Гадаем по наличникам: о чем может рассказать окно русского дома | Lisa.ru — сайт для женщин о звездах, моде, красоте и отношениях
Кто ты, о чем мечтаешь, чего боишься — все это раньше можно было поведать миру самым необычным способом, вырезав на своем окне. Учимся понимать загадочный язык русских наличников.
Здесь и далее: соцсетиРусскую избу не спутаешь с любым другим домом. А все благодаря наличникам — ажурным накладным украшениям, обрамляющим окна. И слово-то какое — наличник, от «накладывать на лик» — почти косметика для дома. Сегодня настоящие избы стали раритетом, в деревнях и небольших провинциальных городах они доживают свой век, разрушаясь и приходя в ветхость. И только благодаря энтузиазму некоторых любителей старины, реставрирующих наличники и возвращающих им первоначальный вид, мы можем судить о том, как выглядело это русское чудо.
Более того, многие вдруг осознали, каким сокровищем мы обладаем, и начали собирать фотографии наличников, обмениваться редкими находками и создавать сообщества в Интернете. Фотограф Иван Хафизов еще в 90-е начал снимать наличники по всей России и собрал огромную коллекцию, которая легла в основу Виртуального музея резных наличников. Но ценность этих шедевров деревянного зодчества состоит не только в красоте и неповторимости деревянного узора. Крестьянин, проходя по незнакомой деревне, читал наличники как вывески — и многое для него не было тайной. Попробуем и мы научиться расшифровывать эти деревянные ребусы.
Все началось с щелей
Почему резные наличники получили такое распространение именно в России? Тому есть, как минимум, две причины.
- Первая — сугубо практическая, элементарное желание сохранить в доме тепло. В раннем Средневековье больших окон в избах вообще не было. Когда главная задача холодной зимой — согреться, а для этого есть только дорогие дрова и коптящая печь, которая топится «по-черному», идея резать в стенах огромные дыры казалась безумием. Вместо окон были проемы под самой крышей — просто выпиливали прямоугольный кусок шириной в одно бревно. Проем закрывали деревянной задвижкой, которую время от времени отодвигали для проветривания. Со временем изба расширялась и совершенствовалась. И появились окна – пусть небольшие, но уже почти квадратные. Чем их только не закрывали — слюдой, бычьими пузырями, тонким холстом и т. п. Не стекло, конечно, но в доме стало гораздо светлее. Одна беда — сквозь щели между стеной и окном постоянно дуло. Решение нашлось почти сразу — наличники. То есть сначала это были просто доски, которыми закрывали щели от сквозняка. Такая технология существовала и у других народов. И вот тут начинается самое интересное.
- Вторая причина неповторимости русского наличника — русский же характер, мечтательный, изобретательный, с сумасшедшинкой. Та самая загадочная русская душа, для которой просто практичная и удобная вещь — это неинтересно. Нужно сделать так, чтобы она была еще и «со смыслом». Кто первый придумал узоры на наличниках, неизвестно, но уже в начале XVIII века появилось так называемое петровское барокко. И наличники украсились невероятными завитками, оберегами, фигурами, создававшими целую картину мира.
Прибыльное ремесло
В XIX веке наступил поистине расцвет «эпохи наличников». В красоте и разнообразии ажурного украшения окон соревновались не только деревни, но и русские города. Наличники можно было увидеть как на крестьянских и купеческих домах, но и на окнах дворянских усадеб. И из домашнего мастерства, когда кто во что горазд, это умение переросло в очень прибыльное ремесло. Каждый год после уборки урожая и сезона свадеб на заработки отсюда во все стороны уходили около 700 искусных плотников. Они владели ремеслом в совершенстве, так что в одном из переизданий словаря Даля появилось слово «якушничать», что означало «украшать резьбой по дереву».
У каждого региона России были свои предпочтения. На севере любили изображение солнца, южнее — растительные орнаменты и силуэты птиц. В московской области предпочитали белые наличники, саратовцы раскрашивали окна во все цвета радуги. Кстати, в Малороссии наличники не делали исключительно из-за конструкции домов — мазанки строили из кирпича с известью и обмазывали глиной. При такой технологии прикрепить деревянные наличники было невозможно, да и не нужно. Но они часто и там были — нарисованные! Что же изображали на своих избах русские крестьяне, о чем мечтали, чего боялись? Спросим у наличников.
