому картины можно нарисовать за 2 недели вместо одной. night
*The Creativity and Aging Study Влияние профессионально проводимых культурных программ на пожилых людей
Терапия визуальным искусством для вашего близкого человека с деменцией
Терапия изобразительным искусством включает использование различных средств, таких как краска, глина, мел и фотография, для создания что-то, что участник может использовать, чтобы легко выразить себя. Исследования показали, что поощрение людей, живущих с деменцией, к участию в регулярных творческих занятиях значительно обогащает и улучшает качество их жизни, помогая многим хорошо жить со своим заболеванием.
Препятствия к вербальному общению, созданные деменцией, обходят художественный процесс, и люди могут выражать себя более осмысленно. Он стимулирует области мозга, которые, как они, возможно, считали потерянными навсегда. Когда мы побуждаем человека с деменцией к общению с использованием эмоциональных и творческих центров мозга, иногда становится менее очевидным, что он даже поражен болезнью.
Исследование показывает, что художественные навыки помогают пациентам с деменцией общаться с членами семьи и опекунами. Исследование было сосредоточено на пациентке по имени Мэри Хехт. Из-за тяжелой сосудистой деменции она не могла вспомнить обычные слова или животных, но могла делать замысловатые и точные рисунки из своих воспоминаний. Художественный темперамент поощряет достоинство, признание и чувство целостности. Хотя утраченные слова нельзя использовать, художники могут восстановить ценность в себе и других. Отношения и эмпатия улучшаются, в то время как языковые тупики преодолеваются способностью человека творчески выражать свои истории. Тревога и чувство изоляции уменьшаются. Искусство, танцы и музыка вдохновляют людей, страдающих от этих разочаровывающих обстоятельств, на общение с другими. Программы терапевтического искусства стимулируют их разум и уменьшают симптомы агрессивного поведения благодаря просветительским возможностям, которые они приносят.
Живопись и рисование являются общими увлечениями.
Все это отличные способы расслабиться, но творчество — это больше, чем просто развлекательное времяпрепровождение. Искусство дает возможность проникнуть внутрь них, чтобы передать на бумаге или другом носителе представление о мыслях и чувствах, которые они, возможно, не смогут выразить никаким другим способом. Это позволяет им выразить те чувства, которые они либо не могут найти словами, чтобы объяснить, либо просто слишком трудно даже попытаться.Арт-терапия не избавит от болезни, но может стимулировать мозг в новом направлении. Творчество и счастье, которые приносит искусство, могут полностью изменить жизнь близкого человека, чье состояние постепенно ухудшается.
Обучение изобразительному искусству пациента на ранней и средней стадиях деменции требует моделирования со стороны инструктора, опекуна или инструктора. Вот некоторые из занятий арт-терапией для пациентов с деменцией:
1) Рисование: Арт-терапевтические занятия, такие как рисование, могут включать практику и повторение движений рук, особенно у людей с двигательными проблемами. Это также способ выразить свои чувства, обеспечивая средство общения.
2) Рисование пальцами: Художественно-ремесленные занятия дают возможность мультисенсорной стимуляции. На самом деле занятия, включающие визуальное наблюдение, тактильные ощущения и физическое взаимодействие, дают пожилым людям возможность стать когнитивно и физически вовлеченными в процесс.
3) Лепка из глины: Позволяет человеку выразить множество эмоций. Для пожилых людей и страдающих деменцией обеспечивает творческую стимуляцию, социальное взаимодействие, развивает мелкую моторику, а также повышает концентрацию и мотивацию.
4) Абстрактная живопись: Дает возможность проверить мыслительный процесс и воображение человека. Использование различных предметов может напомнить им о пережитом опыте и помочь им выразить и исследовать свои чувства.
5) Складывание бумаги: Человек с деменцией, создающий простой цветок оригами, может выучить этапы складывания бумаги, повторяя и практикуя их. Занятия оригами увеличивают приток крови к мозгу, тем самым улучшая его работу. Стимулирует координацию ума, тела и рук.
Визуальная арт-терапия использовалась в процессе лечения для снятия стресса и развития механизмов преодоления, чтобы удовлетворить как физические, так и психические потребности пациента. Это помогает уменьшить эмоциональный конфликт, повысить самосознание, управлять поведением, развить социальные навыки, улучшить ориентацию в реальности, уменьшить беспокойство и повысить самооценку.
Художественные занятия могут быть реализованы в качестве эффективных интервенционных мероприятий для пожилых людей с умеренными когнитивными нарушениями (MCI), а также для лиц с ранней и средней стадиями болезни Альцгеймера и деменции. Интервенционная деятельность по арт-терапии может обеспечить мультисенсорную стимуляцию, цели тренировки памяти и даже возможность вспомнить.
Мы в Samvedna Senior Care стремимся помочь пожилым людям жить счастливой, активной и независимой жизнью, не выходя из дома и общества, посредством интерактивного ухода.
Samvedna Senior Care была создана в октябре 2013 года с двумя взаимодополняющими целями: во-первых, предоставлять качественные услуги по уходу на дому пожилым людям с ограниченной подвижностью и социальным взаимодействием из-за различных ограничений, а во-вторых, способствовать стимулированию взаимодействия и участия в жизни общества.
Наши услуги по уходу за больными деменцией –
Услуги на дому –
Мероприятия по лечению деменции, проводимые обученными специалистами по уходу (уже упомянутые выше). Эти услуги доступны в Delhi NCR и Guwahati
Подробнее – https://www.samvednacare.com/service/dementia-care
Пожалуйста, позвоните нам для получения дополнительной информации – Delhi NCR – 98184 21446, 124 4229659 | Гувахати — 9864015872
Программа когнитивного оздоровления, сектор 57 Гургаон —
Программа когнитивного оздоровления Samvedna предназначена для пожилых людей с легкими когнитивными нарушениями, ранней деменцией или болезнью Паркинсона, а также пожилых людей, которым не хватает энтузиазма и мотивации.