Что означали узоры на окнах
Как ни странно, православные мотивы встречаются в узорах наличников очень редко. Самый распространенный — крест, главный защитник от любого зла. А вот отголоски языческих верований, может и неосознанно, но употреблялись повсеместно.
1. Солярные мотивы
— засухи, ураганов, наводнений и других капризов стихии. Причем, Солнце могло быть изображено не только в верхней части наличников, но и на боковых планках (восходящее и заходящее), а также на нижней планке (ночное светило). Кстати, планки эти тоже умели говорить. Например, верхняя символизировала бога неба Сварога и «хляби небесные», благословенные дожди, которые изображались волнистыми линиями.
2. Берегиня
По славянским поверьям, это было мистическое существо, которое выглядело как женщина. Похожая на русалку, она жила у рек и озер и по ночам стаскивала загулявших прохожих в воду. Но есть и другая легенда. Берегиня — мать, породившая все живое на земле. Она защищает достойных людей и главное — обеспечивает приплод скота и хороший урожай. Поэтому ее изображение было нередким в крестьянских домах.
3. Птицы и животные
Эти обереги часто были связаны с семейным счастьем. Особенно изображения птиц. Пернатые приносили в дом любовь и радость материнства. Если хозяин мечтал о большой дружной семье, он изображал на своих наличниках птиц.
. Например, рыбак мог вырезать деревянную рыбу. Дворяне украшали свои окна наличниками с точеными башенками. А изображенные на окнах склоненные знамена говорили о том, что в семье кто-то погиб на войне. Сегодня этот язык совершенно забыт, и нам остается только удивляться его богатству и наслаждаться красотой деревянного кружева русских наличников.
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
русский оконный резной наличник, Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Рис.
См. наши планы подписки
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ESY-012066391 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5202 х 3360 пикселей — 44 х 28,4 см — 300 точек на дюйм)
Специальная коллекция: Маленький бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×
Образ композиций
Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Волочащееся окно в хижине. Окно
Окна и наличники
Слово «окно» — один из самых древних и распространенных архитектурно-строительных терминов. В русских летописях упоминается в XI веке.
В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до 1635 г. привозили из-за границы. Самым распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьян оконным наполнителем служили материалы, добытые в их хозяйстве: бычий пузырь, рыбные платы, тонкие липовые пластины, парусина и лен. Такие заменители стекла можно было найти в некоторых деревнях в конце XIX века.
Хрупкость материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемое драг-окно.
Заднее окно было прорублено между двумя горизонтальными рядами бревен, его ширина в полтора раза превышала высоту. С внутренней стороны окна крепились бруски с пазом для движения висячей доски. Такие окна были распространены в избах русского крестьянства до начала XVII века. Однако во второй половине XIX в. они встречаются в хижинах на Севере, в Поволжье, на Урале.
Перетащите окно. По мнению М.В. Красовского
Многие из них уже негабаритные и имеют остекленные рамы. В Поволжье такие окна украшались резными наличниками со ставнями и без них.
Наличники концевых окон в избах Поволжья
Незначительный свет, проникавший в избу через висячие окна, требовал их рационального расположения. Обычно на фасаде было три перетяжных окна. Одно из боковых окон располагалось напротив устья печи, второе напротив стола в красном углу. Центральная была приподнята относительно боковых на один венец, она предназначалась для освещения основного объема избы.
Шесть частей с тянущимися окнами
Именно центральное окно в первую очередь было заменено наклонным или красным окном, проем которого был близок к квадрату.
Красные и задние окна
Косое окно представляет собой проем в стене, усиленный двумя боковыми балками (косяками). Вверху брусья связывались поперечным брусом (перемычкой), внизу упирались в бревно сруба.
Еще один вид оконного блока, такое окно состояло из четырех соединенных между собой перекладин.
В жилых помещениях оконный проем всегда оставался прямым. Первые попытки обработки поверхности стены возле окна заключались в небольшом надрезе (выдолблении) части бревен. Это позволило уменьшить толщину стены возле оконного столба, тем самым расширив угол попадания света в помещение и более четко обозначив окно на фасаде здания.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой требовало создания каркасной конструкции. Первоначально рамы были глухими, затем одну часть рамы по принципу волоковых окон стали делать подвижной, и ко второй половине 19 в.век. стала широко применяться двухстворчатая поворотная рама. Использование двустворчатой распашной рамы позволило увеличить оконный проем вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и настилы стали заменять легкими оконными рамами. Стыки между коробкой и бревенчатой стеной закрывались накладными досками — наличниками.
Наличники рамных окон крестьянских построек можно разделить на пять групп:
К первой группе относятся наличники с одной верхней доской. Между верхней балкой окна и верхним бревном всегда оставлялось пространство — осадочная канавка. Для защиты паза от атмосферных осадков его закрывали доской — очелью. Головной убор часто украшали резьбой, чаще всего применялась плоская и сквозная резьба.
Наличник с очелью
Ко второй группе относятся наличники, закрывающие оконный проем с четырех сторон. Очечник имел свободный фронтон с прямолинейными или изогнутыми элементами.
Наличник с отдельно стоящим фронтоном
К третьей группе относятся наличники с четким верхним горизонтальным профилем карниза и с высокой подкарнизной доской — фризом. Карниз украшают вертикально расположенными валиками, гренками, каблуками. Карнизная доска обрабатывается в виде филенок различной формы с подвесными гирляндами, кистями, плетеными украшениями. Двустворчатые жалюзи закреплены на боковых стенках кожуха. Нижние концы вертикальных планок отделаны капельками.
Наличник классического рисунка
К четвертой группе относятся наличники с резным орнаментом под карниз на люверсе и нижней подоконной доске.
Наличник с рельефной резьбой
Иногда ставни богато украшены рельефной резьбой, часто ставни играют только роль украшения и просто крепятся к стене дома. Такие наличники характерны для народного зодчества Поволжья второй половины XIX в.век. Глубокая рельефная резьба, свободные узоры растительного орнамента заменяют здесь хлопушки, каблуки и другие элементы классицизма. Отделка корпуса украшена сюжетными композициями с изображениями цветов и листьев, винограда, фантастических животных и птиц.
Наличник с декоративной шторкой
К пятой группе относятся наличники, состав и форма которых не соответствуют установленной системе оформления оконных проемов.
Это, например, наличник овальной формы, или кожух, украшенный изображениями бараньих или бычьих рогов.
Наличники необычных форм
Большое внимание волжские плотники уделили декоративной отделке плинтусов слуховых окон. Композиции этих наличников бесконечно богаты и разнообразны — от небольшого полукруглого проема с веерообразно расходящимися лучами из прямоугольных планок до большого двух-трех-приватного проема с витыми колоннами, поддерживающими резной фронтон.
Рамы мансардных окон
Декоративному оформлению наличников всегда уделялось большое внимание. Окна – это глаза дома, и они должны выглядеть уместно. В разных регионах конструкция и конструкция наличников были разными. Где-то декор был скуп и лаконичен, где-то наоборот слишком витиеват, но и то, и другое притягивают взгляд, несут в себе частичку былых традиций, ушедшей культуры и времени.
Крыльцо
Подъезды крестьянских домов можно условно разделить на пять групп:
Глухие крыльца-вырезы — площадки и ступени крыльца, расположенные в отдельной глухой рубленой клетке, стоявшей на земле у входа в дом. Такие крыльца могли быть одинаковой высоты или иметь несколько уровней: верхнюю площадку, лестничный пролет, нижнюю площадку.
Крыльцо
Крыльцо на ряже, это открытое крыльцо, в основании которого рубленое бревно-ряж, на нем столбы, несущие крышу крыльца.
Крыльцо на ряже
Крыльцо на одном столбе — открытое крыльцо, стены верхней площадки которого обшиты доской. Несущая часть площадки состояла из нескольких тесаных брусьев, уложенных в глубокую проушину опорного столба и соединенных со стеной дома.
Крыльцо на столбах
Крыльцо на двух столбах, два столба держат входную площадку и навес.
Крыльцо имеет четыре столба, два столба поддерживают крышу и верхнюю площадку, две другие колонны поддерживают крышу над нижними площадками.
Низкое крыльцо – невысокая площадка с несколькими ступенями, открытой или закрытой крышей, опирающаяся на столбы или кронштейны.
Крыша над крыльцом делалась двускатной с фронтоном над крыльцом или скатной с уклоном от стены.
Крыльца-балконы — это крыльца, совмещенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. Они были распространены в двухэтажных домах в сельской Карелии и в городском деревянном зодчестве.
Крыльцо-балкон, д. Чурилово, Каргапольский р-н, конец 19 в.
рис. Н. Подобина
Крыша
По своему типу крыши в народном зодчестве делились на односкатные, двускатные, трехскатные и четырехскатные, по бревенчатой или стропильной конструкции
(подробную информацию о конструкции кровли см. в разделе о технологии строительства).
Односкатные крыши возводились на мелких хозяйственных постройках: банях, амбарах, пристройках к дому, над балконами, крыльцами и галереями, при устройстве навесов во дворе или у стен избы (накрыть возле изб Новгородской области).
Наиболее характерной чертой жилой архитектуры северных поселений является двускатная крыша на срубных фронтонах. Врезанные в фронтоны выступы удерживают верхние концы цыплят, изготовленных из стволов ели с частью крючковидного корневища. На крючках курицы водосточные желоба – ручьи, поддерживающие два слоя досок.
Куры в северных деревнях
Верхние концы досок прижимаем к скату конька тяжелым бревном — застреваем. Ежик крепится к склону конька деревянными прутьями — штырями. Для лучшей гидроизоляции между двумя слоями досок укладывают слой бересты – камней. Торцы кур и бухла обрабатывались в виде голов птиц и лошадей, что придавало живописный силуэт всему зданию.
Коньки в северных деревнях
Для укрепления фронтона иногда делают дополнительные поперечные стены, пространство между которыми оформляют балками, использовавшимися летом для жилья. На выпуске из бревен балконы обычно устраивались декоративно, они были одним из основных элементов домашнего убранства.
Торцы слегка прикрывались резными досками с стегаными или подзорными, место их стыка вверху фронтона закрывалось ветреницей. Подзор обычно состоял из двух-трех досок, украшенных резной резьбой в виде полукругов, треугольников, городским орнаментом и различными отверстиями.
Одеяло и полотенце
На скате крыши располагалась труба — деревянный ящик для отвода дыма из дымоходов избы. В дымоходе были проделаны сквозные отверстия для создания тяги, что придавало ему значительный декоративный эффект.
Дымоходы в северных селах
Литература:
1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.-338с.: — ил.
Небольшое окно, вырубленное в двух бревнах деревянного сруба, расположенных друг над другом. Изнутри закрывается (прикрывается) бортовой защелкой из доски.
Watch value
Fiber Window в других словарях Окно — ср. окошко, окошко, окошко, окошко, будет умалять. окно, окно; окно, окно; отверстие в стене для света; в хижинах и лачугах иногда простая дыра, затыкаемая на зиму……..
Толковый словарь Даля
Окно Ср. — 1. Отверстие в стене здания или стены транспортного средства, предназначенное для света и воздуха. // разл. Подоконник. // разл. Оконная рама. 2. Отверстие для ……..
Толковый словарь Ефремовой
Окна — окна, пл. окна, окна, окна, ср. 1. отверстие в стене здания для света и воздуха. Комната с тремя окнами. выходит во двор. Двойное остекление в окнах. Кабина с круглым окном. В окне появилось ……..
Толковый словарь Ушакова
Дисконтное окно — инструмент, предлагаемый ФРС и позволяющий банкам-членам ФРС занимать средства под залог в виде государственных или других приемлемых ценных бумаг.
Экономический словарь
Окно —а; пл. окна, окна, окна; Ср.
1. Отверстие в стене здания или стены транспортного средства для света и воздуха; остекленная рама, закрывающая это отверстие………
Толковый словарь Кузнецова
Окно — 1. отверстие для приема или выдачи чего-либо; 2. бесплатный период времени в течение любого процесса
.
Экономический словарь
Окно льготных кредитов — льготные
кредиты, предоставляемые для специальных
программ или в целях помощи развивающимся странам от международных
банков и фондов.
Экономический словарь
Окно, краткосрочное улучшение рынка — (1) Ограниченный период времени, когда возможность должна быть использована или упущена. Например, период времени, в течение которого новые ……..
Экономический словарь
Окно, Бухгалтерия — «вливание» ликвидности в банковскую систему путем кредитования в центральном
банке кредитных организаций или проведения с ними операций по
учету векселей.
Экономический словарь
Окно рынка — часть рынка с неудовлетворенными потребностями определенных групп покупателей.
Экономический словарь
Вылетел из окна — Термин, описывающий быстрое размещение чрезвычайно успешного нового выпуска ценных бумаг среди инвесторов. Успешно размещенная проблема также называется. быстрая продажа ……..
Экономический словарь
Окно бухгалтерского учета — «вливание» ликвидности в банковскую систему путем кредитования центральным
банком финансово-кредитных учреждений или проведения с ними операций по
учету векселей.
Экономический словарь
Дисконтное окно — Способ снабжения банковской системы краткосрочными средствами, заключающийся в покупке казначейских векселей центральным банком или в предоставлении кредитов ……..
Экономический словарь
Окно — 1. Временно существующая возможность получить кредит или вложить капитал, который, следовательно, должен быть использован вовремя. 2. Период в течение дня, когда могут ……..
Экономический словарь
Окно — Образуется на той же основе, что и глаз — «глаз». Первоначально «дыра в стене для наблюдения».
Этимологический словарь Крылова
Окно льготных кредитов — вид льготных кредитов, предоставляемых в рамках специальных программ или в целях помощи развивающимся странам международными банками и фондами.
Юридический словарь
Окно бухгалтерского учета — (сленг.) — «вливание» ликвидности в банковскую систему путем кредитования центральным банком финансовых учреждений или проведения с ними операций по учету векселей.
Юридический словарь
Окно — в ЭВМ — прямоугольник, расположенный на экране, внутри которого отображается содержимое отдельных частей памяти машины или других запоминающих устройств. В окно можно……..
Стартовое окно — период времени, в течение которого должен быть запущен космический корабль, чтобы он вышел на требуемую траекторию. Для каждого запуска есть несколько стартовых окон.
Научно-технический энциклопедический словарь
Круглое окно — (fenestra rotunda) см. окно улитки.
Полный медицинский словарь
Окно овальное — (fenestra ovalis) см. окно вестибюля.
Полный медицинский словарь
Искусственное овальное окно — (fenestra ovalis Artificialis) отверстие, образуемое оперативным путем в костной стенке латерального, реже переднего полукружного канала с целью улучшения слуха у больных отосклерозом.
Полный медицинский словарь
Преддверное окно — (fenestra vestibuli, PNA, BNA, JNA; син. Овальное окно) отверстие на медиальной стенке барабанной полости среднего уха, закрытое основанием стремени, колебания которого передано ……..
Большой медицинский словарь
Snail Window — (fenestra cochleae, PNA, BNA, JNA; синоним: круглое окно, улитковое окно) отверстие на медиальной стенке барабанной полости среднего уха, закрытое вторичной барабанной перепонкой.
Полный медицинский словарь
Висячее окно – это компактное смотровое окно в срубе, которое располагается между двумя бревнами, расположенными одно над другим. Изнутри конструкция закрывается бортовой защелкой из доски. В традиционных русских избах окна были именно волчьими и представляли собой горизонтальную щель между бревнами. Иногда строение украшали резьбой. В центре клапана было сделано небольшое отверстие, наподобие современного глазка.
Волчьи рисунки заменены на косящие. Это отверстия с рамкой и рама из косяков. Они отличались высотой не менее трех бревен и более сложной конструкцией. Наклонные конструкции были тщательно украшены резьбой или орнаментом. Снаружи они могли закрываться железными или деревянными ставнями.
Современные окна в загородном доме
Сегодня в деревянных коттеджах или загородных домах устанавливаются классические в современном понимании окна. Кроме того, большим спросом пользуется панорамное остекление. Остекление от пола до потолка выглядит стильно и изящно, придавая зданию роскошь и открывая великолепный вид на окружающую природу.
Зрительно увеличивает пространство и высоту потолков в комнате, делает помещение светлым, светлым и воздушным. А вот для бани и парилки окна рекомендуется выбирать небольших размеров, чтобы тепло дольше сохранялось внутри.
Независимо от типа конструкции важно правильно подобрать материалы и провести монтаж. Специалисты советуют выбирать современные деревянные стеклопакеты. Натуральное дерево сохранит экологичность и микроклимат бревенчатого или брусового строения, органично впишется в интерьер и дополнит внешний вид фасада.
Древесина отличается высокой износостойкостью и хорошими теплоизоляционными свойствами, эстетичностью и экологической безопасностью. К тому же он не греется. При этом, как пластик, сильно нагревается и при нагревании выделяет неприятный запах, токсичные элементы. Он подскажет, какие окна выбрать для деревянного дома.
Установка окон в деревянном доме
Установка окон в бревенчатом доме осложняется тем, что бревенчатая или брусовая конструкция постепенно дает усадку. В результате оконная конструкция может быть перекошена или деформирована. Чтобы этого не произошло, перед установкой стеклопакетов важно вырезать или установить наличник. Срез производят после основной усадки через 6-12 месяцев после установки каркаса. Подробнее об установке окон в деревянном доме читайте .
Мастера «МариСруб» качественно и быстро справятся с установкой окон в деревянном доме. Подбираем надежные материалы, качественно устанавливаем обсаду, оконные конструкции и стеклопакеты, утепляем откосы. Мы предлагаем строительство деревянных домов под ключ из бруса или бревна и самостоятельно производим пиломатериалы.
Дом от производителя – это надежный и долговечный жилой коттедж или загородный дом по выгодной цене. Собственное производство позволяет тщательно контролировать подбор древесины и каждый этап производства пиломатериалов. И работать без посредников — предлагать низкие цены на пиломатериалы и бревна. Осуществляем комплексное строительство, которое включает в себя разработку и монтаж сруба, устройство фундамента и кровли, подведение и подключение коммуникаций. Устанавливаем окна и двери, утепляем дом, выполняем внутреннюю и наружную отделку.
Самым древним видом окон на Руси было узкое драже. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, вырезая из одного бревна кусок, из которого складывалась стена избы.
Волоконное окно представляло собой длинную прямоугольную щель, вытянутую по горизонтали. Через это отверстие часто выходил дым, который во время плавки русской печи наполнял всю избу. Висячее окно закрывалось на деревянную задвижку, которая называлась «затяжной» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.
Постепенно окно драгового типа было заменено более сложной и совершенной конструкцией, которую назвали «косой». В основании косячного окна находился деревянный прямоугольник или бревно, вставленное в специальный оконный проем, проделанный в стене дома. Он состоял из двух боковых косяков, отсюда и его название, верхней перемычки и нижней доски — подоконника. Практически по своему виду косое окно мало чем отличалось от вида современных окон в рамах.
В бревно вставлялось окно, представлявшее собой деревянную раму, к которой крепились пластины слюды или торцы из кусочков бычьего пузыря, которые были предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали свет, но в песнях и сказках обязательно назывались «хрустальными». Ведь это была единственная в то время возможность обеспечить хотя бы минимальный доступ света в русской избе.
Наличники были важной частью косого окна. Они закрывали щели между стеной и настилом и обязательно покрывались красивыми декоративными украшениями в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народно-прикладного искусства. Иногда наличники раскрашивали вручную красками. Эти особенности оформления окон отражены в поговорке «Ставни резные, окошки крашеные».
Верхний наличник, который назывался «кокошником», так как по своей форме он действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре всегда имел схематичное или стилизованное изображение солнца. Солярный символизм был чрезвычайно популярен в древности. Считалось, что изображение солнца может наделить проживающих в доме членов семьи крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, охраняющих дом от злых духов.